формирование осознанного отношения к зож у детей дошкольного возраста
материал (подготовительная группа)

Усачёва Елена Сергеевна

формирование осознанного отношения к зож у детей дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ        3

ГЛАВА 1. ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА        5

1.1 Состояние здоровья современных детей        5

1.2 Значение занятий физической культурой и спортом в дошкольном возрасте        9

1.3. Особенности формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни        13

1.4 Условия формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни        23

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ        28

2.1. Экспериментальное исследование уровня сформированности представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни        28

2.2. Реализация условий формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни        32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ        37

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ        40

ПРИЛОЖЕНИЕ 1        44

ПРИЛОЖЕНИЕ 2        45

 


ВВЕДЕНИЕ

Дошкольный возраст – важнейший период в развитии ребенка. Именно в этот период закладываются фундамент здоровья и долголетия, выносливости и сопротивляемости организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды. В последние годы проблемы охраны здоровья дошкольников становятся все более и более острыми в связи с ростом заболеваемости подрастающего поколения. Проблема укрепления и сохранения здоровья дошкольников обусловлена еще и тем, что этот период постепенной подготовки ребенка к систематическому обучению в школе. От состояния здоровья, достигнутого уровня физического и психического развития, во многом зависит успешность обучения, работоспособность и адаптация ребенка к школьным нагрузкам.

Как показывают теоретические исследования, в современном дошкольном образовании здоровый образ жизни полностью не представлен. Ребёнок зачастую остаётся пассивным объектом, а инициатором здорового образа жизни является взрослый. Недостаточная компетентность ребёнка в области оздоровления также является причиной того, что он продолжает оставаться объектом педагогических воздействий.

 Возникает необходимость организовать образ здорового образа жизни таким образом, чтобы повысить субъектную позицию ребёнка, сориентировать педагога, родителей и ребёнка на постоянное совершенствование.

Анализ диссертационных исследований, касающихся проблемы управления физкультурно-оздоровительной деятельностью, свидетельствует об устойчивом интересе к этой проблеме. Однако вопросы внедрения здорового образа жизни дошкольного учреждения в исследованиях  мало представлены, само понятие не имеет чётких определений[4].

В связи с актуальностью данного вопроса была определена тема данной курсовой работы: «Воспитание сознательного отношения к здоровому образу жизни у детей старшего дошкольного возраста».

Цель исследования – определить приоритетные направления в формировании интереса у детей дошкольного возраста сознательного отношения к здоровому образу жизни.

Объектом исследования является учебно-воспитательный процесс в детском саду.

Предметом исследования является совершенствование и развитие учебно-воспитательного процесса в направлении формирования сознательного отношения к здоровому образу жизни у детей.

Структура работы: работа состоит из введения, основной части, заключения, списка использованной литературы и интернет-источников.

При изучении темы были использованы работы авторов  указанных в списке использованной литературы и ресурсы интернет.


ГЛАВА 1. ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1 Состояние здоровья современных детей

Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит более чем остро. Словосочетания «здоровьесберегающие технологии» и «формирование здорового образа жизни» заняли прочное место в планах воспитательной работы педагогов всех элементов образовательной структуры, начиная от дошкольных учебных учреждений. Многолетние исследования и анализ состояния здоровья дошкольников позволяют говорить о его ухудшении. Согласно материалам XVI конгресса педиатров России [33] ежегодно до 38% детей рождаются больными или заболевают в период новорождённости. При этом общая заболеваемость новорождённых снизилась с 6020,6 (2004 г.) до 5396,9 (2010 г.) на 10 000 новорождённых. В среднем каждый десятый младенец рождается недоношенным и с низкой массой тела. Общая заболеваемость детей первого года жизни не изменяется в течение последних восьми лет (2600–2700 на 1 000 детей, достигших возраста 1 года), хотя за тот же период частота отдельных классов болезней возросла на 42–45% (врождённые аномалии, болезни нервной системы, почек и мочевыводящих путей). Общая заболеваемость детей в возрасте до 14 лет с 2000 г. увеличилась на 26,6%, при этом среди детей в возрасте 15-17 лет – на 97,8%. Среди детей всех возрастов отмечается преимущественный рост хронической патологии. Её доля в структуре всех нарушений здоровья в настоящее время превышает 30%.

В структуре инфекционной патологии детского возраста значительный удельный вес принадлежит острым респираторным заболеваниям и достигает 90%. Основной пик заболеваемости острыми респираторными инфекциями приходится на период дошкольного и младшего школьного возраста. Среди всех случаев ОРЗ доля часто болеющих детей составляет 67,7-75%[22].

Несложно заметить, что среди детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, имеющих проблемы здоровья, часто болеющие дети (ЧБД) составляют довольно многочисленную категорию. Они представляют собой гетерогенную группу, объединенную по наличию одного общего признака - снижение резистентности (устойчивости организма к воздействию факторов внешней среды) и предрасположенность к повторным инфекциям преимущественно респираторного характера.

По мнению ряда исследователей, причинами частых заболеваний являются следующие факторы:

- медико-биологические. Среди них наибольшую роль играют частые заболевания на первом году жизни, заболевания в период беременности, характер родов, недоношенность, возраст матери и состояние ее здоровья.

- факторы, характеризующие образ жизни (социальную активность) ребенка. Среди них наибольшую роль играет закаливание, вскармливание на первом году жизни, занятия утренней гимнастикой, прогулки, их регулярность и продолжительность, физическая активность на прогулках, адаптация к детскому саду (чем раньше ребенок начал посещать детский сад, тем выше у него вероятность попасть в группу ЧБД). Прослеживается четкая связь между состоянием здоровья ребенка и его образом жизни.

- факторы, характеризующие условия жизни ребенка и его семью. Из них наибольшую роль играют организация летнего отдыха, использование общественного транспорта по дороге в ДОУ, социальное и материальное неблагополучие, курение, алкоголизм в семье, экологические условия.

- психологические факторы. К ним относятся психотравмирующие ситуации, приводящие к сильному стрессу. При тяжелой психоэмоциональной травме организм не может справиться, и возникает значительные нарушения функции иммунной системы[22].

Здоровье ребенка является важнейшим интегрированным показателем, так как определяет не только физические возможности, но и перспективы всестороннего развития. Для детей дошкольного возраста уравновешенность с окружающей средой означает возможность посещать дошкольные учреждения и овладевать умениями и навыками, предусмотренными для их возраста программой детского сада.

Проведенные массовые эпидемиологические исследования состояния опорно-двигательного аппарата у детей позволили оценить  распространенность нарушений в период дошкольно-школьного онтогенеза. Высокая социальная значимость деформаций позвоночника и стоп, нарушений осанки определяется их ролью в снижении качества жизни детей, в формировании инвалидизирующих состояний[34].  

Возрастная   динамика распространенности нарушений осанки и деформаций позвоночника свидетельствует о высокой частоте  встречаемости  и неуклонном их росте, от старшего дошкольного до старшего школьного возраста.  При этом отмечается рост более выраженных нарушений – сколиозов I и II степени. Обобщение и анализ структуры патологической пораженности детей по результатам профилактических осмотров более 2000  дошкольников, младших и старших школьников  позволил установить следующие закономерности: 1)  среди функциональных  отклонений нарушения  опорно-двигательного аппарата занимают ведущие места во всех  возрастных группах, значительное преобладание отмечается в дошкольном возрасте, 2)  среди хронических заболеваний болезни костно-мышечной системы сохраняют ведущие  места во всех возрастных группах, значительное преобладание отмечается в младшем школьном возрасте.

Рассматривая проблемы сохранения здоровья детей в дошкольных образовательных учреждениях Б.Б. Егоров отмечает, что до поступления в детский сад выявляется 27,5% детей, имеющих проблемы со здоровьем, в 6 лет – 43,2%, в 7 лет – 58,3% - то есть больше чем в 2 раза. Нарушение осанки наблюдается до поступления в детский сад – 24,5 %, в 6 лет – 66,6%, в 7 лет – 86,4% - то есть в 3,5 раза[6]. Непосредственно перед поступлением в первый класс регистрируются высокие показатели нарушений осанки (92,6%), показатели сколиоза (12,2%). Кроме того, вдвое увеличивается доля болезней органов пищеварения, она отмечается у 50-60% дошкольников и системы кровообращения (у 42-56% детей). Исследования В.Г. Каменской, указывают на резкое увеличение числа детей с серьезными отклонениями в психической сфере[12]. Лукина Г.Г. отмечает еще одну особенность современной патологии детей - это переход острых форм заболеваний в хронические и рецидивирующие[15]. Кроме того, успехи реанимации новорожденных и репродуктивные технологии дают рост числа перинатальных заболеваний. Особенно проблема возникает у недоношенных детей. К современным тенденциям в области состояния здоровья детей дошкольного возраста относится следующее:

- феномен децелерации, то есть снижение темпов физического развития;

- феномен профологического синдрома, при котором отмечается дисгармоничность и диспропорциональность;

- феминизация, при которой стираются гендерные различия; - психосоматическая астенизация.

Высокая заболеваемость, неблагоприятные экологические условия, сложная социальная ситуация и другие неблагоприятные факторы требуют выработки определённой комплексной системы в работе по оздоровлению детей начиная с дошкольного детства.

Хорошее здоровье ребёнка определяет его работоспособность, возможность легко усваивать то, чему его учат, быть доброжелательным в общении со сверстниками, уметь управлять своим поведением. Таких результатов можно добиться лишь в том случае, если комплекс оздоровительных мероприятий, вся повседневная работа по охране и укреплению здоровья детей, реализация принципов оздоравливающей педагогики станут приоритетными в дошкольных учреждениях. Причём участниками этого процесса должны стать все взрослые, как в детском саду, так и в семье.

1.2 Значение занятий физической культурой и спортом в дошкольном возрасте

Базовая физическая культура является основным звеном системы физического воспитания и сопутствует практически всем периодам творческой жизни человека, начиная от занятий в дошкольных учреждениях и кончая занятиями в группах здоровья в пожилом возрасте. Важнейшей формой базовой физической культуры является дошкольная, представляющая собой реализацию в педагогическом процессе основных задач непрерывного физического воспитания в виде физкультурных занятий. Занятия физкультуры обязательны для всех детей, их содержание определяется государственным стандартом. Как арифметика знакомит детей с миром цифр и расчетов, так и физическое воспитание знакомит их с телесно-двигательной культурой человека. Кроме дошкольной формы физическая культура включает в себя другие виды организованных занятий, способствующих общей физической подготовке.

Современное физическое воспитание, включенное в систему образования и воспитания, начиная с дошкольного возраста, характеризует основу физической подготовленности людей, в том числе приобретение фонда жизненно важных двигательных умений и навыков, разностороннее развитие физических способностей и знаний о формировании здорового образа жизни.

Важнейшей задачей, определяющей особую значимость физического воспитания как основы всестороннего развития, является формирование здорового, крепкого, закаленного, жизнерадостного, отзывчивого, инициативного ребенка, хорошо владеющего своими движениями любящего спортивные и физические упражнения способного к обучению в школе и к активной последующей творческой деятельности.

Совершенствование системы физического воспитания дошкольников во многом определяется уровнем научной обоснованности методов физической подготовки детей этого возраста. Именно в детском возрасте формируются жизненно важные базовые, локомоторные навыки и умения, создается фундамент двигательного опыта, осваивается азбука движения, из элементов которой впоследствии формируется вся двигательная деятельность человека. Формирование этих основных движений в соответствующее время (в нужном возрасте) способствует образованию правильных нейронных связей в коре больших полушарий головного мозга. Американский педагог-исследователь Глен Доман (2000) в своей книге «Как воспитать ребенка физически совершенным» даже выводит специальное определение – физический двигательный интеллект.

Ни в какой другой период жизни физическое воспитание не связано так тесно с общим воспитанием, как в первые шесть лет. В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия всесторонней двигательной подготовленности и гармонического физического развития. Недаром В.А. Сухомлинский подчеркивал, что от здоровья, жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность в знаниях, вера в свои силы. Поэтому крайне важно организовывать занятия физической культурой именно в детстве, что позволит организму накопить силы и обеспечить в дальнейшем всестороннее гармоническое развитие личности.

Познавая и учитывая закономерности потенциальных возможностей ребенка каждого возрастного периода, теория физического воспитания предусматривает требования научно обоснованной программы всего воспитательно-образовательного комплекса физического воспитания (двигательные умения и навыки, физические качества, некоторые элементарные знания), усвоение которой обеспечивает детям необходимый уровень физической подготовленности для поступления в школу.

Физическое воспитание в то же время комплексно решает задачи умственного, нравственного, эстетического и трудового воспитания. Во всех формах организации физического воспитания детей (занятия, подвижные игры, самостоятельная двигательная активность и так далее) внимание воспитателя направляется на воспитание мыслящего, сознательно действующего в меру своих возрастных возможностей ребенка, успешно овладевающего двигательными навыками, умеющего ориентироваться в окружающем, активно преодолевать встречающееся трудности, проявляющего стремление к творческим поискам.

На занятиях физическими упражнениями дети получают элементарные представления о строении собственного тела, функциях и назначениях внутренних органов и систем организма. Через систему специальных упражнений и игр дети знакомятся с признаками здоровья, учатся защищаться от микробов, избегать опасных мест, при необходимости оказывать себе и другим элементарную помощь. Чем скорее ребенок осознает необходимость своего непосредственного приобщения к богатствам физической культуры, тем скорее у него сформируется важная потребность, отражающая положительное отношение и интерес физической стороне своей жизни[18].

Физическая культура становится основой формирования здорового образа жизни людей. Основы здорового образа жизни человека закладываются в дошкольном возрасте. Поэтому крайне важно правильно организовывать физическое воспитание именно в детстве, что позволит организму накопить силы и обеспечить в дальнейшем не только полноценное физическое, но и разностороннее развитие личности.

Осуществлять физическое воспитание детей, это значит:

  • уметь анализировать и оценивать степень физического здоровья и двигательного развития детей;
  • формулировать задачи физического воспитания на определённый период и определять первостепенные из них с учётом особенностей каждого ребёнка;
  • проектировать желаемый уровень конечного результата, предвидя трудности на пути достижения цели;
  • организовать процесс воспитания в определённой системе, выбирая наиболее целесообразные средства, формы и методы работы в конкретных условиях;
  • сравнивать достигнутые результаты с исходными данными и поставленными задачами;
  • владеть самооценкой, постоянно совершенствуя её;
  • обогащать представления дошкольников в плане физического развития, формируя их компетентность;
  • приобщать дошкольников к спорту.

Педагоги, занимающиеся физическим воспитанием детей дошкольного возраста, обязаны:

  • иметь чёткие позиции в отношении к собственному здоровью, искать действенные способы своего оздоровления;
  • быть убеждёнными в значимости физической культуры как одной из задач и важнейшего средства разностороннего развития личности;
  • систематически заниматься оздоровительными видами физических упражнений, вести здоровый образ жизни.

1.3. Особенности формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни

Одним из важнейших условий воспитания здорового поколения является культура здоровья человека, привитая с раннего детства. В современных условиях все ускоряющегося темпа жизни и возрастания напряженности социальных отношений здоровье становится одним из основных условий успешности любого человека. Все понимают, насколько важно, начиная с самого раннего возраста воспитывать в детях активное отношение к собственному здоровью, формировать культуру здоровья, включающую в себя различные аспекты бытия человека, поскольку, чему бы ребенок ни научился в детстве, он проносит это через всю жизнь. Дошкольный возраст считают наиболее важным для физического и умственного развития ребенка. В этот период закладываются основы его здоровья, формируются главные черты характера. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей, каким образом способствовать формированию физической культуры ребенка, как привить навыки здорового образа жизни, когда это надо начинать? Эти и многие другие вопросы актуальны.

Главная задача дошкольных учреждений – выработать у детей разумное отношение к своему организму, привить необходимые санитарно- гигиенические навыки, научиться вести здоровый образ жизни с раннего детства. Для того, чтобы эта работа стала инструментом оздоровления, она должна приносить удовлетворение. Алгоритм формирования потребности здорового образа жизни для ребенка таков: от удовольствия — к привычке, от привычки — к потребности. В любых оздоровительных практиках нельзя идти через принуждение, иначе получим обратный результат. Надо, что бы ребенок захотел это сделать, глядя на увлеченность, радость и удовольствие других детей и воспитателя. Поэтому так важно, что бы среди детей как можно чаще звучал смех. Радостное состояние — естественное состояние здорового ребенка.

Задачи и содержание воспитания детей старшего дошкольного возраста многогранны. Особое место среди них занимают проблемы охраны здоровья детей и их физического воспитания, т.к. от эффективности решения этих проблем зависит полноценное развитие ребенка.

У детей старшего дошкольного возраста есть все предпосылки для стойкого формирования представлений о здоровом образе жизни:

- активно развиваются психические процессы, растет самооценка, чувство ответственности;

- заметны положительные изменения в физическом и функциональном развитии; дети умеют сохранять и демонстрировать правильную осанку;

- дети способны самостоятельно выполнять бытовые поручения, владеют навыками самообслуживания, прилагают волевые усилия для достижения поставленной цели в игре, в проявлении физической активности» [23,14].

На физиологическое состояние детей старшего дошкольного возраста большое влияние оказывает их психоэмоциональное состояние, которое зависит, в свою очередь, от ментальных установок. Поэтому ученые выделяют следующие аспекты здорового образа жизни старших дошкольников:

- эмоциональное самочувствие: психогигиена, умение справляться с собственными эмоциями;

- интеллектуальное самочувствие: способность человека узнавать и использовать новую информацию для оптимальных действий в новых обстоятельствах;

- духовное самочувствие: способность устанавливать действительно значимые, конструктивные жизненные цели и стремиться к ним; оптимизм.

Анализ всех программ воспитания и развития детей старшего дошкольного возраста показывает, что ведущее место в воспитательном процессе занимает физическое воспитание в отличие от формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни.

Так, в базисной программе «Истоки» это направление называется «Физическое развитие», а в программе «Детство» оно формулируется: «Растим детей здоровыми, крепкими, жизнерадостными».

Серьезное же внимание к формированию здорового образа жизни старших дошкольников уделяется в программе «Радуга».

Такое внимание ДОУ к физическому развитию старшего дошкольника обусловлено особенностями организма детей: ребенок растет, увеличивается его рост, масса тела, развивается двигательная активность и т.д.

Для формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни необходимы специальные упражнения, укрепляющие здоровье детей, система физического воспитания. Для этого ежедневно в группе детского сада проводится утренняя гимнастика, цель которой – создавать бодрое, жизнерадостное настроение у детей, укреплять здоровье, развивать сноровку, физическую силу. Утренняя гимнастика и специальные занятия физкультурой в спортивном зале сопровождаются музыкой, что «благоприятно влияет на эмоциональную сферу старшего дошкольника, способствует хорошему настроению детей, формирует их представления о здоровом образе жизни» [28,6].

Большое значение на формирование представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни оказывают подвижные игры. Проводятся они в группе, на специальных занятиях, во время прогулок и в промежуточные интервалы между занятиями. Подвижные игры обязательно включаются и в музыкальные занятия. Игры старших дошкольников организует воспитатель, но чаще всего сами дети. «Как правило, дети играют небольшими группами. Чувство радости, самостоятельности в игре стимулирует старших дошкольников стремиться к еще большей физической активности и к организации здорового образа жизни» [23,15].

Процесс формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни тесно связан с воспитанием у них любви к чистоте, опрятности, порядку.

Помимо ежедневной утренней зарядки с детьми старшего дошкольного возраста проводятся специальные физкультурные занятия. Их цель – обучать детей правильному выполнению движений, различным упражнениям, направленным на развитие координации тела и повышение самостоятельной двигательной активности. Занятия проводятся в специальном зале, сопровождаются музыкой. Все занятия проводятся по специальным методикам.

Развитие движений, воспитание двигательной активности старших дошкольников осуществляется во время прогулок. В большей части дошкольных учреждений имеются хорошо оборудованные участки, где проводят время дети. Каждая прогулка может иметь определенное содержание. Так, воспитатель для прогулки планирует ряд подвижных игр, эстафету, сбор природного материала для дальнейшей работы с ним в группе, соревнования и т.д.

Формирование представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни тесно связано с охраной их жизни и здоровья. Правила по охране жизни и здоровья ребенка изложены в специальных инструкциях и методических письмах для дошкольных работников. В детском саду постоянно осуществляется медицинский контроль за состоянием здоровья детей, проводятся профилактические мероприятия для его укрепления.

Авторы комплексных программ воспитания детей уделяют заметное внимание формированию представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни: потребности в чистоте и аккуратности, культуре поведения и самостоятельной двигательной активности и т.д.

Так, в программе «Детство» в разделе «Растим детей здоровыми, крепкими, жизнерадостными», на первом месте стоит воспитание основ гигиенической культуры. Если в младшей группе детей учат правильно умываться, одеваться и т.п., то уже в старшем дошкольном возрасте «дети осваивают начальные представления о здоровом образе жизни; узнают о некоторых приемах оказания помощи при получении травм. В этом возрасте дети самостоятельно выполняют закаливающие процедуры, осваивают приемы ухода за одеждой и т.п.» [23,15].

Эффективное формирование представлений детей старшего дошкольного возраста о здоровом образе жизни может осуществляться только при точном соблюдении режимных моментов детского сада.

Режим – это твердо установленный, педагогический и физиологически обоснованный распорядок жизни детей, направленный на полноценное физическое и психическое развитие каждого ребенка.

Для старшего возраста устанавливается свой режим, соответствующий детям данной возрастной категории. Режим дня – это «не просто регламентированное время препровождения, а специально организованная жизнь детей, имеющая оздоровительное и воспитательное значение» [23,15]. Режимные моменты способствуют воспитанию у детей, прежде всего, культурно-гигиенических привычек. Навыков общения со сверстниками и взрослыми, дисциплинируют воспитанников, помогают им быть активными, самостоятельными.

Положительное влияние на формирование представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни оказывают прогулки и дневной сон. Помимо оздоровительного значения, они способствуют развитию движений ребенка, его физической активности; создают зоны отдыха и расслабления; укрепляют нервную систему детей.

Осознавая важность поставленной проблемы, был проведен анализ организации познавательных занятий в детском саду и их влияние на формирование осознанного отношения детей к своему здоровью. В детских садах можно еженедельно проводить занятия познавательного цикла, знакомящие детей со строением тела человека и безопасным поведением в быту и на природе.

Например, можно предложить такую тематику занятий: «Где растут витамины?», «Чей нос лучше», «На зарядку становись!», «Я здоровье берегу - быть здоровым я хочу!» и др. Познавательные занятия разнообразны по форме: дидактические игры самостоятельные        исследования, игровые познавательные программы и т.п. Опыт дошкольных педагогов показывает, что дети без особых усилий усваивают знания о строении организма и приобретают первоначальные навыки ОБЖ, если знания преподносятся в доступной и увлекательной форме.

Занятия должны проводиться в игровой форме, на протяжении всего цикла к детям приходит один и тот же персонаж, каждое последующее занятие начинается с закрепления полученных ранее знаний. Непременное условие - позитивный эмоциональный настрой детей и предупреждение утомления. В ходе каждого занятия можно использовать различные виды массажа, динамические и оздоровительные паузы, пальчиковые игры. Занятия - это всегда театрально-игровое действо, они заряжают детей положительными эмоциями. В работе по формированию привычки здорового образа жизни широко используются литературные произведения. Например, стихи для малышей Н. Пикулевой и М. Дружининой, «Мойдодыр» К. Чуковского с иллюстрациями, «Неболейка» И. Соковня и «Румяные щечки» С. Прокофьевой.

Художественные        образы помогают         ребенку осмыслить ценности здорового образа жизни, вызывают живой эмоциональный отклик, желание подражать любимым героям. Полученные знания закрепляются на занятиях по изодеятельности «Рисование натюрморта» и в лепке овощей и фруктов. В ходе работы организуются выставки поделок из овощей «Осенняя фантазия» с привлечением родителей.

Здоровье человека всецело зависит от образа его жизни, поведения. Вот почему так важно научить ребенка с детства бережно относиться к самому себе, заботиться с самых ранних лет о своем здоровье. Отсюда исходит необходимость создания системы работы в физическом воспитании. Методически грамотный подбор форм работы по физическому воспитанию помогает удовлетворить естественную потребность детей в движении; способствует своевременному овладению ими двигательными умениями и навыками; формирует положительную самооценку, аналитическое отношение к себе и товарищам; оказывает большое влияние на развитие ума; воспитывает характер, волю; создает определенный духовный настрой; пробуждает интерес к самовыражению; способствует не только лучшему усвоению знаний и закреплению навыков, но и благотворно влияет на детскую психику. Во время занятий физической культурой с дошкольниками важно удовлетворение их естественной потребности в движении и ощущении «мышечной радости». При этом особое внимание следует обратить на развитие интереса детей к спортивным занятиям, желание посещать их.        Дошкольникам не интересны «традиционные» учебно-тренировочные занятия, они быстро утомляются, начинают отвлекаться. В поисках средств повышения интереса детей к спортивным занятиям можно использовать в работе ритмическую и дыхательную гимнастику, театрализованные развлечения валеологического характера, валеологические игры, сюжетно-игровые и физкультурно-познавательные занятия. Каждое физкультурно-познавательное занятие нужно начинать с беседы об изучаемом явлении («Зачем нужна зарядка?», «Почему полезно закаляться?», «Как нужно себя вести с незнакомыми людьми?» и т.д.).

Физкультурно-познавательные занятия ценны тем, что дети не только накапливают двигательный опыт, но и приобретают знания, умения и навыки здорового образа жизни. В построении интегрированных занятий применяются методы сложения русских сказок, используются малые формы народного фольклора (потешки, прибаутки, заклички) для оздоровительных пауз, что способствуют воспитанию детей в национальных традициях. Каждое спортивное занятие включает дыхательную гимнастику: «Часики», «Трубач», «Петух», «Каша кипит», «Насосы». На занятиях систематически используются упражнения креативного характера, направленные на оздоровление позвоночника и развитие детского творчества: «Крокодил», «Колобок», «Цапля», «Лодочка», «Корзиночка», «Тачка», «Мостик»; ритмическая гимнастика с предметами (мячи, ленточки).

Можно и нужно использовать в работе комплекс закаливания состоящий из следующих мероприятий: ежедневные оздоровительные прогулки; умывание холодной водой из-под крана рук до локтей перед едой и после каждого загрязнения рук; полоскание рта и горла прохладной водой после принятия пищи; хождение босиком после сна по «дорожке здоровья» с использованием физических упражнений; воздушные ванны до и после сна, во время утренней гимнастики, на занятиях по физической культуре.

Для обеспечения достаточного уровня двигательной активности и закаливания на прогулке должна быть оборудована спортивная площадка на территории детского сада.

Способствует оздоровлению подвижные игры, которые проводятся летом и зимой на открытом воздухе, что является эффективным средством закаливания организма.

В работе по формированию привычек здорового образа жизни у детей можно использовать «оздоровительный сон», ароматизацию спален травами,  проводить солевое закаливание, чесночное полоскание горла, а в зимнее время ароматизацию помещений - чесноком и луком, с целью кварцевания. Для профилактики простудных заболеваний в осенне-весенний период года организуются перед прогулкой и обедом чесночно-луковые закуски.

Обязательно предусматривается строгое соблюдение возрастного режима занятий, рациональное использование наглядных пособий, обязательное выполнение гигиенических и санитарных требований, предъявляемые к помещениям групповых комнат (режимы – световой, звуковой и воздушный).

Данные формы работы весьма интересны дошкольникам. Они направлены на передачу педагогом ребенку двигательных умений и навыков, формируют знания о пользе физических занятий, игр и упражнений, развивают выносливость, внимание, самостоятельность, что в дальнейшем способствует эффективному обучению в школе. Стимулирует не только двигательную, но и познавательную активность.

Мы уверены, что ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная не сможет дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей. Для работы с родителями в группе можно оформить физкультурный уголок «Ступеньки к здоровью», папки-передвижки: «Современные пути оздоровления дошкольников»; «О правильной осанке» и проводить консультации с родителями.

Думается, для того чтобы быть настоящим пропагандистом идеи здорового образа жизни, детский сад в своей деятельности должен служить образцом такого воспитания. Только при этом условии родители с доверием отнесутся к рекомендациям воспитателей и охотно пойдут с ними на контакт. Организованная таким образом здоровьесберегающая среда, способствует формированию у детей навыков здоровья, выработке разумного отношения к своему организму, умению вести здоровый образ жизни с раннего детства.

Сделаем выводы.

Важно сформировать у ребенка отношение к здоровью как к ценности, которую надо беречь и укреплять.

Первая ее ступень – дошкольное учреждение. Именно здесь закладываются основы представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Для решения проблемы здорового образа жизни важно использовать нетрадиционные подходы в физическом воспитании дошкольников, работать педагогическому коллективу с родителями, использовать дифференцированный подход к детям в работе по физической культуре. Чтобы дать детям хорошие знания по здоровому образу жизни, сформировать привычки здорового образа жизни педагог должен быть хорошо образован, четко знать свое дело, быть в постоянном поиске нового, любить детей, учитывать их интересы. Нужно научить ребенка делать правильно, помочь ему сделать лучше, чем он может. Немаловажное значение играют методики, технологии. Как известно, нет ничего идеального. Каждая методика, технология, программа имеет свои плюсы, но и незначительные минусы. Важно найти те формы, те способы физического воспитания, которые наиболее востребованы самими детьми, содействуют духовному, физическому и психическому развитию.

Физкультурные занятия - основная форма организованного систематического обучения физическим упражнениям.

Эта форма работы является ведущей для формирования правильных двигательных умений и навыков, создает благоприятные условия для усвоения общих положений и закономерностей при выполнении физических упражнений, содействует развитию разносторонних способностей детей.

В целях оптимизации режима двигательной активности детей в практику работы с детьми старшего дошкольного возраста вводятся: физкультурные досуги, прогулки, корригирующая гимнастика, обучают плаванию. На физкультурных занятиях специалисты варьируют физическую нагрузку в соответствии с состоянием здоровья и темпом физического развития дошкольников на основе медицинских показаний и наблюдений за их самочувствием. В течение года специалисты проводят диагностику физического развития детей, результаты которой служат основой для коррекции содержания работы с детьми по физическому воспитанию. Ведутся паспорта здоровья.

1.4 Условия формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни

Одним из главных условий формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни является трудовая деятельность.

Необходимость трудовой деятельности обусловила большое значение ее научного исследования. Немало ценных идей по этой проблеме содержится в трудах классиков педагогики – Я. А. Коменского, Дж. Локка, И.Г. Песталоцци, А. Дистервега, К.Д. Ушинского и других.

Различные аспекты трудового воспитания исследованы П.Р. Атутовым, Н.И. Болдыревым, Н.К. Гончаровым, К.А. Ивановичем, И.С. Марьенко, В.А. Сухомлинским, А.А. Шибановым, М.У. Пискуновым.

Передовые представители философской и педагогической мысли видели в труде большую преобразующую силу, которая обеспечивает прогрессивное развитие как общества в целом, так и каждой личности отдельно: труд – основной источник материального и духовного богатства общества, главный критерий социального престижа человека, его священный долг, фундамент личностного развития.

Еще большее значение приобретает трудовое воспитание в условиях научно-технического прогресса и рыночной экономики, когда от человека требуются высокая квалификация, широкий технический кругозор и способность к быстрому овладению более совершенными трудовыми умениями и навыками. Вот почему приобщение детей в той или иной форме к трудовой деятельности становятся неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса уже в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Раскроем сущность понятий «труд», «трудовое воспитание», «трудовая деятельность».

Труд есть «фундаментальный вид деятельности человека, направленный на видоизменение и приспособление предметов природы для удовлетворения своих потребностей; целенаправленная деятельность человека, требующая умственного или физического напряжения» [24,358].

Понятие труда тесно сотрудничает с педагогической категорией «трудолюбие». Трудолюбие является «результатом трудового воспитания, обучения и профессиональной ориентации и выступает как личностное качество, которое характеризуется большой потребностно-воспитательной силой труда (знания и убеждения), умением и стремлением добросовестно выполнять любую необходимую работу и проявлять волевые усилия в преодолении тех преград, которые встречаются в процессе трудовой деятельности» [37,12].

Трудовое воспитание есть «процесс организации и стимулирования разнообразной трудовой деятельности учащихся и формирования у них добросовестного отношения к выполняемой работе, проявлению в не инициативы, творчества, стремления к достижению более высоких результатов» [37,12].

Трудовая деятельность есть «основной вид человеческой деятельности; труд является сознательной преобразующей деятельностью, характеризующейся созиданием ценностей, необходимых для существования и развития человека и человеческого общества» [24,127].

Успешное формирование личности ребенка в современном ДОУ может осуществляться только на основе разумно организованного соединения учебно-воспитательной работы с трудовой деятельностью. Правильно осуществляемое трудовое воспитание, непосредственное участие дошкольников в общественно полезном труде, является действенным фактором взросления, морального и интеллектуального формирования личности ребенка, его физического развития, формирования представлений о здоровом образе жизни.

Формирование положительного отношения к труду нельзя осуществлять без соответствующего научения дошкольников трудовым умениям и навыкам. В этом смысле трудовая деятельность дошкольников выступает как специально организованный педагогический процесс, направленный на овладение практическими приемами того или иного труда, на формирование и совершенствование трудовых умений и навыков, представлений о здоровом образе жизни.

В условиях ДОУ решаются следующие задачи трудового воспитания:

- формирование у детей положительного отношения к труду как высшей ценности в жизни;

- формирование устойчивого интереса детей к конечному результату трудовой деятельности;

- формирование трудолюбия, ориентации на здоровый образ жизни.

Особое значение трудовая деятельность приобретает для ребенка старшего дошкольного возраста, т.к. именно в этом возрасте дошкольник способен усваивать такие понятия как «ответственность», «уважение к труду и людям труда», а также «здоровый образ жизни».

Трудовая деятельность старшего дошкольника определяет направление его образа жизни: лишь труд может доставлять огромную радость, особенно если его плоды направлены на других людей, лишь труд есть норма здоровой и счастливой жизни.

В старшем дошкольном возрасте ребенка приучают к аккуратному обращению к игрушкам, учат их беречь и ремонтировать; ухаживать за растениями, животными, птицами, рыбками; стирать белье, заниматься лепкой, рисованием, резьбой; трудиться с картоном, бумагой, тканью и т.д.

В ДОУ дети выполняют различные виды труда: самообслуживание, бытовой труд, труд в природе, ручной труд. С помощью труда по самообслуживанию у детей воспитываются навыки и умения быть самостоятельными, опрятными, приводить в порядок личные вещи, игрушки.

Хозяйственно-бытовой или просто бытовой труд в детском саду связан с дежурством в группе. Это может быть дежурство по подготовке к обеду, ужину, работе в «живом» уголке, подготовке учебной или игровой комнаты.

Труд в природе не только способствует формированию умений и навыков, но и положительно влияет на нравственно-социальное становление личности ребенка. Дети с большой любовью ухаживают за животными, готовят грядки, весной ухаживают за цветами. Именно «труд в природе дает возможность увидеть ее красоту, сезонные изменения, создавать прекрасное в детском саду и пр.» [24,103].

В процессе труда создаются условия для проявления детьми старшего дошкольного возраста качеств: коллективизма, взаимопомощи, уважения к людям и результатам их деятельности» [28,316], т.к. трудовая деятельность оказывает благотворное влияние на нравственное воспитание ребенка.

Физиологические исследования показывают, что физический труд, связанный с движениями и мускульными упражнениями, с пребыванием на свежем воздухе, укрепляет силы человека и его здоровье, повышает его жизненную энергию, умственную работоспособность, нравственные силы; дают стремление вести здоровый образ жизни.

К.Д.Ушинский писал: «Кто не испытал живительного освежающего влияния труда на нравственные чувства? Кто не испытал, как после тяжелого труда, долго поглощавшего все силы человека, и небо кажется светлее, и солнце ярче, и люди добрее? Как ночные призраки от свежего утреннего луча, бегут от светлого и спокойного лица труда – тоска, скука, капризы, прихоти, все эти бичи людей праздных и романтических героев, страдающих обыкновенно высокими страданиями людей, которым нечего делать» [32,342]. Великий педагог подчеркивал: «Самое воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни» [32,348].

Существенная функция трудовой деятельности старших дошкольников состоит в формировании у них не только нравственных качеств, но и товарищеских отношений, коллективизма, взаимной требовательности. «Только участие в коллективном труде, - отмечал А.С. Макаренко, - позволяет человеку выработать правильное, нравственное отношение к другим людям – родственную любовь и дружбу по отношению ко всякому трудящемуся, возмущение и осуждение по отношению к лентяю, к человеку, уклоняющемуся от труда» [19,397]. Известный педагог считал труд существенным элементом выработки у воспитанников жизненной сноровки, укрепления характера и гражданских, нравственных чувств. «Мы хорошо знаем, - писал А.С.Макаренко, - что от природы все люди обладают приблизительно одинаковыми трудовыми данными, но в жизни одни люди умеют работать лучше, другие – хуже, одни способны только к самому простому труду, другие – к труду более сложному, и, следовательно, более ценному. Эти различные трудовые качества не даются человеку от природы, они воспитываются в нем в течение его жизни и, в особенности, в молодости» [19,397].

Анализ условий формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни позволил сделать вывод о том, что в качестве основных условий формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни правомерно использовать следующие:

– активизация трудовой деятельности старших дошкольников;

– организация специальных занятий, посвященных формированию представлений детей старшего дошкольного возраста о здоровом образе жизни в трудовой деятельности.


ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ

2.1. Экспериментальное исследование уровня сформированности представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни

С целью определения уровня представлений у детей старшего дошкольного возраста о здоровом образе жизни проведен психолого-педагогический эксперимент. Экспериментальной базой исследования выступило дошкольное образовательное учреждение №10 г. Пенза. В эксперименте участвовали 24 ребенка старшего дошкольного возраста.

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования выявил критерии (по В. П. Ивановой) сформированности представлений старших дошкольников по следующим показателям:

  1. Представления об окружающей среде.
  2. Представления о методах сохранения и укрепления своего здоровья.
  3. Знание основных терминов физической культуры.
  4. Знание строения своего тела, назначения внутренних органов.
  5. Знание того, что полезно и что вредно для организма.
  6. Умение самостоятельно проводить утреннюю гимнастику.
  7. Умение применять теоретические знания о здоровом образе жизни в повседневной деятельности.
  8. Умение соблюдать технику безопасности на занятиях по физической культуре и в повседневной жизни.                

Нами были выработаны критерии для определения уровня сформированности представлений о здоровом образе жизни  у старших дошкольников  (см. табл. 1).


Таблица 1

Критерии для определения уровня сформированности представлений

о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста

Теоретическая подготовленность детей

Показатели сформированности

Критерии

- характер представлений о здоровом образе жизни;

- степень усвоения основных понятий о здоровом образе жизни;

- объем и систематичность знаний;

- способность к переносу знаний, навыков в новые ситуации

- знание теоретических основ о здоровом  образе жизни, предусмотренных программой по физическому воспитанию дошкольного образовательного учреждения

Практическая подготовленность детей

- успешность решения практических задач;

- степень овладения практической деятельностью в сохранении и укреплении своего здоровья;

быстрота анализа возможных методов решения проблем и выбор оптимального из них;

- способность находить оригинальные методы и способы решений

- умение самостоятельно проводить утреннюю гимнастику;

- соблюдение личной гигиены;

- соблюдение оптимального двигательного режима на прогулке;

- количество пропущенных дней по болезни в течение года

     

В целях диагностики мы применяли методы (устные вопросы, беседы с детьми, направленные на определение уровня сформированности представлений о здоровом образе жизни). Были разработаны следующие условные уровни сформированности представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста:

1. Высокий. Дети имеют полное представление об окружающем мире, умеют отражать связь между его объектами, обобщать, дифференцировать, сравнивать, используют ранее полученные знания, правильно выполняют задания. Этот уровень характеризуется также наличием достаточно полных, точных, обобщенных и осознанных знаний о здоровом образе жизни; умением самостоятельно, полно анализировать жизненную ситуацию, выделять ее существенные признаки и выдвигать на этой основе адекватную задачу в своей деятельности, при этом данная операция протекает иногда в свернутом, умственном плане. Дети умеют планировать свою деятельность. Ответы детей на вопросы, связанные со здоровым образом жизни, четкие, ясные, полные, аргументированные.

2. Средний. Дети имеют неполное, но достаточное представление об окружающем мире, умеют использовать знания, которые были получены самостоятельно, допускают несущественные ошибки и неточности при выполнении заданий на сравнение, анализ, прогнозирование. Дети затрудняются при самостоятельном решении проблемных заданий и нередко нуждаются в помощи воспитателя. Планировать порядок работы, мотивировать свои суждения и действия они не умеют, хотя и выполняют работу в логической последовательности, уверенно, самостоятельно. В ряде действий ими допускаются неточности, но некоторые из действий при этом выполняются достаточно рационально. Ответы на вопросы, связанные со здоровым образом жизни, у таких детей недостаточно развернутые и слабо аргументированные.

3. Низкий. Дети имеют неполное представление об окружающем мире, затрудняются использовать знания, которые были получены самостоятельно, нуждаются в постоянной помощи воспитателя при решении проблемных задач и даже при наличии помощи не могут правильно решить их, сделать выводы, слабо владеют приемами интеллектуальной работы. Не умеют дифференцировать свою деятельность в плане выбора способов действия, затрудняются при выборе средств для решения той или иной задачи. Ответы на вопросы, связанные со здоровым образом жизни, у таких детей неразвернутые, слабые, неуверенные и неаргументированные.

Основу экспериментального исследования составил комплекс диагностических методов: наблюдение, анкетирование, эксперимент.

С целью определения уровня представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни был проведен метод наблюдения за детьми в трудовой и игровой деятельности [Приложение 1], анкетирование (адаптированная к нашему исследованию анкета В. И. Баяновой) [Приложение 2].

Таблица 2

Уровни сформированности представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни в начале эксперимента.

Уровни сформированности

представлений

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Абсолютное

число

Относительное

число

Абсолютное

число

Относи-

тельное

число

Высокий

2

8,3%

1

4,2%

Средний

6

25%

8

33,3%

Низкий

4

16,6%

3

12,5%

Анализ проведенных методов наблюдения и анкетирования позволил сделать вывод о том, что уровень представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни (у испытуемой группы) в основном – средний и низкий.

Результаты констатирующего этапа эксперимента показали необходимость и целесообразность проведения определенной работы по повышению уровня сформированности представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни путем реализации выделенных нами педагогических условий:

- организация целенаправленной трудовой деятельности дошкольников;

- учет индивидуальных и возрастных особенностей детей;

- эмоциональный комфорт для каждого ребенка;

- установление тактики сотрудничества при взаимодействии детей и взрослых в игре;

- использование разнообразных целенаправленных методов и форм формирования здорового образа жизни, их оптимальное использование;

- системный и систематический характер методической и воспитательной работы, направленный на формирование здорового образа жизни детей.

Для реализации выделенных психолого-педагогических условий необходимо внести необходимые изменения в воспитательно-образовательный процесс:

- ввести в содержание воспитания детей трудовой аспект;

- отказаться от прямых указаний и перенести акцент на косвенные воздействия через организацию здорового образа жизни;

- рационально и эффективно использовать средства трудовой деятельности детей.

Как видно, формирование представлений о здоровом образе жизни у старшего дошкольного возраста требует создания специальных условий. Эта проблема будет рассмотрена в следующем параграфе.

2.2. Реализация условий формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни

Чтобы выяснить какие имеются у детей представления о здоровье и здоровом образе жизни, мною был проведен индивидуальный опрос, который показал, что 90 % детей считают, что здоровье — это отсутствие болезни у человека.

Типичные ответы детей:

«Здоровье — это когда человек не болеет»,

Здоровье — это когда человек не кашляет, чувствует себя хорошо», «это спорт».

Оказалось, что некоторые не понимают смысла и значения понятия «здоровье» (8 %): они подразумевают под здоровьем лекарство и лечение. В представлении детей о полезной для здоровья пище преобладают понятия о необходимости фруктов и витаминов, а не о пользе разнообразного питания. Дошкольники в большинстве полагают, что для того, чтобы чувствовать себя здоровым надо правильно питаться и заниматься спортом.

О негативном воздействии окружающей (социальной и экологической) среды на здоровье старшие дошкольники имеют слабое представление. Для стимулирования познавательной активности и формирования опыта здоровьесберегающего поведения у дошкольников я предлагаю использовать следующие методы:

— формирование у старших дошкольников представлений о здоровом образе жизни (знакомство с понятиями «здоровье» и «здоровый образ жизни человека»);

— формирование понятия здорового образа жизни как основы сохранения и укрепления здоровья человека;

— формированиепонятия «окружающая среда» и его взаимосвязь со здоровым образом жизни.

В план работы воспитателя я рекомендовала бы включить раздел «Я, мой организм, мое здоровье».

Основная работа по разделу может осуществляться на познавательных занятиях. Детям будет интереснее, если организовать занятие в нетрадиционной форме, например рассказывание «Сказочной истории».

Герой сказочной истории Знайка рассказывает ребятам о секретах здоровья. Дети вместе с ним узнают, какого человека называют здоровым, какие бывают болезни, по перечисленным признакам рисуют здорового человека.

Актуально так же изготовить дидактические игры: «Собери человека», «Здоровая пища», «Витамины — полезные продукты», «Съедобное — несъедобное», «Веселые овощи», «Одень по погоде».

В работе рекомендуется использовать такие формы организации обучения:

— занятии (фронтальные, групповые, комплексные);

— часы общения, беседы;

— проблемно-игровые ситуации, логические задачи;

— дидактические и сюжетно-ролевые игры;

— экскурсии, наблюдения;

— экспериментирование;

— встречи с медработниками.

Рационально организовать работу по тематическим блокам:

—«В гостях у Мойдодыра»

—«Как я устроен»

—«Если хочешь быть здоров»

—«Уроки Неболейки»

—«Помоги себе сам».

При построении такого плана учитываются принципы: постепенности, научности, связи знаний, умений с жизненной практикой, развивающей направленности, доступности, активности и самостоятельности в познании. Процесс обучения строится линейно-концентрически (как бы по спирали), т. е. использовать те же темы, но усложнять их содержание, насыщать новым объемом знаний. Первичные знания о причинах болезни следует давать во время бесед на темы «Что такое болезни и откуда они берутся», «Правила поведения во время болезни».

После беседы дети могут показать на практике, как они усвоили знания и умения Знайке: как они правильно умеют мыть руки, объясняют, в каких случаях нужно обязательно вымыть руки. Для закрепления полученных представлений можно предложить педагогические ситуации «Как ты поступишь?», способствующие воспитанию у детей опыт поступка и умение демонстрировать здоровьесберегающее социальное поведение. Например, «Во дворе вы с братом играли в мяч. Мама позвала вас обедать. Вы прибежали домой, и брат сразу же сел за стол. Как ты поступишь?». Дети все вместе решают, как поступить в предложенной ситуации, объясняют, почему поступить нужно так, а не иначе.

Дальнейшая работа с дошкольниками по ознакомлению с организмом человека предполагает знакомство с частями тела, внутренними органами, рассмотрение их значения для человека. Ознакомлению дошкольников со значением частей тела будет способствовать задание типа: «Кто первый допрыгает до стульчика на одной ноге» и т. п. Для формирования понятия об органах чувстви необходимости бережного обращения с ними предлагается провести ряд занятий «Органы зрения», «Органы дыхания», «Органы слуха».

Следующий этап в работе с детьми направлен на формирование у дошкольников представлений о здоровом образе жизни, об основных показателях здорового образа жизни, о влиянии здорового образа жизни на сохранение и укрепление здоровья человека. Формированию представлений о здоровом образе жизни способствуют прогулки, которые проводятся с целью заложить в детях представления о необходимости двигательной активности и занятий физической культурой и спортом для сохранения здоровья. Эти прогулки проводятся на игровых площадках детского сада.

Следует проводить беседы и консультации для родителей. Включить вопрос формирования представлений о здоровом образе жизни в родительские собрания, с привлечением штатной медсестры. Так же рекомендую оформить родительский уголок по данной тематике. Родители могут изучить условия формирования здорового образа жизни, получить конкретные рекомендации по формированию здорового образа жизни у детей в семье.

Эффективным методом в формировании у родителей педагогического мышления выступит анализ собственного образа жизни. Положительный эффект могут дать «домашние задания» родителям по формированию здорового образа жизни в семье, например, составить режим дня дошкольника, провести экологическое обследование квартиры на наличие вредных веществ, выпустить семейную газету «Витаминная азбука» и др.

По моему мнению, рассмотренные формы работы с дошкольниками и их родителями будут способствовать формированию представлений у детей о здоровом образе жизни и повышению педагогической культуры родителей в означенных вопросах, что благотворно отразится на здоровье детей и родителей.

Таким образом, на основе проведённой опытно-экспериментальной работы по формированию представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни можно сделать вывод о том, что выявленные нами и реализованные условия формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни являются эффективными. Полученные результаты подтвердили гипотезу нашего исследования.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Данное исследование посвящено рассмотрению проблемы формирования представлений детей старшего возраста о здоровом образе жизни.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что ухудшение здоровья населения страны в российском обществе приобрело глобальный характер и стал острой социально-педагогической проблемой, требующей незамедлительного решения. Эта проблема напрямую касается и российского образования, в новой парадигме которого выдвигаются задачи развития физически и психологически здоровой личности ребенка.

Важнейшей современной образовательной стратегией является формирование у детей дошкольного возраста здорового образа жизни, которая представлена как система комплексных государственных и общественных, социально-экономических и медико-санитарных, психолого-педагогических и психогигиенических мероприятий, направленных на предупреждение заболеваний, на всемерное укрепление здоровья детей.

Проведенное исследование проблемы формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни позволило сделать вывод о значимости данного аспекта в воспитании детей и о недостаточной его разработке в практике современного ДОУ.

Экспериментальная работа включала в себя три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный эксперименты.

Цель констатирующего эксперимента – исследование и определение уровня представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни. Нами использовался комплекс диагностических методов исследований, взаимодополняющих друг друга и контролирующих объективность результата: наблюдение, анкетирование, эксперимент. Результаты констатирующего эксперимента позволили судить о том, что у дошкольников данной возрастной группы преобладает средний и низкий уровни сформированности представлений о здоровом образе жизни.

Цель формирующего эксперимента – повышение указанного уровня посредством выделения специальных методик и мероприятий. В ходе формирующего эксперимента нами были реализованы выделенные ранее педагогические условия; подготовлен и реализован комплекс мероприятий; проводилась работа с использованием средств трудовой деятельности.

Цель контрольного эксперимента – определение эффективности комплекса мероприятий, выделенных педагогических условий, направленных на повышение уровня сформированности представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни в трудовой деятельности.

Результаты контрольного эксперимента показали, что созданные педагогические условия формирования представлений у старших дошкольников о здоровом образе жизни в трудовой деятельности позволили уменьшить процент детей, относящихся к низкому уровню сформированности представлений о здоровом образе жизни у старших дошкольников.

Анализ полученных результатов свидетельствует об эффективности реализованных условий формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни в экспериментальной группе. В контрольной группе, где не осуществлялась специальная работа по организации выявленных условий, произошли лишь незначительные изменения.

Таким образом, на основе проведённой опытно-экспериментальной работы по формированию представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни можно сделать вывод о том, что выявленные нами и реализованные условия формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни являются эффективными. Полученные результаты подтвердили гипотезу нашего исследования.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бодалев, А.А. Личность и общение [Текст] / А. А. Бодалев. – М.: Педагогика. – 1985. – 217 с.

2. Божович, Л.И. Психология формирования личности [Текст] / Л.И.Божович. – М.: Просвещение, 1995. – 464 с.

3. Болотина, Л.Р. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / Л.Р.Болотина, С.П.Баранов, Т.С.Комарова. – М.: Академический Проект, 2005. – 240 с.

4. Венгер, Л.А. Психология [Текст]: учебник для вузов / Л.А.Венгер, В.С.Мухина. – М.: Академия, 2007. – 446 с.

5. Веремкович, Л. Закаливание детей в современных условиях [Текст] / Л.Веремкович // Дошкольное воспитание. – 1993. - № 2. – С. 7 - 8.

6. Воробьева, М. Воспитание здорового образа жизни у дошкольников [Текст] / М.Воробьева // Дошкольное воспитание. – 1998. - № 7. – С. 5 - 9.

7. Выготский, Л.С. Собрание сочинений [Текст]. – Т.4 / Л.С.Выготский. – М.: Педагогика, 1984. – 213 с.

8. Гальперин, П.Я. Актуальные проблемы возрастной психологии [Текст] / П.Я.Гальперин, А.В.Запорожец. – М.: Просвещение, 1978. – 240 с.

9. Глазырина, Л.Д. Физическая культура – дошкольникам: программа и программные требования [Текст] / Л.Д.Глазырина. – М.: ВЛАДОС, 1999. – 365 с.

10. Годовикова, Д.Б. Общение со взрослым и познавательная активность детей [Текст] / Д.Б.Годовикова // Дошкольное воспитание. – 1977. – № 9. – С. 44 - 48. 11. Давыдов, В.В. Генезис и развитие личности в детском возрасте / В.В.Давыдов. – М.: Просвещение, 1992. – 342 с.

12. Доронова, Т.Н. Основные направления работы ДОУ по повышению психолого-психологической культуры родителей [Текст] / Т.Н.Доронова // Дошкольное воспитание. – 2004. - № 1. – С. 63.

13. Здоровый дошкольник: социально-оздоровительная технология XXI века [Текст] / сост. Ю.Е.Антонов, М.Н.Кузнецова и др. – М.: Гардарики, 2008. – 164 с.

14. Змановский, Ю.Ф. Воспитание здорового ребенка: физиологический аспект [Текст] / Ю.Ф.Змановский // Дошкольное воспитание. – 1993. - № 9. – С.34-36.

15. Карманова, Л.В. Занятия по физической культуре в старшей группе детского сада [Текст]: методическое пособие / Л.В.Карманова – М.: Нар. Асвета, 1980. – 162 с.

16. Коджаспирова, Г.М. Словарь по педагогике [Текст] / Г.А.Коджаспирова, А.Ю.Коджаспиров. – М.: МарТ, 2005. – 448 с.

17. Леонтьев, А.Н. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте [Текст] / А.Н.Леонтьев. – М.: Педагогика, 1979. – С. 13 - 25.

18. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка [Текст] / М.И. Лисина. – М.: Институт практической психологии, 1997. – 98 с.

19. Макаренко, А.С. Собрание сочинений [Текст]. – В 2-х т. – Т.2 / А.С.Макаренко. – М.: Правда, 1971. – 534с.

20. Мартыненко, А.В. Формирование здорового образа жизни молодежи [Текст] / А.В. Мартыненко. – М.: Медицина, 1988. – 224 с.

21. Маханева, М. Новые подходы к организации физического воспитания детей [Текст] / М.Маханева // Дошкольное воспитание. – 1993. - № 2. – с. 22 - 24.

22. Немов, Р.С. Психология [Текст]: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. – В 3-х кн. – Кн.2: Психология образования / Р.С. Немов. – М.: ВЛАДОС, 1995. – 608 с.

23. Нежина, Н.В. Охрана здоровья детей дошкольного возраста [Текст] / Н.В.Нежина // Дошкольное воспитание. – 2004. - № 4. – С. 14-17.

24. Педагогика: Большая современная энциклопедия [Текст] / сост. Е.С. Рапацевич. – М.: Современное слово, 2005. – 116 с.

25. Пичугина, Н.О. Дошкольная педагогика: конспект лекций [Текст] / Н.О.Пичугина. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 384 с.

26. Психологический словарь [Текст] / под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. – М.: Астрель: Транзиткнига, 2006. – 479 с.

27. Рубинштейн, С.Л. Развитие мышления ребенка [Текст] / С.Л. Рубинштейн. – М.: Просвещение, 1946. – 421с.

28. Сластенин, В.А. Общая педагогика [Текст]: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А.Сластенин. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 288 с.

29. Смирнова, Е.О. Психология ребенка [Текст]: учебник для пед. вузов и училищ / Е.О. Смирнова. – М.: Школа-Пресс, 1997. – 384 с.

30. Стожарова, М.Ю. Формирование психологического здоровья дошкольников [Текст] / М.Ю. Стожарова. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 208 с.

31. Сухомлинский, В.А. О воспитании [Текст] / В.А.Сухомлинский. – М.: Полит. литература, 1975. – 35 с.

32. Ушинский, К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии [Текст]: избр. пед. соч. / К.Д. Ушинский. – М.: Педагогика, 1974. – 600 с.

33. Филатов, Ф.Р. Основы психологии [Текст]: учеб. пособие / Ф.Р. Филатов. – М.: Дашков и К.; Ростов н/Д: Наука-Пресс, 2006. – 656 с.

34. Фомина, А.И. Физкультурные занятия, игры и упражнения в детском саду [Текст] / А.И.Фомина. – М.: Гардарики, 2007. – 183 с.

35. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) [Текст]: учебник для студ. вузов / И.В.Шаповаленко. – М.: Гардарики, 2007. – 349 с.

36. Юрко, Г.П. Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста [Текст] / Г.П.Юрко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 98 с.

37. Юматова, А.В. Формирование здорового образа жизни дошкольников [Текст] / А.В. Юматова // Дошкольное воспитание. – 1996. - № 3. – С. 12 - 14.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

План наблюдения за старшими дошкольниками

  1. Проявление интереса к здоровому образу жизни:

а) проявляет или не проявляет интерес к здоровому образу жизни;

б) проявляет активный или неактивный интерес.

2. Представления о здоровом образе жизни:

а) имеет или не имеет представление о здоровом образе жизни.

б) полнота представлений о здоровом образе жизни.


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Анкета для старших дошкольников

  1. Имеешь ли ты представление о понятии «здоровье»?

2. Как ты понимаешь словосочетание «здоровый образ жизни»?

3. Ведешь ли ты здоровый образ жизни?

4. Что ты делаешь для того, чтобы быть здоровым??

5. Делаешь ли ты утреннюю зарядку?

6. Выполняешь ли ты утренние водные процедуры?

7. Умеешь ли ты плавать?

8. Умеешь ли ты кататься на лыжах и коньках?

9. Что такое труд?

10. Любишь ли ты трудиться?

11. Входит ли в понятие здорового образа жизни трудовая деятельность?

12. Как ты трудишься?

13. Знаешь ли ты, что такое «вредные привычки»?

14.Знаешь ли ты о последствиях вредных привычек?

15. Почему нужно соблюдать здоровый образ жизни?

16.Как ты думаешь, правильно ли, что труд есть основа здорового образа жизни?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование толерантного отношения к окружающим у детей дошкольного возраста.

В настоящее время дети испытывают дефицит  внимания. Родители делают акцент на познавательном развитии детей, желая как можно лучше подготовить их к школе, недооценивая при этом важность ра...

Формирование положительного отношения к труду у детей дошкольного возраста.

«Труд становится великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает волнующую радость прео...

Формирование правильного отношения к природе у детей дошкольного возраста.

Раскрыт вопрос экологического воспитания  детей дошкольного возраста, в соответствии с  федеральными государственными требованиями и основной общеобразовательной программой дошкольного образ...

Формирования положительного отношения к труду у детей дошкольного возраста

Трудовое воспитание является неотъемлемой частью нравственного воспитания дошкольников. Поэтому достижения трудовых целей и их результаты должны доставлять радость детям и вызывать их эмоциональный от...

«Формирование осознанного отношения к Отечеству у детей дошкольного возраста»

laquo;Формирование осознанного отношения к Отечеству у детей дошкольного возраста»...