Проектное задание «Формирование навыков здорового образа жизни у младших дошкольников»
проект (младшая группа)

Разработала и провела с детьми и родителями проект:  «Формирование навыков здорового образа жизни у младших дошкольников» и создала презентацию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_.docx27.46 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

 д/с «Колосок» с.Медведск

ПРОЕКТНОЕ ЗАДАНИЕ

«ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Выполнила: Ткаченко Елена  Валерьевна

МДОУ д/с «Колосок» с.Медведск

Медведск

2019 г.

Проект

«Формирование навыков здорового образа жизни у детей младшего дошкольного возраста».

Вид проекта: исследовательский, игровой

Продолжительность проекта: краткосрочный  - 2 недели.

Участники проекта: дети, воспитатели дошкольных групп, методист ДОУ, заведующая ДОУ, родители.

Образовательные области: познание, художественное творчество, социализация, чтение художественной литературы, музыка.

Актуальность темы: Здоровье нации является одним из главнейших показателей ее благополучия. От здоровья подрастающего поколения зависит будущее России. Ученые констатируют, что проблема сохранения и укрепления  здоровья детей не теряет своей актуальности, а наоборот, становится более значимой, так как поколение наших детей рождается с ослабленным здоровьем, и эта тенденция только растет. Поэтому очень важно особое внимание уделять здоровьесбережению, укреплению здоровья и развития физических качеств дошкольников.

Начинать работу в данном направлении необходимо с раннего детства, воспитывать у детей активное отношение к своему здоровью, объяснить важность того, что здоровье – самая величайшая ценность, дарованная человеку природой. Педагогам необходимо правильно организовать воспитательно-образовательную работу с детьми дошкольного возраста в данном направлении с учетом возрастных, психологических, индивидуальных  особенностей детей, создание благоприятных гигиенических условий, оптимальное сочетание разнообразных видов деятельности. От состояния здоровья зависит овладение детьми всеми умениями и навыками, которые им прививаются в детском саду и которые им необходимы для эффективного обучения в дальнейшем. Для этого необходимо формировать у детей разносторонние знания и положительные черты характера, совершенствовать физическое развитие.

Цель проекта:

создание оптимальных условий для укрепления и сохранения здоровья детей.

Задачи проекта:

  1. Формировать у дошкольников понимание необходимости заботиться о своем здоровье, беречь его, учиться быть здоровыми и вести здоровый образ жизни.
  2. Развивать активность, подвижность, гибкость, ловкость через различные виды деятельности.
  3. Воспитывать любовь к физическим упражнениям, закаливанию, занятию спортом.
  4. Взаимодействие ДОУ и родителей в вопросах воспитания и укрепления здоровья дошкольников.

Подготовительный этап:

  1. Подбор методической литературы
  2. Подбор художественной литературы для чтения, стихотворений, загадок, пословиц, потешек, аудио-видеозаписей.
  3. Подготовительная работа с родителями: беседы об организации предметно-развивающей среды в домашних условиях, организация практикумов – с демонстрацией вариантов использования игрушек и спортивного инвентаря

Формы работы с родителями:

  1. Педагогические беседы с родителями (индивидуальные и групповые) по проблемам.
  2.  Совместные занятия для детей и родителей. «Делаем массаж», «Дышим правильно».
  3. Круглые столы с привлечением специалистов детского сада  «Я и мой организм»,» Я и движение», «Я и здоровое питание».
  4. Создание фотоальбомов из семейных архивов «Если хочешь быть здоров – закаляйся!»

Участие специалистов ДОУ: 

Квалифицированные воспитатели дошкольных групп, методист ДОУ, заведующая ДОУ.

Продукт проектной деятельности (предполагаемый результат): 

Снижение уровня заболеваемости.

Повышение уровня физической подготовленности.

Сформированность осознанной потребности в ведении здорового образа жизни.

Благотворное влияние на развитие речи, расширение кругозора, физических и нравственных качеств, сохранение и укрепление здоровья.

Создание уголка здоровья, выставки рисунков, альбомов, газет.

Срок реализации: 2 недели.

Основной этап работы по теме проекта

Примерное планирование для детей младшей группы по формированию здорового образа жизни через интеграцию образовательных областей (через физические занятия, через чтение художественной литературы, через режимные моменты, через изодеятельность).

Физкультурно-оздоровительная работа, закаливание.

Задачи: Использование различных методов оздоровления детей в соответствии с возрастом, индивидуальными особенностями детей и пожеланиями родителей. 

1. «Закаливание детей в дошкольном  возрасте».

2. Методы закаливания.

3. Занятия по развитию представлений о мире и о себе.

4. Формировать соответственно возрасту координацию движений, интерес к физическим упражнениям.

5. Владение элементарными навыками самообслуживания.

Подвижные игры: «По узеньой дорожке»

«Слышим – делаем»

«Раздувайся мой шар!»

«Поедем в лес»

«Ладушки – оладушки» и др.

Игры малой подвижности на развитие внимания.

1. «Покажите мне…» (Дети показывают те части тела, которые называет ведущий).

2. «Повтори за мной» (Дети повторяют движения воспитателя).

3. «Запретное движение» (Ведущий говорит, какое движение нельзя повторять и в дальнейшем старается запутать играющих).

   Упражнения лечебной гимнастики:   

    «Самолетик»  

     Бег с разведенными в стороны на уровне плеч руками. При этом ребенок тянет звук «у-у-у». За 10-15 секунд до окончания бега темп постепенно замедляется.

 «Тикают часики»

  Ноги на ширине плеч, руки на поясе. Наклон вправо – «тик». Наклон влево – «так». Спинка не сутулится, слова произносятся громко. Упражнение выполняется 4-5 раз.

Спортивные развлечения: для детей младшего и среднего возраста «Чтобы ушки слышали», «На солнечной полянке».

Изодеятельность детей и родителей.

Задачи:  Проведение оздоровительной работы с детьми и обогащение развивающей среды в группе при взаимодействии воспитателей, детей и их родителей.

  • Коллективные и индивидуальные работы детей.
  • Изготовление уголка здоровья для родителей.
  • Планирование занятий по изодеятельности (рисование, лепка, аппликация).
  • Творчество родителей по темам «Я здоров!», «Средства личной гигиены», «Чтобы быть здоровыми…»

Чтение детской литературы, заучивание стихотворений, потешек.

Задачи:

  1. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью через чтение детской литературы.
  2. Использование русских народных потешек, приговорок, пестушек при умывании, расчесывании и заплетании волос девочкам.
  3. Заучить стихотворения о здоровье.
  • Чтение детской литературы.
  • Заучивание потешек, приговорок, пестушек.
  • Заучивание стихотворений.
  • Рассматривание иллюстраций.

Детская литература: К.Чуковского «Мойдодыр»,«Айболит», А.Барто «Девочка Чумазая», Е.Кан «Наша зарядка», Р. Корман «Микробы и мыло», стихи и загадки о здоровом образе жизни.

Оздоровительные досуги, праздники, развлечения, дни здоровья, тематические прогулки, игровая деятельность.

Задачи:

  1. Воспитывать бережное отношение к своему и чужому здоровью.
  2. Развивать двигательную активность детей.
  3. Создавать психологический и эмоциональный комфорт в группе.

Игры с зеркалом.

1. «Мои зубки»

2. «Мои глазки»

3. «Мои ушки»

Развивающие игры.

1. «Послушаем тишину»

2. «Сравни картинки»

Сюжетно-ролевые игры.

1. «Больница» (врач – пациент, врач проверяет шофера перед поездкой).

2. «Телефонный разговор» (вызов «Скорой помощи»).

3. «Кукла заболела» (воспитывать у детей умение сопереживать, сочувствовать, внимательно относиться к больному).

4. «Магазин» (покупаем продукты, полезные для здоровья).

 Потешки, приговорки, загадки:

Водичка, водичка.

Водичка, водичка.

Умой моё личико,

Чтобы щечки краснели,

Чтобы глазки блестели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

                

Чешу, чешу волосыньки,

Расти, коса, до пояса,

Не вырони ни волоса!

Расти, коса, не путайся…

Дочка, маму слушайся.

 Ай, лады.

Ай, лады, лады, лады,

Не боимся мы воды.

Чисто умываемся, Маме улыбаемся.

  

 Стихи для заучивания.

 Смотрит солнышко в окошко.

Светит в нашу комнатку,

Мы захлопаем в ладоши,

Очень рады солнышку! (А.Барто)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

   В процессе реализации проекта были достигнуты следующие интегративные результаты у детей :

1. Сформировалось понятие о том, что необходимо заботится о своем здоровье, бережно относится к своему здоровью и к здоровью своих близких, вести здоровый образ жизни.

2. Наличие у детей таких физических качеств, как подвижность, ловкость, гибкость, активность, выносливость.

3. Наличие у детей интереса к физическим упражнениям, к закаливанию, к активному и здоровому образу жизни.

4.  Установление партнерских отношений ДОУ с родителями в вопросах воспитания и укрепления здоровья детей.

   Созданные медико-педагогические условия в ДОУ способствовали  снижению уровня заболеваемости,  положительной динамике укрепления мышц.

   В процессе взаимодействия с родителями произошло внедрение в семейное воспитание традиций здорового образа жизни; использование различных форм сотрудничества с родителями способствовало проведению совместной их с детьми досуговой деятельности, направленной на повышение их авторитета.

Заключительный этап:

-выставка детских и совместных работ, фотоальбомов, газет

-оформление уголка здоровья для родителей

-пополнение развивающей среды группы спортивными атрибутами, дорожки для босохождения.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Конспекты занятий:

Занятие здоровья для детей младшей группы

Тема: «Чтобы ушки слышали»

Задачи:

- дать детям первоначальные знания об органе слуха;

-формировать навыки ухода за ушами;

- развивать слуховую память.

Содержание:

Дети входят в зал под музыку, идут с заданием: под тихую музыку идти на носочках, под громкую ступать твердо, чтобы было слышно.

Под громкие аккорды появляется

ДОКТОР АЙБОЛИТ, здоровается с детьми, спрашивает, слышали ли они, как он шел. После ответов ребят задает вопрос:

•  А что нам помогает слышать все вокруг?

Затем Доктор Айболит предлагает детям поиграть с ним. Проводится игра в кругу «Узнай по звуку»

После игры педагог предлагает детям и гостю сесть на стульчики и показывает макет уха, рассматривает его вместе с детьми, предлагает им потрогать свое ухо, затем хорошо потереть уши, легко подергать мочки ушей. Объясняет,что такая гимнастика улучшает настроение.

Затем ребят просят закрыть руками уши. Педагог тихо продолжает говорить, после чего спрашивает у детей, хорошо ли они слышали ее. Сообщает, что есть люди, которые совсем не слышат, они разговаривают при помощи жестов. По предложению педагога ребята пробуют рассказать стихотворение при помощи рук.

Летит, летит – взмахи руками в стороны

По небу – рука указывает в небо

Шар – руки перед собой образуют круг

По небу шар летит

И знаем мы, что этот (говорят словами) шар-руки перед собой образуют круг

До неба долетит.

Взрослый замолкает на секунду, прислушивается, жестом предлагает детям посидеть в тишине, затем спрашивает, что они слышали. После ответов уточняется, что и в тишине можно услышать много разных звуков: стук сердца, скрип стула, звуки автомобилей с улицы.

П.и.. «Бездомный зайчик» (профилактика плоскостопия), «Елочки». Эстафеты: «Пробеги по шнурку «елочкой»»; «Перепрыгни лужи»

В конце занятия педагог предлагает детям рассказать, как надо ухаживать за ушами, чтобы они не болели и хорошо слышали.

Доктор Айболит говорит, что сам много узнал, хвалит малышей за хорошие ответы, прощается, советует хорошо ухаживать за ушами.

Занятие здоровья в первой младшей группе

Тема: «На солнечной полянке»

Задачи:

1. Вызвать у детей радостные эмоции.

2. Дать первоначальные знания о том, что может повредить здоровью.

3. Развивать координацию движений

Содержание занятия:

В начале урока под спокойную музыку дети с педагогом входят в зал, педагогом спрашивает, любят ли дети путешествовать.

Выслушав ответы детей, педагог предлагает им закрыть глазки и отправиться в лес на солнечную полянку. Когда малыши открывают глаза, им говорят:

-Вот мы и на полянке, давайте погуляем, понюхаем цветочки, посмотрим вокруг» (дети вместе

с педагогом гуляют под музыку, имитируют движения)

Затем педагогом ловит зеркальцем солнечного зайчика, наводит его на детей, предлагает поймать его. Дети бегают, но им не удается это сделать. Педагог читает стихотворение:

Скачут побегайчики - солнечные зайчики.

Мы зовем их - не идут. Были тут - и нет их тут

Прыг, прыг - по углам. Были там - и нет их там.

Где же зайчики? Ушли? Вы нигде их не нашли?

Ребятам предлагается протянуть ручку к солнышку и поймать лучик.

Затем лучиком они греют щечки, грудку, животик. Педагог спрашивает детей:

•  Какой лучик?

Они отвечают, что он теплый. Далее следует сообщение о том, что весной солнышко пригревает сильнее, лучики становятся теплыми, но еще прохладно на улице, надо одеваться удобно и тепло. После этого взрослый предлагает отпустить лучики, чтобы они прыгали и обогревали всех детей.

На следующем этапе урока педагогом ежится и говорит, что набежали тучки и закапал дождь, а потом берет зонтик и предлагает детям спрятаться под ним.

Проводится игра «Солнышко и дождик».

После игры педагог говорит, что дождик закончился и опять вы-

глянуло солнышко, всем стало весело и захотелось играть. Ребята прыгают весело на солнышке.

В заключение педагогом спрашивает детей, понравилось ли им путешествие на солнечную полянку, предлагает закрыть глазки (детки, спрятались), чтобы вновь вернуться в детский сад.

ДИАГНОСТИКА

Выполняют общеразвивающие упражнения и умеют играть в подвижные игры 60%

Знают свой организм и обладают навыками самообслуживания 60%

Знают принципы здорового питания 50%

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Н.И.Крылова, Здоровьесберегающее пространство в ДОУ [Текст]/ Крылова Н.И., - М., 2009 г.

Е.Н.Крылова, Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость [Текст] / Крылова Е.Н., -  М., 1981г.

Г.Г. Григорьева,  Играем с малышами [Текст]/ Григорьева Г.Г., М., 2003г.

Л.А.Теплякова, С.З.Шишова Учимся быть здоровыми [Текст]/ Теплякова Л.А., - М., 2001г.

К.К. Утробина, Занимательная физкультура в детском саду [Текст]/   Утробина К.К., - М., 2005г.

Л.И. Пензулаева, Оздоровительная гимнастика для детей(3-7лет) [Текст]/ Пензулаева Л.И., - М., 2002г.

И.В. Кравченко, Т.Л. Долгова, Прогулки в  саду [Текст]/ - Кравченко И.В.,  Долгова Т.Л., - М.,2011г.

Н.Е. Веракса, Программа воспитания и обучения в детском саду [Текст]/ Веракса Н.Е., - М., 2010г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыков здорового образа жизни у старших дошкольников

Основными направлениями в работе по формированию основ здорового образа жизни у старших дошкольников являются:1. Привитие стойких культурно- гигиенических навыков:культура едыуход за вещами и игрушкам...

Проект с презентацией "Формирование здорового образа жизни у младших дошкольников через интеграцию образовательных областей"

Здоровье нации является одним из главнейших показателей ее благополучия. От здоровья подрастающего поколения зависит будущее России. Ученые  (Шарова Н.Н.,  Чепель Т.Л., Свиридова В.А.) конст...

Доклад «Формирование культуры, самостоятельного мышления, целостности картины мира, основ личной гигиены и здорового образа жизни у младших дошкольников»

Oт состояния здоровья наших детей зависит благополучие общества в целом, поэтому проблема формирования представлений детей о здоровом образе жизни детей представляется в современном обществе весьма ак...

Формирование привычки к здоровому образу жизни у младших дошкольников.

   Поскольку здоровье населения государства – высшая национальная ценность, то и возрождение наций должно начаться именно со здоровья, в первую очередь детей. Наиболее эффективным и д...

«Формирование навыков здорового образа жизни у старших дошкольников»

КОНСПЕКТ  ОТКРЫТОЙ  НЕПОСРЕДСТВЕННООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ПО  ФИЗИЧЕСКОЙ  КУЛЬТУРЕ для детей старшего возраста и их родителей. НОД была проведена в рамках акции "С...

Взаимодействие с родителям по формированию здорового образа жизни у младших дошкольников

Презентация на тему "Взаимодействие по формированию здорового образа жизни у младших дошкольников"...