Программа по основам безопасности жизнедеятельности "Азбука безопасности"
рабочая программа (старшая группа)

Сафина Эльвира Рустамовна

Формирование у детей знаний о правилах безопасного поведения и здорового   образа жизни.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_osnovy_bezopasnosti.docx84.16 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образование город Муравленко

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «СНЕЖИНКА»

(МБДОУ «ДС «Снежинка»)

 

 

C:\Users\User\Desktop\images (2).jpgC:\Users\User\Desktop\images.jpg

1. Содержание

Наименование

Страницы

1

Содержание

2

2

Паспорт программы

3

3

Пояснительная записка

 5

3.1

Цели и задачи программы

6

3.2

Планируемые результаты

7

3.3

Объем образовательной нагрузки

10

4

Содержание программы "Азбука безопапсности"

11

5

Организационно педагогические условия

20

5.1

Учебный план

20

5.2

Расписание занятий

20

5.3

Программно-методическое обеспечение

21

5.4

Материально-техническое обеспечение

22

6

Педагогическая диагностика

23

7

Список литературы

27

2.Паспорт программы

Наименование программы

Программа ДОУ для проведения занятийпо  основам безопасности жизнедеятельности "Азбука безопасности"

Основания для разработки программы

  • Федеральный закон "Об образовании В Российской Федерации" №273-ФЗ от 29.12.2012 года;
  • Постановление правительства РФ от 15.08. 2013 года №706 "Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг";
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 20.12.2010 №164 "Об утверждении "Санитарно-эпидемиологического требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях" от 15.05.2013г. №26

Заказчики программы

МБДОУ «ДС «Снежинка», родители (законные представители)

Создатель программы

Воспитатель Сафина Э.Р.

Цель программы

формирование у детей знаний о правилах безопасного поведения и здорового образа жизни, воспитание ценностного отношения к себе и окружающему миру .  

Задачи программы

  • Формировать представления и освоение способов безопасного поведения, основ экологического сознания.
  • Формировать целостную картину  мира и расширение кругозора в части представлений о возможных опасностях, способах их избегания, способах сохранения здоровья и жизни, безопасности окружающей природы.
  • Формировать первичные представления о себе, гендерных особенностях,  семье, социуме и государстве, освоение общепринятых норм и правил взаимоотношений с взрослыми и сверстниками в контексте безопасного поведения и основ экологического сознания.
  • Формировать первичные ценностные представлений о здоровье и здоровом образе жизни человека.
  • Развивать у детей понимание того, что планета Земля – наш общий дом, в котором живут звери, птицы, рыбы, насекомые, а человек - часть природы; что на жизнь и здоровье человека и животных влияют чистота водоемов, почвы и воздушной среды.
  • Развивать навыки свободного общения с взрослыми и детьми в процессе освоения способов безопасного поведения, способов оказания самопомощи, помощи другому, правил поведения в стандартных опасных ситуациях и др.,
  • Выработать у дошкольников нормы поведения, уверенность в себе.

3.Пояснительная записка

В  настоящее время наличие потенциальных источников  возникновения различных опасных ситуаций,  связанных с социально-экономическим развитием деятельности человека (доступность сложных бытовых приборов и оборудования, мобильность образа жизни взрослых и детей и др.), антропогенные  изменения в природе, являющиеся причиной возникновения глобальных экологических проблем (снижение качества воды, воздуха, исчезновение отдельных видов растений и животных и др.) и, как следствие, ухудшение состояния здоровья детей вызывают необходимость овладения и усвоения ребенком достаточно сложных для его возраста знаний, общего понимания целостности человеческого организма, взаимосвязи образа жизни и здоровья человека. Важно побудить ребенка задуматься о работе своего организма, почувствовать и лучше понять его сложное устройство, осознать значение правильного питания, активного образа жизни, личной гигиены.

В дошкольном образовательном учреждении обязательная и первоочередная задача   взрослых (педагогов и родителей) состоит в том, чтобы оберегать и защищать самых беззащитных граждан - маленьких детей, подготовить их к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.  Необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность. Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в неожиданной ситуации на улице и дома, поэтому главным в работе по данному направлению является стимулирование развития у детей самостоятельности и ответственности.  Все, чему учат детей, они должны уметь применить в реальной жизни, на практике.

С целью формирования у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности (состояния физической, психической и социальной защищенности), как необходимого условия полноценного развития человека, разработана программа «Азбука безопасности». Создание программы также вызвано потребностью методического обеспечения курса социализации в системе дошкольного образования и необходимостью решения проблем воспитания детей новыми средствами, а также повышения качества и значимости дополнительного образования.

Особенностью программы является интегрированное решение задач в ходе освоения образовательных областей «Здоровье», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Развитие речи», «Художественно-эстетическое развитие», что прослеживается в содержании занятий ДОУ и обеспечивает разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Программа разработана на основе образовательной программы дошкольного образования МБДОУ «ДС «Снежинка», утверждена приказом заведующего от 29.08.2014 №104, программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Авдеевой Н.Н., Князевой О.Л., Стеркиной Р.Б., включающим разделы авторов: «Ребенок и другие люди» «Ребенок на улице»; «Ребенок дома»; «Здоровье ребенка»; «Ребенок и природа»; «Эмоциональное благополучие ребенка».

 Срок реализации программы - 2 года и предполагает   проведение цикла занятий с детьми 5-7 лет в рамках дополнительной образовательной услуги «Азбука безопасности»». 

3.1 Цели и задачи

Цель программы: формирование у детей знаний о правилах безопасного поведения и здорового образа жизни, воспитание ценностного отношения к себе и окружающему миру.

Задачи:

  1. Формировать представления и освоение способов безопасного поведения, основ экологического сознания.
  2. Формировать целостную картину мира и расширение кругозора в части представлений о возможных опасностях, способах их избегания, способах сохранения здоровья и жизни, безопасности окружающей природы.
  3. Формировать первичные представления о себе, гендерных особенностях, семье, социуме и государстве, освоение общепринятых норм и правил взаимоотношений с взрослыми и сверстниками в контексте безопасного поведения и основ экологического сознания.
  4. Формировать первичные ценностные представлений о здоровье и здоровом образе жизни человека.
  5. Развивать у детей понимание того, что планета Земля – наш общий дом, в котором живут звери, птицы, рыбы, насекомые, а человек - часть природы; что на жизнь и здоровье человека и животных влияют чистота водоемов, почвы и воздушной среды.
  6. Развивать навыки свободного общения с взрослыми и детьми в процессе освоения способов безопасного поведения, способов оказания самопомощи, помощи другому, правил поведения в стандартных опасных ситуациях и др., в части формирования основ экологического сознания.
  7. Выработать у дошкольников нормы поведения, уверенность в себе.

Особенностью программы является интегрированное решение задач в ходе освоения образовательных областей «Здоровье», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Развитие речи», «Художественно-эстетическое развитие», что прослеживается в содержании занятий ДОУ и обеспечивает разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

3.2 Планируемые результаты

В результате освоения программы   воспитанники будут иметь представления:

 

- о несовпадении приятной внешности и добрых намерений человека;

- об опасных ситуациях при контакте с незнакомыми людьми;

- о нормах поведения при общении с другими дети, в том числе подростками;

- о нормах поведения в экстремальных ситуациях в быту;

- о нормах поведения в случае, если ребенок потерялся на улице;

- о правилах безопасного поведения на улице;

-о местах на улице, где позволительно играть;

- о правилах  обращения  с  предметами,  несущими в себе опасность;

- о ценности   здоровой  пищи;  

- о роли лекарств и  витаминов;

- о пользе  овощей  и фруктов;

- о  значении  крови для живых существ;

- о способах   решения   конфликтов  и ссор  между детьми;

- о допущении  здоровой дозы страха  в реально опасных ситуациях.

-о необходимости следить за своей внешностью.

знать:

-  домашний адрес и номер телефона; имена и отчества родителей; адрес детского сада;

- телефоны милиции, скорой помощи, пожарной   части;

-правила пользования телефоном;

- правила поведения   в ситуации насильственного поведения со стороны незнакомого взрослого;

- строение человеческого тела  и  его  внутреннее строение;

- правила уличного движения, перехода улицы в указанных местах, в соответствии со световыми сигналами;

-  дорожные знаки  для водителей и пешеходов;

- разные  виды транспорта;  

- разные  способы   проявления  заботы  о здоровье окружающих.

-какие действия вредят природе, а какие способствуют ее восстановлению.

-какие опасности встречаются в природе.

уметь:

-применять усвоенные знания и способы деятельности для решения проблемных ситуаций;

-планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели;

- соблюдать правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах;

-различать и называть виды транспорта (наземный, подземный, воздушный, водный);

-ориентироваться в окружающем пространстве, обозначать взаимное расположение и направление движения объектов; пользоваться знаковыми обозначениями;

-устанавливать причинно-следственные связи между состоянием окружающей среды и жизнью живых организмов, бережно относиться к природе;

-бережно относиться к своему здоровью.

              

 Определяя основное содержание и направление развития детей, программа оставляет за педагогами право на использование различных форм и методов организации обучения с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей, социокультурных различий, своеобразия домашних и бытовых условий, а также общей социально-экономической и криминогенной ситуации. При этом основным ориентиром должен стать  жизненный опыт детей, особенности их поведения, предпочтения. Материал на эти темы дается детям в доступной форме и строится на раскрытии причинно-следственных связей.

       

3.3 Объем образовательной нагрузки

Сроки реализации – 2 года.

Реализация программы осуществляется поэтапно в соответствии с возрастными возможностями детей.

Программа рассчитана на два занятия в неделю, продолжительностью:

1 занятие -25 минут (для детей 6го года жизни)

1 занятие – 30 минут (для детей 7го года жизни)

В занятиях участвует подгруппа детей до 12 человек

Деятельность носит развивающий характер и, как правило, проходит в игровой форме, с интересным содержанием, творческими, проблемно – поисковыми задачами.

4. Содержание программы

сентябрь

Тема

Формы работы с детьми

 1.Педагогическая диагностика

 1-2 неделя

2. «Наша улица»        

 Беседы о правилах перехода улицы, рассматривание картин с изображением улиц города, практическое упражнение на магнитной доске «Наша улица»,      с/р игра «Больница», изготовление макета улицы Дружбы народов.

3.Как появились правила дорожного движения

 Беседы с детьми  об истории правил дорожного движения, объяснить, почему необходимо их выполнять.

 4.В гостях у бабушки Загадушки

 Отгадывание загадок по ПДД, ребусов,  решение задач, головоломок.

Работа с родителями

Выступление на родительском собрании. Информация на стенде, в папках передвижках.

октябрь

1. «Когда мы пассажиры»

Макет, иллюстрации, светофор, модели автомобилей

2. «Мы-пешеходы»

Чтение детям худ. литературы, рассматривание иллюстраций с дорожными ситуациями, изучение проблем , выводы.

 3. Конкурс чтецов

 Заучивание стихов, частушек по ПДД

4-5.Дорожные знаки

 Занятия по развитию речи: составление рассказа о дорожных ситуациях, беседа о дорожных знаках: «Скользкая дорога», «Опасная дорога», «Въезд запрещен»; наблюдение за транспортом; решение кроссворда «Азбука дороги»; подвижные игры; подготовка к спектаклю «Происшествие в лесу» (для показа малышам)  

6. Экскурсия в городок безопасности

Сюжетно-ролевые, дидактические , настольно-печатные игры, катание на педальном транспорте с соблюдение правил дорожного движения.

7-8. «Дорожная  мастерская»

Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм,  для игр с ролеыми полями (машинки, знаки, дома, )

Работа с родителями

  Информация на стенде, в папках передвижках, консультация « Если ребенок в  автомобиле»

Ноябрь

1.Огонь – друг, огонь - враг!

Беседа  о пользе и опасности огня с использованием наглядного материала.

Разбор конкретных ситуации.

Загадывание загадок (электрические приборы, спички и лр.)

2. Осторожно, огонь!

Творческое задание: «Дорисуй ситуацию», обсуждение, по какой причине, по их мнению, произошел пожар.

3.  Электроприборы дома

Загадывание загадок об опасных предметах быта.

Д/и. «Раз, два, три, что может быть опасно - найди» «Так и не так»

4.Правила пожарной безопасности

Игровая ситуация: алгоритм поведения при пожаре.

Опытническая деятельность: горящая бумага.

5.Укротители огня

Беседа о профессии пожарных.

6.Есле дома начался пожар

Моделирование ситуации: тушение возгорания

Творческое задание: «Нарисуй, какой пожар тушит пожарный»

7. Это должен знать каждый (нужные телефоны).

Ознакомление с номером телефона «01», по которому надо звонить в случае пожара.

Игра «Пожарные на учении».

8. «Мастерим сами»

Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм,  для игр с ролевыми полями

Работа с родителями

    Консультация «  Родители-пример для ребенка на дороге»

Декабрь

 1.Как я устроен?»

Беседа с рассматриванием плаката «Что внутри меня?».

Д/и  «О какой части тела говорю?»

Решение головоломки: что общего в людях.

2-3. Что такое кровь? Зачем она нам нужна?»

Беседа о кровеносной системе человека и значении крови с рассматриванием плаката «Кровообращение».

«Из чего состоит кровь?», «Что происходит с кровью, когда мы поранились?» (практическая деятельность с выкладыванием разноцветных фишек).

4. «Почему заболели ребята?»

Беседа на материале жизненного опыта детей, обмен опытом: рассказать друг другу, что они знают о болезнях.

Беседа о профессии врача, беседа на материале сказки К. Чуковского «Айболит». Творческое задание: поиск опасных ситуаций для здоровья (использовать картинки).

5. «Витамины в жизни человека»

Беседа на основе жизненного опыта детей о полезных и вредных продуктах.

Разучивание стихотворения: Л. Зильберга

«Никогда не унываю,

И улыбка на лице,

Потому что принимаю

Витамины А, В, С».

Д.и. «Дары природы» «Узнай и назови»

6 «Если хочешь быть здоров»

Чтение отрывков из художественной литературы: В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо?», К. Чуковский «Мойдодыр», С. Михалков «Про девочку, которая плохо кушала».

Заучивание поговорки: «От простой воды и мыла у микробов тают силы».

Подвижная игра «Два мороза».

Развивающая игра «Сравни картинки».

7-8.»Книжка-малышка»

Создание книжки- малышки из рисунков детей с использованием аппликаций, коллажа.

Работа с родителями

Выставка рисунков детей « Будь здоров!»;

Январь

1-2.«Личная гигиена»

Обсуждение ситуаций на примере иллюстраций ОБЖ.

Беседа на материале произведения А. Барто «Девочка чумазая»

Загадка о зеркале. Беседа о его назначении.

Игра «Зеркальце, скажи!»

Игра «Узнай по описанию» (узнавание друзей по описанию внешности)

Игра – драматизация по сказке К. Чуковского «Мойдодыр»

3-4«Здоровая пища»

Создание проблемной ситуации: «Глазами ребенка»

Беседа на примере жизненного опыта детей.

Творческое задание: «Вырежи продукты питания»

Ситуационно – имитационное моделирование: «Разнообразное меню», обсуждение.

Загадывание загадок о полезных продуктах

Чтение: «Ю. Тувим «Овощи».

Игра: «Овощи – фрукты»

Настольный театр: «Накроем на стол»

5-6.«Забота о здоровье окружающих»

Беседа «Какие болезни вы знаете? Причины болезней».

Рассказ педагога о том, как возникают хронические болезни. Беседа «Как помочь больному?» (инвалиду, пожилому человеку)..Моделирование ситуации: «Поможем заболевшей кукле»

7-8. Мастерская Самоделкина

Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм,  для игр с ролевыми полями, дидактические игры

Работа с родителями

Выпуск газеты для родителей «Безопасность»

Февраль

1-2. «Внешность человека может быть обманчива»

Беседа на материале жизненного опыта детей (дядя с бородой, хорошо одетые, симпатичные молодые люди).

Беседа на материале сказок («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» - мачеха с отравленным яблоком; «Золушка»; Чудище в «Аленьком цветочке»).

Проигрывание и обсуждение ситуаций (взрослый уговаривает ребенка пойти с ним, обещает конфетку, игрушку, сообщая, что действует по просьбе родителей; открывает дверцу машины и предлагает покататься).

3-4.Ситуация насильственного поведения со стороны незнакомого взрослого

Рассматривание и обсуждение возможных ситуаций насильственного поведения незнакомого взрослого, который на улице хватает ребенка за руку и куда – то тащит; заталкивает в машину и хочет увезти.

Просматривание отрывка из мультфильма «Ну, погоди» (волк посадил зайца в мешок и хотел его унести).

Беседа на материале просмотренного мультфильма, материале сказок «Гуси – лебеди», «Петушок – золотой гребешок»

5-6.Ребенок  и его старшие приятели»

Беседа на материале иллюстраций журналов «Безопасность».

Работа с рабочей тетрадью: «Соедини: опасная ситуация – следствие»

Обсуждение: почему это произошло.

Придумывание рассказов со счастливым случаем.

Игра «Можно-нельзя».

7-8.« Встреча с незнакомцем»

Моделирование ситуации: «Один дома»

Д. и «Найди опасность», «Знакомый свой, чужой».Выполнение цикла заданий на тему «Раскрась спрятанную фигуру»Беседа на материале иллюстраций (в данном случае милиционер оказался не настоящим -  это переодетый бандит, а у переодетого почтальона в сумке – пистолет).

Тренинг: «Один дома»

Работа с родителями

Консультация: «Прививаем детям навыки безопасного поведения !»

Март

1.Правила оказания первой помощи

Создание проблемной ситуации: «Бабушке (маме и.т.д. плохо)

Анализ заданной ситуации.

Тренинг: «Вызываем скорую помощь»

Ситуационно – имитационное моделирование: «О

2. Конфликты между детьми

«Что такое конфликт?» (примеры из жизненного опыта).

Беседа о  способах решения конфликтных ситуаций.

Не силовые способы выхода из конфликтных ситуаций, разработка стратегии.

Приемы профилактики конфликтов и ссор.

Мимические упражнения.

Моделирование ситуации: «Я тоже хочу такую же игрушку»

3. «К кому можно обратиться за помощью, если ты потерялся на улице»

Беседа на основе жизненного опыта детей.

Ситуации, подобранные из литературных сюжетов.

Разыгрывание тематических сценок.

Тренинг: «К кому следует обратиться за помощью?».

«Назови свой адрес и номер телефона».

4. Игры во дворе

Беседа: «Мои любимые игры».

Обсуждение возможных опасных ситуаций. «Как  их избежать?».

Игра «Можно - нельзя»

Тренинг: «Игры во дворе»

5. Опасные предметы.

Загадывание загадок об опасных предметах быта.

Д.и. «Раз, два, три, что может быть опасно - найди» « Так и не  так»

Обсуждение ситуаций на материале жизненного опыта детей.

Игра с использованием мяча: «Закончи фразу»

6. Балкон, открытое окно и др.  бытовые опасности ( пожароопасные предметы, лекарства, алкоголь и др.)

Отгадывание загадок о предметах, требующих осторожного обращения.

Игра «Закончи правильно фразу».

Обсуждение ситуаций из личного опыта детей. Рассматривание иллюстраций альбома, их обсуждение.

Выведение правил обращения с источниками опасности в доме.

7-8.Викторина «Что, где, когда»

Работа с родителями

Акция «Родитель! Сохрани мне жизнь!»

Апрель

1-2.Контакты с животными»

Беседа на материале жизненного опыта детей.

Анализ заданных ситуаций.

Сочинение историй по каждому проанализированному сюжету.

.Моделирование ситуации с неправильным поведением ребенка с животным и его последствием.

Творческая работа: « Раскрась животных», «Найди неправильное поведение и его последствия»

3-4.Съедобные ягоды и ядовитые растения»

Рассматривание плакатов: «Съедобные ягоды», «Ядовитые растения»

Игра: «Найди ответ на картинке»

Беседа на материале личного опыта детей.

Работа с рабочей тетрадью: раскрашивание по образцу.

Игра: «Съедобные – несъедобные ягоды»

Настольная игра: «Сбор грибов и ягод»

5-6.Съедобные и несъедобные грибы»

Рассматривание плаката: «Съедобные и несъедобные грибы».

 Художественное творчество: раскрашивание грибов, ориентируясь на образец.

 Загадки: «Вы – мне, я – вам»

 Дидактическая игра: «Сварим суп из грибов» (моделирование)

 Сказка: «Война грибов»

Правила грибников.

7-8.Будь природе другом

Экспериментирование: «Зачем нужен воздух»

Моделирование «веселой» и «грустной» полянки»

Работа с рабочей тетрадью: «Разбор конкретных ситуаций» Чтение А. Барто «Весенняя прогулка»

Творческое задание: «Восстановим ситуацию»

Изготовление макета лесной полянки.

Работа с родителями

Совместная выставка рисунков детей  и родителей «Правила поведения в лесу»;

Май

1.«Режим дня» 

Решение проблемных ситуаций.

Сочинение историй с описанием личных прогулок.

Моделирование режима дня с помощью картинок, часов, магнитных фигурок детей и.т.д.

Дидактическая игра: «Правильный – не правильный режим».

Сочинение детей: «Как лучше построить режим»

2.Просмотр мультфильмов по ПДД, ПБ

Обсуждение после просмотра, рисование понравившихся героев фильма.

3.Игры в Городке безопасности (на участке д/сада)

 Сюжетно-ролевые игры, настольные игры, подвижные игры, катание на велосипедах, самокатах, игры с малышами

4-5. Беседа-диалог

Беседы с детьми с использованием: настольно-печатных иго, карт – схем, макетов транспортных средств.

Педагогическая диагностика

1-2 недели

Работа с родителями

Памятка будущему пешеходу - первокласснику Участие совместно с детьми в мероприятии. Рекомендации по проведению летнего отдыха детей.

5. Организационно-педагогические условия

5.1 Учебный план

Ребёнок и другие люди

12

Ребенок и природа

12

Ребенок дома

12

Здоровье ребенка

10

Пожарная безопасность

10

Ребенок на улице

8

Педагогическое обследование (сентябрь, май)

8

Итого:

72

5.2 Расписание занятий

Дни недели

Сафина Э.Р.

Вторник

16.00-16.20

Четверг

16.00-16.20

5.3.  Программно - методическое обеспечение

Наименование услуги

Наименование программы

Программа, на основе которой разработана, утверждена и рекомендована

 «Азбука безопасности»

Программа ДОУ по формированию у детей знаний о правилах безопасного поведения и здорового образа жизни

«Азбука безопасности»    

Услуга предоставляется по программе «Азбука безопасности».Программа разработана на основе    программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Авдеевой Н.Н., Князевой О.Л., Стеркиной Р.Б.

5.4 Материально-техническое обеспечение

Организация работы кружка осуществляется в специальном кабинете

Кабинет оснащен современным оборудованием (антибликовая доска, проектор, компьютер, магнитофон).

 Также используются:

  • различные пособия, демонстрационный материал (плакаты, дорожные знаки, модели разных видов транспорта, детские коляски, куклы, атрибуты для игр по правилам уличного движения, макеты перекрестка, домов и улиц);
  •  настольно-печатные игры  по профилактике  детского дорожно-транспортного травматизма, воспитанию ЗОЖ по ПБ («Осторожно, огонь!», «Незнайка на улице», «Дорожные знаки», «Зеленый светофор»);
  • дидактические игры по всем разделам познавательного направления, демонстрационный, методический материал (альбомы на разные темы, иллюстрации, наборы игрушек, серии картинок или открыток, разнообразные коллекции, макеты и др.), подборки книг, познавательных детских энциклопедий, видеофильмов, слайдов;
  • стационарное место для продуктивной деятельности дошкольника – детский стол и стул;
  • правильное освещение;  
  • магнитофон;
  • компьютер;
  • Антибликовая доска.

6. Педагогическая диагностика

результатов освоения программыДОУ «Азбука безопасности»

  Карта педагогического обследования  детей   5- 7лет

Группа  ___________________                                  Дата обследования _______________                                   Воспитатели: ___________________________

Ф.И.

ребенка

Ребёнок и другие люди

Ребенок и природа

Ребенок дома

Здоровье ребенка

Пожарная безопасность

Ребенок на улице

Общий балл

Уровень

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

Итого:

Всего обследовано:_____

Критерии:

3 балла – ребенок справился с заданием самостоятельно, правильно ответил на вопросы;

2 балла – ребенок справился с заданием с помощью взрослого;

1 балл -    ребенок не справился с заданием.

Результаты:

высокий уровень – 3 балла

средний уровень – 2 балла

низкий уровень -- 1 балл

Критерии оценки усвоения результатов освоения программы ДОУ «Азбука безопасности»

Критерии

Инструментарий

Методика проведения

-Знает и называет причины возникновения

пожара (4-5).

-Владеет знаниями о профессии пожарного.

-Знает и называет первичные средства

тушения пожара (вода, песок).

Плакаты, сюжетные картинки на данную тему.

Иллюстрации с изображением  пожарного.

Предметные картинки

Рассматривание и обсуждение картинок «Будь осторожен», «Правила безопасного поведения при пожаре»

Вопросы: Кто изображен на картинке? Кто такие пожарные?   Во что одеты пожарные?

Проблемная ситуация: «Помоги мишке потушить пожар»

-Знает правила дорожного движения

 (устройство проезжей части,  «зебра» и дорожные знаки для пешеходов и  родителей, правила езды на велосипеде, правила поведения в транспорте);

-Выполняет требования сигналов светофора (красный, желтый, зеленый).

-Знает о  работе ГИБДД;

-Знает виды транспорта и их назначение;

-Знает как вести себя, если потерялся на улице.

Дорожная карта, модель машины и светофора, фигурки людей, дидактическая игра;

атрибуты к игре,

модель улицы с перекрестком; картинки с видами транспорта.

-Моделирование различных ситуаций на дорожной карте.

Воспитатель просит ребенка помочь герою перейти дорогу. Где можно переходить дорогу пешеходам? Почему? На какой сигнал светофора? А здесь светофора нет, как же перейти дорогу?

К кому надо обратиться, если ты потерялся на улице?

Назови свой адрес.

- Дидактическая игра «Азбука безопасности».

- Подвижная игра «Светофор»

- Подвижная игра «Автомобили»

Знает и называет предметы, требующие

осторожного обращения (режущие,

колющие предметы, горячая еда ит.д).

 Объясняет и знает, почему нельзя самостоятельно пользоваться электроприборами

Предметные картинки с изображением опасных предметов (нож, ножницы, чайник, иголка и т.д)

Демонстрационный и раздаточный материал

Игра  «Найди опасные предметы»

Дидактическая игра: «Я не растяпа»,  «Ай обжегся» авт. И. Соковня

-Знает правила общения с незнакомыми

людьми, с подростками;

-Знает, как себя вести, если «чужой» приходит в дом

Сюжетные картинки из серии: «Я учусь  охранять свою жизнь и здоровье»

Вопросы: Если ты дома один, а в дверь звонят, ты откроешь дверь?

Если тебя позвал незнакомый человек прокатиться на машине, ты поедешь с ним?

Что ты ответишь, если тебя хотят втянуть в опасную ситуацию?(разжечь костер, забраться на чердак, «поэкспериментировать» с лекарствами и т.д.)

-Адекватно оценивает культурно-  

гигиенические навыки сверстников и свои.

-Знает правила личной гигиены.

-Знает о значении заботливого отношения

к  своему здоровью и здоровью

окружающих, и о взаимосвязи

благополучия организма и питания.

Кукла, предметы личной гигиены.

Сюжетные картинки.

Кукла Айболит.

Игровая ситуация «Научим девочку чумазую следить за своим телом»

Вопросы: Назови предметы, которые тебе понадобятся для умывания? Как часто нужно мыться? Как часто нужно чистить зубы? Т.д.

Вопросы: Кого  мы называем здоровым? У нас есть в группе такие дети? А ты заботишься о своем здоровье?

Д/и «Что полезно, а что вредно»

-Знает первичные представления об основных источниках опасности в природе (незнакомые животные, растения, гроза, мороз, водоемы)

-Знает некоторые правила безопасного для себя и для природы поведения (не подходить без взрослого к животному, не трогать его руками, не  ходить по клумбам, газонам, не рвать цветы, листья, не ломать ветки деревьев, не распугивать птиц, не засорять водоемы и почву, не бросать мусор, заливать место костра водой перед уходом, закрывать кран с водой после использования, выключать свет, если уходишь из помещения .)

Демонстрационный и раздаточный материал; карандаши, листы бумаги.

Дидактическая игра «Можно-нельзя»;

Обсуждение по наглядным пособиям: почему одна поляна «грустная», а вторая «веселая»?

Работа с плакатом «Правила безопасности»

«Съедобное – несъедобное».

Игровое упражнение «Знакомство»

Беседа на темы: «Кто такие друзья?». «Мой лучший друг»

Чтение Н.Калинина «О хороших товарищах»

 

7.Список литературы.

  1. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. «Безопасность». – С.П., 2002.
  2. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. «Безопасность». Рабочая тетрадь – 1, 2, 3, 4.  – С.П. 2002 – 2003.
  3. Белая Н.Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников. – М.,2000.
  4.  Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. «Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы». – М.,2011.
  5. Горбунова Н.А. «ОБЖ». – В., 2002.
  6. Интернет – ресурсы.
  7. Новикова И.М. «Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников». – М.,2009.
  8. Пензулаева Л.И. «Оздоровительная гимнастика для детей 3 – 7 лет». – М.,2009.
  9. Саулина Т.Ф. «Три сигнала светофора». М.,2009.

     10.Усачев А.А., Березин А.И. «Школа безопасности». – М., 1999.

     11. Шарова О.Г. Основы пожаро безопасного поведения. – СПб.,1997.

 

        

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОБЖ (ОСНОВА БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНИ) «БЕЗОПАСНОСТЬ НА ДОРОГАХ»

ЗАНЯТИЕ ПО ОСНОВЕ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНИ( для детей 6 - 7 лет, подготовительная к школе группа)   С каждым годом интенсивность движения транспорта на дорогах России, а вместе с этим увеличиваетс...

Спортивная игра-практикум по основам безопасности жизнедеятельности «Безопасное детство»

Спортивная игра-практикум по основам безопасности жизнедеятельности «Безопасное детство»Цель: актуализация знаний и отработка практических навыков поведения дошкольников в усложненных...

Программа по основам безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста «Островок безопасности»

Безопасность жизнедеятельности в современном мире выделяется, как одна из главных проблем человечества. Сегодня сама жизнь доказала необходимость обучения не только взрослых, но и малышей основам безо...

Программа по основам безопасности жизнедеятельности для детей старшего дошкольного возраста "Азбука Безопасности"

Цель программы:  формирование у детей знаний о правилах безопасного поведения и здорового образа жизни,  воспитание ценностного отношения к себе и окружающему миру....

Проект по ознакомлению старших дошкольников с основами безопасности поведения "Безопасное детство"

Цель проекта: Воспитание у ребёнка культуры безопасного поведения в различных ситуациях.Дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них....