Консультация "Организация прогулки в ДОУ"
консультация

Федорова Наталья Анатольевна

Данный материал полезен для работы воспитателям дошкольных образовательных учреждений

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение « Детский сад комбинированного вида № 1 « Сибирячок » 633011, Новосибирская область, город Бердск, м-он Северный,20/1 тел .(8-383-41) 3-70-34, е -mail: bsk du01@mail.ru Консультация для педагогов на тему : « Организация и методика проведения прогулки в детском саду » п одготовила: старший воспитатель высшей квалификационной категории Федорова Наталья Анатольевна

Слайд 2

Значение прогулки в развитии детей дошкольного возраста Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития дошкольника. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям. На прогулке дети играют, много двигаются. Движения усиливают обмен веществ, кровообращение, газообмен, улучшают аппетит. Дети учатся преодолевать различные препятствия, становятся более подвижными, ловкими, смелыми, выносливыми. У них вырабатываются двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус. Прогулка способствует умственному развитию, так как дети получают много новых впечатлений и знаний об окружающем мире.

Слайд 3

Ввиду того, что групповое пребывание дошкольников на свежем воздухе является важным режимным моментом, порядок организации прогулок в детском саду по ФГОС регламентируется актуальными нормативными документами государственного и локального значения, в первую очередь — СанПиН 2.4.1.3049-13»Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы ДОО», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ № 26 от 15 мая 2013 г. Рекомендуемая продолжительность прогулок (дневной, проводимой перед обедом, и вечерней, организуемой после полуденного сна) составляет 3-4 часа в день, но установление четких временных рамок остается правом ДОУ ввиду необходимости учета установленного распорядка дня, климатических условий.

Слайд 4

Структура прогулки: 1. Наблюдение . 2. Подвижные игры: 1-2 игры большой подвижности, 1 игра малой или средней подвижности , игры на выбор детей. 3. Индивидуальная работа с детьми по развитию движений, физических качеств. 3. Труд детей на участке. 4. Самостоятельная игровая деятельность. Последовательность структурных компонентов прогулки может варьироваться в зависимости от вида предыдущего занятия. Если дети находились на занятии, требующем повышенной познавательной активности и умственного напряжения, то в начале прогулки целесообразно провести подвижные игры, пробежки, затем — наблюдения. Если до прогулки было физкультурное или музыкальное занятие, прогулка начинается с наблюдения или спокойной игры. Каждый из обязательных компонентов прогулки длится от 7 до 15 минут и осуществляется на фоне самостоятельной деятельности.

Слайд 5

Виды прогулок в детском саду по ФГОС Необходимость переосмысления устоявшихся традиций дошкольного образования, продиктованная изменениями социального характера, обуславливает целесообразность проведения различных видов прогулок в детском саду по ФГОС. Помимо прогулочной активности, организуемой с использованием устоявшихся структурных компонентов, активному всестороннему развитию воспитанников способствует проведение: - Тематических прогулок, которые могут быть продолжением выбранного инфоповода дня (тематический план), например, праздничного или памятного события, или выстраиваться по принципу доминирования отдельного вида детской деятельности — игровой, исследовательской, проектной. - Прогулок-походов (проводятся не чаще 1-2 раз в год , предусматривают обязательный выход за территорию на расстояние не более двух километров). - Развлекательных прогулок, организуемых со сказочным персонажем. - Прогулок-событий. - Спортивных прогулок. - Трудовых акций. - Прогулок- квестов . Особое внимание должно быть уделено организации целевых прогулок в ДОУ, подчиненных, как заложено в названии, единой цели — изучению комплекса предметов или явлений (например, знакомство с осенним лесом).

Слайд 6

Целевые прогулки Н аблюдения детей за общественной жизнью и явлениями природы за пределами участка. На целевых прогулках дети получают много непосредственных впечатлений об окружающем, расширяется их кругозор, углубляются знания и представления, развивается наблюдательность и любознательность. Движения на воздухе оказывают положительное влияние на физическое развитие. Длительная ходьба во время прогулки требует от детей определенной выдержки, организованности и выносливости. В младшей группе целевые прогулки проводятся 1 раз в неделю на небольшое расстояние, по улице, где находится детский сад. Детям младшей группы воспитатель показывает дома, транспорт, пешеходов; в средней — здания общественного назначения (школа, Дом культуры, театр и т. п.). Со старшими детьми такие прогулки проводятся два раза в неделю и на более далекие расстояния (на другие улицы, в ближайший парк или лес). Дети знакомятся с правилами поведения в общественных местах и правилами уличного движения.

Слайд 7

Следует отметить, что порядок реализации структурных элементов прогулки, длительность которых (за исключением самостоятельно активности дошкольников) не должна превышать 7-15 минут, может варьироваться воспитателем с учетом погодных условий, распорядка дня, самочувствия и настроения детей и других факторов. Во время ведения прогулочной деятельности важно уделять особое внимание малоинициативным детям, имеющим сниженную потребность в физической активности, воспитанникам с ОВЗ, чтобы предупредить длительное нахождение на свежем воздухе без движений, несущее высокие риски для здоровья.

Слайд 8

Наблюдение Большое место на прогулках отводится наблюдениям (заранее планируемым) за природными явлениями и общественной жизнью. Наблюдения можно проводить с целой группой детей, с подгруппами, а также с отдельными детьми. В младшем возрасте наблюдения должны занимать не более 7-10 минут и быть яркими, интересными, в старшем возрасте наблюдения должны составлять от 15 до 25 минут. Проводить их надо ежедневно, но каждый раз детям должны предлагаться разные объекты для рассмотрения. Объектами наблюдений могут быть: Живая природа: растения и животные; Неживая природа: сезонные изменения и различные явления природы (дождь, снег, текущие ручьи); Наблюдения за трудом взрослых (дворника, шофера, строителя и т.д.) организуются 1-2 раза в квартал.

Слайд 9

Виды наблюдения: Кратковременные наблюдения организуются для формирования о свойствах и качествах предмета или явления (дети учатся различать форму, цвет, величину, пространственное расположение частей и характер поверхности, а при ознакомлении с животными — характерные движения, издаваемые звуки и т.д. Длительные наблюдения организуются для накопления знаний о росте и развитии растений и животных, о сезонных изменениях в природе. Дети при этом сравнивают наблюдаемое состояние объекта с тем, что было раньше. Организуя наблюдения, воспитатель должен всегда соблюдать данную последовательность: 1. устанавливаются факты; 2. формируются связи между частями объекта; 3. идет накопление представлений у детей; 4. проводятся сопоставления; 5. делаются выводы и устанавливаются связи между проводимым сейчас наблюдением и проведенным ранее. Окружающая жизнь и природа дают возможность для организации интересных и разнообразных наблюдений.

Слайд 10

Подвижные игры Ведущее место на прогулке отводится играм, преимущественно подвижным. В них развиваются основные движения, снимается умственное напряжение от занятий, воспитываются моральные качества. Время проведения подвижных игр и физических упражнений на утренней прогулке: в младших группах — 6 — 10 минут, в средних — 10-15 минут, в старших и подготовительных — 20-25 минут. На вечерней прогулке: в младших и средних группах — 10-15 минут, в старших и подготовительных — 12 -15 минут. Каждый месяц разучивание 2-3 п/и (повтор в течение месяца и закрепление 3-4 раза в год) В младшем возрасте рекомендуются игры с текстом (подражание действиям воспитателя). В средней группе воспитатель распределяет роли среди детей (роль водящего выполняет ребенок, который может справиться с этой задачей). В старшей и подготовительной группе проводятся игры-эстафеты, спортивные игры, игры с элементами соревнования. Заканчиваются подвижные игры ходьбой или игрой малой подвижности, постепенно снижающей физическую нагрузку . Не допускается длительное нахождение детей на прогулке без движений. Особого внимания требуют дети со сниженной подвижностью, малоинициативные, которых следует вовлекать в подвижные игры.

Слайд 11

Трудовая деятельность детей на участке Большое воспитательное значение имеет трудовая деятельность на прогулке. Важно, чтобы для каждого ребенка задания были посильными, интересными и разнообразными, а по длительности — не превышали 5-10 минут в младшем возрасте и 15-20 минут в старшем возрасте. Формами организации труда детей являются: Индивидуальные трудовые поручения; Работа в группах; Коллективный труд.

Слайд 12

Индивидуальные трудовые поручения применяются во всех возрастных группах детского сада. В младшей группе дети получают индивидуальные поручения, состоящие из одной-двух трудовых операций, например, взять корм для птиц и положить в кормушку. Воспитатель поочередно привлекает к кормлению птиц всех детей. Или, например, сбор камушков для поделок. Работу организует как «труд рядом», при этом дети не испытывают никакой зависимости друг от друга В средней группе одновременно могут работать две подгруппы и выполнять разные трудовые поручения; требуется постоянное внимание воспитателя к качеству работы; показ и объяснение всего задания — последовательные этапы. У детей старшего возраста необходимо сформировать умение принять трудовую задачу, представить результат ее выполнения, определить последовательность операций, отобрать необходимые инструменты, самостоятельно заниматься трудовой деятельностью (при небольшой помощи воспитателя ). Коллективный труд дает возможность формировать трудовые навыки и умения одновременно у всех детей группы. Во время коллективного труда формируются умения принимать общую цель труда, согласовывать свои действия, сообща планировать работу.

Слайд 13

Необходимо предусматривать решение программных образовательных задач не только в рамках НОД, но и при проведении режимных моментов, таких как прогулка. В ходе прогулки возможна интеграция образовательных областей «Физическое развитие», « Социально-коммуникативное развитие», « Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» и «Речевое развитие» в ходе различных видов деятельности. Интегративный подход к проведению прогулок дает возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сюжетная прогулка "НА ПРОГУЛКЕ"

Уточнить знание детей о птицах, об их повадках.Укреплять здоровье детей, всестороннее физическое рзвитие.-Возле елочки зеленойСкачут, каркают вороны:"КАР-КАР-КАР"-Тут собачка прибежалаИ ворон всех раз...

Конспект оздоровительной прогулки на тему: «Прогулка со снеговиком»

Конспект оздоровительной         прогулки на тему:«Прогулка со снеговиком»...

Конспект совместной деятельности с детьми (прогулки).Тема: "Прогулка по осеннему лесу".

Конспект совместной деятельности с детьми (прогулки) для детей средней группы....

Конспект проведения прогулки "Зимняя прогулка"

Конспект проведения зимней прогулки у детей средней группы...

Конспект прогулки с детьми младшего дошкольного возраста «Прогулка с солнечным зайчиком»»

Интеграция образовательных областей  «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Труд»Виды деятельности: познавательно –исследовательская, игровая,  коммуникативная,  двигательна...

Конспект прогулки для 1 младшей группы "На прогулке с куклой Катей"

В данной конспекте отражены основные моменты работы с детьми на прогулке:это наблюдение за изменениями в  природе, труд, разминка, беседы с детьми о животных,подвижные и малоподвижые игры, индиви...

Сюжетно ролевые игры на прогулке. Конспект сюжетной прогулки «На прогулке»

Сюжетно ролевые игры на прогулке.Конспект  сюжетной прогулки«На прогулке» Тема: Сюжетная прогулка «На прогулке»Цель:•  Уточнить знание детей о птицах, об их пова...