«Здоровьесберегающие технологии в развитии речи дошкольника»
консультация

Булавенко Ирина Николаевна

Развитию и коррекции речи, психического и физического состояния ребенка помогает использование здоровьесберегающих технологий. Я познакомлю вас с технологиями, которые использую в своей работе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Здоровьесберегающие технологии в развитии речи дошкольника»

G:\Булавенко 2019\Doshkolniki_1040.png

Воспитатель Булавенко И.Н.

Развитию и коррекции речи, психического и физического состояния ребенка помогает использование здоровьесберегающих технологий. Я познакомлю вас с технологиями, которые использую в своей работе.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить возможность сохранения здоровья за период обучения и воспитания, сформировать необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. К нимможно отнести:

- эмоционально-образная терапия

- пальчиковую гимнастику;

- су –Джок –терапию;

- дыхательную гимнастику;

- гимнастику для глаз;

- ритмопластику и т. д.

Пальчиковые игры и упражнения

Пальчиковые игры и упражнения, систематически используемые на занятиях, оказывают стимулирующее влияние на развитие Рече двигательных зон коры головного мозга, что благоприятно отражается на развитии речи детей. Они способствуют ориентировке в пространстве, развитию координации движений и даже постановке звуков. Кроме того, они вызывают у детей положительный эмоциональный отклик.

«Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».

В. А. Сухомлинский

Пальчиковые игры – это небольшие рифмованные тексты, сопровождаемые движениями пальцев или кистей рук.

Игры с пальчиками способствуют более быстрому формированию речи, пространственного мышления, внимания, воображения, помогают в усвоении эмоциональной выразительности.

В пальчиковых играх развитие речи происходит сразу в двух направлениях:

  • Во – первых, импульсы от рецепторов, которые находятся на ладошках идут к головному мозгу и раздражают ту его часть, которая отвечает за развитие речи. Это можно назвать пассивным развитием речи.
  • Во – вторых, ребенок слышит стихи, песенки, запоминает их и через время сам повторяет отдельные слова, а потом и стих целиком. Если ребенок совсем маленький - он учится распознавать звукосочетания, отдельные слова, а также ритм речи и мелодику языка.

В своей работе я использую следующие пальчиковые игры (вот примерный список):

«Дружные пальчики»

  • Пальчик, пальчик, где ты был?

(пальчики сгибаются в кулачок и разгибаются)

  • С этим пальцем в лес ходил.
  • С этим пальцем щи варил.
  • С этим пальцем кашу ел.
  • С этим пальцем песни пел.

(на каждую строчку загибается один пальчик)

Пальчики свои встряхни.

И немного отдохни!

«Осенние листья»

Раз, два, три,

Четыре, пять,

(загибают пальчики, начиная с большого)

Будем листья собирать.

(сжимают и разжимают кулачки)

Листья березы,

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

(загибают пальчики, начиная с большого)

Листики дуба мы соберем,

Маме осенний букет отнесем.

(«шагают» по столу средними и указательными пальчиками)

«Кулак - ребро-ладонь»

Ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на столе, распрямленная ладонь на столе.

Выполняется сначала правой рукой, затем - левой, потом – двумя руками вместе.

«Ожерелье»

Ожерелье мы составим,

Маме мы его подарим.

Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном порядке (от мизинца к указательному пальцу).

Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

«Пальчики здороваются»

Утром встали пальчики- маленькие мальчики,

Друг другу обрадовались, здороваться начали.

Здравствуй, пальчик, здравствуй пальчик…

Самый маленький мой мальчик (поочерёдное соприкосновение большого пальца руки ребёнка с кончиками остальных пальцев той же руки).

«Мышки испугались»

На первые 2 строчки поворачиваем кулачком по часовой стрелке. На слова «гулять» - растопырить пальчики и пошевелить ими. На слова «спрятались опять», быстро собираем руку кулак-норку).

Один, два, три, четыре, пять,

Вышли мышки погулять!

Испугались кошки, спрятались опять.

Таким образом,пальчиковые игры развивают тонкие движения пальцев рук; дети быстрее овладевают правильным произношением звуков; дети работают с эмоциональным настроем и интересом, что позволяет предельно мобилизовать их внимание, память, обогащение словаря и способствуют развитию интонационной выразительности речи, потому что движение и речь - два взаимосвязанных процесса. Развивая двигательные возможности ребенка, мы развиваем его речевую способность, устраняем задержку в моторной речи детей, ускоряем развитие связной речи, а также   всех психических функций мозга. Играйте с ребёнком, пойте, рассказывайте стих, и ваши дети заговорят гораздо быстрее, делайте всё это с душой!

Успехов вам, дорогие коллеги!

Игры-манипуляции

(«Сорока-белобока», «Этот пальчик хочет спать», «Этот пальчик - дедушка»).

Сюжетные пальчиковые игры

(«Пальчики здороваются», «Кораблик»).

Пальчиковые игры в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук

(«Гости», «Засолка капусты»,

«Гуси щиплют траву».)

Театр в руке («Сказка»,

«Осьминожки»)

Эмоционально-образная терапия

Это вид терапии, помогающий снять блоки, расслабиться, избавиться от стеснительности. Эмоции играют важную роль в жизни детей: они помогают адекватно воспринимать действительность и реагировать на нее. Никакое общение и взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны понимать эмоциональное состояние другого и управлять собственными эмоциями.

В своей работе я, помимо основных методов, использую игру «Кричалки – шепталки - молчалки». По сигналу дети выполняют определенные задания: если я показываю флажок зеленого цвета – детям разрешается подвигаться, побегать, громко разговаривать и т. д., если флажок желтого цвета – то бегать уже нельзя, можно ходить спокойно, говорить можно только шепотом, если флажок красного цвета, то дети должны присесть и молча слушать необходимую информацию. Такую игру можно провести и в качестве физминутки.

В процессе проведения физкультминуток, во время которых движения сочетаются со словом, естественно и ненавязчиво воспитывается поведение детей, развивается мышечная активность, корригируются недостатки речи, активизируется имеющийся словарный запас.

массаж

Мы погладим лобик, носик и щечки! (По тексту).

Будем мы красивыми (наклоны головы к правому и левому плечу).

Как в саду цветочки!

     Разотрем ладошки сильнее, сильнее! (По тексту).

А теперь похлопаем смелее, смелее!

Ушки мы теперь потрем и здоровье сбережем.

Улыбнемся снова, будем все здоровы! (Разводят руки в стороны).

Упражнения для развития речевого дыхания.

Не маловажную роль в развитии речи детей играет и развитие речевого дыхания. Цель дыхательной гимнастики: выработать сильную, плавную, длительную, ротовую струю. Учить детей делать быстрый глубокий вдох, а затем плавный длительный выдох можно с помощью игрушек: дудочек, свистулек, а также при выдувании мыльных пузырей.

«Заводные машинки»
Задачи работа над длительным, плавным выдохом, развитие мелкой моторики, закрепление звука «ж».
Сцепить пальцы рук в «замок», оставив свободными только большие пальцы. Они превращаются в машинки. Сделать глубокий вдох и на выдохе произносить звук «ж». Машинки едут до тех пор, пока не кончится завод (пока хватает дыхания).

«Гуси»
Задачи: развитие мышц плечевого пояса, закрепление звука «ш».
Наклониться вперёд, развести руки в стороны, произнести звук «ш», вернуться в исходное положение.

«Петушок»
Задачи: развитие мышц плечевого пояса, плавного выдоха, работа над слоговой структурой слова, подготовка к произношению длинных слов, не пропуская и не заменяя слогов.
Поднять руки вверх, опустить через стороны вниз с проговариванием слогов: «ку-ка-ре-ку».

Су-Джок терапия оказывает оздоравливающее воздействие на весь организм.

Очень полезен и эффективен массаж пальцев и ногтевых пластин кистей. Нервные окончания данных участков связаны с корой головного могзга. Кроме того, на них проецируется все тело человека в виде мини-систем соответствия.

Мячик в руки мы берём, пальчики сжимаем. Разжимаем – сжимаем 2 раза. А теперь в ладошках покатаем

Массаж Су – Джок шарами, (дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом).

Я мячом круги катаю,

Взад - вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку.

Будто я сметаю крошку,

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка,

Таким образом, здоровьесберегающие инновационные технологии являются эффективными средствами работы, оптимизирующие процесс развития речи детей и способствуют оздоровлению всего организма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс «Веревочные игры, как элемент здоровьесберегающих технологий в развитии речи дошкольника».

Представлены разнообразные игры для развития мелкой моторики рук с нетрадиционным материалом, а именно с веревочкой и веревочным кольцом. Это удивительный материал, с которым можно придумать множество...

Здоровьесберегающие технологии в развитии речи дошкольников

        Здоровьесберегающие технологии ДОУ - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение зд...

Использование здоровьесберегающих технологий в развитии речи у дошкольников с ТНР

В последнее время, явно наблюдается тенденция к ухудшению речи у детей дошкольного возраста. Этот факт заставляет нас задуматься о причинах данного явления и способах решения данных проблем с нарушени...

Использование здоровьесберегающих технологий в развитии речи младших дошкольников

В настоящее время использование здоровьесберегающих технологий в деятельности ДОУ является перспективным средством развивающей работы с детьми. Эти методы работы принадлежат к числу эффективных средст...

Семинар-практикум для педагогов «Здоровьесберегающие технологии в развитии речи детей с ОНР. Развитие речи дошкольников через кинезиологические упражнения»

В современном мире большое значение уделяется развитию речи, в особенности развитие речи у подрастающего поколения. Поэтому педагоги, нейрофизиологи, врачи и доктора наук создают новые техники, методы...

Презентация "Использование здоровьесберегающих и инновационных технологий в развитии речи дошкольника"

Презентация«Использование инновационных издоровьесберегающих технологийв развитии речи дошкольника»Средняя группа«Смешарики»20021 – 2022 уч. Год Воспитатель: С...

Веревочные игры как элемент здоровьесберегающих технологий в развитии речи дошкольников.

Большинство  родителей, думая о том, как лучше подготовить своего ребенка  к школе, обращают внимание на чтение и счет. Взрослые даже не представляют насколько важно тренировать у ребенка дв...