Методическая разработка Проект "Варежка"
методическая разработка (средняя группа)

Фонова Ольга Андреевна

Варежки – деталь одежды, которая вызвала у детей большой интерес и любопытство благодаря своей простате и обыденности. Проявляя познавательную активность, дети захотели разгадать «секрет варежки» и узнать историю возникновения варежек, отличительные особенности варежек и рукавичек, разнообразие назначений у варежек. С детских «Почему?», «Зачем?», и «Как?» началось наше исследование.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл проект Варежка617.54 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №19 комбинированного вида Красносельского района Санкт-Петербурга

Проект для детей средней группы

 «ХОЛОДА НАМ НИПОЧЕМ, ВАРЕЖКИ С СОБОЙ ВОЗЬМЁМ»

http://klykva.ru/upload/klykva_1/1/item_1421874/shop_items_catalog_image1421874.jpg

     Авторы:

     Фонова О.А.

Санкт-Петербург

2020 год.

Цель: создать условия и мотивировать детей на самостоятельную познавательно – исследовательскую и творческую деятельность в процессе реализации детского проекта.

Актуальность: варежки – деталь одежды, которая вызвала у детей большой интерес и любопытство благодаря своей простате и обыденности. Проявляя познавательную активность, дети захотели разгадать «секрет варежки» и узнать историю возникновения варежек, отличительные особенности варежек и рукавичек, разнообразие назначений у варежек. С детских «Почему?», «Зачем?», и «Как?» началось наше исследование.

Проблемная ситуация:

«Что мы знаем о варежках?»

- Варежки носят, когда холодно (Костя)

- Варежки бывают с рисунком и без рисунка (Катя)

-У девочек варежки красивее, чем у мальчиков (Ева)

- Варежки от снега намокают (Кирилл А.)

- Варежки бывают большие и маленькие (Саша)

- Варежки одевают на руки, поэтому их должно быть две (Лёва)

- Варежки можно купить в магазине (Соня)

«Что бы Вы хотели узнать о варежках?»

- Кто придумал варежки? (Кирилл Б.)

- Какие бывают варежки? (Зоя)

- Почему в варежках руки мерзнут? (воспитатель)

- Почему в варежках тепло? (Амина)

- Как изготовить варежки? (Кирилл П.)

- Как и чем можно украсить варежки? (Саша)

- Носят ли люди варежки летом? (воспитатель)

«Как и где это можно узнать?»

- Прочитать в книге, энциклопедии (Женя)

- Посмотреть интересную детскую передачу (Алина)

- Найти полезную информацию в интернете (Зоя)

- Прочитать в детском журнале (Катя)

- Спросить у родителей, бабушки (Слава)

- Посмотреть познавательную презентацию (воспитатель)

- Получить информацию у воспитателя (родители)

Вид проекта: познавательно-исследовательский, творческий.

Участники проекта: дети, родители, воспитатели.

Срок реализации: краткосрочный (1 неделя) 18 ноября – 22 ноября 2019г.

Продукт проекта: Мини - музей «Варежка»

ПЛАН РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ.

1 Этап проекта - организация


Сбор материала, необходимого для реализации проекта.
Разработка конспекта беседы.
Подготовка необходимых материалов.  

Организация предметно развивающей среды для самостоятельной деятельности детей в игровых центрах.

Знакомим родителей с проектом

Определяем, какой будет итог

2 Этап – реализация проекта

Образовательная деятельность

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

Работа с родителями

Беседа «О варежках» (конспект)

Дидактические игры: «Что к чему?», «Одень Машу и Витю», «Одежда», «Из какого материала?», «Парочки» (материалы)

Чтение: К. Палюй, С. Рибейерон «Варежка», р.н.с. «Рукавичка», А. Ткаченко «Варежка», В. Чаплина «Варежка»

Отгадывание загадок про варежки

Заучивание наизусть: «Бежит серенький коток…», «Маша варежку надела…»

Трудовое поручение: «Большая стирка» (уход за рукавичками)

Подвижные игры: «Веселая рукавичка», «Найди парочку»,

Сюжетно-ролевые игры: 

«Магазин одежды», «Одеваем Катю на прогулку», «Игра в парке», «Миша пришел грязный»

Познавательно-исследовательская деятельность: «»Из чего же сделаны варежки?

Музыкальное развитие: слушание детской песенки «Рукавичка», разучивание наизусть, разучивание под нее танцевальных движений

Театрализация: «Рукавичка» (по мотивам русской народной сказки)

Рассматривание иллюстраций «Варежки бывают разными»

Оригами: «Волшебная рукавичка» (схема)

Аппликация «Украсим варежки» (образец)

Расскраски «Узоры на варежках»

Чтение литературы на тему «Варежка»

Консультация для родителей «История варежки»

Просмотр мультфильмов «Рукавичка», «Варежка», «Потерянная варежка»

Посещение музея варежки на Мойке, 87

3 этап – итоговый.

Подготовка и экспозиция «Выставки варежки»

Вывод: 

В процессе реализации проекта дети проявили активный познавательный интерес, узнали много нового и интересного о варежке (рукавице, об ее назначении в жизни человека. Проект предоставил каждому ребенку возможность не только получать знания, но и развивать творческие способности, формировать коммуникативные навыки, приобретать знания из различных источников, анализировать факты, высказывать собственные суждения.

Родители приняли активное участие в создании мини-музея «Варежка». Исследовательская деятельность музейных экспонатов и игры с ними вызвали у детей чувство радости открытия удивительного в окружающем мире. Дети получили массу удовольствия от совместной с родителями творческой деятельности.

Конспект беседы-игры для детей

4-5 лет на тему:

«Поговорим про варежку»

https://i.pinimg.com/736x/fd/80/10/fd80102bd28493c2c6ba12bb6dba06dd.jpg

Цель: вызвать интерес детей к предмету «варежка»

Задачи:

-познакомить детей с предметами рукотворного мира (варежки, используя художественное слово и малые фольклорные жанры;

-расширять словарный запас;

-воспитывать бережное отношение вещам, как результату труда взрослых;

Материал:

-пряжа, клубочки пряжи разного цвета, вязаные варежки, носки, шапочка.

Планируемый результат:

-дети проявляют интерес к предметам рукотворного мира, бережное отношение к вещам, эмоционально откликаются на литературные произведения, используемые педагогом, поддерживает диалог.

Словарная работа:

-пряжа, клубки, спицы, варежки,вязать.

Предварительная работа:

-чтение сказки «Морозко».

Содержание деятельности:

Дети входят в группу, где расположен мини- музей избы, их встречает бабушка.

Бабушка. - Здравствуйте, детки, заходите и усаживайтесь поудобнее.

Хозяйка берет в руки вязание и начинает вести беседу.

Вот и зимушка уходит,

Снег и холод прочь уводит.

Весну красную приводит.

Встает солнышко пораньше,

Светит солнышко подольше.

-Авы. Ребятки, не замерзли, когда утром шли в детский сад?

-Почему вам было тепло (холодно?

-Как вы были одеты? (шуба, валенки,шапки, шарфики, варежки)

-Без теплых вещей можно ходить зимой по улице? (без теплых вещей можно замерзнуть, простудиться и заболеть)

-Кто же вам вяжет варежки шапочки и шарфики(мама и бабушка)

- Ия вяжу своим деткам и внучкам варежки да носочки.

(Бабушка показывает свои изделия)

-Назовите-ка, ребятки, что вы здесь видите. (дети перечисляют)

-А ка вы думаете, из чего вяжут варежки носочки, шарфики.

Правильно, из ниток, а нитки эти называются – пряжа. Посмотрите, как нити смотаны в клубочки.

Бабушка сматывая нить в клубочек, напевает песенку:

Завивайся, ниточка, в клубочек,

Завивайся, тонкая, в клубочек.

Свяжет бабушка хорошенький чулочек.

Развивайся, ниточка, скорее,

Развивайся, тонкая, скорее,

Свяжет бабушка чулочек подлиннее.

-Ребятки, а это что такое? (бабушкин сундук)

-Сундук этот не простой, а волшебный:

Я волшебный сундучок

Вам, ребята, я дружок.

-Сундучок, покажи,пожалуйста, нам,что у тебя лежит внутри.

-Возьмите по клубочку, какие он? (Разноцветные, красивые, пушистые, мягкие)

-Как вы думаете,зачем они там лежат?

-Давайте посмотрим, какие в сундуке лежат варежки.

-А теперь я предлагаю прочитать стихотворение «Маша варежку надела»

-Скажите, почему вам понравились эти варежки(Они теплые, мягкие, пушистые)

-Давайте поиграем в игру «Найди такую же»

(Дети подбирают своей варежке пару)

-Теперь вы знаете, что нужно потрудиться, чтобы связать теплые и красивые вещи.

Консультация для родителей:

«История варежки»

  

        История варежек в России насчитывает уже немало веков. Считается, что варежки на Руси появились в 13 веке. Но скорее всего это произошло гораздо раньше, просто пользовались ими до 13 века только крестьяне.http://pskovlib.ru/images3/varezhka_002.jpg

Как вы думаете, почему дворяне и бояре не пользовались рукавицами? А все потому, что их одежды имели очень длинные рукава, в которых они прятали руки от холода. Одежда с такими рукавами была неудобна для работы, поэтому и появилась поговорка: работать спустя рукава, значит очень плохо.

Однако у русских царей в те времена были перчатки, которые назывались перстатые рукавицы. Их перчатки обычно были на меху.

Откуда же появилось это слово – «варежка»? Оно происходит от словосочетания «варяжская рукавица». Наверное, варежки пришли к нам от варягов. Помните кто такие варяги? Правильно, это выходцы из скандинавских стран.

Хотя, может быть, слово «варежка» произошло от глагола «варити», «варовати», что значит «охранять», «защищать».

Или все-таки оно произошло от другого глагола «вареги», то есть «варить», потому что в былые времена шерстяные рукавички сначала вязали, а потом проваривали в кипятке, чтобы те стали плотнее и теплее.

Названий у варежек было очень много: вязанки, плетенки, связни, рукавки – их обычно вязали; катанки, валянки – вы, наверное, уже догадались, что их валяли, как и валенки. Из меха шили – шубницы, мохнатки и мохнашки.

Постепенно происходило разделение понятий. Рукавицами называли то, что шилось из меха или ткани. А варежки стали только вязаные.

Однако мода сменилась, рукава стали короче. Нужно было защищать руки от холода и высшее сословие тоже стало пользоваться рукавицами и варежками. Но их рукавицы стали очень сильно отличаться от крестьянских. Они были богаче и наряднее. Варежки у господ были из парчи, бархата и сафьяна, их украшали бисером, жемчугом, драгоценными камнями, а также золотым и серебряным шитьем. Эти рукавички представляли собой настоящие шедевры, которые передавались из поколения в поколение по наследству.

Варежки обычно различались на мужские и женские. Мужские были простые, без украшений и вязались без резинки, чтобы в них было комфортно работать и запросто скинуть с руки для перекура или пот утереть. Женские варежки были наряднее и миниатюрнее, разноцветные и с узорами.

На Руси, как правило, носили несколько пар рукавиц одновременно: сначала одевали вязаные («исподочки»), потом меховые (мохнатки). А для того, чтобы работать, сверху надевали еще кожаные рукавицы, холщовые или из конского волоса. В будние дни исподочки одевали однотонные, а по праздникам многоцветные с узорами.

В 19 веке в моду вошли митенки (их еще называли накулачники) – длинные узкие перчатки без пальцев. Они были популярны среди молодежи из зажиточных семей. Их обычно вязали из белых хлопковых ниток и носили по большим праздникам. Но в 20 веке мода на них уже прошла. Однако мастерицы валяльщицы до сих пор валяют митенки из шерсти для любителей ретро стиля.http://pskovlib.ru/images3/varezhka_004.jpg

По старинному русскому обычаю, перед свадьбой невеста должна была изготовить (кроме шитья свадебного наряда) для всех членов семьи жениха узорные рукавицы и чулки. Причем на всех изделиях должны были быть разные орнаменты.

 

Кстати техника вязания варежек на спицах пришла в Россию из Скандинавии. В скандинавских странах обычно вязали мужчины. У нас же это искусство освоили женщины, причем учились они этому с раннего возраста, чтобы успеть подготовить приданое к свадьбе.http://pskovlib.ru/images3/varezhka_007_sm.jpg

     

Узорное вязание из шерсти - одно из немногих женских занятий довольно широко распространенное и поныне. Однако нас интересуют лишь те вязаные изделия, которые выполнены в местных традициях. Известный архитектор-реставратор, прекрасный знаток псковской старины, К.П. Спегальский в послевоенное время создал целую серию рисунков с традиционными узорами псковских варежек. Это было время, когда на Псковском рынке еще можно было купить глиняные игрушки, ручную керамику, мебель. Из традиционных видов вязания из шерсти сохранились только варежки. Мастерицы на протяжении многих лет сохраняют свои самобытные узоры вязания. Каждая мастерица знает с детства большое число рисунков, которые сама еще варьирует в каждой вещи. Узоры на варежках столь же значительны, как все орнаменты в народном искусстве. Стилизованные птицы, цветы, ромбы, кресты, треугольники, полоски в сложных сочетаниях, радующих глаз – это символы-обереги, переходившие от матери к дочери и пока сохранившиеся на теплых шерстяных «вязанках» псковских мастериц.http://pskovlib.ru/images3/varezhka_006.jpg

http://pskovlib.ru/images3/varezhka_005.jpg

Подвижные игры

https://znanio.ru/static/files/cache/07/8f/078f81d759522c85ce47ad3566757cee.jpg

Веселая рукавичка:

Цель: Учить детей выполнять ритмично движения, согласуя со словами. Развивать умение ориентироваться в пространстве и скорости  бега. Закреплять умение выполнять игровые действия в соответствии с правилами. Развивать ловкость и быстроту реакции. Воспитывать у детей выдержку, умение играть в коллективе.

Ход игры:

Дети стоят в кругу, передают рукавичку по кругу

Вы ребята не зевайте,

Рукавичку передайте,

Пусть от друга другу

Идет она по кругу

Ребенок, на котором остановилась считалка, надевает рукавичку и пляшет

Игра «Мышки»:

Ход игры:

Дети и воспитатель говорят слова:

Мышки по лесу бежали, рукавичку увидали.

(дети, имитируя движения мышки, двигаются по кругу)

Воспитатель: Рукавичка, не зевай и мышат догоняй.

Все играющие разбегаются по площадке, а игрок с рукавичкой их ловит (дотрагиваясь рукой). После того как поймает 2-3 ребят, воспитатель произносит: «В круг!». Игра возобновляется.

Указания к игре: *При повторе игры дети имитируют движения героев сказки «Рукавичка» (сначала мышат, затем лягушат, зайчат, волчат, медвежат). Воспитатель во время игры следит за тем, чтобы все дети имитировали движения животных, бегали в рассыпную, не наталкиваясь друг на друга.

Игра «Найди парочку»:

Детям раздаются парочки рукавичек. Под музыку дети передвигаются врассыпную. По сигналу воспитателю ребятам надо быстро найти себе рукавичку-парочку.

СТИХИ  И ЗАГАДКИ ПРО ВАРЕЖКУ

https://img2.freepng.ru/20180219/fdq/kisspng-free-content-mitten-santa-claus-christmas-clip-art-clothes-clip-5a8b54e785d683.1505664115190806795482.jpg

Маша варежку надела:
— Ой, куда я пальчик дела?
Нету пальчика, пропал,
В свой домишко не попал!
Маша варежку сняла.
— Поглядите-ка, нашла!
Ищешь, ищешь,
и найдёшь!
Здравствуй, пальчик!
Как живёшь?

Бежит серенький коток,
Заморозил коготок.
Не ходи, кот, босиком,
Ходи в валенках,
В теплых варежках.

А вот это — варежки
Для тебя и Ванюшки.
Носят варежки зимой,
Когда ветер ледяной.

Капутикян С.

Чтобы ручки не замерзли
Надо варежки надеть.
И тогда мороз не страшен!
Они ручки будут греть.
Вот тогда руками можно
И лопатку подержать,
И снежок слепить из снега,
И с друзьями поиграть!
Вот тогда за руку маму
Можно смело повести,
Чтобы мама не боялась.
Знала чтоб, куда идти.
Чтобы ручки не замерзли
Варежки надену я.
Пусть у ручек будет домик.
Ручки варежкам – друзья!

Потерялась варежка
Маленькая Варюшка
Потеряла варежку –
Варежку пуховую,
Совершенно новую.
Горько плачет Варюшка:
— Где же моя варежка,
Варежка зеленая,
Бабушкой дарёная?..
Что скажу я бабушке?..
Что скажу я маме?..
— Ах ты, Варя-Варюшка,
Вот же твоя варежка,
У тебя в кармане!

Ладонщиков Г.

Ветер вихри закручивал,
Вьюга выла, визжала…
Одинокая варежка
На дороге лежала.

Одинокая варежка
Вся промерзла, промокла,
Вместе с вьюгою варежка
Билась в двери и стекла.

Подберу-ка я варежку,
В тёплом доме согрею,
Положу её, стылую,
На свою батарею.

Напишу объявление
На листке, посерёдке,
Потерявшему варежку
Сообщу о находке.

Пусть читают прохожие
На столбе, возле парка,
Где висит объявление:
«Потерялась овчарка…»

*****

Я надену рукавички —
Две весёлые сестрички…
Буду хлопать я в ладоши,
День морозный и хороший!

Пригоцкая С.

А ну-ка, ребята,

Кто угадает:

На десятерых братьев

Двух шуб хватает.

(Варежки)

Спрятались голышки

Во лохматые мешки:

Четверо вместе,

Одна на шесте.

Чтоб не мерзнуть,

Пять ребят

В печке вязаной

Сидят. (Варежки)

 Из колечек овечек

Получилась пара печек.

В обоих домиках темно,

Зато жарища прямо.

А коль засветится окно,

Его починит мама. (Варежки)

Построили хлевец Для пятерых овец.

В обоих домиках тепло: Мне нет нужды в карманах.

А коль засветится окно — Его починит мама.

Четверо ребят В одной шубе сидят,

А пятый в шубенке Стоит в сторонке.

Дали братьям тёплый дом,

Чтобы жили впятером.

Брат большой не согласился

И отдельно поселился. (Варежка)

Схема оригами «Волшебная рукавичка»

https://1.bp.blogspot.com/-hTBiB0Q4058/XDhpyY9TYII/AAAAAAAACDA/2HtRKRFlokgRPyyRaMTBuc7a-Ll2YNsOQCLcBGAs/s1600/gloves.gif

Схема аппликации «Красивые рукавички»

https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/0f9d/00004a34-209ec71e/hello_html_m501cf95a.jpg

Украшение варежек узорами

(образец-шаблон)

https://st2.depositphotos.com/1798678/9292/v/950/depositphotos_92928542-stock-illustration-christmas-mittens-silhouette-winter-cartoon.jpg

        

        

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка

Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.

В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....

Методическая разработка "Методическая разработка игр и упражнений направленных на познавательно-творческое развитие дошкольников посредством развивающих игр В.В.Воскобовича"

Развитие интеллектуально – творческих  способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают матери...

Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»

Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...

Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».

Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...