«Эколого – валеологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»
статья (подготовительная группа)

Ключникова  Татьяна Васильевна

Статья  «Эколого – валеологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya1.docx15.57 КБ

Предварительный просмотр:

Статья

«Эколого – валеологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»

Сегодня все больше стран, в том числе и Россия присоединяется к реализации идеи устойчивого развития - сохранить человечество и окружающая среду.

Для этого всем людям, живущим на земле, необходимо осознать реальное положение человека , как биологического вида существующего на нашей планете, наравне с другими видами. Кроме того, мы должны понимать ограниченность природных ресурсов , территорий, которые используем. Современная экологическая ситуация в мире требует изменения поведения человека, смены ценностных ориентиров. Люди должны соблюдать законы природы, изменить свое потребительское отношение к ним на признание ее самоценности. С одной стороны должен быть учтен интерес людей, их желание создать для себя приемлемые условия существования, с другой, человеческие устремления следует ограничить рамками природных законов. Человек должен понимать, что от благополучия природы зависит его благополучие и здоровье.

В наше время наблюдается процесс отчуждения человека от природы. Наши дети живут практически в искусственной среде, не имеют возможности общаться с природными объектами. Многие родители ограничивают места для прогулок с детьми двором, что не только вредит здоровью ребенка , но и не дает возможности для познавательного развития. Не случайно процент болеющих детей в городах выше, чем в сельской местности. Общение с природой имеет не только познавательное, но и оздоровительное, релаксационное значение. В лесу человек воспринимает природу комплексно: видит, слышит, чувствует, только такое восприятие эффективно. Современные городские дети нередко испытывают страх перед природой, для них она незнакомая и чужая. Именно по этому последнее время уделяется большое внимание экологическому и валеологическому воспитанию. Оно должно начинаться с дошкольного возраста и быть непрерывным.  Дошкольный возраст отличается от других возрастов особенностями условий жизни и требований которые предъявляются к ребенку на данном этапе его развития, особенностями отношений с окружающим миром, уровнем развития психологической структуры личности ребенка, его знаний и мышления, совокупностью определенных физиологических особенностей.

Детей необходимо знакомить с элементарными взаимозависимостями, например: связями живого организма со средой обитания. Запорожец отмечал, что дети старшего дошкольного возраста уже не ограничиваются познанием отдельных конкретных фактов, а стремятся проникнут в суть вещей, понять связь явлений. Исследования С.Н. Николаевой доказали, что дети дошкольники характеризуются особенно большими возможностями познания разнообразных зависимостей природы. Она считает, что формирование экологических представлений может идти на протяжении всего дошкольного возраста. В дошкольном возрасте происходит становление отношений ребенка с другими детьми , взрослыми, с природой, идет его социализация. Крайне важно учесть эколого- валеологический аспект этого процесса, сформировать у ребенка основы безопасного, грамотного поведения в быту и природе, правильного отношения к себе и своему организму, умение проанализировать последствия своего поступка. Высокая эмоциональная отзывчивость, эмпатийность детей позволяет активно формировать экологически ценный опыт общения с животными и растениями, стимулировать и поощрять гуманные проявления в поведении и деятельности природы, воспитывать радостные переживания от нравственно- положительного поступка. Под эколого – валеологическим воспитанием детей прежде всего понимается воспитание человечности , доброты, гуманного отношения к природе, к людям, ответственности перед потомками, которым нужно оставить землю, пригодной для полноценной жизни. Ребенок должен понять, что он находится в прямой зависимости от природы, что его здоровье и благополучие зависит от экологической обстановки вокруг нас.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа экспериментальной работы по теме: «Формирование валеологической культуры детей старшего дошкольного возраста»

Тема исследования: «Формирование валеологической культуры  детей старшего дошкольного возраста»...

Проект:"Воспитание валеологической культуры детей старшего дошкольного возраста, как совокупности осознанного отношения к здоровью и жизни человека"

Проект:"Воспитание валеологической культуры детей саршего дошкольного возраста, как совокупности осознанного отношения к здоровью и жизни человека"Проект долгосрочный, содержит паспорт проекта, сетеву...

Опыт работы по теме: «Эколого-краеведческое воспитание детей старшего дошкольного возраста»

Эколого-краеведческое и патриотическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой родного края. Цели, задачи семьи и ДОУ, принципы и условия воспитания маленького патриота...

Вариативная программа по валеологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Будь здоров, малыш»

Рабочая программа по валеологическому  воспитанию «Будь  здоров, малыш» для детей старшего дошкольного возраста, разработана в соответствии с примерной основной общеобразовательной программо...

Игры по валеологическому воспитанию детей среднего дошкольного возраста

Игры по валеологическому воспитанию детей среднего дошкольного возраста...