Особенности адаптационного периода в первой младшей группе
статья (младшая группа)

Речкина Мария Леонидовна

Особенности адаптационного периода в первой младшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon adaptatsiya.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Адаптация – это процесс приспособления к изменяющимся условиям внешней среды. Каждому человеку попавшему в новую, непривычную обстановку требуется немало времени и моральных сил для того чтобы освоиться. Гораздо сложнее приходится в подобной ситуации ребенку. Дети часто тяжело привыкают к детскому саду, ведь они попадают в новую среду к незнакомым людям.В жизни ребенка происходит множество изменений: чёткий режим дня, отсутствие родителей, постоянное присутствие сверстников, необходимость слушаться и подчиняться незнакомым взрослым, резко уменьшается количество персонального внимания. Все эти перемены приводят к стрессу и эмоциональному дискомфорту. Поэтому необходимо, чтобы процесс привыкания к детскому саду не затягивался и прошел как можно быстрее и легче для ребенка. Залогом успешного протекания процесса адаптации детей в детском саду, является обеспечение педагогом защиты, эмоционального комфорта и интересной и содержательной жизни в детском саду и дома.

Длительность периода адаптациизависит от многих причин: от особенностей высшей нервной деятельности и возраста ребенка; от наличия или отсутствия предшествующей тренировки его нервной системы; от состояния здоровья; от резкого контакта между обстановкой, в которой ребенок привык находиться дома и той, в которой находится в дошкольном учреждении; от разницы в методах воспитания.

Для облегчения адаптации коллектив нашей группы в первые дни рекомендует родителям укороченное пребывание ребенка в детском саду с постепенным увеличением на 1-2 часа в день в зависимости от поведения малыша.

Для того чтобы процесс привыкания к детскому саду проходил более успешно,мы используем разные направления работы с детьми:

1. Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.

Необходимо сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад. Если ребенок с первых дней почувствует это тепло, исчезнут его волнения и страхи, намного легче пройдет адаптация. Чтобы ребенку было приятно приходить в детский сад, нужно “одомашнить” группу, т. е. правильно организовать предметно-развивающую среду. В самом начале мы рекомендовали родителям принести любимую игрушку малыша, чтобы легче пережить разлуку с родными людьми. В процессе адаптацииребенка мы используем такие формы и методы работы как: элементы телесной терапии, исполнение колыбельных песен перед сном, релаксационные игры (за основу упражнений по релаксации взяты приемы по дыхательной гимнастике, мышечному и эмоциональному расслаблению).

2. Формирование у ребенка чувства уверенности (познавательной осведомлённости).

Одна из задач адаптационного периода — помочь ребенку как можно быстрее и безболезненнее освоиться в новой ситуации, почувствовать себя увереннее, хозяином ситуации. А уверенным малыш будет, если узнает и поймет, что за люди его окружают; в каком помещении он живет и т. д.

Для формирования чувства уверенности в окружающем необходимо: знакомство, сближение детей между собой; знакомство с воспитателями, установление открытых, доверительных отношений между воспитателями и детьми; знакомство с группой (игровая, спальная и др. комнаты); знакомство с детским садом (музыкальный зал, медкабинет и др.); знакомство с педагогами и персоналом детского сада.

3. Приобщение ребенка в доступной форме к элементарным общепринятым нормам и правилам, в том числе моральным.

В этом направлении необходимо способствоватьнакоплению опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками: обращать внимание детей на ребенка, проявившего заботу о товарище, выразившего ему сочувствие. Формировать у каждого ребенка уверенность в том, что взрослые любят его, как и всех остальных детей. Воспитывать отрицательное отношение к грубости, жадности; развивать умение играть не ссорясь, помогать друг другу и вместе радоваться успехам, красивым игрушкам и т. п.

Также необходимое условие успешной адаптации — установление контактов с родителями, согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и детском саду. С родителями мы проводили беседы, консультации,оформили стенд под названием«Ребенок поступает в детский сад», где родителям дали подробные рекомендации для облегчения адаптационного периода у детей раннего возраста.

Различают три степени тяжести прохождения адаптационного периода:

1. Легкая степень адаптации: -временное нарушение сна (нормализуется в течение 7-10 дней); -аппетита (норма по истечении 10 дней); -неадекватные эмоциональные реакции (капризы, замкнутость, агрессия, угнетенное состояние и т. д., изменения в речевой, ориентировочной и игровой активности приходит в норму за 20-30 дней;

2. Средняя степень адаптации:все нарушения выражены более и длительно : сон, аппетит восстанавливаются в течение 20-40 дней, ориентировочная деятельность (20 дней, речевая активность (30-40 дней, эмоциональное состояние (30 дней, двигательная активность, претерпевающая значительные изменения, приходит в норму за 30-35 дней.

3. Тяжелая степень адаптации(от 2 до 6 месяцев) сопровождается грубым нарушением всех проявлений и реакций ребенка. Данный тип адаптации характеризуется снижением аппетита (иногда возникает рвота при кормлении, резким нарушением сна, ребенок нередко избегает контактов со сверстниками, пытается уединиться, отмечается проявление агрессии, подавленное состояние в течение долгого времени (ребенок плачет, пассивен, иногда происходит волнообразная смена настроения).

На данный момент в нашу группу поступило 26 детей, из них 14 девочек и 12 мальчиков. Можно сказать, что адаптационный период успешно завершился у 24 детей, из которых четверо уже ранее посещали детский сад, и сложностей по их привыканию к детскому саду не возникло. У оставшихся двоих малышей адаптационный период еще не завершился по причине их частого и длительного отсутствия в группе из-за болезни.

В легкой форме к условиям ДОУ адаптировалось 19 детей. Они мало болели, адекватно вели себя в коллективе. В общении с взрослыми и сверстниками были активны и эмоциональны. Для таких детей характерен высокий уровень навыков самообслуживания.

5 детей со средней степенью адаптации,у них наблюдались признаки тревожности: плаксивость, упрямство, капризность, боязливость, не желание общаться и играть как с детьми, так и с взрослыми, отказ от сна или приема пищи. Но по истечению 2 месяцев показатели физического и психического здоровья нормализовались. Общий эмоциональный фон и поведение детей улучшилось.

Тяжелой степени адаптационного периода в этом учебном году не было отмечено.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что в целом процесс адаптации в нашей группе проходит успешно. Дети чувствуют себя раскованно, легко идут на контакты друг с другом, взрослыми, хорошо кушают, спят, легко расстаются с родителями – все это показатели успешной адаптации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптационный период в первой младшей группе

Адаптация детей раннего возраста к условиям жизни в дошкольном учреждении....

План Воспитательно – образовательный на адаптационный период в первой младшей группе.

План работы по адаптации детей  Направление и содержание работыСрокИсполнителиИзучение соответствующей литературыИюньВоспитателиИзучение рекомендаций для грамотного ведения работы с родителя...

Отчёт по адаптационному периоду в первой младшей группе.

 С приходом в детский сад у ребенка начинается новый этап в его жизни.   Отрыв от дома, близких, общение со сверстниками, взрослыми, чужими для него, могут стать для ребенка серь...

Задачи воспитателя адаптационного периода детей первой младшей группы

конспект "Задачи воспитателя адаптационного периода детей первой младшей группы". Подготовлен для педагогов "детского сада №7комбинированного вида" на проведенным педагогическим ча...

Анализ адаптационного периода в первой младшей группе

Анализ адаптационного периода в первой младшей группе "Карапузики" за 2018-2019 уч.год....

Методическая разработка по проведению адаптационного периода в первой младшей группе.

Как только ребенок подрос и мама задумывается о выходе на работу, возникает вопрос о посещении детского сада. Родители переживают о том, как пройдет привыкание к детскому саду, но многие из них даже н...