Конспект неприрывной образовательной деятельности по познавательному развитию "Здравствуй, Зимушка-Зима"
план-конспект занятия (младшая группа)

Румянцева Екатерина Викторовна

познакомить детей с природными особенностями зимних месяцев 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdravstvuy_zimushka_zima.docx26.43 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непрерывной образовательной деятельности

по познавательному развитию /ознакомление с миром природы/

«Здравствуй, Зимушка-Зима»

 с детьми младшей группы

Автор:

Воспитатель ГБДОУ детский сад №83

Калининского района Санкт-Петербурга,

 Румянцева Екатерина Викторовна

Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о зиме. 

Задачи: Познакомить детей с природными особенностями зимних месяцев; развивать у детей способность наблюдать, строить предложения, делать выводы; 

Уточнить признаки зимы; подбирать однокоренные слова, упражнять в подборе прилагательных, существительных, согласуя их в роде, числе и падеже; 

Активизировать словарь по данной теме; 

 Развивать зрительное и тактильное восприятие; логическое мышление; зрительное внимание, слуховую память. 

Воспитывать эмоционально-положительное отношение к красоте окружающей природы; формировать доброжелательное отношение друг к другу; воспитывать умение работать и играть в коллективе. 

 

Ход занятия

Воспитатель: Дети, сейчас я загадаю загадку, слушайте внимательно. 

     1. Отгадывание загадки. 

Наступили холода, 

Обернулась в лед вода. 

Длинноухий зайка серый 

Обернулся зайкой белым. 

Перестал медведь реветь, 

В спячку впал в бору медведь. 

Кто скажет, кто знает: 

Когда это бывает? (зимой

  1. Беседа о зиме. 

Зимушкой - зимой” в народе называли самое суровое время года. В народе издавна зимнее время года представлялось в образе сказочного персонажа Мороза или Морозко – волшебного богатыря – кузнеца, который сковывает холодами реки, ударяет по углам изб, так что трескаются брёвна. Не случайно в русских сказках Мороз носит имена – Трескун и Студенец. Живёт он в ледяных домах, глубоких колодцах, одаривая богатствами тех, кто умеет трудиться. 

Какими еще словами можно сказать о зиме? (белоснежная, холодная, морозная, зимушка) 

3. Отгадайте загадку: 

Я белым покрывалом всю землю накрываю, 

Белю поля, дома, зовут меня …. (Зима). 

Невидимкой, осторожно 

Он является ко мне 

И рисует, как художник, 

Он узоры на окне… (мороз). 

В белом бархате деревья – 

И заборы и деревья. 

А как ветер нападет, 

Этот бархат опадет … (иней) 

 

Бел, да не сахар 

Ног нет, а идёт. 

На всех садится, 

Никого не боится… (снег). 

Явилась вслед за осенью 

Я по календарю. 

Я самый лучший праздник вам 

На радость подарю! 

А землю белым снегом я 

Укутала сама. 

Ребята, отгадайте-ка, 

Ну, кто же я? (Зима) 

 

Воспитатель: Назовите, пожалуйста, зимние месяцы. (Декабрь, январь, февраль). 

 

Декабрь-первый зимний месяц.  

Летят с неба лёгкие белые снежинки и украшают землю пушистым белым ковром. Деревья и кустарники стоят без листьев, на голых ветках лежит снег, только ель и сосна остаются по-прежнему зелёными. Сквозь низкие серые облака редко поглядывает солнце, поэтому и называют декабрь в народе «хмурень» - хмурый, бессолнечный месяц, дни короткие, ночи длинные. По ночам в декабре трещит мороз - строит ледяные мосты на водоёмах. 22 декабря - самый короткий день в году. После 22 декабря день начинает понемногу прибавляться. 

Январь-второй месяц зимы.  

Лютует стужа, трещат морозы, а под ногами скрипит снег. В народе январь называют «лютень» или «лютовей». В январе тропинки в лесу белые, льды на реках синие, сугробы высокие, а звёзды ночью яркие. Рисует мороз на стёклах удивительные узоры. «Месяц январь - зимы государь» - так в народе говорят. 

 

Февраль-последний месяц зимы.  

Метели и вьюги наметают высокие сугробы, а порывистые ветры гонят по земле снежную позёмку. В старину февраль называли «снеговеем», «ветродуем». С давних времен в народе существовало деление ветров на добрые и злые. Так, благоприятный, слабый ветерок называли «святым воздухом», а холодный ветер с севера называли «сиверкой». Когда становилось холодно, так и говорили: «Сиверка подул» В феврале, день становится длиннее, начинает пригревать солнышко, с крыш свисают длинные хрустальные сосульки, иногда звенит первая робкая капель, снег подтаивает, темнеет, а сугробы оседают. Люди приметили, что день 2 февраля показывает, какая будет весна. Если в этот день будет солнце, то весна будет тёплой. Если же день пасмурный, готовься к поздним заморозкам. Вот такая примета. 

Сейчас мы превратимся с вами в ветер. 

4. Физкультминутка 

Вот студеною зимой.                            Дети машут руками 

Ветер дует ледяной 

И вздымает снега тучу.                         Дети выполняют круговые 

Он суровый и могучий.                        Движения руками. 

Зайцы прячутся в кустах.                     Дети садятся в глубокий присед  

Даже хитрая лиса                                  нанесколько секунд, 

Притаилась и сидит,                             потом встают. 

Ну а снег летит, летит.                          Дети машут руками. 

Но утихла злая вьюга, 

Солнце светит в небесах.                     Потягивания — руки в стороны. 

Скачет по полю лиса.                           Прыжки. 

Ну а мы чуть-чуть пройдемся              Ходьба. 

И домой к себе вернемся.                     Дети садятся за столы. 

      

5. Беседа о снежинках. 

Воспитатель: Откуда же берется снег? 

Дети: Он подает из тучи. 

Воспитатель: Снежинки образуются из мелких ледяных кристалликов в облаках. Внутри облака ледяные кристаллики растут за счет перехода пара в твердые кристаллы льда. Во время очень сильных морозов ледяные кристаллики выпадают на землю в виде "сверкающей алмазной пыли». И на земле образуется слой очень пушистого снега, состоящего из тоненьких ледяных иголочек. Оказывается, двух одинаковых снежинок не бывает. Ребята, а что общего у всех снежинок? (Ответы детей) 

Воспитатель: Совершенно верно, у всех снежинок шесть лучиков, но похожих нет, мороз постарался. 

 

Все снежинки одинаковы на цвет – 

Но близнецов, поверьте, нет. 

Найти похожих здесь нельзя – 

Мороз старался, и не зря. 

Воспитатель: Ребята, а вы хотите знать, почему снег хрустит под ногами? (Ответы детей). 

Тогда я приглашаю вас в свою лабораторию «Снеговичок». 

6. Опыт “Почему снег хрустит?” 

Воспитатель: Возьмем крупную соль. Её кристаллики очень напоминают снежинки. Насыпаем соль в тарелку. 

Берем столовую ложку (железную) и надавливаем ею на соль (несколько раз). 

Результат. Слышен скрипящий или хрустящий звук (ломаются кристаллики соли). Такой же звук слышен, когда мы идём по снегу в морозный день. 

 

Вывод: Снег состоит из, снежинок. Хотя эти кристаллики очень маленькие, когда они ломаются, слышен треск. Конечно, когда ломается одна снежинка звук услышать невозможно, но когда вы в морозный день идёте по заснеженной улице, под вашими ногами ломаются сотни тысяч снежинок. Тогда вы и замечаете, что снег скрипит. 

7. Дыхательные упражнения. 

  Дыхательные упражнения. 

Воспитатель: «Зимой часто дует холодный ветер, а в небе летают весёлые снежинки. 

- Подул зимний ветерок, полетел снежок. 

Снег, снег, белый снег, засыпает он нас всех. 

- Я вас превращу в холодный ветерок, и вы поможете мне подуть на снежинки. (Дети берут снежинки). 

- А вы умеете правильно дуть? Расскажите, пожалуйста, как это надо делать. 

Дети рассказывают: «Вдыхаем глубоко носом, плечи не поднимаем. При вдохе щёки не надуваем». (Дети дуют на снежинку). 

- А теперь согреем ручки. 

Подуем тёплым воздухом. (Дети «греют ручки). 

 

Основное изменение в зимней погоде – это наступление холодов. Холод заставил людей надеть тёплые пальто, шапки, сапоги, варежки. 

Но все-таки и зимой можно играть, веселиться, петь и танцевать. Зимой мы отмечаем праздник «Новый год». А еще зимой очень весело играть на улице. 

- Зима морозная пора, но очень много игр, развлечений и забав она приносит людям. Я сейчас загадаю загадки о зимних забавах, а вы их отгадайте.  

 

 8. Загадки о зимних забавах. 

 

1.Мои новые дружки и блестящи, и легки, 

И на льду со мной резвится, и мороза не боятся. (Коньки). 

 

2.Две новые кленовые подошвы двухметровые 

На них поставили две ноги – 

И по большим снегам беги (Лыжи). 

 

3.Ой, насыпало снежка! Вывожу коня – дружка. 

За верёвочку-узду через двор коня веду, 

С горки вниз на нём лечу, а назад его тащу. (Санки). 

 

4.Меня не растили – из снега слепили. 

Вместо носа ловко вставили морковку, 

Глазки-угольки, ручки-сучки. 

Холодный, большой. Кто я такой? (Снеговик). 

 

9. А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Какая погода может быть зимой?» 

Предлагаю вариант (если дети затрудняются): Если на улице идёт снег, то погода… 

Снег – (снежная); 

Мороз – (морозная); 

Ветер – (ветреная); 

Стужа – (студёная); 

Холод – (холодная). 

 

10. Игра -_викторина «Что наделала зима?» 

1. Зима пришла с морозами и всё…- (заморозила). 

2. Метель мела и все тропинки…– (замела). 

1. Река покрылась льдом и всё(заледенела). 

2. Зима позвала и вьюгу и всё(завьюжила). 

 

11. Игра «Назови ласково» 

- Хоть зима всё заморозила и замела, но мы любим её и ласково называем как? (Зимушка). 

1. Мороз – (морозец). 

2. Лёд – (ледок). 

1. Холод – (холодок). 

2. Метель – (метелица). 

 

12. Игра «Найди лишнее слово». 

- Послушайте и найдите лишнее слово. (Дети находят лишнее слово и объясняют свой выбор) 

Мороз, морозильник, мороженое, моросит. 

Снег, снегирь, снасти, снеговик. 

Холод, хороший, холодильник, холодок. 

Лёд, ледышка, лекарство, ледяной. 

Теперь поиграем с моим снежком. И я посмотрю, как вы знаете зимние явления. 

 

13. Упражнение «Назови действие»(со снежком) 

  • Зимой метель (метёт) 
  • Ночью ветер в трубах (воет, завывает) 
  • Из снеговой тучи снежинки (падают, летят, кружатся). 
  • В лесу зимой голодный волк (воет) 
  • На зиму медведь в берлоге(засыпает) 
  • Мороз щёки и нос (щиплет) 
  • Зимой вода в реке (замерзает) 
  • Иней на ветках деревьев (блестит) 
  • Зимой снег всё вокруг(накрывает) 
  • Деревья зимой (спят) 
  • Под снегом травка зимой (греется) 
  • Зимой насекомые (прячутся) 

-Молодцы! Хорошо знаете зимние явления. 

Основное изменение в зимней погоде – это наступление холодов. Холод заставил людей надеть тёплые пальто, шапки, сапоги, варежки. 

- Зачем человек зимой надевает шубу? 

Мы говорим: «Шуба греет». Но ведь шуба не горячая, как огонь или батарея. Почему же нам в ней тепло? Просто шуба не выпускает тепло тела человека на улицу, или не пускает к нему холод.  

Ребята, какие вы молодцы! Помогли мне ответить на вопросы.   

 

14. Рисование «Снежинка»  

Воспитатель: А сейчас мы будем рисовать снежинки на «снегу» (в тарелочках с манкой). 

Дети рисуют. 

 

15. Рассматриваем снежинки. Подводим итог занятия. 

- Давайте вспомним, что мы сегодня делали, о чём говорили? Кому что понравилось? (Дети передают друг другу снежок). 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми 3-4 лет "Зимушка-зима"

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию детей с элементами экспериментирования составлен в соответствии с требованиями ФГОС  и примерной общеразвивающей ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности "В гостях у Зимушки - Зимы"

Конструирование с использованием элементов изготовленных в технике квиллинг....

Конспект организованной образовательной деятельности по теме «Прощай, Зимушка-Зима! Здравствуй, Весна красна!» в старшей комбинированной группе для детей с ОНР.

Цель.Систематизировать представления детей о зиме как времени года. Задачи.Социально-коммуникативное развитие.Развивать интерес к совместной со сверстниками и взрослым деятельности, охотно ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности область «Коммуникация» тема: «Зимушка – зима»

Тема: «Зимушка - зима».Форма работы: непосредственно образовательная деятельность в области «Коммуникация» обучение грамоте.Цель:- обучающая: продолжать  учить воспитанник...

Методическая разработка Конспект совместной образовательной деятельности по реализации проекта «Зимушка – зима» в старшей группе «Музыка зимы»

Формирование музыкальных и творческих способностей детей в различных видах музыкальной деятельности происходит значительно лучше в процессе совместных проектов по художественно-эстетическому воспитани...