Беседа "Компьютер и здоровье школьника"
план-конспект занятия (старшая группа)

Ободенко Наталья Семеновна

Определение здоровья, вред организму от компьютера, перегрузка суставов кистей рук, вред зрению, анкета, рекомендации при работе на компьютере.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл beseda_kompyuter_i_zdorove_shkolnika.docx20.25 КБ

Предварительный просмотр:

Беседа «Компьютер и здоровье школьника».

Цель:

- дать представление о влиянии компьютера на здоровье человека;

Задачи:

- заставить воспитанников задуматься о необходимости быть здоровым, о приобщении к здоровому образу жизни;

- объяснить роль здоровья в жизни человека;

- воспитывать творческую активность, ответственность за своё здоровье.

Оборудование: памятка при работе за компьютером, анкета, листы, ручки.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Здравствуйте ребята. «Здравствуйте!» - мы ежедневно повторяем это приветствие.

Задумывались ли вы когда-нибудь о том, почему при встрече люди желают друг другу здоровья? Наверное, потому, что здоровье для человека – самая главная ценность. К сожалению, обычно мы начинаем говорить о здоровье тогда, когда его теряем.

2. Основная часть.

Я предлагаю вам ознакомиться со следующей печальной статистикой.

1. Сейчас в России практически не рождаются здоровые дети. На каждую тысячу родившихся малышей до 900 имеют какие-либо врожденные дефекты. Среди первоклашек последних лет 90-95% уже обременены «букетом» хронических болезней, а сколько еще прибавится за 11 школьных лет!

2. Всероссийская диспансеризация, в ходе которой обследовали 30 млн. детей, дала тревожные результаты: здоровы лишь 33% ребят, 51% - имеют отклонения в здоровье, у 16% - хронические патологии.

 Что же влияет на состояние здоровья человека?

- Неблагоприятная окружающая среда, социальная среда, наркотики и другие психоактивные вещества.

Не секрет, что на состояние здоровья сильно влияет всеобщая компьютеризация, и целью нашего занятия является выяснение того, как компьютер влияет на здоровье и как уменьшить его вредное воздействие на организм.

Но сначала давайте уточним, а что такое здоровье?

- Здоровье – это когда тебе хорошо.

- Здоровье – это когда ничего не болит.

- Здоровье – это красота.

- Здоровье – это сила.

По данным Всемирной организации здравоохранения, здоровье человека зависит на 50% от образа жизни, на 17-20% от социальных и природных условий, на 17-20% от особенностей наследственности, на 8-9% от эффективности работы органов здравоохранения.

Значит, наше здоровье зависит от наших привычек, от наших усилий по его укреплению.

Почти все мы имеем компьютер и проводим за ним немало времени. Какие же основные, вредные факторы воздействуют при этом на человека?

- сидячее положение в течение длительного времени;

- электромагнитное излучение;

- перегрузка суставов кистей рук;

- повышенная нагрузка на зрение;

- стресс при потере информации.

Сидячее положение

Человек за компьютером сидит в расслабленной позе, однако вследствие статичности она является вынужденной и неприятной: напряжены мышцы шеи, головы, рук, спины. Результатом напряжения мышц и относительной статичности позы может стать остеохондроз, а у детей – сколиоз. При длительном сидении за компьютером между сиденьем стула и телом развивается эффект теплового компресса, что приводит к застою крови в тазовых органах, а в свою очередь это может привести к серьезным заболеваниям.

Чтобы уменьшить это вредное воздействие, необходимо каждый час вставать из-за компьютера и проделывать комплекс упражнений.

Электромагнитное излучение

Вопрос о воздействии электромагнитного излучения на организм человека сложен, ему посвящены тысячи научных трудов. Результаты свидетельствуют о вредном воздействии этого излучения на организм человека. Конечно, современные мониторы стали гораздо безопаснее для здоровья, чем кинескопы десятилетней давности, однако полностью защитить человека они не в состоянии. К чему же приводит электромагнитное излучение? Ученые считают, что самое минимальное воздействие заключается в общем снижении иммунитета у человека, и он становится уязвимым для вредных вирусов и бактерий.

Перегрузка суставов кистей рук

В пальцах рук вследствие постоянных ударов по клавишам возникает ощущение слабости, онемения и «мурашек» в подушечках. Это может привести к повреждению суставного и связочного аппарата кисти, а в дальнейшем заболевания кисти могут стать хроническими.

Это заболевание называется карпальный туннельный синдром (сокращенно КТС). И именно им в настоящее время страдают пользователи персонального компьютера, которые помногу часов совершают однообразные мелкие движения руками. Чтобы длительная работа на компьютере не привела к возникновению КТС, достаточно каждый час делать короткие перерывы, во время которых выполнять комплекс упражнений для кистей рук.

Повышенная нагрузка на зрение

Зрительная система человека плохо приспособлена к рассматриванию изображения на экране монитора. Глаза реагируют на самую мелкую вибрацию текста или картинки, а тем более на мерцание экрана. Перегрузка глаз приводит к потере остроты зрения. Это связано с тем, что изображение на экране складывается не из непрерывных линий как на бумаге, а из отдельных светящихся и мерцающих точек. В результате глаза начинают слезиться, появляется головная боль, двоение изображения и другие нарушения. Это явление получило название «компьютерный зрительный синдром». Избежать его поможет следование основным правилам гигиены зрения.

Комфортное рабочее место

Рабочее место должно быть достаточно освещено, световое поле равномерно распределено по всей площади рабочего стола. Компьютер должен быть укомплектован хорошим монитором с правильной настройкой.

Необходимо каждый полчаса делать гимнастику для глаз.

Стресс при потере информации

Далеко не все пользователи регулярно делают резервные копии важной информации. А ведь и вирусы не дремлют, и жесткие диски самых лучших фирм могут сломаться, и случайно можно нажать не на ту кнопку. В результате стресса, вызванного потерей важной информации, случались даже инфаркты. Длительная работа за компьютером приводит к изменениям в высшей нервной деятельности, эндокринной, иммунной и репродуктивной системах организма. Людям, «живущим» в Интернете, зачастую необходима социальная поддержка: они испытывают большие трудности в общении, им свойственна низкая самооценка в реальной жизни и закомплексованность.

Мы провели анкетирование учащихся нашего класса, чтобы исследовать, как они работают за компьютером и не опасно ли это для их здоровья.

Анкета

1.      Есть ли у вас дома компьютер?

2.      Умеете ли вы работать на компьютере?

3.      В каком возрасте вы начали работать на компьютере?

4.      Сколько часов в день вы проводите за компьютером?

5.      Чему вы отдадите предпочтение: компьютеру или спорту?

6.      Играете ли вы в компьютерные игры?

7.      Сколько времени проводите за компьютерной игрой?

8.      Легко ли вы отрываетесь от игры?

9.      Есть ли у вас постоянное желание играть?

10.  Чему вы отдадите предпочтение: общению с другом или с компьютером?

11.  Что вас больше интересует: компьютер или чтение книг?

12.  Что вы предпочтете: прогулку на свежем воздухе или компьютер?

13.  Делаете ли вы гимнастику для глаз?

14.  Как вы думаете, сколько часов в день можно работать за компьютером?

15.  Устают ли у вас глаза при работе с компьютером?

16.  Посещаете ли вы игровые залы?

17.  Сколько времени вы проводите в игровом зале?

18.  Как часто вы проводите гимнастику для глаз?

19.  В какие игры вы любите играть?

20.  Как вы думаете: какое общение с другом лучше: по компьютеру или непосредственно?

Анализ результатов

По результатам проведенного анкетирования выяснилось, что 67 % учащихся имеют дома компьютер; 84% учащихся умеют работать на нем, при этом 67% учащихся начали работать на компьютере с 6-9 лет, 33% - с 10-12 лет.

Нормой считается, если учащийся вашего возраста проводит за компьютером 1 час в день. Среди участников анкетирования ежедневно проводят за компьютером не более 1 часа – 16%, от 2-10 часов – 68%, не работают каждый день – 16% учеников.

В компьютерные игры играют 84% учащихся, постоянно играют – 32%, от 2 до 10 часов – 16% учеников. Тревожит, что 16% учеников любят игры, в которых присутствует террор и насилие.

Среди опрошенных 16% учеников заявили, что им трудно оторваться от игры. Это может свидетельствовать о возможности возникновения компьютерной зависимости. К первым ее признакам относится следующее:

- ест, пьет чай, готовит уроки у компьютера;

- провел хотя бы одну ночь у компьютера;

- прогулял школу – сидел за компьютером;

- приходит домой и сразу садится за компьютер;

- забыл поесть, умыться (раньше такого не было);

- пребывает в плохом настроении, не может ничем заняться, если компьютер сломался;

- конфликтует, угрожает, шантажирует в ответ на запрет сидеть за компьютером.

Выводы

Большинство школьников не знают норм работы за компьютером, недостаточно заботятся о своем здоровье, проводя за компьютером слишком много времени, что может привести к возникновению различных заболеваний, в том числе и психических.

Воспитатель: В конце нашего обсуждения мы хотим всем раздать рекомендации при работе на компьютере и надеемся, что вы будете им следовать, а следовательно, позаботитесь о своем здоровье.

Рекомендации при работе на компьютере.

1.      Работать за современными компьютерами с хорошо освещенным рабочим столом.

2.      Проводить за компьютером не более одного часа в день.

3.      Каждые 10 минут вставать из-за компьютера и делать комплекс упражнений для позвоночника.

4.      Каждые полчаса делать комплекс упражнений для кистей рук.

5.      Каждые полчаса делать гимнастику для глаз.

6.      Обязательно чередовать работу за компьютером с прогулкой на свежем воздухе.

3. Рефлексия:

Я думаю, что сегодняшнее занятие  вам понравилось. У вас прекрасное настроение.

Сможем ли мы сказать: « Мы с Вами знаем, как сохранить здоровье?»

Умеем ли мы находить способы сохранения своего здоровья?»

Что же необходимо делать для сохранения своего здоровья?»

Рекомендации при работе на компьютере.

1.      Работать за современными компьютерами с хорошо освещенным рабочим столом.

2.      Проводить за компьютером не более одного часа в день.

3.      Каждые 10 минут вставать из-за компьютера и делать комплекс упражнений для позвоночника.

4.      Каждые полчаса делать комплекс упражнений для кистей рук.

5.      Каждые полчаса делать гимнастику для глаз.

6.      Обязательно чередовать работу за компьютером с прогулкой на свежем воздухе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровый дошкольник – здоровый школьник.

 Особое значение имеет начало школьной жизни. Процесс перехода из детского сада в школу является достаточно трудным этапом в его жизни, требующим напряжения всех физиологических сист...

Новые формы работы по взаимодействию ДОУ и семьи в приобщении школьников к здоровому образу жизни

Руководство дошкольного образовательного учреждения должно проанализировать и выбрать те формы взаимодействия с родителями воспитанников, которые актуальны для конкретного сада в соответствии со специ...

КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Правильная осанка — залог здоровья будущего школьника»

Осанка — привычная поза естественно, непринужденно стоящего ребенка. При хорошей осанке он подтянут, голову и туловище держит прямо, плечи несколько отведены назад, развернуты,...

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ОТДЫХА И СОХРАНЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ В ПЕРИОД ОСЕННИХ КАНИКУЛ.

Берегите своих детей, не оставляйте их без присмотра!Помните – жизнь и здоровье детей в Ваших руках!...

Факторы риска здоровья школьников

Достигнуть необходимого уровня интеллектуально-познавательного развития в процессе подготовки к школе может только здоровый дошкольник. Здоровье – важнейшее условие и в то же время результат пол...