Программа дополнительного образования «Нетрадиционные формы оздоровления дошкольников»
рабочая программа (старшая группа)

Петрова Марина Анатольевна

Охрана и укрепление здоровья, совершенствование функций организма ребёнка и его полноценное физическое развитие являются неотъемлемой частью педагогической работы в дошкольных, учреждениях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ozdorovlenie_detey.docx29.64 КБ

Предварительный просмотр:

Программа дополнительного образования

«Нетрадиционные формы оздоровления дошкольников»

Выполнила: инструктор по физическому развитию Петрова М.А.

Введение.Охрана и укрепление здоровья, совершенствование функций организма ребёнка и его полноценное физическое развитие являются неотъемлемой частью педагогической работы в дошкольных, учреждениях.

За последнее время число здоровых детей уменьшилось в 2 раза и составляет 10% от общего количества. Дефицит массы тела наблюдается у 20% детей, физиологическая незрелость у 60 %, более чем у 70% детей имеются функциональные отклонения, у 50% - хронические заболевания. Каждый третий ребёнок страдает нарушением осанки и особого свода стопы.

Также известно, что детский организм, вследствие свойственных ему анатомо-физиологических особенностей более чувствителен к неблагоприятным: влияниям окружающей среды, чем организм взрослых, а поэтому требует создания таких условий обучения и воспитания, которые способствовали бы укреплению здоровья и улучшения физического развития детей.

Для более совершенных и перспективных форм организации работы по физическому воспитанию, охраны жизни и здоровья детей мы внедряем в нашу работу «Нетрадиционные методы оздоровления детей».

Основной задачей работы являются воспитание физически и психически здоровой личности. Работа ведётся в трёх направлениях:

1) укрепление физического здоровья детей с использованием нетрадиционных форм оздоровления;

2) формирование положительных эмоций и чувств;

3) воспитание потребности в поддержании собственного здоровья (принцип «Помоги себе сам»).

Нетрадиционные формы оздоровления дошкольников

« Забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы» В. А. Сухомлинский.

Положительный эффект даёт использование в работе с детьми нетрадиционных форм оздоровления таких, как:

Оздоровительный бег (дозированный) .

Цель - дать детям эмоциональный заряд бодрости и духовного равновесия; тренировать дыхание, укреплять мышцы, кости, суставы. Оздоровительный бег должен проводиться с небольшой подгруппой детей (5-7) человек, при этом учитывается физический уровень подготовленности детей. В старшем дошкольном возрасте пробегают в среднем темпе (2,4-2,7 м/с) без остановок значительные расстояния - от 950 м до 1600 м - за промежуток времени от 5 до 11 минут.
Оздоровительные пробежки целесообразно проводить не менее 2 раза в неделю в дни, когда нет физических занятий, во время утренней прогулки, а также в холодное время года в конце дневной прогулки.
При проведении оздоровительного бега осуществляется индивидуально-дифференцированный подход. Так детям 5-6 лет с высоким и средним уровнями двигательной активности предлагают пробежать 2 круга (500 м), малоподвижным - 1 круг.
Дети 6-7 лет с высоким и средним уровнем - 3-4 круга, малоподвижным - 2 круга.
Оздоровительный бег заканчивается постепенным замедлением темпа и переходом на обычную ходьбу с выполнением дыхательных упражнений, затем упражнения стоя на расслабление мышц (2 -3 минуты):

 Дыхательная и звуковая гимнастика

Цель - научить детей дышать через нос, подготовить к более сложным дыхательным упражнениям. При этом осуществляется профилактика заболеваний верхних дыхательных путей.
Самомассаж,массаж .

Цель - повысить защитные свойства организма. Во время утренних процедур самомассаж ушных раковин, пальцев сопровождая дыхательной гимнастикой.  Проводить лечебный массаж полезно не менее одного раза в день.

Массажтерапия - это точечный массаж. Лучше всего начинать с массажа «Ритуал каждого дня». Жизненно активных точек нашего тела. Во время сна замедляются все процессы. Из состояния сна в положение бодрствования надо выходить постепенно, плавно. Сначала следует обеспечить головной мозг кислородом. Этому способствует дыхательная гимнастика. Затем делаем гимнастику для пальцев, постепенно нагружать более крупные суставы опорно-двигательного аппарата. Отлично активизирует работу всего организма стимуляции подошв ног с помощью массажёров, катания шариков или просто походить босиком. Во время умывания обязательно промывать (3-4 раза) полость носа. Перед завтраком полезно выпить немного жидкости (чай, кофе, молоко, вода) - это подготовит органы желудочно-кишечного тракта приёму пищи.

Аутотренинг.

Цель - воздействовать на подсознание с помощью расслабления мышц, дыхания, учить расслабляться. После двигательной активности необходимо изолированно от посторонних шумов сесть в кресло, или лечь, расслабиться, отвлечься от тревожных мыслей; дышать глубоко и спокойно.
Релаксация - это один из путей преодоления внутреннего напряжения, основанный на более или менее сознательном расслабление мышц. Даже дошкольники, живущие в современном цивилизованном мире, испытывают на себе повышенные психические и физические нагрузки; постоянная спешка, беспокойство, поток негативной информации с телеэкрана, частые инфекционные заболевания, усталость, приводящие в дальнейшем к перенапряжению. Обучая детей методом релаксации, мы помогаем им снять внутреннее мышечное напряжение, успокоиться, тем самым привести нервную систему и психику в нормальное состояния покоя. Умение детей управлять своими чувствами и эмоциями - ещё один шаг к воспитанию у них уверенности в себе.
Дети могут полежать, если им хочется.
Выходить из этого состояния нужно медленно и спокойно: сначала потянуться, словно после пробуждения ото сна, затем открыть глаза и потихоньку сесть.

Музыкотерапия - это лекарство, которое слушают. 
Было замечено, что музыка действует избирательно - в зависимости не только от характера, но и от инструмента, на котором исполняется.
Игра на кларнете влияет на кровообращение. Скрипка и фортепиано лучше всего успокаивают. А самым расслабляющим действием обладает флейта.
Целительные свойства музыки реализуются, влияя на слух, а через него на психику человека.

Упражнения на профилактику зрительного утомления

Задачи, правила и условия:

Зрительная гимнастика преследует несколько задач:

- предупреждение нарастающего утомления глаз;

- укрепление глазных мышц;

- снятие напряжения;

- профилактика нарушений зрения.

Гимнастика для глаз не предусматривает специальных условий и может осуществляться в самой группе, причем стоя. Рекомендуется проводить такие упражнения 3-5 минут под музыку по несколько раз в день. Существует одно обязательное правило: все упражнения выполняются с неподвижной головой. Если у деток наблюдается патология зрения, то им противопоказаны длительные и резкие наклоны головы. Для большей наглядности воспитатель показывает последовательность и правильность выполнения действий.

1. Упражнения для повышения остроты зрения, развития мелкой моторики рук, повышение бинокулярного зрения, цветоразличения основных цветов – «Украшение для елки», «Бусы для мамы».

2. Упражнения для активизации работы мышц глаза, которые способствуют снятию утомления, улучшению кровообращения, расслаблению – «Точка на стекле», «Кривая доожка».

3. Активно влияют на развитие остроты зрения, подвижности глаз и когнитивное развитие игры «Лабиринт», «Веселый контур».

4. Пальминг (автор У.Бейтс)

Является разновидностью гимнастики для глаз и как раз помогает им отдохнуть.

Дети растирают ладони до ощущения тепла. После этого ладони кладут на закрытые глаза таким образом, чтобы центр ладони пришелся как раз на глаз. Ладони - ключевая деталь пальминга. Держать ладони на глазах 2-3 минуты. В это время включить можно спокойную музыку или читать стихи.

Релаксация.

Релаксация (от лат. relaxation - ослабление, расслабление) - глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения. Релаксация может быть как непроизвольной, так и произвольной, достигнутой в результате применения специальных психофизиологических техник.

Современные дошкольники порой загружены не меньше взрослых. Посещая детский сад, различные кружки и спортивные секции, они получают большое количество информации, устают физически и эмоционально. Ведь всюду нужно успеть! Такие нагрузки отрицательно сказываются на психическом здоровье детей. Поэтому так важно в работе с дошкольниками использовать упражнения на релаксацию.

Упражнения на дыхание («Задуй свечу»), зрительное представление («Вы качаетесь на волнах»),с мыслеобразами («Путешествие на облаке»), на мышечную релаксацию («Раздувающийся шар»).

Пальчиковая гимнастика служит для развития у детей ручной умелости мелкой моторики и координации движений рук. Упражнения, превращают учебный процесс в увлекательную игру, не только обогащают внутренний мир ребенка, но и оказывают положительное воздействие на улучшение памяти, мышления, развивает фантазию.

и танцевальных упражнений, игр, театрализованной деятельности и т.д. Образно-подражательные движения развивают творческую, двигательную деятельность, творческое мышление, двигательную память, быстроту реакции, ориентировку в движении и пространстве, внимание.

         

Артикуляционная и пальчиковая гимнастика

 с элементами песочной терапии

С помощью песка можно проводить артикуляционную гимнастику и пальчиковую.

Начнём с пальчиковой гимнастики. Все упражнения выполняются с детьми по подражанию, речь синхронна с движениями в песке. Определённых движений нет, все движения выполняются по тексту и смыслу.

«Мы во двор пошли гулять»

Раз, два, три, четыре, пять, (Загибают пальчики по одному, погрузив руки в песок).

Мы во двор пошли гулять. (Идут по песку указательными и средними пальцами).

Бабу снежную лепили, (Лепят комочек двумя ладонями).

Птичек крошками кормили, (Крошат хлеб (песок) всеми пальчиками).

С горки мы потом катались, (Ведут пальцами по песку).

А еще в снегу валялись. (Ладошки кладут на песок одной и другой стороной).

Все в снегу домой пришли. (Отряхивают ладошки).

Съели суп и спать легли. (Едят ложкой (черпают песок ладошкой) суп, затем укладывают ладони на песок).

Теперь попробуем сделать артикуляционную гимнастику. Движение рук, пальцев в песке заключается в названии и действии, которое предполагает название. Можно детям давать разные установки: работаем полностью кистями рук, только средними пальцами, только мизинцами и т. д.

Заключение

Ученые всего мира пришли к выводу: что нетрадиционные методы и способы в большинстве случаев не только не уступают по своей эффективности воздействия на больной организм, но и по ряду показателей превосходят их. Они доступны, просты, эффективны, лишены побочных воздействий.

Очень важно в период дошкольного детства не упустить время, пока ребёнок наиболее интенсивно растет и развивается, каждому воспитателю необходимо грамотно сформулировать основные задачи сохранения здоровья детей в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения.

Наша методика решает проблемы физического воспитания, снижения заболеваемости, воспитания потребности в здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста, используя наряду с традиционными методами физического воспитания нетрадиционные методы оздоровления детей.

«Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов» - по определению Всемирной организации здравоохранения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Нетрадиционная форма оздоровления дошкольников: хатха - йога» /младший возраст/

Цель: Ø Познакомить педагогов с нетрадиционными способами оздоровления дошкольников.Ø Повышение профессионального мастерства и обмена опытом.План: 1.     Теоретическая часть.2....

Нетрадиционные формы оздоровления дошкольника

Методы и способы закаливания дошкольников...

МАСТЕР-КЛАСС «Нетрадиционные формы оздоровления дошкольников» в рамках муниципального обучающего семинара-практикума на тему «Мастер-класс как форма распространения опыта работы педагога ДОУ»

Цель: Познакомить присутствующих педагогов с нетрадиционными формами оздоровления детей, используемыми в практической деятельности. Стремиться развивать у коллег коммуникативные навыки и ум...

Программа дополнительного образования «Нетрадиционное рисование»

Программа дополнительного образования «Нетрадиционное рисование» для детей дошкольного возраста....

Программа дополнительного образования "Нетрадиционные техники рисования"

развитие творческих способностей детей в рисовании. Развитие мелкой моторики через нетрадиционные техники рисования....

Рабочая программа по дополнительному образованию (нетрадиционные техники рисования)

Рабочая программа опирается на понимание приоритетности воспитательной работы, направленной на развитие усидчивости, аккуратности, терпения, развитие абстрактного мышления, умение концентрировать вним...

Программа по дополнительному образованию "Нетрадиционные техники рисования"

Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения ...