Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях.
материал

Ивашкина Оксана Викторовна

Цветомузыкальная  терапия как средство укрепления психоэмоционального здоровья детей в ДОУ. О влиянии искусства на жизнь и здоровье человека было известно давно. Среди различных видов искусств самым сильным средством воздействия является музыка. Цветовые воздействия на человека также хорошо известны. Объединив цвет и музыку, получилось новое направление в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками – цветомузыкальная терапия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberegayushchie_tehnologii_na_muzykalnyh_zanyatiyah.docx774.06 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №4» г. Сасово

Здоровьесберегающие технологии

на музыкальных занятиях.

«Цветомузыкальная  терапия как средство укрепления психоэмоционального здоровья

детей в ДОУ»

C:\Documents and Settings\1\Рабочий стол\Музыкальный руководитель\К проекту Радужная музыка\Картинки\радужные ноты\Muzykalnoe-vospitanie-detej-i-ego-preimushhestva-2.jpg

музыкальный руководитель

Ивашкина Оксана Викторовна

2019г

Использование здоровьесберегающих технологий в работе музыкального руководителя выступает как необходимое условие полноценного развития детей.

Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование разнообразных  здоровьесберегающих технологий:

-  валеологические песенки-распевки,

- дыхательная гимнастика,

- артикуляционная гимнастика,

- оздоровительные и фонопедические упражнения,

- игровой массаж,

- пальчиковые игры,

- речевые игры,

- музыкотерапия,

- ритмопластика,

- логоритмика,

- арт-терапия,

- сказкотерапия,

- игротерапия.

Но сегодня я хочу подробнее вас познакомить с таким направлением как цветомузыкальная терапия.

В настоящее время с увеличением различных гаджетов и большой загруженностью родителей делами мы наблюдаем большое количество гиперактивных детей с невротическими проявлениями, отклонениями в эмоционально-волевой сфере, детской агрессией. Для решения этих проблем необходимо находить новые формы работы.

О влиянии искусства на жизнь и здоровье человека было известно давно. Среди различных видов искусств самым сильным средством воздействия является музыка. Цветовые воздействия на человека также хорошо известны. Объединив цвет и музыку, получилось новое направление в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками – цветомузыкальная терапия.

Цель цветомузыкальной терапии:  укрепление психоэмоционального здоровья детей.

Задачи:

- уменьшение тревожности, обретение  уверенности и спокойствия;

- снижение агрессивности;

- снижение вегето-сосудистых реакций или невротических расстройств;

- снятие психоэмоционального напряжения;

- создание положительного эмоционального фона;

- стимулирование ослабленных сенсорных функций;

- улучшение адаптации.

Цветомузыкальная терапия как средство психологического оздоровления детей начала использоваться в 70-х годах XIX века в Голландии и в 80-х – в Великобритании в первых сенсорных комнатах.1584353.jpeg

Опыт их использования есть и в России, где в 2004 году прошел I Международный семинар по применению сенсорных комнат.

  В настоящее время сенсорные комнаты используются в самых разных учреждениях: в школах, детских садах, интернатах, медицинских учреждениях.

Профессор В. В. Бутуханов (Иркутск) разработал компьютерную программу, позволяющую увидеть цветовую гамму ритмов мозга на экране компьютера и услышать музыку мозга. Эта музыка строго индивидуальна, подобно отпечаткам пальцев. Оказывается, если записать на кассету в звуковой файл компьютера такую музыку в хорошем настроении, то затем при помощи этой музыки можно регулировать свое состояние, например, при хроническом стрессе, неврозе, воздействии шоковых факторов.

       Спектр радуги совпадает с ритмами биотоков мозга и 7 музыкальными  нотами.

Красный цвет совпадает с самой низкой частотой (1,75-3,5 Гц) - дельта-ритмом энцефалограммы и нотой до. C:\Documents and Settings\1\Рабочий стол\Музыкальный руководитель\К проекту Радужная музыка\Картинки\радужные ноты\клавиатура -цвета.jpg

Оранжевый цвет - с тэтаритмом (3,5-8 Гц) и нотой ре.

Желтый цвет соответствует ритму альфа-1 (8-10 Гц) и  ноте ми.

Зеленый - ритму альфа-2 (10-12 Гц) и ноте фа.                            

Голубой - ритму бета-1 (12-25 Гц) и ноте соль.

Синий - ритму бета-2 (25-35 Гц) и ноте ля.

Фиолетовый - гамма-ритму (35-50 Гц) и ноте си.

Цветотерапия основана на влиянии фотонов света различной длины волны на мозг человека.

Цвет-это жизнь, он придает нам силы, освежает, лечит, вдохновляет, восхищает, но в тоже время он может дать толчок к угнетенному, подавленному состоянию, негативно повлиять на эмоциональное и психофизическое состояние. Уже доказано, что даже один и тот же цвет, в зависимости от интенсивности и продолжительности воздействия, может вызывать как положительные, так и отрицательные  эмоции, может возникнуть как ощущение тревожности и подавленности, так и ощущение подъема и радости. C:\Documents and Settings\1\Рабочий стол\Музыкальный руководитель\ФОТО работы\Фото развлечение Рисуем музыку\Копия IMG_2011.jpg

Не надо думать, что дети не могут осознанно использовать цвета, чтобы выразить свое отношение к изображаемому образу. Дети очень точно, с помощью цвета, передают события, характер героев: сочные теплые краски – волшебные тучи, черная краска – злое волшебство, негативные действия. Самое главное, это дать ребенку  возможность спокойно, методично накапливать изобразительный опыт. 

Очень важно поддерживать начинания и стремление ребенка рисовать воображаемым им мир, свои мысли в соответствии со своим « внутренним миром», а затем рассказать, что же он хотел передать  в этом рисунке и почему он это видит именно так и в таком цвете. Такая возможность творить поможет в дальнейшем росте  духовности, эмоциональной стабильности и желании учиться дальше. Именно этих целей и должен придерживаться педагог в работе с дошкольниками.

Раскрытие и исследование всех  нюансов по данной теме не может быть полным без еще одного направления по эмоциональному развитию ребенка: влияние музыки на эмоциональное состояние детей дошкольного возраста.C:\Documents and Settings\1\Рабочий стол\Музыкальный руководитель\ФОТО работы\Фото развлечение радужная музыка\IMG_2040.jpg

Если в раннем детстве донести до сердца красоту музыкального произведения, если в звуках ребёнок почувствует многогранные оттенки человеческих чувств, он поднимется на такую ступеньку культуры, которая не может быть достигнута никакими другими средствами.  «Чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед ребёнком собственную красоту - маленький человек осознаёт своё достоинство»

Музыкотерапия - это особая форма роботы с детьми с использованием музыки в любом виде (записи на магнитофоне, прослушивание пластинок, игра на музыкальных инструментах, пение и др.). Музыкотерапия дает возможность активизировать ребенка, преодолевать неблагоприятные установки и отношения, улучшать эмоциональное состояние.C:\Documents and Settings\1\Рабочий стол\Музыкальный руководитель\ФОТО работы\Фото развлечение радужная музыка\IMG_2045.jpg

Мы живем в мире красок и их оттенков, мы живем в мере звуков, научиться управлять и направлять в нужное русло все это богатство – необходимое условие для стабильного физического, психического и эмоционального состояния человека.

Возможность цветового самовыражения в процессе слушания классической музыки позволяет детям войти в контакт с глубокими состояниями, пережить сильные эмоции. Для обозначения подобных состояний был введён термин «цветозвуковая рефлексия» - особое сосредоточение, возникающее у детей в процессе рисования музыки, внешне фиксируемая поведенческая реакция на единство и взаимовлияние музыки и цвета.C:\Documents and Settings\1\Рабочий стол\Музыкальный руководитель\ФОТО работы\Фото развлечение радужная музыка\IMG_2032.jpg

Музыкальное произведение тихо и ненавязчиво должно звучать на протяжении  всего времени рисования. Ее звучание помогает ребенку полнее выразить на листе бумаги свои ассоциации, волнения, грезы. Музыка в этом случае выступает в роли эмоциональной « подпитки». Не надо бояться, что звучание музыки будет мешать детям. Дети воплощают в своих рисунках не только настроение музыки, ее общий эмоциональный колорит, но и особенности тембра, ритма, выражают еще и свои переживания, свое внутреннее «Я». 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект музыкального занятия . Тема «Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях в ДОУ»

Форма организации деятельности:  подгрупповаяСредства обучения:1. Оборудование:-музыкальный центр-проектор- ноутбук- музыкальные инструменты: птичка-свистулька, шишки, султанчики, орехи,  де...

Консультация по теме:"Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях виды музыкальных занятий."

Данная консультация предназначена для музыкального руководителя детского сада. Основная форма музыкальной деятельности в ДОУ - музыкальные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, ...

Выступление на городском семинаре для музыкальных руководителей МДОУ, МАДОУ тема: «Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях»

Музыкально-оздоровительная работа в ДОО - достаточно новое направление как в музыкальном, так и в физическом воспитании дошкольников. Новизна данного направления состоит в том, что на музыкальных зан...

проект "Развитие музыкально-ритмических движений детей дошкольного возраста посредством использования здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях"

Проект предусматривает использование здоровьесберегающих технологий. Главная тема проекта-музыкально-ритмические жвижения,которые всгда используются на музыкальных занятиях.Оздоровление происходит мет...

Здоровьесберегающие технологии в обучении «Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях»

 Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ- достаточно новое направление как в музыкальном, так и в физическом воспитании дошкольников.  Так я начала организовывать музыкально-оздо...

Методическое пособие для музыкальных руководителей ДОУ «Музыкально - оздоровительная работа с детьми в ДОУ - применение здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях».

Воспитание здорового подрастающего поколения граждан России - первоочередная задача государства, от решения которой во многом зависит его будущее процветание.Здоровье – это базовая ценность и не...

Презентация «Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях в рамках ФГОС ДО посредством игры на детском музыкальном инструменте свирель »

Материал может быть полезен музыкальным руководителям . родителям  . педагогам для расширения кругозора и знакомсва с этой темой....