Развитие двигательной активности детей с ТМНР.
статья

Третьякова Ирина Анатольевна

Дети с тяжёлыми и множественными нарушениями развития испытывают значительные затруднения в общей и мелкой моторике. На своих коррекционно-развивающих занятиях мы стремимся стимулировать их двигательную активность и развивать её в пределах возможностей детей с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_dvigatelnoy_aktivnosti_detey_s_tmnr.docx538.7 КБ

Предварительный просмотр:

Мир возможностей двигательной активности детей с ТМНР

 на коррекционно-развивающих занятиях.

Движение - это жизнь!

Физические упражнения могут заменить множество лекарств, но ни одно лекарство в мире не могут заменить физические упражнения.

Ж. Тиссо. Знаменитый французский врач XVIII века

 1. Уважаемые коллеги, мы хотим представить вашему вниманию  материал  по развитию двигательной активности детей с ТМНР. Что - же такое ТМНР? «Тяжелые и множественные нарушения развития у детей – это два и более первичных  нарушения в развитии ребёнка, определяются, как специфическое состояние психофизического развития человека вследствие органического поражения ЦНС, при котором совокупность выраженных нарушений интеллекта, поведения, коммуникации, движения, сенсорных функций в значительной мере препятствует его самостоятельной  жизнедеятельности в обществе и вызывает потребность в интенсивной помощи.  

https://sun9-67.userapi.com/impg/0Ck6Z-4B8iFM2qtGmF1w2bO7gPak5VjIL0z60w/XrkmdNnGAb0.jpg?size=1280x960&quality=96&sign=d9f4f62afac791bc8aed9142fccbe81c

Моторика данной       категории детей также имеет свои особенности. Координация, точность и темп произвольных движений у них нарушены. Все действия детей замедленны, неуклюжи.

Обучение строится с учетом специфики развития каждого ребёнка.

В связи с тем, что дети с ТМНР  имеют ограничения в движении им требуется необходимая помощь. Наши игры и упражнения направлены на двигательную стимуляцию детей.

2. Двигательная активность является естественной потребностью человека, её развитие необходимо для нормальной жизнедеятельности всех систем и функций (дыхание, работа сердечно-сосудистой системы и других внутренних органов), а также является необходимым компонентом исследования и познания мира. От двигательной активности ребенка зависят формирование у него «образа Я» и развитие пространственных представлений. Кроме того, движение оказывает сильное влияние на эмоциональное состояние ребёнка.

Для детей с ТМНР характерно снижение уровня двигательной активности, ярче всего  это выражено у детей с ДЦП, синдромом Дауна, детей имеющих мышечную слабость и вялость. C:\Users\User\Desktop\Моя работа\Двигат-я активность\IMG_20201009_092953.jpg          C:\Users\User\Desktop\Моя работа\Двигат-я активность\IMG_20200916_111635.jpg

3. Наша задача - совершенствование путей стимулирования двигательной активности, создание условий для укрепление общего состояния, самочувствия и здоровья детей.

Для достижения своей цели мы используем

- Подвижные и музыкальные игры

- Физкультминутки

- Занятия по физической культуре в группе и на прогулке.

- Утренняя и бодрящая гимнастика.

Развитие мелкой моторики:

- Пальчиковые игры

- Шнуровки, мозаики, вкладыши  и др.

C:\Users\User\Desktop\Моя работа\Двигат-я активность\IMG_20201009_092718.jpg         C:\Users\User\Desktop\Моя работа\Двигат-я активность\IMG_20200210_091315.jpg

Необходимо воспитывать в детях  

- положительное отношение к занятиям по стимуляции двигательной активности;

-вызывать чувства удовольствия от выполняемых движений;

https://sun9-59.userapi.com/impg/bvwbIPVQfbKU6tJA6G2_R5VjxsRV5YvsuyepOw/htX8xSnusbU.jpg?size=1280x960&quality=96&sign=49d593013d65024fa870cc86c60add05

4. Игра является основным видом деятельности любого ребенка. В процессе игры дети готовы выполнять самые разнообразные движения. В своей работе мы используем множество игровых форм: сюжетно-ролевые игры, проигрывание простых сказок (напр. «Теремок», где дети с удовольствием подражают движениям животных), используем элементы кукольного театра, обыгрывание потешек и др.   Интерес является самой мощной мотивацией при развитии движений детей с ТМНР. 

https://sun9-39.userapi.com/impg/nL34un3LXPHhGpU0fwDEzJt-_D21tf6vCIz8ug/lPCAjJxef2c.jpg?size=1280x960&quality=96&sign=3050fabcd0d75726c299541f0071c283

Проводя работу  мы убедились в том, что выполнение многих упражнений требует от детей больших усилий, часто они затрудняются сделать то или иное упражнение, а некоторым это вовсе не под силу, но упражнения можно и нужно выполнять в пассивной форме, т.е. взрослый сам выполняет различные движения руками и ногами ребёнка. Главное, чтобы занятия приносили только положительные эмоции.

Подводя итог, можно сделать вывод: Систематическое выполнение упражнений позволяет в полной мере стимулировать двигательную активность детей с ТМНР. А так же способствует укреплению и сохранению здоровья и формированию положительных эмоций от игры и общения с взрослыми и сверстниками.

Правильно выстроенная работа по стимуляции двигательной  активности  повышает и улучшает жизнедеятельность всего организма, как единого  целого.

Используемая литература:

  1. «Теория и организация АФК» Под ред. С. П. Евсеева; М. 2007г.
  2. «Осанка и физическое здоровье детей программы диагностики и коррекции нарушений» А. А. Потапчук; СПб., 2001г.
  3. «Физическое воспитание детей со сколиозом и нарушениями осанки». Под ред. Г.А. Халемского, М. 2002г.
  4. «Лечебная физкультура в домашних условиях». М.А. Корхин,, И.М. Габинович; Лениздат, 1990г.
  5. «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта»; СПб. Под редакцией И.М. Бгажноковой, МПб. 2007г.
  6. «Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры». Грабенко Т.М., СПб., 2002г.
  7. Сборник программ коррекционных курсов для детей и подростков с глубокой умственной отсталостью / Т.А. Алексеева, Л.Б. Баряева, Л.И. Кайкина, Л.В. Капустянская и др.; Под ред. Н.Н. Яковлевой,  2015-54с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие двигательной активности детей

Консультация для воспитателей по развитию двигательной активности детей...

Протокол обследования физкультурного уголка для развития двигательной активности детей.

Протокол  обследования  физкультурного уголка для развития двигательной активности детей....

«Использование инновационных технологий в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста, как средство развития двигательной активности детей».

Так как же сделать физкультурное занятие радостным событием и потребностью в режиме дня дошкольника?Выход нашла, соединив положительные качества традиционной программы и внедрения  инноваци...

ПРОЕКТ Развитие двигательной активности детей. «Веселый обруч» для детей 3-4 лет

Проект развитие двигательной деятельности детей 3-4 лет, во второй младшей группе с использовангие нетрадиционного оборудования изготовленного из обруча....

Презентация проекта Развитие двигательной активности детей. «Веселый обруч» для детей 3-4 лет

Презентация пректа "Развитие двигательной активности детей "Веселый обруч" для детей 3-4 лет во второй младшей группе...

Консультация для педагогов "Развитие двигательной активности детей раннего возраста посредством двигательной активности"

В косультации даются рекомендации  по развитию двигательной активности  у детей раннего возраста через подвижную игру. Автор делится опытом работы из личной практики....