ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ САМОЧУВСТВИЕ ВОСПИТАТЕЛЯ.
методическая разработка

Бунакова Анна Юрьевна

Тренинговое занятие "Психологическая помощьпедагогам в снятии психоэмоционального напряжения и улучшения их самочувствия"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon psikholgiches.samochuvstvie.doc27.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТРЕНИНГОВОЕ ЗАНЯТИЕ

«ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ПЕДАГОГАМ

В СНЯТИИ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ

И УЛУЧШЕНИЯ ИХ САМОЧУВСТВИЯ»

ПЕДАГОГ- ПСИХОЛОГ: БУНАКОВА АННА ЮРЬЕВНА

  - 1 -

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ САМОЧУВСТВИЕ ВОСПИТАТЕЛЯ.

Современная жизнь с ее многочисленными трудностями как экономического, так и психологического характера требует от человека любой профессии напряжения всех его нравственных и физических сил.

Представители педагогического труда оказываются в наиболее сложной ситуации: они испытывают двойные нагрузки в связи с тем, что их труд даже в стабильные времена, отличается высокой эмоциональной нагруженностью и стрессонасыщенностью.

Отрицательно окрашенные психологические состояния педагога снижают эффективность воспитания и обучения детей, повышают конфликтность во взаимоотношениях  воспитанниками, родителями, коллегами, способствуют возникновению и закреплению в структуре характера и профессиональных качеств негативных черт, разрушают психическое здоровье.

ЦЕЛИ: снятие мышечного и эмоционального напряжения, развитие умения вставать в позицию независимого наблюдателя по отношению к самому себе и к своей ситуации, формирование и углубление позитивного эмоционального принятия себя и создание условий для  его поддержания вне занятий.

ЗАДАЧИ:

1.Снизить негативные переживания и трансформировать их в положительные эмоциональные состояния.

2.Ознакомиться с техниками самоуправления и саморегуляции эмоциональных состояний с целью предупреждения и преодоления возможных последствий психического перенапряжения, поддержания оптимального уровня психических состояний в условиях профессиональной деятельности.

3.Формировать потребности в самоуправлении и саморегуляции своих эмоциональных состояний.                                                    

                                                                   - 2 -

ЗАНЯТИЕ 1

МАТЕРИАЛ: кисти, краски, стакан-непроливайка с водой, альбомные листы(по 3 на каждого педагога), листы для записей, бланки тестов и заданий; музыка в аудиозаписи(по выбору психолога), звучащая по желанию педагогов и психолога.

ЧАСТЬ 1. ВВОДНАЯ.

                                                         

НАСТРОЙ НА ЗАНЯТИЕ. Вспомнить 10 правил.

РАСПОЛОЖЕНИЕ УЧАСТНИКОВ. Педагоги по одному садятся за столы, расположенные по всему залу.

                                                            СОДЕРЖАНИЕ.

1.Тест «Самооценка эмоционального состояния». Педагоги заполняют бланки, оценивая свое эмоциональное состояние в данный момент (приложение 1).

2.Упражнение «Настроение».

ИНСТРУКЦИЯ: Возьмите кисти, краски и чистый альбомный лист. Расслабьтесь и левой рукой нарисуйте абстрактный сюжет: линии

                                                                               цветовые пятна

                                                                               фигуры

Полностью погрузитесь в свои переживания. Выберите цвет и проведите линии так, как вам хочется, в полном соответствии с вашим настроением. Представьте, что вы свое настроение переносите на бумагу, как бы материализуете его.

(педагоги, с помощью разложенного заранее материала на столах, выполняют данное задание).

Когда все закончат рисовать, ведущий предлагает на чистом листе написать 5-7 слов, отражающих их настроение.

ЧАСТЬ 2.

ПЕРВЫЙ БЛОК УПРАЖНЕНИЙ.

РАСПОЛОЖЕНИЕ УЧАСТНИКОВ. Педагоги сидят на стульях, расположенных полукругом.

                                                           

                                                            СОДЕРЖАНИЕ.

1.Упражнение «Снятие напряжения в 12 точках».

ИНСТРУКЦИЯ. Начните с плавного вращения глазами- 2 раза в одну сторону, 2 в другую. Зафиксируйте внимание на отдаленном предмете, а затем переключите его на предмет, расположенный по близости. Нахмурьтесь, напрягая окологлазные мышцы, а потом расслабьтесь и широко зевните несколько раз. Расслабьте шею, сначала покачав головой, а затем покрутив ею из стороны в

                                                                  -  3 -

сторону. Поднимите плечи как можно выше и медленно опустите их, расслабьте запястья и подвигайте ими. Сожмите и разожмите кулаки, расслабляя кисти рук. Теперь обратитесь к торсу. Сделайте 3 глубоких вдоха. Затем мягко прогнитесь в позвоночнике вперед-назад и из стороны в сторону. Напрягите и расслабьте ягодицы, а затем икры ног. Покрутите ступнями, чтобы расслабить лодыжки. Сожмите пальцы ног так, чтобы ступни изогнулись вверх, повторите 3 раза.

ВТОРОЙ БЛОК УПРАЖНЕНИЙ.

РАСПОЛОЖЕНИЕ УЧАСТНИКОВ. Педагоги ложатся на пол,  на ковер.

                                                           СОДЕРЖАНИЕ.

1.Упражнение «Поплавок в океане».

ИНСТРКУЦИЯ: Закройте глаза и вообразите, что вы маленький поплавок в огромном океане. У вас нет цели, компаса, карты, руля, весел. Вы движетесь туда, куда несут вас ветер и океанские волны. Большая волна может на некоторое время накрыть вас, но вы опять выныриваете на поверхность. Попытайтесь ощутить эти погружения и выныривания. Ощутите движение волны, тепло солнца, капли дождя, водяную подушку, поддерживающую вас снизу. Какие еще возникают еще ощущения, когда вы представляете себя маленьким поплавком в большом океане?

ТРЕТИЙ БЛОК УПРАЖНЕНИЙ.

РАСПОЛОЖЕНИЕ УЧАСТНИКОВ. Педагоги садятся на стулья, расположенные по всему залу (за столы по одному, перед каждым лежит альбомный лист).

1.Упражнение « Я в лучах солнца».

ИНСТРУКЦИЯ: На чистом альбомном листе нарисуйте солнце так, как его рисуют дети-с кружком посередине и множеством лучиков. В кружке напишите свое имя и нарисуйте автопортрет. Около каждого луча напишите что-нибудь хорошее о себе. Задача - вспомнить как можно больше хорошего.

Носите солнце с собой повсюду. Добавляйте лучи. А если станет особенно плохо на душе и покажется, что вы ни на что не годны, достаньте солнце, посмотрите на него и вспомните, о чем думали, когда записывали то или иное свое качество.

ЧАСТЬ3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ.

РАСПОЛОЖЕНИЕ УЧАСТНИКОВ. Педагоги по одному сидят за столами, расположенные по  всему залу.

1.Упражнение «Настроение».

ИНСТРУКЦИЯ: Нарисуйте свое эмоциональное состояние в конце занятия на чистом альбомном листе (смотри упражнение 1 из 1 части).

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ: Каждый педагог сравнивает 2 рисунка по своему эмоциональному состоянию в начале занятия и в конце занятия. По желанию высказывает свое мнение, ощущение и т. д.

                                                           

                                                                                                                                                            


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Психологическое здоровье воспитателя – залог успешности педагогической деятельности»

Пояснительная запискаИнформационно-практическое занятиеТема: Психологическое здоровье воспитателя –залог успешности педагогической деятельности Данное информационно-практическое занятие предназна...

Статья "Психологическое сопровождение воспитателей в условиях реализации ФГОС ДО"

В статье рассмотрены основные моменты профессиональной деятельности современного воспитателя в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта. Систематизированы формы и м...

Формирование познавательной активности детей 6 – 7 лет в зависимости от их психологического самочувствия в семье.

Цель исследования:  выявление влияния психологического самочувствия в семье на формирование познавательной активности....

«Обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в группе детского сада»

laquo;Обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в группе детского сада»...

Статья педагога-психолога: Домашняя игротерапия (Игры для улучшения психологического самочувствия)

Домашняя игротерапия (Игры для улучшения психологического самочувствия)...

Игры для улучшения психологического самочувствия ребенка.

Такие игры помогают:наладить контакт между ребенком и родителями; снять нервное напряжение; зарядить оптимизмом и жизнерадостностью; уменьшить страхи одиночества, наказания, нападения, замкнутого прос...