программа "Радуга" по хореографии
рабочая программа (старшая группа)

Егорова Ольга Викторовна

программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_raduga.doc126.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Солнышко»

  Согласовано                                                                                   Утверждаю:

 на педагогическом совете                                                        Заведующая МДОУ

 от 31.08.2017 г.                                                                   детский сад «Солнышко»

 протокол № ____              ______Эркаева Т.А.

 Программа

                                 

                                              Образовательная область: физическое развитие

                                  Ступень образования:  дошкольное образование

                                                     Срок реализации:  2года

                                               Возраст: дети 5-7  лет

                                                      Руководитель: Егорова О.В.

                                                 

                                                 

                                                                 

с. Красная Горка

2017 год

Пояснительная записка

    Формирование у дошкольников музыкально-двигательного, в том числе танцевального творчества является одной из программных задач воспитания в детском саду.

      Практика музыкального восприятия дошкольников давно уже ориентирует детей на то, чтобы отражать в движениях не только ритм музыки, но и ее интонации, характер, образное содержание.
     Танцевальное движение — это один из наиболее продуктивных видов музыкальной деятельности с точки зрения формирования у дошкольников музыкального творчества и творческих качеств личности.
Основной задачей танца для дошкольников является приобщение детей к танцевальному искусству, воспитание у детей способности к более глубокому восприятию музыки, развитие музыкальных способностей, формирование эстетического вкуса и интересов.

      Настоящая программа разработана для развития танцевального творчества  детей дошкольного возраста 5– 7 лет на основе:

     Буренина А.И. Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста. – С-Пб, 1997

ЦЕЛЬ программы:  Всестороннее развитие ребенка, формирование средствами музыки и ритмических движений разнообразных умений, способностей, качеств личности.

ЗАДАЧИ:

Образовательные:

  • Расширение знаний детей об окружающей действительности.
  • Приобщение к танцевальному искусству, расширение знаний о танцах.
  • Побуждение к импровизации под музыку, сочинению собственных композиции из знакомых движений, придумыванию  свои оригинальные движения в импровизации.
  • Формирование навыков основных танцевальных движений: прямой и боковой галоп, приставной шаг, шаг с притопом, тройной шаг, шаг на внутренней и внешней стороне стопы, шаг с перекатом, пружинка с поворотом, выбрасывание ног в прыжке, подскок через прыжок, ковырялочка через прыжок, присядка, дробный шаг в разных вариантах. Развивать чувство ритма, темпа, координацию и свободу движений.

Развивающие:

  • Развитие воображения, фантазии, умения самостоятельно находить свои оригинальные движения, то есть  побуждать детей к творчеству.
  • Развитие творческой самостоятельности в создании художественного образа танца.
  • Обучение  детей приемам самостоятельной и коллективной работы, самоконтроля и взаимоконтроля

Воспитательные:

  • Развитие у детей активности и самостоятельности, коммуникативных способностей.
  • Формирование общей культуры личности ребенка, способностей ориентироваться в современном обществе.
  • Формирование нравственно-эстетических отношений между детьми и взрослыми.
  • Создание атмосферы радости детского творчества в сотрудничестве.

Программа рассчитана на два года обучения: для старшей группы (5-6 лет) и для тетей подготовительной  школе группы (6-7лет). НОД проводятся два раза в неделю: для детей первого года обучения-25 мин, второго-30 минут.

Форма обучения - групповые и индивидуальные занятия. Отбор детей проводится в соответствии с желанием и индивидуальными особенностями детей.

Учебный материал включает в себя:

-Музыкально - ритмические занятия.

-Элементы народного танца.

-Элементы детского бального танца.

-Элементы современного танца.

Занятие состоит из трех частей:

  1. Вводная – в нее входит поклон, маршировка, разминка.(3-5 мин)
  2. Основная -  она делится на:  тренировочную (изучению нового материала, повторение, закрепление пройденного) и  танцевальную (разучивание танцевальных движений, комбинаций  10-15 мин)

      3)Заключительно-музыкальные игры, вспомогательные и корригирующие   упражнения, поклон.(5мин).

Техническое обеспечение:

-просторное помещение для занятий;

-музыкальный центр;

-телевизор;

-DVDдиски к танцевальным постановкам;

-реквизиты к танцевальным постановкам;

-мультимедийная установка.

Предполагаемый результат.

К концу первого года обучения дети должны знать правила правильной постановки корпуса, основные положения рук, позиции ног. Должны уметь пройти правильно в такт музыки, сохраняя красивую осанку, иметь навык легкого шага с носка на пятку, чувствовать характер музыки и передавать его танцевальными движениями, правильно исполнять программные танцы. На втором году обучения дети должны закрепить знания и навыки, полученные в первый год обучения и перейти к изучению более сложных элементов. Дети должны уметь исполнять движения в характере музыки, сохраняя осанку, выворотность ног, правильно открыть и закрыть руку на талию, правильно исполнять этюды и танцевальные композиции.

Участники программы за два года обучения должны приобрети не только танцевальные знания и навыки, но и научиться трудиться в художественном коллективе, добиваясь высоких результатов.

     Педагогический анализ (диагностика) проводится  2 раза в год (вводный – в октябре, итоговый – в мае).

Цель диагностики: выявление уровня музыкального и психомоторного развития детей (начального уровня и динамики развития), эффективности педагогического воздействия

 Метод диагностики: наблюдение за детьми в процессе движения под музыку в условиях выполнения обычных и специально подобранных заданий (на основе репертуара из «Ритмической мозаики»).

   

Методика выявления уровня развития чувства ритма

(разработана на основе методики А.И. Бурениной).

Цель: выявление уровня  развития чувства ритма.

Проведение: наблюдение за детьми в процессе выполнения специально подобранных заданий.

Критерии уровня развития чувства ритма:

1. Движение.

  1) передача в движении характера знакомого музыкального произведения

      (3-х частная форма):

      высокий – ребёнок самостоятельно, чётко производит смену движений, движения  соответствуют характеру музыки;

      средний – производит смену движений с запаздыванием (по показу других  детей), движения соответствуют характеру музыки;

      низкий –  смену движений производит с запаздыванием, движения не соответствуют характеру музыки.

2) передача в движении характера незнакомого музыкального произведения (фрагмента) после предварительного прослушивания:

      высокий – движения соответствуют характеру музыки, эмоциональное выполнение движений;

      средний -  движения соответствуют характеру музыки, но недостаточная эмоциональность при выполнении движений;

      низкий  –  движения не соответствуют музыке, отсутствие эмоций при движении.

3) соответствие ритма движений ритму музыки:

       высокий – чёткое выполнение движений;

       средний – выполнение движений с ошибками;

       низкий  – движение выполняется не ритмично.

  2. Воспроизведение ритма.

  1) воспроизведение ритма знакомой песни под своё пение:

      высокий – ребёнок точно воспроизводит ритмической рисунок знакомой песни;

      средний – воспроизводит ритм песни с 1-2 ошибками;

      низкий – неверно воспроизводит ритм песни.

2) воспроизведение ритма мелодии, сыгранной педагогом на инструменте:

      высокий – ребёнок точно воспроизводит ритмической рисунок мелодии;

      средний – воспроизводит ритм песни с ошибками;

      низкий  – неверно воспроизводит ритм песни.

3) воспроизведение ритма песни шагами:

      высокий – верно воспроизводит ритм песни шагами на месте и по залу;

      средний – верно воспроизводит ритм песни шагами на месте;

      низкий –  допускает много ошибок или не справляется с заданием.

  3. Творчество.

1) сочинение ритмических рисунков:

      высокий – ребёнок сам сочиняет и оригинальные ритмически рисунки;

      средний – использует стандартные ритмические рисунки;

      низкий – не справляется с заданием.

2)  танцевальное:

      высокий – ребёнок чувствует характер музыки, ритм, передаёт это в движении; самостоятельно использует знакомые движения или придумывает свои; движения выразительны;

      средний – чувствует общий ритм музыки, повторяет движения за другими,  движения соответствуют характеру музыки;

      низкий –  не чувствует характер музыки, движения не соответствуют музыке.

   

   

Перспективный план.

Первый год обучения

Месяц

Тема

Программное содержание

Игры

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Вводное занятие

«Давайте познакомимся»

 Вот  и лето  пролетело!:

«Рыбачок»

М.Старокадом-ский

«Разноцветная  игра» Б.Савельев

«Кузнечик» В.Шаинский

«Я  вырасту здоровым»:

«Танцуйте  сидя» Б.Савельев

Танец «Антошка

Праздники России:

«Всё  мы  делим  пополам»

Повторение  знакомых  композиций

«Гости  из  сказок»:

«Поросята»

Д.Уотт

«Танец  Кукол  и  Мишки»

Зима:

Парный  танец

 «Кремена».

Повторение  знакомых  танцев.

«Папин   праздник»:

Парный танец

«Финская  полька»

«Мамин  праздник»:

Танец «Кукляндия»

Знакомство с детьми. Что такое танец.

Приветствие. Основные правила поведения в танцевальном зале, правила техники безопасности. Постановка корпуса. Положение рук на талии. VI, I свободная позиции ног.

Развивать координацию  движений, воображение, фантазию; формировать  правильную  осанку

Учить  детей выразительности  движений, быстроте  реакции; развивать музыкальную  память, эмоциональность,  обогащать разнообразными  видами  движений:   имитационными движениями

Учить  детей  двигаться  в  соответствии  с настроением  музыки

Развивать  умение  ориентироваться  в пространстве

Развивать  умение передавать  игровые  образы с  помощью   жестов, мимики.

Учить  детей  воспринимать музыку, чувствовать  её  настроение и передавать  в  движении, развивать  чувство  ритма.

Учить  детей новому  движению  руками «на  себя», «от  себя»; развивать  чувство  ритма, музыкальный  слух, чувство  темпа.

Оценить  музыкальность - способность  к отражению  в движении   характера  музыки  и   основных  средств   выразительности. Эмоциональная  сфера, проявление  некоторых психологических  особенностей  ребёнка (скованность – общительность) . Творч. способности.

Развивать  имитационные  движения – «бросание  снежков», «стряхивание  снега».

Развивать  выразительность  пластики, творческого  воображения,  осваивать  «шаг  с  каблучка».

Учить  детей танцевать  парами  в подвижном  темпе, чувствовать форму  произведения, музыкальные  фразы, осваивать  шуточное  движение-дразнилку «носик  направо-налево».

Формировать навык движения   «спиной  из  круга», учить  коммуникативным умениям  в  танце  парой; мальчики  приглашают  девочек  и провожают  на  место.

Развивать  координацию  движений, творческое  воображение, смекалку  и быстроту  реакции.

«Игра с бубнами»

(п.н.м.), обр. Ломовой

«Чей кружок быстрее собирется?» (р.н.м.)

«Осень спросим» Т. Ломовой.

«Козочки и волк»

«Ловишки» Й.Гайдая

«Зайцы и лиса» А.Майкопара.

Игра со звоночками» Р.Рожавской.

Танец-игра

«Найди себе пару»

«Будь ловким» Н.Ладухина.

«Горячий конь» Т.Ломовой.

«Кот и мыши» Т.Ломовой.

«Карусель» Д.Кабалевского.

Март

Международный  женский  день:

«Мамин  праздник»

«Танец с цветами»

Исполнение  знакомых  танцев

Учить  детей  двигаться  в  соответствии  с настроением  музыки

Развивать  умение  ориентироваться  в пространстве.

Формировать  навык  публичного  выступления  в  музыкально-ритмической  деятельности, тренировать  выдержку, волю; показывать  эмоции  в  каждой  композиции.

Чей кружок быстрее собирется?»

«Кот и мыши»

Т.Ломовой

«Карусель» Д.Кобалевского

Апрель

Хоровод

«Веснянка»

(у.н.м.) обр.С.Полонского

Природа  и животные»

Танец «Кошки-мышки»

Учить  детей выполнять  движения  хоровода («круг», «змейка», «ручеек»), следить за вытягиванием носочка ног и ходить на полупальцах.

Развивать  творческое  воображение, способность   импровизировать, выразительно  передавать игровой  образ, пластику, чувство  ритма

Учить детей  умению  создать положительную  эмоциональную  атмосферу; воспитывать нежное  отношение  к животным  и друг  к  другу

«Веселая карусель» (р.н.м.),

обр.Е.Тиличеевой,

«Займи домик» М.Магиденко

Май

«День  Победы»:

«Танец солдатиков и кукол»

«Дети и лето»:

Танец «Пчелы»

 Развивать  музыкальность, координацию  движений.

Следить за правильной осанкой, постановкой рук. Отрабатывать ритмику движений.

«Не выпустим» Т.Ломовой,

«Ежик» А.Аверкина,

«Хоровод в лесу» М.Иорданского

Отчетный концерт

Второй год обучения

Месяц

Тема

Программное содержание

Игры

Сентябрь

«Здравствуй, детский  сад!»:

«Весёлые  путешественники» М.Старокадомс-кий

«Вместе  весело  шагать» В.Шаинский

Развивать  координацию  движений  рук  и ног   в  процессе  ходьбы,  быстроты  реакции, умения  сочетать  движения  с музыкой  и словом

Формировать  навыки  ходьбы, исполнять  ритмические  подскоки, развивать  чувство  ритма, координацию  движений

«Плетень»(р.н.м.) обр. С.Бондаренкова

«Бери флажок» обр. Н Метлова.

Октябрь

«Волшебница Осень»:

«Танец с зонтиками»

Моя  страна – Россия:

«Куклы  –неваляшки» З.Левина

Развивать музыкальность, способность  к  импровизации  с  атрибутами, заинтересовать новой  композицией

Развивать  умение  начинать  и   заканчивать  движение  вместе  с музыкой, чувствовать  изменение  темпа, двигаться  в соответствии  с  образом  и характером  музыки.

«Осень спросим» Т.Ломовой,

«Чей кружок скорее собирется» обр.Тиличеевой.

Ноябрь

«В  мире  много  сказок»:

«Карнавальное  шествие»

Игра «Козочки  и   Волк»

Музыка  из  к-ф «Звуки  музыки»

Развивать  умение  ориентироваться  в  пространстве, формирование  красивой  осанки, походки

Знакомить  со  сказочными  героями, научить  правильно  передать  их  образы  в  движении, жестах  под  звучание  музыки.

«Зайцы и лиса» А. Майкопара.,

«Ловишки» Й.Гайдна.

Декабрь

«Зимняя  сказка»:

«Танец  снежинок и вьюги»

«Старинная  полька»

Шуточный  парный  танец

Развивать  координацию  движений, пластичность, воображение, умение  выразить  настроение  музыки  в  движении

Развивать   навыки  смены  партнёра  во  время  движения, коммуникативность  при  встрече  с новым  партнёром

«Гори ясно» (р.н.м.) обр. С.Бондаренкова,

«Узнай по голосу», В.Ребикова.

Январь

Повторение знакомых  композиций:

«Танец  снежинок»

Танец -игра  «Найди  себе  пару»

 

Учить  детей  проявлять  заинтересованность движениями, выразительность  мимики  и  пантомимики  в  знакомых плясках  и композициях, способность  к  импровизации.

 Развитие  внимания (слуховое, зрительное) коммуникативность  в  общении  с  новыми  партнёрами; умение  выразить  в пантомимике настроение  персонажа

Игра «Козочки  и   Волк»

Музыка  из  к-ф «Звуки  музыки»

Февраль

«Торжественное  шествие»:

«Военный  марш» Г.Свиридов.

«Мы – защитники»:

«Танец  Богатырей»

Повторение знакомых

композиций:

«Куклы  –неваляшки» З.Левиной

Развивать  умения  начинать  движение  под  музыку, чувствовать  музыкальные  фразы, учить  выполнять  простейшие  перестроения:  в круг, врассыпную  и  др.

Расширять  представления  детей  об   исторических  событиях, народных  героях.  Развивать  выразительность  и  координацию  движений, артистичность, интерес  к танцу.

Развивать  выразительность, эмоциональность  в умении  передавать сюжет  танца;  учить  различать  контрастные  части произведения; поощрять  желание  находить  собственные  позы, движения

Танец - игра  «Найди  себе  пару»

«Наша Армия»М.Красева

Март

Международный  женский  день»:

.Исполнение  знакомых  композиций

«Русский  танец»:

«Калинка»

Развивать  творческие  способности, музыкальность, желание  детей  выступать  перед  родителями.

Продолжать  знакомить детей  с народной  культурой, развивать умение  замедлять  и ускорять  движения в  соответствии  с  темпом  музыки

«Кто скорее?» Т.Ломовой.

Апрель

«Лирический хоровод»:

«Красный  сарафан» А.Варламова

Путешествия:

«Полька»

Упражнение  с  цветами «Добрая  фея» Г.Гладков

Продолжать  знакомить детей  с народной  культурой, учить  выделять  особенности русского  медленного  хороводного  танца, осваивать  движения  хоровода (круг, «змейка»).

Знакомить  с  народной  культурой  других  народов . Развивать  точность и ловкость  движений, формировать  навыки  пружинящей  ходьбы, координировать  движения  с музыкой,  воображение

Развивать  координацию  движений  рук  и ног   в  процессе  ходьбы,  быстроты  реакции, умения  сочетать  движения  с музыкой  и словом.

Развивать  выразительность  и  координацию  движений с  предметами, артистичность, интерес  к музыке  и  упражнению.

Формировать  навыки  лёгкого  бега  врассыпную  и  по  кругу, воспринимать  эмоционально  появление Вороны, показать  эмоциями страх, боязнь, радость.

Развивать  ловкость  и быстроту.

Игра «Птички  и ворона» А.Кравцович

Май

«День  Победы»:

Повторение  знакомой  композиции

(танец, упражнение).

«До свиданья,    детский  сад!»:

«Прелестный вальс»

Формировать интерес  детей  к  знакомой  музыке  и  движениям, желание  повторить  знакомое  произведение, соответствующее  теме  праздника.

Подвести  итог музыкально-ритмической  деятельности  детей  исполнением  знакомых  танцевальных  композиций, отметить уровень  творчества  в  движении.

«Метро» Т.Ломовой,

«Поезка за город» В.Герчик

Методы и приемы работы

Методы

Приемы

Наглядный

Наглядные, наглядно-слуховые

Информационно-рецептивный

Совместная деятельность педагога и ребенка

Репродуктивный

Уточнение и воспроизведение известных действий по образцу

Практический

Придумывание вариантов танцевальных движений, собственные и имитационные движения

Словесный

Краткое одновременное описание и объяснение танцевальных движений, образный сюжетный рассказ

Игровой

Использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания танцевальных движений

Соревновательный

Нахождение неординарных решений для достижения цели

Список используемой литературы:

  1. «Ритмическая мозаика» А.И. Буренина
  2. «Музыка и движение» для детей 5-6 лет С.И. Бекина, Т.П.Ломова, Е.Н.Соковнина.-М.:Просвещение,1983.-208 с., нот.
  3. «Музыка и движение» для детей 6-7 лет С.И. Бекина, Т.П.Ломова, Е.Н.Соковнина.-М.:Просвещение,1984.-288 с., нот.
  4. Программа «Истоки» под редакцией Л.А.Парамоновой.- М.:ТЦ Сфера, 2011-320с.
  5. «Музыкально-двигательные упражнения в детском саду» Е.П.Раеевская, Г.Н.Соболева, З.Н.Ушакова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение детей к миру народной хореографии через игры с пением и хороводы

                          Народное искусство развивает ассоциативное, образное мышление, служит средством формирования мир...

Значение ритмики и хореографии в системе оздоровительного воспитания дошкольников

В последнее время большое распространение получает система здоровьесберегающего воспитания, где задачи укрепления и сохранения здоровья органично сочетаются ...

Образовательная программа По хореографии Для детей дошкольного и младшего школьного возраста В помощь начинающим хореографам, музыкальным руководителям , детских садов, студий бальных танцев.

Программа рассчитана на руководителей школ, кружков, ансамблей бального танца, старших групп детского сада. Ставлю перед собой задачу изложить в программе основные виды бальных танцев, методы их п...

Методическая разработка "Развитие музыкальных и творческих способностей детей дошкольного возраста средствами хореографии в работе по программе А.А. Матяшиной "Путешествие в страну "Хореография" - 2016

Методическая разработка тематического плана по хореографии в детском саду для  для включения его в образовательную деятельность с детьми (дополнительное образование)....

Конспект интегрированного занятия по хореографии по теме "Музыкальный счёт". Самоанализ интегрированного занятия по хореографии по теме "Музыкальный счёт".

Конспект интегрированного занятия по хореографии для детей подготовительной к школе группы по теме "Музыкальный счёт"Самоанализ интегрированного занятия по хореографии для детей подготовительной к шко...

Педагогический проект «Развитие творческих способностей средствами хореографии» Воспитатель-хореограф Бесаева М.Ю.

Творческие способности являются одним из компонентов общей структуры личности, а развитие их способствует развитию личности ребенка в целом. Как утверждают выдающиеся психологи Л.С.Выготский, Л....