программа "Радуга" по хореографии
рабочая программа (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Солнышко»
Согласовано Утверждаю:
на педагогическом совете Заведующая МДОУ
от 31.08.2017 г. детский сад «Солнышко»
протокол № ____ ______Эркаева Т.А.
Программа
Образовательная область: физическое развитие
Ступень образования: дошкольное образование
Срок реализации: 2года
Возраст: дети 5-7 лет
Руководитель: Егорова О.В.
с. Красная Горка
2017 год
Пояснительная записка
Формирование у дошкольников музыкально-двигательного, в том числе танцевального творчества является одной из программных задач воспитания в детском саду.
Практика музыкального восприятия дошкольников давно уже ориентирует детей на то, чтобы отражать в движениях не только ритм музыки, но и ее интонации, характер, образное содержание.
Танцевальное движение — это один из наиболее продуктивных видов музыкальной деятельности с точки зрения формирования у дошкольников музыкального творчества и творческих качеств личности.
Основной задачей танца для дошкольников является приобщение детей к танцевальному искусству, воспитание у детей способности к более глубокому восприятию музыки, развитие музыкальных способностей, формирование эстетического вкуса и интересов.
Настоящая программа разработана для развития танцевального творчества детей дошкольного возраста 5– 7 лет на основе:
Буренина А.И. Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста. – С-Пб, 1997
ЦЕЛЬ программы: Всестороннее развитие ребенка, формирование средствами музыки и ритмических движений разнообразных умений, способностей, качеств личности.
ЗАДАЧИ:
Образовательные:
- Расширение знаний детей об окружающей действительности.
- Приобщение к танцевальному искусству, расширение знаний о танцах.
- Побуждение к импровизации под музыку, сочинению собственных композиции из знакомых движений, придумыванию свои оригинальные движения в импровизации.
- Формирование навыков основных танцевальных движений: прямой и боковой галоп, приставной шаг, шаг с притопом, тройной шаг, шаг на внутренней и внешней стороне стопы, шаг с перекатом, пружинка с поворотом, выбрасывание ног в прыжке, подскок через прыжок, ковырялочка через прыжок, присядка, дробный шаг в разных вариантах. Развивать чувство ритма, темпа, координацию и свободу движений.
Развивающие:
- Развитие воображения, фантазии, умения самостоятельно находить свои оригинальные движения, то есть побуждать детей к творчеству.
- Развитие творческой самостоятельности в создании художественного образа танца.
- Обучение детей приемам самостоятельной и коллективной работы, самоконтроля и взаимоконтроля
Воспитательные:
- Развитие у детей активности и самостоятельности, коммуникативных способностей.
- Формирование общей культуры личности ребенка, способностей ориентироваться в современном обществе.
- Формирование нравственно-эстетических отношений между детьми и взрослыми.
- Создание атмосферы радости детского творчества в сотрудничестве.
Программа рассчитана на два года обучения: для старшей группы (5-6 лет) и для тетей подготовительной школе группы (6-7лет). НОД проводятся два раза в неделю: для детей первого года обучения-25 мин, второго-30 минут.
Форма обучения - групповые и индивидуальные занятия. Отбор детей проводится в соответствии с желанием и индивидуальными особенностями детей.
Учебный материал включает в себя:
-Музыкально - ритмические занятия.
-Элементы народного танца.
-Элементы детского бального танца.
-Элементы современного танца.
Занятие состоит из трех частей:
- Вводная – в нее входит поклон, маршировка, разминка.(3-5 мин)
- Основная - она делится на: тренировочную (изучению нового материала, повторение, закрепление пройденного) и танцевальную (разучивание танцевальных движений, комбинаций 10-15 мин)
3)Заключительно-музыкальные игры, вспомогательные и корригирующие упражнения, поклон.(5мин).
Техническое обеспечение:
-просторное помещение для занятий;
-музыкальный центр;
-телевизор;
-DVDдиски к танцевальным постановкам;
-реквизиты к танцевальным постановкам;
-мультимедийная установка.
Предполагаемый результат.
К концу первого года обучения дети должны знать правила правильной постановки корпуса, основные положения рук, позиции ног. Должны уметь пройти правильно в такт музыки, сохраняя красивую осанку, иметь навык легкого шага с носка на пятку, чувствовать характер музыки и передавать его танцевальными движениями, правильно исполнять программные танцы. На втором году обучения дети должны закрепить знания и навыки, полученные в первый год обучения и перейти к изучению более сложных элементов. Дети должны уметь исполнять движения в характере музыки, сохраняя осанку, выворотность ног, правильно открыть и закрыть руку на талию, правильно исполнять этюды и танцевальные композиции.
Участники программы за два года обучения должны приобрети не только танцевальные знания и навыки, но и научиться трудиться в художественном коллективе, добиваясь высоких результатов.
Педагогический анализ (диагностика) проводится 2 раза в год (вводный – в октябре, итоговый – в мае).
Цель диагностики: выявление уровня музыкального и психомоторного развития детей (начального уровня и динамики развития), эффективности педагогического воздействия
Метод диагностики: наблюдение за детьми в процессе движения под музыку в условиях выполнения обычных и специально подобранных заданий (на основе репертуара из «Ритмической мозаики»).
Методика выявления уровня развития чувства ритма
(разработана на основе методики А.И. Бурениной).
Цель: выявление уровня развития чувства ритма.
Проведение: наблюдение за детьми в процессе выполнения специально подобранных заданий.
Критерии уровня развития чувства ритма:
1. Движение.
1) передача в движении характера знакомого музыкального произведения
(3-х частная форма):
высокий – ребёнок самостоятельно, чётко производит смену движений, движения соответствуют характеру музыки;
средний – производит смену движений с запаздыванием (по показу других детей), движения соответствуют характеру музыки;
низкий – смену движений производит с запаздыванием, движения не соответствуют характеру музыки.
2) передача в движении характера незнакомого музыкального произведения (фрагмента) после предварительного прослушивания:
высокий – движения соответствуют характеру музыки, эмоциональное выполнение движений;
средний - движения соответствуют характеру музыки, но недостаточная эмоциональность при выполнении движений;
низкий – движения не соответствуют музыке, отсутствие эмоций при движении.
3) соответствие ритма движений ритму музыки:
высокий – чёткое выполнение движений;
средний – выполнение движений с ошибками;
низкий – движение выполняется не ритмично.
2. Воспроизведение ритма.
1) воспроизведение ритма знакомой песни под своё пение:
высокий – ребёнок точно воспроизводит ритмической рисунок знакомой песни;
средний – воспроизводит ритм песни с 1-2 ошибками;
низкий – неверно воспроизводит ритм песни.
2) воспроизведение ритма мелодии, сыгранной педагогом на инструменте:
высокий – ребёнок точно воспроизводит ритмической рисунок мелодии;
средний – воспроизводит ритм песни с ошибками;
низкий – неверно воспроизводит ритм песни.
3) воспроизведение ритма песни шагами:
высокий – верно воспроизводит ритм песни шагами на месте и по залу;
средний – верно воспроизводит ритм песни шагами на месте;
низкий – допускает много ошибок или не справляется с заданием.
3. Творчество.
1) сочинение ритмических рисунков:
высокий – ребёнок сам сочиняет и оригинальные ритмически рисунки;
средний – использует стандартные ритмические рисунки;
низкий – не справляется с заданием.
2) танцевальное:
высокий – ребёнок чувствует характер музыки, ритм, передаёт это в движении; самостоятельно использует знакомые движения или придумывает свои; движения выразительны;
средний – чувствует общий ритм музыки, повторяет движения за другими, движения соответствуют характеру музыки;
низкий – не чувствует характер музыки, движения не соответствуют музыке.
Перспективный план.
Первый год обучения
Месяц | Тема | Программное содержание | Игры |
Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль | Вводное занятие «Давайте познакомимся» Вот и лето пролетело!: «Рыбачок» М.Старокадом-ский «Разноцветная игра» Б.Савельев «Кузнечик» В.Шаинский «Я вырасту здоровым»: «Танцуйте сидя» Б.Савельев Танец «Антошка Праздники России: «Всё мы делим пополам» Повторение знакомых композиций «Гости из сказок»: «Поросята» Д.Уотт «Танец Кукол и Мишки» Зима: Парный танец «Кремена». Повторение знакомых танцев. «Папин праздник»: Парный танец «Финская полька» «Мамин праздник»: Танец «Кукляндия» | Знакомство с детьми. Что такое танец. Приветствие. Основные правила поведения в танцевальном зале, правила техники безопасности. Постановка корпуса. Положение рук на талии. VI, I свободная позиции ног. Развивать координацию движений, воображение, фантазию; формировать правильную осанку Учить детей выразительности движений, быстроте реакции; развивать музыкальную память, эмоциональность, обогащать разнообразными видами движений: имитационными движениями Учить детей двигаться в соответствии с настроением музыки Развивать умение ориентироваться в пространстве Развивать умение передавать игровые образы с помощью жестов, мимики. Учить детей воспринимать музыку, чувствовать её настроение и передавать в движении, развивать чувство ритма. Учить детей новому движению руками «на себя», «от себя»; развивать чувство ритма, музыкальный слух, чувство темпа. Оценить музыкальность - способность к отражению в движении характера музыки и основных средств выразительности. Эмоциональная сфера, проявление некоторых психологических особенностей ребёнка (скованность – общительность) . Творч. способности. Развивать имитационные движения – «бросание снежков», «стряхивание снега». Развивать выразительность пластики, творческого воображения, осваивать «шаг с каблучка». Учить детей танцевать парами в подвижном темпе, чувствовать форму произведения, музыкальные фразы, осваивать шуточное движение-дразнилку «носик направо-налево». Формировать навык движения «спиной из круга», учить коммуникативным умениям в танце парой; мальчики приглашают девочек и провожают на место. Развивать координацию движений, творческое воображение, смекалку и быстроту реакции. | «Игра с бубнами» (п.н.м.), обр. Ломовой «Чей кружок быстрее собирется?» (р.н.м.) «Осень спросим» Т. Ломовой. «Козочки и волк» «Ловишки» Й.Гайдая «Зайцы и лиса» А.Майкопара. Игра со звоночками» Р.Рожавской. Танец-игра «Найди себе пару» «Будь ловким» Н.Ладухина. «Горячий конь» Т.Ломовой. «Кот и мыши» Т.Ломовой. «Карусель» Д.Кабалевского. |
Март | Международный женский день: «Мамин праздник» «Танец с цветами» Исполнение знакомых танцев | Учить детей двигаться в соответствии с настроением музыки Развивать умение ориентироваться в пространстве. Формировать навык публичного выступления в музыкально-ритмической деятельности, тренировать выдержку, волю; показывать эмоции в каждой композиции. | Чей кружок быстрее собирется?» «Кот и мыши» Т.Ломовой «Карусель» Д.Кобалевского |
Апрель | Хоровод «Веснянка» (у.н.м.) обр.С.Полонского Природа и животные» Танец «Кошки-мышки» | Учить детей выполнять движения хоровода («круг», «змейка», «ручеек»), следить за вытягиванием носочка ног и ходить на полупальцах. Развивать творческое воображение, способность импровизировать, выразительно передавать игровой образ, пластику, чувство ритма Учить детей умению создать положительную эмоциональную атмосферу; воспитывать нежное отношение к животным и друг к другу | «Веселая карусель» (р.н.м.), обр.Е.Тиличеевой, «Займи домик» М.Магиденко |
Май | «День Победы»: «Танец солдатиков и кукол» «Дети и лето»: Танец «Пчелы» | Развивать музыкальность, координацию движений. Следить за правильной осанкой, постановкой рук. Отрабатывать ритмику движений. | «Не выпустим» Т.Ломовой, «Ежик» А.Аверкина, «Хоровод в лесу» М.Иорданского |
Отчетный концерт
Второй год обучения
Месяц | Тема | Программное содержание | Игры |
Сентябрь | «Здравствуй, детский сад!»: «Весёлые путешественники» М.Старокадомс-кий «Вместе весело шагать» В.Шаинский | Развивать координацию движений рук и ног в процессе ходьбы, быстроты реакции, умения сочетать движения с музыкой и словом Формировать навыки ходьбы, исполнять ритмические подскоки, развивать чувство ритма, координацию движений | «Плетень»(р.н.м.) обр. С.Бондаренкова «Бери флажок» обр. Н Метлова. |
Октябрь | «Волшебница Осень»: «Танец с зонтиками» Моя страна – Россия: «Куклы –неваляшки» З.Левина | Развивать музыкальность, способность к импровизации с атрибутами, заинтересовать новой композицией Развивать умение начинать и заканчивать движение вместе с музыкой, чувствовать изменение темпа, двигаться в соответствии с образом и характером музыки. | «Осень спросим» Т.Ломовой, «Чей кружок скорее собирется» обр.Тиличеевой. |
Ноябрь | «В мире много сказок»: «Карнавальное шествие» Игра «Козочки и Волк» Музыка из к-ф «Звуки музыки» | Развивать умение ориентироваться в пространстве, формирование красивой осанки, походки Знакомить со сказочными героями, научить правильно передать их образы в движении, жестах под звучание музыки. | «Зайцы и лиса» А. Майкопара., «Ловишки» Й.Гайдна. |
Декабрь | «Зимняя сказка»: «Танец снежинок и вьюги» «Старинная полька» Шуточный парный танец | Развивать координацию движений, пластичность, воображение, умение выразить настроение музыки в движении Развивать навыки смены партнёра во время движения, коммуникативность при встрече с новым партнёром | «Гори ясно» (р.н.м.) обр. С.Бондаренкова, «Узнай по голосу», В.Ребикова. |
Январь | Повторение знакомых композиций: «Танец снежинок» Танец -игра «Найди себе пару»
| Учить детей проявлять заинтересованность движениями, выразительность мимики и пантомимики в знакомых плясках и композициях, способность к импровизации. Развитие внимания (слуховое, зрительное) коммуникативность в общении с новыми партнёрами; умение выразить в пантомимике настроение персонажа | Игра «Козочки и Волк» Музыка из к-ф «Звуки музыки» |
Февраль | «Торжественное шествие»: «Военный марш» Г.Свиридов. «Мы – защитники»: «Танец Богатырей» Повторение знакомых композиций: «Куклы –неваляшки» З.Левиной | Развивать умения начинать движение под музыку, чувствовать музыкальные фразы, учить выполнять простейшие перестроения: в круг, врассыпную и др. Расширять представления детей об исторических событиях, народных героях. Развивать выразительность и координацию движений, артистичность, интерес к танцу. Развивать выразительность, эмоциональность в умении передавать сюжет танца; учить различать контрастные части произведения; поощрять желание находить собственные позы, движения | Танец - игра «Найди себе пару» «Наша Армия»М.Красева |
Март | Международный женский день»: .Исполнение знакомых композиций «Русский танец»: «Калинка» | Развивать творческие способности, музыкальность, желание детей выступать перед родителями. Продолжать знакомить детей с народной культурой, развивать умение замедлять и ускорять движения в соответствии с темпом музыки | «Кто скорее?» Т.Ломовой. |
Апрель | «Лирический хоровод»: «Красный сарафан» А.Варламова Путешествия: «Полька» Упражнение с цветами «Добрая фея» Г.Гладков | Продолжать знакомить детей с народной культурой, учить выделять особенности русского медленного хороводного танца, осваивать движения хоровода (круг, «змейка»). Знакомить с народной культурой других народов . Развивать точность и ловкость движений, формировать навыки пружинящей ходьбы, координировать движения с музыкой, воображение Развивать координацию движений рук и ног в процессе ходьбы, быстроты реакции, умения сочетать движения с музыкой и словом. Развивать выразительность и координацию движений с предметами, артистичность, интерес к музыке и упражнению. Формировать навыки лёгкого бега врассыпную и по кругу, воспринимать эмоционально появление Вороны, показать эмоциями страх, боязнь, радость. Развивать ловкость и быстроту. | Игра «Птички и ворона» А.Кравцович |
Май | «День Победы»: Повторение знакомой композиции (танец, упражнение). «До свиданья, детский сад!»: «Прелестный вальс» | Формировать интерес детей к знакомой музыке и движениям, желание повторить знакомое произведение, соответствующее теме праздника. Подвести итог музыкально-ритмической деятельности детей исполнением знакомых танцевальных композиций, отметить уровень творчества в движении. | «Метро» Т.Ломовой, «Поезка за город» В.Герчик |
Методы и приемы работы
Методы | Приемы |
Наглядный | Наглядные, наглядно-слуховые |
Информационно-рецептивный | Совместная деятельность педагога и ребенка |
Репродуктивный | Уточнение и воспроизведение известных действий по образцу |
Практический | Придумывание вариантов танцевальных движений, собственные и имитационные движения |
Словесный | Краткое одновременное описание и объяснение танцевальных движений, образный сюжетный рассказ |
Игровой | Использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания танцевальных движений |
Соревновательный | Нахождение неординарных решений для достижения цели |
Список используемой литературы:
- «Ритмическая мозаика» А.И. Буренина
- «Музыка и движение» для детей 5-6 лет С.И. Бекина, Т.П.Ломова, Е.Н.Соковнина.-М.:Просвещение,1983.-208 с., нот.
- «Музыка и движение» для детей 6-7 лет С.И. Бекина, Т.П.Ломова, Е.Н.Соковнина.-М.:Просвещение,1984.-288 с., нот.
- Программа «Истоки» под редакцией Л.А.Парамоновой.- М.:ТЦ Сфера, 2011-320с.
- «Музыкально-двигательные упражнения в детском саду» Е.П.Раеевская, Г.Н.Соболева, З.Н.Ушакова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приобщение детей к миру народной хореографии через игры с пением и хороводы
Народное искусство развивает ассоциативное, образное мышление, служит средством формирования мир...
Значение ритмики и хореографии в системе оздоровительного воспитания дошкольников
В последнее время большое распространение получает система здоровьесберегающего воспитания, где задачи укрепления и сохранения здоровья органично сочетаются ...
Образовательная программа По хореографии Для детей дошкольного и младшего школьного возраста В помощь начинающим хореографам, музыкальным руководителям , детских садов, студий бальных танцев.
Программа рассчитана на руководителей школ, кружков, ансамблей бального танца, старших групп детского сада. Ставлю перед собой задачу изложить в программе основные виды бальных танцев, методы их п...
Методическая разработка "Развитие музыкальных и творческих способностей детей дошкольного возраста средствами хореографии в работе по программе А.А. Матяшиной "Путешествие в страну "Хореография" - 2016
Методическая разработка тематического плана по хореографии в детском саду для для включения его в образовательную деятельность с детьми (дополнительное образование)....
Конспект интегрированного занятия по хореографии по теме "Музыкальный счёт". Самоанализ интегрированного занятия по хореографии по теме "Музыкальный счёт".
Конспект интегрированного занятия по хореографии для детей подготовительной к школе группы по теме "Музыкальный счёт"Самоанализ интегрированного занятия по хореографии для детей подготовительной к шко...
Педагогический проект «Развитие творческих способностей средствами хореографии» Воспитатель-хореограф Бесаева М.Ю.
Творческие способности являются одним из компонентов общей структуры личности, а развитие их способствует развитию личности ребенка в целом. Как утверждают выдающиеся психологи Л.С.Выготский, Л....