Семинар- практикум "Использование кинезиологических упражнений как вид здоровьесберегающих технологий"
материал (средняя, старшая группа)

Инна Геннадьевна Савенкова

Постоянно растущее число детей с нарушениями в физическом и психическом развитии ставит перед нами педагогами задачу поиска эффективных форм и приемов профилактики и укрепления здоровья малышей в условиях ДОУ. В прошлом году, я столкнулась с  понятием кинезиологические упражнения. Мне показалось это довольно интересным, и я решила подробнее ознакомиться с этой темой.

 Цель использования кинезиологических упражнений: развитие интеллектуальных способностей и сохранение психологического здоровья детей дошкольного возраста через применение метода кинезиологии.

Задачи:

- Способствовать положительной динамике развития интеллектуальных способностей у дошкольников.

- Развивать познавательный интерес к здоровому образу жизни.

- Развивать моторную сферу ребёнка.

- Развивать межполушарное взаимодействие.

- Развивать речь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sayt_kineziologiya_seminar.docx26.61 КБ
Файл sayt_ispolzovanie_kineziologicheskih_ya.pptx1.2 МБ

Предварительный просмотр:

Использование кинезиологических упражнений как вид

 здоровьесберегающих технологий

     

Постоянно растущее число детей с нарушениями в физическом и психическом развитии ставит перед нами педагогами задачу поиска эффективных форм и приемов профилактики и укрепления здоровья малышей в условиях ДОУ. В прошлом году, я столкнулась с  понятием кинезиологические упражнения. Мне показалось это довольно интересным, и я решила подробнее ознакомиться с этой темой.

     Название «кинезиология» происходит от греческого слова «кинезис» , что означает «движение». Имеется в виду мышечное движение. Греческое же происхождение имеет и слово «логос», которое обычно переводят как «наука».

Т.о. Кинезиология – наука о развитии умственных способностей через определенные двигательные упражнения. И именно они позволяют создать новые нейронные связи и улучшить работу головного мозга, отвечающего за развитие психических процессов и интеллекта.

Авторы практической кинезиологии считают, что скорректировать, частично восстановить согласованность в работе правого и левого полушарий, усилить самоконтроль за своими эмоциями помогут специфические движения кинезиологии.

Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. При этом, чем более интенсивна нагрузка (в допустимых пределах), тем значительнее эти изменения.

Цель использования кинезиологических упражнений: развитие интеллектуальных способностей и сохранение психологического здоровья детей дошкольного возраста через применение метода кинезиологии.

Задачи:

- Способствовать положительной динамике развития интеллектуальных способностей у дошкольников.

- Развивать познавательный интерес к здоровому образу жизни.

- Развивать моторную сферу ребёнка.

- Развивать межполушарное взаимодействие.

- Развивать речь.

Каковы же         методические рекомендации по проведению кинезиологических упражнений

-Основным требованием к использованию специальных кинезиологических комплексов является точное выполнение движений и приемов.

    -Педагог обязан сначала сам освоить упражнения практической кинезиологии. 

    -Применение специальных кинезиологических упражнений возможно  как в образовательной деятельности, так в режимных моментах.

    Кинезиологические занятия и упражнения дают как немедленный, так и накапливающийся эффект, повышая умственную работоспособность и оптимизируя психоэмоциональное состояние. 

   -Упражнения  необходимо проводить ежедневно.

   -Упражнения отрабатываются длительное время, от простого к сложному.

Чтобы научиться точно выполнять движения легче начинать с карточек-опор  (показ).

Для детей дошкольного возраста упражнения проводятся в игровой и образной форме. Дети вместе со взрослым повторяют речевое сопровождение всех упражнений    (например упр. «Ладушки-оладушки» : правая рука лежит ладонью вниз, а левая – ладонью вверх; одновременная смена позиции со словами: «Мы играли в ладушки – жарили оладушки,  так пожарим, повернем и опять играть начнем»).

 Упражнение «Колечко»: поочередно, соединяя в кольцо большой палец с последующими, со словами: «Раз, два, три, четыре, пять – весело колечко будем примерять!»

    Также можно использовать кинезиологические сказки, в которых используется несколько упражнений.

     С 4- 5лет дается комплекс пальчиковых кинезиологических упражнений, состоящий из 3 положений рук, последовательно сменяющих друг друга.

Например упражнение «Кулак—ребро—ладонь».   Ладонь сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребенок выполняет пробу вместе с взрослыми, затем самостоятельно по памяти, постепенно от занятия, к занятию увеличивая время и сложность (8—10 повторений моторной программы).

Упражнение выполняется сначала правой рукой, затем левой, затем двумя руками вместе. При затруднениях взрослый предлагает ребенку помогать себе командами «кулак-ребро-ладонь», произносимыми вслух или про себя. Педагог контролирует точное выполнение упражнений.

-Упражнения могут проводиться стоя или сидя за столом.

-Упражнения проводятся по специально разработанным комплексам;

     -Длительность занятий по одному комплексу составляет две недели.

     Все упражнения   целесообразно проводить с использованием музыкального сопровождения. Спокойная, мелодичная музыка создает определенный настрой у детей. Она успокаивает, направляет на ритмичность выполнения упражнений в соответствии с изменениями в мелодии.

Что же включают в себя комплексы упражнений?

Растяжки, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, телесные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики, упражнения на релаксацию.

Растяжки нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость).

Упражнение «Дерево»  И.п. – сидя на корточках. Спрятать голову в колени, обхватить их руками. Представьте, что вы - семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно поднимитесь на ноги, затем распрямите туловище, вытяните руки вверх. Затем напрягите тело и вытянитесь. Подул ветер – вы раскачиваетесь, как дерево.

Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность. 

Упражнение “Свеча” И.п. – сидя за столом. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха.

Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.

Упражнение “Горизонтальная восьмерка” Вытянуть перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сжать в кулак, оставив средний и указательный пальцы вытянутыми. Нарисовать в воздухе горизонтальную восьмерку как можно большего размера. Рисовать начинать с центра и следить глазами за кончиками пальцев, не поворачивая головы. Затем подключить язык, т.е. одновременно с глазами следить за движением пальцев, хорошо выдвинутым изо рта языком. (Мы пока рисуем круги, квадраты треугольники и следим глазами.)

Телесные упражнения

Упражнение «Ухо – нос».  Левой рукой берёмся за кончик носа, а правой - за противоположное ухо, т.е. левое. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук "с точностью до наоборот".

Упражнения для развития мелкой моторики

Упражнение «Лезгинка». Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук в течение 6—8 смен позиций. Добивайтесь высокой скорости смены положений.

Упражнение «Петух-курица-гусь».

Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, снятию напряжения.

Упражнение на расслабление мышц шеи "Любопытная Варвара". Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены, голова прямо. Повернуть голову максимально влево, затем вправо. Вдох-выдох. Движение повторяется по 2 раза в каждую сторону. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы. Поднять голову вверх, смотреть на потолок как можно дольше. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы. Медленно опустить голову вниз, прижать подбородок к груди. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы.

Любопытная Варвара смотрит влево, смотрит вправо.

А потом опять вперед — тут немного отдохнет.

    А Варвара смотрит вверх дольше всех и дальше всех!

    Возвращается обратно — расслабление приятно!

    А теперь посмотрим вниз — мышцы шеи напряглись!

    Возвращаемся обратно — расслабление приятно!

Метод кинезиологии влияет не только на психическое и физическое здоровье, он позволяет активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует развитию интеллектуальных способностей человека. В частности, применение данного метода позволяет улучшить у ребенка, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю, стрессоустойчивость.

Вы хотите видеть детей здоровыми и умными? Займитесь кинезиологией и пусть ваши дети освоят её вместе с вами.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование кинезиологических упражнений как вид здоровьесберегающих технологий

Слайд 2

Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение, о развитии умственных способностей и физического здоровья через определённые двигательные упражнения. Кинезиологические упражнения - комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие, при котором полушария обмениваются информацией, происходит синхронизация их работы.

Слайд 3

Возможности кинезиологии активизация работы стволовых отделов мозга; успокоение и релаксация; развитие межполушарного взаимодействия; синхронизация работы полушарий; развитие мелкой моторики; развитие способностей; развитие памяти, внимания, восприятия, развитие речи, мышления; устранение дислексии и дисграфии ; активизация мыслительной деятельности ; улучшает эмоциональное состояние, повышает настроение.

Слайд 4

Развивая моторику, мы создаём предпосылки для становления многих психических процессов. Учёными доказано положительное влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи, мышления, памяти, внимания, восприятия. Развивающая работа направлена от движения к мышлению, а не наоборот . Дети , которым удаются изолированные движения пальцев – говорящие дети. Занятия гармонизируют работу головного мозга, позволяют выявить скрытые способности ребёнка и расширяют границы его возможностей. Чем интенсивнее кинезиологическая тренировка, тем значительнее положительные изменения.

Слайд 5

Упражнение «Колечко»

Слайд 6

Упражнение «Кулак-ребро-ладонь»

Слайд 7

В комплексы кинезиологических упражнений включают: Растяжки нормализуют гипертонус (чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость). Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность. Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма. При выполнении телесных движений развивается межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы. Упражнения для релаксации и массаж способствуют расслаблению, снятию напряжения.

Слайд 8

Упражнение «Горизонтальная восьмерка»

Слайд 9

Упражнение «Ухо-нос»

Слайд 10

Упражнение «Лезгинка»

Слайд 11

Упражнение « П етух-курица-гусь»

Слайд 16

Человеку для закрепления мысли необходимо движение. Запомните , что неподвижный ребёнок не обучаем! Не ругайте его за излишнюю двигательную активность на занятиях!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для воспитателей по теме: «Профилактика неуспешности ребенка с ОВЗ в образовательном учреждении» в рамках проекта «Ресурсная школа» «Кинезиологические упражнения, как средство развития основных психических процессов»

Вниманию педагогов предложены упражнения для крупной и мелкой моторики, которые синхронизируют работу одновременно двух полушарий головного мозга, улучшают память, развивают моторику, речь, способству...

Мастер - класс для педагогов "Кинезиологические упражнения - эффективная здоровьесберегающая технология"

Мастер -класс знакомит  педагогов ДОУ с кинезиологическими упражнениями, которые используются для сохранения здоровья детей, развития их умственных способностей, развития речи....

Семинар-практикум для педагогов "Использование кинезиологических упражнений в работе педагогов с дошкольниками ОВЗ"

Семинар-практикум для педагогов "Использование кинезиологических упражнений в работе педагогов с дошкольниками ОВЗ"...

Семинар-практикум для педагогов "Формирования графо моторного навыка у старших дошкольников с ЗПР посредством кинезиологических упражнений"

Семинар-практикум для педагогов "Формирования графо моторного навыка у старших дошкольников с ЗПР посредством кинезиологических упражнений"...

выступление к семинару "Влияние кинезиологических упражнений на развитие интеллекта детей"

Выступление знакомит педагогов с методом кинезиологии, рассказывает о роли межполушарного взаимодействия в интеллектуальном развитии дошкольников...

Семинар-практикум для педагогов «Здоровьесберегающие технологии в развитии речи детей с ОНР. Развитие речи дошкольников через кинезиологические упражнения»

В современном мире большое значение уделяется развитию речи, в особенности развитие речи у подрастающего поколения. Поэтому педагоги, нейрофизиологи, врачи и доктора наук создают новые техники, методы...

Мастер-класс «Кинезиологические упражнения — эффективная здоровьесберегающая технология»

Цель мастер - класса: повысить уровень знаний  педагогов  по  использованию кинезиологических упражнений, применение которых возможно в образовательном процессе ДОУ, пропаганда  и...