ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ «Овощи и фрукты – вредные продукты?»
материал (подготовительная группа)

Фабрикант Ирина Александровна

В рацион каждого человека обязательно должны быть включены фрукты и овощи. Ведь именно они – основной источник витаминов. Но в последнее время всё чаще говорят, что овощи и фрукты содержат не только полезные, но и вредные вещества. И купленные на рынке или в магазине вреднее, чем выращенные на собственном огороде. А давайте подумаем: как вредные вещества попадают в овощи и фрукты? И почему «вредных» веществ больше в овощах и фруктах, купленных в магазинах и на рынках?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskaya_rabota.docx25.45 КБ

Предварительный просмотр:

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

 СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

«Овощи и фрукты – вредные продукты?»

Подготовил воспитатель подготовительной группы

Фабрикант И.А.

        

Содержание        

Введение        3

Основная часть        5        

Практическая часть        7

  1. Изучение строение стебля и движение воды в растениях

(опыт с сельдереем)        7

  1. Проведение эксперимента по окрашиванию листьев

пекинской капусты        7

Заключение         9

Список литературы        10

Приложение        11

Введение

В рацион каждого человека обязательно должны быть включены фрукты и овощи. Ведь именно они – основной источник витаминов. Но в последнее время всё чаще говорят, что овощи и фрукты содержат не только полезные, но и вредные вещества. И купленные на рынке или в магазине вреднее, чем выращенные на собственном огороде. А давайте подумаем: а как вредные вещества попадают в овощи и фрукты? И почему «вредных» веществ больше в овощах и фруктах, купленных в магазинах и на рынках?

Актуальность исследования: 2017 год был объявлен годом экологии в РФ. Цель этого решения — привлечь внимание к проблемным вопросам, существующим в экологической сфере, и улучшить состояние экологической безопасности страны. От состояния экологической обстановки в стране зависит качество потребляемых нами продуктов питания, а соответственно, и наше здоровье.

Проблема исследования: наличие в овощах и фруктах вредных веществ.

Тема исследования: «Овощи и фрукты – вредные продукты?!»

Цель исследования: установить пути попадания вредных веществ в овощи и фрукты.

Задачи исследования:

  1. Изучить доступную литературу, рассказывающую о том, как вредные вещества попадают в овощи и фрукты.
  2. Изучить строение стебля растения и движение по нему воды с содержащимися в ней веществами (опыт с сельдереем).
  3. Провести эксперимент по окрашиванию листьев пекинской капусты.

Объект исследования: овощи: сельдерей и пекинская капуста.

Предмет исследования: всасывание и распространение воды, с содержащимися в ней веществами, по всем частям растения.

Гипотеза: вредные вещества попадают в овощи и фрукты из окружающей среды.

Практическая значимость исследования:

  1. Проникновение растворенных в воде веществ во все части растения.
  2. Данная работа может быть использована на НОД «Ознакомление с окружающим миром».

Основная часть

Всем известно, что овощи и фрукты являются источником витаминов. Однако помимо необходимых веществ они могут содержать различные по химической структуре соединения, не только не имеющие пищевой ценности, но и представляющие опасность для организма человека — вредные и токсические вещества.

Предположим, что вредные вещества могут попадать на овощи и фрукты («снаружи») и в них («изнутри»). Давайте изучим различные литературные и Интернет – источники. Из них мы выделим то, что степень загрязнения овощей и фруктов напрямую зависит от степени загрязнения окружающей среды. Вредные вещества, попадающие в нее в результате жизнедеятельности человека, накапливаются в почве, атмосферном воздухе, воде, а, следовательно, передвигаясь по цепочке, неизбежно попадают в организм человека и вызывают нарушения здоровья. В добавок к этому, чтобы увеличить урожайность и одновременно снизить потери, фермеры, садоводы и производители часто используют химические вещества для охраны растений и их удобрения. А чтобы собрать, доставить и продать выращенный урожай требуется немало времени, следовательно, нужно еще и увеличить его срок хранения и при этом сохранить товарный вид.

Становится понятно, как вредные вещества, могут попадать в овощи и фрукты «снаружи»:

  • обработка растений от различного вида болезней и вредителей в период их роста;
  • обработка фруктов и овощей для придачи им товарного вида и увеличения сроков хранения.

А процесс попадания вредных веществ в растение «изнутри» вызывает желание изучить его более детально.

Изучив строение растения, мы можем сделать вывод, что стебель растения выступает связующим звеном между корневой системой и листьями. В нем есть два типа сосудов: сосуды-трубочки, ксилемы, передают воду и питательные вещества снизу вверх – от корней к листьям. Это возможно благодаря процессу испарения воды растением. Основным органом испарения является лист. В результате потери воды в процессе испарения в клетках листьев возрастает сосущая сила. Именно испарение спасает растение от перегрева. Кроме того, оно участвует в создании непрерывного тока воды с растворенными минеральными и органическими соединениями из корневой системы к надземным органам растения. Образующиеся в листьях при фотосинтезе питательные вещества идут сверху вниз к корням по другим сосудам – флоэме.

Устройство этой системы похоже у всех растений – от огромных деревьев до скромного однолетника.

Практическая часть

  1. Строение стебля и движение воды в растениях (опыт с сельдереем).

У некоторых растений можно довольно четко видеть каналы, по которым идёт вода и растворенные в ней вещества. Проведем опыт.

Потребуется:

•        Банка;

•        Пищевой краситель;

•        Вода;

•        Веточка сельдерея.

На дно банки налить немного воды и добавить 1ч. ложку красителя. Поставить веточку сельдерея в банку.

Наблюдая каждый час за сельдереем, можно отметить, как подкрашенная вода поднимается снизу вверх, постепенно окрашивая части растения. На срезе стебля можем четко увидеть окрашенные сосуды.

Вывод: чтобы поддерживать жизнь, растению нужно обеспечить водой свои листья. Оно втягивает воду с красителем вверх (даже при отсутствии корня) через находящиеся в стебле сосуды, окрашивая их.

  1. Проведение эксперимента по окрашиванию листьев пекинской капусты.

Давайте предположим: что если вредные вещества заменить растворенными в воде пищевыми красителями, то они вместе с ней попадают в овощи и фрукты. В качестве подопытного овоща будем использовать широко доступную сейчас пекинскую капусту.

Потребуется:

  • Банки – 4 шт;
  • Пищевой краситель – 4 цвета;
  • Вода;
  • Пекинская капуста.

Наливаем в банки немного воды, добавляем по 1ч. ложке пищевого красителя разного цвета. Разделяем капусту на отдельные листы. Ставим по одному в каждую банку. Через некоторое время можно отметить, что листья изменили окрас.

Вывод: с передвигающейся водой разносятся по всему растению пищевые красители, подобно вредным веществам. Если представить, что каждый из цветов красителя – это определенный вид вредных веществ, то становится ясно, как нитраты, тяжелые металлы, пестициды «изнутри» проникают и распространяются по всему растению.

Заключение

Наша исследовательская работа была очень интересной, увлекательной. Изучив литературные источники и ресурсы Интернета, мы узнали, что степень загрязнения овощей и фруктов напрямую зависит от степени загрязнения окружающей среды. На основе теоретических знаний нами изучено строение стебля растения, на практике проведено исследование о движении воды в растениях и эксперимент с окрашиванием листьев пекинской капусты.

Исходя из наблюдений, можно сделать выводы:

  1. Благодаря проводящей функции стебля растения, вода и растворенные в ней вещества, в том числе и вредные, поднимаются вверх и распространяются по всем его частям.
  2. Так как фермеры, садоводы и производители должны: уберечь растения от вредителей, повысить урожайность и одновременно снизить потери, увеличить срок хранения и при этом сохранить товарный вид овощей и фруктов, то им не обойтись без использования химических («вредных») веществ. Поэтому овощи и фрукты на рынках и в магазинах содержат большее количество вредных веществ чем те, что выращены на дачных участках и огородах.  И чем дальше приусадебный участок от проезжей части, тем полезнее будет урожай!

Не за горами весна… Так что берем в руки лопату, готовим грабли, мотыгу и – вперед на дачу, на огороды, в деревню, в глушь… как говорится, в Саратов! Самостоятельно выращивать овощи и фрукты для своей семьи…

Список литературы:

1.        Журнал «Биология в школе», М. Просвещение, 2009г.

2.        Детский журнал «Химические опыты в домашних условиях», М., Дрофа, 2011г.

3.        Живой мир. Энциклопедия/ Под ред. Л.П. Корзун; Пер. с анг. Г. И. Рожковой – Москва: Издательский дом «РОСМЭН», 1998. - 128 с.

4.        Моя самая первая энциклопедия/ пер с англ. В.А. Жукова, Ю.Н. Касаткиной, Д.С. Щигеля и др. – М.: АСТ: Астрель, 2010. – 127 с.

Адреса сайтов:

1.        http://lady7.net/opasnyj-urozhaj-kak-ne-stat-zhertvoj-otravlenija-nitratami.html

2.        https://shkolazhizni.ru/articles/

3.         http://vse120.ru/harmful-substances-in-fruits-and-vegetables.html

4.        https://infourok.ru/issledovatelskaya-rabota-volshebnie-cveti-489041.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад к педсовету на тему: "Опытно – исследовательская работа в экологическом воспитании дошкольников

Доклад к педсовету на тему:      "Опытно – исследовательская работа в экологическом воспитании дошкольников...

Познавательно–исследовательский проект в первой младшей группе «Овощи и фрукты – полезные продукты».

Паспорт проекта.Тип проекта: познавательно- исследовательский.Вид проекта: групповой.Участники: дети, воспитатели, родители.Продолжительность: краткосрочный.Актуальность проекта:Де...

Познавательно–исследовательский проект во второй младшей группе «Овощи и фрукты - витаминные продукты»

Воспитанники младшего дошкольного возраста знакомятся с такими понятиями как овощи и фрукты. Для многих воспитанников эти понятия очень сложно классифицировать. Чтобы помочь детям классифицировать ово...

Методическая разработка по реализации задач экологического воспитания дошкольников «Овощи, ягоды и фрукты- полезные продукты» с детьми подготовительной группы

АктуальностьДанный проект предназначен для детей дошкольного возраста и ориентирован на изучение вопросов, связанных с сохранением здоровья человека.Актуальной проблемой на сегодняшний день является у...

Познавательно–исследовательский проект во второй младшей группе "Овощи и фрукты — полезные продукты"

1. Паспорт проекта.Тип проекта: познавательно- исследовательский.Вид проекта: групповой.Участники: дети, воспитатели, родители.Продолжительность: краткосрочный. Актуальность проекта“Человек...

Исследовательский проект: «Обнаружение витамина С в овощах и фруктах».

Как-то раз, воспитанники детского сада спросили: «А что такое витамины? Какие они бывают и где содержатся»? И мы предложили ребятам самим найти ответы на эти вопросы на занятиях лабораторн...