Самообразование
материал

Николаенко Маргарита Анатольевна

Отчеты по самообразованию

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема по самообразованию воспитателя д/с № 1 «Оленёнок» Филиал АН ДОО «Алмазик» Даниленко М. А.

«Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста посредством использования нестандартного оборудования».

«Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев». В.А. Сухомлинский.

Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи, мышления ребенка. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Чем больше ребёнок умеет, хочет и стремится делать руками, тем он умнее и изобретательнее. Ведь на кончиках пальцев – неиссякаемый источник творческой мысли, которая питает мозг ребёнка.

Для детей в младшем дошкольном возрасте (3—4 года) большое значение имеет развитие мелкой моторики рук, у них еще слабо развиты мелкие мышцы рук, не закончено окостенение костей запястья и фаланг пальцев. Несовершенство нервной регуляции движений ведет к их неточности и низкому темпу выполнения различных действий. Поэтому ловкими пальчики малыша станут не сразу, и ребенку в этом необходимо помочь.

Мелкая моторика - это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка «пользоваться» этими движениями. Головной мозг, руки и артикуляционный аппарат связаны между собой теснейшим образом. Ребенок со скованными движениями неумелых пальцев отстает в психомоторном развитии, у него возникают проблемы с речью.

Стандартный набор занятий по развитию тонкой моторики (плетение, конструкторы, мозаика, лепка и т. д.) использует в основном движения сжимания, изредка – растяжения и почти никогда – расслабления. К тому же в эти занятия включена обычно только социальная зона руки – большой, указательный, средний пальцы, смежная с ними часть ладони и соответствующие им двигательное поле – зона, несущая основную нагрузку в быту и в общении. Безымянный палец и мизинец остаются пассивными. Эффективность таких занятий не слишком велика. Для получения максимального «коэффициента полезного действия» игры с пальцами рук и занятия должны быть составлены таким образом, чтобы:
1. сочетались сжатие, расслабление, растяжение пальцев;
2. использовались изолированные движения каждого из них. 

Для развития мелкой моторики руки разработано много интересных методов и приемов, используются разнообразные стимулирующие материалы. В своей работе я использовала накопленный опыт по данному направлению и основной принцип дидактики: от простого к сложному. Подборка игр и упражнений, их интенсивность, количественный и качественный состав варьируются в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей детей.

Существует множество разнообразных игр для развития мелкой моторики рук, среди которых ведущее место занимают двигательные упражнения с нетрадиционным использованием различных предметов: массажных мячей, платочков, крупных бигуди, прищепок, счетных палочек, длинных бигуди, зубных щеток, бус, резинок для волос, щеток, шестигранных карандашей, грецких орехов.

Часто игры сопровождаются стихотворениями. Для детей проговаривание стихов одновременно с движениями пальцев рук обладает рядом преимуществ: речь делается более ритмичной, четкой и эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие. Использование стихов в играх с предметами позволяет достичь наибольшего обучающего эффекта, стихи привлекают внимание детей и легко запоминаются.

Во время игр с различными предметами так же задействована ориентировка в схеме тела (голова, руки, ноги, туловище). Такие забавы очень увлекательны: они способствуют развитию творческой активности, мышления, речи, мелких мышц рук. Вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Основной целью игр является развитие координации движений мелкой моторики рук через нетрадиционное использование различных предметов.

Задачи:

  1. Коррекционно-образовательные задачи:

Формировать познавательную активность и творческое воображение детей. Закреплять проговаривание стихов одновременно с движениями пальцев рук.  

  1. Коррекционно-развивающие задачи:
  • Развивать артикуляционную и мелкую моторику.
  • Развивать зрительное, слуховое восприятие, творческое воображение.
  • Развивать тактильную чувствительность рук.
  • Развивать психические процессы: внимание, память, мышление, воображение. Развивать восприятие и переключение на разные виды деятельности. Упражнять в умении выражать свое эмоциональное состояние, используя мимику и выразительные движения пальцев рук. Совершенствовать двигательную память.
  • Развивать речемыслительную деятельность.
  • Развивать мимическую мускулатуру.
  • Развивать просодическую сторону речи: чувство темпа, ритма, сила голоса, дикция, выразительность речи.
  1. Коррекционно-воспитательные задачи:
  • Создать положительный эмоциональный фон, радости, ожидания праздника.
  • Воспитывать усидчивость, умение доводить начатое дело до конца.
  •  Формировать дружеские взаимоотношения.
  • Воспитывать внимание к обращенной речи.
  • Развивать чувство уверенности в себе.

Этапы разучивания игр:
1. Взрослый сначала показывает игру малышу сам. 
2. Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и рукой ребёнка. 
3. Взрослый и ребёнок выполняют движения одновременно, взрослый проговаривает текст. 
4. Ребёнок выполняет движения с необходимой помощью взрослого, который произносит текст. 
5. Ребёнок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый

подсказывает и помогает. 
Игры с массажными мячами

Бежит ежик по дорожке

Бежит ежик по дорожке,        Дети катают мячик в руках,

У него кривые ножки,            делая движения вперед – назад,

Весь иголками оброс -            вправо – влево между ладонями.

Жалко ежика до слез.

                        К. Шефер

Наши ручки

Эта ручка – правая.                 Дети крепко сжимают мячик в 

                                                  правой руке.

Эта ручка – левая.                   Крепко сжимают мячик в левой руке.

Я на мячик нажимаю               Дети кладут мячик на правую ладонь и

И зарядку делаю.                     каждым пальцем левой руки 

                                                  поочередно нажимают на бугорки

                                                  мячика, затем меняют руки.

Будет сильной правая.             Крепко сжимают мячик в

                                                  правой руке.

Будет сильной левая.               Крепко сжимают мячик в левой руке.

Будут ручки у меня ловкие,    Катают мячик в руках, делая движения

Умелые.                                    Вперед – назад, вправо – влево между

                                                  ладонями.

                    О. Крупенчук

Игры с крупными бигуди

Машины

По шоссе идут машины,        Дети катают бигуди между ладонями

По асфальту едут шины.        вперед – назад, руки держат перед

                                                 собой.

По дороге не беги,                  Рука сжата в кулак, выпрямляют

Я скажу тебе: «Би-би!».          большой палец – «сигналят».

                  О. Крупенчук

Веселая поездка

На ладошке ехали,                Дети катают бигуди между ладонями

До угла доехали.                   вперед – назад, руки перед собой.

Сели на машину,                   Кладут бигуди на колени, катают

Налили бензину.                    вперед – назад.

На машине ехали                   Дети катают бигуди между ладонями

До реки доехали,                   вперед – назад, руки перед собой.

Тр-р-р. Стоп. Разворот.        Перестают катать и  перекладывают 

                                                 бигуди из одной руки в другую.

На реке – пароход!

Пароходом ехали,                  Катают бигуди между ладонями

До горы доехали.                   вперед – назад, руки перед собой.

Пароход не везет.  

Надо сесть в самолет.             Катают бигуди между ладонями

Самолет летит,                        вперед – назад, руки направляют

В нем мотор гудит –У-у!        вверх над головой.

                   И. Токмакова

Игры с прищепками

Гусенок

Вот проснулся,                             Бельевой прищепкой дети прищепляют

Встал гусенок,                           ногтевые фаланги пальцев правой, а 

Пальцы щиплет он                    затем левой руки на каждый ударный

спросонок:                                 слог – от большого пальца к мизинцу.

- Дай, хозяйка, корма мне

  Раньше, чем моей родне.

                     О. Крупенчук

Кыш!

Сильно кусает                            Бельевой прищепкой дети прищепляют

Котенок – глупыш!                  ногтевые фаланги пальцев правой, а 

Он думал, что это                   затем левой руки на каждый ударный

Не палец, а мышь!                   слог – от большого пальца к мизинцу.

Но я же играю с тобою, малыш!

А будешь кусаться – скажу тебе: «Кыш!».

                         М. Рогожникова

Клюква

Мы шли, шли, шли,                 Бельевой прищепкой дети прищепляют

Много клюквы нашли.            ногтевые фаланги пальцев правой, а 

Раз, два, три, четыре, пять -    затем левой руки на каждый ударный

Мы опять идем искать!            слог – от большого пальца к мизинцу.

                          В. Волина

Игры со счетными палочками

Апельсин

Мы делили апельсин:            Дети ритмично постукивают ребром

                                                ладони о другую ладонь.

Много нас, а он один!            Берут в руки счетную палочку

                                                 и показывают ее.

Эта долька для ежа,                Ставят счетную палочку на большой

                                                  палец правой руки и держат

                                                  указательным пальцем правой руки.

Эта долька для стрижа,           Ставят счетную палочку на большой

                                                  палец правой руки и держат

                                                  средним  пальцем правой руки.

Эта долька для моржа,           Ставят счетную палочку на большой

                                                  палец правой руки и держат

                                                  безымянным  пальцем правой руки.

Эта долька для бобра.             Ставят счетную палочку на большой

                                                  палец правой руки и держат

                                                  мизинцем  правой руки.

А для волка – кожура.             Убирают счетную палочку за спину.

Он сердит на нас – беда!           Сжимают кулаки и прижимают их к

                                                    груди, хмурят брови.

Разбегайтесь кто куда!              Указательные и средние пальцы обеих

(Английская народная               рук «бегут» по ногам.

                       считалка)             Затем проделываются те же действия                                                                                                                      

                                                    другой рукой.

У кого длиннее клюв?

Нужны 4 счетные палочки. Они раскладываются на столе перед ребенком, который берет их одноименными пальцами, от указательных – к мизинцам. Пара пальцев берет одну палочку. На каждую строку – по одной палочке.

Очень длинный клюв у цапли,                       2-й – 2-й

Вы длинней найдете вряд ли.                         3-й – 3-й

Клювом меряться пришли                             4-й – 4-й

Аисты и журавли.                                           5-й – 5-й

                     О. Крупенчук

Игры с платочками

Жаба

Дети кладут платочек на колени или на любую ровную поверхность.

Жабу мы нашли на кочке,               Ставят кулак правой или левой руки

                                                       на платочек («жаба»).

Принесли домой в платочке.        Заворачивают «жабу» в платочек.

Развернули мы платок -                Разворачивают платочек.

Жаба прыг под потолок!                 Пальцы правой или левой руки сильно

                 Е. Савельева                    растопыриваются в стороны.

Стирка

Дети кладут платочек на колени или на любую ровную поверхность.

Постираю чисто, с толком        Берут платочек в руки. Имитируют 

Рубашку, кофту и футболку,    стирку белья.

Свитерок и брюки.                       Встряхивают платочек, кладут его на

Устали мои руки!                      колени, сверху – обе ладони.

                            Т. Шапиро        

Игры с пластмассовым ковриком «Травка»

Козочка

Дети кладут коврик на колени.

Вдоль дороги на виду                 «Щиплют» травку пальцами обеих рук

Щиплет козочка траву.              по поверхности коврика.

Глазки блестят,                             Сжимают и разжимают пальцы рук.

Рожки торчат,                            Показывают «рожки» на голове.

Копытца стучат.                        Стучат указательными и средними 

          Е. Янушко                        пальцами обеих рук («копытца») по

                                                    коврику.    

Ежиха – мама

Дети кладут коврик на колени или любую ровную поверхность. На каждый ударный слог – поглаживающие движения руками. Поверхности «иголочек» касаются не только пальцы, но и ладони. Направление движения – к себе.

Гладила мама – ежиха ежат:

Что за пригожие детки лежат!

                         О. Крупенчук

Игры с зубной щеткой

Зубная щетка

Дети берут в руки зубную щетку.

Плывет зубная щетка,             Растирают щеткой подушечки пальцев

Как по морю лодка,                правой руки, затем левой руки, начиная

Как по речке пароход,            с большого пальца и заканчивая

По пальчикам она идет!          мизинцем.

              А. Дорогавцева

Игры с нестандартным оборудованием, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, дают детям мощный толчок к познавательной и творческой активности, развивают внимание, память, мышление. Кисти рук становятся более подвижными и гибкими, что помогает будущим школьникам успешно овладеть навыками письма. Нетрадиционное использование предметов стимулирует умственную деятельность, способствует хорошему эмоциональному настрою, повышает общий тонус, снижает психоэмоциональное напряжение, координирует движения пальцев рук, расширяет словарный запас, приучает руку к осознанным, точным, целенаправленным движениям.

Используемая литература

  1. Воробьева Т.А., Крупенчук О.И. Мяч и речь. – СПб.: Каро, 2003.
  2. Давыдович О. В. Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного

возраста с использованием нестандартного оборудования // Молодой ученый. — 2017.

  1. Зажигина О. А. Игры для развития мелкой моторики рук с

использованием нестандартного оборудования. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.

  1. Калинина Т.В. Пальчиковые игры и упражнения для детей 2-7 лет.  

Издательство «Учитель», Волгоград, 2008.

  1. Крупенчук О.И. Пальчиковые игры.- СПб.: Литера, 2012.
  2. Крупенчук О.И., Воробьева Т.А. Исправляем произношение:

Комплексная методика коррекции артикуляторных расстройств. – СПб,: Литера, 2013.

  1. Синицына Е. «Умные пальчики» Москва, издательство «Лист», 1999.
  2. Фадеева Ю. А., Пичугина Г. А., Жилина И. И. Игры с прищепками:

творим и говорим. – М. : ТЦ Сфера, 2012.

  1. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием

нестандартного оборудования. – Автор-сост. О.А. Зажигина. – СПб.: Детство-ПРЕСС, 2014.

Интернет – источники:

  1. http://docplayer.ru/28335044-Razvitie-melkoy-motoriki-ruk-s-ispolzovaniem-nestandartnogo-oborudovaniya-material-k-roditelskomu-sobraniyu.html
  2. http://diplomba.ru/work/99960
  3. http://www.maam.ru/detskijsad/ispolzovanie-nestandartnogo-oborudovanija-v-igrah-dlja-razvitija-melkoi-motoriki-ruk-u-detei-doshkolnogo-vozrasta.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны  воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»

Повышенная агрессивность детей яв­ляется одной из наиболее острых про­блем не только для педагогов и психо­логов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»

Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных  норм поведения Задачи:1.      воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....

Анализ работы по самообразованию Тема самообразования: Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную аппликацию.

Необходимым элементом подготовки ребенка  к школе, к письму является тренировка тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координаций. В связи с этим ,эта тема , считается актуальн...

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.

План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....

План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»

План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...

2020-2022 гг: Тема по самообразованию №1 за 2020г; Тема по самообразованию № 2, 3 за 2021 г; тема по самообразованию № 4 за 2022 г.

                ГБОУ Школа №1400 8ДКМладшая  группа № 2Воспитатель- Фролова Елена Владимировна Тема по самообразованию 2020-2021 уч. год. ...