консультации для родителей "Гимнастика пробуждения"
консультация

Королькова Наталья Юрьевна

Комплексы гимнастик после сна.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dosu_basseyn.docx22.38 КБ

Предварительный просмотр:

Консультации для воспитателей «Гимнастика пробуждения».

Виды гимнастики после сна

В методических разработках, предложенных специалистами, можно выделить следующие виды гимнастики после сна:

упражнения в кровати с элементами самомассажа;

игровая гимнастика;

гимнастика с тренажёрами и спортивными предметами;

ходьба или пробежка на массажных ковриках/дорожках.

При подготовке упражнения можно использовать любые тренажеры, которые есть в детском саду

Как видно из списка, дневная гимнастика становится мощным комплексом оздоровительных процедур, грамотно и лаконично выстроенных во времени, а главное, интересных и приятных для ребёнка.

Все упражнения проводятся поэтапно, с постепенным увеличением нагрузки, имеют игровой характер. Они направлены на общее укрепление организма, профилактику нарушений осанки, зрения и плоскостопия. Психологически занятия гимнастикой объединяют ребят в группе, помогают выйти из состояния внутренней скованности, в которую, словно в капсулу, погружается малыш во время сна.

Воспитатель свободен в выборе конкретных упражнений. Он самостоятельно оценивает возможности и потребности своих воспитанников, наблюдает за тем, какие упражнения пользуются особенной любовью детей и, по желанию, варьирует задания, чтобы не превращать волшебство спортивной пятиминутки в рутину.

Элементы гимнастики после сна

Гимнастика после сна — как разноцветная мозаика, которую каждый день можно собирать заново, составляя из её основных элементов новый образ.  Дневная гимнастика, как вариант, может включать в себя:

потягивание;

дыхательные упражнения;

махи руками;

поглаживание биологически активных зон;

прыжки;

приседания;

несложные элементы йоги;

пальчиковую гимнастику;

гимнастику для глаз;

визуально-акустические упражнения.

Несмотря на то, что гимнастика после сна обычно бывает непродолжительной, воспитатель может комбинировать отдельные элементы и фрагментарно использовать понравившиеся разработки

Упражнения для разных групп

Гимнастика после сна в младшей группе

Наиболее продолжителен дневной сон в младшей группе детского сада. Малышам бывает сложно проснуться в хорошем настроении. Если сон был крепким, они могут не сразу сообразить, где находятся. Дети плачут, капризничают, отказываются вставать, умываться, одеваться. Поэтому во время проведения упражнений акцент делается на эмоциональной составляющей гимнастики: правильном подборе музыки, речевого сопровождения, гармонизации общей атмосферы занятия. Образы, которые будет создавать воспитатель во время выполнения упражнений, должны быть притягательными.

Комплекс упражнений «Солнечный лучик»

Солнечный лучик в небе проснулся,

Солнечный лучик к окну потянулся.

Там, за окошком, двадцать ребят

Дружно в уютных кроватках лежат.

   (Дети потягиваются лёжа в постели)

Эй, просыпайтесь, девчонки, мальчишки!

Платьица надо надеть и штанишки!

Где у вас ручки?

   (Поднимают руки, по очереди трясут ими)

Где у вас ножки?

   (Поднимают ноги, по очереди делают махи)

С вами сейчас поиграем немножко!

Ну-ка, представьте, что лето настало:

Город проснулся

   Потирают кулаками глаза).

И солнышко встало.

   (Поднимают руки над головой, тянутся).

Вот и отлично! Значит, поедем

Вдаль по дорожке на велосипеде!

   (Делают упражнение «Велосипед»)

Ехали, ехали… -

На мельницу приехали!

   (Делают упражнение «Мельница»)

Дальше поехали

Ехали, ехали… -

К речке приехали.

Помочим ножки,

Потрогаем водичку!

   (Встают с кроваток, поочерёдно опуская ноги на пол)

Ай, водичка холодна!

Вот и ножка одна…

   (Прыгают на правой ноге)

А вот ножка другая,

Шустрая какая!

   (Прыгают на левой ноге)

Мы в водичке постояли,

Искупались,

   (Делаю движения руками, имитирующие плавание)

Поныряли…

Ай, хорошо!

   (Делают приседания с вытянутыми вперёд руками)

Встали с пятки на носочек,

Дружно вышли на песочек.

   (На носочках выходят из спальни в общий зал, где уже подготовлены массажные коврики)

По песочку походили –

На камешки наступили.

Ох, горячо!

   (2 минуты шагают на месте по резиновым коврикам)

А теперь мы поднялись,

   (Сходятся в центре зала)

Дружно за руки взялись.

   (Образуют круг)

Потянулись,

   (Потягиваются),

Улыбнулись.

   (Улыбаются друг другу).

Наконец-то мы проснулись!

Гимнастика после сна в средней группе

Гимнастика для воспитанников средней группы должна включать в себя большее число упражнений. Она направлена уже не только на эмоциональное сплочение ребят, но и на комплексное оздоровление детского организма. Обязательны элементы дыхательной гимнастки. Целесообразно сочетать игровые приёмы с комплексом упражнений для профилактики нарушения зрения, осанки.

Читайте также  Лучшие упражнения для утренней гимнастики

Комплекс упражнений «Цветочки»

На поляне цветочки проснулись

   (Дети потирают глазки, лёжа в постелях),

Прямо к солнышку все потянулись.

   (Потягиваются, затем встают рядом с кроватками).

Покачали головками дружно.

   (По часовой стрелке вращают головой).

Поскорее проснуться им нужно!

А теперь поднимем правый лепесток,

   (Поднимают правую руку)

Скажем по цепочке, кто какой цветок!

   (Дети по очереди представляются)

Молодцы, ребята!

А теперь листочки дружно протяните,

   (Протягивают руки вперёд)

Свежий ветер дует,

   (Воспитатель изображает ветер).

Ну-ка все вдохните!

   (Дети делают глубокий вдох, затем – медленный выдох, повторяют упражнение 5-10 раз)

А теперь покажите, цветочки,

Как согнулись на стебле листочки!

   (Выполняют наклоны 5-10 раз).

Как стоим на песочке горячем,

   (Поочерёдно стоят то на правой, то на левой ноге)

Как от солнышка глазки мы прячем.

   (Закрывают ладонью левый глаз, потом считают до пяти, закрывают правый – и наоборот  (повторить 4 раза)).

А теперь мы зажмуримся дружно,

   (Крепко зажмуриваются на 30 секунд, затем открывают глаза и часто моргают (повторить 6 раз))

Отдохнуть нашим глазонькам нужно!

Чтобы глазик был зорким и чистым,

Будем хлопать ресничками быстро.

   (Хлопают ресницами 30 секунд).

Ну, цветочки, проснулись?

   (Дети отвечают:

   - Проснулись!)

- Оглянулись вокруг?

- Оглянулись!

- Улыбнулись друзьям?

- Улыбнулись!

- Ну, тогда умываться пойдём

Свежим-свежим весенним дождём!

   (Уходят умываться, причёсываться).

Гимнастика после сна в старшей группе

В старшей группе время проведения гимнастики можно увеличить. В комплекс упражнений рекомендуется включать занятия с тренажёрами и/или спортивными предметами. Ребятам пяти лет хочется хорошенько подвигаться, размяться. Дневной сон к этому времени становится для многих из них процедурой скучной и необязательной, ребята буквально заставляют себя пролежать положенное время в кровати. Так что чем больше движений будет предложено на гимнастике, тем больше восторга это вызовет. Можно поэкспериментировать и предложить детям игры со скакалкой, лентами, кеглями, обручем, резинкой.

Комплекс упражнений «Мы ходили в зоопарк»

Дружно мы встаём с кроватей,

Нам лежать без дела хватит!

   (Дети поднимаются).

Раз, два, три, четыре, пять –

В зоопарк идём гулять!

  (Маршируют на месте, затем, после необходимых водных процедур, расчёсывания и одевания, проходят в спортивный зал).

Посмотрите! Кто там в клетке?

   (Наклоняются вперёд, приставив руку к глазам).

Шимпанзе висит на ветке!

Улыбается прохожим…

Шимпанзе, и мы так можем!

   (По очереди подходят к брусьям/турнику, по 30 секунд висят на вытянутых руках).

Ну а здесь… большая кошка

Важно ходит по дорожке….

Грациозные манеры….

Ах, не кошка ты? Пантера!

   (Встают на коврики, выгибают спину, как кошки)

Ну а в этой клетке зайки –

Вместе с ними поиграй-ка!

Рядом с зайцами легко

Будем прыгать высоко.

   (Дружно делают 10 прыжков, воспитатель выбирает того, кто прыгнул выше всех)

Дальше мишка косолапый,

Он за ухом чешет лапой.

   (Делают движение рукой за ухом).

Ходит с пятки на носок,

Лапами наискосок.

   (Ходят по кругу: 1 круг на носочках, 2 круг – на пяточках, 3 круг - на внешних сторонах подошвы).

Вот стоят старушки-цапли,

Не уставшие ни капли.

Подражать сумеем им:

Точно так же постоим.

   (Стоят минуту на левой ноге, затем – минуту на правой).

А питоны так длинны…

Во-о-н их головы видны.

   (Несколько раз обегают расставленные воспитателем кегли «змейкой»)

А теперь, а теперь,

Покажи, какой ты зверь!

   (Каждый ребёнок изображает выбранное животное, свободно перемещается по залу, даёт выход накопившейся энергии)

В зоопарк мы все сходили:

Руки-ноги разбудили.

Раз, два, три четыре, пять –

Будем дальше мы играть!

Гимнастика после сна в подготовительной группе

Особенно разнообразной и продуманной должна быть гимнастика после сна в подготовительной группе. Перед нами уже почти взрослые люди, сформировавшиеся личности. Их не так просто увлечь созданием театрализованного действа, зато подойдут игровые комплексы, рассчитанные на взаимодействие в команде. Как правило, подготовительная группа – это уже настоящий коллектив, в котором дети привыкли друг к другу, готовы обмениваться опытом, помогать друг другу. Гимнастические упражнения можно совмещать с «зарядкой для ума», играми на сообразительность, скорость реакции, концентрацию внимания будущих школьников.

Комплекс упражнений «Спортивный алфавит»

Сонный час со всеми снами,

Был ты долгим слишком!

Просыпайтесь вместе с нами,

Буквы в наших книжках!

Вот проснулась буква «А»,

Стала галочкой сперва,

Низко наклонилась,

За палочку схватилась.

   (Дети выполняют наклон вперёд с прямыми ногами, поднимают с пола палку или карандаш).

Вот проснулась буква «Б»,

Заиграла на трубе.

На колени встала,

Ручкой помахала.

   (Садятся на колени, вытягивают вперёд прямую руку).

Вечно тянет буква «В»

Свои руки к голове.

   (Сидя в той же позе, руку прикладывают ко лбу).

Буква «Г» согнулась –

К ребятам потянулась.

   (Стоя на месте, корпус и вытянутые руки протягивают вперёд).

«Д» на корточки присела.

   (Садятся на корточки, максимально разведя колени в стороны).

«К» вперёд шагает смело.

   (С прямой спиной шагают приставным шагом, взмахивая рукой).

Вот срослись две буквы «К» -

«Ж» похожа на жука!

   (Делают то же парами, встав спиной друг к другу).

Буква «Л» спокойно встала.

   (Встают в позицию «Ноги на ширине плеч»).

Буквой «М» тихонько стала.

   (Встают рядом в той же позиции, разбившись на пары).

«Н» скакалку натянула.

   (Двое ребят встают друг напротив друга и натягивают между собой скакалку, изображая перекладину буквы «Н»).

«О» головушкой качнула.

   (Качают головами, округляют рты).

«П» скакалку подняла.

   (Так, как и с буквой «Н», только держа скакалку над головами).

«Р» честь кому-то отдала.

   (Приставляют руку ко лбу).

«С» старушечкой согнулась.

   (Опускают головы)

«Т» красиво потянулась.

   (Разводят руки в стороны).

Выгнув руки, «Ф» прошла.

   (Встают, уперев руки в бока).

«Х» ручонки подняла.

   (Ставят ноги на ширину плеч, руки поднимают над головой).

«Ш» на спинке полежала,

Ручки-ножки поразмяла.

   (Ложатся животом вверх, поднимают руки и ноги).

«Я» вперёд отставит ножку –

Мол, умаялась немножко, -

Выдохнет и постоит…

Ай да бойкий алфавит!

   (Десять раз делают глубокий вдох, затем выдох).

Вот так весело, дружно и увлечённо, с учётом возрастных особенностей, можно проводить занятия гимнастикой после сна в детском саду. Фантазируйте вместе с детьми – и у вас всё получится!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Утреннее пробуждение"

Утро - самое сложное и трудное для ребенка время, требующее от взрослых особенно бережного отношения и внимания....

Консультация для воспитателей "Значение гимнастики пробуждения для детей дошкольного возраста"

Пробуждение – является одним из важнейших моментов способствующих нормальному протеканию жизненно важных процессов для ребенка.Гимнастика после сна направлена на правильное постепенное пробуждения ото...

Консультация для воспитателей «Музыкально-рефлекторное пробуждение детей после дневного сна»

Особое внимание воспитателям следует уделить музыкально-рефлекторномупробуждению малышей после дневного сна. Эта методика разработана Н.Ефименко в противовес стандартномупробуждению детей по гром...

Консультация на тему: «Гимнастика пробуждения в ДОУ, как один из компонентов оздоровительной работы»

Консультация на тему: "Гимнастика пробуждения в ДОУ, как один из компонентов оздоровительной работы"...

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...

Консультация для воспитателей. Гимнастика пробуждения как форма двигательной активности детей дошкольного возраста.

Методические рекомендации  по проведению гимнастики после дневного сна, как  одной из форм двигательной активности детей дошкольного возраста....