Психофизиология старшего дошкольного возраста
методическая разработка (старшая группа)

Орлова  Екатерина Владимировна

Особенности функционального состояния мозга старшего дошкольного возраста

Зрительное восприятие

Внимание и мотивация

Память

Речь и мышление

Взаимодействие внешних и внутренних факторов развития в старшего дошкольного возраста

 Предтавона таблица.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vypolnila_razvitie_rebenka_psihofiziologicheskie.docx20.39 КБ

Предварительный просмотр:

Выполнила:

Студентка 1 курса магистратуры

Методическое сопровождение в дошкольном образовании

Зеленова Екатерина Владимировна

Дисциплина: Психологические и психобиологические особенности развития ребенка.

(Лектор: Николаева Елена Ивановна, дистанционное обучение)

Психофизиология старшего дошкольного возраста

Особенности функционального состояния мозга старшего дошкольного возраста

Зрительное восприятие

Внимание и мотивация

Память

Речь и мышление

Взаимодействие внешних и внутренних факторов развития в старшего дошкольного возраста

В 5-6-летнем возрасте на электроэнцефалограмме повышается организация основного ритма и устанавливается активность с частотой альфа-ритма свойственной взрослым. Индекс альфа-активности составляет более 27 %, показатели тета-индекса — 20–35 %, дельта-индекса — 24–37 %. Медленные ритмы имеют диффузное распределение и не превышают по амплитуде альфа-активность, которая по амплитуде и индексу преобладает в теменно-затылочных областях. Частота альфа-активности в пределах одной записи может варьировать от 7,5 до 10,2 кол/сек, но ее средняя частота составляет 8 и более кол/сек

Важную роль при изучении зрительного восприятия как  психического процесса   играет и   категория   «внимание».  

 Без   внимания   невозможно полноценное  восприятие  мира.  Внимание  должно  быть  как  направленное вовне,  так  и  нацелено  на  образы-эталоны  в  памяти.  При  нормальных условиях    функционирования,    зрительная    система    запускает    процесс объединенияв  единое  целое  признаки  конкретного  объекта,  не  давая возможности  смешать  их  с  признаками  соседствующих  объектов.  Данный вид избирательности обеспечен за счет механизмов внимания, основанных на пространственной близости Внешние   явления,   воздействующие   на   органы   чувств   ребенка, направлены  на  получение  субъективного  эффекта  в  виде  ощущений  без встречной  активности  субъекта  в  отношении  воспринимаемого  воздействия. Способность ощущений дана с самого рождения. А способность восприятия совершенствуется в процессе жизнедеятельности.

Основным  отличием  восприятия  от  ощущений  является  субъективное соотнесение  предметов  с  существующей  вне  нас  действительностью.  Если речь  идет  о  восприятии  иллюзий,  или  об  элементарно  воспринимаемом свойстве, происходит ассоциация с каким-либо явлением или объектом [40].

21Ощущения  присутствуют  у  каждого  человека,  что  нельзя  сказать  о воспринимаемых  свойствах  предметов.  Образы  предметов  всегда  являются локализованными в пространстве. Данный процесс именуют объективацией.

Второстепенным  отличием  восприятия  от  ощущений  заключается  в виде результата возникновения ощущений в виде чувств (например, яркость, громкость, соленое, равновесие и т. д.). По  итогу  же восприятия  получается некий   образ,   который   включает   в   себя   комплекс   различных,   но взаимосвязанных  ощущений,  который  приписывается  сознанием  человека  к процессу,   предмету   или   явлению.   Для   восприятия   некого   предмета полноценно,  важно  совершить  по  отношении  к  нему  некую  деятельность, направленную на исследование предмета, уточнение деталей

Восприятие в старшем дошкольном возрасте становится познавательной деятельностью, управляемым интеллектуальным процессом.

Прогресс в зрительном восприятии заключается в том, что ребенок 6-7 лет успешно управляет движением взора при рассматривании любого объекта. Сформировавшиеся сенсорные эталоны помогают замечать и выделять существенные признаки предметов и явлений, что малодоступно младшим детям.

В восприятии пространства старшие дошкольники умеют децентрироваться и указывать пространственные ориентиры относительно другого, в то время как дети помладше могут указать «справа», «слева», «напротив» и пр. только относительно себя.

Все еще сложно поддается осознанию дошкольника временная линия. Формируется восприятие прошедшего времени, так как этому помогают воспоминания о событиях из жизни ребенка. Сложнее осознается будущее, особенно отдаленное.

Память превращается в особую мнемическую деятельность. Это значит, что дошкольник не надеется на непроизвольное запоминание, а использует специальные приемы, чтобы отложить информацию в памяти. Дети проговаривают новые слова, представляют образы, замечают аналогии, и таким образом запоминают новое.

Значительно усложняется содержание и основные формы мышления. Старшие дети активно используют наглядно образное и словесно-логическое мышление.

Дошкольники оперируют образами, не прибегая к действиям с предметами. Их мышление уже способно выходить за пределы непосредственно воспринимаемой ситуации. Развитию мышления способствует экспериментирование, чем дошкольники с успехом занимаются.

Шестилетний ребенок может самостоятельно провести анализ, как собрана конструкция и, глядя на образец, создать подобную. Причем, ребенок уже планирует последовательность действий. А ведь это непростая работа. Нужно мысленно выделить части, определить назначение каждой, сравнить форму и размер. Такая детская деятельность свидетельствует о высоком уровне развития мыслительных операций.

Кроме анализа, синтеза, сравнения и обобщения, у старших детей развивается понимание причинно-следственных связей. Это свойство способствует совершенствованию мыслительной деятельности, связанной с познанием, а также развитию социального интеллекта.

В старшем дошкольном возрасте нормой является произношение всех звуков, так как завершается процесс фонематического развития. Если присутствуют какие-либо ошибки произношения, срочно необходима логопедическая помощь.

Беседа

Словарный запас детей накануне школьного обучения должен достигать 4000 слов. Причем наполняется словарь не только количественно, а и качественно.

В речи старших дошкольников появляются новые понятия, значительно расширяется использование всех частей речи. Предложения строятся с учетом грамматических основ.

В произвольных рассказах из своей жизни, в сюжетных играх, в пересказах любимых произведений дети используют связную речь. Если нужно ввести в курс дела сверстника или взрослого, то ребенок прибегает к самой сложной форме высказывания — объяснительной речи. Успешность пояснений обеспечивается уже достаточно сформированным словесно-логическим мышлением.

Старшие дошкольники, в отличие от младших, используют речь как особый вид деятельности. Порассказывать истории, пофантазировать о чем-то необычном, посочинять рифмы, поиграть в слова – все это распространенные занятия в старшем дошкольном возрасте.

Возрастные особенности детей старшей группы (5-6 лет). Всѐ больший интерес ребёнка пяти лет направлен на сферу взаимоотношений между людьми. Оценки взрослого подвергаются критическому анализу и сравниваются со своими собственными. Под воздействием этих оценок представления ребѐнка о «Я» реальном и «Я» идеальном дифференцируются более чѐтко. К этому периоду жизни у ребѐнка накапливается достаточно большой запас знаний, который продолжает пополняться. Ребѐнок стремится поделиться своими знаниями и впечатлениями с окружающими, сверстниками, что способствует появлению познавательной мотивации в общении. С другой стороны, широкий кругозор ребѐнка может явиться фактором, который позитивно влияет на его успешность среди сверстников. Происходит дальнейшее развитие познавательной сферы личности ребѐнка-дошкольника. Развитие произвольности и волевых качеств позволяет ребѐнку целенаправленно преодолевать определѐнные трудности, специфичные для дошкольника. Также развивается соподчинение мотивов (например, ребѐнок может отказаться от шумной игры во время отдыха взрослых). Появляется интерес к математике, чтению. Основываясь на умении представлять что-либо, ребѐнок может решать простые геометрические задачи.         Ребѐнок уже может запомнить что-либо целенаправленно. Кроме коммуникативной функции речи, развивается планирующая, т. е. ребѐнок учится целенаправленно планировать, логически и последовательно выстраивать свои действия и рассказывать об этом. Развивается самоинструктирование, которое помогает ребѐнку заранее организовать своѐ внимание на предстоящей деятельности. Старший дошкольник способен различать весь спектр человеческих эмоций, у него проявляются устойчивые чувства и отношения. Формируются «высшие чувства»: моральные, интеллектуальные, эстетические.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация ФГТ. Планируем образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста. Календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме: Реализация ФГТ. Планируем образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста

Календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме: Реализация ФГТ. Планируем  образовательную  деятельность детей старшего  дошкольного  возраста Раздел программы...

Воспитание нравственности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР Инновационный проект для детей старшего дошкольного возраста с ОНР

        Задачи:- давать представления о вежливом человеке;- знакомить с понятием "этикет";- формировать навыки использования в речи вежливых слов и выражений;- учить самосто...

8 марта в старшей группе. Сценарий "Любимые телепередачи" Праздник, посвященный дню 8 марта для детей старшего дошкольного возраста Описание материала: Предлагаю вашему вниманию сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет), посвящ

8 марта в старшей группе. Сценарий "Любимые телепередачи"Праздник, посвященный дню 8 марта для детей старшего дошкольного возрастаОписание материала: Предлагаю вашему вниманию сценарий празд...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности образовательной области «Познание» с детьми старшего дошкольного возраста «ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ВОЗДУХ И ЕГО СВОЙСТВА»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности образовательной области «Познание» с детьми старшего дошкольного возраста«ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ВО...

Сценарий спортивно-тематического праздника для детей старшего дошкольного возраста, посвященный к 70-летию Победы :«Победа будет за нами!»для детей старшего дошкольного возраста.

Данная разработка насыщена интересным материалом, знакомством детей с историческим прошлым нашей страны (Великой Отечественной войной),формированием патриотизма через борьбу за победу между кома...