Взаимодействие со специалистами
консультация

Карабанова Елена Александровна

Взаимодействия воспитателя с сотрудниками дошкольного образовательного учреждения.

Воспитатель Карабанова Е.А.

 Воспитатель ДОУ должен четко знать концептуальные основы организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении, основные направления развития учреждения. Воспитатель должен уметь размышлять над причинами успехов и неудач, ошибок и затруднений в воспитательно-образовательном процессе, чтобы внести изменения в последующую деятельность, добиться лучших результатов.

Взаимодействие воспитателя с специалистами в дошкольном образовательном учреждении является неотъемлемым звеном успешного обучения и воспитания детей.

Взаимодействия воспитателя с администрацией образовательного учреждения.

Взаимодействия воспитателя с администрацией образовательного учреждения направлено на создание оптимальных условий для полноценного всестороннего развития и обучения воспитанников, охраны и укрепления их здоровья в соответствии с федиральным государственным образовательным стандартом и программами, реализуемыми в учреждении. Так же на организацию работы среди родителей (лиц, их заменяющих) по вопросам воспитания и обучения детей в семье, способствовать пропаганде педагогических и гигиенических знаний, привлекать родителей (лиц, их заменяющих) к участию в деятельности учреждения, определяемой уставом и родительским договором.

Выполнять правила по охране труда и пожарной безопасности.

Взаимодействия воспитателя с старшим воспитателем образовательного учреждения.

Старший воспитатель организует текущее и перспективное планирование деятельности педагогического коллектива ДОУ. Анализирует выполнение учебно-методической и воспитательно-образовательной работы в ДОУ и разрабатывает предложения по повышению ее эффективности. Взаимодействия воспитателя с старшим воспитателем образовательного учреждения не разрывны на протяжении всего образовательного процесса. Старший воспитатель оказывает помощь педагогическим работникам в освоении и разработке инновационных программ и технологий, помогает осуществить подготовку к аттестации. Совместно принимаются меры по оснащению групп современным оборудованием, наглядными пособиями и техническими средствами обучения, пополнению их учебно-методической, художественной и периодической литературой.

Осуществляется работа по соблюдению в образовательном процессе норм и правил пожарной безопасности, дорожного движения, поведения на улице.

Взаимодействия воспитателя с музыкальным работником образовательного учреждения.

Общее и музыкально-эстетическое развитие дошкольников в детском саду осуществляют музыкальный руководитель, хорошо владеющий теорией и методикой педагогического процесса, и воспитатель, имеющий общую музыкальную подготовку.

Работа педагогов сложна, разнообразна, и должна проводиться в тесном, обоюдном понимании и контакте.

Музыкальные занятия в детском саду – это основная форма организации музыкальной деятельности детей. В подготовке музыкальных занятий участвует музыкальный руководитель с воспитателем. Эти занятия часто начинаются в группе, где происходит что-то интересное для детей. Например, дети обнаружили, что пропали некоторые игрушки, и отправляются их искать. Они приходят в зал… и начинается игровое музыкальное занятие. Тем самым у детей создается мотивация, интерес к музыкальной деятельности. Всё это педагоги продумывают и проводят совместно.

В деятельность музыкального руководителя и воспитателя входит также проведение музыкально-речевых занятий. Эти занятия являются связующим звеном в деятельности педагогов. Занятия нацелены на развитие речи средствами выразительного пения, являются дополнительными. Воспитатель активно помогает музыкальному руководителю в его проведении. Содержание занятия включает литературный и музыкальный материал.

На музыкальных занятиях развиваются, совершенствуются и закрепляются певческие навыки детей, формируется стереотип правильного произношения слов. Эмоциональная основа музыкальных занятий способствует более качественному усвоению различных навыков. Воспитатель, присутствуя на таких занятиях, обогащает методику своей работы по развитию речи детей и приближает её к методике музыкального руководителя.

Воспитатель и музыкальный руководитель создают предметно-развивающую среду, которая тщательно продумывается ими. Предметно-развивающей среде придаётся основополагающее значение в педагогическом процессе детского образовательного учреждения.

Сущность задач совместного взаимодействия музыкального руководителя и воспитателя заключается в пробуждении творческой активности детей, развитии их музыкального воображения и мышления, стимулировании желания самостоятельно включатся в музыкально-творческую деятельность.

Совместно педагоги должны развивать музыкальность детей, воспитывать их нравственную сферу, психические процессы и личностные новообразования. Таким образом музыкальный руководитель и воспитатель должны предусмотреть целостность музыкального образования: обучение, воспитание, развитие. Все эти задачи могут быть реализованы только при соблюдении следующих условий:

- приобщение к музыкальной деятельности приносит детям только положительные эмоции;

- продуман гуманно-личностный подход, обеспечивающий эмоциональный комфорт детей;

- во всех формах организации создана комфортная музыкально-образовательная среда.

Музыкальный руководитель и воспитатель должны держать в центре музыкально-образовательной системы развитие всей целостной совокупности качеств личности, и это является главным результатом. Целью гуманно-личностного подхода, провозглашенного педагогикой сотрудничества, является подход к личности ребенка, его внутреннему миру, где таятся неразвитые способности, силы и возможности. Задача педагогов разбудить эти силы и использовать их для более полного развития.

Тесное взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя обеспечивает эффективность решаемых задач музыкального образования, индивидуально-дифференцированный подход к детям.

Педагоги должны субъективно взаимодействовать с детьми. Такой стиль взаимодействия педагога с ребенком предоставляет ребенку право выбора (песни, игры) для разучивания. Игровая мотивация, наличие диалога и полилога (т. е. взаимодействие музыкального руководителя с воспитателем, игровым персонажем и детьми) делает занятие очень динамичным. В ходе занятия при постановке вопроса ребенку музыкальный руководитель (воспитатель) формирует вопрос таким образом, что в нём закладываются два варианта ответа. Например: «Какое настроение вызвала у вас музыка весёлое или грустное? », «Как поют птенчики высоким или низким голоском? ». Дети отвечают, как правило, всегда правильно.

В процессе субъектного взаимодействия педагоги постоянно ставят детей в позицию экспериментатора, задают им много вопросов, побуждают их постоянно мыслить и искать ответ на поставленный вопрос. Именно такое взаимодействие прекрасно влияет на развитие интеллектуальных способностей.

Процесс музыкального образования долгий, не стоит ждать быстрых результатов. Только совместная деятельность музыкального руководителя и воспитателя приводит к желаемым результатам в решении задач общего и музыкально-эстетического развития детей дошкольного возраста.

Взаимодействия воспитателя с руководителем физического воспитания образовательного учреждения.

В настоящее время одной из наиболее важных проблем является состояние здоровья народонаселения. Здоровье детей – богатство нации. Наиболее доступным средством увеличения потенциала здоровья является физическая культура, двигательная активность.

В дошкольном учреждении физкультурно-оздоровительная работа организуется воспитателем и руководителем физического воспитания. Эффективность физкультурно-образовательной работы в дошкольном учреждении во многом определяется их взаимодействием. Каждый из них выполняет работу в соответствии с должностными обязанностями. Требования к деятельности этих специалистов имеют отличия в зависимости от решаемых задач: общей физической подготовки детей, двигательной реабилитации. Педагогическая деятельность направлена на ребенка, поэтому их действия должны быть согласованы между собой. Планирование их совместной деятельности осуществляется на основе годового плана дошкольного учреждения и оформляется в виде планов: консультации для воспитателей, выступления на педагогических советах и медико-педагогических совещаниях

Они в одинаковой мере:

- знают программу, в соответствии с которой претворяет на практике физическое совершенствование детей (цели, задачи, прогнозируемые результаты) ;

- проводят диагностику физического состояния детей по программе, реализуемой дошкольным учреждением;

- знают особенности состояния здоровья воспитанников и планируют занятия физическими упражнениями в соответствии с этими особенностями;

- формируют у детей представления о гигиене и эстетике занятий физическими упражнениями (осанка, образцовый показ физических упражнений, проведение занятия в спортивной одежде и обуви и т. д.);

- используют средства физической культуры для воспитания нравственных

(морально – волевых) качеств у воспитанников;

- контролируют физическую нагрузку по внешним признакам утомления;

- используют средства физической культуры для формирования у детей нормального полоролевого поведения;

- осуществляют закаливание в процессе занятий физическими упражнениями;

- обеспечивают безопасность детей в процессе занятий физическими упражнениями;

- оказывают детям первую медицинскую помощь при несчастных случаях;

- планируют, проводят и анализируют физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня (утренняя гимнастика, физкультминутка, подвижные игры между занятиями и на улице, бодрящая гимнастика);

- информируют родителей об уровне физического состояния их детей и успешности в двигательной деятельности.

Жизнь каждого ребенка в ДОУ строится на основе продуманного чередования физических нагрузок, разных видов и форм деятельности.

Взаимодействия воспитателя с медицинским работником образовательного учреждения.

Взаимодействие воспитателя и медицинского работника направлено на:

  •    контроль санитарного состояния помещений и участка детского сада;
  •    соблюдение санитарного режима по назначению врача, организацию мероприятия по закаливанию детей;
  •  обеспечение организаций оздоровительных мероприятий, соблюдение режима дня, правильным проведением утренней гимнастики, физкультурных занятий и прогулок детей;
  •    учет отсутствующих по болезни, изоляция заболевших детей;
  •    производится совместный ежедневный утренний прием детей;
  •    участие в педагогических советах, посвященных проблеме физического развития и здоровья детей;
  •    санитарно-просветительская работа родителей;
  •    соблюдением графика получения пищи группой;
  •    ведение табелей на питание детей по группе;
  •    организацию питания в группе.

Взаимодействия воспитателя с младшим воспитателем образовательного учреждения.  

Во взаимодействия воспитателя с младшим воспитателем происходит ежедневно, на протяжении всего дня прибывания детей в детском саду, в него входит:

  •     участие в планировании и организации жизнедеятельности воспитанников, в проведении занятий, организуемых воспитателем;
  •     создание условий для социально-психологической реабилитации, социальной и трудовой адаптации воспитанников;
  •   совместно с медицинскими работниками и под руководством воспитателя обеспечение сохранения и укрепление здоровья воспитанников, проведение мероприятий, способствующих их психофизическому развитию, соблюдению ими распорядка дня;
  •   организация с учетом возраста воспитанников их работы по самообслуживанию, соблюдению требований охраны труда, оказания им необходимой помощи;
  •    участие в работе по профилактике отклоняющегося поведения, вредных привычек у воспитанников;
  • несение ответственности за их жизнь и здоровье детей;
  •    одевание и раздевание детей, проведение закаливающих мероприятий;
  •    обеспечение охраны жизни и здоровья воспитанников во время образовательного процесса;
  •    выполнение правил охраны труда и пожарной безопасности;
  •    обеспечение охраны жизни детей, сохранение и укрепление их здоровья;
  •    совместная работа с детьми;
  •  взаимодействие в работе по повышению эффективности воспитательно-образовательного процесса и по созданию для воспитанников благоприятного эмоционального климата в группе в период их пребывания в дошкольном учреждении.

 

Подводя итог выше сказанному, хочется еще раз отметить то, что современные цели и задачи дошкольного воспитания, не могут выть реализованы каждым участником педагогического процесса в отдельности. Все специалисты должны стремиться к тому, чтобы иметь единый подход к воспитанию каждого ребенка и единый стиль работы в целом. Чтобы обеспечить такое единство в работе всех педагогов и специалистов необходимо их тесное взаимодействие.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА №6 «МЕЧТА» ГОРОДА ДУБНЫ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Взаимодействие с музыкальным руководителем

http://mylists.ru/images/2019/03/25/1311/prepodavatel-po-shahmatam_1.jpg

ЗАДАЧИ, НАПРАВЛЕНИЯ, КОМПОНЕНТЫ

В настоящее время взаимодействие педагогического коллектива является одним из признаков высокоэффективной организации образовательного процесса. Взаимодействие формирует у педагогов качества, которые способствуют поступательному росту всего коллектива (навыки сотрудничества, взаимной поддержки и др.). Педагогический коллектив во взаимодействии – это не группа разобщенных специалистов. Это – коллектив заинтересованных в достижении общего результата педагогов. Здесь не подавляется индивидуальность каждого человека. Наоборот, каждый занимает место, соответствующее его профессиональным возможностям и способностям, каждый активно участвует в организации образовательного процесса, каждый чувствует окрыляющую силу успеха. Ведь успех в работе – это внутренний комфорт, радостный настрой, когда дело спорится. Педагоги знают, какие этапы они должны пройти, и видят общую конечную цель. Взаимодействие педагогического коллектива включает три основных компонента:

– единство цели и методов ее достижения;

– единство мотивационных стимулов;

– единство ценностных ориентаций.

Содержание такого взаимодействия раскрыто в методике музыкального воспитания дошкольников: музыкальный руководитель создает условия для овладения детьми знаниями, умениями и навыками в различных формах организации и видах музыкальной деятельности, а воспитатель способствует их закреплению, применению в различных ситуациях.

Помимо музыкального воспитания в работе педагогического коллектива открываются новые направления, диктующие организованные взаимные действия: реализация дополнительных образовательных программ, кружковая работа, новые подходы в организации сезонной досуговой деятельности детей, сотрудничество с педагогами дополнительного образования и др. И здесь несогласованность педагогов ведет к лишним, неоправданным временным затратам, к увеличению нагрузки на детей и взрослых, возникновению противоречий, отсутствию единого мотивационного стимула. В связи с этим возникает необходимость в четкой системе взаимодействия педагогического коллектива, предусматривающей не устные договоренности, а выстроенный план взаимных действий, направленный на достижение общей цели, согласуемый с профессиональными возможностями и способностями педагогов, а также с возрастными этапами и основными образовательными направлениями дошкольников. Для организации взаимодействия педагогического коллектива в ДОО целесообразно разработать методические рекомендации по организация взаимодействия педагогического коллектива в летний период. Его основным компонентом является план взаимодействия педагогического коллектива, где определяются формы организации деятельности детей, а также содержание этой деятельности. Музыкальный руководитель и воспитатель или педагог дополнительного образования распределяют ее содержание по формам педагогической деятельности, организованным каждым из них. Помимо плана педагогического взаимодействия составляются образцы алгоритмов и сценариев досугов, конспекты занятий, описание игр, которые помогут сориентироваться в предложенном материале.

Использование такой системы взаимодействия способствует росту уровня эффективности педагогической деятельности. Но главное, обеспечивает мотивационную значимость деятельности детей, что позволяет вовлекать ребенка в воспитательно-образовательный процесс, предохранять его от перегрузок, формировать эмоционально-интеллектуальное, оценочно-познавательное отношение к искусству, к окружающей действительности.

МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
(примерный перечень)

Н. Кононова «Музыкально-дидактические игры для дошкольников», З. Роот «Музыкально-дидактические игры для детей дошкольного возраста».

1-я  группа раннего возраста.

1. Развитие звуковысотного слуха – «Где мои детки?».

2. Развитие музыкальной памяти – «Чудесный мешочек».

3. Развитие тембрового слуха – «В лесу».

4. Развитие чувства ритма – «Прогулка».

5. Развитие динамического слуха – «Громко – тихо запоем».

6. Развитие ладового чувства –  «Весело – грустно».

ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ

Предметно-развивающая среда группы детского сада необходима детям потому, что выполняет по отношению к ним информационную, стимулирующую и развивающую функции. Она не может существовать сама по себе, без детей и взрослых, которые меняют ее в соответствии со своими потребностями, интересами, целями и задачами взаимодействия. Эта среда должна строиться на основе ведущих принципов:

– возрастные нормы;

– эстетичность;

– доступность.

Музыкальная предметно-развивающая среда с учетом взросления дошкольников, то есть в соответствии с возрастными особенностями их музыкального развития и этапами становления видов музыкально-художественной деятельности, может быть наполнена следующими музыкальными игрушками и музыкально-дидактическими играми.

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИГРУШКИ
(примерный перечень)

1-я  группа раннего возраста.

1. Крупногабаритное пианино, гармошка, гитара. (Инструменты должны быть соразмерны руке ребенка, неозвученные или с зафиксированной мелодией.)

2. Игрушки с зафиксированной мелодией – различные органчики, балалайки и т. д.

3. Звуковые картинки с зафиксированной мелодией.

4. Музыкальный волчок.

5. Погремушки.

6. Барабаны, бубны.

7. Дудочки.

8. Металлофон.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА №6 «МЕЧТА» ГОРОДА ДУБНЫ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Консультация для воспитателей.

«Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством музыки»

Подготовил:

музыкальный руководитель

Юрова Л.С

В связи с тем, что социальный фон воспитания в современной России продолжает оставаться неблагоприятным, что обуславливается как общими негативными тенденциями развития современной цивилизации в целом, так и состоянием российского социума, как никогда актуальны вопросы нравственного воспитания детей.

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей – вот главные идеи воспитания нравственно-патриотических чувств у дошкольников. Самое большое счастье для родителей – вырастить здоровых и высоконравственных детей.

В нашем дошкольном учреждении нравственно-патриотическому воспитанию уделяется большое внимание. В этом участвует весь коллектив, создавая атмосферу доброты, терпимости, душевного комфорта. Невозможно переоценить роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников. Формирование таких качеств, как любовь к своему дому, бережное отношение к природе, постоянно осуществляется на музыкальных занятиях. Дети учатся сопереживать, упражняются в хороших поступках, сами не замечая этого. “Музыка – необходимый душевный атрибут человеческого существования”, – так говорил Аристотель.

“Дело искусства – сохранять душу”, – это слова нашего современника В. Распутина.

Музыка способна воздействовать на чувства, настроения ребенка, она способна преобразовывать его нравственный и духовный мир. Я, как педагог, осуществляющий музыкальное воспитание детей, стараюсь работать в тесном контакте с воспитателями и специалистами. Вместе с педагогами мы стремимся использовать на занятиях и в повседневной жизни музыкальные произведения, ценные в воспитательном отношении. Стараемся раскрыть перед детьми их красоту, сделать эти произведения знакомыми и любимыми. Причем те образы, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, конкретными, вызывающими интерес, будящими воображение.

Суть нравственно-патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа. Поэтому базой формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре и своему народу.

Большие потенциальные возможности нравственно-патриотического воздействия заключаются в народной музыке. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в веселой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора. С музыкальным фольклором дети нашего дошкольного учреждения знакомятся на музыкальных занятиях, в повседневной жизни, на досугах и при участии в народных праздниках. Народная музыка вызывает интерес детей, приносит им радость, создает хорошее настроение, снимает чувство страха, беспокойства, тревоги – словом, обеспечивает эмоционально – психологическое благополучие. Богатство и разнообразие содержания детского фольклора позволяют выбирать наиболее яркие его образцы. Все народные песни, а также народные мелодии, используемые нами в слушании и ритмической деятельности ребят, обладают большими художественными достоинствами и высокой познавательной ценностью. Посредством народной музыки дети знакомятся с жизнью и бытом русского народа, с образцами народного музыкального творчества. В нашем саду есть аудио и видео записи народной музыки, сказок, звучания народного оркестра. Таким образом, даются понятия: “народная музыка”, “оркестр народных инструментов”, “народный хор”. На занятиях в доступной форме рассказываю детям, что песни, сказки, прибаутки люди начали сочинять очень давно, но не умели их записывать, и так они передавались из поколения в поколение. Кто их сочинял – неизвестно. Говорят – народ сложил эти песни, сказки. Поэтому их и называют народными. Старшим дошкольникам называю имена выдающихся русских композиторов: М. И. Глинка, П. И. Чайковский, Н. А. Римский-Корсаков, говорю, что эти композиторы использовали народные мелодии в своем творчестве.

Произведения русского музыкального и устного народного творчества, используемые в работе с дошкольниками, просты, образны, мелодичны, поэтому дети их быстро усваивают. Интонационные достоинства песен позволяют детям использовать их как в младшем возрасте, так и в старшем. Эти песни способствуют развитию первоначальных певческих навыков у детей младшего возраста. В старшем возрасте они очень эффективны в качестве распевания. Русские песни становятся более понятными, доступными, когда я включаю их в такую исполнительскую деятельность, как игра на детских музыкальных инструментах. Широко использую в своей работе многообразие народной музыки для разучивания танцевальных движений, инсценировок, хороводов, плясок и т. д. Русская народная музыка постоянно звучит при выполнении движений на музыкальных занятиях и в утренней гимнастике. Сила воздействия на ребенка произведений народного творчества возрастает, если ознакомление с ними осуществляется на основе собственной деятельности дошкольника. Исходя из этого, в работе с детьми необходимо добиваться, чтобы они были не только активными слушателями и зрителями, но и активными исполнителями песен, плясок, хороводов, музыкальных игр и т. п., активно включались в работу и по подготовке к праздникам и развлечениям. Народная музыка включается в занятия по изобразительной деятельности, когда дети создают декоративные композиции по мотивам народных промыслов. Часто включается и устный фольклор (сказки, потешки, пословицы, поговорки, загадки, скороговорки, что обогащает содержательную и образную сторону речи и стимулирует эмоциональные отклики детей, делает процесс восприятия народного искусства более ярким, глубоким и осознанным. Таким образом, приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы воспитываем в них чувство патриотизма, а оно неотделимо от воспитания чувства национальной гордости. Следующим этапом работы в этом направлении явилось использование музыки при ознакомлении детей с образом Родины. Для ребенка-дошкольника Родина – это мама, близкие родные люди, окружающие его. Это дом, где он живет, двор, где играет, это детский сад с его воспитателями и друзьями. От того, что видит и слышит ребенок с детства, зависит формирование его сознания и отношение к окружающему. Нравственное воспитание ребенка - дошкольника – это, прежде всего воспитание любви и уважения к матери. Для многих людей это слово “мама” – самое прекрасное слово на земле. Все дети любят своих мам. Они делают мамам подарки, рисуют их портреты и даже сочиняют про них стихи и сказки. Песни о маме устойчиво вошли в детский репертуар. Чувства малышей отличаются простотой, непосредственностью: А для милой мамочки Испеку два пряничка. В мелодии этой песни (А. Филиппенко “Пирожки”) звучат и любовь, и ласка, и желание сделать маме приятное. Более сложные чувства у старших дошкольников. Это и гордость за свою маму: Пускай узнает ветер И звезды, и моря, Что лучше всех на свете Мамочка моя! и чувство дружелюбия: мама – старший друг и товарищ (песня Ю. Слонова “Мы с мамою нашей большие друзья”, и чувство нежной радости, ласкового спокойствия (песня А. Филиппенко “Хорошо рядом с мамой”). Для того чтобы эти песни прочно вошли в жизнь ребенка, я, совместно с воспитателями и специалистами, использую их в разных ситуациях: во время утренних бесед о маме, на занятиях – после чтения стихотворений о маме, при рассматривании репродукций с изображением матери с ребенком, а также в комплексных занятиях и в праздничном концерте, посвященном Женскому дню 8 Марта. Ребенок будет любить и по-настоящему ценить свой родной край, если мы научим его этому. Чувство любви к родной природе – еще одно из слагаемых патриотизма. Именно воспитанием любви к родной природе, можно и нужно развивать патриотическое чувство дошкольников: ведь природные явления и объекты, окружающие ребенка с его появления на свет, ближе ему и легче для его восприятия, сильнее воздействуют на эмоциональную сферу. В нашем детском саду это достигается разными средствами, в том числе и средствами музыкального искусства. Выразительность музыкального языка, яркость и поэтичность стихов помогают детям почувствовать теплоту и сердечность песен, воспевающих красоту родной природы. В репертуаре программы по музыке много музыкальных произведений, в которых переданы образы хорошо знакомых детям животных и птиц. Дети с огромным удовольствием передают с помощью выразительных движений эти образы. Помимо этого в разделе слушания музыки программой предлагается масса инструментальной музыки, характеризующая образы природы: П. Чайковский цикл “Времена года”, А. Вивальди цикл “Времена года”, Ж. К. Сен-Санс цикл “Карнавал животных. Особое значение в рамках нравственно-патриотического воспитания имеет тема “Защитников Отечества”. Эта тема очень любима детьми, тем более что основную массу наших воспитанников составляют мальчишки. Песни этой тематики легко запоминаются ребятами. Особенно популярны у них “Бравые солдаты”, муз. А. Филиппенко и “Будем в армии служить”, муз. Ю. Чичкова. Они написаны в темпе марша, содержание их созвучно с желанием ребят быть сильными и смелыми как защитники нашей Родины. Говоря о защитниках нашей Родины, нельзя оставлять без внимания и тему Великой Победы. В этой теме мы раскрываем детям величие подвига советского солдата, знакомя их с песнями тех времен и о тех временах. Музыкальные впечатления дошкольников опираются на знания, полученные на занятиях по ознакомлению с окружающим, на впечатления от экскурсий к памятникам погибших воинов. А в рамках празднования 70-й годовщины Великой Победы, ребята после праздничного концерта, организованного для ветеранов, были приглашены на совместное чаепитие с ветеранами и тружениками тыла, где имели уникальную возможность общения с представителями того поколения. Эта встреча надолго осталась в памяти ребят и явилась важнейшим фактором в формировании их морального облика и духовного воспитания. Итак, совместное решение задач нравственно-патриотического воспитания педагогами и мной, как музыкальным руководителем нашего детского сада, дало ощутимые результаты: музыка прочно вошла в быт детей, заняла значительное место в их жизни.

План работы с воспитателями на 2019-2020 учебный год

Сроки

Содержание работы

Сентябрь

Мероприятие, посвященное Дню Дошкольного работника «Горжусь профессией за то, что детство проживаю многократно».

Индивидуальные консультации по проблемным моментам организации работы по музыкальному развитию детей.

Привлекать педагогов к изготовлению костюмов, атрибутов, декораций.

Индивидуальные занятия по изучению репертуара к проведению музыкальных занятий (заучивание текстов песен, движений танцев и т.п.)

Октябрь

Консультация «Праздничные утренники»

Индивидуальные консультации по проблемным моментам организации работы по музыкальному развитию детей.

Привлекать педагогов к изготовлению костюмов, атрибутов, декораций.

Подготовка к осеннему празднику – организационные моменты

Индивидуальная работа с ведущими осенних утренников.

Репетиции с воспитателями к осеннему празднику.

Оформление музыкального зала к празднику осени.

Анализ проведения осенних праздников.

Ноябрь

Консультация " Рисуем музыку "

Индивидуальные консультации по проблемным моментам организации работы по музыкальному развитию детей.

Привлекать педагогов к изготовлению костюмов, атрибутов, декораций.

Индивидуальные занятия по изучению репертуара к проведению музыкальных занятий (заучивание текстов песен, движений танцев и т.п.).

Подготовка ко Дню Матери - организационные моменты.

Анализ проведения досугов ко Дню Матери.

Декабрь

Консультация «Охрана детского голоса».

Индивидуальные консультации по проблемным моментам организации работы по музыкальному развитию детей.

Привлекать педагогов к изготовлению костюмов, атрибутов, декораций.

Индивидуальные занятия по изучению репертуара к проведению музыкальных занятий (заучивание текстов песен, движений танцев и т.п.)

Подготовка к новогоднему празднику – организационные моменты

Индивидуальная работа с ведущими новогодних утренников

Репетиции с воспитателями, участниками новогодних сценок

Оформление музыкального зала к празднику ёлки.

Анализ проведения новогодних утренников.

Январь

Консультация "Творческая инициатива детей в музыкальных играх"

Индивидуальные консультации по проблемным моментам организации работы по музыкальному развитию детей.

Привлекать педагогов к изготовлению костюмов, атрибутов, декораций.

Индивидуальные занятия по изучению репертуара к проведению музыкальных занятий (заучивание текстов песен, движений танцев и т.п.)

Подготовка к зимнему фольклорному празднику «Колядки» – организационные моменты

Анализ проведения праздника

Февраль

Консультация "Классическая музыка для детей"

Индивидуальные консультации по проблемным моментам организации работы по музыкальному развитию детей.

Индивидуальные занятия по изучению репертуара к проведению музыкальных занятий (заучивание текстов песен, движений танцев и т.п.)

Подготовка к праздникам «Масленица» и 8марта – организационные моменты.

Индивидуальная работа с ведущими праздничных утренников

Репетиции к утренникам.

Март

Оформление музыкального зала к проведению праздников 8 Марта.

Анализ проведения праздников.

Консультация «Развитие речи через музыкально-театральную деятельность».

Индивидуальные консультации по проблемным моментам организации работы по музыкальному развитию детей.

Привлекать педагогов к изготовлению костюмов, атрибутов, декораций.

Индивидуальные занятия по изучению репертуара к проведению музыкальных занятий (заучивание текстов песен, движений танцев и т.п.).

Мастер-класс «Музыкальные игры и хороводы»

Индивидуальное консультирование по подготовке к празднику 1 апреля

Оформление музыкального зала к празднику смеха и юмора

Апрель

Консультация «Музыкальное воспитание дошкольников в свободной деятельности»

Индивидуальные консультации по проблемным моментам организации работы по музыкальному развитию детей.

Совместная подготовка и проведение досуговой деятельности

Привлекать педагогов к изготовлению костюмов, атрибутов, декораций

Индивидуальные занятия по изучению репертуара к проведению музыкальных занятий (заучивание текстов песен, движений танцев и т.п.)

Практическое занятие для педагогов «Пальчиковые игры для малышей»

Май

Консультация " Как организовать детский досуг "

Музыкально-литературная композиция «Четыре года шла война»

Совместная подготовка и проведение досуговой деятельности

Привлекать педагогов к изготовлению костюмов, атрибутов, декораций

Индивидуальные занятия по изучению репертуара к проведению музыкальных занятий (заучивание текстов песен, движений танцев и т.п.)

Подготовка к выпускному балу "До свидания, детский сад" – организационные моменты

Индивидуальная работа с ведущими праздника

Репетиции с участниками выпускного утренника

Подготовка к празднованию Международного дня защиты ребенка – организационные моменты

Индивидуальное консультирование по подготовке к празднику

Репетиции с участниками праздника "Мы на свет родились, чтобы радостно жить"

МУЗЫКА КАК СОВОКУПНОСТЬ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ

За короткий срок в системе музыкального воспитания дошкольников, как и во всей системе дошкольного образования, изменилось очень многое: появилось большое количество программ, образовательных технологий, изменились дети и родители. А главное – изменились требования к содержанию и организации музыкального воспитания. Педагогам-практикам важно уяснить, что прежние привычные нормы уже не работают. На современном этапе педагогическая деятельность требует обращения музыкального руководителя к новым формам, которые бы позволили образовывать (обучать, воспитывать, развивать) дошкольников так, чтобы они об этом даже не догадывались. Ориентиром в этом направлении являются требования ФГОС ДО, устанавливающие нормы и правила, обязательные при реализации основной образовательной программы (ООП) ДО, определяющие новое представление о содержании и организации музыкального воспитания:

•  Музыка, как вид деятельности образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» входит в совокупность образовательных областей программы.

•  Реализация ее содержания направлена на формирование общей культуры детей через развитие музыкальности, музыкальной деятельности детей и способности эмоционально воспринимать музыку, приобщение к музыкальному искусству. Причем за счет тематического разнообразия, выразительных и изобразительных возможностей музыки параллельно решаются и задачи других образовательных областей (ОО).

•  Комплексно-тематический принцип и принцип интеграции ОО реализуются в совместной деятельности взрослого и детей (непосредственная образовательная деятельность – НОД и деятельность в ходе режимных моментов), самостоятельной деятельности детей, во взаимодействии с семьями дошкольников, в различных видах детской деятельности.

Требования ФГОС ДО задают допустимую границу как создания условий для осуществления образовательного процесса, так и для результатов освоения ООП:

•  Насыщенная музыкально-развивающая среда, несущая информационную функцию, побуждающая делать детей сознательный выбор, выдвигать, реализовывать собственные инициативы, создающая условия для обучения ребенка в процессе самостоятельной музыкальной деятельности, обеспечивающая разные виды его активности (умственную, игровую, творческую и т. д.).

•  Планируемые итоговые результаты развития детей представлены целевыми ориентирами образования на этапе младенческого и раннего возраста детей и на этапе завершения дошкольного периода.

•  Использование игровой мотивации при проведении образовательной деятельности и стимулирование партнерской деятельности педагога с детьми.

•  Компетентностный подход в построении образовательного процесса, направленный на формирование личностных характеристик ребенка (самостоятельный перенос знаний и умений на новую ситуацию; способность видеть новые задачи в знакомых условиях и выбирать альтернативные решения; умение комбинировать известные способы решения задачи для более рационального способа ее решения).

•  Формирование у дошкольников деятельностного подхода к обучению (наличие познавательного мотива: желание узнать, научиться, открыть; понимание того, что именно нужно выяснить, освоить; выполнение ими определенных действий для приобретения недостающих знаний; выявление и освоение способа действия, позволяющего осознанно применять знания; формирование умения контролировать свои действия).

•  Использование здоровьесберегающих технологий (совокупности приемов, средств, методов и подходов обучения к образовательному процессу), направленных не только на сохранение, укрепление и формирование здоровья детей, но и на профилактику заболеваемости и травматизма.

Пособие предлагает познакомиться с опытом организации образовательной деятельности в контексте ФГОС ДО, поможет совершенствовать, разнообразить работу по музыкальному воспитанию дошкольников.

МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ

ПАМЯТКА  ВОСПИТАТЕЛЮ

Воспитывая ребенка средствами музыки, педагоги-«дошкольники» должны хорошо понимать ее значение в гармоничном развитии личности. Для этого надо ясно и отчетливо представлять, какими средствами, методическими приемами можно закладывать правильное восприятие музыки.

Педагогу-воспитателю необходимо:
1. Знать все программные требования по музыкальному воспитанию.
2. Знать музыкальный материал своей группы, быть активным помощником музыкальному руководителю на музыкальных занятиях.

3. Оказывать помощь музыкальному руководителю в освоении детьми программного музыкального репертуара, показывать образцы точного выполнения движений
4. Разучивать движения с  детьми.

5. Углублять музыкальные впечатления детей путем прослушивания музыкальных произведений в группе с помощью технических средств.
6. Развивать музыкальные умения и навыки детей (мелодический слух, чувство ритма) в процессе проведения дидактических игр.
7. Владеть элементарными навыками игры на детских музыкальных инструментах (металлофоне, колокольчиках, бубне, ложках и др.).
8. Осуществлять музыкальное развитие детей, используя все разделы работы: пение, слушание музыки, музыкально-ритмические движения, игру на ДМИ.
9. Учитывать индивидуальные возможности и способности каждого ребенка.
10. Развивать самостоятельность, инициативу детей в использовании знакомых песен, хороводов, музыкальных игр на занятиях, прогулке, утренней гимнастике, в самостоятельной художественной деятельности.
11. Включать музыкальное сопровождение в организацию занятий и режимных моментов.
12. Принимать активное участие в проведении праздников, развлечений, музыкальных досугов, кукольных спектаклей.
13. Готовить поэтические подборки поэтического материала к развлечениям и музыкальным праздникам.
14. Оказывать помощь в изготовлении атрибутов, оформлении музыкального зала для праздников и развлечений.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Схема: Взаимодействие со специалистами. Организация досуговой деятельности на – учебный год.

Примерная схема которую заполняют специалисты и воспитатели группы.  месяцнеделя    Тематика недели...

План взаимодействия узких специалистов при планировании работы с родителями

Данный план составлен на каждый месяц. В нем указаны консультации узких специалистов и воспитателей при пработе с родителями в группе детей с ОНР...

Старший воспитатель - координатор взаимодействия узких специалистов ДОУ

Функции методического сопровождения. Самоанализ деятельности узкого специалиста....

Взаимодействие всех специалистов ДОУ в работе с детьми

Взаимодействие всех специалистов ДОУ  в работе с детьми...

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СО СПЕЦИАЛИСТАМИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ (ОНР)

В даном  материале кратко( по месяцам) описанна проводимая работа. Особенно актуально для молодых специалистов......

план взаимодействия со специалистами

примерный план взаимодействия с узкими специалистами ДОО (музыкальным руководителем, инструктором по физическому воспитанию)...