ООД по познавательному развитию на тему: "Большая игра:живая и неживая природа"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Екатерина Викторовна Медведева
Создать эмоционально-положительный настрой, развивая при этом детей, очень важно. Надеюсь, моя работа пригодится в дальнейшем кому-то. Мы провели эту деятельность с большим удовольствием и успехом!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект ООД 31.26 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад № 30 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно - речевому развитию детей

  Московского района города Санкт-Петербурга

Конспект

непосредственной образовательной деятельности

по познавательному развитию

на тему: «Большая игра: живая и неживая природа»

с детьми подготовительной группы

                                 Составила:

                                                              воспитатель Медведева Е.В.

                                                  кв. категория: первая

Санкт-Петербург

2021

Цель НОД: создать эмоционально-положительный настрой развивая внимание, речь, логическое мышление, опираясь на полученные знания и умения, развивать смекалку, быстроту реакции, зрительное внимание.

Задачи:

  1. Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания, способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания;
  2. Способствовать углублению и обобщению имеющихся знаний детей о живой и неживой природе;
  3. Развивать умение устанавливать причинно - следственные связи, умение самостоятельно делать выводы и умозаключения, добиваясь определённого результата;
  4. Формирование позитивного настроения и умения соблюдать правила игры;

Предварительная работа: проведение НОД на темы: «Природа и человек», «Живая и неживая природа»; рассматривание иллюстраций на темы: «Береги природу», «Живая и неживая природа», «Взаимодействие человека с миром живой и неживой природы»; чтение рассказа Михаила Пришвина «Кладовая солнца» .

Оборудование: интерактивная игра- указатель «Большая игра»;

Ход НОД:

        Вводная часть

Дети заходят в зал (группу) Слайд 1

Воспитатель

Дети

Воспитатель

Дети

Воспитатель

Приветствие друг с другом

- Ребята, вы выросли, очень много знаете, многому научились, собираетесь в школу со своими знаниями. Скажите, вы не задумывались о том, как получают знания? Может быть, их собирают на ветках или ловят сачком?

 Ответы детей

- Верно, знания «приходят» когда мы проявляем желание и интерес к чему-то, исследуя это и узнавая много нового. Давайте проверим ваши знания, хотите?

- Да.

- Предлагаю вам сыграть в одну интересную игру, которая называется «Большая игра». Но перед тем, как начать обговорим правила игры:

1. В процессе игры  будут соревноваться 2 команды, командам нельзя подсказывать друг другу;

2. Если у команды нет ответа при опросе, то баллы не засчитываются;

3. Баллы даются за правильные ответы и правильно выполненные задания.

- Правила игры понятны?

- Да.

- Хорошо, начнём игру.

Основная часть

Воспитатель

Воспитатель

Дети

Воспитатель

Слайд 2

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

Дети

Воспитатель

Дети

Воспитатель

Дети

- Предлагаю разделиться на две команды, встав в круг и рассчитаться на первый и второй, первые игроки присаживаются за стол с номером 1, а вторые, соответственно, за стол под номером 2.

Распределение команд

-Молодцы, на каждом столе лежит листок и фломастер,  посовещайтесь каждой командой и придумайте название своей команды, записав его на листок, название должно быть связано с природой.

Дети придумывают названия своим командам и представляют их

- Команды готовы?

- Да.

- И пусть сильней кипит борьба,

Острей соревнования.

Успех решает не судьба,

А только ваши знания.

Перед вами на экране большое табло, в котором есть несколько кнопок для путешествий по разным темам. В каждой секции можно получить определённое количество очков. Сегодня наши очки будут в виде монеток, которые лежат в этом сундуке знаний, но называться они будут, не одна копейка или рубль, а 1 знание, 3 знания. За разные задания ваши команды будут получать разные монетки, которые будут складываться в копилку каждой команды. Выбирает первая секцию та команда, которая сейчас ответит правильно на вопросы. Если вы знаете ответ, нужно подать сигнал подняв руку.

- Сколько хвостов у 4 котов? (4)

- Из-за забора видны 4 заячьих уха, сколько зайцев за забором? (2)

- Четыре гусёнка и двое утят,

В озере плавают, громко кричат.

А ну посчитай поскорей,

Сколько в воде всего малышей? (6)

Запасной вариант для спорных ситуаций

- Четыре спелых груши на веточке качалось,

Две груши снял Павлуша,

А сколько груш осталось? (2)

Определяется команда, выбирающая первая секцию.

Секция «Природа», 1 уровень.

- В течение по 90 секунд, каждой команде будут задаваться вопросы,  за правильный ответ которых вы будете получать по одному баллу. Соответственно, чем быстрее и больше ответите, тем больше наполнится ваша копилка.

Вопросы для первой команды:

  1. Каким словом называют птиц, которые улетают в тёплые края?  (Перелётные)
  2. Сколько ног у паука? (8)
  3. Если признаки: растёт, дышит, питается, это живая или неживая природа? (Живая)
  4. Какая птица лечит деревья? (Дятел)
  5. На каком дереве растут жёлуди? (Дуб)
  6. У какой птицы красная грудка? (Снегирь)
  7. Кто носит свой дом на спине? (Улитка, черепаха)
  8. Муха, комар, бабочка, стрекоза, муравей, кто это одним словом? (Насекомые)
  9. Горы - это живая или неживая природа? (Неживая)
  10. Какая птица подбрасывает свои яйца в чужие гнёзда? (Кукушка)
  11.  Что такое зелёный покров земли? (Трава)
  12. Дикий родственник свиньи? (Кабан)
  13.  Дерево, заяц, волк, небо. Что здесь из неживой природы? (Небо)
  14.  Как называют домашнего родственника зайца? (Кролик)
  15. Лиса, улитка, машина, кот. Назовите представителей только живой природы? (Лиса, улитка, кот)
  16.  В какое время года появляются подснежники? (Весна)
  17.  Лиственное дерево с белой корой? (Берёза)
  18.  Что значит фраза «волка ноги кормят»?

Вопросы для второй команды:

  1. Кого называют шатуном? (Медведя)
  2. Что длится дольше март или весна? (Весна)
  3. Колобок, обросший иглами, кто это? (Ёж)
  4. Как называют зверя строящего на реках плотины? (Бобёр)
  5. Куда зайцу легче бежать: в гору или с горы?

(С горы)

  1. Большую часть нашей планеты занимает вода или суша? (Вода)
  2. Как называлась корова в детстве? (Телёнок)
  3. Сколько лап у муравья? (6)
  4.  Какую птицу часто называют «каркуша»? (Ворона)
  5.  Курица в детстве? (Цыпленок)
  6.  Если признаки: не растёт, не дышит, не питается, это какая природа? (Неживая)
  7.  На каком дереве растут шишки? (Ель, сосна, пихта, кедр, лиственница, туя)
  8.  Орёл, воробей, синица – одним словом? (Птицы)
  9.  Дерево – это живая или неживая природа? (Живая)
  10.  Река, гора, песок, коза, радуга. Что здесь лишнее? (Коза)
  11.  Человек относится к живой природе? (Да)
  12. Летают, но нет крыльев, бегут, но нет ног, плывут, но нет паруса? (Облака)
  13.   Живая и неживая природа между собой взаимосвязаны? (Да)
  14.  Что означает фраза «Крокодиловы слёзы»?

Секция «Природа», 2 уровень.

- На втором уровне нужно найти 10 отличий на картинках.

Команды по очереди находят отличия и получают баллы. Если одна команда не может найти отличие, это предоставляется сделать второй команде за дополнительные баллы.

Секция «Считай – ка», 1 уровень

- На этом этапе тоже можно заработать знания в копилку отвечая на вопросы, но вопросы будут задаваться командам по очереди, помните, что мешать друг другу нельзя.

Вопросы  для двух команд:

  1. Сколько ушей у двух мышей? (4)
  2. Сколько лап у двух медвежат? (8)
  3. Чтобы кошка лапки не промочила, сколько бы сапожек она купила? (4)
  4. На столе лежало 8 яблок и 7 груш. Сколько овощей лежало на столе? (нисколько)
  5. Два мальчика играли в шашки 2 часа, сколько времени играл каждый мальчик? (2 часа)
  6. Из- под ворот видно 12 щенячьих лап, сколько щенков за воротами?
  7. Геометрическая фигура, которая может помочь изобразить луну, шарик, колесо? (круг)
  8. Назовите соседей числа 11? (10,12)
  9. Три пушистых кошечки улеглись в лукошечке,

Тут одна к ним прибежала,

Сколько кошек вместе стало? (4)

  1. Назови число следующее за 15?
  2. Назови предыдущее число 11?

Секция «Считай – ка», 2 уровень

- У вас на столах будут геометрические фигуры, из которых нужно сложить такой же замок. Чья команда сделает первая подаёт сигнал.

Секция «Разгадочный остров», 1 уровень

-  На первом уровне разгадочного острова вам  нужно ответить на вопросы игры «Три слова», время так же отмечено 90 секунд, но отвечать будут команды по очереди, не задерживая друг друга.

Игра «Три слова».

Овощи (капуста, огурец, помидор)

Фрукты (Банан, апельсин, яблоко)

Домашние животные (корова, лошадь, собака)

Дикие животные (волк, лиса, заяц)

Животные Севера (белый медведь, тюлень, морской котик)

Животные тропиков (лев, рысь, горилла)

Морские обитатели (рыбы, кит, дельфин)

Насекомые (комар, муха, бабочка)

Водоплавающие птицы (гусь, утка, лебедь)

Ягоды (малина, клубника, вишня)

Секция «Разгадочный остров», 2 уровень

 - У вас на столах будут предметы, с помощью которых нужно доказать, что воздух существует. Для выполнения этого задания даётся время 60 секунд, не теряйте его. За это время каждая команда будет обсуждать свои предположения и в итоге выступит один человек с ответом, кто это будет вам тоже нужно решить. Готовы приступить?

- Да.

Секция «от А до Я», 1уровень

- На первом уровне этой секции, вы пройдёте батл между командами. Услышав определённую тему, вы должны будете по очереди называть слово подходящее только  по этой теме. Если команда остановится и не найдёт больше слова, она проиграла. Например, вы услышите тему «Деревья» и по очереди будете называть по одному дереву от каждой команды. Правила понятны?

- Да.

Секция «от А до Я», 2 уровень

- Перед вами будут разложены  карточки с изображением тени предмета, животного или растения. Необходимо по очереди каждому игроку подбежать, взять одну карточку с тенью и определить её в правильный домик: живая или неживая природа. Затем передать ход следующему игроку. Ребята, вам понятны правила?

- Да.

По итогу игры проверяются домики на правильность распределения карточек.

Заключительная часть

Воспитатель

- Вы показали хорошие результаты, мне очень понравилось с вами играть. Пора подводить итог «Большой игре».

Считаются баллы, и озвучивается название команды победителей. Команде победителей вручаются шапки- четырёхугольный берет.

- Ребята, давайте посмотрим, сколько же монеток - знаний осталось в нашем сундуке.

Дети смотрят в сундук, на дне лежат сладкие монеты для обеих команд.

- Для того, чтобы вы набирались сил и новых знаний, монетки превратились в шоколадные.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие поисково-познавательной деятельности дошкольников (в процессе экспериментирования с объектами неживой природы)

В 5 - 6 лет ребенок смотрит на мир широко открытыми глазами. Все чаще и смелее он вглядывается в открывающуюся перед ним перспективу познания «большого мира» - тех знаний, которые человечество н...

Конспект занятия по познавательному развитию на тему: « Большой, пребольшой театр» для детей старшего дошкольного возраста.

«Познавательное развитие»:Познакомить детей с Большим театром нашей страны.Познакомить с архитектурой Большого театра, имеющей художественное и историческое значение.  «Речевое раз...

Проект. Познавательно - исследовательская деятельность по экологии старший дошкольный возраст (неживая природа). Тема: "Царица - Водица".

Исследовательская, поисковая активность детей старшего дошкольного возраста – естественное состояние ребенка, потому что по природе своей они исследователи. Именно эта активность лежит в основе появле...

Непосредственно- образовательная деятельность по образовательной области познавательное развитие на тему:"Большой-маленький, Один-много" Первая младшая группа Дазырбан О.В.

Непосредственно- образовательная деятельность по образовательной области познавательное развитие на тему:"Большой-маленький, Один-много" Первая младшая группа Дазырбан О.В....

мастер-класс для педагогов «Развитие познавательной активности дошкольников в процессе ознакомления с объектами неживой природы»

Участники мастер-класса познакомятся с одной из современных педагогических технологий ознакомления детей с объектами неживой природы, это опытно-исследовательская деятельность....

Конспект Непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» На тему: «Большой и маленький» для детей 2-ой младшей группы

Ход НОД:            1.Введение в игровую ситуацию.Дидактические задачи: мотивирование детей на включение в игровую деятельность.- Ребята, а вы лю...

Роль детского экспериментирования как метода познавательного развития в ознакомлении старших дошкольников с миром неживой природы (из опыта работы)

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок-дошкольник. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, пок...