Физкультурно оздоровительная работа в ДОУ
учебно-методический материал (младшая группа)

Арабаджиева Инна Ивановна

Представлен опыт физкультурно оздоровительной работы в режимным моментах ДОУ детей младшего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_for.docx634.06 КБ

Предварительный просмотр:

Система ФОР в детском саду

(Опыт работы)

В рамках решения задачи годового плана работы: создать условия для формирования ценностного отношения к здоровью в процессе организации воспитательно-образовательной работы с воспитанниками и их семьям за счёт использования принципов здоровьесберегающей педагогики и здоровьесберегающих технологий

Технологическая карта

Младшая группа: «Крепыши»

Воспитатель: Арабаджиева И.И.

N

п/п

Вопросы анализа

Анализ организации работы

1.

Используемые  здоровьесберегающие технологии

  1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья:
  • Гимнастика для глаз
  • Гимнастика пальчиковая
  • Гимнастика дыхательная 
  • Гимнастика пробуждения
  1. Технологии обучения здоровому образу жизни:
  • коммуникативные игры
  • самомассаж
  1. Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка:
  • Сказкотерапия
  • Мимические зарядки

2.

Наиболее эффективная, на Ваш взгляд, технология работы с воспитанниками Вашей группы

Дыхательная гимнастика

Комплекс специализированных упражнений, направленных на развитие умения управлять своим дыханием и укрепление физического здоровья ребенка, называется дыхательной гимнастикой.

Основными задачами проведения дыхательной гимнастики в младшей группе являются:

  • формирование способности управлять своим дыханием — варьировать силу, ритм и глубину вдоха и выдоха (к примеру, медленный выдох помогает расслабиться, справиться со вспышками раздражительности или грусти, что особенно важно для малышей первой младшей групп, тяжело переживающих утреннее расставание с мамой);
  • развитие навыков правильного звукопроизношения;
  • обогащение крови кислородом;
  • тренировка дыхательной мускулатуры;
  • предотвращение разрастания аденоидов;
  • защита от переохлаждения (дети учатся дышать носом, что предотвращает заглатывание холодного воздуха ртом);
  • воспитание умения слаженно работать в коллективе (игровая форма проведения дыхательной гимнастики в младших группах представляет собой один из основных способов приобщить малышей к занятию единым видом деятельности).

          Уровень сложности заданий, продолжительность тренировки зависят от возраста, индивидуальных особенностей дошкольников. Дыхательной гимнастикой с детьми младшего дошкольного возраста нужно заниматься не более 5 минут 3 раза в неделю, повторяя упражнение по 2- 3 раза. 

Общие правила выполнения

Основная задача педагога – научить ребенка правильно использовать вдох, выдох. Следуйте общим требованиям по подготовке к занятиям и их проведению:

  • Перед занятиями проветрите комнату. Воздух должен быть свежим, но не холодным.
  • Каждое упражнений проводится в течение 2-3 минут.
  • Нельзя делать слишком резких вдохов и выдохов. Контролируйте их плавность.
  • Не говорите дошкольнику: “Быстрее дыши, глубже”. Не фиксируйте его внимание на дыхании. Пусть постепенно привыкает делать вдохи-выдохи автоматически.
  • Следите за напряжением мышц груди, шеи, плеч. Они должны быть расслаблены.
  • Если у дошкольника насморк, не забудьте перед началом занятий очистить носовые проходы от грязи и слизи.
  • В периоды болезней сократите нагрузку на детсадовца при выполнении дыхательной гимнастики вполовину.

Результативность

Дыхательные упражнения являются обязательной частью учебно-воспитательного процесса в младшей группе. В процессе занятий общее состояние малышей улучшается. Они становятся более активными, работоспособными. Это сказывается в дальнейшем на развитии интеллекта, тела. а также помогает развивать и укреплять речевой аппарат, что имеет ключевое значение для освоения воспитанниками речи. речи

3.

Формы работы по ФОР на прогулке

  • подвижные, малоподвижные игры;
  • хороводные игры;
  • художественное слово (потешки, загадки);
  • игровые упражнения с использованием спортивного оборудования на площадке (лазанье, разные виды ходьбы, бег)

Одной из эффективных форм работы по ФОР на прогулке мы считаем упражнения и игры с мячом (бросать мяч вниз, катить его по плоскости, бросать в горизонтальную или вертикальную цель.  Большой мяч катают, бросают и ловят двумя руками; маленький мяч метают вдаль и в цель);

Игры и игровые упражнения с мячом играют большую роль во всестороннем физическом и интеллектуальном, психическом развитии детей дошкольного возраста. Мяч может способствовать развитию не только физических, но и многих психических способностей.

4.

Формы работы по воспитанию культурно-гигиенических навыков

Формы и методы:

  • дидактические игры, упражнения;
  • сюжетно-ролевые игры;
  • игры- инсценировки;
  • демонстрационный наглядный материал;
  • художественное слово;
  • словесные указания;
  • показ способа действия, пример воспитателя;

Режимные моменты в течение дня:

  • Утренний прием

Формировать простейшие навыки поведения во время умывания. Учить правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, уши; насухо вытираться полотенцем после умывания, вешать полотенце на место;

  • Завтрак (второй завтрак), обед, полдник

Формировать простейшие навыки поведения во время еды: умение правильно пользоваться столовой и чайной ложками, салфеткой; не крошить хлеб, пережёвывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом; воспитывать навыки опрятности;

следить за правильной осанкой за столом

  • НОД (игра между НОД): проведение физминуток, динамических пауз и гимнастики для глаз; следить за правильной осанкой детей вовремя НОД.
  • Подготовка к прогулке, прогулка: учить детей самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности (надевать и снимать одежду, расстёгивать и застегивать пуговицы, складывать, вешать предметы одежды и т.п.);

Воспитывать навыки опрятности.

Пробуждение: приучать детей следить за своим внешним видом; надевать одежду в определенной последовательности, пользоваться расческой и носовым платком; воспитывать навыки опрятности, умение замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослого (зеркало).

5.

Используемая детская художественная литература, детские энциклопедии и т.д.

Личная гигиена:

Потешка «Теплое водою», «Водичка, водичка умой мое личико», «Лейся чиста водица», «Серый зайка умывается», «Солнце рано утречком»

И. Демьянов «Замарашка»

А. Кондратьев «Зеркало»

Э. Мошковская «Уши», «Нос умойся»

Р. Куликова «Мыло»

Э. Фарджен «Мыльные пузыри»

С. Капутикян «Хлюп-хлюп»

О. Нэш «Микроб»

С. Погореловский «Про глазки-глазенки, про глаза-глазища»

Я. Бжехва «Муха-чистюха»

К. Чуковский «Мойдодыр»

Е. Благинина «Аленушка»

Г. Лагздынь «Лапки»

Культура питания:

Г. Лагздынь «Куклу кормили?», «Просто объеденье!»

О. Дриз «Ну и каша!»

Э. Мошковская «Маша и каша»

С. Капутикян «Кто скорее допьет?»

Потешка «Ножками потопали», «Ладушки, ладушки», «Я пеку, пеку, пеку…», «Жили были сто ребят», «На столе салфетки», «У нас много ребят», «Пять проворных пальчиков»

А. Прокофьев «Вечером»

И. Токмакова «Ай-да суп!»

С. Погореловский «Хлебушко»

З. Александрова «Вкусная каша»

Самообслуживание:

Потешки «Уж я косу заплету», «Где мой пальчик?», «Мне уже четыре года», «Завяжу потуже шарф», «Наша Маша маленькая», «Дождик, дождик, кап, кап, кап», «Этот пальчик хочет спать», «Вот они сапожки»

В. Бардадым «Вот как Галю одевали»

Г. Лагздынь «Одевали малыша»

С. Капутикян «Пожалейте нас!»

Э. Успенский «Мальчик стричься не желает»

Э. Мошковская «Митя и рубашка»

Е. Благиниа «Как у нашей Ирки»

А. Кондратьев «Зеркало»

З. Александрова «Катя в яслях», «Мой мишка»

Н. Павлова «Чьи башмачки?»

Бережное отношение к вещам и игрушкам:

К. Жанэ «Братишка»

А. Шибаев «Подружки»

И. Муравейка «Я сама!»

М. Александрова «Что взяла – клади на место!»

Е. Благинина «Приходите, поглядите»

Н. Глазкова «Танечка-хозяйка», Мальчик Петя»

•Сон и покой:

Р. Сеф «Тишина»

И. Токмакова «Тихо-тихо»

А. Кондратьев «Доброй ночи!»

П. Воронько «Спать пора»

Режим дня:

Е. Серова «Лягушонок»

А. Говоров «Секрет бодрости»

В результате чтения книг о здоровом образе жизни дети не только усваивают культурно-гигиенические навыки, знания о строении своего тела, но и лучше начинают относиться к своему здоровью, больше о нём заботиться. Данная работа позволяет не только повысить знания детей в вопросах формирования навыков здорового образа жизни, но и повысить интерес детей к произведениям художественной литературы.

6.

Ритуалы и традиции группы по формированию ценностного отношения к здоровью  

Ритуалы: Утренний круг приветствия и пожелания хорошего дня. 

«Поделись добротой с друзьями»

Дети становятся в круг и говорят слова - приветствие, подавая друг другу руку и при этом улыбаясь. Когда это сделают все, образуется замкнутый круг. Воспитатель отмечает, что все дети - единое целое. Подарив товарищу улыбку, они отдали ему частичку тепла своей души. Детям предлагается почувствовать, как пошло тепло в их ладони.

«Здравствуйте!»

Здравствуй, солнышко – дружок, (руки вверх, «фонарики»)

Здравствуй, носик – пятачок (указательным пальцем показываем носик)

Здравствуйте, губки (показываем губки)

Здравствуйте, зубки (показываем зубки)

Губками «почмокали» («чмокаем»)

Зубками «пощёлкали» («щёлкаем»)

Ручки вверх подняли (поднимаем ручки вверх)

И ими помахали (машем ладошками)

А теперь все вместе –

«Здравствуйте!» - сказали (хором здороваемся)

Традиции: поздравление с днём рождения – хороводная игра «Каравай» и пожелания добрых пожеланий от детей имениннику. Упражнять детей в правильном согласовании действий и текста, воспитывать понимание различной величины предмета, развивать речевую и двигательную активность.

Как на Машины именины

Испекли мы каравай:

Вот такой вышины! (дети поднимают руки как можно выше)

Вот такой низины! (дети опускают руки как можно ниже)

Вот такой ширины! (дети разбегаются как можно шире)

Вот такой ужины! (дети сходятся к центру)

Каравай, каравай,

Кого хочешь, выбирай!

Я люблю, признаться, всех,

А Машу больше всех.

7.

Созданные дидактические материалы по ФОР, КГН и т.д.

Кейс о здоровом образе жизни «Азбука здоровья»;

https://i.mycdn.me/i?r=AyH4iRPQ2q0otWIFepML2LxRdm9wPMueuDr5L2eMo6zTeQ

Д.И. «Чистые руки». Задачи: учить детей как правильно мыть руки после улицы, перед едой; формировать культурно – гигиенические навыки; закреплять правила, которые помогут избежать появления микробов; воспитывать интерес к процессу умывания и к дидактическим играм.

Дидактический материал: картинки изображения рук, кран с водой, мальчик с грязными руками (с микробами) и мальчик с чистыми руками мыло на магнитах, значки микробов на магнитах.

Ход игры:

Педагог предлагает дошкольникам поиграть в игру под названием "чистые руки". Но перед этим все вместе вспоминают кто же такие "микробы", почему они появляются и какой вред наносят людям. Таким образом, когда малыш проведет мылом – вариант№1( вариант№2- кран с водой)- магнитом по микробам - магнитами, они прилипнут к мылу и ручки станут чистыми.

Мышка плохо лапки мыла

Мышка плохо лапки мыла:

Лишь водичкою смочила,
Мылить мылом не старалась,
И на лапках грязь осталась.
Полотенце в черных пятнах!
Как же это неприятно!
Попадут микробы в рот.
Может заболеть живот.
Так что, (имя ребенка), старайся,
Чаще с мылом умывайся!
Надо теплою водой
Руки мыть перед едой

Вариант№1

Вариант№2

3Д альбом «ЗОЖ».

С помощью данного методического материала дети получают знания о личной гигиене, о правилах соблюдения личной гигиены. Игра вызывает положительное отношение к   мытью рук с мылом, чтобы не было микробов.

8.

Формы работы по здоровьесбережению с родителями (законными представителями)

  • наглядно-информационные;
  • информационно-ознакомительные;
  • информационно-просветительские 
  • папки – передвижки с практическим материалом;
  • анкеты;
  • памятки, буклеты;
  • интернет ресурс-группа в контакте.

9.

Формы работы с родителями по профилактике гриппа, ОРВИ, коронавируса.

Профилактические мероприятия: 

  • рекомендации;
  • беседы;
  • памятки;
  • буклеты;
  • консультаций;
  • презентации.

Интернет ресурс – группа в контакте.

10.

Используемые интернет-ресурсы для образовательного процесса по ФОР и ЗОЖ (образовательные сайты, онлайн коллекции и т.д.)

http://www.moi-detsad.ru/ в рубрике «Здоровье малышей» представлены материалы по различным аспектам формирования здорового образа жизни детей в системе дошкольного образования

http://mb.vbglenobl.ru/poleznaya-informatsiya/azbuka-zdorovogo-pitaniya Азбука здорового питания.

11.

Используемые интернет-ресурсы для дистанционной образовательной работы с воспитанниками и просветительской работы с родителями (YouTube, zoom.us и пр.)

http://www.takzdorovo.ru/ Сайт министерства здравоохранения РФ посвящен различным аспектам здорового образа жизни. Представлены справочные статьи о здоровом образе жизни, комментарии экспертов, видеоматериалы и сетевые конференции, онлайн-калькуляторы и тесты

http://profilaktika.su. Дополнительные информационные материалы по коронавирусу: листовки, плакаты, лекции, презентации и пр

http://opitanii.net/story/zdorovoe-pitanie-dlya-detey
Здоровое питание для детей

12

Перечислите в хронологическом порядке мероприятия одного дня группы (на выбор) по ФОР и формированию ценностного отношения к своему здоровью

7.00-8.20 Утренний приём: утренняя гимнастика, коммуникативная игра «Круг приветствия», дыхательная гимнастика «Сердитый ежик».

8.20-8.50 Подготовка к завтраку: мытье рук с сопровождением русской народной потешки (повторение): «Водичка, водичка умой мое личико»,

 Руки моем, обливаем –

Правило запоминаем:

Чтоб здоровым, крепким быть – Руки надо чаще мыть!

Вытираем руки полотенцем насухо, при этом растираем ладошки и пальчики.

Руки сильно растираем –

Кровь по жилам разгоняем.

Будем крепкими с тобой

Летом, осенью, зимой.

 8.30-8.50 Завтрак:

беседы воспитателя умение правильно пользоваться столовой и чайной ложками, салфеткой; не крошить хлеб, пережёвывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом;

8.50-9.00 пальчиковая игра

 «Будем мы варить компот, (Левую ладошку держат «ковшиком»,

Фруктов нужно много.

Вот: указательным пальцем правой      руки «мешают».)

Будем яблоки крошить, (Загибают пальчики по одному, начиная с большого)

Грушу будем мы рубить.                                     Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок.

Варим, варим мы компот.    (Опять «варят» и «мешают».)

Угостим честной народ.

8.55. -9.40 НОД: физическое развитие (по плану инструктора по физической культуре);

развитие речи «День чистых рук» (ИКТ)

Физ. минутка «дует ветер нам в лицо…», гимнастика для глаз (ИКТ, видеоряд);

09.40-09.55 Самостоятельная и совместная деятельность: дидактическая игра «Чистые руки»;

09.55-10.15 Второй завтрак: мытье рук с сопровождением русской народной потешки (новое худ. Слово)

«Нужно мыться непременно

Утром, вечером и днем,

Перед каждою едою,

После сна и перед сном.

Теплое водою чисто руки мою

Кусочек мыло я возьму

И ладошки им потру

10.15-11.50 Подготовка к прогулке: учить детей самостоятельно одеваться в определенной последовательности (надевать одежду, застегивать пуговицы и т.п.);

 Прогулка: подвижные игры «Солнышко и дождик, «Мы веселые ребята», малоподвижная игра «По узенькой дорожке», пальчиковая игра «Тучки прочь!»

11.50-12.20 Возвращение с прогулки, гигиенические процедуры, подготовка к обеду: учить детей самостоятельно раздеваться в определенной последовательности (снимать одежду, расстёгивать и застегивать пуговицы, складывать, вешать предметы одежды и т.п.);

мытье рук с сопровождением русской народной потешки (повторение): «Водичка, водичка умой мое личико»,

 Руки моем, обливаем –

Правило запоминаем:

Чтоб здоровым, крепким быть –

Руки надо чаще мыть!

Вытираем руки полотенцем насухо, при этом растираем ладошки и пальчики.

Руки сильно растираем –

Кровь по жилам разгоняем.

Будем крепкими с тобой

Летом, осенью, зимой.

12.20-12.40 Обед: беседы воспитателя умение правильно пользоваться столовой и чайной ложками, салфеткой; не крошить хлеб, пережёвывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом;

12.40-12.50 Подготовка ко сну: учить детей раздеваться в определенной последовательности (снимать одежду, расстёгивать и застегивать пуговицы, складывать, вешать предметы одежды на спинку стула);

12.50-15.00 Сон: чтение художественной литературы

И. Токмакова «Тихо-тихо», музыка для сна «Релакс»

Подготовка к обеду: дыхательная гимнастика и

15.00- 15.30 Постепенный подъем: зарядка пробуждения и хождение по дорожке «Здоровья», продолжаем учить детей следить за своим внешним видом; надевать одежду в определенной последовательности, пользоваться расческой, самомассаж

Массаж ушей:      Пальцы вилочкой согнём –    Ушки растирать начнём.        

Массаж носа:    Чтоб ни кашлять, ни чихать –

Нужно носик растирать.        

Массаж рук:  Любим делать мы массаж –

Он помощник добрый наш.

Руки наши укрепляет,

Силу, ловкость прибавляет!   

Закаляющие процедуры: обливание рук до локтя прохладной водой (в сопровождение стихотворения)

Руки смело закаляем:

Ежедневно обливаем

Их прохладною водой.

Будем крепкими с тобой!

Дыхательная гимнастика «Листопад».

15.30-15.45 Полдник: беседы воспитателя умение правильно пользоваться столовой и чайной ложками, салфеткой; не крошить хлеб, пережёвывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом;

Пословицы «Когда мы кушаем, некого не слушаем!»

15.45 -16.40 Самостоятельная и совместная деятельность: чтение художественной литературы «Девочка чумазая» А.Барто ,

Сюжетно-ролевая игра «Искупаем куклу».

Индивидуальная работа по изо деятельности: Вика, Семен и Илья - рисование предметов округлой формы карандашами.

16.40-17.00 Подготовка к прогулке: демонстрация иллюстраций (последовательность этапов одевания на улицу) «Как правильно одеваться)

17.00-18.30 Прогулка: подвижные игры по желанию детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СООБЩЕНИЕ "Физкультурные минутки как одна из форм физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками" из опыта работы Бралиевой Яны Тулегеновны

Физкультурные минутки  проводятся на занятиях как необходимый кратковременный отдых, который снимает застойные явления, вызываемые продолжительным сидением за партой. Перерыв в работе необходим д...

Физкультурно-оздоровительная работа ДОУ в летне-оздоровительный период

Краткая презентация физкультурно-оздоровительной работы ДОУ в летний период...

Опыт работы на тему "Повышение эффективности физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ через использование здоровьесберегающих технологий с применением нетрадиционного физкультурного оборудования"

Опыт работы на тему"Повышение эффективности физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ через использование здоровьесберегающих технологий с применением нетрадиционного физкультурного оборудования...

Использование массажных ковриков и дорожек в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста.сажных ковриков и дорожек в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста.

Ходьба по массажным дорожкам – это прекрасное средство тренировки мышц стопы. Ребенок ставит ножку по-разному, при этом по-разному работают различные мышцы, а нервные окончания по...

«Волшебные хлопки» или «Аплодисменты здоровья» - китайская хлопково – ударная гимнастика, как одна из нетрадиционных оздоровительных технологий физкультурно – оздоровительной работы в детском саду.

Профилактическая и оздоровительная деятельность в детском саду является чрезвычайно важной и первостепенной задачей. Для достижения основных цели и задач используются различные традиционные и нетрадиц...

«Использование малых фольклорных форм в оздоровительной деятельности как один из факторов модернизации системы физкультурно-оздоровительной работы в детском саду».

Фольклор как сокровищница русского народа находит свое применение в различных разделах работы с дошкольниками: речевой, игровой, изобразительной, музыкальной, театрализованной. В ДОУ приходят дет...