Здоровьесберегающие технологии в развитии речи дошкольников
материал (старшая, подготовительная группа)

Столярская Елена Владимировна

          Здоровьесберегающие технологии ДОУ - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №55 «Кузнечик»

Здоровьесберегающие технологии в развитии речи дошкольников

                                                                                                            Воспитатель:

                                                                                                            Столярская Е.В.

2018г.

Пояснительная записка

 Здоровьесберегающие технологии ДОУ - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

       В настоящее время использование здоровьесберегающих технологий в деятельности ДОУ, также становятся перспективным средством развивающей работы с детьми. Эти методы работы принадлежат к числу эффективных средств развития речи все чаще применяемых в дошкольной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления детей дошкольного возраста. Кроме того, альтернативные методы и приемы помогают организовывать образовательную деятельность интереснее и разнообразнее.

Акктуальность

  • совершенствование мелкой и общей моторики
  • совершенствование артикуляционной моторики

  • развитие граммотического строя речи
  • развитие речевого дыхания и силы голоса
  • формирование слоговой структуры слова
  • обогащение словарного запаса
  • профилактика дисграфии
  • развитие связной речи
  • формирования фонематических функций
  • совершенстование психических функций

Цель приминение здоровьесберегающих технологий в развитии речи детей явлется оптимизация процесса сохранения и коррекции речи, поддержание и укрепления здоровья детей.

Задачи технологии:

  • способствует повышению речевой активности;
  • развиает речевые умения и навыки;
  • снимает напряжение, восстанавливает работоспособность;
  • активизирует познавательный интерес;

  • улудшает концентрацию внимания, снижает трудности переключения с одного вида деятельности на другой.

Принципы технологии:

  1. «Не навреди»
  2. Принцип сознательности и активности

  1. Принцип непрерывности оздоровьесберегающего процесса
  2. Принцип всестороннего и гармонического развития личности
  3. Принцип доступности и индивидуальности
  4. Принцип систематичности и последовательности

  1. Принцип системного чередования нагрузки и отдыха
  2. Принцип постепенного наращивания оздоровительных воздействий.

Здоровьесберегающие технологии в развитие речи детей:

-дыхательная гимнастика

-упражнения, направленные на профилактику нарушения зрения

-развитие мелкой моторики

артикуляционная гимнастика

-физминутки

-логоритмика

-кинезиологические упражнения

-су-джоки терапия

-элементы музыкотерапии, сказкотерапии, пескотерапии -массаж, самомассаж

Дыхательная гимнастика –способствует развитию и укреплению грудной клетки; направлена на закрепление навыков речевого дыхания; необходима для дальнейшей коррекции звукопроизношения.

Гимнастика для глаз – снимает мышечное напряжение; вызывает эмоциональный подъем.

Физминутки – направлены на нормализацию мышечного тонуса; исправление неправильных поз; запоминание серии двигательных актов; развитие быстрой реакции на словесные инструкции; развитие общей моторики.

Пальчиковая гимнастика  тренировка пальцев рук влияет на созревание речевое функции. Развитие мелкой моторики благоприятно влияет на развитие речи, развитие зрительно – пространственной координации, активизации познавательной и речемыслительной деятельности. Артикуляционная гимнастика  помогает выработке полноценных положений органов артикуляционного аппарата; объединяет простые движения всложные, необходимые для правильного произношения звуков. Кинезиологические упражнения  универсальный метод развития умственных способностей через определенные двигательные упражнения. Именно эти упражнения позволяют улучшить работу головного мозга. тем самым улудшая память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и общую моторику. снизить утомляемость.

Су - джок терапия  этот метод основан на том. что каждому органу человеческого тела соответствуют биоактивные точки, расположенные на кистях и стопах. Основное достоинство – высокая эффективность пи правильном применении наступает выраженный эффект

Пескотерапия – игра с песком, как способ развития ребенка. Она позволяет развивать у детей тактильно – кинетическую чувствительность и мелкую моторику, снимать мышечную напряженность, развивать мотивацию речевого общения, формироватьсвязную речь и обучать чтению и письму.

Ожидаемый результат:

Анализ проведенной работы показал, что в результате систематической и планомерной работы с использованием здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста по развитию речи , посредством подобранной системы дидактических игр и упражнений у дошкольников формируются умения и навыки, свидетельствующие о соответствующем уровне развития речевых умений:


  • детей формируется правильное речевое дыхание и артикуляционный праксис.

Повышается уровень развития высших психических функций. Повышается речевая активность.

Развиваются глазодвигательные мышцы, и снимается усталость с глаз. Развивается общая и мелкая моторика.

Список использованной литературы:

  1. Новикова И. М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010

2Голицына Н.С, Шумова ИМ.Воспитание основ здорового образа жизни у малышей. – М.: Издательство «Скрипторий»2003»,2008 -120с

  1. Волошина Н. Л, Организация здоровьесберегающего пространства. – Дошкольное воспитание, 2004 №12 с. 107 -109
  2. Интернет ресурсы

При организации деятельности воспитаников с внедрением здоровьесберегающих технологий в развитии речи детей дошкольного возраста

14

12

10

8

н.у.

6

с.у.

4

в.у

2

0

развитие речевых

развитие мелкой

развитие общей

активизация

умений

моторики

моторики

психческих функий

При организации деятельности воспитаников с использованием технологий на текущий момент

12

10

8

6

4

2

0

развитие речевых        развитие мелкой        развитие общей        активизация

умений        моторики        моторики        психических

функций


 н.у.

 с.у.

 в.у.

Итоговые показатели использования здоровьесберегающих технологий

На начало использолвания технологий

На текущий момент использования технологии

н.у.

29,4%

н.у.

2,9%

с.у.

67,7%

с.у.

42,7%

в.у.

2,9%

в.у.

54,4%

Итоговый график использования здоровьесберегающих технологий

80.0%

70.0%

60.0%

50.0%

40.0%

н.у.

30.0%

с.у.

в.у

20.0%

10.0%

0.0%

На начало

На текущий момент

использолвания

использования

технологий

технологий

                                                                                      ПРИЛОЖЕНИЕ

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДЕТЕЙ

  • НОВЫЙ ДЕНЬ НАЧИНАЙТЕ С УЛЫБКИ И УТРЕННЕЙ РАЗМИНКИ.

                        

  • СОБЛЮДАЙТЕ РЕЖИМ ДНЯ

  • ПОМНИТЕ: ЛУЧШЕ УМНАЯ КНИГА. ЧЕМ БЕСЦЕЛЬНЫЙ ПРОСМОТР ТЕЛЕВИЗОРА

  • ЛЮБИТЕ СВОЕГО РЕБЕНКА; ОН – ВАШ

  • УВАЖАЙТЕ ЧЛЕНОВ СВОЕЙ СЕМЬИ, ОНИ – ПОПУТЧИКИ НА ВАШЕМ ПУТИ

  • ОБНИМАТЬ РЕБЕНКА СЛЕДУЕТ НЕ МЕНЕЕ 4 РАЗ В ДЕНЬ, А ЛУЧШЕ 8 РАЗ

  • ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ К СЕБЕ – ОСНОВАПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВЫЖИВАНИЯ

  • НЕ БЫВАЕТ ПЛОХИХ ДЕТЕЙ, БЫВАЮТ ПЛОХИЕ ПОСТУПКИ

  • ЛИЧНЫЙ ПРИМЕР ПО ЗОЖ- ЛУЧШЕ ВСЯКОЙ МОРАЛИ

  • ИСПОЛЬЗУЙТЕ ЕСТЕСТВЕННЫЕ ФАКТОРЫ ЗАКАЛИВАНИЯ: ВОДУ, СОЛНЦЕ И ВОЗДУХ

  • ПОМНИТЕ: ПРОСТАЯ ПИЩА ПОЛЕЗНЕЕ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ, ЧЕМ ИСКУСНЫЕ ЯВСТВА

  • ЛУЧШИЙ ВИД ОТДЫХА – ПРОГУЛКА С СЕМЬЕЙ НА СВЕЖЕМ ВОЗДУХЕ, ЛУЧШЕЕ РАЗВЛЕЧЕНИЕ ДЛЯ РЕБЕНКА – СОВМЕСТНАЯ ИГРА С РОДИТЕЛЯМИ.

Консультация для родителей «Игры, которые лечат» 

Консультация для родителей «Использование Су-Джок терапии в работе с детьми с ОВЗ» 

Комплекс игр, развивающих моторику и координацию движений 

Комплекс игровых упражнений, направленных на профилактику зрительного утомления 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс «Веревочные игры, как элемент здоровьесберегающих технологий в развитии речи дошкольника».

Представлены разнообразные игры для развития мелкой моторики рук с нетрадиционным материалом, а именно с веревочкой и веревочным кольцом. Это удивительный материал, с которым можно придумать множество...

«Здоровьесберегающие технологии в развитии речи дошкольника»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"18086991","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"129","width":"480"}}]]Развитию и коррекции речи, психического и физического состояни...

Использование здоровьесберегающих технологий в развитии речи у дошкольников с ТНР

В последнее время, явно наблюдается тенденция к ухудшению речи у детей дошкольного возраста. Этот факт заставляет нас задуматься о причинах данного явления и способах решения данных проблем с нарушени...

Использование здоровьесберегающих технологий в развитии речи младших дошкольников

В настоящее время использование здоровьесберегающих технологий в деятельности ДОУ является перспективным средством развивающей работы с детьми. Эти методы работы принадлежат к числу эффективных средст...

Семинар-практикум для педагогов «Здоровьесберегающие технологии в развитии речи детей с ОНР. Развитие речи дошкольников через кинезиологические упражнения»

В современном мире большое значение уделяется развитию речи, в особенности развитие речи у подрастающего поколения. Поэтому педагоги, нейрофизиологи, врачи и доктора наук создают новые техники, методы...

Презентация "Использование здоровьесберегающих и инновационных технологий в развитии речи дошкольника"

Презентация«Использование инновационных издоровьесберегающих технологийв развитии речи дошкольника»Средняя группа«Смешарики»20021 – 2022 уч. Год Воспитатель: С...

Веревочные игры как элемент здоровьесберегающих технологий в развитии речи дошкольников.

Большинство  родителей, думая о том, как лучше подготовить своего ребенка  к школе, обращают внимание на чтение и счет. Взрослые даже не представляют насколько важно тренировать у ребенка дв...