Программа дополнительного образования «Нетрадиционное рисование»
рабочая программа на тему
Программа дополнительного образования «Нетрадиционное рисование» для детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pdo_netraditsionnoe_risovanie.docx | 96.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Рябинка»
Согласовано Утверждено
Старший воспитатель Заведующий МДОУ д/с «Рябинка»
_______Т.В.Добрынина ____Т.П.Хлебодарова
от «___»_____201_г приказ №___
от «___»_____201_г
Программа дополнительного образования
«Нетрадиционное рисование»
Воспитатель
Винокурова М,К.
с. Сотниково
2018г
Содержание
Раздел I. Целевой …………………………………………………………………………………………………………………………………….3
- Пояснительная записка………………………………………………………………………………………………………………………...….3
- Проблема и актуальность ………………………………………………………………………………………………………………………...3
1.3 Цели и задачи реализации программы …………………………………………………………………………………………………………..4
1.4 Принципы и подходы к формированию программы……………………………………………………………………………………………5
1.5 Характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста. ………………………………………………………………………6
1.6. Планируемые результаты освоения программы ……………………………………………………………………………………………….8
1.7. Целевые ориентиры (социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе
завершения дошкольного образования) в соответствии с ФГОС ДО ………………………………………………………………………...8
1.8. Планируемые результаты реализации программы (позиция педагога + развитие ребенка)………………………………………………...9
Раздел II. Содержательный ………………………………………………………………………………………………………………………..11
2.1 Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными
в образовательных областях……………………………………………………………………………………………………………………..11
2.2 Планирование образовательного процесса …………………………………………………………………………………………………….12
2.3.Тематическое планирование……………………………………………………………………………………………………………………..13
2.4 Взаимодействия с семьями воспитанников……………………………………………………………………………………………………..35
Раздел III. Организационный……………………………………………………………………………………………………………………...36
3.1. Материально-техническое обеспечение…………………………………………………………………………………………………...…...35
3.2 Перечень методических материалов и средств обучения и воспитания………………………………………………………………………36
3.3 Развивающая предметно - пространственная среда…………………………………………………………………………………………….37
Раздел I. Целевой
1.1. Пояснительная записка.
Программа дополнительного образования «Нетрадиционное рисование» разработана на основе Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273, Приказа МОиН РФ от 17 октября 2013г № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» и с учетом программы художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» И.А. Лыковой, пособия «Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий» под редакцией Р.Г.Казаковой.
1.2.Проблема и актуальность: В условиях постоянно ускоряющейся динамики процессов развития в культуре, экономике, образовании, одним из важных факторов успешности человека является творчество.
Особым потенциалом развития творческих способностей обладает изобразительная деятельность.
Рисование, как часть изобразительной деятельности является одним из важнейших средств познания мира и развитие знаний эстетического восприятия, т.к. оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью дошкольника.
Проблемой развития детского изобразительного творчества занимались педагоги: А.А.Венгер, Н.А.Ветлугина, Т.Г.Казакова, Т.С.Камарова и другие. В работах психологов: А.В.Запорожца, В.В. Давыдова, установлено, что дошкольники способны в процессе предметной чувствительности, в том числе рисовании, выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связи между отдельными явлениями и отражать их в образной форме.
Отсюда вытекает необходимость занятий не только изобразительным искусством, но и специальными видами изобразительного творчества, в том числе и рисованием.
Эта проблема актуальна, она подтверждается тем, что работа по рисованию в современных условиях педагогического процесса, в основном, вынесена за рамки занятий и практикуется в виде совместной или самостоятельной деятельности детей, что способствует формированию и развитию у детей основных знаний, умений и навыков по рисованию.
Главная задача, которая стоит перед педагогами по изобразительной деятельности, осуществление личностно-ориентированного подхода к каждому ребенку. Использование нетрадиционных техник по изобразительной деятельности способствует решению этой задачи.
Работа с необычными материалами позволяет детям ощутить незабываемые эмоции, развивает творческие способности ребенка, его креативность, что способствует общему психическому и личностному развитию детей.
Нетрадиционное рисование имеет ряд преимуществ:
Многообразие способов рисования; многообразие средств рисования; проявляет характер ребенка, его индивидуальность; вызывает целый комплекс эмоций; развивает мелкую моторику руки, прививает любовь к изобразительному искусству; непринужденно развивает творческие способности. Отсюда вытекает проблема: с помощью, какой деятельности должен осуществляться процесс детского творчества, и какими эффективными средствами он будет достигнут.
Меня с самого начала работы в детском саду интересовало художественное направление. Волновал вопрос, почему некоторые дети неохотно берутся за краски, демонстрируют одинаковые, словно отксерокопированные работы мне, как человеку творческому не нравилось. Я задумалась, почему дети не могут себя раскрыть, технически рисунок выполняют правильно, а творчества «восторга души» в работах не видно.
Все это свидетельствовало об отсутствии творчества, фантазии, воображения в работах детей. По методике типовой программы, постоянная демонстрация образов и приемов работы не удовлетворяла тем, что большинство детей не могло самостоятельно приступить к работе, боясь, что нарисуют «не так, не правильно», ждали указаний от воспитателя. «Прохождение» учебного материала в строго обозначенное время оставляло много незаконченных работ, сделанных для взрослого, но реально не отражающих того, что было значимо для рисующего ребенка.
В течении довольно долгого времени мне не удавалось добиться от детей того, что я считала главным, - искренности в своих рисунках.
Я поняла, необходимы какие-то другие способы изобразительной деятельности, чтобы в каракулях и цветных пятнах можно было увидеть момент рождения таланта ребенка. Поэтому, я выбрала эту тему, которая помогает развивать у ребенка творческие способности.
Начало моей работы было основано на базисных программах: М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой, Р.Г.Казаковой, Т.Н. Дороновой.
Формирование творческой личности ребёнка — одна из наиболее важных задач педагогической науки на современном этапе. Наиболее эффективное для этого средство — изобразительная деятельность. Изобразительная деятельность способствует активному познанию окружающего мира, воспитанию способности творчески отражать свои впечатления в графической и пластической форме. К тому же изобразительное искусство является источником особой радости, способствует воспитанию у ребёнка чувства гордости и удовлетворения результатами труда.
Новизной и отличительной особенностью программы по нетрадиционным техникам рисования является то, что она имеет инновационный характер, так как в системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития творчества детей: кляксография, граттаж, набрызг, монотипия, рисование отпечатком руки, пальцев, рисование с использованием различных материалов, батик, тампонированием и др. Используются самодельные инструменты, природные и бросовые материалы для нетрадиционного рисования. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, проявить фантазию, творчество.
1.3. Цели и задачи реализации программы:
Цель: Развитие у детей художественно-творческих способностей, посредством нетрадиционных техник рисования и формирование эмоционально-чувственного внутреннего мира. В увлекательной форме познакомить детей с различными средствами и способами изображения, развитие их творческих способностей, фантазии, воображения.
Задачи:
- Вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними.
- Побуждать детей изображать доступными им средствами выразительности то, что для них интересно или эмоционально значимо.
- Обучать приемам нетрадиционных техник рисования и способам изображения с использованием различных материалов.
- Создать условия для свободного экспериментирования с нетрадиционными художественными материалами и инструментами.
- Способствовать возникновению у ребенка ощущения, что продукт его деятельности – рисунок интересен другим (педагогу, детям, родителям, сотрудникам детского сада), дать почувствовать радость творчества и эстетического наслаждения.
- Развивать воображение детей, поддерживая проявления их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов.
- Воспитывать художественный вкус в умении подбирать красивые сочетания цветов.
- Развивать творческое воображение, фантазию, мышление дошкольников через занятия по освоению нетрадиционных техник рисования;
- Развивать у детей навыки самоанализа, необходимые для оценки собственных работ.
- Привлечь родителей к сотрудничеству в развитии творчества детей.
1.4. Принципы и подходы к формированию программы
Принципы:
- принцип культуросообразности: построение и/или корректировка универсального эстетического содержания программы с учѐтом региональных культурных традиций;
- принцип сезонности: построение и/или корректировка познавательного содержания программы с учѐтом природных и климатических особенностей данной местности в данный момент времени;
- принцип систематичности и последовательности: постановка и/или корректировка задач эстетического воспитания и развития детей в логике «от простого к сложному», «от близкого к далѐкому», «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому»;
- принцип цикличности: построение и/или корректировка содержания программы с постепенным усложнение и расширением от возраста к возрасту;
- принцип оптимизации и гуманизации учебно-воспитательного процесса;
- принцип развивающего характера художественного образования;
- принцип природосообразности: постановка и/или корректировка задач художественно-творческого развития детей с учѐтом «природы» детей - возрастных особенностей и индивидуальных способностей;
- принцип интереса: построение и/или корректировка программы с опорой на интересы отдельных детей и детского сообщества (группы детей) в целом.
- принцип эстетизации предметно-развивающей среды и быта в целом;
- принцип культурного обогащения (амплификации) содержания изобразительной деятельности, в соответствии с особенностями познавательного развития детей разных возрастов;
- принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской активности;
- принцип интеграции различных видов изобразительного искусства и художественной деятельности;
- принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности (воспитание человека думающего, чувствующего, созидающего, рефлектирующего);
- принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта;
- принцип организации тематического пространства (информационного поля) - основы для развития образных представлений;
- принцип взаимосвязи обобщѐнных представлений и обобщѐнных способов действий, направленных на создание выразительного художественного образа;
- принцип естественной радости (радости эстетического восприятия, чувствования и деяния, сохранение непосредственности эстетических реакций, эмоциональной открытости).
Подходы: Культурно-исторический (определяет развитие ребенка как «процесс формирования человека или личности, совершающийся путем возникновения на каждой ступени новых качеств, специфических для человека, подготовленных всем предшествующим ходом развития, но не содержащихся в готовом виде на более ранних ступенях развития. Культурно-историческая теория развития психики и развития личности Л.С. Выготский).
- Личностный (в основе развития заложена эволюция поведения и интересов ребенка, изменение структуры направленности поведения, поступательное развитие человека происходит за счет личностного развития. В дошкольном возрасте социальные мотивы поведения развиты недостаточно, поэтому деятельность ребенка определяется непосредственными мотивами. Исходя из этого положения, деятельность ребенка должна быть осмысленной, социально значимой, только в этом случае она будет оказывать на него развивающее воздействие. Я. Корчак, А.В. Мудрик и др.).
- Деятельностный (деятельность, наравне с обучением, как движущая сила психического развития ребенка. В каждом возрасте существует своя ведущая деятельность, внутри которой возникают ее новые виды, развиваются (перестраиваются) психические процессы и появляются личностные новообразования А.А. Леонтьев).
1.5. Характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста | |||||||
3-4 года 2 младшая группа | Прикосновение к жизни, искусству, творчеству. «Говорунки». В три года или чуть раньше любимым выражением ребенка становится «я сам». Ребенок хочет стать «как взрослый», но, понятно, быть им не может. Отделение себя от взрослого - характерная черта кризиса трех лет. Дети усваивают некоторые нормы и правила поведения, связанные с определенными разрешениями и запретами («можно», «нужно», «нельзя»). Речь становится более связной и последовательной. Дети могут пересказать литературное произведение, рассказать по картинке, описать характерные особенности той или иной игрушки, передавать своими словами впечатления из личного опыта и вообще самостоятельно рассказывать. Если близкие взрослые постоянно читают дошкольникам детские книжки, чтение может стать устойчивой потребностью. С нарастанием осознанности и произвольности поведения, постепенным усилением роли речи (взрослого и самого ребенка) в управлении поведением ребенка, становится возможным решение более сложных задачи в области безопасности. Но при этом взрослому следует учитывать несформированность волевых процессов, зависимость поведения ребенка от эмоций, доминирование эгоцентрической позиции в мышлении и поведении пятилетнего ребенка. | ||||||
4-5 лет средняя группа | Первое познание жизни, искусства, творчества. «Исследователи» Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Характеристика возрастных особенностей развития детей дошкольного возраста необходима для правильной организации осуществления образовательного процесса, как в условиях семьи, так и в условиях дошкольного образовательного учреждения (группы). Возрастные и индивидуальные особенности детей представлены в рабочих программах каждой возрастной группы. Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание. Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут. Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя с другим, что ведет к развитию образа Я ребенка, его детализации. У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен. | ||||||
5-6 лет старшая группа | Освоение жизни, искусства, творчества. «Философы и изобретатели». Качественные изменения в этом возрасте происходят в поведении дошкольников - формируется возможность саморегуляции, т.е. дети начинают предъявлять к себе те требования, которые раньше предъявлялись им взрослыми. Происходят изменения в представлениях ребенка о себе. Эти представления начинают включать не только характеристики, которыми ребенок наделяет себя настоящего, в данный отрезок времени, но и качества, которыми он хотел бы или, наоборот, не хотел бы обладать в будущем. Эти представления пока существуют как образы реальных людей или сказочных персонажей («Я хочу быть таким, как Человек-Паук», «Я буду как принцесса» и т.д.). В 5-6 лет у ребенка формируется система первичной гендерной идентичности, поэтому после 6 лет воспитательные воздействия на формирование ее отдельных сторон уже гораздо менее эффективны. В 5-6 лет дети имеют представление о внешней и внутренней красоте мужчин и женщин. Объем памяти изменяется не существенно. Улучшается ее устойчивость. Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Они могут заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 20-25 минут вместе со взрослым. Ребенок этого возраста уже способен действовать по правилу, которое задается взрослым. Дети учатся самостоятельно строить игровые и деловые диалоги, осваивая правила речевого этикета, пользоваться прямой и косвенной речью. Дети начинают употреблять обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки значений слов, многозначные слова. | ||||||
6-7 лет подготовительная группа | Погружение в жизнь, искусство, творчество. «Практики и прагматики» К 6-7 годам ребенок уверенно владеет культурой самообслуживания. В целом ребенок 6-7 лет осознает себя как личность, как самостоятельный субъект деятельности и поведения. В 6-7 лет у детей увеличивается объем памяти, что позволяет им непроизвольно запомнить достаточно большой объем информации. К концу дошкольного возраста происходят существенные изменения в эмоциональной сфере. С одной стороны у детей этого возраста более богатая эмоциональная жизнь, их эмоции глубоки и разнообразны по содержанию. С другой стороны, они более сдержаны и избирательны в эмоциональных проявлениях. Продолжает развиваться способность детей понимать эмоциональное состояние другого человека - сочувствие - даже тогда, когда они непосредственно не наблюдают его эмоциональных переживаний. К концу дошкольного возраста у них формируются обобщенные эмоциональные представления, что позволяет им предвосхищать последствия своих действий. Это существенно влияет на эффективность произвольной регуляции поведения - ребенок не только может отказаться от нежелательных действий или вести себя «хорошо», но и выполнять неинтересное. Расширяется мотивационная сфера дошкольников 6-7 лет за счет развития таких социальных по происхождению мотивов, как познавательные, просоциальные (побуждающие делать добро), а также мотивов самореализации. Поведение ребенка начинает регулироваться также его представлениями о том, «что такое хорошо и что такое плохо», задание, если будет понимать, что полученные результаты принесут кому-то пользу, радость и т.п. Большую значимость для детей 6-7 лет приобретает общение между собой. Их избирательные отношения становятся устойчивыми, именно в этот период зарождается детская дружба. Сложнее и богаче по содержанию становится общение ребенка со взрослым. По-прежнему нуждаясь в доброжелательном внимании, уважении и сотрудничестве взрослого, ребенок при этом стремится как можно больше узнать о нем, причем круг его интересов выходит за рамки конкретного повседневного взаимодействия. Осознают относительность мужских и женских проявлений (мальчик может плакать от обиды, девочка стойки переносить неприятности и т.д.); нравственную ценность поступков мужчин и женщин по отношению друг к другу. В играх дети 6-7 лет способны отражать достаточно сложные социальные события - рождение ребенка, свадьба, праздник, война и др. В игре может быть несколько центров, в каждом из которых отражается та или иная сюжетная линия. К концу дошкольного детства ребенок формируется как будущий самостоятельный читатель. Его интерес к процессу чтения становится все более устойчивым. В возрасте 6-7 лет он воспринимает книгу в качестве основного источника получения информации о человеке и окружающем мире. | ||||||
1.6. Планируемые результаты освоения программы | |||||||
1.7. Целевые ориентиры (социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения дошкольного образования) в соответствии с ФГОС ДО | |||||||
Общие показатели развития детского творчества: - компетентность (эстетическая компетентность) - творческая активность - эмоциональность -произвольность и свобода поведения - инициативность - самостоятельность и ответственность - способность к самооценке Специфические показатели развития детского творчества в продуктивных видах деятельности (по данным исследований Т.Г. Казаковой, Л.А. Парамоновой, Б.А. Флѐриной, А.Е. Шибицкой): - субъективная новизна, оригинальность и вариативность как способов решений творческой задачи, так и результата (продукта) детского творчества; - нахождение адекватных выразительно-изобразительных средств для создания художественного образа; - большая динамика малого опыта, склонность к экспериментированию с художественными материалами и инструментами; - индивидуальный «почерк» детской продукции; -самостоятельность при выборе темы, сюжета, композиции, художественных материалов и средств художественно-образной выразительности; - способность к интерпретации художественных образов; общая ручная умелость. Экспериментальная модель выразительного художественного образа как интегральной художественно-эстетической способности включает комплекс эстетических способностей и умений (И.А. Лыкова): - восприятие художественных образов (в произведениях искусства) и предметов (явлений) окружающего мира как эстетических объектов; - осмысленное «чтение» - распредмечивание и опредмечивание - художественно-эстетических объектов с помощью воображения и эмпатии, (носителем эстетического выступает выразительный образ как универсальная категория); -ь интерпретация формы и содержания, заключѐнного в художественную форму; - творческое освоение «художественного языка» - средств художественно- образной выразительности; - самостоятельное созидание (сотворение) художественных образов в изобразительной деятельности; - проявление эстетического отношения во всех видах детской художественной деятельности и повседневной жизни (таких, как: самодеятельные игры и занятия, прогулки, самообслуживание); - экспериментирование с художественными инструментами, материалами с целью «открытия» их свойств и способов создания художественных образов. | |||||||
1.8. Планируемые результаты реализации программы (позиция педагога + развитие ребенка) | |||||||
Возраст | Деятельность педагога | Развитие детей | |||||
Младший дошкольный возраст | Вступительная беседа воспитателя, сообщение темы, нетрадиционных приёмов, с которыми будут работать: | Различать способы нетрадиционного рисования; самостоятельно создавать индивидуальные художественные образы, используя различные известные ему способы рисования и средства выразительности (линия, цвет, композиция, колорит и т. д.) самостоятельно передавать сюжетную композицию; | |||||
Средний дошкольный возраст | Вступительная беседа воспитателя, сообщение темы, нетрадиционных приёмов, с которыми будут работать; • показ образца, сенсорное обследование; • показ приёмов создания образа или композиции. Выбор материалов; • самостоятельная работа (составление композиции или образа); • анализ готовой работы; • уборка рабочих мест. | Нетрадиционные способы и материалы: пальчики, ладошки, пробковые и картофельные печатки, ватные палочки, губка; - цвета и оттенки (красный, желтый, синий, зелёный, белый, чёрный, коричневый, оранжевый, голубой, серый). - свойства акварели и её отличия от гуашевых красок; - характерные и отличительные признаки предметов быта и животных. изменять положение руки в зависимости от приёмов рисования; - владеть нетрадиционными изобразительными техниками: рисование пальчиками, ладошкой, печатание различными печатками, тычкование полусухой жёсткой кистью, рисование ватными палочками, тампонирование губкой резерв из свечи в сочетании с акварелью, оттиск различными печатками и мятой бумагой, предметная монотипия, акварель по-сырому; - ориентироваться в понятиях: форма, цвет, количество, величина предметов; - использовать разнообразие цвета, смешивать краски на палитре для получения нужного оттенка; - комбинировать разные способы изображения и изоматериалы; - изображать отдельные предметы, а также простые по композиции сюжеты; - создавать простейшие узоры из чередующихся по цвету элементов одинаковой формы; - творить в сотворчестве с воспитателем и детьми. | |||||
Старший дошкольный возраст | Вступительная беседа воспитателя, сообщение темы, нетрадиционных приёмов, с которыми будут работать; • показ образца, сенсорное обследование; • показ приёмов создания образа или композиции. Выбор материалов; • самостоятельная работа (составление композиции или образа); • анализ готовой работы; • уборка рабочих мест. | Виды изобразительного искусства (натюрморт, пейзаж, графика); - теплые и холодные оттенки спектра; - особенности внешнего вида растений, животных, строения зданий. - различать виды изоискусства; - владеть навыками в нетрадиционных техниках изображения (эстамп, батик, кляксография, гравирование, граттаж, акварель по-сырому, рисование с использованием трафарета и шаблона, набрызг, рисование штрихами, “мозаичное” рисование, пластилиновая графика); - смешивать краски для получения новых оттенков; - передавать особенности внешнего вида растений, животных, строения зданий; - сочетать различные виды изобразительной деятельности и изоматериалы; - рисовать самостоятельно; - создавать коллективные коллажи в сотрудничестве со сверстниками и воспитателем | |||||
Раздел II. Содержательный | |||||||
2.1. Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в образовательных областях (ОО) | |||||||
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» | |||||||
Решение проблемных ситуаций, воспитание дружеских взаимоотношений. Продолжать формировать умение согласовывать свои действия с действиями партнеров. Создавать атмосферу творчества и доверия, давая каждому ребенку возможность реализовать свой замысел. Поощрять импровизацию, формировать умение свободно чувствовать себя в использовании предметов при рисовании. развитие умения поддерживать беседу, обобщать, делать выводы, высказывать свою точку зрения. Поощрять попытки делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями. Воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности, бережное отношение к материалам и инструментам | |||||||
Образовательная область «Познавательное развитие» | |||||||
Развивать восприятие, умение выделять разнообразные свойства и отношения предметов (цвет, форма, величина, расположение в пространстве и т.п.), включая разные органы чувств: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус. Продолжать развивать умение сравнивать предметы, устанавливать их сходство и различие. Продолжать знакомить с цветами спектра. Продолжать формировать умение различать цвета по светлоте и насыщенности, правильно называть их. Совершенствовать глазомер. Создавать условия для реализации детьми проектов трех типов: исследовательских, творческих и нормативных. Использовать игры по художественному творчеству, игры – экспериментирование. | |||||||
Образовательная область «Речевое развитие» | |||||||
Рразвитие умения поддерживать беседу, обобщать, делать выводы, высказывать свою точку зрения, чтение стихов и рассказов о природе, овладение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества. Обращать внимание детей на оформление книги, на иллюстрации. Сравнивать иллюстрации разных художников к одному и тому же произведению. | |||||||
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» | |||||||
Различать способы нетрадиционного рисования; самостоятельно создавать индивидуальные художественные образы, используя различные известные ему способы рисования и средства выразительности (линия, цвет, композиция, колорит и т. д.); самостоятельно передавать сюжетную композицию; давать мотивированную оценку результатам своей деятельности; различать и называть способы нетрадиционного рисования; знать различные приемы работы карандашом, тушью, акварелью, гуашью. Передавать в работе не только настроение, но и собственное отношение к изображаемому объекту. Уметь применять полученные знания на практике; Знать основы цветоведения; Развито умение работать в коллективе, умение давать самооценку. | |||||||
2.2. Планирование образовательного процесса Количество занятий в неделю 1, в месяц 4 занятия. В год проводится 36 занятий. | |||||||
Распределение времени для реализации художественно – эстетическое развитие в нетрадиционной технике рисования | |||||||
От 3 до 4 лет | От 4 до 5лет | От 5 до 6 лет | От 6 до 7 лет | ||||
Продолжительность занятия. | 15 мин | 20 мин | 20 – 25 мин | 20 – 25 мин | |||
Периодичность в неделю | 1 раз | 1 раз | 1 раз | 1 раз | |||
Количество часов в месяц | 1 час | 1час 20 мин | 1 час 30 мин | 1 час 30 мин | |||
Количество часов в год | 12 часов | 14часов 40 мин | 16 часов | 16 часов |
2.3.Тематическое планирование | |||||||||
Тема занятия | Техника рисования | Развернутое содержание работы | Варианты итоговых мероприятий | ||||||
Вторая младшая группа Сентябрь | |||||||||
«Мой любимый дождик» | Рисование пальчиками | Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой - рисование пальчиками. Учить рисовать дождик из тучек, используя точку как средство выразительности. Развивать наблюдательность, внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь. Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами. | Творческая выставка детских работ для родителей в уголке «Территория творчества». | ||||||
«Осеннее дерево» | Тычок жесткой кистью | Совершенствовать умение в данной технике. Развивать чувство ритма, композиции, воображение. Воспитывать аккуратность. | |||||||
«Мухомор» | Рисование пальчиками | Учить наносить ритмично точки на всю поверхность шляпки мухомора. Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. | |||||||
«Цветочная поляна» | Примакивание. | Совершенствовать умение в данной технике. Развивать чувство композиции. | Тематическая выставка творческих работ детей для педагогов детского сада к дню «Дошкольного работника» | ||||||
Октябрь | |||||||||
«Нарисуй воздушные шарики» | Оттиск пробкой, рисование пальчиками | Учить рисовать предметы овальной формы. Упражнять в украшении рисунков | Тематическая выставка на тему «Осень золотая» в приемной комнате. | ||||||
«Ветка рябины» | Рисование пальчиками, примакивание | Учить рисовать на ветке ягодки (пальчиками) и листики (примакиванием). Закрепить данные навыки рисования. Развивать чувство композиции | |||||||
«Компоты и варенье в баночках» | Рисование пальчиками. | Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Продолжать учить наносить ритмично точки на всю поверхность банки. Развивать чувство композиции. | |||||||
«Осенние листья» | Отпечаток листьев. | Познакомить с техникой печатания листьев. Развивать наблюдательность, внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь. | |||||||
«Яблоко – красное, сладкое» | Рисование кистью. | Учить рисовать яблоко гуашью. Совершенствовать технику рисования. | Оформление эстетической развивающей среды в группе. | ||||||
Ноябрь | |||||||||
«Мои игрушки» | Оттиск пробкой, рисование Пальчиками. | Упражнять в рисовании предметов круглой формы. Закреплять умение украшать предметы | Выставка творческих работ в приемной «Разноцветная палитра» | ||||||
«Колобок катится по дорожке» | Рисование кистью. | Создание образа колобка на основе круга. Самостоятельное использование таких выразительных средств, как линия, форма, цвет. | Пополнение творческими работами детей уголка «В гостях у сказки» | ||||||
«Аленький цветочек» | Рисование пальчиками. | Учить детей создавать ритмические композиции. Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами. | |||||||
«Наряды для наших кукол» | Рисование пальчиками. | Учить детей создавать ритмические композиции. Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. Вызвать у детей желание нарисовать красивые платья для кукол, живущих в нашей группе. | Наглядный материал для дидактической игры «Подбери наряд для куклы» | ||||||
Декабрь | |||||||||
«Красивые салфетки» | Рисование кистью. | Учить рисовать узоры на салфетках круглой формы. Закрепить умение сочетать элементы декора по цвету и форме (точки, круги, пятна, линии прямые). Развитие чувства композиции. | Творческая выставка детских работ для родителей в уголке «Территория творчества». | ||||||
«Моя любимая чашка» | Рисование в технике печатанья | Закрепить умение украшать простые по форме предметы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность бумаги. Упражнять в технике печатанья. | |||||||
«Дерево зимой» | Рисование кистью. | Учить детей отражать впечатления зимы; рисовать предмет, состоящий из вертикальных и наклонных линий. Дорисовывать хлопья снега путем примакивания белой краски, ворсом кисти. | Творческие работы для оформления групповой комнаты на тему зима. | ||||||
«Звездочки на зимнем небе» | Рисование пальчиками. | Учить детей создавать ритмические композиции. Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. Воспитывать интерес к природе и отображению ярких представлений в рисунке. | |||||||
Январь | |||||||||
«Новогодние игрушки» | Рисование кистью. | Учить детей изображать округлые формы и знакомые ёлочные игрушки доступными им средствами выразительности. Вызвать у детей радостное настроение в связи с приходом новогодних праздников. | Тематическая выставка детских работ «Скоро, скоро новый год!» | ||||||
«Зимний лес» | Рисование кистью. | Закрепить умение рисовать деревья. Развивать чувство композиции. | |||||||
«Снегопад за окном» | Рисование пальчиками. | Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Учить наносить ритмично точки на всю поверхность листа. Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. Воспитывать интерес к природе и отображению ярких впечатлений в рисунке. | |||||||
«Зайка» | Рисование пальчиками. | Развивать чувство ритма, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами; вызвать у детей желание помочь зайчику спрятаться в зимнем лесу – нарисовать для него белую шубку | Творческая выставка детских работ для родителей в уголке «Территория творчества». | ||||||
Февраль | |||||||||
«Плюшевый медвежонок» | Рисование поролоном. | Побуждать детей передавать в рисунке образ знакомой игрушки, закреплять умение изображать форму частей, их относительную величину, расположение, цвет. Учить рисовать крупно. Развивать творческое воображение. | Творческая выставка детских работ для родителей в уголке «Территория творчества». | ||||||
«Морское путешествие» | Рисование пальчиками. | Развивать чувство ритма, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами. | |||||||
«Веселая птичка» | Рисование пальчиками. | Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Учить различать оттенки оранжевый, фиолетовый. Развивать чувство ритма, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. | |||||||
«Маленький друг» | Рисование способом тычка. | Познакомить с техникой рисования тычком полусухой жесткой кистью. Учить имитировать шерсть животного, используя создаваемую тычком фактуру как средство выразительности. Учить наносить рисунок по всей поверхности бумаги. | Участив районном конкурсе творческих работ по нетрадиционному рисованию. | ||||||
Март | |||||||||
«Во дворе» | Рисование ладошками и пальчиками. | Упражнять в технике рисования пальчиками и печатанья ладошками. Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику. Воспитывать интерес и отображению ярких впечатлений в рисунке различными средствами. Развивать чувство композиции. | Оформление уголка природы на тему «Весна» | ||||||
«Веселые осьминожки» (коллективная работа). | Рисование ладошками. | Продолжать знакомить с техникой печатанья ладошками. Закрепить умение дополнять изображение деталями. Развивать цветовосприятие, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами; вызвать желание сделать коллективную работу, рисовать всем вместе. | Пополнение дидактической игры «Морские обитатели» | ||||||
«Веточка мимозы» | Рисование пальчиками. | Упражнять в технике рисования пальчиками, создавая изображение путём использования точки как средства выразительности; закрепить знания и представления о цвете (жёлтый), форме (круглый), величине (маленький), количестве (много). Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами. Вызвать желание сделать в подарок маме красивый букет. | Подарки для мам и бабушек. | ||||||
«Салфетка» | Рисование пальчиками. | Учить различать оттенки фиолетовый, розовый. Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами. | Выставка творческих работ в уголке творчества. | ||||||
Апрель | |||||||||
«Ваза с фруктами» | Рисование кистью. | Продолжать учить составлять натюрморт из фруктов, определять форму, величину, цвет и расположение различных частей, отображать эти признаки в рисунке. Продолжать знакомить с техникой сочетания восковых мелков и акварели. | Творческая выставка детских работ для родителей в уголке «Территория творчества». | ||||||
«Солнышко» (коллективная работа). | Рисование ладошками. | Продолжать знакомить с техникой печатанья ладошками. Учить наносить быстро краску и делать отпечатки – лучики для солнышка. Развивать цветовосприятие, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами; вызвать желание сделать коллективную работу, рисовать всем вместе. | |||||||
«Жар- птица» | Рисование ладошками. | Учить наносить быстро краску и делать отпечатки –птицы. Развивать мелкую моторику, внимание, мышление. Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способам. | |||||||
«Улитки на прогулке» | Рисование пальчиками. | Упражнять в технике рисования пальчиками. Закрепить умение равномерно наносить точки на всю поверхность предмета. Развивать мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами. | |||||||
Май | |||||||||
«Носит одуванчик желтый сарафанчик» | Рисование пальчиками. | Упражнять в технике рисования пальчиками. Закрепить умение ритмично точки на всю поверхность листа. Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. Воспитывать интерес к природе и отображению ярких впечатлений в рисунке. | Тематическая выставка детских работ «Давайте беречь природу» | ||||||
«Божьи коровки» | Рисование пальчиками. | Учить детей пальчиком рисовать кружочки, черного цвета. Развивать мелкую моторику. | |||||||
«Мой веселый звонкий мяч» | Рисование кистью. | Рисование круглых двуцветных предметов: создание контурных рисунков, замыкание линии в кольцо и раскрашивание, повторяющее очертания нарисованной фигуры. | Итоговая выставка творческих работ детей для детского сада. | ||||||
«Радуга-дуга» | Рисование кистью. | Создание образа сказочной радуги и цветных королевств (по выбору, развитие творческого воображения. | |||||||
(Средняя группа) | |||||||||
Сентябрь | |||||||||
Диагностика | По желанию ребенка. | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментирование с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. | Выставка детских работ на тему «Осень золотая» | ||||||
«Укрась платочек» | Оттиск пробкой, пальчиками. | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментирование с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. | |||||||
«Мухомор» | Рисование пальчиками, фон – монотипия. | Упражнять в рисовании пальчиками. Познакомить с техникой монотипии для создания фона. Воспитывать аккуратность. | |||||||
«Ветка рябины» | Рисование пальчиками, фон – пастель. | Упражнять в рисовании пальчиками. Познакомить с новым материалом – пастель. Учить создавать фон пастелью. Развивать чувство композиции, цветовосприятия. Воспитывать аккуратность. | |||||||
«Деревья осенью» | Отпечаток листьями, оттиск скомканной бумагой. | Учить рисовать деревья с помощью отпечатка листьев; небо, опавшую листву – оттиском скомканной бумаги. Развивать чувство композиции, цвета. | |||||||
Октябрь | |||||||||
«Осенний лес» (коллективная работа) | Рисование с использованием салфеток. | Учить детей катать шарики из салфеток, аккуратно приклеивать их на основу. Развивать мелкую моторику. | Тематическая выставка детских работ «Природа в осеннее время» | ||||||
«Листопад» (коллективная работа) | Пуантилизм (рисование точками). | Познакомить с техникой пуантилизм, учить рисовать в данной технике. Учить аккуратно наклеивать листья на общую работу. Развивать композиционные умения. | |||||||
«Фрукты» (натюрморт) | Рисование с использованием ватных дисков. | Познакомить с техникой рисования с использованием ватных дисков. Научить составлять натюрморт. Развивать чувство цвета, композиции. Воспитывать аккуратность. | |||||||
«Паутина» | Рисование окрашенным шариком. | Познакомить с рисованием с помощью шарика. Развивать воображение, творчество. | |||||||
Ноябрь | |||||||||
«Белочка в дупле» | Рисование ладошкой, пальчиками. | Учить рисовать ладошкой, совершенствовать технику рисования пальчиком. Развивать композиционные умения. Воспитывать аккуратность. | Пополнение альбома дикие животные в уголке природы | ||||||
«Моя любимая игрушка» | Пуантилизм. | Совершенствовать умение детей рисовать ватными палочками. Развивать чувство цвета | Выставка для родителей на тему «Мои игрушки» | ||||||
«Волшебные зонтики» | Пластилинография. | Знакомить с техникой пластилинография. Развивать чувство цвета, мелкую моторику. Воспитывать аккуратность. | |||||||
«Котенок» | Тычок полусухой жесткой кистью. | Учить работать в данной технике. Учить отображать в рисунке облик животного. Развивать чувство ритма, композиции. Воспитывать аккуратность. | |||||||
Декабрь | |||||||||
«Домик» | Оттиск пенопластом. | Совершенствовать умения в данной технике. Развивать чувство ритма, композиции, цвета. | Тематическая выставка «Зимушка – зима» | ||||||
«Зимнее дерево» | Рисование зубной пастой. | Познакомить с новым нетрадиционным материалом для рисования. Воспитывать аккуратность. | |||||||
«Елочка» | Рисование ладошками. | Совершенствовать умения рисовать в данной технике. Развивать композиционные умения. Воспитывать аккуратность. | |||||||
«Укрась елочку бусами» | Рисование палочками, оттиск пробкой. | Упражнять в изображении елочных бус с помощью рисования пальчиком и печатания пробкой. Учить чередовать бусинки по цвету. | |||||||
Январь | |||||||||
«Красивые снежинки» | Свеча, акварель. | Познакомить с данной техникой. Развивать воображение, творческое мышление. | Выставка детских работ для родителей «Зимние забавы» | ||||||
«Снеговик» | Штамп, рисование ватными палочками | Совершенствовать умения в данной технике. | |||||||
«Зима» | Рисование на мятой бумаге. | Познакомить с техникой рисования на мятой бумаге. Развивать композиционные умения. | |||||||
«Метель» | Ниткография. | Познакомить с техникой ниткография, учить рисовать в данной технике. Развивать воображение, ассоциативное мышление. | |||||||
Февраль | |||||||||
«Укрась варежки» | Тычок жесткой кистью, рисование ватными палочками. | Совершенствовать умения в технике тычок жесткой кистью. Учить украшать варежки, используя ватные палочки. Развивать чувство ритма, цвета. | Участие детских работ в конкурсах на тему «Декоративное рисование разными способами» | ||||||
«Северное сияние» | Монотипия. | Совершенствовать умения в данной технике. Помочь в создании выразительного образа. Развивать чувство цвета. | |||||||
«Придумай и дорисуй» | Создание образов. | Учить детей создавать новые образы. Развивать творческое воображение | |||||||
«Снежинка» | Пластилинография | Совершенствовать работу в данной технике. Воспитывать аккуратность. | |||||||
Март | |||||||||
«Цветок для мамы» | Пуантилизм. | Совершенствовать умения в данной технике. Развивать чувство цвета, композиции. | Детские работы в подарок маме и бабушке. | ||||||
«Волшебный цветок» | Рисование пастелью. | Учить рисовать цветы пастелью. Развивать воображение, чувство цвета. | |||||||
«Облака» | Рисование по сырому. | Познакомить с техникой рисования по сырому. Помочь в создании выразительного образа. Развивать воображение, наблюдательность. Воспитывать эмоциональную отзывчивость. | Детские работы для оформление групповой комнаты по проекту «Весна красна» | ||||||
«Весеннее солнышко» | Рисование ладошками. | Закрепить умение рисовать ладошкой. Создать бодрое, радостное настроение. | |||||||
Апрель | |||||||||
«Деревья смотрят в лужу» | Монотипия. | Совершенствовать умение детей рисовать в данной технике. Продолжать учить создавать образ дерева. | Выставка работ для родителей. | ||||||
«Космос» | Граттаж. | Познакомить с техникой граттаж. Развивать композиционные умения. | Участие детей в конкурсе «Космос глазами детей» | ||||||
«Весенний пейзаж» | Оттиск скомканной бумагой. | Продолжать учить рисовать в технике оттиск скомканной бумагой. Развивать чувство цвета, композиции. | Тематическая выставка «Цветущая весна» | ||||||
«Цветущая ветка» | Выдувание трубочкой, аппликация. | Учить детей рисовать в данной технике, дополнять работу вырезанными цветами. Развивать воображение, ассоциативное мышление. | |||||||
Май | |||||||||
«Праздничный салют» | Восковые мелки, акварель. | Учить изображать салют, используя восковые мелки, акварель для фона. | Итоговая выставка детских работ «Территория творчества» | ||||||
«Красивые бабочки» | Рисование ладошкой. | Совершенствовать технику рисования ладошкой. Учить украшать бабочку, используя ватные палочки. Развивать чувство цвета. | |||||||
«Бабочка» | Монотипия. | Продолжать знакомить детей с данной техникой. Познакомить с симметрией (на основе бабочки). Развивать пространственное мышление. | |||||||
«День защиты детей» (плакат) | Рисование ладошками. | Закрепить технику рисования ладошками. Учить дополнять композицию деталями, используя разные изобразительные средства. | |||||||
(Старшая группа) | |||||||||
Сентябрь | |||||||||
«Краски и отпечатки» | Монотипия | Создать условия для знакомства детей с понятием монотипия; развивать чувство цвета | Выставка творческих работ детей «Территория творчества» для родителей. | ||||||
«Бабочка - красавица» | Монотипия | Закрепить умение использовать технику монотипия; познакомить детей с симметрией (на примере бабочки); развивать пространственное мышление. | |||||||
«Цветочная ваза» | Печатание | Закрепить умение составлять простые узоры, используя технику печатания; развивать чувство композиции | |||||||
«Ветка рябины» | Кляусография, рисование пальчиками. | Познакомить со способом изображения – кляксография, учить рисовать с натуры; закрепить умение рисовать пальчиками; развивать чувство композиции, цветовосприятие. | |||||||
«Осенние волшебные цветочки» | Печатание листьями. | Познакомить с техникой печатания листьями; развивать цветовосприятие. | |||||||
Октябрь | |||||||||
«Разрисованные листья» | Печатание листьями. | Создать условия для самостоятельного творчества – рисование отпечатками листьев; учить дополнять изображение подходящими деталями. | Выставка детских работ на тему «Осенний пейзаж» | ||||||
«Осенние пейзажи» | Рисование по сырому. | Развивать чувство композиции, совершенствовать умение работать в технике рисование по сырому; содействовать наиболее выразительному отражению впечатлений об осени. | |||||||
«Пушистые животные» | Тычок жесткой кистью. | Совершенствовать умение детей рисовать в технике «тычок жесткой кистью»; учить, наиболее выразительно, отображать в рисунке облик животных; развивать чувство композиции. | |||||||
«В подводном мире» | Восковые мелки и акварель. | Совершенствовать умение рисовать в нетрадиционной изобразительной технике восковые мелки + акварель; развивать воображение, чувство композиции | Пополнение природного уголка рисунками детей о подводном царстве. | ||||||
Ноябрь | |||||||||
«Осьминожки» | Рисование ладошками. | Развивать у детей чувство цвета, умение выполнять рисунок не только кистью, но и руками, пальцами; развивать эстетическое восприятие. | Пополнение природного уголка рисунками детей о подводном царстве. | ||||||
«Веселый жучок» | Кляксография с трубочкой. | Познакомить детей с техникой рисования кляксография с трубочкой; развивать у детей воображение, интерес к результатам рисования, понимать рисунок, как средство передачи впечатлений | Тематическая выставка «И все о природе» | ||||||
«Пасмурный день» | Рисование по сырому. | Продолжать учить детей рисовать в нетрадиционной технике - по сырому; развивать ассоциативное мышление и образное восприятие; воспитывать бережное отношение к природе. | |||||||
«Сказочный лес» | Кляксография. | Продолжать учить детей технике кляксография; закрепить знание детей о пейзаже; развивать фантазию, воображение. | Пополнение дидактической игры «Угадай дерево» | ||||||
Декабрь | |||||||||
«Первый снег» | Рисование пальчиками. | Учить рисовать дерево без листьев; закрепить умение изображать снег, используя рисование пальчиками; развивать чувство композиции. | Тематическая выставка для родителей «Снежная зима» | ||||||
«Танец сказочных снежинок» | Рисование ватными палочками | Создать условия для овладения детьми нетрадиционной техникой рисования ватной палочкой; развитие фантазии. | |||||||
«Птицы на ветках» | Рисование штампами. | Продолжать совершенствовать умение рисовать снегирей и синиц при помощи штампов; развивать эстетическое восприятие; воспитывать бережное отношение к природе. | |||||||
«Елочка - красавица» | Рисование ладошками и пальчиками. | Учить рисовать елку при помощи руки; учить украшать елку бусами, используя рисование пальчиками. | |||||||
Январь | |||||||||
«Снеговик в зимнем лесу» | Печатание. | Совершенствовать умение детей изображать снеговика, активизировать самостоятельность в продумывании композиции рисунка. | Выставка детских работ для детей разных групп «Маленькие умельцы» | ||||||
«Мой маленький добрый друг» | Тычок полусухой жесткой кистью. | Продолжать учить детей делать тычки жесткой полусухой кистью внутри контура; развивать умение слушать потешку и имитировать движения зайца по ходу текста; воспитывать любовь к родной природе. | |||||||
«Сказочный пингвин» | Оттиск поролоном. | Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования – оттиск поролоном; развивать пространственное мышление; воспитывать любовь к природе. | |||||||
По замыслу. | Различные. | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами; закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему. | |||||||
Февраль | |||||||||
«Морозные узоры» | Рисование свечей. | Познакомить с техникой рисование свечей; вызвать у детей интерес к зимним явлениям природы; развивать зрительную наблюдательность, воображение, творчество. | Участие детей в конкурсе «Мы рисуем зиму» | ||||||
«Сказочная птица» | Кляксография. | Учить дорисовывать детали объектов, полученных в ходе спонтанного изображения; развивать самостоятельность, активность в поисках способов изображения сказочного образа. | |||||||
«Дома в городе снеговиков» | Восковые мелки и акварель. | Совершенствовать технику рисования восковыми мелками и акварелью; учить передавать образ сказочного домика; развивать чувство композиции. | |||||||
«Подарок для папы» | Различные. | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках; закреплять умение выбирать самостоятельно технику и цвет. | |||||||
Март | |||||||||
«Подснежник» | Пластилинография. | Познакомить с новой техникой рисования –пластилинографией; развивать эстетическое восприятие; воспитывать бережное отношение к природе. | Оформление групповой комнаты на тему «Пришла весна» | ||||||
«Весна пришла» | Восковые мелки. | Закрепить знание детей о пейзаже; развивать мелкую моторику, цветовосприятие; учить рисовать восковыми мелками. | |||||||
«Звездное небо и его чудеса» | Набрызг. | Познакомить с техникой рисования набрызг; учить создавать образ звёздного неба, используя смешения красок и набрызг; развивать цветовосприятие. | |||||||
«Весеннее небо» | Рисование по мокрому. | Создать условия для свободного экспериментировани я с акварельными красками; учить изображать небо способом цветовой растяжки «по мокрому»; развивать творческое воображение. | |||||||
Апрель | |||||||||
«Смешные рожицы» | Рисование пальчиками. | Совершенствовать технику рисования пальчиками; развивать мелкую моторику рук; воспитывать интерес к рисованию. | Выставка работ, посвященная «День юмора и смеха» | ||||||
«Загадочный мир космоса» | Кляксография. | Совершенствовать технику рисования кляксография; учить дорисовывать детали объектов, полученных в ходе спонтанного изображения; развивать самостоятельность, активность в поисках способов изображения сказочного образа. | Пополнение детскими работами мини – музея «Все о космосе» | ||||||
«Волшебный дождик» | Рисование свечой. | Закреплять технику рисования свечой; аккуратно закрашивать лист жидкой краской; развивать творческое воображение; воспитывать интерес к рисованию. | Выставка для родителей «Территория творчества» | ||||||
«Золотая рыбка» | Пластилино- графия. | Совершенствовать технику рисования пластилином; развивать эстетическое восприятие; воспитывать бережное отношение к природе. | |||||||
Май | |||||||||
«Волшебные кляксы» | Кляксография. | Совершенствовать технику рисования кляксография; учить дорисовывать детали объектов, полученных в ходе спонтанного изображения; развивать самостоятельность, активность в поисках способов изображения сказочного образа. | Участие детских работ в конкурсе посвященному Дню победы. | ||||||
«Одуванчик вдруг расцвел» | Восковой мелок, акварель, тычкование. | Совершенствовать умения в данных техниках; учить отображать облик одуванчика наиболее выразительно, использовать необычные материалы для создания выразительного образа. | |||||||
«Мир в котором мы живем» | Различные. | Совершенствовать технические навыки в рисовании нетрадиционными техниками; показать целостность окружающего мира. | Выставка работ, посвященная дню защиты детей. | ||||||
(Подготовительная группа) | |||||||||
Сентябрь | |||||||||
Ёжик | Кляксография трубочкой | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках | Выставка детских работ, посвященная дню «Дошкольного работника» | ||||||
Осенние листья | Печатание листьями | Познакомить с новым способом изображения – раздуванием краски через трубочку, освоить новый способ спонтанного рисования. | |||||||
Ваза для цветов | Печать (печатками, по трафарету) «знакомая форма – новый образ» | Познакомить с новым видом изобразительной техники – «печать растений». Развивать чувства композиции, цветовосприятия | |||||||
Октябрь | |||||||||
Осенние пейзажи | Рисование по сырому | Учить отражать особенности изображаемого предмета, используя различные нетрадиционные изобразительные техники. Развивать чувство композиции, совершенствовать умение работать в разных техниках. | Оформление групповой комнаты на тему «Осень золотая» | ||||||
Пестрые кошки | Рисование ватными палочками | Закреплять умение передавать колорит дымковских узоров. Учить комбинировать различные, освоенные ранее, элементы в новых сочетаниях. Развивать чувство композиции, цветовое восприятие. | |||||||
Листопад | Тиснение | Познакомить с техникой тиснения. Учить обводить шаблоны листьев простой формы, делать тиснение на них. | |||||||
Идёт дождь | Восковые карандаши и акварельные краски. | Учить пользоваться восковыми карандашами и красками (совмещать). Закреплять умение строить композицию рисунка. | |||||||
Ноябрь | |||||||||
Осень на палитре краски разводила | Монотипия | Познакомить детей с последовательностью выполнения монотипии; развивать чувство цвета, и композиции, творческое воображение. | Выставка детских работ для родителей «Территория творчества» | ||||||
В подводном мире | Рисование ладошкой, восковыми мелками, акварелью | Совершенствовать умение в нетрадиционной изобразительной технике (восковые мелки + акварель, отпечатки ладоней). Учить превращать отпечатки ладоней в рыб и медуз, рисовать различные водоросли. Развивать воображение, чувство композиции. | |||||||
Барышня | Рисование ватными палочками. | Продолжать знакомство с городецкой росписью. Закреплять знания о характерных элементах композиции. | |||||||
Небо при закате солнца | Монотипия пейзажная | Закрепить умение складывать лист пополам, на одной стороне рисовать пейзаж, на другом получить его отражение в озере. Половинку листа протереть губкой. | |||||||
Декабрь | |||||||||
Фантазии | Кляксография, «знакомая форма – новый образ» | Продолжать знакомить с нетрадиционной художественной техникой кляксографии. Закрепить умение работать в технике «старая форма – новое содержание». Развивать воображение | Оформление групповой и приемной комнат на тему «К нам зима шагает снежными шагами» | ||||||
Зимние узоры | Граттаж | Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой черно-белого граттажа. Упражнять в использовании таких средств выразительности, как линия, штрих. | |||||||
Морозные узоры на окне | Свеча + акварель | Учить создавать узоры, используя свечу и акварель. Расширять и разнообразить образный ряд, применяя разные декоративные элементы. Развивать чувство формы и композиции. | |||||||
Дед Мороз | Гуашь + соль | Научить новому приему оформления изображения: присыпание солью по мокрой краске для создания объемности изображения. | |||||||
Январь | |||||||||
Царство хозяйки зимы | Печатание, кляксография | Закрепить умения отражать в рисунке впечатления, полученные при наблюдении зимней природы; использовать холодную гамму красок для передачи зимнего колорита; развивать творчество детей, художественный вкус, фантазию, пространственное воображение. | Участие детских работ в конкурсе, на тему «Зимние пейзажи». | ||||||
Витражи для окошек в избушке Зимушке-Зимы | Витраж | Формировать интерес к зимней природе, помочь увидеть ее красоту, познакомить со словами витраж и его техникой. Учиться смешивать на палитре краски. | |||||||
Зимняя ночь | Набрызг, кляксография | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для изображения снежинок, звёзд, деревьев нетрадиционными способами рисования; развивать творческие способности детей | |||||||
Сказочная жар – птица | Раздельный мазок | Познакомить детей с новой техникой рисования – раздельный мазок Развивать цветовосприятие Воспитывать эстетические чувства | Участие в конкурсе на тему «Русские народные сказки» | ||||||
Февраль | |||||||||
Необычные машины | Оттиск пробкой и печатками, черный маркер + акварель, «знакомая форма – новый образ» | Упражнять в комбинировании различных техник; развивать чувство композиции, ритма, творчество, воображение. | Выставка для родителей. | ||||||
Город спит | Полоски картона | Учить рисовать полосками картона, использовать образцы; составлять сюжет; закрепить умение набирать краску на картон и изображать предметы. | |||||||
Галстук для папы | Оттиск пробкой, печатками из ластика, печать по трафарету, «знакомая форма – новый образ». | Закрепить умение украшать галстук простым узором, используя крупные и мелкие элементы | Детские работы, посвященные «23 февраля» | ||||||
Филин | Тычок полусухой жесткой кистью | Учить создавать образ филина, используя технику тычка и уголь | Выставка для родителей. | ||||||
Март | |||||||||
Открытка для мамы «8 Марта» | Печать по трафарету | Учить украшать цветами открытку для мамы. Закрепить умение пользоваться знакомыми техниками. | Детские работы в подарок мамам и бабушкам. | ||||||
Платок для бабушки | Различные | Учить рисовать несложный цветочный орнамент по мотивам павло-посадских платков. Развивать чувство ритма, цветовосприятие | |||||||
Натюрморт | Восковые мелки + акварель | Продолжать учить составлять натюрморт определять форму, величину, цвет и расположение различных частей. Упражнять в аккуратном закрашивании мелками создании созвучного тона с помощью акварели | Выставка на тему «Поспешим на помощь весне» | ||||||
Поспешим на помощь весне (коллективная работа) | Оттиск печатками (картофель, пробки) | Совершенствовать умения и навыки детей в технике оттиск печатками (картофель, пробки); развивать воображение, чувство композиции, ритма; воспитывать эстетическое отношение к природе. | |||||||
Апрель | |||||||||
Космические фантазии | Цветной граттаж | Познакомить с основными приемами выполнения техники граттаж; изучить технологию рисунка в технике граттаж. | Выставка к дню космонавтики. | ||||||
Вишня в цвету | Тычкование | Закреплять умение продумывать расположение рисунка на листе. Совершенствовать умение использовать способ рисования тычком для повышения выразительности рисунка. | Выставка для родителей и сотрудников детского сада «Как мы умеем рисовать» | ||||||
Я рисую море | Различные | Вызвать интерес к созданию образа моря различными способами нетрадиционной техники. Создавать условия для экспериментирования с разными художественными материалами и инструментами. | |||||||
Веселые человечки | Волшебные веревочки | Познакомить детей с новым методом рисования с помощью разноцветных веревочек. Передать силуэт человека в движении | |||||||
Май | |||||||||
Какого цвета весна | Монотипия | С помощью нетрадиционной техники рисования «монотипия» - обобщать и расширять художественный опыт детей в работе с акварелью, рисовать по сырой бумаге, смешивая краски | Итоговая выставка детских работ по работе в нетрадиционной технике рисования. | ||||||
Разноцветные бабочки | Монотипия | Развивать стойкий интерес к изобразительной деятельности. Формировать умение самостоятельно выбирать цветовую гамму красок, развивать цветовое восприятие | |||||||
Букет сирени | Рисование по мокрому | Продолжать знакомить с техникой «по мокрому», учить передавать в рисунке характерные особенности весенних цветов. Развивать эстетическое восприятие. | |||||||
Вот и лето пришло | Совместное рисование | Научить передавать свое ощущение изобразительными средствами. Развивать творческие способности. | |||||||
2.4. Взаимодействия с семьями воспитанников | |||||||||
Мероприятия | Формы работы | Сроки проведения | |||||||
«Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста» «Методы нетрадиционного рисования» | Информация на сайте ДОУ Консультация для родителей в приёмной. | Сентябрь | |||||||
«Роль нетрадиционного рисования в развитии детей старшего дошкольного возраста» «Необычное рисование, как один из способов развития творческих способностей дошкольника» | Родительское собрание Информация на сайте ДОУ | Октябрь | |||||||
«Как часто рисует ваш малыш?» «Алло, мы ищем таланты…» | Анкетирование Конкурс совместных творческих работ с детьми. | Ноябрь | |||||||
Развитие творческих способностей детей в игре и в быту» «Город на реке» | Консультация в приёмной Открытый просмотр НОД (День открытых дверей) | Декабрь | |||||||
«Рисуем вместе с детьми» «О важности развития образного мышления и формирования графических навыков перед школой». | Буклеты для родителей Родительское собрание с использованием ИКТ | Январь | |||||||
«Необычными вещами мы рисуем без труда» Организация самостоятельной изобразительной деятельности детей» | Мастер – класс Буклеты-памятки для родителей | Февраль | |||||||
«Увлекательное рисование» Волшебство на кухне» (рисование крупами) | Папка-передвижка Мастер-класс. | Март | |||||||
«Несколько советов по развитию творческих способностей детей» «День Космонавтики» | Памятки для родителей Проведение выставки совместного творчества детей и родителей | Апрель | |||||||
«Наш семейный портрет» «Мы рисуем в детском саду» | Выставка рисунков, выполненных в нетрадиционных техниках, изготовленных дома совместно с родителями. Стенгазета (совместная работа педагогов) | Май | |||||||
Раздел III.Организационный | |||||||||
3.1. Описание материально-технического обеспечения | |||||||||
Помещение для занятий | Групповая комната. Уголок художественного творчества в группе. Станок для рисования песком | ||||||||
Технические средства. | Мультимедийные презентации. CD и аудио материал | ||||||||
Перечень материалов для видов детской деятельности. | Младший возраст (3-4 года) | Средний возраст (4-5 лет) | Старший возраст (5-7 лет) | ||||||
Инструменты и приспособления: акварельные краски, гуашь; восковые мелки, свеча; ватные палочки; поролоновые печатки; зубочистки, палочки или старые стержни для процарапывания; коктейльные трубочки; салфетки; природный и бросовый материал; стаканы для воды; подставки под кисти; кисти, гуашь, влажные салфетки. Наглядный материал: презентации и иллюстрации для интерактивной доски; дидактические игры, педагогические эскизы. | Акварельные краски, гуашь; ватные палочки; поролоновые печатки; зубочистки, салфетки; природный и бросовый материал; стаканы для воды; подставки под кисти; кисти, гуашь, влажные салфетки. Наглядный материал: презентации и иллюстрации для интерактивной доски; дидактические игры, педагогические эскизы. Наглядный материал: Альбом «Художники и их иллюстрации»; Альбом «Рисуйте с нами». | Акварельные краски, гуашь; восковые мелки, свеча; ватные палочки; поролоновые печатки; зубочистки, палочки или старые стержни для процарапывания; коктейльные трубочки; салфетки; природный и бросовый материал; стаканы для воды; подставки под кисти; кисти, гуашь, влажные салфетки. Наглядный материал: презентации и иллюстрации для интерактивной доски; дидактические игры, педагогические эскизы. Наглядный материал: Альбом «Художники и их иллюстрации»; Альбом «Рисуйте с нами». | Акварельные краски, тушь, гуашь; восковые мелки, свеча; ватные палочки; поролоновые печатки; зубочистки, палочки или старые стержни для процарапывания; коктейльные трубочки; салфетки; природный и бросовый материал; стаканы для воды; подставки под кисти; кисти, гуашь, влажные салфетки. Наглядный материал: презентации и иллюстрации для интерактивной доски; дидактические игры, педагогические эскизы. Наглядный материал: Альбом «Художники и их иллюстрации»; Альбом «Рисуйте с нами». | ||||||
3.2. Перечень методических материалов и средств обучения и воспитания | |||||||||
Лыкова И.А. «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2 – 7 лет «Цветные ладошки Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности» средняя группа. А.В.Никитина "Нетрадиционные техники рисования в детском саду". Т.А.Цквитария "Нетрадиционные техники рисования" Интегрированные занятия в ДОУ. | |||||||||
3.3. Развивающая предметно-пространственная среда. | |||||||||
Виды культурных практик в центрах детской активности. | Принципы размещения материалов в групповом помещении по возрастам | ||||||||
Младший возраст | Средний возраст | Старший дошкольный возраст | |||||||
Продуктивная деятельность: - Центр творчества; - Центр «Изобразительной детской деятельности» - Территория творчества | Рисунками дети распоряжаются сами – забрать домой или использовать в игре, поместить на выставку. | Детские работы в начале демонстрируются на стенде в группе, а после полного высыхания попадают в распоряжение детей. Они могут хранить их в индивидуальных папках, забрать домой или оставлять в группе. | Работа организуется по 2-м основным направлениям: - создание условий в группе для самостоятельной работы; В приемной организуются периодически меняющиеся выставки (народное искусство, детские творческие работы родителей. На отдельной полке помещены материалы и оборудование для работы с бумагой и картоном (различные виды бумаги и картона, краски, кисти, карандаши, салфетки, и др.), а также все для работы с использованным материалом (различные коробки из-под пищевых продуктов) | ||||||
Центр «Маленькие мастера» | Нитки разного цвета и диаметра, палочки ватные, трубочки пластмассовые. | Нитки разного цвета и диаметра, палочки ватные, трубочки пластмассовые, пенопластная форма, мыльный раствор, свечи восковые. | Нитки разного цвета и диаметра, палочки ватные, трубочки пластмассовые | ||||||
Центр «Юные художники» | Гуашь, краски акварельные, баночки для воды, салфетки влажные, кисти для рисования разного размера, ворса. | Гуашь, краски акварельные, баночки для воды, салфетки влажные, кисти для рисования разного размера, ворса, бумажные салфетки, палитра, | Гуашь, краски акварельные, баночки для воды, салфетки влажные, кисти для рисования разного размера, ворса. | ||||||
Центр «Детям о художниках» | Предметные и сюжетные картинки, иллюстрации к книгам, картины разных художников на разные темы. Образцы готовых работ. | Предметные и сюжетные картинки, иллюстрации к книгам, картины разных художников на разные темы. Картины в нетрадиционной технике. | Предметные и сюжетные картинки, иллюстрации к книгам, картины разных художников на разные темы. Картины в нетрадиционной технике. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа дополнительного образования по РИСОВАНИЮ
Рабочая программа дополнительного образования по РИСОВАНИЮ...
Программа дополнительного образования по рисованию для детей 4-5 лет
Программа по рисованию для дополнительного образования детей 4-5 лет...
Программа дополнительного образования по рисованию для детей старшего ( 5-6 лет)дошкольного возраста « Краски в сказке»
Дух есть мастер, воображение — инструмент, тело — послушный материал. В каждом человеке есть свой собственный внутренний мир, сотворенный силою воображения. Воображение порождается чистым ...
Программа дополнительного образования по рисованию песком для детей с ОВЗ
Программа дополнительного образования для детей с ОВЗ "Песочная фантазия"...
Программа дополнительного образования "Нетрадиционные техники рисования"
развитие творческих способностей детей в рисовании. Развитие мелкой моторики через нетрадиционные техники рисования....
кружок дополнительного образования "Нетрадиционное рисование ЭБРУ" с детьми 5-7 лет
Программа кружка по художественно – эстетическому развитию с детьми старшего дошкольного возраста &la...
Программа дополнительного образования «Нетрадиционные формы оздоровления дошкольников»
Охрана и укрепление здоровья, совершенствование функций организма ребёнка и его полноценное физическое развитие являются неотъемлемой частью педагогической работы в дошкольных, учреждениях....