Прогулки
картотека (старшая группа)

Диль Елена Вячеславовна

Прогулки, сентябрь, старшая группа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moi_progulki_sentyabr.docx55.68 КБ

Предварительный просмотр:

Прогулка 1 СЕНТЯБРЬ
НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ИЗМЕНЕНИЯМИ ПОГОДЫ

Цели: учить самостоятельно определять погоду и показывать ее влияние на растительный и животный мир (сильный ветер срывает листья с деревьев, воробьям прыгать тяжело); обобщать первичные представления об осени.

Ход прогулки

Воспитатель предлагает посмотреть на небо и ответить, что на нем – солнце, облака или тучи; какое солнце (яркое, слепящее, теплое, желтое, лучистое), какое небо (голубое, высокое). Делает вывод: «Погода сегодня солнечная, сухая, теплая». Обращает внимание на ветер, просит посмотреть на деревья – качаются ли ветки, в какую сторону наклоняются. Делает вывод: «Погода сегодня ветреная (безветренная, тихая). Еще она теплая, поэтому мы с вами легко одеты, только кофты и свитера поверх платьев и рубашек».

Приметы: чем суше и теплее сентябрь, тем позднее наступит зима; теплая осень к долгой зиме.

Поговорки и пословицы: осень – погоды перемен восемь; от осени к лету – поворота нету.

Стихотворение. ОСЕНЬ

Вот и осень наступила, Ножки в луже промочила.

Ветерок чихнул – С дерева упал листок,

Повернулся на бочок и уснул…     А. Гришин

Загадка.

Несу я урожаи, поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю.

Но не касаюсь сосен и елочек. Я … (осень).

Дидактическая игра «Найди ошибку».

Ход игры: воспитатель показывает игрушку и называет заведомо неправильное действие, которое якобы производит это животное. Дети должны ответить, правильно это или нет, а потом перечислить те действия, которые на самом деле может совершать данное животное. Например: «Собака читает. Может собака читать?» Дети отвечают: «Нет». А что может делать собака? Дети перечисляют. Затем называются другие животные.

Дидактическая игра «Доскажи слово».

Ход игры: воспитатель произносит фразу, но не договаривает слог в последнем слове. Дети должны закончить это слово.

Ра-ра-ра – начинается иг..

Ры-ры-ры – у мальчика ша..

Ро-ро-ро – у нас новое вед..

Ру-ру-ру –продолжаем мы иг..

Ре-ре-ре – стоит дом на го..

Ри-ри ри – на ветках снеги..

Ар-ар-ар – кипит наш само..

Ры-ры-ры – детей много у го..

Подвижная игра «Пробеги тихо».

Ход игры: дети делятся на группы из 4–5 человек. Выбирается водящий, который становится в середине зала. По сигналу одна группа бежит мимо водящего. Дети должны бежать бесшумно. Если водящий услышит шум шагов, он говорит: «Стой», – и бегущие останавливаются. Не открывая глаз, ведущий показывает, где слышит шум. Если он указал правильно, дети отходят в сторону; если ошибся, они возвращаются на свои места и бегут снова. Так бегут поочередно все группы. Выигрывает та группа, которую не услышал водящий.

Труд на участке. Индивидуальная работа*

Прогулка 2 СЕНТЯБРЬ
НАБЛЮДЕНИЕ ЗА СОЛНЦЕМ

Цели: дать понятие о роли солнца в жизни животных и растений; развивать познавательные интересы, устойчивое внимание, наблюдательность; воспитывать любовь к природе.

Ход прогулки

Ежедневно обращать внимание детей на солнце. Солнечный или пасмурный сегодня день? Какие места участка освещены солнцем утром и во время вечерней прогулки? Назвать предметы, которые солнце освещает во время утренней прогулки: «Сейчас солнце освещает наш огород, окно младшей группы, песок, где мы играем и т. д.». Что произойдет с растениями, животными и людьми, если солнце не взойдет как-нибудь утром, будет все время ночь и холодно? (Рассуждения детей.)

Приметы:  багровые  зори  –  к  ветру;  солнце  в  туман  садится  –
к дождю.

Поговорки и пословицы: весна красна цветами – а осень снопами; весна красна, да холодна, осень дождлива, да сытна.

Стихотворение.

СОЛНЦЕ ОТДЫХАЕТ

Раньше всех на свете солнце встало,

А как встало – принялось за дело:

Обошло всю землю. И устало,

Отдыхать за темным лесом село.

Если вдруг найдешь его в лесу ты

Там, где на траве туман и сырость,

Не буди: у солнца сон – минуты,

Не шуми: весь день оно трудилось   Ю. Марцикавичус

Загадка.

Большой подсолнух в небе, цветет он много лет.

Цветет зимой и летом, а семечек все нет. (Солнце.)

Дидактическая игра «Так бывает или нет?».

Ход игры: воспитатель объясняет правила игры:

– Я буду рассказывать историю, в которой вы должны заметить то, чего не бывает.

«Летом, когда солнце ярко светило, мы с ребятами вышли на прогулку. Сделали из снега горку и стали кататься с нее на санках». «Наступила весна. Все птицы улетели в теплые края. Медведь залез в свою берлогу и решил проспать всю весну»…

Дидактическая игра «Найди ошибку».

Ход игры: воспитатель показывает игрушку и называет заведомо неправильное действие, которое якобы производит это животное. Дети должны ответить, правильно это или нет, а потом перечислить те действия, которые на самом деле может совершать данное животное. Например: «Собака читает. Может собака читать?». Дети отвечают: «Нет». А что может делать собака? Дети перечисляют. Затем называются другие животные.

Подвижная игра «Самолеты».

Ход игры: дети строятся в 3–4 колонны в разных местах площадки, которые отмечаются флажками. Играющие изображают летчиков. Они готовятся к полету. По сигналу воспитателя: «К полету готовься!» – дети делают движения руками – заводят мотор. «Летите!» – говорит педагог. Дети поднимают руки в стороны и «летят» врассыпную по площадке. По сигналу воспитателя: «На посадку!» – «самолеты» находят свои места и «приземляются»: строятся в колонны и опускаются на одно колено. Воспитатель отмечает, какая колонна построилась быстрее.

Прогулка 3 СЕНТЯБРЬ
НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ВЕТРОМ

Цели: формировать умение видеть красоту неба; развивать творческое воображение, вызвать желание фантазировать.

Ход прогулки

– Определите  силу  ветра,  наблюдая  за  деревьями  (слабый  ветер колеблет ветки деревьев, сильный – свистит около домов, качает небольшие деревья, а самый сильный ветер качает большие деревья, ломает ветки и сучья). В ветреную погоду предложите походить по ветру и против ветра. Когда было труднее идти? Как можно назвать погоду, если сильный ветер?

Приметы: облака движутся против ветра – к похолоданию; направление ветра и движение облаков неодинаково – к дождю.

Поговорки и пословицы: холоден батюшка сентябрь – да кормить горазд; в сентябре прохладно – да сытно.

Стихотворение. ВЕТЕР

С поля, с моря, с дальних гор. Ветры к нам летят во двор.

Первый ветер вербу мнет, А второй березу гнет,

Третий ветер дуб ломает, Тучи пыли поднимает.

Ты глаза не засори, Отвернись и не смотри.

Разлетимся, как ветры. Раз, два, три.     П. Воронько

Загадка.

Невидимка озорной:

Все играет он с травой,

Листья в воздухе кружит

И куда-то он спешит.   (Ветер.)

Дидактическая игра «Какое время года?».

Ход игры: дети сидят на скамейке. Воспитатель задает вопрос: «Когда это бывает?» и читает текст или загадку о разных временах года.

Дидактическая игра «Доскажи слово».

Ход игры: воспитатель произносит фразу, но не договаривает слог в последнем слове. Дети должны закончить его. Выигрывает тот, кто больше всех отгадает слов.

Подвижная игра «Совушка».

Ход игры: играющие свободно располагаются в зале или на площадке. В стороне («в дупле») сидит или стоит «сова». Воспитатель говорит: «День наступает – все оживает». Все играющие свободно двигаются на площадке, выполняя различные движения, имитируя руками полет бабочек, стрекоз и т. д. Неожиданно воспитатель произносит: «Ночь наступает, все замирает, сова вылетает». Все должны немедленно остановиться в том положении, в котором их застали эти слова, и не шевелиться. «Сова» медленно проходит мимо играющих и зорко осматривает их. Кто пошевелится или засмеется, того «сова» отправляет к себе в «дупло». Через некоторое время игра останавливается, идет подсчет, сколько человек «сова» забрала к себе. После этого выбирают новую «сову» из тех, кто к ней не попал. Выигрывает та «сова», которая забрала себе большее число играющих.

Подвижная игра «Бездомный заяц».

Ход игры: выбирается «охотник» и «бездомный заяц», остальные «зайцы» стоят в обручах – «домиках». «Бездомный заяц» убегает, а «охотник» догоняет. «Заяц» может встать в «домик», тогда «заяц», стоявший там, должен убегать. Когда «охотник» поймал «зайца», он сам становится им, а «заяц» – «охотником».

Прогулка 4 СЕНТЯБРЬ
НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ОБЛАКАМИ

Цели: воспитывать интерес к неживой природе; развивать любознательность, творческое воображение.

Ход прогулки

– Что вы видите на небе? (Облака.) Как можно сказать, какое небо сегодня? На что похожи облака? С чем их можно сравнить? Посмотрите: облака неподвижны или движутся? Что делает ветер с облаками?

Приметы: к обеду небо прояснилось, появились высокие кучевые облака – к  ясной  погоде;  облака  движутся  с  севера  на  юг – к ясной погоде.

Поговорки и пословицы: осень идет и дождь за собой ведет; осень велика, зима долга.

Стихотворение.

ОБЛАКА

Облака, облака – кучерявые бока,

Облака кудрявые, целые, дырявые,

Легкие, воздушные, ветерку послушные.     С. Михалков

Загадка.

Без крыльев летят,

Без ног бегут,

Без паруса плывут.    (Облака.)

Дидактическая игра «Где что можно делать?».

Цель: активизация в речи глаголов, употребляющихся в определенной ситуации.

Ход игры: воспитатель задает вопросы, дети отвечают на них. Что можно делать в лесу? (Гулять; собирать грибы, ягоды; охотиться; слушать пение птиц; отдыхать.)Что делают в больнице? Что можно делать на реке?

Подвижная игра «Лиса в курятнике».

Цель: учить мягко спрыгивать, сгибая ноги в коленях, бегать не задевая друг друга, увертываться от ловящего.

Ход игры: на одной стороне площадки очерчивается курятник. В курятнике на насесте (на скамейках) сидят «куры». На противоположной стороне площадки находится нора лисы. Все остальное место – двор. Один из играющих назначается «лисой», остальные – «куры». По сигналу «куры» спрыгивают с насеста, ходят и бегают по двору, клюют зерна, хлопают крыльями. По сигналу: «Лиса!» – «куры» убегают в курятник и взбираются на насест, а «лиса» старается утащить «курицу», не успевшую спастись, и уводит ее в свою нору. Остальные «куры» снова спрыгивают с насеста, и игра возобновляется. Игра заканчивается, когда «лиса» поймает двух-трех «кур».

Труд на участке: сбор мусора и сухих листьев.

Прогулка 5 СЕНТЯБРЬ
НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ЦВЕТАМИ НА КЛУМБЕ

Цели: уточнить названия цветов, их строение, особенности размера, окраски, формы лепестков, листьев, стебля; побуждать к сравнительным высказываниям; обратить внимание на то, что некоторые цветы приятно пахнут.

Ход прогулки

– Рассмотрите цветы на клумбах (золотые шары, ноготки, бархатцы) и сравните их. Какой они высоты, цвета, какое у них строение листьев, цветов? На что похожи? (Рудбекия – на золотой шар, бархатцы – на юбочку в оборках.) Приблизьтесь к цветку, понюхайте его. Расскажите о своих ощущениях.

Наблюдение за вечерним небом

– Обратите внимание: небо значительно потемнело, стало темно-синее. Что наблюдаете на небе? (На небе видны облака, солнце садится за горизонт, но еще достаточно светло, чтобы увидеть другое небесное светило – луну.) Обратите внимание на тени. Что такое тень? Как она появляется?

Приметы: чем суше и теплее сентябрь, тем позднее наступит зима; теплая осень к долгой зиме; ночное небо звездное – будет солнечная погода; луна в тусклой дымке – к ненастью.

Поговорки и пословицы: осенью серенькое утро, красненький денек; весна красна цветами, а осень пирогами.

Стихотворение.

Вот и лето прошло-пролетело,

Сколько радости было в нем.

Сколько счастья, тепла и света

Было в солнечном лете том.

Загадки.

Выше леса, выше гор расстилается ковер.

Он всегда-всегда раскинут над тобой и надо мной,

То он серый, то он синий, то он нежно-голубой.   (Небо.)

Дидактическая игра «Какая, какой, какое?».

Ход игры: воспитатель называет какое-нибудь слово, а играющие по очереди называют как можно больше признаков, соответствующих данному предмету.

Белка – рыжая, шустрая, большая, маленькая, красивая…

Пальто – теплое, зимнее, новое, старое…

Подвижная игра «Зайцы и волк».

Ход игры: одного из играющих выбирают «волком». Остальные – «зайцы». В начале игры «зайцы» стоят в своих домиках, «волк» находится на противоположной стороне. Воспитатель говорит:

Зайцы скачут, скок, скок, скок, На зеленый на лужок, на лужок,

Травку щиплют, кушают, Осторожно слушают – не идет ли волк.

Дети прыгают, выполняют движения. После этих слов «волк» выходит из оврага и бежит за «зайцами», они убегают в свои домики. Пойманных «зайцев» «волк» отводит к себе в овраг.

Опыт «Свойства мокрого песка».

Ход опыта: намочить песок и понаблюдать, как он будет высыхать. Попробовать сделать торт из сухого и мокрого песка при помощи формочек, слепить другие фигурки.

Вывод: мокрый песок лепится, сухой песок рассыпается. Мокрый песок на солнце высыхает.

Труд на участке: приводят в порядок участок: сбор веточек и листвы. Педагог напоминает об аккуратности, чтобы не пачкать одежду.

Прогулка 6 СЕНТЯБРЬ
НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ДОЖДЕМ

Цели: расширять и углублять знания о явлениях природы; формировать умение видеть красоту в любом времени года.

Ход прогулки

Наблюдение  за  дождем  из  окон  группы.  Почему  так  потемнело в группе? На улице стало пасмурно, неуютно, солнце спряталось за тучи, поднялся ветер. Птицы спрятались в укрытия. Послушайте, как капли стучат по подоконнику и стекают со стекол. Какие изменения в погоде вы отметили?

Скучная картина! Тучи без конца.

Дождик так и льется, лужи у крыльца.

Приметы: дождь, начавшийся крупными каплями, перестанет быстрее, чем начавшийся мелкими; дождь при солнце скоро прекратится.

Поговорки и пословицы: осень идет и дождь за собой ведет; осенью ложка воды – ведро грязи.

Стихотворения.  ДОЖДИК

Посмотрите, посмотрите,

Протянулись с неба нити.

Эта тоненькая нить

Землю с небом хочет сшить.

Дождик, дождик, поспеши,

Нашу землю освежи!

НЕДОРАЗУМЕНИЕ

Раз, два, три, четыре, пять, Вышел... Дождик погулять.

Шел неспешно, по привычке – А куда ему спешить?

Вдруг читает на табличке: «По газону не ходить!»

Дождь вздохнул тихонько:  – Ох! И ушел.

Газон – засох.   О. Бундур

Загадки.

Без пути и без дорог

Ходит самый длинноногий,

В тучах прячется, во мгле,

Только ноги на земле.        (Дождь.)

Дидактическая игра «Закончи предложение».

Ход игры: воспитатель начинает предложение, а дети его заканчивают, только говорят слова с противоположным значением.

Сахар сладкий, а перец – … (горький).

Летом листья зеленые, а осенью… (желтые).

Подвижная игра «Жмурки».

Ход игры: жмурка выбирается при помощи считалки. Ему завязывают глаза, отводят его на середину комнаты, и поворачивают несколько раз вокруг себя. Разговор с ним:

– Кот, кот, на чем стоишь?

– На квашне (деревянная посуда для замешивания текста).

– Что в квашне?

– Квас.

– Лови мышей, а не нас!

Игроки разбегаются, жмурка их ловит. Пойманного игрока жмурка должен узнать, назвать его по имени, не снимая повязки. Тот становится жмуркой.

Прогулка 7 СЕНТЯБРЬ
НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ПОЧВОЙ

Цель: учить видеть зависимость состояния почвы от погоды.

Ход прогулки

Воспитатель. Посмотрите на землю в дождливую погоду: она стала темной, уплотненной, холодной, мокрой (определить это, нажав кончиками пальцев на поверхность). В дождь на огороде нельзя работать, так как трава скользкая, мокрая, а земля становится липкой.

Выйдя на улицу во 2-й половине дня, предложить детям потрогать почву рукой, сравнить ее с утренней и сказать, какая она. Показать, что почва состоит из разных частиц; глины, песка, веточек, сухих травинок.

Опыт «Состояние почвы в зависимости от температуры».

Цель: выявлять зависимость состояния почвы от погодных условий.

Ход опыта: в солнечный день предложить рассмотреть землю, потрогать руками, какая она: теплая (ее нагрело солнце), сухая (рассыпается в руках), цвет (светло-коричневая), полить землю (как будто прошел дождь); предложить опять потрогать ее, рассмотреть. Земля потемнела, она стала мокрой, дети нажимают кончиками пальцев на поверхность – она стала липкой, склеивается в комочки. От холодной воды почва стала холоднее, как от холодного дождя.

Приметы: чем суше и теплее сентябрь, тем позднее наступит зима; теплая осень к долгой зиме.

Поговорки и пословицы: весна красна цветами – а осень снопами; весна красна, да холодна, осень дождлива, да сытна.

Стихотворение.

Поспевает брусника,

Стали дни холоднее.

И от птичьего крика

В сердце только грустнее.

Стаи птиц улетают

Прочь за синее море,

Все деревья блистают

В разноцветном уборе.        К. Бальмонт

Загадка.

Царства темного жильцы

Ползут во все концы,

Неустанно влагу пьют,

Всем растеньям жизнь дают.         (Корни.)

Опыт «Свойства песка».

Ход опыта: воспитатель дает детям пластмассовые бутылочки, наполненные сухим и мокрым песком, и показывает, как можно делать дорожки и рисовать узоры на земле. Мокрый песок не выпадает из бутылки, тогда как сухой свободно высыпается.

Подвижная игра «Удочка».

Ход игры: дети стоят по кругу, в центре – воспитатель с веревкой в руках, на конце которой привязан мешочек. Воспитатель крутит веревку, а дети должны перепрыгнуть.

Подвижная игра «Кто скорее до флажка?».

Ход игры: дети распределяются на несколько команд. На расстоянии 2 м от исходной черты ставятся дуги, на расстоянии 3 м флажки на подставке.

Задание: по сигналу воспитателя выполнить пролезание под дугу, затем прыжками на двух ногах допрыгать до флажка, обогнуть его и бегом возвратиться в конец своей колонны.

Прогулка 8 СЕНТЯБРЬ
НАБЛЮДЕНИЕ ЗА СОБАКОЙ И КОШКОЙ

Цели: продолжать расширять кругозор о животном мире; прививать любовь к домашним питомцам; познакомить с историей приручения собак человеком; дать представление о том, как собаки помогают человеку в жизни.

Ход прогулки

– Это хозяин собаки, которую он держит на поводке. Рассмотрите ее внешний вид, повадки. У кого из вас есть домашний питомец? Расскажите о нем (его кличка, порода, привычки, любимая еда).

Педагог знакомит с историей приручения собак.

Собаки – верные помощники человека, они помогают охранять границу, спасают людей во время пожаров, живут вместе с плоховидящим человеком (переводят его через дорогу, помогают найти путь домой), собаки очень преданные, умные животные.

– Посмотрите на кошку. Рассмотрите ее внешний вид. У кого есть домашний питомец? Расскажите о нем.

Педагог знакомит с историей одомашнивания кошки.

У кошки есть дикие родственники: тигры, барсы, львы, гепарды.

Приметы: если солнце взошло быстро и светит ярко – погода переменится; солнце в туман садится – к дождю; если вороны садятся клювами в одну сторону – к сильному ветру; осенью птицы летят низко – к холодной зиме, высоко – к теплой.

Поговорки и пословицы: в сентябре прохладно – да сытно; в сентябре и лист на дереве не держится, и птица чует, что холод будет; гуси летят – зимушку на хвосте тащат.

Стихотворения.

КОШКА

Вы со мной знакомы близко, Не таю своих привычек –

Я – приветливая киска. Я люблю мышей и птичек.

Кверху – кисточки на ушках, в темноте я зорко вижу.

Когти спрятаны в подушках. Понапрасну не обижу.

Чистоплотна, аккуратна, но дразнить меня опасно –

Если гладят – мне приятно. Я царапаюсь ужасно.  В. Стоянов

Загадки.

Заворчал живой замок,  Лег у двери поперек.        

Две медали на груди. лучше в дом не заходи! (Собака.)        

Отворилась тихо дверь. И вошел усатый зверь,                        

Сел у печки, жмурясь сладко,                        

И умылся серой лапкой. (Кот.)

Дидактическая игра «У кого кто?».

Ход игры: воспитатель называет животное, а дети должны назвать детеныша в единственном и множественном числе. Ребенок, который правильно назовет детеныша, получает фишку.

Подвижная игра «Птички и кошка».

Ход игры: в большом кругу сидит «кошка», за кругом – «птички». «Кошка» засыпает, а «птички» впрыгивают в круг и летают там, присаживаются, клюют зерна. «Кошка» просыпается и начинает ловить «птиц», а они убегают за круг. Пойманных «птичек» «кошка» отводит в середину круга. Воспитатель подсчитывает, сколько их.

Подвижная игра «Не попадись!».

Ход игры: кладется шнур в виде круга. Все играющие стоят за ним на расстоянии полушага. Выбирается водящий. Он становится внутри круга. Остальные дети прыгают в круг и обратно. Водящий бегает по кругу, стараясь коснуться играющих в то время, когда они находятся внутри. Через 30–40 секунд воспитатель прекращает игру.

Прогулка 9 СЕНТЯБРЬ
НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ИЗМЕНЕНИЕМ ЦВЕТА ЛИСТВЫ

Цели: расширять представления об осени как времени года; развивать умения сравнивать объекты по признакам различия и сходства; воспитывать интерес к самостоятельным наблюдениям.

Ход прогулки

– Осенью созревают семена, расцвечиваются листья.

– У всех деревьев листья окрашиваются по-разному: от ярко-желтого, оранжевого до темно-красного. Соберите листья для осеннего букета и гербария, выбирайте самые яркие, красивые и крупные листья. Осенью листья меняют свой цвет. Рассматривая листья и отбирая их для своего букета, что вы испытывали? Почему они вам нравятся? У всех ли деревьев листья одинаковые? Обратите внимание, что у сирени листья долго не опадают и остаются зелеными. У березы же наоборот листья начинают желтеть и опадать самыми первыми.

Наблюдение за березой

Цели: закреплять знание названий растений; воспитывать любознательность; расширять словарный запас.

– Какими стали растения осенью? Назовите знакомые деревья (тополь, береза, абрикос, вяз, катальпа). Чем береза выделяется среди других деревьев? Подойдите к березе, погладьте ствол, посмотрите вверх на тоненькие ветки березки, покрытые желтеющими листочками. Найдите листья березы на земле. Рассмотрите их, сравните с другими листьями по цвету, величине, краям. Береза – одно из самых любимых и почитаемых деревьев россиян, оно является символом России. О ней слагались песни, стихи.

Приметы: чем желтее крона березы осенью, тем сильнее листопад; если осиновые листья ложатся лицом вверх – зима будет холодной, изнанкой вверх – теплой; если береза с осени желтеет с верхушки – весна ранняя, снизу – поздняя; когда лист с березы и дуба опал чисто – будет для людей легкий год.

Поговорки и пословицы: осенью серенькое утро, красненький денек; весна красна цветами, а осень пирогами.

Стихотворения.  БЕРЕЗКА

Эта модница лесная Часто свой наряд меняет:        

В шубке белой – зимой, Вся в сережках – весной,

Сарафан зеленый – летом, В день осенний – в плащ одета

Если ветер налетит, Золотистый плащ шуршит. И. Семенова

Загадки.

Слетают с ветки золотые монетки. (Листья.)

Ствол белеет, шапочка зеленеет.

Стоит в белой одежке, свесив сережки.         (Береза.)

Вы меня узнаете по простой примете:

«Нет дерева белей на свете». (Береза.)

Дидактическая игра «Узнай, чей лист».

Ход игры: на прогулке собрать опавшие листья с деревьев, кустарников. Показать детям, предложить узнать, с какого дерева и найти сходство с неопавшими листьями.

Подвижная игра «Жмурки» (см. прогулку 6 в сентябре).

Подвижная игра «К названному дереву беги».

Ход игры: выбирается водящий. Он называет дерево, все дети должны внимательно слушать, какое дерево названо, и в соответствии с этим перебегать от одного дерева к другому. Водящий внимательно следит за детьми: кто побежит не к тому дереву, отводит на скамейку штрафников.

Труд на участке: приведение в порядок цветника, уборка высохших стеблей.

Прогулка 10 СЕНТЯБРЬ
НАБЛЮДЕНИЕ ЗА МНОГООБРАЗИЕМ РАСТЕНИЙ

Цели: закрепить знания о деревьях, различных их частях (корни, ствол, крона); учить отличать различные виды деревьев; продолжать обучать описывать растения, отмечая их различия и сходства между собой, характерные признаки.

Ход прогулки

– Обратите внимание, какими красивыми стали деревья. Рассмотрите знакомое дерево (березу, клен или другие). Какого цвета были листья на этом дереве летом? Какого цвета они стали теперь? Сравните деревья по форме кроны, ствола, цвету листьев и семян. Потрогайте кору этих деревьев, какая у них структура, цвет. Опишите самое красивое, на ваш взгляд, растение.

Наблюдение за травянистыми и древесными растениями

Цель: уточнить представления детей о том, что, кроме деревьев и кустарников, на территории детского сада растут цветы (цветущие травянистые растения).

Воспитатель предлагает детям пройтись вокруг здания детского сада и выяснить, что растет на территории. По дороге уточняет, где растут деревья, кустарники, просит детей назвать знакомые деревья, цветы, знакомит с названиями цветов в клумбах или напоминает их, обращает внимание на то, что многие цветковые растения уже отцвели и дали семена. Дети рассматривают семена бархатцев, календулы, космеи, отмечают, что все семена разные по форме, размеру и цвету.

Приметы: если с дерева лист не чисто упадет – будет холодная зима; если листопад пройдет скоро, надо ожидать крутой зимы.

Поговорки и пословицы: холоден батюшка сентябрь – да кормить горазд; в сентябре прохладно – да сытно.

Стихотворение.  ОСЕНЬ

Ходит осень по дорожке,

Промочила в лужах ножки.

Льют дожди, и нет просвета.

Затерялось где-то лето.

Ходит осень, бродит осень,

Ветер с клена листья сбросил.

Под ногами коврик новый –

Желто-розовый, кленовый.        В. Авдиенко

Загадка.

Она под осень умирает

И вновь весною оживает.

Иглой зеленой выйдет к свету,

Растет, цветет она все лето.

Коровам без нее – беда:

Она их главная еда.        (Трава.)

Дидактическая игра «Отгадайте, что за растение».

Ход игры: воспитатель предлагает одному ребенку описать растение или загадать о нем загадку. Другие дети должны отгадать, что это за растение.

Дидактическая игра «Узнай, чей лист» (см. прогулку 9 в сентябре).

Подвижная игра «Найди листок, как на дереве».

Ход игры: воспитатель делит группу на несколько подгрупп. Каждой предлагает хорошо рассмотреть листья на одном из деревьев, а потом найти такие же на земле. Педагог говорит: «Давайте посмотрим, какая команда быстрее найдет нужные листья». Дети начинают поиски. Члены каждой команды, выполнив задание, собираются около дерева, листья которого они искали. Выигрывает та команда, которая соберется возле дерева первой, или та, которая соберет больше листьев.

Подвижная игра «К названному дереву беги!» (см. прогулку 9 в сентябре)

Прогулка 11 СЕНТЯБРЬ
НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ЛИСТЬЯМИ КЛЕНА И БЕРЕЗЫ

Цели: воспитывать любовь к природе, интерес и заботливое отношение к растительному и животному миру; закреплять представление о сезонных изменениях в растительном мире; закреплять знания о деревьях, различных их частях.

Ход прогулки

– Посмотрите на деревья, на листву, слетающую с них. Вспомните названия деревьев, их отличия от других форм растений. Какие части есть у дерева? У разных видов деревьев листья падают по-разному, у осины – стремительно и прямо; у клена – долго качаются или кружатся в воздухе, прежде чем опустятся на землю; у вяза листики засыхают, сворачиваются и лишь потом падают на землю. Рассмотрите листья у разных деревьев – их форму, цвет. Поднимите с земли листья от разных деревьев. Подбросьте их вверх. Как они падают? Подул ветерок, дружно дуйте на летящий листок.

Наблюдение за растениями на огороде

Цели: формировать обобщенные представления об овощах (овощи – это сочные части травянистых растений, которые выращивают на огороде для употребления в пищу); уточнить представление о многообразии овощей.

– Какое сейчас время года? Как люди готовятся к зиме? Что запасают на зиму? Пойдемте на огород и посмотрим, какие овощи созрели и их можно сорвать.

Выдергивая корнеплоды (морковь, свеклу), педагог предлагает детям назвать их и описать цвет, форму, поверхность, обращает внимание на признаки зрелости овощей, показывает, как снимать их.

Приметы: если береза с осени желтеет с верхушки – весна ранняя, снизу – поздняя; когда лист с березы и дуба опал чисто – будет для людей легкий год; много рябины – к дождливой осени и сильным морозам зимой; мало рябины – к сухой осени.

Поговорки и пословицы: в сентябре прохладно – да сытно; в сентябре и лист на дереве не держится; холоден батюшка сентябрь – да кормить горазд; сентябрь без плодов не бывает.

Стихотворения.  ОГОРОД

В огороде много гряд, Тут и репа, и салат.

Тут и свекла, и горох. А картофель разве плох?

Наш зеленый огород Нас прокормит целый год.        А. Прокофьев

Загадки.

Ветер с веточки сорвал И по свету разбросал.

Крутятся, вертятся И на землю стелются.         (Листья деревьев.)

Неказиста, шишковата, А придет на стол она –

Скажут весело ребята: «Ну, рассыпчата, вкусна!».         (Картошка.)

Дидактическая игра «Кто же я?».

Ход игры: воспитатель быстро показывает на растение. Тот, кто первым назовет растение и его форму (дерево, кустарник, травянистое растение), получает очко.

Дидактическая игра «Что сажают в огороде?».

Ход игры: дети, вы знаете, что сажают в огороде? Давайте поиграем в такую игру: я буду называть разные предметы, а вы внимательно слушайте. Если я назову то, что сажают в огороде, вы ответите «да», если же то, что в огороде не растет, вы скажете «нет». Кто ошибется, тот, выходит из игры. – Морковь (да), огурец (да), свекла (да), слива (нет) и т. д.

Подвижная игра «Кто скорее соберет?».

Ход игры: дети делятся на две бригады: «Садоводы» и «Огородники». На земле лежат муляжи овощей и фруктов и две корзины. По команде воспитателя бригады начинают собирать овощи и фрукты каждый в свою корзину. Кто собрал первым, поднимает корзину вверх и считается победителем.

Труд на участке: сбор сухих стеблей и ботвы на огороде.

Прогулка 12 СЕНТЯБРЬ
НАБЛЮДЕНИЕ ЗА НАСЕКОМЫМИ

Цели: уточнить представления о способах приспособления насекомых к холодному периоду; воспитывать любознательность, внимательность, любовь к природе, желание беречь ее.

Ход прогулки

– Куда исчезли кузнечики, почему не видно божьих коровок? Все жуки и бабочки попрятались в трещины стволов деревьев, в щели домов и заснули, так как им стало холодно. Посмотрите, на дереве сухой пакет из листьев, он весь окутан паутиной и висит на ней; внутри пакета белые коконы. В коконе зимует малюсенькая гусеница бабочки-боярышницы.

Давайте пройдем в уголок леса. У старого пня отогнем кусочек коры и увидим множество личинок жука-короеда. Кора дерева надежно защищает их от холода и снега. Некоторые насекомые еще только готовятся к зиме: пчелы, осы, шмели, мухи, жуки-долгоносики. Они еще появляются на улице, но уже не в таком количестве, каком летали летом. Скоро и они попрячутся.

Приметы: появление комаров поздней осенью – к мягкой зиме; большие муравьиные кучи к осени – на суровую зиму.

Пословица: осенняя муха сильнее кусает.

Стихотворение.  ПЧЕЛКА

Труженица-пчелка вьется над цветком,

Нектар в нем собирает тонким хоботком.

Свою добычу в улей работница-пчела,

Пока не село солнце, скорее понесла.

Полосочки на тельце, прозрачны два крыла.

Попьем мы чаю с медом, раз трудится пчела.

Загадки.

На вид, конечно, мелковаты, Но все, что можно, тащат в дом.

Неугомонные ребята –

Вся жизнь их связана с трудом.         (Муравьи.)

Сок цветов душистых пьет,

Дарит нам и воск, и мед,

Людям всем она мила,

А зовут ее … (пчела).

Дидактическая игра «Кто (что) летает?».

Ход игры: дети стоят в кругу. Выбранный ребенок называет какой-нибудь предмет или животное, причем поднимает обе руки вверх и говорит: «Летит». Когда называется предмет, который летает, все дети поднимают обе руки вверх и говорят «летит», если нет, руки не поднимают. Если кто-то из детей ошибается, он выходит из игры.

Дидактическая игра «Что это за насекомое?».

Ход игры: дети делятся на 2 подгруппы. Одна подгруппа описывает насекомое, а другая – должна угадать, кто это. Можно использовать загадки. Затем свои вопросы задает другая подгруппа.

Подвижная игра «Пчелки».

Ход игры: помните, мы видели пчелок на клумбе с цветами? Как они жужжали? Пчелки собирают мед на цветах. Мишка тоже любит мед. Он подходит к улью и хочет забрать мед. Пчелки его прогоняют. А он их ловит. Но пчелки быстро улетают от него. Я буду пчелка-мама, вы – пчелки-детки. А Коля (Петя…) будет мишкой.

На него надевают шапочку. Медведь становится в стороне.

Пчелка-мама. Полетели пчелки собирать мед с цветочков. Мишка-медведь идет, мед у пчелок унесет. Пчелки, домой!

Пчелки-дети. Этот улей – домик наш, Уходи, медведь, от нас: Ж-ж-ж-ж!

В соответствии со словами дети двигаются.

Прогулка 13 СЕНТЯБРЬ
НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ПАУКАМИ

Цель: уточнить представление о пауках.

Ход прогулки

– Посмотрите на блестящие нежные ниточки, лежащие на желтой вянущей траве, и на такие же ниточки, летящие по воздуху (повсюду: в лесу, в городах, над травой, в листве). Постарайтесь поймать одну паутинку и рассмотрите ее.

Дети увидят, что к нижнему концу паутинки прикреплен крохотный паучок.

Понаблюдайте, что он будет делать. Сначала он будет лежать неподвижно, потом очнется и, передвигая своими малюсенькими ножками, побежит по ладони. Добежав до края, выпустит паутинку и опустится по ней. Так расселяются паучки. Зацепившись за какой-нибудь засохший листик, он свернется под ним и проспит до весны.

Наблюдение за вечерним небом

Цели: формировать умение видеть красоту неба; развивать творческое воображение; вызвать желание фантазировать.

– Какая погода? (Ясная, пасмурная, солнечная и т. д.) Где светило солнышко утром? Где находится сейчас? Вспомните, какие места участка были освещены во время утренней прогулки, а какие во время вечерней, сравните. Солнце совершает определенный путь по небу в течение дня и в течение года.

Приметы: паутина стелется по растениям – к теплу; много пауков и их сетей – к ясной погоде; ночное небо звездное – будет солнечная, морозная погода; луна в тусклой дымке – к ненастью.

Поговорки и пословицы: осенняя муха сильнее кусает; осенью серенькое утро, красненький денек; дождь вымочит, а красно солнышко высушит.

Стихотворение. ПАУЧОК

У тропинки под рябиной Сеть раскинул паучок,

Нить прозрачной паутины Намотал на кулачок:

Если муха прилетит, Паутина задрожит,

И охотник из засады За добычей побежит.        Е. Стюарт

Загадки.

Восемь ног, как восемь рук, Вышивают шелком круг.         (Паук.)

Дидактическая игра «Прятки».

Ход игры: по заданию воспитателя часть детей прячется за деревьями и кустарниками. Ведущий по инструкции воспитателя ищет («найди, кто спрятался за высоким деревом, низким, толстым, тонким»).

Дидактическая игра «Дети и волк».

Ход игры: выбирается «волк». Дети собирают в лесу землянику и грибы, говорят:

Дети по лесу гуляли, Землянику собирали.

Много ягодок везде – И на кочках, и в траве.

Но вот сучья затрещали… И глазища засверкали…

Дети, дети, не зевайте, Волк за елью – убегайте!

Дети разбегаются, «волк» ловит. Пойманный ребенок становится «волком», и игра начинается сначала.

Подвижная игра «Жуки».

Ход игры: дети-«жуки» сидят в своих домах (на скамейке) и говорят: «Я жук, я жук, я тут живу, жужжу, жужжу: ж-ж-ж».

По сигналу педагога «жуки» летят на поляну, греются на солнышке и жужжат, по сигналу «дождь» возвращаются в домики.

Труд на участке: помощь дворнику в уборке территории.

Прогулка 14 СЕНТЯБРЬ
НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ПОГОДОЙ
В СОЛНЕЧНЫЙ (ПАСМУРНЫЙ) ДЕНЬ

Цели: обобщать первичные представления об осени; воспитывать интерес к явлениям неживой природы; развивать эстетическое восприятие природных явлений.

Ход прогулки

– Посмотрите на небо и скажите, что на нем? (Солнце, облака или тучи.) Какое солнце? (Яркое, слепящее, теплое, желтое, лучистое.) Какое небо? (Голубое, высокое.) Вывод: погода сегодня солнечная, сухая, теплая. Есть ли ветер, качаются ли на деревьях ветки, в какую сторону наклоняются? Определите силу ветра: если качаются только листочки и тоненькие веточки – ветер слабый, если ветки потолще – средний, если ветви наклоняются сильно, порывы ветра мешают идти, то ветер сильный. Вывод: погода сегодня ветреная (безветренная, тихая), теплая, поэтому мы с вами легко одеты, только кофты и свитера поверх платьев и рубашек.

Облака стали совсем другие: серые, тяжелые, низкие. Облака в разную погоду бывают разными (медленно ползут темные, почти черные облака, их называют тучами, из них обычно идет дождь; если облака белые, прозрачные, едва скрывают солнце, то такие облака не меняют ясную погоду).

Приметы: теплая осень к долгой зиме; осенью серенькое утро – так жди красного денька.

Поговорки и пословицы: осень – погоды перемен восемь; от осени к лету – поворота нету.

Стихотворение. ОСЕНЬ

Ходит осень по дорожке,

Промочила в лужах ножки.

Льют дожди, и нет просвета.

Затерялось где-то лето.

Ходит осень, бродит осень,

Ветер с клена листья сбросил.

Под ногами коврик новый –

Желто-розовый, кленовый.        В. Авдиенко

Загадки.

Что за месяц к нам пришел?

Золотом расшил кругом

Сад и лес, поля и луг,

Изменил он все вокруг.                (Сентябрь.)

Время года отгадай! Собирают урожай,

Разноцветный лес красивый, Мокнут скошенные нивы,

Тучи по небу гуляют, Птицы к югу улетают,

Грибники в леса спешат, Листья желтые летят,

Ежик листья собирает, Свою норку утепляет.          (Осень.)

Дидактическая игра «Какое что бывает?».

Ход игры: расскажите, что бывает:

зеленым – огурец, крокодил, листик, яблоко, платье, елка…

широкой – река, дорога, лента, улица и т. д.

Выигрывает тот, кто больше назовет слов.

Подвижная игра «Замри».

Дидактическая игра «Кто больше назовет действий?».

Подвижная игра «Найди себе пару».

Ход игры: воспитатель раздает разноцветные флажки по количеству играющих. По сигналу воспитателя дети бегают, при звуке бубна находят себе пару по цвету флажка и берутся за руки. В игре принимает участие нечетное количество детей, чтобы один остался без пары. Он и выходит из игры.

Прогулка 15 СЕНТЯБРЬ
НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ДЕРЕВЬЯМИ,
ЗА ИХ СТВОЛАМИ

Цели: учить описывать растения, отмечать их характерные признаки, различия и сходства.

Ход прогулки

– Обратите  внимание  на  красоту  деревьев.  Рассмотрите  знакомое дерево (березу, клен или другое). Какого цвета были листья на этом дереве летом, какого цвета они стали теперь? Что такое листопад? Откуда падают листья, какого они цвета, куда падают? Вспомните основные части дерева, для чего они нужны. Сравните их по коре, кроне, расположению веток.

У  лиственных  деревьев  ярче  просматриваются  особенности  ствола (цвет, рельефность, толщина коры), по которым можно их узнать; они как бы выступают вперед.

– Для чего дереву нужна кора? Как вы думаете? (Кора защищает дерево.) А от чего она его может защищать? (От солнца, мороза, ветра, от того, чтобы не вытекал сок.) Как вы думаете, кора защищает только ствол  дерева?  (Нет, и ветки.)  Что  же  такое  кора?  «Разденем»  веточку (осторожно, придерживая рукой, отделяет часть кожицы). А какая сама кожица? (Тонкая, гибкая, мягкая.) Корой покрыто все дерево: и ствол, и ветки (кора – жесткая, толстая, а кожица тонкая, мягкая). Как можно определить возраст дерева по коре? (Чем дерево старше, тем кора толще, тверже.)

Приметы: ветки ели и сосны опускаются вниз – к дождю; преждевременное падение листьев – к ранней зиме.

Поговорки и пословицы: в сентябре прохладно – да сытно;  в сентябре и лист на дереве не держится.

Стихотворение. ОСЕНЬ

Ветер по лесу летал,

Ветер листики считал:

Вот дубовый, вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с березки – золотой,

Вот последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку.          Н. Нищева

Загадка.

Нам в дождь и в зной  Поможет друг,

Зеленый и хороший, – Протянет нам десяток рук

И тысячи ладошек.         (Дерево.)

Дидактическая игра «Отгадайте, что за растение».

Дидактическая игра «Кто же я?».

Подвижная игра «Такой листок – лети ко мне».

Ход игры: воспитатель с детьми рассматривает листья,  упавшие с деревьев. Описывает их, говорит, с какого они дерева. Через некоторое время, воспитатель раздает детям листья от разных деревьев, находящихся  на  участке,  и  просит внимательно его послушать. Показывает лист от (тополя, березы, вяза…) и говорит: «У кого такой же листок, бегите ко мне!»

Подвижная игра «К названному дереву беги».

Труд на участке: начало сбора семян цветковых растений (бархатцев, календулы, рудбекии), семена надо собирать только сухие от больших и красивых экземпляров цветов.

Прогулка 16 СЕНТЯБРЬ
НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ПТИЦАМИ

Цель: выявить особенности приспособления птиц к сезонам (установить связь между характером пищи, наличием корма и приспособлением к погодным условиям).

Ход прогулки

– Прислушайтесь к голосам птиц (дети заметят, что их не слышно). Вспомните летнее наблюдение за птицами, как они ловили в воздухе мух, комаров. Теперь насекомых нет, они спрятались: кто под кору дерева, кто в землю, кто в засохшую траву. Птицам нечего есть, они улетают на юг, где много тепла и корма. В результате наблюдений сделать с детьми вывод:

Если на деревьях листья пожелтели,

Если в край далекий птицы улетели,

Если небо хмурое, если дождик льется,

Это время года, как оно зовется?

Наблюдение за повадками птиц

– Продолжаем знакомиться с некоторыми повадками, особенностями внешнего вида птиц (ворона и голубь ходят важно, медленно, а воробьи и синички прыгают, быстро машут крыльями). Рассмотрите, где любят находиться птицы (вороны – на толстых ветках деревьев, воробьи – на ветках кустов, голуби – на карнизах жилищ). Понаблюдайте за способом питания (воробьи живут стаями, увидев корочку хлеба, один воробей подлетает к ней, и тут же вся стая стремительно кидается к нему, желая тоже полакомиться едой; вороны степенно подходят к еде, уносят ее на дерево или в укромное место, чтобы там съесть).

Приметы: птицы запели в дождь – к ясной погоде; воробьи в ненастную погоду весело чирикают – к ясной погоде.

Поговорки и пословицы: всякая птица своим пером гордится; всякая птица своим клювом сыта.

Стихотворения. ВОРОБУШЕК

Комочек серых перышек, Веселый наш воробушек

В саду хлопочет, кружится, Вот выкупался в лужице

И к детям под окошко Летит за хлебной крошкой.        И. Демьянов

Загадки.

Угадайте, что за птица Скачет по дорожке,

Словно кошки не боится – Собирает крошки,

По дворам кочует – Зернышки ворует.   (Воробей.)

Носит серенький жилет, Но у крыльев – черный цвет.

Видишь, кружат двадцать пар и кричат: «Карр! Карр! Карр!»        (Вороны.)

Дидактическая игра «Что это за птица?».

Ход игры: дети делятся на 2 подгруппы. Дети одной подгруппы описывают птицу, а другой – должны угадать, что это за птица. Можно использовать загадки. Затем свои вопросы задает другая подгруппа.

Дидактическая игра «Кто (что) летает?».

Русская народная игра «Зимующие и перелетные птицы».

Ход игры: дети  надевают  шапочки  птиц  (перелетных  и  зимующих). В середине участка на расстоянии друг от друга стоят два ребенка в шапочках Солнышка и Снежинки. «Птицы» бегают врассыпную со словами:

Птички летают, зерна собирают. Маленькие птички, птички-невелички.

После этих слов «перелетные птицы» бегут к Солнцу, а «зимующие» к Снежинке. Чей круг быстрее соберется, тот и выиграл.

Прогулка 17 СЕНТЯБРЬ
НАБЛЮДЕНИЕ ЗА РАСТЕНИЯМИ ИЗ ЦВЕТНИКА

Цели: воспитывать чувство радости при восприятии красиво цветущих растений, стремление сохранять их; воспитывать добрые отношения к людям и желание делать им приятное.

Ход прогулки

Воспитатель подводит детей к клумбе и предлагает полюбоваться цветами. После паузы говорит о чувствах, которые испытывает, глядя на цветы. Приятно ли смотреть на цветы и почему? Красивое надо беречь, чтобы оно сохранилось и радовало людей. Цветы украшают участок.

Приметы: много желудей в сентябре на дубу – к лютой зиме; с сентября и лист на деревьях не держится.

Поговорки и пословицы: растение – земли украшение; яблоко от яблоньки недалеко падает.

Стихотворения.

Если я сорву цветок, Если ты сорвешь цветок,

Если все: и я, и ты, Если мы сорвем цветы,

Опустеют все поляны И не будет красоты.                И. Токмакова

Загадки.

Цветок с лепестками различной окраски,

С красивым названьем ... (анютины глазки).

Меня назвали царицей цветов

За запах, за цвет моих лепестков,

Хоть куст мой зеленый вас ранить готов,

Но кто не простит мне колючих шипов!                (Роза.)

Дидактическая игра «Загадай, мы отгадаем».

Ход игры: дети описывают любое растение в следующем порядке: форма, окраска, вкус. Водящий по описанию должен узнать растение.

Дидактическая игра «Кто же я?».

Подвижная игра «Лягушки».

Ход игры: дети делятся на две группы. Одна из них – «кочки на болоте», другая – «лягушки». «Кочки» стоят большим кругом. За каждой «кочкой» спряталась «лягушка».

Одна «лягушка» (водящий) стоит в середине круга, у нее нет своего домика.  Воспитатель  говорит:  «Вот лягушки по дорожке скачут, вытянувши ножки». Все дети скачут внутри круга и говорят «ква-ква-ква». Дети («кочки») говорят: «Вот из лужицы на кочку, да за мошкою вприскочку». После этих слов все «лягушки» и водящий прячутся за «кочки». Тот, кому не хватило «кочки», становится водящим. Он говорит: «Есть им больше неохота, прыг опять в свое болото». «Лягушки» снова прыгают внутрь круга, и игра начинается сначала.

Подвижная игра «Песенка стрекозы».

Ход игры: дети становятся в круг, произносят хором стихотворение, сопровождая слова движениями:

Я летала, я летала, устали не знала, (Плавно взмахивают руками.)

Села посидела, опять полетела. (Опускаются на одно колено.)

Я подруг себе нашла, весело нам было. (Плавные взмахи руками.)

Хоровод кругом вела, солнышко светило. (Водят хоровод.)

Труд на участке: сбор семян цветковых растений аккуратно, не срывая само растение; собирать только поспевшие семена от самых больших и красивых цветков.

Прогулка 18 СЕНТЯБРЬ
НАБЛЮДЕНИЕ ЗА РАСТЕНИЯМИ,
ИЗМЕНЕНИЕМ ИХ ОКРАСКИ

Цели: упражнять  в  различении  деревьев  и  кустарников по плодам (семенам) и листьям; обобщать представление об осеннем расцвечивании деревьев и кустарников; закрепить умение сравнивать объекты по ярким признакам; приучать наслаждаться красотой родной природы.

Ход прогулки

– Посмотрите, цвет листьев на деревьях и кустарниках постепенно меняется: береза желтеет, клен краснеет, а дуб и тополь пока остаются зелеными. Сравните кустарники ирги и сирени. Деревья и кустарники готовятся к зиме. Рассмотрите растения на клумбе, вспомните, какие растения цвели летом. Почему цветущих растений почти не стало? Давайте соберем семена в цветнике, только делать это надо аккуратно, не сминая стебли.

– Какими стали деревья, кустарники и травы? Подойдите к деревьям, внимательно рассмотрите ветки и листья (не все деревья сбрасывают листву осенью: ель, сосна не меняют свой наряд и остаются зелеными. Эти деревья называются хвойными, от слова «хвоя» (вместо листьев); все растения, которые имеют листья, называются лиственными). В солнечный день сквозь ветки виднеется небо; в это время разнообразная окраска листьев особенно выразительна. Соберите самые красивые по раскраске и форме листья для осеннего букета в группу.

Приметы: чем желтее крона березы осенью, тем сильнее листопад; если осиновые листья ложатся лицом вверх – зима будет холодной, изнанкой вверх – теплой.

Поговорки и пословицы: кто не сажал дерева, тому не лежать в тени; не суди о дереве по коре.

Стихотворение. ЛИСТОПАД

Под ногами в листопад Листья желтые лежат.

Листья желтые лежат, А под листьями шуршат

Шурш, Шуршиха и Шуршонок – Папа, мама, и ребенок.        В. Голяховский

Загадка.

Без рук, без ног, но двигается. Дышит, но не говорит, Питается, а рта нет. (Растение.)

Дидактическая игра «Кто же я?».

Подвижная игра «Повар».

Ход игры: все дети становятся в круг. Водящий ходит за кругом. У него в руках поварской колпак.

Дети хором произносят стихотворение:

Будем в повара играть, Никому нельзя зевать, Если повар будешь ты, То скорей кругом иди.

После слов «Скорей кругом иди» водящий останавливается и надевает колпак на рядом стоящего ребенка. Получивший колпак и водящий становятся спиной друг к другу и по сигналу педагога идут по кругу.

Дидактическая  игра  «Загадай,  мы  отгадаем»  (см. прогулку 17 в сентябре).

Подвижная игра «Кот на крыше».

Ход игры: на стуле или скамеечке сидит с закрытыми глазами один из играющих. Он «кот». Остальные дети – «мыши». Они тихо подходят к «коту» и, грозя друг другу пальцем, говорят хором вполголоса:

Тише, мыши, тише, мыши…

Кот сидит на нашей крыше.

Мышка, мышка, берегись

И коту не попадись…

После этих слов «кот» просыпается, говорит «мяу», вскакивает и гонится за «мышками». «Мышки» убегают. Нужно отметить чертой мышкин дом – норку, куда  «кот» не имеет права забегать.

Прогулка 19   СЕНТЯБРЬ
НАБЛЮДЕНИЕ ЗА СЕМЕНАМИ РАСТЕНИЙ

Цели: закрепить знания о растениях, их основных частях; воспитывать заботливое, бережное отношение к растениям, расширять словарный запас.

Ход прогулки

– Рассмотрите плоды клена, найдите в них семечко. Покажите, какой высоты могут достигать деревья, выросшие из маленького семечка.

Рассмотреть семена бархатцев, одуванчика и календулы. Каково назначение семян? Обратите внимание на разное количество семян у растений, на их форму и различные приспособления к распространению.

Опыт.  Подбросьте  семена  растений  вверх.  Понаблюдайте  за  их полетом.

Вывод: лучше всех приспособлены к распространению при помощи ветра семена одуванчика, они легкие, у них есть парашютики. Остальные семена тоже могут лететь, но уже не на такое большое расстояние.

Приметы: осенью листопад пройдет скоро – ожидай крутой зимы; ветки ели и сосны опускаются вниз – к дождю.

Поговорки и пословицы: плод дерева ешь, а кору не снимай; яблоко от яблоньки недалеко откатится.

Стихотворения.

Вьется в воздухе листва, В желтых листьях вся Москва.

У окошка мы сидим и глядим наружу,

Шепчут листья: «Улетим»,–  и ныряют в лужу.        Ю. Коринец

ЛИСТОПАД

Листопад, листопад,                                Желтый двор, желтый дом,

Листья желтые летят,                                Вся земля желта кругом.

Желтый клен, желтый бук                                        Желтизна, желтизна,

Желтый в небе солнца круг.                        Значит, осень – не весна!

Загадка.

Малые детки сидят на ветке,

Как подрастут – на землю упадут.         (Семена.)

Дидактическая игра «Да или нет».

Ход игры: воспитатель читает стихотворение, а дети должны внимательно слушать и отвечать «да» или «нет».

Осенью цветут цветы?                        Туманы осенью плывут?

Осенью растут грибы?                        Ну а птицы гнезда вьют?

Тучки солнце закрывают?                        А букашки прилетают?

Колючий ветер прилетает?                        Звери норки закрывают?

Урожай весь собирают?                        Солнце светит очень жарко?

Птичьи стаи улетают?                        Можно детям загорать?

Часто-часто льют дожди?                        Ну а что же надо делать?

Достаем мы сапоги?                                Куртки, шапки надевать!

Дидактическая игра «Бывает – не бывает» (с мячом).

Ход игры: воспитатель произносит словосочетание и кидает мяч, а дети должны быстро ответить.

Иней летом … (не бывает). Снег зимой … (бывает).

Подвижная игра «Найди себе пару».

Ход игры: воспитатель раздает детям разноцветные флажки по количеству играющих. По сигналу воспитателя дети бегают, при звуке бубна находят себе пару по цвету флажка и берутся за руки. В игре должно принимать участие нечетное количество детей, чтобы один остался без пары. Он и выходит из игры.

Подвижная игра «Жадный кот».

Цели: дифференциация звуков [ш]–[ж]; развитие ловкости.

Ход игры: выбирается водящий, он «кот». «Кот» садится в угол площадки и говорит: «Я ужасно жадный кот, всех мышей ловлю и в рот». Остальные дети – «мышки». Они проходят мимо «кота» и испуганно шепчут: «Тише, тише, кот все ближе». Дети дважды произносят эти слова. С последними словами «кот» выскакивает и ловит «мышей». Кто попался «коту» в лапы, должен произнести 5–6 раз слова «тише» и «ближе». Затем роль «кота» передается другому ребенку.

Прогулка 20     СЕНТЯБРЬ
НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ДЕРЕВЬЯМИ И КУСТАРНИКАМИ

Цели:  упражнять  в  различении  деревьев  и  кустарников по плодам (семенам) и листьям; обобщать представление об осеннем расцвечивании деревьев и кустарников; закрепить умение сравнивать объекты по ярким признакам; учить узнавать и различать деревья и кустарники по характерным признакам (количество и характер стеблей, наличие листьев, плодов).

Ход прогулки

– Замечали ли вы, что на тропинках не растут растения? Люди сами протаптывают себе дорожку, и потом там ничего не растет.

Опыт. Потыкать палочками вначале землю там, где растут растения. Палочки свободно входят в землю. Затем повторить то же самое на тропинке. Палочки ломаются, так как земля очень твердая, утоптанная.

Вывод: земля на тропинках уплотнена людьми, и семена растений не смогут прорасти сквозь такую землю.

Приметы: лист хоть и пожелтел, но опадает слабо – морозы наступят нескоро; пока лист с вишен не опал, сколько бы снегу не выпасть, оттепель его сгонит.

Поговорки и пословицы: кто не сажал дерева, тому не лежать в тени; не суди о дереве по коре.

Стихотворение «Листопад» В. Мировича.

Загадка.  Много рук, а нога одна.        (Дерево.)

Дидактическая игра «Третий лишний» (растения).

Ход игры: воспитатель называет по 3 растения (деревья и кустарники), одно из которых «лишнее». Например, клен, липа, сирень. Дети должны определить, какое из них «лишнее» и хлопнуть в ладоши. (Клен, липа – деревья, сирень – кустарник.)

Дидактическая игра «Игра в загадки».

Ход игры: дети сидят на скамейке. Воспитатель загадывает загадки. Отгадавший ребенок выходит и сам загадывает загадку. За отгадывание и загадывание загадки он получает по одной фишке. Выигрывает тот, кто наберет больше фишек.

Подвижная игра «Журавль и лягушки».

Ход игры: на земле чертится большой прямоугольник. Это река. На берегах нарисованы кочки (кружочки, начертанные на расстоянии 45–55 см от берега, чтобы нетрудно было с кочки одним прыжком попасть в воду, то есть в очерченный прямоугольник). Один ребенок – «журавль», а остальные – «лягушки». «Журавль» сидит в своем гнезде поблизости. А «лягушки» усаживаются на кочки и начинают свой концерт.

Вот с насиженной гнилушки В воду шлепнулась лягушка.

И, надувшись, как пузырь, Стала квакать из воды:

«Ква, кэ, кэ, ква, кэ, кэ. Будет дождик на реке».

Как только «лягушки» произнесут последние слова, «журавль» вылетает из гнезда и ловит их. «Лягушки» прыгают в воду, где «журавлю» ловить их не разрешается. Пойманная «лягушка» остается на кочке до тех пор, пока «журавль» не улетит, и пока не вылезут снова «лягушки». «Лягушки» сидят до тех пор, пока не улетит «журавль».

Подвижная игра «Охота на зайцев».

Ход игры: все ребята – «зайцы» и два-три – «охотники». На одной стороне площадки педагог рисует круги по числу «зайцев» (заячьи норки), в которых они размещаются.

«Охотники» находятся на противоположной стороне, где для них нарисован домик.

Ведущий.        Никого нет на лужайке. Выходите, братцы-зайки,

        Прыгать, кувыркаться!..По снегу кататься!..

«Зайцы» выбегают из норок и разбегаются по всей площадке и прыгают. Педагог хлопает в ладоши и говорит: «Охотники!».

«Охотники» выбегают из домика и охотятся на «зайцев», а те должны вовремя занять свои домики. Пойманных «зайцев» «охотники» забирают себе в дом, и игра повторяется.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сюжетная прогулка "НА ПРОГУЛКЕ"

Уточнить знание детей о птицах, об их повадках.Укреплять здоровье детей, всестороннее физическое рзвитие.-Возле елочки зеленойСкачут, каркают вороны:"КАР-КАР-КАР"-Тут собачка прибежалаИ ворон всех раз...

Конспект оздоровительной прогулки на тему: «Прогулка со снеговиком»

Конспект оздоровительной         прогулки на тему:«Прогулка со снеговиком»...

Конспект совместной деятельности с детьми (прогулки).Тема: "Прогулка по осеннему лесу".

Конспект совместной деятельности с детьми (прогулки) для детей средней группы....

Конспект проведения прогулки "Зимняя прогулка"

Конспект проведения зимней прогулки у детей средней группы...

Конспект прогулки с детьми младшего дошкольного возраста «Прогулка с солнечным зайчиком»»

Интеграция образовательных областей  «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Труд»Виды деятельности: познавательно –исследовательская, игровая,  коммуникативная,  двигательна...

Конспект прогулки для 1 младшей группы "На прогулке с куклой Катей"

В данной конспекте отражены основные моменты работы с детьми на прогулке:это наблюдение за изменениями в  природе, труд, разминка, беседы с детьми о животных,подвижные и малоподвижые игры, индиви...

Сюжетно ролевые игры на прогулке. Конспект сюжетной прогулки «На прогулке»

Сюжетно ролевые игры на прогулке.Конспект  сюжетной прогулки«На прогулке» Тема: Сюжетная прогулка «На прогулке»Цель:•  Уточнить знание детей о птицах, об их пова...