«Создание здоровьесберегающей среды в дошкольной образовательной организации»
методическая разработка

Одним из критериев при оценке показателей качества образования, предоставляемого образовательной организацией населению, - уровень сохранности здоровья воспитанников. Так как только здоровая личность может:

  • качественно усвоить знания;
  • максимально полно реализовать их;
  • эффективно адаптироваться в динамично развивающемся обществе.

К сожалению, состояние здоровья детей на современном этапе оценивается как крайне неблагополучное.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_kislyakovoy_18_v_pechatnye_izdaniya.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Создание здоровьесберегающей среды

в дошкольной образовательной организации»

              Кислякова Ольга Юрьевна,

              старший воспитатель

              МАДОУ «Детский сад №18» г. Саранск

Одним из критериев при оценке показателей качества образования, предоставляемого образовательной организацией населению, - уровень сохранности здоровья воспитанников. Так как только здоровая личность может:

  • качественно усвоить знания;
  • максимально полно реализовать их;
  • эффективно адаптироваться в динамично развивающемся обществе.

К сожалению, состояние здоровья детей на современном этапе оценивается как крайне неблагополучное.

Когда речь идет о здоровьесбережении в условиях детского сада, педагоги, медицинские работники имеют ввиду прежде всего соблюдение условий, гарантирующих гармоничное физическое развитие ребенка, укрепление его здоровья.

Интенсивные изменения в системе образования, инновационные процессы в дошкольных учреждениях делают актуальными вопросы сохранения и укрепления здоровья дошкольников, формирование у них ориентации на здоровый образ жизни, при этом в центре внимания оказываются вопросы создания и эффективного использования здоровьесберегающей среды в ДОУ как одного из условий полноценного развития ребенка.

Здоровьесберегающая образовательная среда включает в себя следующие компоненты:

  1. Оптимизация санитарно-гигиенических условий воспитания и обучения.
  2. Рациональная организация учебно-воспитательного процесса и режима учебной нагрузки.
  3. Обеспечение полноценного питания детей в дошкольном образовательном учреждении.
  4. Совершенствование системы физического воспитания.
  5. Обеспечение психологического комфорта всем участникам образовательного процесса.
  6. Использование здоровьесберегающих образовательных технологий.
  7. Широкое использование программ образования в сфере здоровья.
  8. Интеграция в учебно-воспитательный процесс оздоровительных мероприятий.
  9. Улучшение социальной адаптации и обеспечение семейного консультирования, ориентированного на укрепление здоровья детей.
  10. Организация работы по укреплению здоровья педагогов.
  11. Обучение педагогических кадров по вопросам охраны здоровья детей.
  12. Проведение мониторинга здоровья.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №41 присмотра и оздоровления» основано в 1975 г. В ДОО функционируют 5 групп: 1 – группа раннего возраста, 4 – дошкольного возраста. Детский сад комплектуется из числа детей, имеющих в основном вторую и третью группу здоровья и часто болеющих детей.

С 2018 г. детский сад работает в инновационном режиме по теме «Здоровьесерегающее сопровождение дошкольников посредствоминновационных оздоровительных технологий» в формировании здорового образа жизни у детей дошкольного возраста». В 2021 году в результате реорганизации МАДОУ «Детский сад №41 присмотра и оздоровления» было присоедино к МАДОУ «Детский сад №18»

 Для осуществления оздоровительной работы с воспитанниками  в первую очередь оснащается материально-техническая база детского сада.

В учреждении функционируют  медицинский кабинет, изолятор, физиокабинет, массажный кабинет. Они оснащены всем необходимым для организации работы с детьми по оздоровлению и по   физическому воспитанию. Физиопроцедурный кабинет оснащен современными медицинскими аппаратами: «Солюкс», «УВЧ», «Тубус - кварц», «Биаптрон», «Поток»,  ингаляторы «Дельфин», аппарат для получения кислородного коктейля. Имеется стол для проведения сеансов массажа.  Для ионизации воздуха в групповых помещениях приобретены  люстры Чижевского, бактерицидные лампы, аромалампы.

 Одна групповая комната была реорганизована в оздоровительный центр, состоящий из физиопроцедурного кабинета с лечебными медицинскими аппаратами, физкультурного зала, оснащенного различным оборудованием, специально оборудованная комната с «Сухим бассейном» для проведения ЛФК, сеансов арт-терапиеи. С целью оздоровления детей постоянно обновляется и приобретается оборудование для занятий физической культурой: тренажеры, обручи, мячи разных диаметров, гимнастические палки, скакалки, оборудование для массажа: дорожки, резиновые мячики с щипами, колечки и мячики для проведения «Су – Джок – терапии»,  разноцветные  паласы для индивидуально - дифференцированного подхода в работе с детьми.

С учетом особенностей работы  нашего дошкольного учреждения комната ЛФК оснащена пузырьковой лампой, цветными ленточками для «сухого» дождя, разноцветными платками для проведения сеансов цветотерапии, массажными дорожками, пополняется фонотека для проведения музыкатерапии. Для проведения упражнений на эмоционального раскрепощения приобретен диван «Отдыхай-ка».

Физкультурно-оздоровительные центры детской деятельности в группах ежегодно пополняются традиционным и нетрадиционным оборудованием, сделанным совместно педагогами и родителями. В соответствии с гигиеническими требованиями высвобождено пространство для организации двигательной активности детей, созданы спортивные уголки с нетрадиционным и физкультурным оборудованием, что позволяет проводить индивидуальную и подгрупповую работу. В 1 младшую группу имеется: «сухой бассейн», мягкие модули: сенсорное кресло «Капелька», кресло-мат «Трансформер», набор «Спорт». В групповых помещениях обновляется игровая мебель, столы, стулья, шкафчики в приемной.

Для развития физической подготовленности детей на свежем воздухе оформлены разметки для игр, обучения правилам дорожного движения, спортивная площадка пополнена нестандартным оборудованием.

Таким образом, можно сказать, что физкультурно - оздоровительная среда нашего детского сада является естественной комфортабельной обстановкой, рационально организованной и насыщенной разнообразным оборудованием и материалами.

 В дошкольной организации создана целостная система физического развития дошкольников, которая обеспечивается внедрением здоровьесберегающих технологий во все виды детской активности, взаимодействием инструктора no физкультуре, старшей медицинской сестры, воспитателей групп, родителями. Большое внимание в решении проблемы оздоровления детей мы уделяем совершенствованию оптимизации двигательного режима и повышению двигательной активности наших воспитанников. С этой целью разработана модель двигательного режима детей в детском саду, которая включает время проведения, кратность проведения и разнообразные формы двигательной активности, такие как: утренняя гимнастика; индивидуальная работа; физминутки; подвижные и спортивные игры; оздоровительный бег; дозированная ходьба; гимнастика после сна и прохождение по «тропе здоровья»; закаливающие мероприятия; спортивные досуги и праздники; работа кружков дополнительного образования. В нашем детском саду  с учетом его специфики проводятся занятия  с элементами лечебной физкультуры, которая в последнее время широко внедряется в дошкольных учреждениях различного профиля. 

Ежемесячно медицинский персонал образовательного учреждения проводит контроль за всеми формами физического воспитания детей. По итогам контроля педагогам даются рекомендации по вопросам физического развития с учетом состояния здоровья.

В течение года под руководством медицинской сестры, осуществляем комплекс закаливающих процедур с использованием природных факторов: воздуха, солнца, воды, приучаем детей находиться в помещении в облегченной одежде, обеспечиваем длительность их пребывания на воздухе в соответствии с режимом дня. При проведении закаливающих мероприятий осуществляем дифференцированный подход к детям с учетом состояния их здоровья.

В нашем детском саду проводится следующие закаливающие мероприятия: прием детей на участке; утренняя гимнастика на свежем воздухе,  проветривание помещений, полоскание горла кипяченой водой, сон без маек, босоножие, профилактика нарушений осанки и плоскостопия,  обширное умывание, ходьба по массажным дорожкам.

Мониторинг здоровья дошкольников проводится ежегодно медицинскими работниками - врачом из детской поликлиники №3 и медицинской сестрой, и заключается в выявлении основного заболевания, сопутствующих заболеваний и отклонений в состоянии здоровья. Инструктором по физической культуре проводится диагностика физического развития детей. В начале учебного года совместно с медицинскими работниками проводится анализ состояния здоровья  вновь поступивших детей. Составляется лист здоровья на каждую группу с диагнозом каждого ребенка. На основе этих данных    определяются оздоровительные мероприятия, графики посещения дополнительных помещений в целях оздоровления детей. С целью отслеживания результатов работы с детьми в нашем дошкольном учреждении проводится комплексная диагностика специалистами детской поликлиники №3.

Результаты диагностики отображают эффективность проведения всего комплекса мероприятий физкультурно – оздоровительной работы: в детском саду имеется тенденция к снижению заболеваемости и уменьшению  количества детей с нарушениями осанки, плоскостопием.

 Здоровьеобразующие факторы питания в детском дошкольном учреждении определяются прежде всего полноценностью, сбалансированностью суточного рациона, а также правильным распределением пищи по приемам в течение дня, обеспечивающим наиболее полное ее потребление и усвоение и индивидуальным подходом к детям во время приема пищи. В дошкольном учреждении организовано четырехразовое питание. В меню присутствуют соки, мясные, рыбные и молочные продукты, фрукты и овощи.

Для того, чтобы сохранить здоровье ребенка, необходимо объединить усилия всех взрослых, окружающих его (родителей, воспитателей, медицинских работников). Наш коллектив уверен в том, что главное в работе с родителями – формировать активную позицию в воспитании и оздоровлении ребенка, преодолеть равнодушие и безразличие к тому, что делается в дошкольном учреждении. Взаимодействие с родителями строилась на основе анкетирования и бесед, которые позволяют определить социальный статус семьи, тактику работы с различными категориями. Родители подключаются к педагогическому и оздоровительному процессу. Просветительская работа проводится всеми специалистами детского сада. Для родителей организован клуб «Здоровый малыш», целью которого является ознакомление родителей с оздоровительной работой в ДОУ, обучение методам и приемам оздоровления детей. Систематически проводятся Дни открытых дверей, Дни здоровья, педагогические гостиные и другие мероприятия. В уголках здоровья помещалась обширная информация от медицинского и педагогического персонала: рекомендации по профилактике заболеваний, использованию одежды, правильной организации выходных и праздничных дней, закаливанию и т.п. Проводятся консультации, индивидуальные  беседы, даются практические советы.

 Итогом интеграция деятельности педагогов и медицинского персонала по созданию здоровьесберегающего пространства явилась положительная динамика состояния здоровья  наших воспитанников. У наших  детей произошли позитивные изменения в состоянии здоровья и физическом развитии:

-улучшение физического развития и физической подготовленности, повышение общей работоспособности, стабилизация психического благополучия;

-снижение количества часто болеющих детей и эпизодов острой заболеваемости, предотвращение развития хронических процессов;

 - сокращение длительности заболеваний;

 - уменьшение количества детей с 3 группой здоровья ;

 -увеличение количества детей со средним уровнем физической подготовленности;

- повышение посещаемости.

Многое делается в детском саду для сохранения и укрепления физического здоровья детей. Еще решены не все вопросы, есть трудности и проблемы в работе. Но уже сейчас мы видим большие перспективы своей деятельности. Вслед за великим гуманистом Шопенгаурэом, хочется сказать: «Здоровье до того перевешивает все остальные блага жизни, что поистине здоровый нищий счастливее больного короля».

Литература

1.И.В.Чупаха, Е.З.Пужаева, И.Ю. Соколова «Здоровьесберегающие технологии в образовательно – воспитательном процесее, Научно – практический сборник инновационного опыта. М.: Илекса, Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2017.

2.Здоровый дошкольник: Социально – оздоровительная  технология XXI века. / авторы – составители Антонов Ю.Е., Кузнецова М.Н., Саулина Т.Ф. – М.: АРКТИ, 2017.

3. Оздоровительная работа в ДОУ: нормативно – правовые документы, рекомендации / Автор – составитель М.С. Горбатова. Волгоград: Учитель,2018.

4.Здоровьесберегающее пространство дошкольного образовательного учреждения./ Составитель Н.И.Крылова.- Волгоград: Учитель, 2019.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Создание здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении»

Форма занятия: мини-лекция, круглый стол, работа творческих микрогрупп, индивидуальная практическая работа.Методы: теоретический анализ литературы, беседа, постановка проблемных вопросов, обсуждение.З...

План проекта по созданию здоровьесберегающей среды в образовательной организации

В план проекта входят цели и задачи по созданию здоровьесберегающей среды, ожидаемый результат, матрица распределения ответственности между членами команды, планирование ресурсов, сетевой график реали...

Консультация для педагогов «Создание развивающей среды дошкольной образовательной организации как средство развития математических представлений детей с учётом требований ФГОС ДО.»

Математика - серьезная и сложная наука, особенно для детей дошкольного возраста. На успешность обучения дошкольников математическим началам влияет не только содержание предлагаемого материала, но такж...

«СОЗДАНИЕ ИГРОВОЙ СРЕДЫ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

Игра - вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально - волевых ...

Создание здоровьесберегающей среды в образовательном пространстве с учетом индивидуальных особенностей детей.

Основная цель ДОУ - воспитание, обучение, охрана и укрепление здоровья и физического развития ребенка, обеспечение условий для формирования здорового образа жизни....

Создание здоровьесберегающей среды в образовательном пространстве с учетом индивидуальных особенностей детей.

Здоровьесберегающея среда баз Здоровьесберегающея среда базируется на учете таких возрастных и индивидуальных особенностях  дошкольников, как внутриполушарная организация, межполушарно...