"Организация закаливающих процедур в условиях дошкольной образовательной организации"
консультация

Закаливание необходимо, чтобы повысить устойчивость организма ребёнка к неблагоприятным внешним воздествиям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zakalivanie_konsultatsiya.docx18.13 КБ

Предварительный просмотр:

«Организация закаливающих процедур в условиях дошкольной образовательной организации»

Проблемы воспитания здорового ребёнка были и остаются наиболее актуальными в практике общественного и семейного воспитания, они диктуют необходимость поисков эффективных средств их реализации.

Анализ медицинской, естественно-научной, педагогической литературы показал, что наряду с общепринятыми мероприятиями, эффективной профилактикой снижения заболеваемости являются закаливающие мероприятия.

Закаливание – это научно обоснованное систематическое использование естественных факторов природы для повышения устойчивости организма к неблагоприятным агентам окружающей среды.

Закаливание необходимо, чтобы повысить устойчивость ребёнка к неблагоприятным внешним воздействиям (холод, сквозняки, перепады температуры и атмосферного давления, воздействие бактерий и вирусов).

Кроме того, закаливание оптимизирует обмен веществ, улучшает состояние нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной систем, физического развития, функциональных возможностей и психологического статуса ребёнка.

Приступая к закаливанию, следует придерживаться следующих принципов:

1. Систематичность использования закаливающих процедур заключается в систематическом его проведении, изо дня в день в течение всего года независимо от погодных условий и без длительных перерывов.

2. Постепенность. Закаливание принесёт положительный результат лишь в том случае, если сила и длительность действия закаливающих процедур будут наращиваться постепенно.

3. Последовательность в проведении закаливающих процедур заключается в необходимости предварительной тренировки организма более щадящими процедурами.

4. Учёт индивидуальных особенностей человека и состояния его здоровья.

5. Комплексность воздействия природных факторов определяется тем, что к естественным факторам внешней среды, которые широко применяются для закаливания организма, относят воздух, воду и солнце.

6. Положительно – эмоциональное отношение ребенка к закаливающим процедурам.

Выбор закаливающих процедур зависит от ряда объективных условий: времени года, состояния здоровья, климатических и географических условий места жительства.

При организации закаливания в нашем детском саду задействован практически весь персонал: и руководство, и медсестра, и воспитатели, и родители. Проводится закаливание в ДОО на хорошем эмоциональном фоне, в игровой форме, с обязательным подбадриванием детей, радуясь вместе с ними победами над собой.

В детском саду закаливание проводится двух видов:

- общее закаливание;

- специальное закаливание.

К общему закаливанию относится:

- ежедневный утренний приём детей на свежем воздухе (теплый период года),

-организация сквозного проветривания в отсутствии детей,

-мытьё рук до локтей и умывание лица прохладной водой /постепенно до +18 градусов/,

-нахождение детей в групповой комнате в облегчённой одежде при температуре, определённой СанПин,

-проведение занятий физической культуры в специальной одежде /спортивная форма/ при температуре, определённой СанПин.  

К специальному закаливанию детей относится:

- ступенчатое закаливание, в каждой возрастной группе, имеющий свой вид закаливающих процедур.

Самое распространенное закаливание – воздухом.

Воздух является наиболее действующим средством закаливания для всех детей в любое время года. Закаливание воздухом - приём воздушных ванн - наиболее «нежная» и безопасная закаливающая процедура. С воздушных ванн рекомендуется начинать систематическое закаливание.

Использование воздуха в оздоровительных целях начинается с хорошей вентиляции помещения, в котором находятся дети. Температурный режим, бактериальная и химическая чистота воздуха в помещении достигается сквозным проветриваниемв отсутствии детей, которое создает возможность многократной смены воздуха за короткий срок. Это важный прием закаливания. Сквозное проветривание проводят кратковременно 5-7 минут, в отсутствии детей. Перепад температуры может достигать 4-5°С, т.е. опускаться до +14 +16°С.

Проводят его:

- утром перед приходом детей;

- перед занятиями;

- перед возвращением детей с прогулки;

- во время дневного сна;

- после полдника.

На территории детского сада имеется спортивная площадка: мини-стадион, беговая дорожка, игровое оборудование, дорожка здоровья, яма с песком для прыжков. Удобно расположенные на участке столы и скамейки, песочницы, игровое оборудование способствуют проведению активной и полноценной жизни детей.

Во время прогулок проводятся не только игры, но и организовываются занятия. Для повышения выносливости проводится продолжительный бег в медленном темпе, бег с препятствиями. Наибольшее оздоровительное значение имеют подвижные игры с циклическими физическими упражнениями (бег, прыжки, марш). В летний период применяется босохождение детей по песку на солнце и в тени.

В зимний период проводятся лыжные прогулки, катание с горы на санках, игры со снегом.

Обеспечение достаточной двигательной активности во время приема воздушных ванн является непременным условием их эффективности. Хорошим закаливающим средством являются воздушные ванны. Они проводятся во время раздевания и одевания детей. Кроме того, детям дают возможность побыть некоторое время раздетыми.

Следующий вид закаливание - закаливаниеводой. Водные процедуры — доступное и в то же время мощное средство закаливания. При закаливании водой требуется строгая постепенность в снижении температуры, внимательное наблюдение за ребенком, как во время процедуры, так и после нее. Закалять водными процедурами можно только здоровых детей.

В качестве закаливающих водных процедур в нашем детском саду используются:

- местное обливание ног;

- умывание;

- полоскание горла водой комнатной температуры.

Кроме того, в группе систематически проводится такая эффективная процедура, как закаливание горла (полоскание горла тёплой водой с постепенным снижением температуры - до комнатной).

Солнце также является средством закаливания. Солнечные ванны усиливают рост, улучшают обмен веществ, состав крови, защитные свойства кожи. Под влиянием солнечного облучения повышается работоспособность, улучшается настроение.

Но применяя этот вид закаливания необходимо соблюдать определенные условия:

- солнечные ванны проводить в детском саду под руководством медицинского работника. Воспитатели в этом принимают непосредственной участие;

- во время приема солнечных ванн все дети и взрослые должны иметь легкие головные уборы из светлых тканей.

Солнечные ванны проводятся на освещенном солнцем участке с кратковременным пребыванием по 5-6 минут в день, по мере появления загара продолжительность пребывания на солнце не увеличивается, но в течение дня может составить 40-50 минут. Лучше всего принимать солнечные ванны  утром или вечером; в это время в спектре солнечного света присутствует наибольшее количество ультрафиолетовых лучей и наименьшее количество инфракрасных лучей (несущих тепло и обжигающих). В осенне-зимний и весенний периоды прямые солнечные лучи не вызывают перегревания, поэтому попадание их на открытое лицо ребёнка не только допустимо, но и целесообразно.

Комплексное использование всех природных закаливающих факторов (воздух, вода, солнечные лучи) совместно с физическими упражнениями и правильным разнообразием их сочетания вырабатывают положительные условные для детей к закаливанию, заинтересованность в нем создают нужный психологический настрой и тем самым обеспечивают успех закаливания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по организации закаливающих процедур с детьми дошкольного возраста в летний период.

Закаливание — испытанное средство укрепления здоровья. В основе закаливающих процедур лежит многократное воздействие тепла, охлаждения и солнечных лучей. В результате закаливания...

Презентация к выступлению на научно-практическом семинаре "Организация образовательного процесса с детьми раннего возраста в условиях дошкольной образовательной организации" Тема "Система помощи семье. воспитывающей ребёнка с отклонениями в развитии"

Выступление на городском научно-практическом семинаре "Организация образовательного процесса с детьмм раннего возраста в условиях дошкольной образовательной организации"и презентация к нему. Тема выст...

Методические рекомендации. Организация диагностики готовности ребенка к обучению в школе в условиях дошкольной образовательной организации.

При составлении программы и организации исследования немаловажную роль играет учет условий проведения. Мы более подробно остановимся на особенностях организации диагностического исследования в у...

Всероссийский журнал "Воспитатель" Статья: «Организация совместно-партнерской деятельности взрослого и ребенка в условиях дошкольной образовательной организации»

laquo;Совместная деятельность взрослого и детей» – основная модель организации образовательного процесса детей дошкольного возраста; деятельность двух и более участников образовательного ...

Статья Организация предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации в контексте ФГОС ДО по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие"

Предметно-пространственная среда группы детского сада выполняетразвивающую, информационную и стимулирующую функции. Сама по себе она существовать не сможет, а лишь с помощью детей и взрослых, которые ...

Организация закаливающих процедур в условиях ДОУ

Закаливание - система гигиенических мероприятий, направленных на повышение устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям различных метеорологических факторов (холода, тепла, солнечной радиации...