Зоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях
консультация

Патрина (Демкина) Екатерина Васильевна

Консультация для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiyapatrina.docx19.82 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

   Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка - детский сад № 26 «Родничок»

Консультация для воспитателей

«Использование здоровьесберегающих технологий

в организованной музыкальной деятельности

детей старшего дошкольного возраста

в свете требований ФГОС ДО»

Составитель:

музыкальный руководитель

Патрина Е.В.

Истра

2020

«Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным,

сделайте его крепким и здоровым»

Ж. Ж. Руссо

Забота о здоровье - одна из важнейших задач каждого человека.

- Закон РФ «Об образовании» (ст.51),

Указы Президента России:

- «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации»,

- «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации».

Актуальность

Федеральный государственный образователь стандарт дошкольного образования направлен на решение задач по охране и укреплению физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия, а также на формирование общей культуры личности детей, ценностей здорового образа жизни, развития социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирование предпосылок учебной деятельности (ст.1.6)

Здоровье ребенка - это не только отсутствие болезни и физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие.

Педагоги дошкольных учреждений, в том числе и музыкальные руководители, должны комплексно решать задачи физического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребенка, активно внедряя в этот процесс наиболее эффективные технологии здоровьесбережения.

Цель        здоровьесберегающей педагогики - сохранить здоровье детей в процессе их обучения и воспитания.

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.

Сущность опыта:

Музыка - это одно из средств физического развития детей. Воспринимаемая слуховым рецептором, воздействует не только на эмоциональное, но и на общее физическое состояние человека, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания.

Новизна системы: использование современных здоровьесберегающих технологий в игровой форме в непосредственно образовательной музыкальной деятельности дошкольников.

Научная основа опыта

- по музыкальному воспитанию:

1. «Методика музыкального воспитания в детском саду»

Н. Ветлугиной;

2. «Музыкальное воспитание дошкольников» О. Радыновой;

3. Программа «Элементарное музицирование с дошкольниками» Т. Тютюнниковой;

4. Концепции К. Орфа;

5. «Система музыкально- оздоровительной работы в детском саду» О.А. Арсеневской;

6. Программа «Ритмическая мозаика» А. Бурениной

- по воспитанию здорового ребенка:

1. «Как воспитать здорового ребенка» В. Алямовской;

2. «Оздоровительные игры для дошкольников и младших школьников» А. Галанова;

3. «Развивающая педагогика оздоровления» В. Кудрявцева;

4. Программа оздоровления дошкольников «Зеленый огонек» М. Картушиной

5. «Дыхательная гимнастика» А. Стрельниковой;

6. «Психогимнастика» М. Чистяковой.

Цель работы:

организация музыкально-оздоровительной работы в ДОУ, обеспечивающая каждому ребёнку укрепление психического и физического здоровья, выявление и развитие музыкальных и творческих способностей, формирование привычки к здоровому образу жизни.

Задачи:

1. Развивать музыкальные и творческие способности детей в различных видах музыкальной деятельности, используя здоровьесберегающие технологии, исходя из возрастных и индивидуальных возможностей каждого ребёнка.

2. Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье.

3. Создать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребенка.

4. Формировать положительное отношение ребенка к окружающему миру, к своей семье, сверстникам, самому себе.

5. Формировать осанку, гигиенические навыки

6. Организовать сотрудничество с родителями по вопросам приобщения детей к здоровому образу жизни, профилактики заболеваемости

Основные принципы работы:

- принцип научности;

- принцип реалистичности и доступности;

- принцип занимательности

Направления работы:

- образовательный процессе дошкольного учреждения;

- процесс взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей;

- процессе взаимодействия дошкольного образовательного учреждения со школой

Основная форма музыкальной деятельности в ДОУ:

непосредственно образовательная музыкальная деятельность, в ходе которой осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование музыкальных и творческих способностей каждого ребенка.

Валеологические песенки-распевки:

- поднимают настроение

- задают позитивный тон к восприятию окружающего мира

- улучшают эмоциональный климат на занятии

- подготавливают голос к пению

Пример: «Солнышко лучистое, здравствуй, здравствуй, небо, небо чистое, здравствуй, здравствуй»

Дыхательная гимнастика:

- положительно влияет на обменные процессы, важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани;

- способствует восстановлению центральной нервной системы;

- улучшает дренажную функцию бронхов;

- восстанавливает нарушенное носовое дыхание;

- исправляет развившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника.

Практический пример – упражнение «воздушный шарик»

Артикуляционная гимнастика:

- способствует тренировке мышц речевого аппарата;

- ориентированию в пространстве;

Практический пример – упражнение «голодный лев»

Оздоровительные и фонопедические упражнения:

- укрепляют хрупкие голосовые связки

- готовят к пению

- способствуют развитию носового, брюшного, диафрагмального дыхания, стимулированию гортанно-глоточного аппарата и деятельности головного мозга.

Практический пример – моторчики, скрипучая дверь.

Игровой массаж:

- повышает защитные свойства верхних дыхательных путей;

- нормализует вегетососудистый тонус;

- нормализует деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желез

Практический пример – Круговой массаж

Пальчиковые игры:

- развивают речь ребёнка;

- развивают двигательные качества;

- повышают координационные способности пальцев рук;

- соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием;

- формируют образно-ассоциативное мышление

Речевые игры:

- Позволяют овладевать всем комплексом выразительных средств музыки.

- Жестикуляция, пластика, мимика побуждают детей импровизировать, раскрывать свой творческий потенциал.

Игроритмические упражнения:

- эффективно влияют на развитие выразительности речи детей, двигательной активности;

- позволяют детям овладеть всеми выразительными средствами музыки;

Музыкотерапия:

Способствует коррекции психофизического статуса в процессе двигательно-игровой деятельности         

Слушание правильно подобранной музыки: повышает иммунитет, снимает напряжение и раздражительность, уменьшает головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание.

Вокалотерапия:

Правильный подбор дыхательных и голосовых упражнений обеспечивает более качественное функционирование сердечно-сосудистой системы, так как большая нагрузка приходится на диафрагму, межреберные мышцы, мышцы брюшного пресса, за счет которых происходит массаж внутренних органов.

Ритмотерапия:

Способствует:

- развитию чувства ритма,

- упорядочиванию темпа и ритма,

- снижению общей скованности, напряжения,

- формированию плавности, пластичности движений

- умению владеть своим телом

Логоритмотерапия:

- игры,

- упражнения,

- этюды для развития мимики; зрительного, слухового внимания и памяти; ориентировки в пространстве; чувства ритма; волевых качеств; общей и мелкой моторики,

- игры с пением, хороводы,

- игры-драматизации.

Метод вариативности с инновационными технологиями музыкального воспитания.

Дает возможность:

- синтезировать полученные знания,

- развивать творческие способности и коммуникативные навыки.

- позволяет сформировать у детей исследовательские умения и познавательный интерес.

Результативность:

- повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей;

- стабильность эмоционального благополучия каждого ребенка;

- повышение уровня речевого развития;

- снижение уровня заболеваемости;

- стабильность физической и умственной работоспособности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект музыкального занятия . Тема «Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях в ДОУ»

Форма организации деятельности:  подгрупповаяСредства обучения:1. Оборудование:-музыкальный центр-проектор- ноутбук- музыкальные инструменты: птичка-свистулька, шишки, султанчики, орехи,  де...

Консультация по теме:"Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях виды музыкальных занятий."

Данная консультация предназначена для музыкального руководителя детского сада. Основная форма музыкальной деятельности в ДОУ - музыкальные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, ...

Использование игровых технологий на музыкальных занятиях при обучении игре на элементарных музыкальных инструментах

Статья затрагивает такие напрвыления, как аспекты формирования интереса детей дошкольного возраста к музыкальным занятиям занятиям, развитие музыкальных способностей, обучение игры на элементар...

Выступление на городском семинаре для музыкальных руководителей МДОУ, МАДОУ тема: «Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях»

Музыкально-оздоровительная работа в ДОО - достаточно новое направление как в музыкальном, так и в физическом воспитании дошкольников. Новизна данного направления состоит в том, что на музыкальных зан...

Методическое пособие для музыкальных руководителей ДОУ «Музыкально - оздоровительная работа с детьми в ДОУ - применение здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях».

Воспитание здорового подрастающего поколения граждан России - первоочередная задача государства, от решения которой во многом зависит его будущее процветание.Здоровье – это базовая ценность и не...

ЗОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ.

Использование основных  правил пения сидя и стоя, дыхательных упражнений на музыкальных занятиях...

Музыкальная гостиная для воспитателей "СОВМЕСТНАЯ РАБОТА МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И ВОСПИТАТЕЛЕЙ В ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДОУ"

В материале рассказывается о том, какими здровьесберегающими технологиями, связанными с музыкальным воспитанием, могут воспользоваться воспитатели в свободное от занятий время....