Главные вкладки

    Хатха-йога и для чего она нужна дошкольнику?
    учебно-методический материал

    Вольнова Елена Анатольевна

    Что такое хатха-йога и для чего она нужна дошкольнику?

    Что такое хатха-йога и для чего она нужна дошкольнику?

    Дошкольный возраст – важный период совершенствования основных функций организма, становления жизненно-необходимых двигательных умений, навыков и физических качеств.

    Ребенок в дошкольном возрасте должен почувствовать мышечную радость и полюбить движение - это поможет ему пронести через всю жизнь потребность в движениях, приобщиться к спорту и здоровому образу жизни.

    К семи годам должна быть развита способность переносить статические нагрузки, сформировано умение самостоятельно и творчески использовать накопленный арсенал двигательных средств. Двигательная деятельность должна стать естественной потребностью практически каждого ребенка независимо от уровня его индивидуальной двигательной активности. От того, как будет организована работа с детьми по физической культуре, зависит будет ли ребёнок физически готов к обучению в школе, и самое главное – его здоровье.

    Что такое детская йога?

    Йога – древняя система оздоровления и укрепления тела, а также обретения душевного покоя и равновесия. Она помогает достичь легкости, бодрости, энергичности, улучшает работу всех органов и систем организма, повышает тонус, стабилизирует пищеварение, дарит прекрасное самочувствие и настроение, проясняет ум.

    Детская йога – это комплекс занятий на основе хатха-йоги, которая создает все условия для гармоничного роста и развития детей.

    Актуальность данной формы работы состоит в том, что сегодняшние дети сталкиваются с такими проблемами, как гиперактивность, беспокойство, стрессы, нарушение питания, слаборазвитость мышц ног и рук, спины, что сказывается на осанке. Важно создать как можно раньше здоровые привычки для их развития. Дети всех возрастов и степени подготовки могут заниматься йогой.

    Гимнастика с элементами хатха-йоги доступна детям дошкольного возраста. В отличие от других физических упражнений, имеющий динамический характер, в гимнастике хатха-йоги, основное внимание уделяется статическому поддержанию поз. Их выполнение требует плавных, осмысленных движений, спокойного ритма и оказывает на организм умеренную нагрузку.

    Хатха-йога – сочетание физических упражнений на расслабление и дыхательной гимнастике. Доступность системы в том, что выполнение физических упражнений не требует никаких снарядов и специальных упражнений.

    Ха – это солнце – символ жизненных сил, энергии, бодрости.

    Тха – луна – символ покоя. Соединение этих слов – символов говорит о том, что эта система основана на союзе противоположности, который создает равновесие, гармонию.

    Занятие хатха-йогой для детей – это профилактика сколиоза, астмы, простудных заболеваний.

    Дети становятся спокойнее, добрее, у них появляется уверенность в своих силах. Йоговские упражнения требуют особую сосредоточенность, это развивает у детей внимание и усидчивость, организованность, воображение, волевые качества детей. Улучшается кровообращение, нормализуется работа внутренних органов, организм очищается от шлаков, снимается усталость, укрепляются слабые мышцы, развивается гибкость, улучшается осанку.

    Большинство упражнений в хатха-йоге естественны, физиологичны. Они копируют позы животных, птиц, определённые положения людей, предметы. Использование знакомых образов животных, птиц помогают детям представить ту или иную позу (будят фантазию и воображение).

    Большинство упражнений лишь отдаленно напоминают асаны и пранаямы.

    Асаны – позы йоги, направленные на развитие координации, силы, гибкости и выносливости. Они хорошо подходят для детей. Не все асаны просты в исполнении, поэтому они помогают ребенку развивать силу воли, чувствительность и узнать много нового о своем теле. Эти интересные упражнения укрепляют мышцы, делают их более эластичными, разрабатывают суставы, делая движения ребенка красивыми, а, кроме того, укрепляют внутренние органы и улучшают самочувствие.

    Пранаямы - дыхательные упражнения.

    Как строить занятия с детьми?

    Для дошкольников занятия желательно строить на сказочном сюжете или на сюжете из жизни природного мира, которая наполнены гимнастикой, упражнениями для развития вестибулярного аппарата, танцами, дидактическими и подвижными играми, играми на развитие внимания, памяти, логики, воображения, пластикой, сказками, речевыми играми. Продолжительность занятия от 15-30 минут. Все упражнения нужно делать правильно и осторожно, без напряжения.

    Краткая характеристика структуры программы.

    Программа составлена для работы с детьми старшего дошкольного возраста (с сентября по май месяц).

    Курс хатха-йоги рассчитан на девять месяцев и включает 9 сменяющихся учебных комплексов, а так же беседы о здоровом образе жизни. Занятия проводятся групповым способом (10-15 детей, один раз в две недели по 25 – 30 минут.

    Участники занятий:

    Дошкольники 5-7 лет, без ограничений по группе здоровья, имеющие низкий уровень развития физических качеств; отклонения в эмоционально-волевой сфере; трудно адаптируемые. Программа носит развивающий характер

    Цель программы: Сформировать у детей представления о йоге. Развитие физических качеств у детей 5-7 лет через гимнастику Хатха-Йога.

    Задачи программы:

    1. Совершенствование психических процессов.

    2. Познание своего характера, укрепление воли.

    3. Развитие внимания, сосредоточенности, организованности, воображения, фантазии, умения управлять своими поступками и чувствами.

    4. Развитие умения снимать усталость, укреплять слабые мышцы, развивать гибкость, улучшать осанку, правильно дышать, расслабляться.

    5.Духовное обогащение: учить быть чистоплотным внешне и внутренне, терпеливым, спокойным, весёлым, не причинять вреда другим.

    6. Формирование осанки.

    7. Развитие потребности в здоровом образе жизни.

    8. Создание эмоционального благополучия.

    Девиз занятий: приступать к занятию с хорошим настроением и верой в успех, где все зависит только от желания, настойчивости и добрых намерений.

    Ожидаемые результаты реализации программы:

    • Повышение уровня физической подготовленности и развития физических качеств у детей 5-7 лет, имевших низкий уровень их развития.

    • Стабилизация эмоционального фона у детей.

    • Потребность в ведении здорового образа жизни у детей и родителей.

    • Формирование у родителей представлений о физических возможностях детей, возрастных требованиях и требованиях программы детского сада.

    Требования к условиям проведения занятий.

    1. Место

    Для занятий нужно выбрать ровную, твёрдую поверхность, лучше на полу, застеленном ковриком. Место занятия должно быть хорошо проветренным, температура не ниже + 17.

    2. Одежда

    Должна быть лёгкой, не стеснять движений и хорошо пропускать воздух. Можно заниматься без майки и босиком.

    3. Время

    Гимнастикой хатха-йога можно заниматься утром перед завтраком, вечером или днём перед едой. Занятия увеличивать постепенно по времени от 15 до 45 минут.

    4. Нельзя приступать к занятию с высокой температурой и в послеоперационный период.

    Структура занятия (см. приложение 1)

    I. Вводная часть (5-7 минут).

    1.Встреча: “Улыбнитесь!”, “Настройтесь на занятие!”

    2.Разминка:

    • Суставная гимнастика. Упражнения на проработку мелких групп мышц и суставов. Особое внимание уделяется развитию мелкой моторики, то есть суставов и мышц ладони, стопы, шеи и головы. Упражнения начинаются в положении сидя, в дальнейшем выполняют стоя или во время ходьбы по кругу.

    • Вариации ходьбы и легкого бега по кругу либо подвижная игра.

    II. Основная часть (15-20 минут).

    1. Дети переходят к выполнению комплекса поз – 6-10 основных поз (далее асан, обучаются новым упражнениям, закрепляют известные.

    2. Силовой блок. Дети выполняют упражнения на укрепление основных групп мышц,в том числе:

    • для мышц живота;

    • для мышц спины путем наклона вперед;

    • для укрепления мышц ног;

    • для развития стоп;

    • для развития плечевого пояса;

    • на равновесие.

    3. Дыхательные упражнения.

    4. Гимнастика для глаз.

    5. Релаксационная гимнастика (спокойная музыка, сказки, рассказы).

    6.Беседы из цикла«Тренируем тело, укрепляем дух»

    III. Заключительная часть (3-5 минут).

    1. Постепенный перевод организма ребенка в состояние готовности к другим видам деятельности. Игры, направленные на активизацию действий детей, развитие их внимания.

    2. Подведение итогов (отмечаются маленькие победы детей).

    Методические рекомендации по организации работы с детьми.

    1. Группы детей для занятий гимнастикой Хатха-йога комплектуются по рекомендации врача-педиатра, медицинской сестры детского сада. Комплексы составляются по принципу “от простого к сложному”.

    2. На разучивание каждого комплекса отводится минимум 3-4 недели.

    3. При проведении упражнений ведется контроль за физической нагрузкой на детей.

    4. Особое внимание уделяется упражнениям, которые снимают напряжение спины, укрепляют ее мышцы, способствуют приобретению правильной осанки.

    5. Позы, в которых используются повороты туловища, выполняются в обе стороны.

    6. Позы, требующие наклонов, выполняются на выдохе.

    7. После выполнения поз с наклоном вперед выполняются позы с прогибом назад.

    Особенности выполнения статических поз:

    1. Отдых перед вхождением в позу. Упражнения не начинают выполнять, если у детей напряжены мышцы и учащено дыхание. Сделать 2-3 спокойных вдоха и выдоха. Снять напряжение мышц сидя или лежа в удобной позе.

    2. Мысленная настройка на выполнение позы. Дети смотрят на представленный рисунок или образец взрослого и представляют себя в этом положении.

    3. Вхождение в позу. Последовательно выполняют позу. Одно движение за другим делают плавно и спокойно.

    4. Фиксация позы. Дети удерживают занятое положение тела некоторое время. Вначале не более 5 секунд, постепенно увеличивая на 1-2 секунды. В среднем для детей 6-7 лет максимальное удержание позы 10-15 секунд.

    5. Выход из позы. Возвращаясь в исходное положение, дети выполняют плавные, спокойные движения.

    6. Отдых после выхода из позы. Дети принимают удобную позу для отдыха и расслабляются 3-4 секунды.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл hatha_yoga.docx17.58 КБ

    Предварительный просмотр:

    Что такое хатха-йога и для чего она нужна дошкольнику?


    Что такое хатха-йога и для чего она нужна дошкольнику?

    Дошкольный возраст – важный период совершенствования основных функций организма, становления жизненно-необходимых двигательных умений, навыков и физических качеств.

    Ребенок в дошкольном возрасте должен почувствовать мышечную радость и полюбить движение - это поможет ему пронести через всю жизнь потребность в движениях, приобщиться к спорту и здоровому образу жизни.

    К семи годам должна быть развита способность переносить статические нагрузки, сформировано умение самостоятельно и творчески использовать накопленный арсенал двигательных средств. Двигательная деятельность должна стать естественной потребностью практически каждого ребенка независимо от уровня его индивидуальной двигательной активности. От того, как будет организована работа с детьми по физической культуре, зависит будет ли ребёнок физически готов к обучению в школе, и самое главное – его здоровье.

    Что такое детская йога?

    Йога – древняя система оздоровления и укрепления тела, а также обретения душевного покоя и равновесия. Она помогает достичь легкости, бодрости, энергичности, улучшает работу всех органов и систем организма, повышает тонус, стабилизирует пищеварение, дарит прекрасное самочувствие и настроение, проясняет ум.

    Детская йога – это комплекс занятий на основе хатха-йоги, которая создает все условия для гармоничного роста и развития детей.

    Актуальность данной формы работы состоит в том, что сегодняшние дети сталкиваются с такими проблемами, как гиперактивность, беспокойство, стрессы, нарушение питания, слаборазвитость мышц ног и рук, спины, что сказывается на осанке. Важно создать как можно раньше здоровые привычки для их развития. Дети всех возрастов и степени подготовки могут заниматься йогой.

    Гимнастика с элементами хатха-йоги доступна детям дошкольного возраста. В отличие от других физических упражнений, имеющий динамический характер, в гимнастике хатха-йоги, основное внимание уделяется статическому поддержанию поз. Их выполнение требует плавных, осмысленных движений, спокойного ритма и оказывает на организм умеренную нагрузку.

    Хатха-йога – сочетание физических упражнений на расслабление и дыхательной гимнастике. Доступность системы в том, что выполнение физических упражнений не требует никаких снарядов и специальных упражнений.

    Ха – это солнце – символ жизненных сил, энергии, бодрости.

    Тха – луна – символ покоя. Соединение этих слов – символов говорит о том, что эта система основана на союзе противоположности, который создает равновесие, гармонию.

    Занятие хатха-йогой для детей – это профилактика сколиоза, астмы, простудных заболеваний.

    Дети становятся спокойнее, добрее, у них появляется уверенность в своих силах. Йоговские упражнения требуют особую сосредоточенность, это развивает у детей внимание и усидчивость, организованность, воображение, волевые качества детей. Улучшается кровообращение, нормализуется работа внутренних органов, организм очищается от шлаков, снимается усталость, укрепляются слабые мышцы, развивается гибкость, улучшается осанку.

    Большинство упражнений в хатха-йоге естественны, физиологичны. Они копируют позы животных, птиц, определённые положения людей, предметы. Использование знакомых образов животных, птиц помогают детям представить ту или иную позу (будят фантазию и воображение).

    Большинство упражнений лишь отдаленно напоминают асаны и пранаямы.

    Асаны – позы йоги, направленные на развитие координации, силы, гибкости и выносливости. Они хорошо подходят для детей. Не все асаны просты в исполнении, поэтому они помогают ребенку развивать силу воли, чувствительность и узнать много нового о своем теле. Эти интересные упражнения укрепляют мышцы, делают их более эластичными, разрабатывают суставы, делая движения ребенка красивыми, а, кроме того, укрепляют внутренние органы и улучшают самочувствие.

    Пранаямы - дыхательные упражнения.

    Как строить занятия с детьми?

    Для дошкольников занятия желательно строить на сказочном сюжете или на сюжете из жизни природного мира, которая наполнены гимнастикой, упражнениями для развития вестибулярного аппарата, танцами, дидактическими и подвижными играми, играми на развитие внимания, памяти, логики, воображения, пластикой, сказками, речевыми играми. Продолжительность занятия от 15-30 минут. Все упражнения нужно делать правильно и осторожно, без напряжения.

    Краткая характеристика структуры программы.

    Программа составлена для работы с детьми старшего дошкольного возраста (с сентября по май месяц).

    Курс хатха-йоги рассчитан на девять месяцев и включает 9 сменяющихся учебных комплексов, а так же беседы о здоровом образе жизни. Занятия проводятся групповым способом (10-15 детей, один раз в две недели по 25 – 30 минут.

    Участники занятий:

    Дошкольники 5-7 лет, без ограничений по группе здоровья, имеющие низкий уровень развития физических качеств; отклонения в эмоционально-волевой сфере; трудно адаптируемые. Программа носит развивающий характер

    Цель программы: Сформировать у детей представления о йоге. Развитие физических качеств у детей 5-7 лет через гимнастику Хатха-Йога.

    Задачи программы:

    1. Совершенствование психических процессов.

    2. Познание своего характера, укрепление воли.

    3. Развитие внимания, сосредоточенности, организованности, воображения, фантазии, умения управлять своими поступками и чувствами.

    4. Развитие умения снимать усталость, укреплять слабые мышцы, развивать гибкость, улучшать осанку, правильно дышать, расслабляться.

    5.Духовное обогащение: учить быть чистоплотным внешне и внутренне, терпеливым, спокойным, весёлым, не причинять вреда другим.

    6. Формирование осанки.

    7. Развитие потребности в здоровом образе жизни.

    8. Создание эмоционального благополучия.

    Девиз занятий: приступать к занятию с хорошим настроением и верой в успех, где все зависит только от желания, настойчивости и добрых намерений.

    Ожидаемые результаты реализации программы:

    Повышение уровня физической подготовленности и развития физических качеств у детей 5-7 лет, имевших низкий уровень их развития.

    Стабилизация эмоционального фона у детей.

    Потребность в ведении здорового образа жизни у детей и родителей.

    Формирование у родителей представлений о физических возможностях детей, возрастных требованиях и требованиях программы детского сада.

    Требования к условиям проведения занятий.

    1. Место

    Для занятий нужно выбрать ровную, твёрдую поверхность, лучше на полу, застеленном ковриком. Место занятия должно быть хорошо проветренным, температура не ниже + 17.

    2. Одежда

    Должна быть лёгкой, не стеснять движений и хорошо пропускать воздух. Можно заниматься без майки и босиком.

    3. Время

    Гимнастикой хатха-йога можно заниматься утром перед завтраком, вечером или днём перед едой. Занятия увеличивать постепенно по времени от 15 до 45 минут.

    4. Нельзя приступать к занятию с высокой температурой и в послеоперационный период.

    Структура занятия (см. приложение 1)

    I. Вводная часть (5-7 минут).

    1.Встреча: “Улыбнитесь!”, “Настройтесь на занятие!”

    2.Разминка:

    Суставная гимнастика. Упражнения на проработку мелких групп мышц и суставов. Особое внимание уделяется развитию мелкой моторики, то есть суставов и мышц ладони, стопы, шеи и головы. Упражнения начинаются в положении сидя, в дальнейшем выполняют стоя или во время ходьбы по кругу.

    Вариации ходьбы и легкого бега по кругу либо подвижная игра.

    II. Основная часть (15-20 минут).

    1. Дети переходят к выполнению комплекса поз – 6-10 основных поз (далее асан, обучаются новым упражнениям, закрепляют известные.

    2. Силовой блок. Дети выполняют упражнения на укрепление основных групп мышц,в том числе:

    для мышц живота;

    для мышц спины путем наклона вперед;

    для укрепления мышц ног;

    для развития стоп;

    для развития плечевого пояса;

    на равновесие.

    3. Дыхательные упражнения.

    4. Гимнастика для глаз.

    5. Релаксационная гимнастика (спокойная музыка, сказки, рассказы).

    6.Беседы из цикла«Тренируем тело, укрепляем дух»

    III. Заключительная часть (3-5 минут).

    1. Постепенный перевод организма ребенка в состояние готовности к другим видам деятельности. Игры, направленные на активизацию действий детей, развитие их внимания.

    2. Подведение итогов (отмечаются маленькие победы детей).

    Методические рекомендации по организации работы с детьми.

    1. Группы детей для занятий гимнастикой Хатха-йога комплектуются по рекомендации врача-педиатра, медицинской сестры детского сада. Комплексы составляются по принципу “от простого к сложному”.

    2. На разучивание каждого комплекса отводится минимум 3-4 недели.

    3. При проведении упражнений ведется контроль за физической нагрузкой на детей.

    4. Особое внимание уделяется упражнениям, которые снимают напряжение спины, укрепляют ее мышцы, способствуют приобретению правильной осанки.

    5. Позы, в которых используются повороты туловища, выполняются в обе стороны.

    6. Позы, требующие наклонов, выполняются на выдохе.

    7. После выполнения поз с наклоном вперед выполняются позы с прогибом назад.

    Особенности выполнения статических поз:

    1. Отдых перед вхождением в позу. Упражнения не начинают выполнять, если у детей напряжены мышцы и учащено дыхание. Сделать 2-3 спокойных вдоха и выдоха. Снять напряжение мышц сидя или лежа в удобной позе.

    2. Мысленная настройка на выполнение позы. Дети смотрят на представленный рисунок или образец взрослого и представляют себя в этом положении.

    3. Вхождение в позу. Последовательно выполняют позу. Одно движение за другим делают плавно и спокойно.

    4. Фиксация позы. Дети удерживают занятое положение тела некоторое время. Вначале не более 5 секунд, постепенно увеличивая на 1-2 секунды. В среднем для детей 6-7 лет максимальное удержание позы 10-15 секунд.

    5. Выход из позы. Возвращаясь в исходное положение, дети выполняют плавные, спокойные движения.

    6. Отдых после выхода из позы. Дети принимают удобную позу для отдыха и расслабляются 3-4 секунды.

           


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Хатха-йога

    Нетрадиционные формы оздоровления дошкольников...

    Хатха-йога для малыша (с фотографиями)

    Чтобы улучшить настроение, разбудить в ребенке дремлющие силы души, Хатха-йога практикует различные позы. И хотя они на первый взгляд довольно просты, использование их очень эффективно....

    "Хатха-йога и дыхательная гимнастика на занятиях по физической культуре"

    Хатха-йога - это система воспитания здорового тела и здоровой психики с помощью упражнений, релаксации, психотерапии, режима питания и очищения. ...

    "Оздоровительная гимнастика с элементами Хатха-йога"

    Оздоровительная гимнастика с элементами Хатха-йога проводится с целью укрепления здоровья подрастающего поколения, профилактики простудных заболеваний и нарушений осанки, укрепления и развития дыхател...

    Конспект занятия по Хатха-йоге "Прогулка в осенний лес"

    Хатха-йога-одна из нетрадиционных форм Физкультурно-оздоровительной работы с детьми. Это занятие направлено на развитие гибкости позвоночника,подвижности суставов, наслаждаясь при этом приятными эмоци...

    Учебный материал по хатха-йоге

    Хатха-йога-это система и способ жизни, единство тела,души и духа....