Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками
статья (младшая группа)

Кожемякина Лариса Николаевна

«Здоровье детей — здоровье нации!». Этот лозунг нашел свое отражение во многих образовательных документах, в том числе и в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования.

Детский возраст – это время интенсивного формирования и  роста тела, развития функций всех систем организма и психики, раскрытия способностей человека. Наша задача привить детям привычку к здоровому образу жизни и спорту, обучить их доступным двигательным умениям, сформировать целостное понимание здорового образа жизни, воспитать здорового ребенка.  Поэтому дошкольное учреждение и семья призваны в дошкольном детстве заложить основы здорового образа жизни используя различные формы работы, в том числе систему здоровьесберегающих технологий.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кожемякина Лариса Николаевна

Воспитатель

ГБДОУ д/с №2 Калининского района Санкт-Петербурга

Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (из опыта работы воспитателя младшей группы)

«Здоровье детей — здоровье нации!». Этот лозунг нашел свое отражение во многих образовательных документах, в том числе и в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования.

Детский возраст – это время интенсивного формирования и  роста тела, развития функций всех систем организма и психики, раскрытия способностей человека. Наша задача привить детям привычку к здоровому образу жизни и спорту, обучить их доступным двигательным умениям, сформировать целостное понимание здорового образа жизни, воспитать здорового ребенка.  Поэтому дошкольное учреждение и семья призваны в дошкольном детстве заложить основы здорового образа жизни используя различные формы работы, в том числе систему здоровьесберегающих технологий.

По ФГОС проведение физкультурно-оздоровительной работы, в том числе и путем использования здоровьесберегающих технологий  является  одним из приоритетных направлений деятельности детского сада.

Формирование здорового образа жизни дошкольников – главная и  жизненно важная привычка. Она аккумулирует в себе результат использования имеющихся средств физического воспитания детей дошкольного возраста в решении оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.

Воспитательно-образовательный процесс должен быть организован с учетом принципов сохранения, укрепления и формирования здоровья. В связи с этим необходима организация НОД с решением оздоровительных задач физического развития. Реализация инновационных здоровьесберегающих технологий бязательна в течение всего времени пребывания воспитанников в ДОУ.

Здоровьесберегающие технологии, используемые мною в работе с детьми, отражают две линии оздоровительно-развивающей работы: приобщение детей к физической культуре, использование развивающих форм оздоровительной работы. Для этого необходимы мероприятия по  профилактие болезней, укреплению здоровья,  а также комплекс эффективных лечебно-профилактических мер проводимых на протяжении всего дошкольного возраста.

Целью используемых мною здоровьесберегающих технологий  является обеспечение ребенка осознанным отношением к здоровью и жизни человека, знаниями о здоровье и умениями оберегать, поддерживать его, а также знаниями  позволяющими дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения,  связанные с оказанием элементарной медицинской и психологической самопомощи и помощи.

Поставив данную цель, я определила для последующей  работы  следующие задачи:

-подобрать и систематизировать материал по физкультурно-здоровительной работе с детьми дошкольного возраста;

-разработать развивающую среду для проведения занятий с детьми;

-разработать и оформить в виде информационных листов, буклетов, папок материалы для родителей;

-воспитать у детей сознания того, что человек - часть природы и общества;

-установить гармонические отношения детей с живой и неживой природой;

-воспитать привычки личной гигиены;

- закаливать ребенка и развивать его двигательную активность;

В качестве здоровьесберегающей мною  используются разные формы работы : физкультурные занятия, самостоятельная деятельность детей, подвижные игры, утренняя гимнастика, физкультминутки, упражнения после дневного сна, физические упражнения в сочетании с закаливающими процедурами, прогулки, физкультурные досуги, спортивные праздники, музыкальные праздники.

На протяжении всего периода нахождения ребенка в детском саду используются такие здоровьесберегающие образовательные технологии, как:

-медико-профилактические технологии, обеспечивающие организацию мониторинга здоровья дошкольников, организация и контроль питания детей, физическое развитие, закаливание; санитарно-гигиеническая деятельность всех служб ДОУ;

-физкультурно-оздоровительные технологии - закаливание, дыхательная гимнастика, профилактика плоскостопия, формирование правильной осанки; спортивные праздники; спортивные развлечения и досуги; недели здоровья; соревнования;

-психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой педагога с детьми, обеспечение комфортности воспитанников;

-учебно-воспитательные технологии, которые включают обучение заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья;

- технологии здоровьеобогащения педагогов и просвещение родителей - консультации для педагогов и родителей «Признаки утомляемости ребёнка дошкольника», «Как правильно провести гимнастику (различные виды) с дошкольниками», «Профилактика утомляемости дошкольников в ДОУ» и пр;

- технологии сохранения и стимулирования здоровья, в них входят:

динамические паузы – проводятся во время занятий, 2-5 минут, по мере утомляемости детей; рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления;

подвижные и спортивные игры – используются как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате ежедневно для всех возрастных групп; игры подбираются в соответствии с возрастом детей;

релаксация – организуется в любом подходящем помещении, в зависимости от состояния детей; можно использовать спокойную классическую музыку, звуки природы;

гимнастика пальчиковая – делается с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно; проводится в любое удобное время;

гимнастика для глаз – используется ежедневно по 3-5 минут в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста;

гимнастика дыхательная – входит в разные формы физкультурно-оздоровительной работы;

динамическая гимнастика – проводится ежедневно после дневного сна по 5-10 минут;

гимнастика корригирующая – организуется в различных формах физкультурно-оздоровительной работы;

- технологии обучения здоровому образу жизни, включающие в себя:

физкультурные занятия – проводятся 2-3 раза в неделю в спортивном зале;

проблемно-игровые занятия – проводятся в свободное время.

- коррекционные технологии, которые включают в себя:

технологии музыкального воздействия – используются в различных формах физкультурно-оздоровительной работы; используются для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя;

сказкотерапия – проводится 2-4 занятия в месяц используется для психологической и развивающей работы.

Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

Включено в мою работу  и закаливание - важное звено в системе физического воспитания детей.Любая закаливающая процедура дает положительный результат только в комплексе закаливающих мероприятий, проводимых в повседневной жизни ДОУ.

Я выбирала наиболее доступные формы закаливания для детей младшего возраста:

соблюдение температурного режима в течение дня;

-правильная организация прогулки и ее длительность;

-соблюдение сезонности одежды во время прогулок с учетом индивидуального состояния здоровья детей;

-дыхательная гимнастика после сна;

-нахождение детей в групповой комнате в облегченной одежде в течение дня;

-проведение утренней гимнастики.

Для детей с раннего возраста  я  создаю насыщенную атрибутами  и символикой  здорового образа жизни учебно-воспитательную среду. В итоге проводимая мною работа с детьми повышает уровень знаний о деятельности организма человека в целом и отдельных его органов, а также формирует осознанное отношение к здоровью, развивает культурно - гигиенические навыки, формирует привычки здорового образа жизни.

Достижение таких результатов возможно при условии учета возрастных особенностей дошкольников, соблюдение гигиенических требований, поэтому всю систему работы строю с учетом возрастных, психофизических и психологических особенностей детей дошкольного возраста.

При организации образовательной деятельности значительное место отведено повышению психоэмоциональной устойчивости детей это и  элементы релаксации под музыку и звуки природы,  и гимнастика,  и обучение пониманию своего эмоционального состояния.

Таким образом, с дошкольного возраста формируется определенная культура поведения и соответствующий стиль жизни. Знания, умения и навыки здорового образа жизни, заложенные в детском возрасте, станут прочным фундаментом для создания положительной мотивации к охране собственного здоровья во взрослой жизни.

Испoльзование здоровьесберегающих технологий и формирование у детей и родителей осознанного отношения к своему здоровью, благотворно влияет на снижение показателей заболеваемости. Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге сформировали навыки здорового образа жизни воспитанников, педагогов и родителей ДОУ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (из опыта работы воспитателя младшей группы)"

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторяемый на протяжении последующей жизни. Име...

Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (из опыта работы)

Самой актуальной темой для разговора во все времена была тема здоровья человека.Немаловажную роль в воспитании основ здорового образа жизни у ребенка – дошкольника отводится ДОУ. В ФГОС дошкольн...

Статья "Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (из опыта работы воспитателя подготовительной группы)"

Статья Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (из опыта работы воспитателя подготовительной группы)...

Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (из опыта работы воспитателя подготовительной группы).

Борисова Светлана ЛеонидовнаВоспитательГБДОУ детский сад №9 комбинированного видаПушкинского района Санкт-Петербурга  Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольн...

Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (из опыта работы воспитателя младшей группы)

Материал о сохранении и укреплении здоровья детей.О задачах и целях здоровьеформирующих и здоровьесберегающих технологий. Об особенностях питания, режиме дня,прогулок для детей данного возраста...

Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (из опыта работы воспитателя младшей группы).

Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (из опыта работы воспитателя младшей группы)....

"Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками" (из опыта работы воспитателя)

Статья "Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками" (из опыта работы воспитателя)...