Конспект занятия для детей старшей группы "Невидимка-воздух"
план-конспект занятия (старшая группа)

Невзорова Светлана Сергеевна

Занятие составлено с учетом интересов детей старшего дошкольного возраста. Дети с огромным удоволствием участвовали в опытах и экспериментальной деятельности, с интересом отвечали на занятии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_nevidimka-vozduh.docx35.66 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе по теме: «Невидимка- воздух».

 Интеграция областей: познание, коммуникация, социализация, речевое развитие.

 Цель занятия: Формировать представление о роли воздуха, познакомить с некоторыми его свойствами, ролью в жизни человека. Развивать способность делать умозаключения, анализировать, сравнивать, классифицировать. Вызывать интерес и желание заниматься.

Задачи:
Воспитательные:
1. Воспитывать культуру общения. 
2. Воспитывать у детей навыки сотрудничества, желание работать в коллективе, умение выслушивать друг друга. 
Образовательные:
1. Учить детей устанавливать причинно-следственные связи, выдвигать гипотезы на основе элементарного эксперимента и делать выводы. 
2. Способствовать обогащению и закреплению знаний детей о воздухе и его свойствах, расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений. 
3. Учить устанавливать взаимосвязь и взаимозависимость между экологией и здоровьем человека; формировать осознанное отношение к своему здоровью, экологическое сознание детей. 
Развивающие:
1. Развивать познавательную активность, наблюдательность, мыслительную деятельность детей в процессе экспериментирования. 
2. Развивать умение детей самостоятельно находить ответы на проблемные вопросы, решать проблемные ситуации. 
3. Активизировать речевую деятельность детей. 
Методы и приемы:
1. Практические (Эксперименты, опыты, дидактические игры)
2. Наглядные (Рассматривание картин, слайдов)
3. Словесные (Вопросы, пояснения, выводы) 

Предварительная работа: наблюдения за температурой воздуха, игры с ветром, беседа о роли воздуха в жизни растений, животных и человека.

Оборудование: банка с водой, стакан, веер, воздушный шар, карточки с изображением основных свойств воздуха, баночки с «запахом», надувные игрушки, картинки бытовых приборов, ёмкости с водой.

Раздаточный материал: полиэтиленовый пакет, бумажная салфетка, веер, соломинки, стакан с водой, бутылочки, зубочистки, полоски бумаги.

Ход занятия/

Входят в зал и становятся полукругом.

 Воспитатель: Ребята, сегодня на занятие к нам пришли гости, поздороваемся с ними. (приветствие детей).

Воспитатель: Показывает улыбающийся шарик.

- Ребята, посмотрите, что я вам принесла, как вы думаете какое настроение, хочет передать вам это шарик?

Дети: весёлое, радостное.

Воспитатель: А, какое ещё бывает настроение?

Дети: Грустное, печальное и т.д.

 Воспитатель: Правильно.

Настроение у нас каждый день меняется,

Потому что каждый день

Что-нибудь случается

То мы злимся,

То улыбаемся

То грустим

То удивляемся,

То бывает испугаемся

То бывает посидим, помечтаем помолчим.

Воспитатель: Давайте, сегодня начнем наш день только с хорошего настроения. Посмотрите друг другу в глаза и улыбнитесь. Подумайте, как хорошо нам сегодня вместе. Мы спокойны, добры и здоровы и все у нас получится.

Побудительная беседа.

Дети садятся на стульчики.

 

Воспитатель: Посмотрите ещё раз на шарик. Как вы думаете, что находится внутри него?

 (ответы детей)

Воспитатель: Давайте, проверим я развяжу шарик, вы подставите ладошки и скажете, почувствовали что-то или нет

Дети подставляю ладони под струю воздуха.

Воспитатель: Так что же за невидимка прячется внутри? Ведь мы ничего не видим, но что-то чувствуем.

(ответы детей).

 Загадка

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь

Он невидимый, но всё же

Без него мы жить не можем.

Воспитатель: Правильно это воздух! А для чего нам с вами нужен воздух?

Дети: Чтобы дышать.

Воспитатель: А, кому ещё нужен воздух?

Дети: Животным, растениям, птицам.

Воспитатель: А, вы увидели воздух, выходящий из шарика?

Дети: Нет

Воспитатель: Значит получается воздух какой? Как его можно назвать?

Предполагаемые ответы детей: Прозрачный, невидимый, бесцветный.

Воспитатель: показ слайда.

 Выставить на доску картинку с изображением планеты Земля. 

Ребята, наша планета Земля окружена со всех сторон толстым слоем воздуха.

Воздух - это удивительная оболочка вокруг Земли – называется атмосфера.

Если бы ее не было, все живое погибло бы в палящих лучах Солнца днем, а ночью погибло бы от космического холода. Без воздуха наша планета Земля была бы мертвой пустыней.
Куда бы мы ни пошли, куда бы ни поехали по морю или по суше везде есть воздух.

Воспитатель: Ребята, а хотите познакомиться с воздухом поближе. Попытаться увидеть, услышать его, почувствовать?

 (ответы детей).

Для этого мы создадим условия, в которых воздух сам будет выдавать свои секреты.

 Воспитатель: Я предлагаю вам стать настоящими учеными и совершить путешествие в лабораторию для исследования воздуха. Вы согласны?  А кто знает, что такое лаборатория. (ответы детей).

  Воспитатель: Это помещение, где проводят опыты.  Все исследования и выводы про воздух мы будем обозначать с помощью карточек- символов, которые в конце нашего занятия помогут нам сделать выводы. Все сотрудники нашей лаборатории должны соблюдать ряд правил:

Правило№1. На столах ничего не трогать без разрешения.

Правило№2. Соблюдать тишину, не мешать работать другим.

Правило№3. Содержимое сосудов не пробовать на вкус.

Правило№4. Бережно обращаться с оборудованием. Поработал — убери на место.

(Все подходят к столам для исследований, одевают шапочки.)

Воспитатель:

 Вы готовы?

Вокруг себя повернись

Раз, два, три

Вперед немножечко пройдись

Раз два три

И в лаборатории очутись.

Основная часть.

Дети подходят к столу с пакетами.

Воспитатель: Посмотрим внимательно вокруг - направо, налево, вверх, вниз.   Я воздуха не вижу. А вы видите воздух? (ответы детей).

Давайте попробуем доказать, что воздух есть, но мы его не видим. А для этого мы поиграем. Попробуем его поймать.  Поймайте воздух ладонями!

Дети: Как это сделать? Он везде невидим… Поймать его нельзя!

Не получается.

   - А хотите, я вам покажу, как можно поймать воздух?

Опыт 2: Что в пакете?

Воспитатель: - Давайте, возьмем полиэтиленовый пакет.

- Что в нем? (он пуст) У всех пустой? (ответы детей).

- Сложим пакет несколько раз. Посмотрите, какой он тоненький.

- Давайте вместе с вами мы наберем в пакет воздух и закрутим открытый конец.

Воспитатель: Каким стал мешочек, заполненный воздухом? (упругим).

Правильно пакет, стал упругим, приобрел форму, стал похож на подушку.

Воспитатель: Давайте сделаем вывод, воздух не имеет формы, он принимает форму того предмета, в который он попадает?

Воспитатель: - А теперь, мы видим воздух? Почему мы его не видим? (воздух прозрачный)

Воспитатель: А, какого цвета воздух в пакете?

Дети: Бесцветный, прозрачный.

Воспитатель: -  Ребята проверим, действительно ли в пакете находится воздух! Может там и нет ничего!

Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к щечке и нажмите на него руками. Что вы чувствуете?

(ответы детей).

Воспитатель: воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать и поместить в оболочку.

Сделаем вывод – воздух не имеет цвета, невидимый. (карточка с изображением), его можно почувствовать.

он невидим, но его можно обнаружить. (карточка с изображением зачеркнутое цветное пятно) чтобы его увидеть, его надо поймать.

 

Опыт 1. Способ обнаружения воздуха в стакане. Воздух занимает место. (проводит воспитатель).

 Воспитатель:

- Попробуем опустить в ёмкость с водой бумажную салфетку, конечно она намокла.

Возьмём стаканчик. Ребята, стакан пустой или нет?

 А теперь поместим салфетку в пустой стакан. Как вы думаете, если опустить стакан в воду, что произойдет с салфеткой, она намокнет или останется сухой?

(ответы детей).

Перевернув стакан вверх дном, медленно опускаем его в воду (стакан надо держать прямо), пока он не коснется дна. Затем достаем стакан из воды. Почему бумажка на дне стакана осталась сухой?

Воспитатель: Замочила ли вода салфетку? Как вы думаете? (Вынимается стакан, проверяется салфетка. Она сухая.) Почему она сухая? (Намочить салфетку воде помешал воздух, который был в стакане.

Стакан только кажется пустым, а на самом деле в нем находится воздух!

- Мы видим воздух в стакане? - Почему мы его не видим? (Потому что он прозрачный и через него все видно)

А теперь я опущу стакан с салфеткой в воду, но держать стакан буду немного наклонно. Что появляется в воде? Видны пузырьки воздуха. Откуда они взялись? Воздух выходит из стакана и его место занимает вода. Что произошло с нашим листком бумаги? Он намок. Вода вытеснила воздух из стакана и заняла его место, заняла все пространство и намочила листок бумаги.

Воспитатель: Оказывается, ребята воздух занимает место во всех предметах.

 Увидеть его невозможно.

Вот мы с вами открыли ещё один секрет воздуха: внутри предметов даже если они кажутся пустыми есть воздух. (карточка с изображением «пустой стакан»).

Игра «Четыре стихии».

Дети стоят полукругом. Ведущий бросает мяч игрокам. При слове:

Земля – игрок должен назвать животное земного обитателя.

Вода – рыбу или живущее в воде животное

Воздух – птицу.

Воспитатель: Молодцы, ребята отдохнули, а теперь проходим за столы.

Дети проходят за столы.

Воспитатель: Ребята, как вы считаете воздух, имеет запах?

(ответы детей)

Воспитатель: Попробуйте втянуть носом воздух? Пахнет?

(ответы детей).

Воспитатель: Какой запах у воздуха?

(ответы детей)

Воспитатель: Какой можно сделать вывод?

Дети: воздух запаха не имеет.

(карточка «воздух не имеет запаха»)

Воспитатель: У чистого воздуха нет запаха, но воздух может присваивать запахи разных веществ. Попробуйте догадаться в какой баночке, что находилось?

Игра «Узнай по запаху». Воспитатель открывает баночки и проносит возле детей.

Воспитатель: Воздух не имеет запаха, но двигаясь может доносить его до наших носов.

Опыт №4. Воздух всегда в движении.

 Воспитатель: - Вокруг нас находится воздух, только мы его не видим, но можем ощутить на себе, почувствовать, а поможет нам в этом ветер.

Воспитатель:

- А можем ли мы увидеть ветер?

(ответы детей)

- Сам ветер увидеть нельзя, но можно увидеть признаки ветра. Какие? (ответы детей)

(Деревья качаются, на воде волны, облака плывут по небу, дым из трубы отклоняется в сторону ветра, зонтик улетает и т. д.)

 Воспитатель: - А почувствовать ветер можно?

Дети: Можно, когда идем по улице, он дует на нас.

Воспитатель: - А как можно создать условия для ветра в нашей лаборатории.

- Правильно с помощью ветерка, веера, фена, вертушки.

- Я машу веером, толкаю воздух, получается ветер

Возьмите веер и помашите им над салфеткой. Почему салфетка движется?

Веер движется и приводит в движение воздух, образуется ветер. Ветер заставляет двигаться нашу салфетку.

Помашите веером сначала на себя, потом друг на друга.

 Воспитатель: - Что вы чувствуете? (в лицо дует прохладный ветерок)

- Как получается ветер? (Движется воздух)

 - Где человек использует ветер? (Винт вертолета, самолета, ветряная мельница, чтоб муку молоть, фен, вентилятор)

Вывод:

Наш опыт показывает, что ветер – это движение воздуха. (карточка с изображением).

Воспитатель: - Мы сегодня с вами пытались увидеть воздух и поймать его, почувствовать его движение, а еще я предлагаю вам его услышать.

- А вы знаете, как это можно сделать? (ответы детей)

Опыт №5:

 "Что звучит? - А теперь попробуем узнать еще одно свойство воздуха. А какое, вы мне сейчас скажите.   Для этого я предлагаю вам взять бутылочки (пузыречки), приложить их к губам и подуть. - Что происходит с воздухом? (он свистит, шипит).

Это еще один секрет воздуха, как вы думаете какой?

 Дети: воздух можно услышать.

(карточка с изображением человека играющего на муз. инструментах).

- Как вы думаете, где люди используют свойства воздуха издавать звуки? (в духовых музыкальных инструментах). (игра на муз инструментах).

(карточка с изображением человека играющего на муз. инструментах).

Игра с дудочками.

Прежде чем мы с вами будем выполнять следующие задание, предлагаю вам немножко отдохнуть:

Физкультминутка:

Воздух-невидимка,

(руки вверху вправо-влево)

Выходи гулять!                     

(«зовут»)

Воздух-невидимка,              

(руки вверху вправо-влево)

Как тебя поймать?             

(Хлопки руками в разных местах)

Если быстро-быстро в поле убегу,      

(бегут на месте)

Чистого-пречистого воздуха найду!   

(потирают руки)

Если вместе с дедушкой по лесу пойду, 

(шаги на месте)

Самого полезного воздуха найду!         

(руки накрест к плечам) 

Если вместе с папой в горы я пойду, 

(тянутся вверх на носочках)

Самого кристального воздуха найду!   

(«фонарики»).

Воспитатель: Ребята, вот интересно, а внутри человека есть воздух? Чем мы с вами дышим? (версии детей) Давайте проверим.

Дети подходят к столам со стаканчиками.

Опыт № 3 Пузырьки в стакане.

На столах для каждого ребенка стаканчик с трубочкой и полоска бумаги.

- Ребята, аккуратно возьмём за краешек полоску бумаги и поднесём свободной стороной поближе к носикам. Начинаем вдыхать и выдыхать. Полоска движется? Почему? Мы вдыхаем и выдыхаем воздух, который двигает бумажную полоску! Давайте проверим, попробуем увидеть этот воздух.

- Перед вами стакан с водой и трубочка. (Трубка в стакане с водой)

Будем вдыхать носом, а выдыхать в трубочку.

- Что наблюдаем? Воздух выходит из нас в виде воздушных пузырьков. При надувании   пузырей мы выдыхаем воздух из себя.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете человек сможет прожить без воздуха?

(ответы детей)

Воспитатель: Попробуйте ребята ладошкой закрыть рот и нос и не дышать?

Что почувствовали? Хорошо вам было без воздуха?

(ответы детей)

 Воспитатель: Нас окружает невидимый воздух, мы его вдыхаем и выдыхаем. Воздух необходим для жизни человека и других живых существ. Мы не можем не дышать.

Дети выходят на ковер.

Воспитатель. Ребята, а как нужно правильно дышать?

(Ответы детей).

 Воспитатель: Давайте вдохнем воздух правильно. Куда он попал?

Дети. В нос.

Воспитатель. Правильно, после этого он опускается в горло, дыхательную трубочку. Затем через бронхи в легкие. По пути воздух согревается. Поэтому в холодную погоду так важно дышать носом, а не ртом. Если дышать через рот, то воздух попадает в лёгкие загрязненный и холодный. А нос еще очищает воздух от пыли и микробов. Они оседают на волосиках в носу.

 (показ слайдов).

 Воспитатель: Ребята, а как вы думаете животным нужен воздух!

Я предлагаю вам узнать, как дышат животные и поиграть в игру «Весёлый зоопарк».

"Слоник"

Как дышит слон? У него такой длинный-длинный хобот, и он медленно-медленно через него вдыхает, а рот у него небольшой и выдыхает он сразу. Вот так, смотри!

Показываем ребенку, как сначала в медленном темпе вдохнуть глубоко носом, а затем в обычном темпе выдохнуть через рот. Повторить 5-6 раз.

"Тюлень"

А как дышит тюлень? Вот так! Вдыхает, а потом делает носом пых-пых-пых.

Нужно сделать носом медленный глубокий вдох через рот, а затем выдыхать воздух через нос рывками, как бы проталкивая его, в 3 приема. Упражнение повторяется в среднем темпе 5 циклов.

"Хомячок"

Смотри как хомячок надувает щечки! А ты так можешь? Сначала он "дуется", а затем медленно выдыхает через губы, не раскрывая рта. Давай попробуем!

Показываем, как сделать глубокий вдох через нос, надув щеки. Затем, нажимая на щеки ладонями, медленно выпустить воздух через сжатые губы. повторить упражнение 5-6 раз, делая вдох в обычном темпе через нос.

"Обезьянки"

А обезьянки шутят и балуются! Смотри как они играют: одной ноздрей вдыхают, а другой выдыхают!

Покажите ребенку, как делать вдох одной ноздрей, зажав другую пальцем, а выдохнуть через вторую. Затем поменять руки и сделать вдох второй ноздрей, а выдох первой. Повторить 5-6 раз весь цикл.

"Мишка"

Бурый мишка решил поспать, положил лапу себе на нос и дышит одной стороной носа, а потом переворачивается и дышит другой. Давай попробуем дышать как спящий мишка!

Плотно закрыть рот ладонью и одну ноздрю пальцем. Вдыхать и выдыхать только свободной ноздрей в обычном темпе. Затем, поменяв руки, закрыть другую ноздрю и дышать освободившейся в таком же темпе. Сделать 5-6 раз.

"Корова"

Смотри, кто пришел в зоопарк! Корова! Она никогда не выдела таких странных зверей и мычит от удивления. Вдохни и тоже скажи медленно "М-м-му".

Вдохнуть ртом и на выдохе через нос отчетливо произносить звук "м-м-му" (звук М нужно тянуть подольше). Такой вибромассаж очень помогает тем, кто страдает затяжным насморками и гайморитами, так как воздействует на пазухи носа.

Воспитатель: Молодцы, ребята!

Воспитатель: Ребята, но здоровье человека зависит не только от того, как он дышит, но и от того, чем он дышит, каким воздухом.

Дети подходят к экрану.

Воспитатель: Чистый воздух не имеет запаха, вкуса и цвета.

Ребята, а откуда берется чистый воздух?

Дети. Чистый воздух нам дают листочки деревьев и растений. (показ слайдов)

Воспитатель: Растения и деревья работают как пылесосы. Они поглощают грязный воздух- углекислый газ, перерабатывают его и выделяют чистый воздух- кислород.

Чем больше растений вокруг, тем чище воздух, тем он полезней для человека и его здоровья.

Как называется чистый воздух? (Кислород).

Посмотрите, сколько на земле живет людей, животных, птиц и всем нужен чистый воздух.

(показ слайдов)

А что загрязняет воздух?

Воспитатель: Показывает картину города, где заводы и автомобили.

Почему такой грязный город? Что можно сделать, чтобы воздух был чище?

Дети. Сажать деревья, растения, не мусорить.

Воспитатель. Давайте беречь воздух. Ведь он необходим всему живому на земле. Без него нет жизни. Нам нужно научиться любить наш родной дом, охранять леса и дружить с красотой.  Нельзя ломать ветви деревьев, срывать листья, нужно оберегать деревья и сажать новые.

На этом наша чудесная лаборатория закрывается.  

Вокруг себя повернись

Раз, два, три

Вперед немножечко пройдись

Раз два три

И в детском саду очутись (дети снимают шапочки).

3 часть: Рефлексия

Воспитатель: Ребята, вы молодцы, хорошо работали. Благодаря нашим опытам мы выяснили, что воздух есть везде, и в группе, и у нас дома и на улице.    

         

Вспомним и скажем, какие свойства воздуха мы определили. (показ карточек-символов) дети называют.

- что воздух не имеет цвета.

- что воздух невидимый.

- что способ обнаружения воздуха - «запереть» воздух, «поймать» в оболочку;

- что воздух есть внутри предметов;

- что ветер - движение воздуха

- что воздух есть внутри людей;

- что без воздуха не возможна жизнь;

-что воздух не имеет запаха.

- что чистый воздух полезен для здоровья.

Воспитатель: 

Воздух, он объект особый,

Его руками не потрогать. 
Чтоб его увидеть глазом
В трубочки подули разом. 

Подышали, поиграли

И в пакет его поймали,

Теперь мы знаем он везде

В группе, дома и в воде,

Будем помнить, будем знать

И чистым воздухом дышать!

Воспитатель: А знаете ли вы, что у воздуха есть еще одно удивительное свойство – с воздухом можно поиграть. Продаются даже специальные игрушки для игр с воздухом. Мне хотелось бы подарить вам веселые дудочки, для игр на свежем воздухе!

Воспитатель: Спасибо всем за занятие! С вами было очень приятно и интересно общаться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста"Кот Леопольд в гостях у детей".

Конспект для детей старшего дошкольного возраста«Кот Леопольд в гостях у детей» Цель: заложение основ толерантности у старших дошкольников.Задачи:Образовательные:Способствовать формированию ...

Конспект занятия для детей старшей группы занятия: «Треугольник».

Тип занятия: изучение нового материала.Цели:        1.Образовательные:ввести понятие треугольника , его элементов, обозначение;познакомить детей  с “жесткостью” треу...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ДЕТИ ВОЙНЫ»

Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста патриотических чувств на основе ознакомления их с экспозицией музея, посвященной героическим страницам истории родного города и боевым традиция...