Формирование у дошкольников представлений о здоровом образе жизни
консультация

Лукьянова Антонина Евгеньевна

Проблема здоровья подрастающего поколения в последнее врея приобрела особую актуальность. В данном материале раскрываются разнообразные методы по воспитанию у дошкольников ЗОЖ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование у дошкольников представлений о здоровом образе жизни

Для ребенка характерна колоссальная жажда жизни, что ярко проявляется в его потребности в активных действиях, общении, самовыражении, разнообразных впечатлениях, уважение к личности ребенка, его достоинству, принятие его целей, запросов, интересов, создание условий для самоопределения, самореализации, удовлетворение потребностей ребенка в конструировании собственного мира детства способствуют развитию его творчества.

Проектирование, как деятельность, строится на уникальных отношениях «ребенок-взрослый», на соучастии взрослого и ребенка. Поэтапное стимулирование проектной деятельности взрослым позволяет формировать у ребенка умения, которые могут развиваться только в деятельности, - умение работать в коллективе, подчинять свой темперамент, характер, интересам общего дела, умение решать творческие споры, достигать договоренности, оказывать помощь участникам деятельности, оценивать действия каждого.

Проектирование требует от педагога терпения, любви к ребенку, веры в его возможности, на пути вхождения в мир взрослых. Проектная деятельность позволяет учить детей проблематизации, целеполаганию и планированию, элементам самоанализа.

Я достаточно часто использую технологию проектной деятельности в своей работе с дошкольниками.  Проектную деятельность, с моей точки зрения, можно рассматривать как здоровьеформирующую  технологию,  поскольку позволяет не только повышать жизненный потенциал индивидуума, но и адаптирует  к факторам окружающей, в том числе социальной, среды.

Реализуя  долгосрочный проект « Школа здоровья» с детьми среднегодошкольного возраста,  я поставила перед собой цель по  формированию у детей представлений о здоровом образе жизни и укрепление здоровья дошкольников через различные виды детской деятельности.

Так как проблема здоровья дошкольников приобрела в последнее время особую актуальность. В настоящее время очень мало детей дошкольного возраста входят в первую группу здоровья, в основном – это вторая, а то и третья группа.

В ходе работы над проектом, решались задачи по :

-обогащению представлений детей о различных составляющих понятия «здоровье»;

-развитию потребности ребёнка в знаниях о себе и о своём здоровье;

-воспитанию осознанного отношение их своему здоровью.

В работе с детьми использовали разнообразные методы: по воспитанию здорового образа жизни.

Практические

Словесные

Наглядные

Создание здоровьесберегающей и развивающей среды .

Беседы

Организация выставок по теме проекта

Демонстрация различных ситуаций, несущих опасность для здоровья ребенка.

Чтение художественной литературы.

Рассматривание иллюстраций

Организация режима двигательной активности.

Дидактические и сюжетно-ролевые игры.

Мультимедиа

Создание центра по ПДД

Моделирование ситуаций

Театрализованная деятельность

Личный пример взрослых

Средствами реализации проекта стали:

  • Специально организованное обучение в разделе «Познавательное развитие».
  • Совместная деятельность по темам: «Я - человек», «Я дружу с чистотой», «Я и опасные предметы», «Я и улица». Эти темы были интегрированы мною в различные режимные моменты: игру, прогулку, индивидуальную работу, самостоятельную деятельность детей.
  • Организация здоровьесберегающей и развивающей среды, способствующей конструированию вариантов здорового образа жизни.

Образовательные области

 Совместная деятельность взрослого с ребенком

Физическое развитие (здоровье)

Ежедневная профилактическая работа

Профилактическая гимнастика (дыхательная, улучшение осанки, плоскостопия, зрения).

Гимнастика пробуждения, дорожка «здоровья»..

Спортивное развлечение «Кто спортом занимается, тот силы набирается».

Пальчиковые игры «Дружные пальчики», «Весёлый человечек».

Подвижные игры «Весёлые ребята», «Кто быстрее», «Перепрыгнем через ручеёк».

Упражнение на дыхание «Мяч в ворота».

Организация на воздухе подвижных игр «Делай, как я», с мячом «Школа мяча», «Ловишки в кругу», «Черное и белое» и т. д.

Художественно-эстетическое развитие

Рисование  «Вкусное здоровье», «Витаминка», «Волшебная тарелочка», «Что растет на грядке»

Лепка «Витамины на тарелке», «Полезные краски»

Аппликация «Готовим салат», «Каша-сила наша»

Создание альбома «Чтобы быть здоровым!», «Начи улыбки», «Веселые зубки»

Коллективная работа «Вредные и полезные продукты», «Волшебная корзина», «Наш друг светофор», «Осторожно!»

Познавательное

развитие

Речевое развитие

Беседы: «Чтоб здоровым быть всегда, нужно заниматься! »; «Витамины я люблю – быть здоровым я хочу»; «Беседа о здоровье, о чистоте», «Лекарственные растения», «Чтобы быть здоровым», «Здоровая пища».

Решение провокационных вопросов, проблемных ситуаций.

Беседа-игра, включающая прибаутки, используемые при мытье рук умывании (потешки).

Познавательные занятия «Путешествие в страну Здоровья», «Изучаю свое тело».

Экспериментальная деятельность: «Вода наш друг»

Минутка чтения:

Загадки, пословицы, поговорки и стихи о спорте и здоровом образе жизни.

Потешки при умывании.

К. Чуковский «Мойдодыр».

 Развивающая игра «Чистота – залог здоровья!»

Социально-коммуникативное развитие

Сюжетно ролевые игры: «Поликлиника», «Аптека».

Дидактические игры «Мяч на поле», «Вредные и полезные продукты», «Что лишнее?»

Упражнение «Найди два одинаковых мяча», «Где стоит?» и др.

Игровые ситуации в повседневной жизни в формировании понятий о здоровом образе жизни.

Взаимодействие

с семьёй

Выставка рисунков «Я учусь быть здоровым».

Домашнее задание «Листовка на тему ЗОЖ», «Плакат о здоровом образе жизни семьи», «Книга вкусных и полезных блюд семьи».

Индивидуальные беседы о физических умениях и навыках каждого ребенка, о значимости совместной двигательной деятельности с детьми и т. д.

Фотовыставка «За здоровьем в детский сад!»

Анкетирование «Здоровье вашего ребёнка».

Консультации, памятки, рекомендации на тему «Здоровый образ жизни»

Дети участвовали в реализации проекта на «подражательско-исполнительском уровне», выполняли действия  по прямому предложению взрослого, что соответствует их возрастным особенностям.

В результате этой работы у детей складывались представления о составляющих здоровья, воспитывалось желание беречь и укреплять своё здоровье. Родители получили ещё одну возможность тесного сотрудничества с ДОУ в вопросах воспитания детей.

Таким образом, в проектной деятельности происходит формирование субъектной позиции у ребенка, реализуются интересы и потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цикл занятий по формированию у дошкольников представлений о здоровом образе жизни (в помощь воспитателю)

формировать у детей младшего возраста потребность к здоровому образу жизни. Познакомить детей с понятием «витамины», с тем, какую пользу они приносят людям....

Формирование у дошкольников представления о здоровом образе жизни. Познавательно - оздоровительный проект "Лук от семи недуг"

Познавательно - оздоровительный проект в рамках рекламной недели "Бережем здоровье с детсва"Тема проека :"Лук от семи недуг"Вид проекта : Позновательно - оздоровительный....

Использование метода проектов в формировании у дошкольников представлений о здоровом образе жизни (из опыта работы)

В настоящий период реформирования дошкольного образования метод проектирования всё более широко применяется для совершенствования воспитательно - образовательной практики. Метод проектной деятельнос...

Использование метода проектов в формировании у дошкольников представлений о здоровом образе жизни ( из опыта работы инструктора по физической культуре)

Использование метода проектов в формировании у дошкольников представлений о здоровом образе жизни ( из опыта работы инструктора по физической культуре)...

Использование метода проектов в формировании у дошкольников представления о здоровом образе жизни (из опыта работы)

Процесс сохранения здоровья и укрепления иммунитета ребенка в дошкольном возрасте является решающим этапом формирования здоровой личности. Именно в это время идет усиленное формирование органов, от ко...

Выступление на педагогическом совете на тему: «Формирование у дошкольников представлений о здоровом образе жизни, средствах укрепления здоровья и правилах заботы о нём»

Проблема воспитания личной заинтересованности каждого человека в здоровом образе жизни (ЗОЖ) в последние годы является особенно актуальной в связи с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровь...