ПРОГРАММА «Здоровый ребенок» старшей коррекционной группы 7 вида по здоровьесбережению
рабочая программа
От жизнерадостности, бодрости детей зависит
их духовная жизнь, мировоззрение, умственное
развитие, прочность знаний, вера в свои силы”.
В.А.Сухомлинский
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_buratino.docx | 82.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида №5 Миньяр Ашинский район Челябинской области
ПРОГРАММА
«Здоровый ребенок»
старшей коррекционной группы 7 вида
по здоровьесбережению
Оглавление | ||
1 | Введение ……………………………………………………….. | 3 |
1.1. | Состояние здоровья детей …………………………………….. | 4 |
1.2. | Предметная среда ……………………………………………… | 4 |
1.3. | Методическое оснащение ……………………………………... | 5 |
2. | Целевой раздел | |
2.1. | Целевые ориентиры …………………………………………… | 5 |
2.2. | Характеристика особенностей и норм физического развития | 8 |
2.3. | Ожидаемый результат …………………………………………. | 10 |
3. | Содержательный | |
3.1. | Физкультурно-оздоровительная работа ……………………… | 11 |
3.2. | Работа с родителями …………………………………………... | 13 |
3.3. | Перспективный план по валеологии и ОБЖ ………………… | 14 |
3.4. | Мониторинг ……………………………………………………. | 19 |
1. Введение.
От жизнерадостности, бодрости детей зависит
их духовная жизнь, мировоззрение, умственное
развитие, прочность знаний, вера в свои силы”.
В.А.Сухомлинский
Здоровье – это сложное понятие, включающее характеристики физического и психического развития человека, адаптационные возможности его организма, его социальную активность, которые в итоге и обеспечивают определённый уровень умственной и физической работоспособности.
В современных условиях развития нашего общества наблюдается резкое ухудшение состояния здоровья детей, и поэтому оздоровление детей является одной из первоочередных задач, стоящих перед обществом.
Актуальность проблемы предупреждения различных заболеваний определяется высокой заболеваемостью детей дошкольного возраста, формированием рецидивирующей и хронической патологии. Причин роста патологии множество. Это плохая экология и несбалансированное питание, снижение двигательной активности, информационные и нейропсихические перегрузки.
Сегодня еще так же к актуальным проблемам детского здоровья относятся: гиподинамия, детские стрессы, тревожность, агрессия и пр. Движения необходимы ребенку, так как способствуют развитию его физиологических систем, следовательно, определяют темп и характер нормального функционирования растущего организма. Исследования М.Д.Маханевой, В.Г.Алямовской свидетельствуют о том, что современные дети в большинстве своем испытывают “двигательный дефицит”, т.е. количество движений, производимых ими в течение дня, ниже возрастной нормы. Не секрет, что и в детском саду, и дома дети большую часть времени проводят в статичном положении (за столом, у телевизора, играя в тихие игры на полу). Это увеличивает статичную нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижаются сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы, т.е. усугубляет неблагоприятное влияние гипокинезии. Гипокинезия, вызывая развитие обменных нарушений и избыточное отложение жира, способствует заболеванию детей ожирением.
Особенно остро этот вопрос стоит в дошкольных учреждениях, где вся практическая работа, направлена на сохранение и укрепление здоровья детей.
Группа «Буратино» - это коррекционная группа. Ребенок с особыми образовательными потребностями — это ребенок с нарушениями, вследствие которых к нему нужно применять особые образовательные программы, отличные от стандартных. К таким детям также относят разные категории детей, в том числе и детей с различными нарушениями речи и задержкой психического развития. Среди невербальных симптомов в структуре речевых нарушений, приводящих к затруднению в овладении ребенком предметным миром, выступает двигательная недостаточность. У большинства детей дошкольного возраста с задержкой психического развития специальными исследованиями выявлена недостаточная сформированность моторных функций, нарушения речи. Недостаточно развитая крупная моторика (движение рук, ног, туловища) проявляется в виде плохой координации частей тела при осуществлении сложных двигательных действий, их недостаточной точности и четкости, в выраженных затруднениях при выполнении физических упражнений, как по показу, так и по словесной инструкции. Несовершенство тонкой (мелкой) ручной моторики, недостаточная координация кистей и пальцев рук обнаруживается в отсутствии или плохой сформированности навыков самообслуживания.
В нашей группе «Буратино» разработана программа “Здоровый ребенок» и приложения к ней - методические рекомендации по физическому развитию и оздоровлению детей в группе. Программа “Здоровый ребенок” комплексно подходит к решению проблемы сохранения и укрепления здоровья детей, учитывая их особенности.
Поэтому проблема оздоровления детей не кампания одного дня и деятельность не одного человека, а целенаправленная, систематически спланированная работа педагогов и родителей.
- Состояние здоровья детей
В группе 15 детей
Группа здоровья
с 1 группой | со 2 группой | с 3 группой | с 4 группой |
5 детей | 6 детей | 4 ребенка |
Физическое развитие:
- среднее – 8
- н/среднего – 3
- низкое - 4
- Предметная среда группы
Для реализации программы в группе имеется:
- Спортивный уголок где находятся: кегли, баскетбол, настольный хоккей, атрибуты к под играм, мячи разных размеров
- Зона по валеологии и ОБЖ
Настольно-печатные игры: «Хороший малыш», «Если малыш поранился», «Как избежать неприятности», «Не играй с огнем», «Учим дорожные знаки», «Дорожные знаки» и др.
Атрибуты к с/р игре «Больница», «Дорога»
Где дети занимаются как самостоятельно, так и под наблюдением педагогов.
- В группе так же имеются дорожки здоровья, палочки для профилактики плоскостопия и тазики для закаливания
- Методическое оснащение.
- Картотеки: по подвижных игр,комплекс утренней гимнастики, пальчиковой гимнастики, дыхательной гимнастики, гимнастика для мелкой моторики, гимнастики для глаз, гимнастика после сна
- плакат строения человека и макет человека, серия книг «Как устроено тело человека»
- Иллюстрации о правилах безопасности с незнакомыми людьми, с огнем.
- Литература:
1.«Система работы со старшими дошкольниками с задержкой
психического развития» Москва
2. Г.А. «Утренняя гимнастика» Москва
3.Т.А.Шорыгина «Основы безопасности»
4.Т.А.Шорыгина «Правила пожарной безопасности»
5.Т.А.Шорягина «Беседы о здоровье»
6. Т.А.Шорягина «Осторожные сказки»
7. Т.А.Шорягина «Безопасные сказки»
8. Фисенко «Основы безопасности»
9. К.Ю.Белая «Формирование основ безопасности» 2015
10.С.Е. Шукшина «Я и мое тело» 2009
11.«Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста»
12. А.Усачев «Правила дорожного движения»
13. «Организация деятельности детей на прогулке» 2012
14. «Про кота Ваську и пожарную безопасность»
- Целевой раздел
2.1. Целевые ориентиры
Цель: Коррекция и укрепления физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, формирование активного отношения детей к своему здоровью, здоровому образу жизни
Задачи:
1. Развитие физических качеств и способностей, совершенствование функциональных возможностей организма.
2.Создать условия для формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического здоровья воспитанников.
3. Обеспечение приоритета здорового образа жизни среди родителей воспитанников.
4. Повышение показателей здоровья воспитанников, за счет качественного улучшения работы по укреплению здоровья детей: осознанного отношения к своему здоровью, формирование представлений и знаний о пользе занятий физическими упражнениями, об основных гигиенических требованиях и правилах.
5. Воспитание в детях чувства внутренней свободы, уверенности в себе, своих силах и возможностях.
Интеграция образовательных областей по ФГОС ДО
Физическая культура по своему интегрирует в себе такие образовательные области как, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
- Социально-коммуникативное развитие:
Развивать игровой опыт совместной игры взрослого с ребенком и со сверстниками, побуждать к самостоятельному игровому творчеству в подвижных играх. Развивать умение четко и лаконично давать ответ на поставленный вопрос и выражение своих эмоций, проблемных моментах и пожеланий. Развивать коммуникативные способности при общении со
сверстниками и взрослыми: умение понятно объяснить правила игры, помочь товарищу в затруднительной ситуации при выполнении задания, разрешить конфликт через общение.
- Познавательное развитие:
Обогащать знания о двигательных режимах, видах спорта. Развивать интерес к изучению себя и своих физических возможностей: осанка, стопа, рост, движение. Формировать представления о здоровье, его ценности, полезных привычках, укрепляющих здоровье, о мерах профилактики и охраны здоровья.
- Речевое развитие
Обогащать активный словарь на занятиях по физкультуре (команды, построения, виды движений и упражнений); развивать звуковую и интонационную культуру речи в подвижных и малоподвижных играх.
- Художественно-эстетическое развитие:
Обогащать музыкальный репертуар детскими песнями и мелодиями. Развивать музыкально-ритмические способности детей, научить выполнять упражнения в соответствии с характером и темпом музыкального сопровождения.
Основные принципы программы:
Эффективность решения данных задач зависит от правильного подбора принципов, подходов, методов в воспитании и развитии детей.
1. Возрастной подход к проблеме развития психики ребенка.
Возрастной подход к развитию психики ребенка учитывает, что психическое развитие на каждом возрастном этапе подчиняется определенным возрастным закономерностям, а также имеет свою специфику, отличную от другого возраста.
2. Личностный подход к проблеме развития психики ребенка.
Все поведение ребенка определяется непосредственными и широкими социальными мотивами поведения и деятельности. В дошкольном возрасте социальные мотивы поведения развиты еще слабо, а потому в этот возрастной период деятельность мотивируется в основном непосредственными мотивами. Исходя из этого, предлагаемая ребенку деятельность должна быть для него осмысленной, только в этом случае она будет оказывать на него развивающее воздействие.
Наряду с общепедагогическими дидактическими принципами (сознательности и активности, наглядности и доступности и др.), имеются специальные, которые выражают специфические закономерности физического воспитания:
1. Принцип оздоровительной направленности, должен обеспечить рациональный общий и двигательный режим, создать оптимальные условия для двигательной активности детей.
2. Принцип разностороннего и гармоничного развития личности, который выражается в комплексном решении задач физического и умственного, социально - нравственного и художественно - эстетического воспитания, единства своей реализации с принципом взаимосвязи физической культуры с жизнью.
3. Принцип гуманизации и демократизации, который позволяет выстроить всю систему физического воспитания детей в детском саду и физкультурно - оздоровительной работы с детьми на основе личностного подхода, предоставление выбора форм, средств и методов физического развития и видов спорта, принципа комфортности в процессе организации развивающего общения педагога с детьми и детей между собой.
4. Принцип индивидуализации позволяет создавать гибкий режим дня и охранительный режим в процессе проведения занятий по физическому развитию учитывая индивидуальные способности каждого ребенка, подбирая для каждого оптимальную физическую нагрузку и моторную плотность, индивидуальный темп двигательной активности в процессе двигательной активности, реализуя принцип возрастной адекватности физических упражнений.
5. Принципы постепенности наращивания развивающих, тренирующих воздействий, цикличности построения физкультурных занятий, непрерывности и систематичности чередовании я нагрузок и отдыха, лежащие в основе методики построения физкультурных занятий.
6. Принцип единства с семьей, предполагающий единство требований детского сада и семьи в вопросах воспитания, оздоровления, распорядка дня, двигательной активности, гигиенических процедур, культурно - гигиенических навыков, развития двигательных навыков.
Программа опирается на научные принципы построения:
- соответствовать принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
- обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста
- строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
- основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
- предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
- предполагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
2.2.Характеристика особенности и норм физического развития
Физическое развитие и двигательные способности детей с ОВЗ находятся в тесной взаимосвязи с их психическим и физическим здоровьем. Двигательные нарушения выступают как часть ведущего дефекта, даже негрубая дисфункция психической сферы может привести к недоразвитию сложных и дифференцированных движений и действий.
Физическое развитие дошкольников с ОВЗ по показателям длины и массы тела, окружности грудной клетки незначительно отстает от нормы. По сравнению со здоровыми детьми дошкольники 5-7 лет с ОВЗ имеют отставание в развитии основных физических качеств - мышечной силы, быстроты, выносливости, гибкости.
Задержка моторного развития выражается в недостаточной координации предметных действий, слабой согласованности движений рук, ног, туловища, излишней мышечной напряженности при выполнении основных движений (бег, ходьба, прыжки, метания). Дети затрудняются в выполнении двигательных заданий на точность, выразительность, часто нарушают
последовательность элементов действия, опускают его составные части, задерживаются (застревают) в одной позе, не чувствуют заданного ритма движений, не запоминают правил. Наибольшие трудности вызывают двигательные действия, выполняемые по словесной инструкции.
Из-за отставания речи дети испытывают затруднения в вербальном программировании предстоящих действий, которые усиливаются эмоциональной неустойчивостью, импульсивным поведением, отвлекаемостью, низким уровнем самоконтроля.
Характерной особенностью является не сформированность тонкой моторики кисти, поэтому дети с трудом овладевают навыками самообслуживания, долго не могут научиться застегивать пуговицы, зашнуровывать ботинки,
заплетать косички. Известно, что сфомированность моторики кисти и пальцев влияет на развитие речи и мышления ребенка.
Таб. 1. Показатели психофизического развития детей (N) и детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста (5-7 лет)
Функция | Норма психического развития | Задержка психического развития |
Моторика | Движения детей становятся более энергичными и точными, приобретают легкость и изящество. Дети увлеченно прыгают с разбега в высоту и длину. При метании предметов размахиваются. Здоровый ребенок легко ловит одной рукой мяч, умеет ходить боком по скамейке, подпрыгивает на месте, чередуя ноги. Свободно рисует карандашами и красками. Вырезает ножницами различные формы. Умеет работать с бумагой, картоном, тканью. Манипулятивная функция развита достаточно-движения быстрые, точные, координированные. | В некоторых случаях сохраняется замедленность, неловкость движений. Наблюдаются трудности при прыжках в высоту и длину. Ребенок затрудняется ловить мяч одной рукой. При отталкивании мяча не вытягивает руки вперед. При ходьбе боком по скамейке движения замедлены, подпрыгивание на месте затруднено. Отмечаются некоординированные движения ног, нарушение равновесия. Испытывает существенные трудности при вырезании предметов, даже прямолинейных форм. Манипулятивная функция резко ограничена, наблюдаются трудности манипулирования предметами при наличии хватания. Моторика не координировна. |
Игровая деятельность | Проявляются устойчивые интересы в игре. Есть любимые роли, любимые игры. Сюжет игр приобретает наибольшую полноту, яркость, выразительность, в них наиболее полно отражается жизнь взрослых. Предпочитает групповые игры. Может самостоятельно развернуть игру. | Интерес к игре имеется, но сюжет игры может быть однообразным. Ребенок с ЗПР предпочитает индивидуальные игры над групповыми. В процессе групповых игр занимает зависимую позицию. Наблюдается непродолжительность игры, отсутствует предварительный замысел. Не проявляет активности и самостоятельности в групповых играх. Игра носит элементы сюжета. |
Эмоционально-личностные проявления | Согласует свои действия с другими детьми. Активно и целенаправленно действует в соответствии с поставленной целью. Интерес выраженный стойкий. Выполняет правила поведения не только по привычке, но и сознательно. При выполнении правил поведения следит за другими детьми. Высокая работоспособность. Внешне эмоциональные проявления отчетливо выражены и разнообразны, проявляются спонтанно. Эмоционально уравновешен. Навык самоконтроля сформирован. | Активность и целенаправленность инертная либо бесцельная, хаотичная, улучшается стимуляцией взрослого. Интерес выражен, но не стойкий. Может проявлять безудержность эмоций. При возникновении конфликтов со сверстниками возможны аффектиные разрядки в виде вспышек гнева, громкого плача. Затруднено выполнение правил поведения. У некоторых детей наблюдается устойчивое негативное отношение к процессу общения со сверстниками. При проявлении негативных реакций они более сдержаны, но не склонны проявлять интерес к совместным играм, ведут себя пассивно, безразлично. Некритичны. Работоспособность носит мерцательный характер. Часто отказываются посещать детский сад. Навык самоконтроля в стадии формирования. |
Навыки | Умеет делать практически все самостоятельно (одеваться, умываться, правильно пользоваться столовыми приборами). Поддерживает чистоту и порядок в своей комнате или в группе. | Навыки самостоятельности активно формируются, но отмечается замедленный темп выполнения действий по самообслуживанию. Медленно одевается, умывается, ест. В некоторых случаях, наоборот, старается все сделать быстро, но результат таких действий неудовлетворительный. Не проявляет инициативы к самообслуживанию. |
2.3.Ожидаемый результат
Программа предлагает системный подход к формированию и укреплению здоровья детей. Работая по данной программе в системе и в содружестве с семьёй, обязательно добьемся:
1. Снижения заболеваемости детей, укрепления их здоровья
2. Стимулирование внимания дошкольников к вопросам здорового образа жизни, двигательной активности и правильного питания в условиях семьи.
3. Рост профессиональной компетенции и заинтересованности не только педагогов, но и родителей в сохранении и укреплении здоровья детей.
3. Содержательный.
3.1 Физкультурно-оздоровительная работа
Цель: удовлетворять биологическую потребность растущего организма ребёнка в двигательной деятельности, давать возможность ему ощущать радость и удовольствие от умения управлять своим телом.
Мероприятия по физкультурно-оздоровительной работе
№ | название | |
1 | Утренняя гимнастика. | ежедневно в физкультурном зале |
2 | Корригирующая гимнастика | ежедневно после сна (в кроватках и физкультурном зале) |
3 | Физическая культура | 2 раза в неделю; проводятся в первой половине дня (одно на воздухе). |
4 | Кружок «Здоровейка» | 2 раза в неделю |
5 | Физкультминутки, пальчиковая гимнастика | ежедневно, на занятиях, утром и во вторую половину дня |
6 | Подвижные игры и физические упражнения на прогулке. | ежедневно на прогулках, игры подобранны с учетом возрастных особенностей детей |
7 | Самостоятельная двигательная деятельность | ежедневно, под руководством воспитателя, в помещении и на открытом воздухе. Продолжительность зависит от возрастных особенностей детей. |
8 | Спортивные досуги | -Спортивный праздник в январе -Праздник посвященный Дню Защитника Отечества февраль - Развлечение «Школа космонавтов» апрель - Спортивный праздник посвященный 9 Мая |
9 | Закаливание - ходьба по камушкам чередовать с контрастным закаливанием -ходьба по дорожкам здоровья - босохождение | после сна до сна и после сна |
10 | закаливание организма средствами природных факторов: солнце, воздух и вода | в летний период |
3.2.Работа с родителями
Одним из основных направлений по формированию физически и психически здорового ребёнка является работа с родителями.
Если мы хотим вырастить нравственно и физически здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром», семья, детский сад, общественность.
Месяц | информация |
сентябрь | Анкетирование родителей Рекомендации по здоровьесбережению Папка-передвижка «Не каждый грибок в кузовок» |
октябрь | Папка-передвижка «Правила безопасности на дороге» |
ноябрь | Конкурс «Если ребенок часто болеет» |
декабрь | Папка передвижка «Зимние забавы», «Режим дня» Консультации «Профилактика гриппа и ОРВИ», «Профилактика плоскостопия» |
январь | Папка передвижка «Культура здоровья семьи – одно из обязательных условий воспитания культуры здоровья ребенка» Папка передвижка «Как одеть ребенка в зимний период» Спортивный досуг с родителями посвящённый неделе здоровья Памятка для родителей по профилактике плоскостопия |
февраль | Папка передвижка «Зимние прогулки с ребенком» Консультация «Одежда по погоде» |
март | Папка передвижка «Безопасность детей на улице», «Осторожно тонкий лед!» Конкурс «Правильное питание» - Любимое блюдо |
апрель | Папка передвижка «Весенний авитаминоз», «Прогулки на природу» Стенгазета «Правильное питание» |
май | Папка передвижка «Ядовитые растения» |
июнь | Папка передвижка «Солнечный удар» |
3.3.Перспективный план по валеологии и ОБЖ
тема | цель | |
сентябрь | 2нед. «Взаимная забота и помощь в семье» Литература К.Ю.Белая«Формирование основ безопасности дошкольника» с.2 Фисенко «ОБЖ» с.80-83 | Формировать представления о составе семьи, о родственных отношениях; учить называть имена и отчества родителей; помочь понять смысл пословиц о семье; воспитывать уважительное отношение к членам семьи, родным и близки |
3 нед. «Правила безопасного поведения на улицах» Литература. К.Ю.Белая«Формирование основ безопасности» с.24 Фисенко «ОБЖ» с.14-15 | Познакомить детей с улицей, ее особенностями; закрепить правила поведения на улице; знать, что люди ходят по тротуару, по правой стороне, где можно переходить улицу; знать назначения и сигналы светофора; воспитывать внимательность при переходе улицы | |
4 нед.«Опасные предметы» К.Ю.Белая «Формирование основ безопасности дошкольника» с.4 | Формировать у детей представление об опасных для жизни и здоровья предметах, которыми они встречаются в быту, об их необходимости для человека, закрепить правила пользования ими. | |
октябрь | 1 нед. «Как устроен мой организм» Литература. К.Ю.Белая «Формирование основ безопасности дошкольника» с.16 | Дать представления детям о строении организма, закрепить знания о частях тела; воспитывать бережное отношение к своему здоровью |
2 нед. «Наши верные друзья» Литература. Т.А.Шорыгина «Беседы о здоровье» с.1-14 | Расширять знания детей о здоровье и компонентах, которые его поддерживают; для чего нужны водные процедуры, закаливание и соблюдение режима дня, вос-вать желание быть здоровым. | |
3 нед. «Ток бежит по проводам» Литература. Т.А.Шорыгина «Основы безопасности» с.11-16 | Расширять знания детей об электрическом токе, о значении для человека; познакомить с правилами пользования электричеством, электрическими приборами; воспитывать аккуратность при пользовании электроприборами | |
4нед. «А у нас газ» Литература. Т.А.Шорыгина «Основы безопасности» с.16-21 | Дать знания о том, для чего нужен газ, учить соблюдать правила безопасности при работе с газовой плитой, воспитывать ответственность за безопасность не только себя, но и других людей. | |
ноябрь | 1 нед. «Огонь- наш друг, огонь - наш враг» Литература. К.Ю.Белая «Формирование основ безопасности дошкольника» с.8 Т.А.Шорыгина «Правила пожарной безопасности» с.5-9 | Расширять знания об огне, о его пользе вреде; познакомить с правилами пожарной безопасности; воспитывать осторожное отношение с огнем. |
2 нед. «Органы чувств» Литература. см. конспект занятия | Дать знания детям о мозге и важности каждого органа чувств в отдельности и всех вместе при восприятии окружающего мира. | |
3 нед «Кожа и здоровье человека» Литература. Т.А.Шорыгина «Беседы о здоровье» С.Е.Шукшина «Мир человека» с.32 | Расширять знания о коже человека, закрепить правила ухода за кожей, воспитывать культурно-гигиенические навыки | |
4 нед. Тело человека. Органы чувств Литература. см. конспект занятия | Обобщать имеющиеся у детей представления о функции органов, уточнить с помощью опытов, для чего нужны те или иные органы. Вызвать желание узнавать новое путём экспериментирования, формировать умение объяснять полученные данные, расширять кругозор. Воспитывать любознательность, логическое мышление, сообразительность, умение внимательно слушать. | |
5 нед. «Кто с закалкой дружит, никогда не тужит» | Расширять знания детей о пользе закаливания, как можно закаляться, какие виды закаливания уже выполняются; воспитывать желание быть здоровым | |
декабрь | 1 нед. «Правила поведения при пожаре» Литература. К.Ю.Белая «Формирование основ безопасности дошкольника» с.11 | Познакомить детей с мерами пожарной безопасности, сформировать элементарные знания об опасности шалостей с огнем; познакомить с правилами поведения при пожаре; воспитывать аккуратность при работе с электроприборами |
2 нед. «Соблюдаем режим дня» Литература. К.Ю.Белая «Формирование обд» с.17 Т.А.Шорыгина «Беседы о здоровье» с.15-24 | Рассказать о значении режима дня, побеседовать о пользе утренней зарядки, почему называется «зарядка», что именно дает зарядка; воспитывать желание оздоравливать свой организм | |
3 нед. «Дорожные знаки» Литература. К.Ю.Белая«Формирование основ безопасности дошкольника» с.27 | Познакомить детей с дорожными знаками «Пешеходный переход», «Движение пешеходов запрещено» и др., знать для чего нужны эти знаки, воспитывать аккуратность при переходе через улицу | |
4 нед. «Небезопасные зимние забавы» Литература.К.Ю.Белая «Формирование основ безопасности дошкольника» с.13 Т.А.Шорыгина «Беседы о здоровье» с.37-41 | Закрепить знания о зиме, о зимних играх и забавах детей; закрепить правила некоторых игр; развивать ловкость, быстроту. | |
январь | 2нед. «Беседа о послушании и доверие близким людям» Литература. Фисенко «ОБЖ»с. 80-83 | Довести до сознания детей о необходимости и важности послушания в своей семье; объяснить, как важно доверять своей семье: близким, родным и надежным людям; воспитывать уважение и любовь к близким |
3нед. «Запомните, дети, таблетки не конфетки» Литература. Т.А.Шорыгина «Основы безопасности» с.25-29 | Побеседовать о пользе и вреде лекарств; познакомить с профессией врача: педиатр, хирург, окулист, лор, стоматолог, медсестра, ветеринар; воспитывать уважение к труду взрослых | |
4нед. «Первая помощь и врачебная помощь» Литература. К.Ю.Белая «Формирование основ безопасности дошкольника» с.23 Фисенко «ОБЖ» с.36-37 | Рассказать о первой помощи если человек заболел, донести до сознания о важности доверия доктору, научить вызывать скорую помощь по телефону; познакомить с разными специальностями врача (педиатр, хирург, окулист, лор)воспитывать чувство сопереживания, уметь помочь в трудную минуту | |
февраль | 1нед. «Если я потерялся» Литература. Фисенко «ОБЖ» с.83-85 | Объяснить детям, как себя вести и к кому из взрослых можно обратиться если потерялся на улице; знать свой домашний адрес, место нахождение полицейского участка; развивать сообразительность, внимательность |
2нед. «Поплотнее кран закрой – осторожен будь с водой» Литература. Т.А.Шорыгина «Основы безопасности» с.5-11 | Расширять знания о бережном отношении с водой, о пользе воды в нашей жизни; учить соблюдать осторожность при пользовании водой в доме; воспитывать бережное отношение к воде | |
3нед. «Какие мы внутри» Литература. см. конспект занятия | Познакомить детей с основными органами человеческого организма (мозг, сердце, легкие, желудок), их названиями, расположением и функциями. | |
4нед. «Сделай компьютер своим другом» Литература. Т.А.Шорыгина «Беседы о здоровье» с.31-36 | Дать детям знания о пользе и вреде компьютера; развивать мышление, умение рассуждать и делать выводы; воспитывать стремление заботится о своем здоровье. | |
март | 1нед. «Безопасность на льду» Литература. Т.А.Шорыгина «Безопасные сказки» с.55-60 | Познакомить с правилами поведения на льду; быть осторожными вовремя таяния снега, учить соблюдать эти правила; воспитывать чувство ответственности за себя и других людей. |
2нед. «О правильном питании и пользе витаминов» Литература. К.Ю.Белая «Формирование ОБ» с.21 | Познакомить детей с витаминами, рассказать о их пользе и в каких продуктах они содержатся | |
3нед. «Осторожно незнакомец» Литература. Т.А.Шорыгина «Осторожные сказки» с.36-41 | Предостеречь детей от неприятностей, связанных с контактом с незнакомыми людьми; научить ребенка правильно вести себя в ситуации насильственного поведения незнакомого взрослого, воспитывать осторожность, осмотрительность при общении с незнакомым человеком. | |
4нед. «Правила поведения при общении и животными» Литература. К.Ю.Белая «Формирование основ безопасности» с.37 | Познакомить детей с повадками животных и мерах предосторожности, которые нужно соблюдать при встрече с ними; воспитывать добрые отношения к животным | |
апрель | 1нед. «Улица не место для игр» Литература. Т.А.Шорыгина «Осторожные сказки» с.42-47 | Расширять правила поведения на улице; знать где можно играть на улице; к чему может привести нарушение правил поведения на улице; воспитывать внимание, сосредоточенность, отзывчивость. |
2нед. «Один дома» Литература. К.Ю.Белая «Формирование основ безопасности» с.6 | Формировать у ребенка навыки безопасного поведения; учить проявлять смекалку, выдержку | |
3нед. «Правила поведения в природе» Литература. К.Ю.Белая «Формирование основ безопасности» с.30 | Познакомить с правилами поведения на природе, возможными опасностями, которые могут подстерегать, если не соблюдать эти правила; воспитывать бережное отношение к природе | |
4нед. «Опасные насекомые» Литература. К.Ю.Белая «Формирование основ безопасности» с. 32 | Формировать представления о разнообразных насекомых; дать знания о правилах поведения при встрече с разными насекомыми; воспитывать интерес и бережное отношение к обитателям живой природы | |
май | 1нед. «Экскурсия к светофору» Литература. Т.А.Шорыгина «Осторожные сказки» | Закрепить с детьми знание о светофоре, знать для чего он нужен; знать, что такое перекресток; познакомить с правилами перехода через улицу (по зебре, по светофору), вспомнить дорожные знаки; воспитывать внимание и осторожность при переходе через улицу. |
2нед. «Растения вокруг нас» Литература. см. конспект занятия Фисенко «ОБЖ» с.54-55 | Познакомить с лекарственными и ядовитыми растениями, дать знания о простейших способах использования некоторых растений для лечения; научить различать их по внешнему виду; обратить внимание на то, что некоторые лекарственные растения могут быть ядовитыми; Воспитывать бережное отношение к природе. | |
3нед. «Правила поведения на воде» Литература. К.Ю.Белая «Формирование основ безопасности» с.12 Т.А.Шорыгина «Осторожные сказки» с.48 | Познакомить с правилами поведения вблизи воды и на воде; знать что нужно делать, если человек попал в беду, развивать чувство ответственности за себя и другого | |
4нед. «Правила поведения при грозе» Литература. К.Ю.Белая «Формирование основ безопасности» с.35 | Знакомить детей с природными явлениями (гром, молния), объяснить как надо вести себя вовремя грозы |
3.4. Мониторинг
«Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни»
Мониторинг детского развития проводится два раза в год (в сентябре и мае).
Основная задача мониторинга – выявить индивидуальные особенности развития каждого ребенка и наметить при необходимости индивидуальный маршрут образовательной работы для максимального раскрытия потенциала детской личности.
№ | Фамилия, имя ребенка | Уровень сформированности начальных представлений о ЗОЖ: | Формирование и развитие навыков основ безопасности жизнедеятельности | Развитие интереса к различным видам спорта | Итого | ||||
1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | ||||
Уровень сформированности начальных представлений о ЗОЖ:
1. Развития навыков здорового образа жизни
Беседа с детьми (индивидуально):
а) Почему нужно правильно питаться? Какие продукты являются полезными для организма, а какие вредными?
б) Как правильно двигаться? Зачем человеку нужно спать? Что способствует разрушению здоровья человека?
в) Какое значение для здоровья человека имеет ежедневная утренняя гимнастика, закаливание организма, соблюдения режима дня, личной гигиены?
г) Как ты отдыхаешь в детском саду, дома? (активный отдых)
д) Что нужно делать, если человек заболел?
2. Знание о строении и функциях организма
Задание:
Воспитатель просит ребенка объяснить для чего нужны:
- руки (помогают делать много разных дел…)
- ноги (помогают двигаться)
- рот (говорить, есть)
- зубы (жуют)
- язык (помогает жевать, пробует на вкус, говорить)
- кожа (чувствует)
- нос (дышит, улавливает запахи)
- уши (слышат)
- глаза (видят).
Критерии оценки:
3 балла – на все вопросы ребенок отвечает правильно, понимая содержание заданных вопросов.
2 балла – на все вопросы ребенок отвечает правильно после небольшой словесной подсказки взрослого.
1 балл – ребенок не справляется с заданиями даже с помощью взрослого.
3. Уровень соблюдения культурно-гигиенических навыков (в ходе наблюдений):
а) Умение быстро и правильно умываться, насухо вытираться, пользуясь индивидуальным полотенцем.
б) Сформированность ежедневной привычки чистить зубы, полоскать рот после еды, мыть ноги перед сном.
в) Умение правильно использовать носовой платок и расческу, следить за своим внешним видом.
г) Умение быстро раздеваться и одеваться, вешать одежду в определенном порядке, следить за чистотой одежды и обуви.
д) Правильно пользуется столовыми приборами (ложкой, вилкой, ножом), салфеткой, умеет принимать пищу аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом.
е) Умение обращаться с просьбой, благодарить.
Критерии оценки:
3 балла – все задания ребенок выполняет самостоятельно, без напоминаний взрослого.
2 балла – все задания ребенок выполняет самостоятельно после словесной подсказки взрослого.
Формирование и развитие навыков основ безопасности жизнедеятельности
1. Безопасность собственной жизнедеятельности
Беседа с детьми (индивидуально):
- Рассказывать о правилах пользования их использования. (столовые приборы, электроприборы, аптечка)
- Назвать предметы которыми ребенку запрещается пользоваться. Почему? (спички, кухонная плита и др.);
-Перечисли, что может стать причиной пожара. Как надо вести себя при пожаре
– Как называются людей, которые борются с пожарами?
– Почему работу пожарного называют опасной?
– Чем отличается пожарная машина от обычного автомобиля?
– Если в доме случился пожар, каким образом можно вызвать пожарных?
-Беседа с детьми о правилах поведения на детских площадках и около водоемов
- Что нужно сделать, если случилась беда? Знать номер скорой помощи.
- Разобрать опасные ситуации контактов с незнакомыми людьми.
- Что нужно делать и к кому обратиться, если ты потерялся. Знать номер полиции
2. Безопасность на дороге
(беседы с использованием картинок)
- Как называются люди идущие по улице?
- Где люди могут переходить улицу?
- Беседа о дорожных знаках (пешеходная дорожка, ж/д переезд, остановка ..)
- Знать назначение и сигналы светофора.
- Знать правила поведения на улице.
3. Безопасный отдых на природе
- Беседа о правилах поведения в природе.
- Кто такие насекомые и какие насекомые могут быть опасны?
- Беседа о правилах поведения с животными.
- Чем опасна молнии и как себя вести во время грозы.
- Уметь находить съедобные и ядовитые грибы
Критерии оценки:
3 балла – понимает содержание заданных вопросов, правильно отвечает на них, иногда используя словестную подсказку взрослого
2 балла – на все вопросы ребенок отвечает правильно, но только после словесной подсказки взрослого.
1 балл – ребенок не справляется с заданиями даже с помощью взрослого.
Развитие интереса к различным видам спорта
3 балла – ребёнок проявляет интерес к занятиям по физической культуре, грамотно отвечает на поставленные вопросы, может самостоятельно выполнять комплексы дыхательных упражнений, понимает их необходимость для своего здоровья.
2 балла – ребёнок частично проявляет интерес к занятиям по физической культуре, затрудняется при выполнении физических упражнений, подвижных и эстафетных игр.
1 балл - у ребёнка плохо сформированы навыки выполнения комплексов дыхательной гимнастики; ребёнок не проявляет активности при выполнении физических упражнений, игр. Ребёнок не проявляет интерес к занятиям по физической культуре.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедической НОД в старшей коррекционной группе V вида. Подготовила учитель – логопед МАДОУ «Детский сад № 284» г. Уфа Республики Башкортостан Громова Елена Вячеславовна. Тема: «Путешествие в город Красивой речи».
Логопедическое итоговое занятие на Тему "город Красивой речи"...
День здоровья в старшей-подготовительной группе «Здоровый ребенок – в здоровой семье»
Цель: формировать представление о здоровом образе жизни, как одной из главных ценностей жизни; выделить правила культурно-гигиенического поведения; определить и закрепить полученные знания о значении ...
Программа совместной деятельности воспитателей с детьми (старшая коррекционная группа)
Рабочая программа педагога – разрабатывается педагогом на основе образовательной программы ДОУ. Структура и содержание рабочей программы разрабатывается с учетом требований и стандартов, утвержд...
Рабочая коррекционно-развивающая программа для ребенка старшего возраста с общим недоразвитием речи.
Программа для детей с общим недоразвитием речи для детей старшей группы....
Рабочая программа с детьми второй младшей группы "Фиалка" по здоровьесбережению "Витаминки"
Рабочая программа с детьми по здоровьесбережению "Витаминки"...
Прогулки по образовательным областям «Здоровье», «Физическая культура» в старшей коррекционной группе
Цель: повысить интерес детей к физической культуре. В игровой форме развивать основные физические качества – силу, выносливость, ловкость, быстроту, гибкость, координацию движений.Задачи:Фо...
Проект в старшей коррекционной группе "В здоровом теле - здоровый дух"
Забота о здоровье – Это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей. Зависит их духовная жизнь Мировоззрение, умственное развитие, Прочность знаний, вера в свои силы. В.А. Су...