Планирование прогулки с детьми ЗПР
методическая разработка

ШАПОВАЛОВА АННА АЛЕКСЕЕВНА

Рекомендации для воспитателей, календарное планирование прогулки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plinirovanie_progulki_s_detmi_zpr.doc91 КБ

Предварительный просмотр:


ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

                                         С ДЕТЬМИ НА ПРОГУЛКАХ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ №4.

Пояснительная записка

Процесс воспитания детей непрерывен. Большие потенциальные возможности для всестороннего и гармоничного развития личности ребенка заложены в процессе воспитательно-образовательной работы с детьми в условиях прогулки. Здесь, как нигде, предоставляются уникальные условия для всестороннего развития ребенка, в полной мере удовлетворяются его потребности в активных движениях, самостоятельных действиях при ознакомлении с окружающим миром, новых ярких впечатлениях, свободной игре, как с природным материалом, так и с игрушками. Поэтому в данном тематическом планировании в полной мере отражена интеграция образовательных направлений, которые делают наиболее эффективным воспитательно-образовательный процесс на прогулках.

В течение года прогулки проводятся ежедневно. Летом дети проводят на воздухе практически все время с момента прихода в дошкольное учреждение, заходя в помещение лишь для приема пищи и сна.

В зимнее время прогулка проводится два раза в день. Общая продолжительность прогулки - до 4 часов. Только температура воздуха ниже -15 °С или ветреная погода, вьюга могут служить поводом для сокращения прогулки или ее отмены.

Воспитатель использует любой повод, чтобы продолжать и на прогулке прививать любовь к природе, в том числе организует досуг на участке детского сада (или вблизи) в соответствии с календарным временем года (например: зимой - вокруг живой ели, продумав цикл наблюдений, завершающийся знакомством со строением шишки, семенами ели, показом особенностей шишек - пахнут смолой, на дереве (в холоде) закрываются, в тепле (в помещении) раскрывают чешуйки, из-под которых падают семена).

Во время прогулок проводятся ежедневные наблюдения за сезонными явлениями природы. С помощью игрушечных персонажей воспитатель может разнообразить приемы наблюдения, поддерживая у детей активный интерес к природе (например, воспитатель соглашается взять куклу на улицу, чтобы дети показали ей птиц на кормушке, поиграли со снегом). Такие приемы позволяют достигнуть цели наблюдения - уточнить названия зимующих птиц, которых дети видят на кормушке и вблизи участка; учить различать их по 2-3 характерным признакам (воробьи, маленькие, серые или серо-коричневые, летают стайкой; ворона крупная, серо-черная, летает одна; голуби крупнее воробьев, серо-голубые, кормятся стаей).

Кроме того, предлагаемый вариант планирования составлен с учетом организации рациональной двигательной активности детей и ее педагогического руководства в процессе игр и упражнений на прогулке. Как в организованных, так и в самостоятельных играх необходимо своевременно переключать дошкольников с одного вида занятий на другой, поэтому очень важно, чтобы вся деятельность детей на прогулке направлялась и регулировалась воспитателем, а каждый ребенок находился в поле его зрения.

В процессе ежедневного проведения подвижных игр и физических упражнений на прогулке расширяется двигательный опыт детей, совершенствуются имеющиеся у них навыки в основных движениях; развиваются ловкость, быстрота, выносливость; формируются самостоятельность, активность, положительные взаимоотношения со сверстниками.

При распределении игр и физических упражнений в течение дня следует учитывать соотношение нового программного материала, предлагаемого на физкультурных занятиях (как в зале, так и на улице), с ежедневными играми и упражнениями, проводимыми воспитателем на утренней и вечерней прогулках. Это будет способствовать закреплению и совершенствованию движений.

На участке детского сада должно быть оборудовано место для игры с целью закрепления правил уличного движения: обозначить перекрестки, поставить светофоры, детей-регулировщиков и т. д.

Важным моментом планирования является распределение игр и упражнений с учетом их интенсивности и сложности. Целесообразно чередовать физическую нагрузку с отдыхом, более подвижные физические упражнения с менее подвижными.

При подборе игр и упражнений учтены такие факторы, как время года, погодные условия и место их проведения. В весенне-летний период подвижные игры и упражнения лучше организовывать в самом начале прогулки, что позволит обогатить содержание дальнейшей самостоятельной деятельности детей. Поздней осенью и зимой игры и упражнения целесообразно проводить в конце прогулки. Это снижает вероятность простудных заболеваний.

Практика показывает: одной из причин низкой двигательной активности детей в самостоятельных играх является недостаточное и нерациональное использование физкультурных пособий и спортивного инвентаря (мячей, обручей, скакалок, велосипедов, самокатов и др.). Учитывая индивидуальные особенности детей, и опираясь на их интересы, воспитатель может показать разные варианты более активных действий с пособиями, чем те, которые выполняет ребенок, поможет обогатить игровой сюжет, наполнить его разнообразными движениями.

Необходимым приемом в руководстве двигательной активностью является сосредоточение чрезмерно подвижных детей на играх и упражнениях низкой интенсивности (игры с песком, дидактические игры, и т. д.), а малоподвижных -на выполнение упражнений с использованием физкультурных пособий (лазанье по гимнастической стенке, бег со скакалкой и т. д.).

Все предложенные педагогические приемы и методы индивидуально-дифференцированного подхода к детям должны строиться с учетом интереса ребенка к играм и разным видам деятельности.


Планирование воспитательно-образовательного процесса с детьми на прогулке в средней группе ЗПР

Месяц

Познание

Коммуникация

Социализация, здоровье

Труд

Целевые ориентиры

Наблюдения

Исследовательская деятельность

Дидактические игры

Подвижные игры, игры-забавы, игры разных народов

1

2

3

4

5

6

7

Сентябрь

Живая природа:

- за цветами на клумбе;

- за изменением цвета листвы;

- за березой;

- за многообразием растений;

- за травянистыми и древесными растениями;

- за растениями на огороде;

- за осенними листьями клена, березы, дуба, рябины;

- за птицами;

- за насекомыми.

Неживая природа:

- за сезонными изменениями в природе, за погодой;

за погодными явлениями (солнце, ветер, облака, дождь).

• Движение воздуха.

• Состояние почвы в зависимости от температуры.

• Свойства песка (делаем дорожки и узоры из песка).

• Опыты с водой: «Мячики и шарики», «Сухой и мокрый песок», «Вода» - определение свойств и качеств предметов посредством практических действий с объектом.

«Найди ошибку»,

 «Так бывает или нет», «Какое время года»,

 «Где что можно делать», , «Узнай, чей лист», «Отгадай, что за овощ -фрукт»,

 «Что сажают в огороде», «Кто (что) летает?»,

«Что это за насекомое?»

«Пробеги тихо»,

«Кот и мыши»,

«День - ночь»,

«Кто скорее добежит до флажка»

 

 «К названному дереву беги»,

«Найди листок, как на дереве»,

 «Кто скорее соберет»,

«Карусель».

Сбор мусора и сухих листьев на участке.

Сбор сухих и старых стеблей.

Вскапывание песка в песочнице.

Собираем игрушки после прогулки.

Знать названия растений, цветов, животных и деревьев во время наблюдений на прогулке;

 

закрепляем умение самостоятельно умываться и мыть руки по окончании работы на участке.

1

2

3

4

5

6

7

Октябрь

Живая природа:

- за листопадом и разноцветными листьями;

- за изменением состояния растений;

- за красотой природы;

- за приметами осени в природе;

- за птицами, их многообразием, за отлетом птиц;

- за голубями;

- за насекомыми;

- за трудом взрослых. Неживая природа: 

- за сезонными изменениями в природе, за погодой;

- за погодными явлениями (ветер, облака, солнце, дождь);

- за красотой природы;

- за небом;

- примет осени в природе;

- за одеждой людей Рассматривание опавших после ветра веток и листьев.

• Свойства мокрого песка: постройки из песка.

• Движение воздуха.

• Свойство солнечных лучей: развиваем умение устанавливать простые взаимосвязи (мало – много, тяжёлый – лёгкий).

«Найди листок, как на дереве»,

 «Третий лишний (растения, птицы)»,

«Бывает – не бывает» (с мячом),

 «Что это за птица?»,

 «Когда это бывает?», «Дерево, кустарник, цветок»,

 «Где что растет?

 

,  

«Лето или осень?»,

 «Что сажают в огороде?»,

 

«Догони мяч»,   «Замри»,

 «Найди листок, какой покажу»,

«Найди себе пару», «

 «Гуси – гуси»,

«Пузырь».

Уборка мусора и опавших листьев на участке детского сада.

Подсыпание песка в песочницу.

Сбор природного материала для рассматри -вания.

Собираем игрушки после прогулки.

Умеет с интересом относиться к исследованиям и к проведению

экспериментов;  соблюдает правила безопасного поведения во время подвижной игры

1

2

3

4

5

6

7

Ноябрь

Живая природа:

- за листопадом и за опавшими листьями;

- за изменениями в природе;

 - за березой;

- за птицами (воробьями, воронами) и их поведением у кормушек.

Рассматривание деревьев без листвы. Развешивание кормушек.

Неживая природа:

- за долготой дня;

- за погодными явлениями, осадками дождь,туман, первый снег.

• Таяние снега от повышения температуры.

• Хрупкость льда.

• Снег и лед - вода, изменившая свое состояние под воздействием температуры.

«Когда это бывает?»,

 ,

 

«Так бывает или нет», «Отгадай-ка!»,

 «Что происходит в природе?»,

 «Кто (что) летает?»,,

«Четвёртый лишний»,

«Давай сосчитаем».

« «Пузырь»,

 «Зайка беленький сидит»,

 

«Найди себе пару»,

 «Карусель»,

«Найди свой домик», «Зайцы и волк»,  

«К названному дереву беги».

Уборка участка от мусора.

 Уборка снега с дорожек.

Наблюдение за работой дворника.

Закрепляем умение детей определять положение строений, деревьев, предметов на участке по отношению к себе.(право-лево)

Закрепляем умение детей составлять небольшой рассказ о приметах поздней осени.с помощью воспитателя.

1

2

3

4

5

6

7

Декабрь

Живая природа:

- за деревьями и кустарниками под снегом;

- за поведением птиц у кормушек;

Неживая природа:

- за зимним небом;

- за солнцем;

- за ветром;

- за льдом на лужах;

- за снежинками,  

- за снегопадом;

- за красотой зимнего пейзажа;

- за погодой;

• Опыт со льдом.

• Зависимость свойств снега от температуры.

• Защитные свойства снега.

«Найди ошибку»,

 

 «Так бывает или нет»,

 «Какое время года»,

 «Где что можно делать?»,  

«Что это за птица»,

«Четвёртый лишний (времена года)»,

 «Будь внимательным».

«Пробеги тихо»,

 

«Пузырь»,

 «Мышеловка», «Хитрая лиса»,

 Зимние забавы:

«Попади в обруч», «Берегись, заморожу» подвижные игры с использованием снеголепов , санок, ледянок , катание с горок.

Расчистка снега с веранды.

 Очистка дорожек от снега и посыпание их песком. Наполнение кормушек зерном,

Очистка кормушек от снега.

Собираем игрушки после прогулки.

Знает названия и умеет различать зимующих птиц. Ответственно относится

к проведению опытов и к новой информации, которую получил в процессе их проведения.

1

2

3

4

5

6

7

Январь

Живая природа:

- Сравнение следов человека , животных и птиц.

Неживая природа:

- за снегом;

- за зимним небом;

- за метелью, вьюгой;

- за сугробами;

- за свойством снега в морозную погоду;

- за оттепелью;

- за погодой.

• Таяние снега.

• Свойства снега.

• Лед - твердая вода: «Какой он, снег?»,

«Цветные льдинки»,

«Холодно»,

«Найди ошибку», «Четвёртый лишний (растения, птицы)

«Кто (что) летает», «Придумай сам»,

«Что это за птица», «Отгадай-ка!»,

 

 

«Зима или осень»,

«Рыба, птица, зверь»,

«Кто кем будет»

 «Лохматый пес»,

 

«Мы веселые ребята», «Зайцы и волк»,

Зимние забавы:

«Пробеги и не задень», «Берегись, заморожу»,

Помощь дворнику в уборке снега. Сгребание снега в лунки деревьев.

Чистка кормушек от снега.

Собираем игрушки после прогулки.

Отряхивание одежды от снега.

Умеет определять и называть количество деревьев, предметов на участке.

 Умеет составить краткое описание зимующих птиц. Умеет объединяться со сверстниками

для совместных действий и игр, соблюдать правила игры

1

2

3

4

5

6

7

Февраль

Живая природа:

 - за березой; - за птицами (синицы, воробьи, снегири, вороны, голуби), прилетающими на участок. Рассматривание: деревьев зимой, частей деревьев, почек на деревьях, обледенелых деревьев;

 - следов воробья и вороны (сравнение).

Неживая природа:

 - за природными явлениями: солнцем,  оттепелью,  метелью, , рыхлым снегом, льдом на лужах, за снеговиком, погодой.

Рассматривание:

- сосулек;

- следов на снегу;

- одежды людей.

• Свойства солнечных лучей.

• «Чем можно покормить птиц», «Снег и лёд» (свойства и качество, сходства и различия).

«Найди ошибку»,

«Будь внимательным»,

«Рыба, птица, зверь»,

«Так бывает или нет», «Подбери похожие слова», «Кто больше назовет действий»,

«Зайцы и волк», «Мышеловка»,

 «Лиса в курятнике», «Охотники и зайцы », «Море волнуется»,

Зимние забавы: «Берегись, заморожу», «Снежная баба»

Расчистка дорожек от снега и льда.

Посыпание дорожек песком.

Отряхивание одежды от снега.

Помогаем насыпать корм для птичек.

Соблюдает правила безопасного поведения во время работы с инвентарём по уборке снега и льда

1

2

3

4

5

6

7

Март

Живая  природа:

- за птицами (воробьями, голубями);

- за деревьями (упражнение в узнавании и различении по строению, находим их на участке);

- за изменениями в природе.

Неживая природа:

- за неживой природой.

- за природными явлениями: за настом, за сосульками, за снегом, за первыми проталинами, за ветром и облаками, за лужами, за весенним небом, за солнцем, за изменениями в природе, за погодой.

• Определение плотности снега.

• Снег и лед - вода, изменившая свое состояние под воздействием температуры воздуха.

 • Таяние снега.

• Что в пакете?

«Найди ошибку», «Придумай сам»,

«Так бывает или нет», «Когда это бывает»,

 «Что где можно делать», «Будь внимательным», «Четвёртый лишний (птицы)»,

«Пробеги тихо»,

 

«Найди своё место», «Самолеты»,

 «Мышеловка»,

«Замри»,

 «Пузырь»,

 «К названному дереву беги»,

«Через ручеек».

Уборка участка от палок, веток, прошлогодней листвы.

Ссыпание оставшегося снега в лунки деревьев и кустарников. Наведение порядка на дорожках.

 Уборка льда с дорожек.

Знает названия четырех времён года. Знает названия и может составить краткое описание перелётных птиц с помощью взрослых

1

2

3

4

5

6

7

Апрель

Живая природа: Рассматривание растений: почек, деревьев, кустарников, одуванчиков, березы, наблюдение за вербой.

Наблюдение:

- за птицами (воробьи, грачи);

- за насекомыми;

- за муравьями;

-

 Неживая  природа:

 - за природными явлениями: солнцем, небом, ручейками, лужами, ветром,, весенним дождем;

- за погодой.

• Опыт по выявлению свойства солнечных лучей высушивать предметы.

• Веселые кораблики.

• Опыты по выявлению свойств воды.

«Назови ласково»,

«Когда это бывает»,

 «Наоборот»,

«Когда ты это делаешь»,

«У кого какой цвет», «Придумай сам»,

«Что где лежит».

«Солнышко и дождик»

 

 «Тише едешь, дальше будешь»,

«Кот и мыши»,

 «Через ручеек»,

 «Найди себе пару»,

«Карусель»,

«Море волнуется».

Помочь детям младшей группы в наведении порядка на дорожках.

Уборка участка.

Собираем песок в песочницу.

Знает названия насекомых, умеет определять их характерные особенности.

1

2

3

4

5

6

7

Май

Живая природа: Рассматривание: распускающихся почек, цветущих деревьев и кустарников, весенних цветов, растений. Наблюдения:

- за полетом семян одуванчика;

- за цветением растений;

- за всходами на огороде (клумбе) после дождя;

-

Неживая природа:

Наблюдения:

- за солнцем;

- за погодой.

• Свойства мокрого песка.

• Бумажные кораблики.

• Солнце высушивает предметы.

«Отгадай, что за растение», «Кто (что) летает»,

«Кто же я?»,

 «Четвёртый лишний (растения)»,

 «Что сажают в огороде?»,  «Чудесный мешочек»,

«Да или нет»,

 «Бывает – не бывает (с мячом)

«Узнай, чей лист».

 «Кот на крыше», «Карусель»,

«Мышеловка»,

«Воробушки»,  

«Через ручеек»,

 «Птички и кошка».

 

 

Наведение порядка на участке.

Полив всходов в цветнике. Подсыпание песка в песочницу.

Наблюдение за работой дворника.

Собираем игрушки после прогулки.

Умеет называть времена года в правильной последовательности. Умеет согласовывать действия со сверстниками, достигать результата во время проведения экспериментов и исследований.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование прогулки с детьми 4-5 лет на одну неделю по теме "Осень в город к нам пришла"

Тема недели: «Осень в город к нам пришла!»Задачи: Расширять знания детей о родном городе, показать красоту города в осенний период времени. Закреплять знание детей о приметах осени, обрати...

Перспективное планирование прогулки с детьми старшего возраста в ДОУ

Перспективное планирование прогулкис детьми старшего возраста в ДОУ...

Перспективное планирование прогулки с детьми IIмладшей группы.

Перспективное планирование прогулки с детьми II младшей группы....

Перспективное планирование прогулки с детьми 1 младшей группы

Методическое пособие для воспитателей 1 младшей группы. Включает в себя описание дидактических игр, темы для наблюдений, индивидуальную работу по развитию основных движений...

Перспективное планирование прогулки с детьми группы ГКП

Перспективное планирование прогулки с детьми группы ГКП...

Перспективное планирование прогулки с детьми II младшей группы

Перспективное планирование прогулки с детьми II младшей группы...

Перспективное планирование прогулки с детьми подготовительной группы

Перспективное планирование прогулки с детьми подготовительной группы...