пение и музыкотерапия
статья по коррекционной педагогике

КРЮЧКОВА ЮЛИЯ ВЛАДИМИРОВНА

Целебные свойства музыки. Пение - одно из древнейших  способов самовыражения  человека. Направления  использования музыки, в том числе пения, как психологического средства, для работы с детьми, нуждающимися в коррекции эмоциональной сферы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon penie_i_muzykoterapiya.doc55 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

  ПЕНИЕ И МУЗЫКОТЕРАПИЯ

ЛЕЧЕБНОЕ ДЕЙСТВИЕ МУЗЫКИ

            Музыка специфическими средствами воссоздает чувственно-эмоциональное состояние,   то есть содержание чувства.   Она  способна выражать крайние проявления   эмоций,   их  направление,  таким  образом,  музыка  воспроизводит  всю многообразную и сложную структуру  психологической деятельности человека.  В отличие от действия  реальных отрицательных  эмоций, которые  почти не подчиняются   контролю,  музыкальные эмоции   выражаются в четко фиксированной художественной форме.

             Целебные свойства музыки были хорошо известны и широко применялись еще в прошлом. У примитивных народов песни и такие музыкальные инструменты как бубен, барабан, трещотка, свирель использовались не только для усиления действий снадобий, но и как самостоятельное средство лечения. Такая практика сохранилась у американских индейцев, у эскимосов, а так же у некоторых африканских племен до сих пор.

          В эпоху Возрождения английский доктор Роберт Бертон создал один из первых трудов о лечебной  силе музыки. Ее благотворное влияние он испытал на самом себе, борясь с хронической меланхолией.

           Доказано целебное действие классической музыки.  Считается, что занятия музыкой   положительно влияют на развитие  интеллектуальной деятельности, совершенствуют нравственные качества личности, благоприятно сказываются на эмоциональной сфере. Говоря о методе прослушивания классической музыки, нужно отметить, что именно он применяется для снятия напряжения и болей, связанных с этим.

          Русская музыкотерапия ведет свое начало с конца 19 века, с исследований И.М. Догеля .Ему удалось обнаружить изменения дыхания и артериального давления от разной музыки. Так же выяснилось,что активность и избирательность реакций зависит от слухового опыта (апперцепции).  

ПЕНИЕ – КАК ОДНА ИЗ ФОРМ МУЗЫКОТЕРАПИИ

         Голос – инструмент,   данный каждому от природы. Голос человека  может выражать радость и  горе, печаль      и ликование.  Под  влиянием   эмоций  меняется тембр,  высота  интонации,  манера  формирования слов.            Психически - соматическое состояние самым непосредственным образом передается в характере звука и несет не вербальную информацию о человеке.

         Пение - одно из древнейших  способов самовыражения  человека.       Это сложный процесс,  требующий активной работы почти всех  групп мышц тела и лица.

        Поющий должен иметь хорошую координацию  внутреннего слуха и воспроизведения звука, хорошее образное мышление, быть довольно раскрепощенным, собранным, внимательным, волевым человеком, обладающим коммуникативными качествами.

        Не маловажным фактором является наличие приятной внешности и хорошего воспитания.  

        Пение предполагает умелое владение эмоциональной сферой личности, и в связи с этим открываются большие возможности в ее коррекции и в воспитании   положительных  эмоций

        Пение – это исполнительское искусство. А искусство - это всегда поиск и движение. В движении и поиске рождается радость, которая необходима в пении.

          Как- правило люди поющие, обладают неплохим здоровьем и довольно  оптимистическим взглядом на жизнь.

Сейчас существуют основные направления  использования музыки, в том числе пение, как психологического средства, используемые в работе с детьми, нуждающимися в коррекции эмоциональной сферы:

  1. средство основной терапии
  2. средство вспомогательных методов

         В этих направлениях необходимо выделить следующие факторы, важные для эффективного лечения с помощью музыкотерапии:

                 1. Отношение пациента к музыке, уровень его общей и музыкальной культуры.

                 2. Тщательный выбор музыкальных произведений.   Причем оперативно учитывать не только болезнь, но и ее фазы. Наиболее тесно связаны с физиологическими процессами темп и динамика. Важное воздействие оказывает тональный план с подготовленной или  внезапной модуляцией. Все выразительные средства в комплексе или по отдельности оказываются ключевыми раздражителями, неоднозначно влияющими на больных.  

               Если в острой  фазе глубокой депрессии и  меланхолии для  «отчуждения» больного от собственных  переживаний этому  помогает тихая,   грустная музыка, то в период выздоровления – бодрая, возбуждающая музыка будет более уместна.

                Важно учитывать возрастные и половые различия воспринимающего. Дети, женщины и люди пожилого  возраста в результате болезни становятся более возбудимыми.  

               Замечено, что предпочтительно использовать инструментальную музыку, так как вокальная, может привлечь внимание к тексту, что не всегда требуется.  На этот случай в вокальной музыке есть произведения называемыми « вокализ». Мелодия исполняется на какую – либо гласную      (на усмотрение педагога или врача, в зависимости от  психо - физических особенностей  больного).

          3. Личность психотерапевта и его компетентность как врача и как музыканта. Ослабление одного из этих слагаемых резко снижает эффективность музыкотерапии.

          4. Отношения, которые складываются (доверительные, настороженные или отрицательные) между врачом и больным.  Динамике таких взаимоотношений весьма способствует правильно отобранная музыка.

          5. Нормальная, пониженная или повышенная      сенсетивность    (чувствительность), от которой в значительной степени зависит уровень ответной реакции.

         Педагог, обучающий пению – сродни с психотерапевтом и конечно должен опираться и учитывать все эти факторы в своей работе.

         Процесс пения применяется для профилактики астматических заболеваний, хронических простудных заболеваний.           

         С чисто физической  точки зрения пение  - процесс практики различных видов дыхания  ( задержанное, легкое, глубокое, короткое, продолжительное,  активное, вялое, поверхностное ).

        Дыхательная  система – это трахея, бронхи, брюшной пресс, диафрагма.

       Дыхание при  пении  осуществляется  нижней  частью  грудной  клетки       (движением нижних ребер),  мышцами брюшной стенки. Эти мышцы  удалены от гортани, и их работа не вызывает ненужных напряжений мускулатуры, шеи и  верхней части грудной клетки.   Такой способ называется грудобрюшным.   Он наиболее  правилен и удобен.

      При правильном дыхании и правильном формировании гортани, мышцы голосового аппарата расслабленны и стимулируются только теплой струей воздуха. Происходит массаж связок и других мышц глотки и гортани. Процесс восстановления голоса после ангины происходит гораздо быстрее при использовании некоторых упражнений:    

         *Рот приоткрыт,   на самом низком звуке (индивидуально) смыкаются связки, издавая звуки, напоминающие скрежет.

         *В упражнении на активизацию грудобрюшного дыхания используется  подражание щенку или ёжику, которые принюхиваются к запаху молока в тарелке и по мере приближения к еде, движения мышц живота учащается.

         Дети с симптомами  гиперактивности организуют свое поведение в момент исполнения, так как  им приходится невольно сосредоточиться на многочисленных задачах, которые составляют  процесс пения. Во многом помогают методы сказкотерапии. В распевке имитируется пение различных птиц. Это может быть сказочный филин:

        *поем отрывистым звуком -staccato,на закрытый рот, не большую попевку

         *Это может быть сказочная сова: на гласную «у».Мелодия идет поступенно в верх-эмоция удивления, мелодия вниз- как ответ.

        Так же можно имитировать пение соловья, кукушки и т.п.

        Заикание – нарушение   темпо – ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата  

        В речевые занятия с заикающимися детьми вводят пение и ритмизованную речь. При  пении речевые  судороги  заикающихся  или  вовсе отсутствуют, или  значительно уменьшаются.

         Формирование звуков речи осуществляется артикуляционным аппаратом. В артикуляции звуков принимают участие многочисленные мышечные органы ротоглоточного канала: губы, язык, мягкое небо, зов, глотка, мускулы, двигающие нижнюю челюсть. Язык должен бить всегда свободным и мягким. Мягкое небо  должно быть  постоянно в активном состоянии. Будучи поднятым мягкое небо автоматически освобождает гортань от зажимов. Нижняя челюсть, будучи пассивна, все же не должна  сильно  откидываться  вниз.

         В пении требуется  особенно четкая  артикуляция, которая возможна  только при естественном положении органов артикуляции, в том числе и рта.  В вокальной педагогике фонетический метод – это воздействия на голосообразование посредством использования отдельных звуков речи и слогов. Фонетический метод воспитания голоса – один из самых распространенных.

         Педагогу необходимо знать свойство звуков речи, чтобы сознательно употреблять их для выработки нужных качеств голоса.                                 Итак, в самом общем виде можно сформулировать педагогическую задачу обучения пению: закон освобождения мышц. Это закон любого исполнительского искусства  и  любого лечебного процесса.

        Важнейшая задача занятий музыкой и пением – это помочь ребенку адаптироваться в жизни; приобщить к жизненным ценностям, помочь найти себя, скорректировать некоторые проблемы речевой функции.

         В каждой группе есть ребенок с проблемой дикции.  Наиболее встречающаяся проблема это грассирующая «Р» либо вообще не выговариваемая «Р». Есть ряд упражнений, позволяющих корректировать эту проблему:

        *На распевке мы озвучиваем  согласную «Р» – распеваем ее по мажорному трезвучию. Далее усложняем распевку: распеваем «Р» по трезвучию от трех раз и более на одном дыхании.

         * С большим удовольствием учащиеся  громко  на выдохе проговаривают шипящие «Ш», «С» и их парные «Ж». «З». Следует следить, чтобы все произносилось объемно.

         С большим удовольствием дети разучивают и исполняют скороговорки, которые позволяют шлифовать технику речи:

         * проблема  глухих и звонких согласных корректируется  скороговоркой «БыК - ТуПоГуП, ТуПоГуБеНьКий БыЧек, у БыКа БеЛа ГуБа БыЛа ТуПа». Скороговорка поется до середины по гаммообразному восходящему движению, а далее по низходящему  движению.

        При восстановлений функций голосовых связок после перенесенных заболеваний рекомендую несколько упражнений:

           *имитация скрипа деревьев «СКРИПУЧИЕ ДЕРЕВЬЯ» (рот приоткрыт, воздух вибрирует на связках, напоминая скрип старого дерева)

           *«ЧАЙНИКИ» ( набрать воздух, и выпуская его небольшими порциями, на выходе произнести слово «пых»)

           *«КОМАРИКИ» ( набрать воздух и, ловя воображаемого комара, на выдохе тянуть звук «Н», «З»)

          Основой психолого-педагогической поддержки учащихся является создание оптимальных условий для раскрытия потенциальных творческих возможностей и коррекции речевой функции детей. Задачей педагога является создание эмоционально-психологической комфортности обучения, акцент делает на положительные эмоции, последовательно проводится принцип «успешности» обучения.

          Важна  роль педагога как личности, его способность создать творческую обстановку на занятиях, выстроить такие отношения с учащимися, которые бы стимулировали мотивацию обучения и пробуждали их творческую инициативу. Серьёзное и заинтересованное отношение родителей к занятиям ребёнка благотворно сказывается на результате обучения.

         

         

Список использованной литературы:

  1. Алиев Ю.Б. Эмоционально-ценностная деятельность школьников как дидактическая основа их приобщения к искусству. М.1997
  2. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей.  М.1947
  3. Осипова А.А. Общая психокоррекция: Учебн. Пособие для студентов вузов.М.2000
  4. Выготский Л.С.  Лурия А.Р. Этюды по истории поведения. М.1993


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Пение – как вид активной деятельности детей дошкольного возраста, профессиональный подход при обучении детей сольному и хоровому пению»

Из опыта работы музыкального руководителя: «Пение – как вид активной деятельности детей дошкольного возраста, профессиональный подход при обучении детей сольному и хоровому пению»...

Конспект непосредственной образовательной деятельности. Опыты с пеной Тема: «Пена-фокусник»

Ознакомление со свойствами пены в младшей группе опытно-экспериментальным путем....

МУЗЫКОТЕРАПИЯ. РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ МУЗЫКОТЕРАПИИ В СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ

После проведения исследования, хочется  поделиться некоторыми рекомендациями по использованию музыкальной терапии как в совместной деятельности педагогов и родителей с детьми, так и отдельн...

Конспект Непосредственно Образовательной Деятельности по познавательному развитию во второй младшей группе на тему: «Белой пеной пенится, руки мыть не ленится»

Конспект Непосредственно Образовательной Деятельностипо познавательному развитию во второй младшей  группе на тему: «Белой пеной пенится, руки мыть не ленится»...

Музыкотерапия как метод психологической коррекции. Музыкотерапия в детском саду

Музыкотерапия как метод, использующий музыку в качестве средства коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств детей и взрослых...

Консультация для родителей "Что такое музыкотерапия. Музыкотерапия в домашних условиях"

Музыкотерапия – метод, использующий музыку, как средство нормализации эмоционального состояния, устранения страхов, двигательных и речевых расстройств. Термин «Музыкотерапия» имеет г...