Главные вкладки

    Мастер-класс. музыкально-оздоровительная работав ДОО. (из опыта работы)
    материал (младшая группа)

    Сытник Виктория Игоревна

    Приемы логоритмики как основа здоровьесбережения дошкольников

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

    детский сад №43 «Колокольчик»

    г. о. Электрогорск Московской области

    МАСТЕР-КЛАСС

    Тема: «Музыкально-оздоровительная работа с детьми в ДОУ с применением логоритмических упражнений»

    Выполнила:  муз. руководитель

      Сытник В.И.

    2020


    Здоровье  ребенка-это не только отсутствие болезней, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Педагоги и медики ищут новые современные приемы сохранения и укрепления здоровья детей дошкольников, основываясь на результатах диагностики, состояния здоровья и индивидуальных особенностях каждого ребенка. Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ основывается так же на выявлении и развитии музыкальных и творческих способностей, формирования привычки к здоровому образу жизни, укреплению физического и психо-эмоционального здоровья дошкольников.  О лечебной силе музыки свидетельствуют самые древние источники. Выдающийся врач всех времен и народов Авиценна еще тысячу лет назад лечил музыкой больных нервными психическими заболеваниями. Музыка- одно из средств физического развития детей. И как следствие этого укрепляется голосовой аппарат, голосовые связки, регулирует дыхание, укрепляет осанку, координацию движений, активизирует умственную деятельность.

    Одним из методов музыкально-оздоровительной работы является применение на музыкальных занятиях логоритмических упражнений. Так же логоритмические упражнения применяются на музыкальных  занятиях во всех возрастных группах, что является актуальным в здоровьесбережении дошкольников.  Музыкально-оздоровительная работа реализуются в ДОУ музыкальным руководителем, педагогом-логопедом, воспитателем, инструктором по физкультуре и педагогом-психологом. Узкими специалистами и воспитателями проводятся: Музыкальным руководителем- индивидуальные занятия, музыкальные занятия, логоритмические занятия, праздники, досуги, развлечиния; инструктором по физкультуре-утренняя разминка, физкультурно-музыкальные занятия, музыкально-спортивные праздники и развлечения; воспитателями- организованная самостоятельная музыкальная деятельность и театральная деятельность в музыкальных уголках, индивидуальная работа с детьми. Помещения ДОУ должны быть оборудованы для проведения музыкально-оздоровительной работы и отвечать гигиеническим требованиям.

    Логоритмика в целом логоритмические занятия и логоритмические упражнения направлены на коррекцию общих и мелких движений. Все они основаны на тесной связи СЛОВА-ДВИЖЕНИЯ – МУЗЫКИ. Музыка служит организующим началом и используется для  упорядочения темпа и характера движения ребенка, развития мелодико-интонационных характеристик голоса и координации речи и движения. В логопедических группах музыкально-оздоровительная  работа с применением логоритмических упражнений и занятий основывается на преодолении речевого нарушения у детей старшего дошкольного возраста путем развития и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и движением.  Двигательный навык;  музыкальный, тембровый и динамический слух; артикуляция, чувство ритма, слуховое внимание, правильное дыхание; пространственный ориентир; моторика. Все выше перечисленные характеристики относятся к музыкальной и разговорной речи.  

    ВАЛЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПЕСЕНКИ-РАСПЕВКИ

    Песни-приветствия, с которых начинаются музыкальные занятия.  С несложным текстом,  состоящие из звуков мажорного трезвучия. Задают позитивный настрой на целый день, подготавливают голос к пению.

    ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

    Известно что мозг человека находится на кончиках его пальцев. Стимулируя кончики пальцев, развивая мелкую моторику мы развиваем речь дошкольников. Проводится с раннего возраста,  постепенно усложняясь.    Применяются такие логоритмические упражнения:

    «Гусь» 4-5 лет

    Гусь гнездо свое чинил         Дети поочередно прикасаются пальцами к большому пальцу.

    гусь считалку сочинил.

    И гогочет и гогочет –

    заучить считалку хочет.

    Га-га-га-га-га-га-гак!                                 -хлопают в ладоши

    Го-го-го-го-го-го-гок!                                 -хлопки по коленям

    «Лепешки» 2-3 года

    Тёшки-тетёшки пекла баба лепешки         - «пекут пирожки»

    Мёдом поливала                                         - Потирают ладони др. о друга

                                                            Круговыми движениями.

                                            

    Маком посыпала                                         - «посыпают»

    Деточкам давала.                                 -Протягивают руки вперед ладонями вверх.


    ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА

    Дыхательные упражнения применяются с раннего возраста во всех возрастных группах постепенно усложняясь. Упражнения укрепляют дыхательную и сердечно-сосудистую системы; развивает певческое дыхание; повышает обогащение мозга кислородом улучшает тем самым работу мозга, а так же память и внимание. Например:

    Ранний возраст

    «Подуй на горячее»

    Руками делают тарелочку –дуют 2-3 раза.

    Младший возраст

    «Надуй шарик»

    Руки держат около рта, соединенные ладонями – делают вдох; «дуют шарик» делают выдох руки раскрываются. Когда дыхание закончилось «шарик» уже большой хлопок в ладоши –лопнул шарик.

    Средний возраст

    «Подуй на свечку» На расстоянии 30 см. держат ладонь около рта, губы трубочкой дуют «что бы сечка не погасла».

    «Подуй на одуванчик» Рвут воображаемый цветок подносят руки чашкой ко рту делают глубокий вдох и резкий выдох –«дуют на одуванчик».

    Старший возраст

    «Счет на дыхании»

    Делаем вдох задерживаем дыхание и считаем до пяти.  

    Говорим: «Маму крепко обнимаем воздух носиком вдыхаем»

    Вдох- «обнимают» себя за плечи, выдох- руки раскрываются.

    АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

    Выработать правильные движения органов артикуляции, правильное произношение звуков. Осуществляется  совместно с педагогом-логопедом. В результате работы улучшается речь, певческие навыки, музыкальная память и внимание.


    ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ И ФОНОПЕДИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ  

    Упражнения для укрепления голосовых связок детей подготовки их к пению и профилактики заболевания верхних дыхательных путей. Выполним упражнение:

    «Лягушка»

    На лесной опушке ква-ква!                         - Глиссандо голосом вверх и вниз

    Прыгают лягушки ква-ква-ква-ква!         - Отрывисто пропевают то вверх то

    в вниз.

    То увидит комара з-з-з-з!                         - произносят (з) звук держа руку на

                                                            шее.

    То мохнатого шмеля ж,ж,ж.                         - Произносят звук (ж) рука на шее.

    То камыш под камень спрячет

    ква-ква!                                                 - штро-бас скрип

    Потеряет и заплачет ква-а-а!

    Ах, ты рева, ай-яй-яй!                                  - Утрированно произносят звуки.

    Лучше с нами приграй!                            «грозят» пальцем.

    ИГРОВОЙ МАССАЖ

    Тили-бом, тили –бом                                - Стучат кулаками по спине

    Загорелся кошкин дом                                 - хлопки в ладоши

    Загорелся кошкин дом идет дым столбом – «рисуют» на спине спирали

    Кошка выскочила, глаза выпучила.         -  шлепают ладонями по спине

    Бежит курочка с ведром,                           - бег пальцами

    Заливать кошкин дом                                   - гладят руками по спине вверх и в

                                                                 вниз.

    А лошадка с фонарем                                  - стучат кулаками

    А собачка с помелом                                   - гладят впрево-влево

    Серый заюшка с листом                           - ребром руки стучат по спине

    Раз! Раз! Раз! Раз!                                   - хлопки в ладоши

    И огонь погас!                                           - гладят вверх-вниз.

                                            РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ  

    Игры помогают детям овладеть всеми выразительными средствами музыки. Речевое музицирование развивает музыкальный и речевой слух. Т. Тютюнникова  в своих играх предлагает декламировать хором, дуэтом и соло. Основой у нее служит детский фольклор. В игры она добавляет музыкальные инструменты, жесты, движения.  

                                            МУЗЫКОТЕРАПИЯ

    Это понятие состоит из двух слов а значит лечение музыкой. Все наверное слышали, что частота каждого музыкального инструмента оказывает лечебное  влияние на работу в целом систем человеческого организма и отдельно  различных органов. Музыка  способна корректировать психо-физический статус ребенка в процессе их двигательно-игровой деятельности. Все замечали быстрая, громкая музыка взбудораживает детей, а спокойная, медленная расслабляет, успокаивает. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль.

    Музыкотерапия в ДОУ проводится педагогами  в ДОУ в течение всего дня на музыкальных занятиях для смены двигательной активности, воспитателями в режимных моментах.

     Научная основа музыкально-оздоровительной работы в ДОУ базируется на программах:  

    - по музыкальному воспитанию: «Методика музыкального воспитания в детском саду» Н. Ветлугиной, «Музыкальное воспитание дошкольников» О. Радыновой, «Элементарное музицирование с дошкольниками» Т. Тютюнниковой, концепции К. Орфа, «Ритмическая мозайка» А. Бурениной;

    - по воспитанию здорового ребенка: «Как воспитать здорового ребенка» В. Алямовской, «Оздоровительные игры для дошкольников и младших школьников» А. Галановой, «Развивающая педагогика оздоровления» В. Кудрявцева, «Дыхательная гимнастика А. Стрельниковой, «Психогимнастика» М. Чистяковой.

    - по диагностике: «Диагностика и коррекция внимания» А. Осиповой, «Практикум по дошкольной психологии» Г. Урунтаевой.  

    Так же предлагаются  методические пособия с разработкой занятий, перспективныхпланов, логоритмических игр и упражнений:

    - Арсеневская О.Н. «Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду» /О.Н.Арсеневская. – Волгоград: Учитель, 2011.

    - Картушина М.Ю.  «Конспекты логоритмических занятий с детьми 2-3 лет»

    /М.Ю. Картушина. – М.: ТЦ Сфера, 2008.  

    - Анисимова Г.И.«100 музыкальных игр для для развития дошкольников»

    /Г.И. Анисимова. – Ярославль: Академия развития, 2008.

    - Картушина М.Ю. «Конспекты логоритмических занятий с детьми 4-5 лет»

    /М.Ю. Картушина. – М.: ТЦ Сфера, 2008.

    - Гоголева М.Ю.  «Логоритмика в детском саду» /М. Ю. Гоголева. – Ярославль: Академия развития, 2006.

    -  О.В. Узорова «Пальчиковая гимнастика» /О.В. Узорова, Е.А. Нефедова. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2004.  

            Совместная, систематическая и четко распланированная  музыкально –оздоровительная работа с применением логоритмических упражнений в ДОУ – залог здоровья дошкольников.


                                            СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Алябьева Е.А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения: Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2006. — 64 с.
    2. Картушина М.Ю. Логоритмика для малышей: Сценарии занятий с детьми 3-4 лет. (Программа развития.) - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 144 с.
    3. Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду: Методические материалы в помощь психологам и педагогам. — М.: ТЦ Сфера, 2003. - 88 с.
    4. Буренина А. И.Ритмическая мозаика: (Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста). — 2-е изд., испр. и доп. — СПб.: ЛОИРО, 2000. - 220 с.
    5. О.Н.Арсеневская. Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения-Волгоград: Учитель,2011-204с.

            


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    мастер-класс "Проведение родительского собрания с использованием новых форм работы"

    Тема родительского собрания: "Природа вокруг нас"Цель: использовать "Мастер-класса",как одной из форм работы с семьей для формирования активной позиции родителей в экологическом воспитании ребенка....

    Мастер класс для педагогов "Использование техники модульное оригами в работе с детьми старшего дошкольного возраста"

    Искусство оригами – загадка, и она манит каждого ребенка невероятными превращениям. Это даже не фокус, это – чудо! В листочке бумаги скрыты многие образы. В руках ребенка бумага оживает. Сколько радос...

    Мастер -класс для родителей детей дошкольного возраста в рамках работы клуба «Школа молодой семьи» по теме: «Волшебный мир пальчиковых игр»

    Исследования ученых показали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Чем активнее и точнее движение пальцев у малыша,...

    Мастер-класс для воспитателей "Объёмная аппликация и квилинг в работе с детьми дошкольного возраста"

    Мастер-класс для воспитателей "Объёмная аппликация и квилинг в работе с детьми дошкольного возраста"...

    Мастер-класс. Мастер-класс по изготовлению с детьми поделки и коллективной работы «Птицы мира» к празднику День Победы (возраст детей 3–4 года)

    9 мая  Великий праздник - День Победы. В этот день мы говорим "спасибо" всем ветеранам за Победу, за Мир, за Жизнь. С большой благодарностью мы поздравляем наших ветеранов с праздником, низко кла...

    Сообщение из опыта работы: Сообщение из опыта работы «Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя ДОУ в условиях ФГОС»

    Музыка и различные виды музыкальной деятельности обладают специфическими возможностями воздействия на формирование личности человека...