Статья «Технологии формирования у детей опыта безопасного поведения дома, на улице, в природе"
статья (старшая группа)

Горюнова Юлия Васильевна

Статья "Технологии формирования у детей опыта безопасного поведения дома, на улице, в природе"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл goryunova_yuliya_vasilevna_konferentsiya.docx18.19 КБ

Предварительный просмотр:

Горюнова Юлия Васильевна

воспитатель ГБДОУ

детский сад №90

Красногвардейского района

г. Санкт-Петербурга 

Тема: «Технологии формирования у детей опыта безопасного поведения дома, на улице, в природе (из опыта работы воспитателя подготовительной группы)»

Безопасность жизни и деятельности - насущная потребность человека. Одним из направлений реализации образовательной области «Социально-коммуникативного развития» в ДОУ, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту ДО, является формирование у ребёнка основ безопасного поведения в быту, социуме и природе. Создание условий для формирования у детей навыков безопасного поведения, систематическая воспитательно-образовательная работа по ознакомлению их с правилами такого поведения. Расширение пространства, в котором проявляет свою активность ребенок на разных возрастных этапах развития, неизбежно приводит к появлению множества опасностей. Все их предотвратить невозможно, но в силах воспитателя научить детей распознавать и предвидеть потенциальные угрозы жизни и здоровью и, по возможности, научиться избегать их. Формирование основ безопасного поведения у детей - это повседневная, трудная, но крайне важная работа. Дошкольный возраст – оптимальный период формирования социальных навыков и трудно питать иллюзии, что они в более зрелом возрасте сами собой возникнут. При ознакомлении детей с первоначальными основами безопасности должны быть определены следующие цели:

- формирование основ по сохранению и укреплению здоровья;

- воспитание безопасного поведения, способности предвидеть опасные ситуации, по возможности избегать их, при необходимости - действовать.

Необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависит их здоровье и безопасность. Эти правила следует подробно разъяснять детям, а затем следить за их выполнением. Однако безопасность и здоровый образ жизни не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в неожиданной ситуации на улице, дома. Формирование знаний ОБЖ у детей дошкольного возраста  возможно при соблюдении комплекса педагогических условий:

- отбор доступного детям содержания знаний и умений безопасного поведения в быту и установление последовательности его освоения

- применение поэтапной методики, обеспечивающей единство формирования знаний и умений, как основы безопасного поведения в быту, при активной позиции ребенка

- осознание педагогами и родителями необходимости целенаправленной деятельности в данном направлении, и ее осуществление в тесном сотрудничестве.

Детский сад, где я работаю, для формированию у детей основ безопасного поведения в быту, социуме, природе использует учебно-методическое пособие «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста», Н. Н. Авдеевой, О. Л. Князевой, Р. Б. Стёркиной. Оно включает программу для дошкольных образовательных учреждений и систему развивающих заданий. Задания предполагают разные формы взаимодействия детей и взрослых и направлены на формирование основ экологической культуры, ценностей здорового образа жизни, осторожного обращения с опасными предметами, безопасного поведения на улице. Содержание работы с детьми по правилам безопасного поведения затрагивает все виды опасности окружающего мира, поэтому работа с детьми должна носить комплексный характер. Необходимо использовать разнообразные методы ознакомления детей с основами безопасности: наблюдение, сравнение, игра, метод моделирования ситуаций, повторение, придумывание сказок на разные темы, игры-драматизации. Возможность обучать дошкольников посредством активной интересной для них деятельности - отличительная особенность дидактических игр. Активное участие в игре зависит от того, насколько ребенок овладел знаниями и умениями, которые диктуются её обучающей задачей. Это побуждает дошкольника быть внимательным, запоминать, классифицировать, уточнять свои знания. Для лучшего усвоения правил безопасного поведения следует использовать «минутки безопасности», на которых нужно повторять и закреплять основные моменты соблюдения правил безопасности. Возможно использование моделирования опасных ситуаций, использование игрового материала, демонстрация картинок по безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Так при помощи картинок и моделей мы закрепляем знания о поведении зимой на улице, а именно, что зимой нельзя ходить под козырьком домов, кататься на коньках следует только в специально отведённых местах, а не на водоёмах, на льду нельзя толкаться. В таких беседах всегда стараюсь воспитывать уважительное, дружеское и заботливое отношение друг к другу. Подобные модели использую при изучении правил дорожного движения, правил поведения в природе, неосторожном обращении с огнем, пожаре. Систематическая работа с детьми по обучению правилам безопасности жизнедеятельности, использование эффективных, современных методов и приемов, учет возрастных особенностей даёт положительный результат.

Еще одним методом, который я использую в своей практике, является изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация). Дети сознательно отражают окружающую действительность в рисунке, лепке, конструировании. Игра-рисование представляет собой состояние ребёнка, когда он, рисуя, видит себя участником того, что изображает.  Например, девочки, рисуя ситуацию из сказки «Кошкин дом», видят в кошке себя. Мальчики, рисуя пожарных, изображают себя пожарными. От того, как ребёнок воспринимал социальные явления, какое у него сложилось отношение, будет зависеть характер изображения этих явлений, выбор цвета, расположение предметов на листе, их взаимосвязь.  Итак, «деятельность отражения» позволяет ребёнку с помощью фантазии вжиться в мир взрослых и познавать его, однако она не даёт ему возможности реально, практически участвовать в социальной жизни.

Метод сравнения. Дети могут сравнить: огонь — это хорошо или огонь — это плохо. Например, детям я предлагаю изображения на картинках, дается задание отобрать предметы, которые будут нужны пожарному при тушении пожара и отобрать предметы, которые горят.

Метод моделирования ситуаций. Дети учатся располагать предметы в пространстве, соотносить их, «читать» карту. Задания типа «Составим планкарту групповой комнаты, отметим опасные места красными кружочками». Моделирование таких ситуаций: дым в группе, дым из соседнего дома, прорвало водопровод, что ты будешь делать, подай ножницы правильно, нашел таблетку в группе, твои действия. Моделирование ситуаций дает ребенку практические умения применить полученные знания на деле и готовит ребенка к умению выбраться из экстремальных ситуаций в жизни.

Предметная деятельность. Предметная деятельность удовлетворяет в определенный период развития ребенка его познавательные интересы, помогает ориентироваться в окружающем мире, порождает чувство уверенности в том, что мир управляем и подвластен ему. В группе должны быть предметы, с помощью которых ребенок знакомится с правилами безопасного обращения с ними. Это колюще-режущие предметы (иголки, ножницы, нож); электроприборы (магнитофон, проигрыватель, утюг, пылесос).

Для ознакомления детей с правилами поведения в природе в разделе «Ребёнок и природа», я проводила беседы с детьми на темы «Домашние и бездомные животные», «Съедобные и не съедобные грибы», «Лекарственные растения» и др.

Я проводила ознакомительные беседы по темам «Запомните, детки таблетки – не конфетки», «Скорая помощь», «Безопасность       в доме». Проводила НОД «Опасные предметы дома», на котором закрепила у детей представление об опасных для жизни и здоровья предметах, с которыми они встречаются в быту, об их необходимости для человека, о правилах пользования ими.   Я   создавала ситуации, побуждающие детей активно применять свои знания и умения, ставила перед ними более сложные задачи, развивая волю и желание преодолевать трудности, «Осторожно микробы». Формировала умение у детей самостоятельно следить за своим здоровьем, обучала несложным приёмам самооздоровления, учила оказывать себе элементарную помощь, прививала любовь к физическим упражнениям, «Сохрани своё здоровье сам». Формировала у детей представление о здоровье как одной из главных ценностей жизни; о значении витаминов в организме человека, о полезных продуктах, в которых содержатся витамины «Путешествие в страну здоровья», проводили с подготовительной группой пропаганду здорового питания в процессе проведения показательных экспериментов с кока-колой в старших группах

Конечно, важное место в работе с детьми занимает обучение правилам личной безопасности в разделе «Ребёнок и другие люди».   Дети должны иметь представление о возможной опасности общения с незнакомыми людьми.  В беседах рассматривались и обсуждались типичные ситуации «Если ты гуляешь один», «Если чужой приходит в дом» и др., обращала внимание детей на то, что может быть опасно оставаться наедине с незнакомым человеком. Старалась убедить их в том, что не всегда приятная внешность человека совпадает с добрыми намерениями, НОД «Встреча с Бармалеем!» Дидактические игры «Светофор», «Собери знак», «Дорожные знаки», «Знак заблудился» помогают лучше усвоить правила дорожного движения.

Опыт работы позволяет сделать выводы о том, что система планирования по основам безопасности жизнедеятельности детей способствует:

- формированию чувства безопасности у детей;

- осознанию ребёнком ценностей здоровья и жизни человека;

- формированию у детей сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих;

- расширению и систематизации знаний детей о правильном поведении при контакте с незнакомыми людьми;

- закреплению у детей знаний о правилах поведения на улице, дороге, транспорте, в природе, в быту;

- предупреждению детского травматизма;

- развитию самостоятельности и ответственности.

Из всего сказанного нам следует запомнить: лучший урок безопасного поведения – это пример окружающих ребёнка взрослых.

                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологии формирования у детей опыта безопасного поведения дома,на улице,в природе(из опыта работы воспитателя)

Технологии формирования у детей опыта безопасного поведения дома, на улице, в природе ( из опыта работы воспитателя)...

Технологии формирования у детей опыта безопасного поведения дома, на улице, в природе

  «Технологии формирования у детей опыта безопасного поведения дома, на улице, в природе».( из опыта работы воспитателя младшей группы)   Проблема безопасности жизнед...

Технологии формирования у детей опыта безопасного поведения дома, на улице, в природе.

Работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей носит системный характер....

Технологии формирования у детей опыта безопасного поведения дома, на улице, в природе (из опыта работы воспитателя средней группы)

Безопасность жизни и деятельности - насущная потребность человека. Одним из направлений реализации образовательной области«Социально-коммуникативного развития» в ДОУ, согласно Федеральному...

МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В БЫТУ И В ПРИРОДЕ

Описание методов и приёмов формирования у детей навыков безопасного поведения в быту и в природе из опыта воспитателя детского сада...

Картотека игр-тренингов по формированию у детей опыта безопасного поведения в быту, социуме, на природе.

Данная картотека игр позволит детям сформировать безопасное поведение в быту, социуме, на природе....

Опыт работы по формированию у детей основ безопасного поведения в быту, социуме и природе

Опыт работы по формированию у детей основ безопасного поведения в быту, социуме и природе...