Формирование привычки детей к здоровому образу жизни.
статья (подготовительная группа)

Статья для ознакомления воспитателям

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_privychek_zdorovogo_obraza_zhizni.docx19.3 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование привычки детей к здоровому образу жизни.

В структуре патологической поражённости детей ведущее место занимают болезни костно-мышечной системы (плоскостопие, нарушение осанки); нервно-психические расстройства, болезни органов пищеварения и дыхания, аномалии в развитии зрения.

Основными причинами роста заболеваемости принято считать резкое ухудшение материального положения семей, недостатки в системе здравоохранения, несбалансированность питания, малоподвижный образ жизни.

Развитие патологий у дошкольников указывает на приоритетность проблемы здоровья. Решить её только медикам не под силу. Поэтому необходимо объединение усилий семьи, воспитателей, медицинских работников и самого ребёнка в борьбе за здоровье.

В своей работе мы на первое место выдвинули формирование привычек здорового образа жизни. Реализуя эту задачу, отбирали те формы и методы, которые обеспечивают активное участие каждого ребенка в процессе укрепления своего здоровья. Широкое применение алгоритмов при организации режимных процессов, дидактических игр, детского экспериментирования, педагогических ситуаций и бесед вызывает у детей интерес к проблемам здоровья, позволяет более успешно усваивать полезные для них привычки, способствует познавательному развитию.

С целью сохранения положительного микроклимата в группе разработали методики проведения традиционных мероприятий, таких, как «Утро радостных встреч», «Сладкий вечер», «Семейные посиделки».

Обобщение опыта детей по охране и укреплению здоровья проводим на специально организованных, интегрированных занятиях по познавательному развитию. Организуя детскую деятельность, мы стараемся установить баланс умственной и физической активности, свободного времени и отдыха детей.

Для профилактики утомления и коррекции зрения, плоскостопия, нарушения осанки разработали специальные комплексы:

  • упражнений для активизации работы мышц глаза;
  • пальчиковых игр и гимнастики;
  • утренней    гимнастики    с    упражнениями    по    профилактике зрительных расстройств и элементами дыхательной гимнастики;
  • упражнений корригирующей гимнастики при нарушении осанки;
  • упражнений для профилактики плоскостопия;
  • игровой оздоровительной гимнастики после дневного сна;
  • экскурсий, прогулок.

В систему оздоровительных мероприятий, профилактических процедур, способствующих снижению заболеваемости, включены массаж, ЛФК, физиопроцедуры, физиотерапия, закаливание.

Добиться успехов в укреплении здоровья и полноценном физическом развитии детей, в повышении их двигательной активности можно только при единых подходах к физическому воспитанию в детском саду и дома. Однако во многих семьях потребность дошкольников в движении удовлетворяется далеко не полностью, предпочтение отдаётся телевизору, в лучшем случае «сидячим» играм (мозаика, лото и т.д.). При этом не принимается во внимание следующее: стать усидчивым ребёнок сможет только в том случае, если будет полностью удовлетворена его потребность в движении: дети овладевают сначала навыками управления движениями, а затем статикой.

Следовательно, одной из главных задач взрослого является организация правильного двигательного режима ребёнка с одновременным обеспечением разнообразия двигательной деятельности, как по содержанию, так и по составу движений. А для этого необходимо тесное сотрудничество семьи и детского сада.

В свою работу с родителями мы включили следующее:

  •  Дни открытых дверей (родители имеют возможность присутствовать на утренней гимнастике, занятиях, наблюдать организацию питания, сна, закаливающих мероприятий).
  •  Домашние задания (позволяют решить сразу несколько задач: повысить двигательную активность детей, подтянуть отстающих, помочь организовать содержательное общение родителей с детьми. Они должны быть обязательно индивидуальными, небольшими по объёму, конкретными по содержанию).
  •  Встречи с родителями, консультации, беседы, анкетирование (обязательно учитываем точку зрения родителей, вместе находим решение спорных вопросов).
  •  Совместные дни здоровья, досуги, праздники, экскурсии, походы.

Все эти мероприятия позволяют с пользой проводить свободное время, которое мать и отец посвящают ребёнку, пробуждают у родителей интерес к уровню двигательной зрелости их ребёнка, являются источником радости, положительных эмоций, обогащают семейную жизнь.

В нашей группе ежегодно проводится спортивный праздник для детей и их родителей. Взрослые заранее готовят конкурсы, задания, дети разучивают песни, стихи. Зрителей и болельщиков тоже приглашаем на праздник: их ждут интересные конкурсы и призы. Любой праздник - всегда радостное событие, его ждут, к нему долго готовятся, он надолго запоминается, тем более, если в нём участвуют самые близкие люди - папа и мама.

Есть ли польза от работы по воспитанию здорового образа жизни у детей?

По результатам тестирований, из наблюдений за повседневной жизнью в группе выявлено: взаимоотношения между детьми улучшились, реже стали возникать конфликты. Да и взаимоотношения между родителями и детьми стали другими. Дети меньше капризничают и реже проявляют упрямство по отношению к родителям. Эти выводы подтверждают результаты анкетирования родителей.

Целенаправленная работа по формированию привычек здорового образа жизни дала положительные результаты: дети не испытывают комплексов, с желанием посещают группу, что является показателем прежде всего их психического благополучия. Приобщая дошкольников к здоровому образу жизни, мы вооружаем их полезными умениями и навыками, воспитываем волю для преодоления трудностей, закладываем основу для нормальной жизни без вредных привычек.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН БЕСЕДЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ДЕТЕЙ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ.

План беседы по формированию у детей основ здорового образа жизни в старшей и подготовительнойк школе группе. Знакомство со строением тела человека, закрепление правил личной гигиены, чтение стихов о з...

Формирование у детей навыков здорового образа жизни через проектную деятельность

Формирование у детей знаний о правильном питании, здоровом образе жизни....

ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

Укрепление здоровья, обеспечение благоприятных условий для развития каждого ребенка, являются приоритетными направлениями в педагогической работе. ...

Перспективный план работы по формированию представлений детей о здоровом образе жизни в подготовительной группе

Перспективный план работы основывается на "Программе воспитания и обучения в детском саду" под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой,  с учётом ФГТ и ФГОС. Цель работы: приобщение...

Проект по валеологии "Береги платье снову, а здоровье смолоду".(Формирование у детей культуры здорового образа жизни)

Культура здоровья определяет, прежде всего, умение жить, не вредя своему организму, а принося ему пользу. Поэтому главными задачами по укреплению здоровья детей в детском саду являются формирование у ...

Практико – значимый проект по формированию привычки детей к здоровому образу жизни на тему: «Будь здоров»

Основной целью поиска методов формирования привычки к здоровому образу жизни в условиях детского сада и семьи является снижение заболеваемости детей.    В первую очередь, от состояния з...