ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Чудо - радуга»
рабочая программа (младшая группа)

Щербакова Татьяна Викторовна.

Цвет играет важную роль в жизни человека – это известно всем. Он не только делает наш мир разнообразным, но и ориентирует в окружающем пространстве, информирует, подсказывает, управляет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pragramma.docx48.57 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида «Солнышко»

 Дятьковского района

   Утверждено Утверждаю:

 на педагогическом   совете                                   заведующий  МАДОУ  ДС  КВ

     МАДОУ  ДС  КВ                                                            «Солнышко» Дятьковского района

     «Солнышко» Дятьковского района                           __________________ Мулярт Л.В.

      Протокол № _________                                         Приказ № _________

  от  «_____ »  __________ 2019 г.                                        от  «_____ »  __________ 2019 г.                                                                                                                                                                    

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

 «Чудо - радуга»

         Педагог: Щербакова Т.В.

     Возраст обучающихся:  3-4 года

       Срок реализации: 1 год

       В объёме8 часов

        

г.Дятьково

2019 г.

Пояснительная записка

Цвет играет важную роль в жизни человека – это известно всем. Он не только делает наш мир разнообразным, но и ориентирует в окружающем пространстве, информирует, подсказывает, управляет.

Потенциальные возможности цвета настолько велики, что интерес исследователей к его изучению только усиливается. При этом, как отмечают учёные (Н.Н.Ефименко, Н.С.Кубышкина, Е.А.Вафина), механизм цветового влияния на человека изучен не до конца, многие факты и теоретические положения требуют систематизации и уточнения

 В образовательной работе цвету отводится немаловажное место, однако, как показывает анализ литературы, область его активного рассмотрения чаще всего ограничивается рамками узко профилированных дисциплин, таких как изобразительное искусство. Между тем с помощью цвета можно не только внести существенное разнообразие в любой педагогический процесс, но и значительно повысить его эффективность.

Работа с детьми это очень сложный и многогранный процесс. Ведь каждый ребенок это личность. Следовательно, у него есть свои предпочтения, чувства, эмоции, желания, страхи и т. д. и педагогу, как в прочем и всем кто тесно соприкасается с детьми каждый день нужно это учитывать. Мир ребенка — сложный многогранный мир с которым надо обращаться очень осторожно, для того чтобы не разрушить его хрупкость и вырастить полноценного здорового человека, развитого разносторонне. У каждого человека есть моменты в жизни, которые ему по разным причинам трудны. Для преодоления этих «временных» трудностей существует множество способов и средств, одним из которых являетсяцветотерапия.        

Дошкольное образование  в основном ориентировано на обеспечение познавательного развития ребёнка. С психологической же точки зрения, специфика развития в дошкольном возрасте заключается не столько в овладении ребенком знаний, сколько в становлении базовых свойств его личности: самооценки, эмоционально-потребностной сферы, нравственных ценностей, смыслов и установок, а также социально-психологических особенностей в системе отношений с другими людьми.

Самое - изменение устойчивых поведенческих реакций детей. Как помочь агрессивному ребёнку стать добрым и внимательным к окружающему миру, как объяснить ему, что нет необходимости постоянно находиться в состоянии войны с другими? Как помочь неуверенному и робкому ребёнку с заниженной самооценкой поверить в свои силы, способности и таящиеся в душе таланты? Как пробудить заторможенного и вялого, как снять избыточное возбуждение с гиперактивного и тревожного?

Цветотерапия – метод психологической коррекции при помощи цвета. В рамках традиционной психологии неоднократно проводились исследования по воздействию того или иного цвета на психологическое состояние.

Направленность программы: Данная программа направлена на всестороннее  гармоничное развития личности ребенка через развитие способности самовыражения и самопознания.

Актуальность, новизна, педагогическая целесообразность: Содержание программы ориентировано на эмоциональное благополучие ребёнка – уверенность в себе, чувство защищённости. Новизна данной программы заключается в использовании художественного творчества как способа психологической работы с детьми

Цель: Осознание себя как личности, принятия себя и понимание собственной ценности как человека; осознание своих взаимосвязей с миром и своего места в окружающей действительности; творческая самореализация

Задачи:

1. Обогащать эмоциональный мир ребенка, используя метод погружения в цвет, цветовосприятие.

2. Формировать первичные представления ребенка о самом себе, способность осознавать себя как личность, принимать себя и понимать собственную ценность как человека.

3. Способствовать осознанию своих взаимосвязей с миром и своего места в окружающей действительности.

4. Развивать интегративные качества: любознательность, эмоциональная отзывчивость, способность управлять своим поведением, способность решать интеллектуальные и личностные задачи.

5. Расширять поведенческий репертуар дошкольника, возможность управлять эмоционально-волевыми процессами.

6. Развивать коммуникативные способности.

7. Способствовать творческой самореализации дошкольников.

Условия реализации программы.

  • Программа «Чудо радуга » разработана с учетом возрастных особенностей.
  • Участники программы: дети 3-4 лет
  • Срок обучения: 1 год
  • Режим занятий1 раз в неделю (15 минут).
  • Число занятий в неделю – 1, в месяц – 4, за 8 месяцев - 32

Общие принципы и содержание программы

Содержание программы ориентировано на эмоциональное благополучие ребёнка – уверенность в себе, чувство защищённости и жизненные успехи. Во многом это зависит от того, как складываются отношения ребёнка с окружающим миром, людьми.

Принципы содержания программы:

  1.  Системность:  в  течение учебного года работа по программе проводится систематически, в определённый день недели. Конкретно запланированная тема может  не ограничиваться рамками одного занятия, так как нельзя заранее обозначить всю гамму спонтанно возникающих ситуаций (таких как: дополнительные объяснения, ответы на вопросы, дополнительная игровая ситуация).
  2.  Преемственность взаимодействия взрослых с ребенком в условиях ДОУ и в семье: для эффективной реализации программы родители выступают активными участниками педагогического процесса и познания внутреннего мира своего ребёнка.Это реализуется через  беседы со своим ребёнком на конкретно предложенные педагогом темы; через родительские встречи содержательного характера, связанные с тематикой программы, на которых обсуждаются достижения детей; через индивидуальные беседы  педагога с родителями, если возникают проблемные ситуации в воспитании или в семье; через совместную деятельность детей, родителей и педагога по темам программы; через проведение тренингов.  
  3.  Комфортность: создание атмосферы доброжелательности, вера в силы ребёнка, создание для каждого ситуации успеха и эмоциональной вовлеченности в процессе занятий.
  4.  Личностно ориентированное взаимодействие: создание условий для раскрепощения и раскрытия, стимулирующих творческую активность ребёнка.
  5. Вариативность:  создание условий для самостоятельного выбора ребёнком материалов, способов работы и степени активности.

Методы  и приёмы

При реализации программы используются такие методы работы

  • изотерапия (рисование красками, цветными карандашами);
  • сказкотерапия (сочинение и проигрывание сказок);
  • музыкотерапия  (прослушивание  различной музыки,  использование релаксационной музыки на каждом занятии);
  • лепка из соленого теста, пластилина;
  • аппликации, коллаж и пр.

Методическое обеспечение программы

Для занятий необходимы бумага для рисования, ватманы, простые

карандаши,  ластики,  наборы  цветных  карандашей,  фломастеров,  краски¸ пластилин, цветная бумага. Сборник релаксационной музыки. Демонстрационный материл.

Ожидаемые результаты:

  • позитивные изменения в психологическом состоянии детей, позитивная картина мира и образ Я, осознание внутренних ресурсов;
  • развитие моторных способностей детей, через овладение ручными многообразными операциями, влияющими на их психофизиологические функции;
  • снижение эмоциональной тревожности;
  • повышение самооценки;
  • развитие коммуникативных навыков;
  • развитие самосознания;
  • улучшение детско-родительских отношений;
  • закрепление положительных поведенческих реакций

Учебно - тематический план

№ п/п

Тема                                                                                               занятий

Количество занятий

1.

«Страна цвета»

1

2.

Страна «Жёлтого цвета»

1

3.

Страна «Жёлтого цвета»

(Веточка Мимозы)

1

4.

Страна «Желтого цвета»

(«Желтая песенка»)

1

5.

Страна « Синего цвета»

1

6.

Аппликация «Синие мячики рассыпались»

1

7.

Лепка «Синяя чашечка для Мишутки»

1

8.

Страна «Красного цвета»

1

9.

Страна «Красного цвета»

(рисование пальчиками)

1

10.

Страна «Красного цвета»

(лепка яблочки)

1

11.

Страна «Зелёного цвета»

1

12.

Страна «Зелёного цвета»

(Лепка « Гроздь винограда»)

1

13.

Страна «Зелёного цвета»

Игра «Зеленые обитатели леса»

1

14.

Страна «Голубого цвета»

1

15.

Страна «Голубого цвета»

(рисование пальчиком)

1

16.

Страна «Оранжевого цвета»

1

17.

Страна «Оранжевого цвета»

1

18.

Техника «Раздувания краски»

1

19.

«Зажги радугу»

Коллективная работа

1

20.

«Разноцветные листы»

1

21.

«Синяя сказка»

(коллективная работа)

1

22.

«Водный салют»

1

23.

«Мелки – наперегонки»

1

24.

 «Разноцветные камушки»

1

25.

«Зеленая сказка»

(коллективная работа)

1

26.

Упражнение «Радужная страна»

1

27.

Упражнение «Рисование под музыку»

1

28.

«Покрывало феи»

1

29.

Методика «Цветной дождь»

1

30

«Красная сказка»

(коллективная работа)

1

31

«Цвет моего настроения»

1

32

Упражнение «Рисование себя»

1

Общее количество занятий

32

Годовой календарно-учебный график 

Группа

                     Содержание

Подготовительная к школе группа                                                        (3-4лет)

Продолжительность обучения

с октября 2019г. по май 2020г.

Форма предоставления услуги

групповая

Длительность занятия

15 мин.

Количество занятий в неделю / в месяц

4/8

Общее количество занятий по программе

32

Количество часов

 в неделю / в месяц

30 мин./2ч

Общее количество часов по программе

Периоды (даты) отчётных (открытых) занятий

январь

апрель

Праздничные (нерабочие) дни

В соответствии с производственным календарём       на 2019г., 2020 г.

Содержание работы с детьми

Дата

№ НОД

Тема НОД

Программные задачи

01.10.19г.

Занятие №1

«Страна цвета»

Расширение представления детей о разных цветах и развитие умения их различать.

Развитие мелкой моторики пальцев и координации движения. Формирование умения произвольно расслаблять мышцы тела.Воспитание способности внимательно и терпеливо слушать других.

..

08.10.19г.

Занятие №2

Страна «Жёлтого цвета»

Закрепить у детей представление о желтом цвете. Закрепить знание желтого цвета, узнавать овощи в загадках о них, учить слушать сказку и понимать ее содержание,

15.10.19г.

Занятие №3

Страна «Жёлтого цвета»

(Веточка Мимозы)

Продолжать знакомить с желтым цветом. Развитие мелкой моторики рук. Коррекции гиперреактивности, формировании самоконтроля, повышении самооценки.

24.10.19г.

Занятие №4

Страна «Желтого цвета»

(«Желтая песенка»)

Коррекция гиперреактивности, формирование самоконтроля, повышение самооценки.

29.10.19г.

Занятие №5

Страна « Синего цвета»

Расширение представлений детей о синем цвете; развитие эмоционально-волевой сферы посредством улучшения настроения с помощью цвета;

 воспитание эстетических чувств.

05.11.19г.

Занятие №6

Аппликация «Синие мячики рассыпались»

 Познакомить детей с синим цветом; учить классифицировать предметы по цвету, учить находить предметы заданного цвета.

12.11.19г.

Занятие №7

Лепка «Синяя чашечка для Мишутки»

Продолжать знакомить детей с синим цветом. Развивать мелкую моторику рук.

19.11.19г.

Занятие №8

Страна «Красного цвета»

Закреплять представление о красном цвете; формировать мышление; развивать тактильное восприятие; умение группировать предметы по общему признаку; обогащать словарный запас; закреплять правила дорожного движения.

26.11.19г.

Занятие №9

Страна «Красного цвета»

(рисование пальчиками)

Коррекция страхов, инертности, апатии.

3.12.19г

Занятие №10

Страна «Красного цвета»

(лепка яблочки)

Продолжать знакомить детей с красным цветом. Развивать мелкую моторику рук.

10.12.19г..

Занятие №11

Страна «Зелёного цвета»

Расширение представления детей о зеленом цвете.Развитие умения ориентироваться в пространстве. Совершенствование мелкой моторики рук и координации движений. Стабилизация психических процессов, снятие эмоционального и телесного напряжения, развитие умения быстро переключаться с активной деятельности на пассивную.

17.12.19г.

Занятие №12

Страна «Зелёного цвета»

(Лепка « Гроздь винограда»)

Коррекции возбудимости, тревожности, гиперреактивности.

24.12.19г.

Занятие №13

Страна «Зелёного цвета»

Игра «Зеленые обитатели леса»

Коррекции возбудимости, тревожности, гиперреактивности.

14.01.20г

Занятие №14

Страна «Голубого цвета»

Закреплять представления о голубом цвете; развивать зрительное внимание, развитие крупной и мелкой моторики, обогащатьдвигательный опыт детей.

21.01.20г.

Занятие №15

Страна «Голубого цвета»

(рисование пальчиком)

коррекция тревожности, агрессии, повышенной возбудимости.

28.01.20г.

Занятие №16

Страна «Оранжевого цвета»

Закреплять представление об оранжевом цвете; оказать получение оранжевого цвета путём смешивания красного и жёлтого цветов;расширять и активизировать словарь.Развивать сенсорные способности, речь детей.Воспитывать желание прийти на помощь, сочувствие к сказочному персонажу, попавшему в беду.

04.02.20г

Занятие №17

Страна «Оранжевого цвета»

Коррекции застенчивости, замкнутости, скованности.

. 11.02.20г

Занятие №18

Техника «Раздувания краски»

Развивать воображение, мелкую моторику рук, снимать эмоциональное напряжение.

18.02.20г

Занятие №19

«Зажги радугу»

Коллективная работа

Учить детей взаимодействовать друг с другом, общаться, придумывать название своей страны, истории про ее жителей.

25.02.20г.

Занятие №20

«Разноцветные листы»

Совершенствование элементов само регуляции, тренировка последовательностидействий, погашение гиперреактивности.

. 03.03.20г.

Занятие №21

«Синяя сказка»

(коллективная работа)

Учить придумывать и рассказывать сказку последовательно, логично и эмоционально .Обогащать речь детей словами, обозначающими чувства, эмоции, переживания.

Развитие воображения.

10.03.20г.

Занятие №22

«Водный салют»

Коррекция страхов, снятие напряжения, развитие воображения

17.03.20г.

Занятие №23

«Мелки – наперегонки»

Коррекция агрессии, снятие напряжения, гармонизация эмоционального состояния.

24.03.20г

Занятие №24

 «Разноцветные камушки»

 Снятие напряжения, тактильная стимуляция, развитие творческого воображения.

31.03.20г.

Занятие №25

«Зеленая сказка»

(коллективная работа )

Учить придумывать и рассказывать сказку последовательно, логично и эмоционально .Обогащать речь детей словами, обозначающими чувства, эмоции, переживания.

Развитие воображения.

. 07.04.20г.

Занятие №26

Упражнение «Радужная страна»

Снятие возбуждения... Исправить настроение, избавиться от грусти. Помочь формировать артистическую натуру малыша. Добавить яркие краски в фантазию дошкольника. Расширить его словарный запас.

14.04.20г

Занятие №27

Упражнение «Рисование под музыку»

Снятие эмоционального напряжения. Добавить яркие краски в фантазию дошкольника

. 21.04.20г.

Занятие №28

«Покрывало феи»

Развитие цветовых ассоциаций, настрой на позитивный лад, развитие воображения и фантазии.

28.04.20г.

Занятие №29

Методика «Цветной дождь»

Снятие возбуждения..Исправить настроение, избавиться от грусти. Добавить яркие краски в фантазию дошкольника.

12.05.20г.

Занятие №30

«Красная сказка»

Учить придумывать и рассказывать сказку последовательно, логично и эмоционально .Обогащать речь детей словами, обозначающими чувства, эмоции, переживания.

19.05.2020г

Занятие №31

«Цвет моего настроения»

.Самораскрытие, работа с образом «Я». Развитие воображения.

26.05.2020г.

Занятие №32

Упражнение «Рисование себя»

Список литературы:

  1. Акименко В.М. «Новые логопедические технологии», Ростов на Дону, 2008г.
  2. Бреслав Г.Э. Цветопсихология и цветолечение для всех . - СПб.: Б.&К., 2000. - 212 с.
  3. Марченко Т.К. Особенности мозгового кровообращения у детей дошкольного возраста в процессе цветотерапии // Социальная технология научно-практической школы им. Ю.Ф. Змановского. М. - 2001.

  1. Мария Бриль. Исцеляющий цвет. Цветотерапия. С чего начать. «Вектор», 2009
  2. Крестовская К.А. Целебные силы цвета, или цветотерапия в нашей жизни. «Феникс», 2006
  3. Саймон и Сью Лилли. Сила цвета и цветотерапия. «Диля», 2006
  4. Вайолет Окландер . «Окна в мир ребенка»
  5. Гоникман Э.И. Лечебная радуга камня. Каменная цветотерапия. Издательский дом МСП, 2000
  6. Н. Рерих. Картины, которые вдохновляют. Медитация и цветотерапия. ЭКСМО, 2012
  7. В. Надина. 7 чудес радуги. Практическая цветотерапия. ЭКСМО, 2011
  8. Н.М. Погосова. Цветовой игротренинг. СПб «Речь», 2005
  9. Дубровская О.В. Руководство по использованию восьми цветового теста Люшера, М. «Фолиум», 1995


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА по нетрадиционному рисованию «Радуга красок»

Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа « Чудо – пальчики»

Развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование),  понимание речи; га...

Рабочая программа, обеспечивающая реализацию дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Радуга» для детей 5-6 лет

 Программа «Радуга» имеет художественную направленность, ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развит...

Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Чудо-пластилин»

Пояснительная запискаВедущая идея программы: «Волшебство с ребёнком вместе сотворим – в этом поможет нам пластилин!»Актуальность программы: Вопрос развития мелкой моторики детей...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ЧУДО - МИР» социально - педагогической направленности для дошкольников 6-7 лет

Рабочая программа к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «ЧУДО - МИР» (далее - Программа) для детей 6 -7 лет социально - педагогической направленности составлена на...

Дополнительная общеразвивающая программа кружка «Чудо ручки, чудо штучки» (рабочая программа)

Ребенок с творческими способностями - активный, пытливый. Он способен видеть необычное, прекрасное там, где другие это не видят; он способен принимать свои, ни от кого независящие, самостоятельные реш...

Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «Радуга» (художественное конструирование и дизайн) (стартовый уровень)

Дополнительная программа «Радуга» (Художественное конструирование и дизайн) относится к образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» и соответствует Федерально...