Образец самоанализа подгруппового занятия по развитию лексико-грамматического строя и связной речи для детей 6-7 лет с ОНР (третий-четвертый уровень речевого развития)
материал (подготовительная группа)

Коник Евгения Игоревна

В публикации представлен образец самоанализа подгрупповго логопедического занятия по теме "В поисках книги Здоровья" (лексическая тема "Человек и его здоровье"), которое было представлено на муниципальный этап  конкурса профессионального мастерства.  Данный материал может быть полезен педагогам, как  пример для самоанализа других занятий. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoanaliz_-_kopiya.docx24.08 КБ

Предварительный просмотр:

Данное подгрупповое занятие было проведено с детьми подготовительной к школе группы с общим недоразвитием речи III-IV уровня, посещающими логопункт второй год. Проводилось в рамках изучения лексической темы: «Человек и его здоровье». Тип занятия: сообщение и усвоение новых знаний. Форма проведения: квест-путешествие (путешествие по различным местам с выполнением заданий поискового и проблемного характера).

Целью занятия являлось вовлечение детей в познавательно-исследовательскую деятельность по изучению основных правил здорового образа жизни. Задачи занятия носили триединый характер и включали в себя коррекционно-образовательную, коррекционно-развивающую и коррекционно-воспитательную составляющие.  Поставленная цель и задачи полностью соответствовали теме занятия и отобранному содержанию. При планировании занятия были учтены возрастные и речевые особенности детей данной категории.

Цель занятия была доведена до детей в понятной им форме (просьба игрового персонажа о помощи), была принята ими и успешно выполнена в дальнейшей совместной деятельности с педагогом.

Занятие имело четкую организационную структуру. Включало в себя несколько логически выстроенных этапов, объединенных одним сюжетом.

Вводная часть заключалась во  введении детей в игровой сюжет путем получения письма на электронный адрес детского сада от персонажа – правителя страны Здоровейка. Цель занятия была сообщена им же в виде просьбы о помощи. Это  позволило с самого начала вызвать интерес  и повысить мотивацию детей к предстоящей деятельности.

После принятия детьми цели занятия, я осуществила плавный переход к основной части: здесь использовался прием изучения карты для определения детьми места поиска первого ларца.  Этот же прием (обращение к карте)  проводился через все занятие, что позволяло мне и детям четко организовывать свою деятельность (куда отправляемся? каким образом добираемся до места?).

Основная часть включала в себя 4  мини-сюжетных линии, каждая из которых также имела также свою структуру:

  1. Дорога к месту назначения. Для поддержания интереса дорога от места к месту назначения была организована в  виде салона автобуса с наглядной подкрепляющей (слайд с видом движущейся дороги). Время «поездки» эффективно использовалось  мною для решения следующих задач:

- подбор антонимов – прилагательных. Данная задача решалась через  проведение игры «Скажи наоборот» с использованием такого приема, как передача друг другу   «волшебного» массажного мяча. Мяча, подобного тому, который  дети потом получают в подарок за свои труды. В процессе игры я объясняю, чем полезен данный мяч, чтобы дети в последующем понимали ценность подарка и его пользу для их здоровья.

- развитие артикуляционной моторики. Данная задача решалась мною через проведение артикуляционных упражнений  в стихотворной форме с предъявлением иллюстрированных карточек;

- формирование навыков самомассажа происходило во время повторения за педагогом массажа биологически активных зон «Неболейка» (для профилактики простудных заболеваний);

- развитие координации речи с движением при проведении физкультминутки по пути на Спортивный стадион;

- совершенствование умения регулировать высоту голоса, было преподнесено детям в виде игры-помощи автобусу в набирании и сбрасывании скорости.

  1. Прибытие и выполнение задания. Для поддержания сказочности сюжета и  интереса к путешествию, каждому из посещаемых детьми мест мной было дано интересное название (Замок Феи чистоты и порядка,  Волшебный лес, Река вредных привычек, Спортивный стадион). Иллюзию присутствия в разных местах создавало большое количество демонстрационного материала (замок Феи, построенный из крупных мягких блоков; искусственные деревья, «река» из полотна синего цвета), слайдовое сопровождение на экране и звуковые эффекты (в виде лесных звуков и шума бегущей воды). Главным мотивационным моментом для детей правильно выполнить задание - было желание открыть ларцы и достать из него лист книги.

Для решения задач по обогащению и активизации словаря и развитию связной речи использовался в большом количестве наглядный картинный материал, который позволял детям самим правильно и четко сформулировать основные правила гигиены, назвать полезные привычки, обозначить полезные для здоровья продукты и т.д. Использование знаков-символов на дощечках при строительстве моста  помогло мне стимулировать мыслительную активность детей. А введение дополнительного персонажа Спортика избежать угасания интереса к выполняемой деятельности.

  1. Итог каждого выполненного задания. Итогом являлся добытый из ларца очередной лист книги Здоровья. Изображения на листах помогали детям совместно со мной подвести итог и правильно сформулировать  правила здорового образа жизни. Чтобы избежать непонятных для детей формулировок, эти правила были преподнесены мной им в виде коротких, рифмованных, легко запоминающихся речёвок.

Частая смена видов деятельности, сопровождение многих игр и упражнений двигательной активностью позволило мне не выносить физминутку отдельной частью занятия.

Заключительная часть занятия была организована в виде возвращения в детский сад и краткой беседы с детьми с вопросами рефлексивного характера (Что нового, интересного ты сегодня узнал за время путешествия? Какое испытание понравилось тебе больше всего? Какое из заданий показалось наиболее трудным?). Чтобы завершить сюжетную линию, детям было объяснено, что книгу Здоровья я отправлю по почте правителю страны Здоровейка, как он и просил.

Речевые инструкции, которые давались  детям, были четкими и понятными. При затруднении в ответах мною часто использовалась стимуляция речемыслительной деятельности детей посредством указаний, советов, вопросов разного типа: прямых, наводящих, уточняющих.

У детей на протяжении всего занятия сохранился интерес и  положительная мотивация к выполняемой деятельности. Этому способствовал благоприятный  фон общения с детьми, поощрение правильно выполненных заданий.

Речь детей также была достаточно эмоциональной, они стремились отвечать полными предложениями, следили за произношением поставленных логопедом звуков.

Индивидуальный подход к детям прослеживался в большом количестве индивидуальных вопросов и обращений к каждому ребенку.  Хорошо показал себя прием взаимопроверки при работе с волшебным деревом и взаимопомощи детей товарищу, затрудняющемуся в ответе. Часто использовала групповые ответы и хоровые повторы, так как они помогают снять напряжение и активизируют неуверенных в себе детей.

Нарушением было превышение времени занятия на незначительное количество минут. Я думаю, это связано с большой насыщенностью содержания занятия и тем, что целью стояло добиваться от каждого ребенка полных  и правильных ответов, что немного затягивало занятие. Помимо этого в заключительной части занятия следовало более подробно остановиться на вопросе «что нового и интересного дети узнали за время путешествия?»

В целом, считаю, что выбранная форма организации занятия была достаточно эффективной. Были соблюдены основные дидактические принципы обучения и нормы педагогической этики. Поставленные цели и задачи реализованы были реализованы. Использование ИКТ технологий помогло мне сделать занятие максимально интересным, задействовать различные анализаторы детей. В большом количестве присутствовали здоровьесберегающие технологии, что тоже немаловажно.

Спасибо за внимание!  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи по теме "Дикие животные" подготовила учитель-логопед МБДОУ №12 "Ладушка" г.Тихорецка Краснодарского края Турова Наталья Ивановна

Конспект  фронтального логопедического занятия по теме "Дикие животные" в подготовительной группе направлен на активизацию, расширение словарного запаса по теме, развитию навыка составления , рас...

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи для детей 6-7 лет по теме "Зоопарк.Животные жарких и холодных странл."

Конспект содержит материал по активизации словарного запаса, формированию лексико-грамматических категорий, по  развитию связной речи, по развитию фонематических представлений детей 6-7 лет....

Логопедическое занятие по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи старшего дошкольного возраста 6-го года жизни Тема «К нам весна шагает…».

Выволняя игровые упражнения, воспитанники закрепляют знания о весне,   расширяют, уточняют словарь, развивают связную речь, фонематические процессы, речевой слух, мышление, творческое воображение...

Конспект фронтального логопедического занятия по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи. Тема: «Мебель»

Конспектфронтального логопедического занятияпо развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи.Тема: «Мебель»...

Занятие в средней группе по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи «В гостях у бабушки в деревне».

Цель занятия: актуализация знаний детей по теме “Домашние животные”.Задачи:I. Коррекционно-образовательные:- активизировать словарь детей; навыки словообразования, подбора слов-антони...

Занятие по развитию лексико-грамматических связей и формированию связной речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Золотая осень»

Занятие являлось  обобщающим после проведения ряда тематических занятий по отдельным лексическим темам: «Овощи. Фрукты», «Перелетные птицы», «Грибы», с использ...