Занятие по познавательному развитию в подготовительной группе
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Козлова Эллина Викторовна

Программное содержание:  Познакомить детей с глазами, как проводником информации об окружающем мире. Дать представление о том, что глаза являются одним из основных органов чувств человека. Познакомить детей со строением глаза. Закрепить представление детей о роли зрения в жизни человека. Закрепить знания детей о правилах бережного отношения к органу зрения. Привести к пониманию того,что зрение необходимо беречь. Воспитывать чувство сострадания к незрячим людям, желание оказать им помощь. Продолжать формировать интерес к познанию своего тела. Воспитывать стремление заботиться о своём здоровье.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nashi_pomoshchniki-glaza.docx21.64 КБ

Предварительный просмотр:

                                Занятие по познавательному развитию в подготовительной группе.

Воспитатель : Козлова Эллина Викторовна

Тема: Наши помощники – глаза.

Программное содержание:  Познакомить детей с глазами, как проводником информации об окружающем мире. Дать представление о том, что глаза являются одним из основных органов чувств человека. Познакомить детей со строением глаза. Закрепить представление детей о роли зрения в жизни человека. Закрепить знания детей о правилах бережного отношения к органу зрения. Привести к пониманию того,что зрение необходимо беречь. Воспитывать чувство сострадания к незрячим людям, желание оказать им помощь. Продолжать формировать интерес к познанию своего тела. Воспитывать стремление заботиться о своём здоровье.

Словарь: глазное яблоко,зрачок,радужная оболочка, мышцы глаза, офтальмолог, органы чувств.

Оборудование: зеркало на каждого ребёнка, плакат «Строение глаза», карточки с заданиями, линейки.

Предварительная работа:  - Беседа с детьми об органах чувств.

                                                    - Рассматривание иллюстраций о строении глаза.

                                                     - Сюжетно-ролевая игра «Кабинет офтальмолога»

                                                     - Рисование автопортретов.

                                                      - Эксперимент: «Зрачок в светлом и тёмном помещении»

                                                      - Чтение художественной литературы

                                                       - Игра : «Покажи глазами свои эмоции»

Ход занятия : 

Ребята, у нас сегодня необычное занятие, мы отправимся на экскурсию в удивительную страну, которая называется « Познай себя». И для того, чтобы узнать о чём пойдёт сегодня разговор, послушайте стихотворение.

                Есть пять помощников на службе у тебя,

                Не замечая, их используешь шутя!

                Глаза тебе даны, чтоб видеть,

                А уши слышат, чтобы слышать,

                Язык во рту, чтоб вкус понять,

                А носик- запах различать,

                Руки,чтобы ласкать,трудиться –

                Воды из кружечки напиться.

                И ни к чему твоя тревога,

                Они везде тебе помогут.

Все эти помощники называются «Органы чувств». Как вы думаете, почему они так называются? (Ответы детей)

Правильно, все эти органы помогают нам чувствовать, ощущать окружающий мир.

Всего органов чувств пять. Об одном из них – Зрении, мы сегодня с вами и поговорим.

Большую часть информации обо всём, что нас окружает, мы получаем благодаря зрения.

Показать детям яблоко.

Что это? Правильно – яблоко, мы его увидели, значит наши глаза могут видеть. А так как наш глаз имеет шаровидную форму, похожую на яблоко, то эта форма называется – глазное яблоко. (Показ схемы глаза) . Свет проникает в глазное яблоко через небольшое отверстие – Зрачок. Если света много, что происходит со зрачком? А если мы смотрим в темноте? ( Ответы детей) – эксперимент проведён в предварительной работе к занятию. Посмотрите друг другу в глаза. Какой сейчас зрачок? Чтобы лишний свет не попадал в отверстие глаз, вокруг зрачка есть радужная оболочка – Радужка. Она бывает разного цвета – голубой, коричневой (карей) , зелёной, серой.

Сейчас мы с вами узнаем, какого цвета радужная оболочка у вас. Возьмите в руки зеркало и внимательно рассмотрите свои глаза. А теперь мы с вами немножко поиграем.

- С голубыми глазками хлопаем в ладошки!

- Кареглазые ребята , громко топнем ножкой!

- Кто с зелёными глазами всем подняться нужно!

- Ну, а с серыми глазами поднимите ручки!

Природа заботливо оберегает глаза : они расположены в углублениях – домиках – глазницах. Закрывает этот «домик» специальная дверца ,которая называется – веко. Рассмотрите своё веко в зеркале, закройте и откройте глазки. Когда появляется опасность для глаз, веки по приказу мозга закрываются. На веках есть волоски и называются они ресницы. Ресницы защищают глаза от пыли, мелкого мусора, который может попасть в глаза. Рассмотрите реснички друг друга.

Для чего нам нужны глаза? (Ответы детей)

Когда наши глаза открыты, мы постоянно рассматриваем то, что находится перед глазами. Глазами мы видим окружающий мир, читаем книги, смотрим телевизор, видим разные предметы: их форму,величину, цвет.

Посмотрите на эту картинку ( пейзаж) и скажите, что вы видите? Теперь закройте глаза и всё как-будто исчезло,одна темнота. (Попросить детей закрыть глаза и сказать, что они ощущают) Откройте глаза и всё опять появится. Как бы мы жили , если бы у нас не было глаз ? Хотите попробывать?

Игра : « Узнай закрытыми глазами» (Дети становятся в круг. Одному ребёнку завязывают глаза и подводят к детям. На ощупь нужно узнать, кто стоит перед ним)

Игра : «Пройди с закрытыми глазами» ( Завязать ребёнку глаза ,предложить дойти до стола и принести нужную игрушку)

Как вы себя чувствовали? (ответы детей)

Рассказ воспитателя о слепых людях.

Как вы думаете, зрение ,глаза нужно беречь? (ответы детей)

Если долго смотреть мультик, играть в компьютерные игры , мышцы глаз перенапрягаются, устают, зрение может ухудшиться. Чтобы глаза лучше видели, для них так же как и рукам,ногам,всему нашему телу нужна гимнастика. Я хочу научить вас простым упражнениям, выполняя которые вы сможете надолго сохранить свои глаза здоровыми.

Гимнастика для глаз :

- Зажмурить сильно глаза и открыть их ( 4 раза )

- Поморгать глазами ( 5 сек. )

- Посмотреть влево-вправо ( по 4 раза )

- Посмотреть вверх-вниз ( по 4 раза )

- Снова поморгать

-  Посмотреть на указательный палец перед собой, затем вдаль

-  Снова поморгать

-  Сложить ладошки домиком и положить на глаза ( счёт до 10 и обратно )

Ребята, теперь вы знаете как можно полечить свои глазки после переутомления с помощью нашей волшебной гимнастики, которую мы с вами сделали. Глаза стали зоркими и вы легко можете отгадать мои загадки. На столах перед вами лежат карточки с заданиями, линейки.

1. Одинакова ли длина пунктирных отрезков?

                   

2. Какой из двух пунктирных отрезков длиннее?

        

Внимательно рассмотрите все рисунки и ответьте на вопросы. Проверь правильность ответов с помощью линейки.

3. Какой круг в центре больше? Правый или левый?

 

Это потому, что иногда наш мозг под воздействием памяти неправильно истолковывает информацию, которую мы видим. В этом случае возникает оптический обман.

Ребята, а вы знаете, что есть правила, которые помогают беречь наше зрение ?  А вы сможете мне их назвать?

Игровой момент : Ребёнок берёт один лепесток, называет правило здорового зрения и крепит его к серединке цветка на доске.

Правила :

- Читай и рисуй при хорошем освещении, при этом держи спину прямо.

- Устали глаза – сделай гимнастику для глаз.

- Не смотри на солнце, сварку и другие яркие предметы без защитных очков из тёмного стекла.

- Не смотри долго телевизор, не садись близко к экрану.

- Не три глаза руками, особенно если они грязные.

- Если в глаза что-нибудь попало – промой их водой. Если мусор не убирается, срочно обращайся за помощью.

Мы назвали все правила и у нас получился волшебный цветок здорового зрения.

Ребята,а как вы думаете, глаза умеют говорить? ( ответы детей)

Да, глаза могут сказать о многом, грустит человек или радуется, плохое у него настроение или хорошее. Предложить нескольким детям показать свои чувства одними глазами – грусть, радость, задумчивость, испуг , злость,восторг,удивление.

А теперь послушайте стихотворение.

             Глаза умеют говорить,

             Кричать от счастья или плакать,

             Глазами можно ободрить.

             С ума свести, пуститься в драку.

             Глаза одних сверкают ярко,

             Глаза других наполнены слезой.

             Глаза способны отражать любое чувство,

             Они всегда честны с тобой.

             Когда узнать захочешь человека,

             Смотри в глаза – в них зеркало души

             Они не станут врать, ведь не дано им это.

             Глаза не врут, они всегда чисты!

             Глаза откроют множество секретов,

             Ты только повнимательней смотри

             И если на вопросы ищешь ты ответы,

             Взгляни в глаза – в них зеркало души.

             Не знают устали глаза,

             Что видят всюду, то внимают,

             Пусть не коснётся их слеза,

              Лишь счастьем пусть они сияют.

Смотреть на мир, видеть всю его красоту – это большое счастье! И это счастье дают человеку глаза!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе на тему: "Тундра-климатическая зона России."

Я хочу поместить в помощь воспитателям детских садов конспект по познавательно-речевому развитию на тему :"Тундра-климатическая зона России." В нём в занимательной интересной форме раскрыты особенност...

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе на тему: "Наш дом - Земля"

Если в младшем возрасте, дети могут прослеживать только единичные связи, то в старшем - при последовательной работе - понимать связи комплекса признаков. Дети старшего дошкольного возраста способны ос...

Занятие по познавательному развитию в подготовительной группе "Здравствуй ветер"

На занятие дети знакомятся с таким природным явлением, как ветер, причинами его возникновения, ролью в жизни человека. Используется работа по схеме, опыты, игра -имитация....

Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Будущий первоклассник» .

Эвристическая беседа « В мире вежливых слов».Знакомство детей с ласкательными и вежливыми словами русского народа....

Конспект занятия НОД (познавательное развитие) в подготовительной группе детского сада по теме «Формирование навыков здорового образа жизни у детей подготовительной группы»

Предлагаю Вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной  группы (6-7 лет) по теме «Формирование навыков здорового образа жизни у детей  подготов...

Виды общения. Занятие по познавательному развитию в подготовительной группе. Открытое занятие к педсовету.

Виды общения.Занятие по познавательному развитию в подготовительной группе. Открытое занятие к педсовету....

Интерактивная игра-занятие по познавательному развитию в подготовительной группе «Издательство детской книги» (из истории развития книгопечатания)

Данный конспект отображает историю развития книгопечатания и знакомство с профессиями Издательского Дома....