Бодрящая гимнастика после дневного сна
материал (средняя группа)
Одной из основных задач, стоящих перед педагогами, является воспитание здорового подрастающего поколения. В настоящее время первое, что можно заметить у детей, - их слабое физическое развитие.
Одним из путей решения этой проблемы является целенаправленное использование в процессе физического воспитания дошкольников известных физкультурно-оздоровительных методик и инновационных технологий, адаптированных к возрастным особенностям детей. Физкультурно - оздоровительная работа осуществляется в разных формах: утренняя гимнастика, физкультурные занятия, гимнастика после дневного сна, спортивные игры, физкультминутки , закаливание и др.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gimnastika.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Бодрящая гимнастика после дневного сна. Ее задачи.
Одной из основных задач, стоящих перед педагогами, является воспитание здорового подрастающего поколения. В настоящее время первое, что можно заметить у детей, - их слабое физическое развитие.
Одним из путей решения этой проблемы является целенаправленное использование в процессе физического воспитания дошкольников известных физкультурно-оздоровительных методик и инновационных технологий, адаптированных к возрастным особенностям детей. Физкультурно - оздоровительная работа осуществляется в разных формах: утренняя гимнастика, физкультурные занятия, гимнастика после дневного сна, спортивные игры, физкультминутки , закаливание и др.
Я хочу поговорить о гимнастике после дневного сна. Она является неотъемлемой составляющей микроцикла двигательной активности.
В условиях дефицита свободного времени в режиме дня современного дошкольника, посещающего детский сад, чрезвычайно важно придать гимнастике после дневного сна именно оздоровительную направленность.
В гимнастику после сна целесообразно включать щадящие элементы закаливания, не имеющие противопоказаний или ограничений.
В связи с тем, что когда группу посещает 20-30 детей, на практике трудно осуществить эффективное закаливание детей во время гимнастики после сна, с учетом предъявляемых требований. Об индивидуальном подходе при проведении закаливания не может и идти речи. К примеру: один ребенок регулярно посещает детский сад, другой – часто болеет, третий перешел из другого детского сада, где не проводилось регулярное закаливание, четвертый - вышел ослабленным после перенесенного заболевания и т.д. Если не учитывать индивидуальных особенностей детей, нарушаются принципы систематичности, последовательности по отношению к каждому конкретному ребенку.
В комплексы бодрящей гимнастики включаются упражнения для профилактики плоскостопия, нарушения осанки, самомассаж, пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика.
Основная цель гимнастики после дневного сна – помочь проснуться детскому организму, поднять настроение и мышечный тонус детей с помощью контрастных воздушных ванн и физических упражнений. Сохранить и укрепить здоровье детей.
Переход от состояния сна к состоянию бодрствования происходит постепенно . Сразу после пробуждения в нервной системе сохраняется преобладание тормозных процессов, у ребёнка снижена умственная и физическая работоспособность, практически все виды чувствительности, существенно понижена скорость реакций .
Задачи гимнастики:
-обеспечивать детям плавный переход от сна к
бодрствованию, подготовить их к активной деятельности;
-укреплять опорно-двигательный аппарат;
-совершенствовать и развивать координацию движений;
-укрепить иммунитет;
-закреплять навыки проведения самомассажа рук,
головы, лица, живота, стопы, активизируя биологически
активные точки;
-проводить профилактику плоскостопия;
-формировать правильную осанку;
-воспитывать привычку здорового образа жизни
Методика проведения гимнастики после дневного сна
Бодрящую гимнастику необходимо проводить в хорошо проветренном помещении, температура с помощью проветривания снижается на 3-5 градусов.
Пробуждение детей желательно чтобы происходило под звуки плавной музыки.
Гимнастика в постели направлена на постепенный переход ото сна к бодрствованию.
Комплекс гимнастики после дневного сна продолжается не менее 12-15 минут (ст. возраст), 7-10 минут (мл. возраст) и состоит из нескольких частей:
- разминочные упражнения в постели,
- выполнение простого самомассажа (пальчиковая гимнастика),
- ходьба по массажным дорожкам
- танцевально- ритмические упражнения в помещении с контрастной температурой воздуха
- выполнение дыхательной гимнастики
- Умывание прохладной водой или контрастное обливание (рук или ног).
В любой вариант комплекса следует включать упражнения на профилактику плоскостопия и нарушения осанки.
Гимнастика в постели
Дети, лежа в постели на спине, откинув одеяла, выполняют 5—б упражнений общеразвивающего характера. Гимнастика может включать в себя такие элементы, как потягивания, поочередное и одновременное поднимание и опускание рук и ног. Главное правило – исключить резкие движения, которые могут вызвать растяжения мышц, перевозбуждение, перепад кровяного давления и, как следствие, головокружение. Длительность гимнастики в постели – около 2-3 минут.
Комплексы оздоровительной гимнастики после дневного сна составляются на месяц. За это время дети успевают овладеть техникой выполнения отдельных оздоровительных процедур.
«Игровой самомассаж»
Включает в себя элементы самомассажа, пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз и т.д.
Чередуются самомассажи: стоп, кистей рук, ушных раковин, живота, грудной области, шеи, головы, лица.
Непременным условием является постоянное наблюдение за самочувствием и индивидуальной реакцией детей. Все упражнения должны выполняться на фоне позитивных ответных реакций ребенка. При проведении массажа рекомендуется обучать детей не надавливать с силой на указанные точки, а массировать их мягкими движениями пальцев. Выполнять массажные движения следует от перифирии к центру.
«Вот какая борода»
Массаж биологически активных зон для профилактики простудных заболеваний
Да – да – да – есть у деда борода. Потереть ладони друг о друга
Де – де – де – есть сединки в бороде. Руками провести по шее от
затылка до яремной ямки.
Ду – ду – ду – расчеши бороду. Большими пальцами мягко
провести по шее от подбородка вниз
Да – да – да – надоела борода. Сжав руки в кулаки,
возвышениями больших пальцев быстро
растереть крылья носа
Ду – ду – ду – сбреем деду бороду. Положить три пальца на лоб
всей плоскостью и, мягко надавливая,
поглаживать лоб.
Ды – ды – ды – больше нет бороды. Раздвинув указательный и
средний пальцы, положить их перед
и за ушами и с силой растирать кожу.
Затем дети переходят в «холодную» комнату босиком и в трусиках по массажным дорожкам.
Где проводится танцевально-ритмическая гимнастика под аудио или видео сопровождение (2-3 минуты)
Детям дошкольного возраста интересна бодрящая гимнастика игрового плана, гимнастика с музыкальным сопровождением, видео сопровождением, танцевально-ритмическая гимнастика. Музыка положительно влияет на детей, создает хорошее настроение, вселяет радость, бодрость, помогает ритму движений, облегчает их выполнение.
Кроме того, принимая определенный игровой образ, дети зачастую лучше понимают технику выполнения того или иного упражнения. Таким образом, мы решаем одновременно несколько задач: оздоравливаем детей, развиваем у них двигательное воображение, формируем осознанную моторику. А главное – все это доставляет им огромное удовольствие.
После этого выполняется комплекс упражнений, направленных на профилактику плоскостопия (в положении сидя на стуле или сидя на ковре). При этом важно следить не только за правильностью выполнения упражнений для ног, но и за осанкой детей – положением головы, спины, плеч, рук. Длительность этой части гимнастики – 2-3 минуты.
Заканчивается комплекс дыхательными упражнениями – 3-4 имитационных движения.
Заключительный этап гимнастики – водные процедуры. Под руководством воспитателя дети выполняют водные процедуры (умывание, обливание рук прохладной водой, контрастное умывание, полоскание горла водой комнатной температуры т.п.)
Закаливание организма можно осуществлять только при отсутствии воспалительных процессов. В противном случае закаливающие процедуры могут спровоцировать обострение заболеваний.
Гимнастика после дневного сна, в сочетании с контрастными воздушными ваннами и музыкальным сопровождением, помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, оздоравливает детей, а также способствует профилактике нарушений осанки и стопы.
Литература.
- Моргаева Елена Владимировна Консультация для воспитателей
«Особенности проведения бодрящей гимнастики после сна».
- Харченко Т.Е. Бодрящая гимнастика для дошкольников. —
СПб.:()()() «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.- 96 с
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплекс бодрящей гимнастики после дневного сна в подготовительной к школе группе.
Комплекс бодрящей гимнастики после дневного сна в подготовительной к школе группе....
Бодрящая гимнастика после дневного сна ( младший, старший дошкольный возраст); Дыхательная гимнастика для детей с 4 - 6 лет;
Бодрящая гимнастика после дневного сна. Всем нам хорошо известно выражение «Встал не с той ноги». Знакомо и настроение, которое данные слова характеризуют - приятным такое состояние не назовешь...
Бодрящая гимнастика после дневного сна для 2-ой младшей группы
Бодрящая гимнастика после дневного сна для 2-ой младшей группы. Дети очень весело выполняют упражнения, встают на позитивно настроены, бодры и веселы. К полднику у них появляется хороший аппетит, бодр...
Бодрящая гимнастика после дневного сна в первой младшей группе
Роль дневного сна в физическом и интеллектуальном развитии дошкольника велика. Отдых в середине дня ему просто необходим....
Бодрящая гимнастика после дневного сна
Бодрящая гимнастика помогает детскому организму проснуться, улучшает настроение, поднимает мышечный тонус....
Картотека бодрящей гимнастики после дневного сна для разных возрастных групп дошкольников.
Сдесь подобранны наиболее оптимальные варианты комплексов бодряших гимнастик после дневного сна для детей в разных возрастных группах дошкольного возраста....
Бодрящая гимнастика после дневного сна
бодрящая гимнастика...