Мастер-класс для педагогов «Техника рисования Зентангл как средство релаксации»
материал

Ситникова Елена Викторовна

Цель: познакомить педагогов с техникой рисования Зентангл и научить применять как социально приемлемый выход негативным чувствам.

 

Задачи:

- Познакомить с техникой рисования Зентангл как одним из способов арт-терапии;

- Формировать умение у педагогов рисовать способом - зентангл

- Развивать творческое воображение, фантазию, логическое мышление, повышать самооценку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass_zentangl.doc829.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов

«Техника рисования Зентангл как средство релаксации»

Цель: познакомить педагогов с техникой рисования Зентангл и научить применять как социально приемлемый выход негативным чувствам.

Задачи:

 Познакомить с техникой рисования Зентангл как одним из способов арт-терапии;

- Формировать умение у педагогов рисовать способом - зентангл

 Развивать творческое воображение, фантазию, логическое мышление, повышать самооценку.

Используемые оборудование и материалы: гелиевые ручки, квадраты белого цвета 9*9 (плотная бумага (типа ватман или чертежная), цветные рамки для оформления готовых работ, презентация «Зентангл», презентация «Применение Зентангла в жизни», проектор, компьютер, примеры работ из Интернета

Ожидаемые результаты:

 участники научаться создавать рисунки в технике рисования Зентангл;

 возникновение у участников положительного эмоционального состояния, повышение интереса, раскрепощение;

 проявление нестандартного подхода к выполнению поставленной задачи.

Теоретическая часть

По сравнению с другими профессиональными группами, профессия педагога требует определенных сил, энергии, самоотдачи. Суета, шум, всевозможные раздражители изнашивают нервы, лишают нормального сна, что ведет к стрессу. В подобных ситуациях трудно сохранять самообладание и не переносить это состояние на свою работу, чтобы оно никоим образом не отразилось на детях, которые чувствуют находящегося рядом взрослого, буквально «считывая» его. Именно среди педагогов наиболее высок риск возникновения невротических расстройств, накопления тяжелых форм неврозов, соматических заболеваний.

В настоящее время в образовании активно реализуются различные направления и технологии здоровьесберегающей деятельности. Но изменения в образовательном процессе касаются в основном детей. А педагог по-прежнему остается наедине со своими проблемами. Растут требования со стороны администрации: творческий подход в работе, новаторство, проектная деятельность, авторские разработки. Увеличиваются запросы и требования родителей; ежечасная необходимость сопереживания, сочувствия, ответственность за жизнь и здоровье детей, за их успехи и неудачи.                                                                                                                 Все это усугубляется внешними факторами: чрезмерная загруженность, растущий объем отчетной документации, недостаточная оплата труда, недостаточное внимание со стороны коллег и руководства. Стрессовые переживания педагога проявляются в негативном отношении к работе, постоянной усталости, рассеянности, снижении результатов труда, неудовлетворенности профессиональной деятельностью. Снижается уровень мотивации, самооценки, удовлетворенности избранной профессией

Каждый из нас хоть раз в жизни непроизвольно рисовал ручкой или карандашом на случайном клочке бумажки линии, разнообразные узоры, геометрические или растительные фигуры в момент ожидания, во время скучных занятий, совещаниях, или во время телефонных разговоров, но вряд ли заостряли на этих каракулях внимание.

На самом же деле то, что мы считали бессмысленным занятием, является модной и ценной арт-терапевтической техникой, которая называется Зенарт.

Если коротко обозначить смысл этого понятия, то можно сказать, что, по сути, это медитативное рисование.

«Дзен» — это медитативность, особое состояние созерцательности, спокойствия ума, в которое нужно войти. Это состояние может быть целительным для человека, оно помогает сознанию как бы «переключить каналы», перенастроиться, «перезагрузиться», что, в свою очередь, может способствовать разрешению многих задач, которые ранее, возможно, казались совсем неразрешимыми. Такой способ медитативного рисования узоров, довольно прост, доступен и вариативен. Он доступен всем от мала до велика, не требует специальных навыков рисования или особых затрат и громоздких приспособлений. Основная особенность заключается в том, что нет жестких правил, рамок и требований: возможно всё.

Если вы хотели начать рисовать, но боялись, что не получится, то через зенарт сделать это будет гораздо проще и легче, поскольку здесь невозможно нарисовать неправильно. Это ещё один способ лучше узнать себя. Здесь нет ожиданий (а значит, не будет и обид, разочарований): любая линия может меняться, и никто никогда не знает, какой узор получится в итоге. 


В направлении Зенарт выделяют несколько техник рисования: дудлинг, зендудлинг и зендала.

Дудлинг – это бессознательный, невольный рисунок (каракули, цветочки, елки и другие образы), тот самый, который мы рисуем, сидя на совещании или во время продолжительного телефонного разговора.

По данным исследований психологов, дудлинг помогает человеку не потерять концентрацию, не задремать, не тратить много энергии на обработку не интересующей информации.

Зендудлинг - это смесь зентангла и дудлов в той пропорции, которая вам нравится! Часто это все же зентанглы с отходом от рамок цвета-размера и формы. Основным отличием является  разбивание зоны рисунка на сектора

Зендала – рисование узоров в круге.

Мы же сегодня будем рисовать в технике Зентангл.

Зентангл представляет собой особенную совокупность повторяющихся узоров, которые складываются в абстрактное изображение, не несущее в себе смысловую нагрузку.

Само название «зентангл» (англ. «zentangle») состоит из двух слов: «zen» («дзен») и «tangle» («сплетение, клубок»).

Процесс создания зентанглов называют зентанглингом.

Одна из отличительных черт зентангла – это небольшой формат рисунка: квадратик легко помещается в карманы, маленькую сумочку. Зентангл задуман в небольшом размере, чтобы рисунок можно было завершить за один раз, потратив на него не более тридцати минут. Таким образом, вы можете носить с собой плитки и релаксировать с помощью рисования в любое удобное вам время.

От других направлений медитативного рисования, зентангл отличает то, что получающиеся узоры и переплетения никакой скрытой символики или смысловой нагрузки не несут. К тому же, если, например, дудлинг – это некое спонтанное, бессознательное рисование, которым можно заниматься одновременно с каким-либо делом, то зентанглу нужно уделить время и внимание.

Данная техника рисования возникла в 2006 году, а ее авторами являются художница Мария Томас и монах Рик Робертс. Именно они обнаружили медитативный эффект от рисования узоров и решили разработать систему, которая помогла бы всем желающим получить такой же опыт и добиться релаксации во время создания изображений.

Правила метода Зентангла

Эта техника рисования запатентована и подразумевает под собой соблюдение некоторых правил:

  • зентангл-узоры должны быть абстрактными, беспредметными;
  • у зентангла нет одного направления, его можно рассматривать с любой стороны;
  • зентангл выполняется в черно-белых цветах;
  • каждый узор зентангла должен состоять не более чем из шести штрихов;
  • при рисовании зентангла не допускается использование линейки или трафарета;
  • нельзя использовать ластик.

Польза от создания Зентанглов

Зентангл — это возможность расслабиться, сбавить ритм сумасшедшей жизни, а также создать великолепные произведения искусства. Результаты исследований показывают, что он улучшает память, стимулирует творческие способности, поднимает настроение, успокаивает в стрессовых ситуациях и может быть использован как инструмент управления гневом. Тем, кто работает с большим объемом информации, зентангл помогает «перезагрузить» мозг — будто вы вздремнули и проснулись свежими, полными сил. Кроме того, оттачивая штрихи, совершенствуя свои узоры и рисунки, вы корректируете зрительно-моторную координацию, которая необходима для рисования, так что зентангл помогает обрести уверенность в себе.

По результатам исследований доказано, что данная техника рисования оказывает на рисующих исключительно положительное влияние:

  • создает выраженный терапевтический эффект;
  • способствует релаксации;
  • приносит вдохновение;
  • способствует развитию творческих способностей;
  • избавляет от стресса и негативных эмоций;
  • спасает от бессонницы;
  • улучшает зрительно-двигательную координацию и концентрацию внимания.
  • помогает «перегрузить» мозг.

В чем достоинства и какие функции выполняет зентангл

Развлечение. (Вам скучно, нечем заняться, займитесь зентанглом и вы не заметете, как создали настоящее произведение искусства)

Релаксация.  (Вам плохо. У вас депрессия? Зентангл – это быстрый способ войти в расслабленное состояние. Погружаясь в рисование, вы отвлекаетесь от внешнего раздражителя.

Художественные способности. (Зентангл – прекрасный способ самовыразиться.)

Терапия. (Снятия стресса, повышение самоуважения, развитие коммуникативных способностей.)

Подарки. (Думаю каждому будет приятно получить от вас выполненный и красиво оформленный зентангл.)

Рисуют Зентанглы на бумажных квадратах размером 9x9 см, которые называют плитками или танглами. Однако эти рамки не мешают, а только способствуют развитию вашей креативности. Рисовать зентангл можно не только на белой, но и на бумаге черного цвета.

Поскольку Зентангл выполняется в черно-белых цветах, рисуют их ручками черного цвета, либо белого, если вы рисуете на черной бумаге. Оригинальные Зентанглы рисуют ручками самого высокого качества.

Лучше всего подходят специальные маркеры-лайнеры, которые рисуют насыщенными черными линиями и подходят практически для любой поверхности. Однако вы можете использовать черные гелевые ручки.

Как рисовать Зентангл

В настоящее время существует очень много зентангл-узоров. Часть из них запатентованные узоры, созданные Марией Томас, а другая часть придумана другими художниками и ее последователями. На экране вы видите примеры подобных зентангл-узоров. Вы можете научиться рисовать готовые зентангл-узоры путем срисовывания.

Срисовывание чужих готовых зентанглов противоречит принципу медитативного рисунка, когда каждый сегмент и каждый штрих вы продумываете сами, взяв за основу лишь готовые зентангл-узоры. Однако вы можете посмотреть, например, следующее видео, где рисуют зентангл для начинающих, чтобы поначалу попытаться повторить такой же рисунок

(показываю видео)

Практическая часть.

Перед рисованием обязательно примите удобную позу, потянитесь, постарайтесь расслабиться. Когда вы рисуете Зентангл, каждый ваш штрих, каждое движение должно быть осознанным. Все ваши мысли должны быть сосредоточены на процессе создания вашего рисунка, и только на нем.

Начинайте рисовать без какой-либо картинки в голове, полагайтесь лишь на ваше воображение – кто знает, куда оно сможет вас завести. Нарисовать Зентангл «неправильно» просто невозможно потому, что не существует правил, которые определяют, каким образом он должен выглядеть в итоге.

Для примера мы рассмотрим несколько узоров, которые вы сможете потренировать и использовать в дальнейшем, чтобы нарисовать зентангл.

  • Возьмите карточку или начертите ровный квадрат размерами 9x9 см в тренировочном альбоме.
  • В пределах квадрата обозначьте четырьмя точками еще один квадрат. Эта рамка не обязательно должна быть строго прямой квадратной формы, какие-то из сторон могут немного изгибаться.
  • Принцип любого узора заключается в том, что вы делите рамку различными кривыми, а затем начинаете заполнять узором каждую из образовавшихся частей. В данном случае в пределах рамки нарисуйте несколько горизонтальных волнистых линий, с двумя подъемами, напоминающими верблюжий горб (смотрите на рисунке ниже). Первую линию нарисуйте «горбами» вверх, линию ниже — «горбами» вниз, и чередуйте их таким образом.
  • Начинайте заполнять самый нижний сегмент вертикальными дужками, которые будут его словно опоясывать. У вас получится нечто, похожее на кокон. То же самое проделайте с остальными сегментами. Границы между ними наведите черным пожирнее.

В качестве последнего штриха каждый из сегментов затените в нижней части с помощью легкой растушевки.

Схема описанного узора

Психолог включает расслабляющую музыку. Педагоги рисуют свои зентанглы.

Подведение итогов:

Работе даем название, ставим число и подпись.

Я надеюсь, что вы получили удовольствие, убедились, что каждый может быть успешным.

Желаю всем прекрасного настроения!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс для воспитателей "Нетрадиционные техники рисования как средство развития интереса к изобразительному творчеству»

"Нетрадиционные техники рисования как средство развития интереса к изобразительному творчеству»...

Мастер-класс для воспитателей «Нетрадиционные техники рисования как средство развития интереса у детей с нарушениями интеллекта к изобразительному творчеству (рисование кефиром, рисование кулёчками)»

На занятиях по рисованию решаются задачи всестороннего развития детей, которое необходимо для успешного дальнейшего обучения в школе. В процессе работы у детей формируются мыслительные операции (анали...

Мастер-класс для воспитателей. "Нетрадиционные техники рисования, как средство развития интереса к изобразительной деятельности"

Я познакомила и предложила освоить техники: рисование цветной солью, объемными красками, рисованием на молоке, пуантилизм, зентангл и дудлинг. Воспитатели получили не только новые знания и попол...

Мастер-класс для воспитателей «Нетрадиционные техники рисования как средство развития интереса к изобразительному творчеству»

Мастер-класс для воспитателей «Нетрадиционные техники рисования как средство развития интереса к изобразительному творчеству»...

Мастер-класс для родителей "Нетрадиционные техники рисования как средство развития интереса к изобразительному творчеству"

Мастер-класс для родителей "Нетрадиционные техники рисования как средство развития интереса к изобразительному творчеству"...

Мастер класс для воспитателей Нетрадиционные техники рисования как средство развития интереса к изобразительному творчеству рисование солью

Мастер класс для воспитателей Нетрадиционные техники рисования как средство развития интереса к изобразительному творчеству рисование солью...