Программа дополнительного образования «Нетрадиционное рисование»
рабочая программа на тему

Винокурова Марина Константиновна

Программа дополнительного образования «Нетрадиционное рисование» для детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pdo_netraditsionnoe_risovanie.docx96.55 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Рябинка»

Согласовано                                                                                                                                                                                                   Утверждено

Старший воспитатель                                                                                                                                            Заведующий МДОУ д/с «Рябинка»

_______Т.В.Добрынина                                                                                                                                               ____Т.П.Хлебодарова    

от «___»_____201_г                                                                                                                                                                  приказ №___                                                                                                                                                          

                                                                                                                                                                                                от «___»_____201_г    

                                                         

Программа дополнительного образования

«Нетрадиционное рисование»

 

Воспитатель

 Винокурова М,К.

с. Сотниково

2018г

Содержание

Раздел I. Целевой …………………………………………………………………………………………………………………………………….3

  1. Пояснительная записка………………………………………………………………………………………………………………………...….3
  2. Проблема и актуальность ………………………………………………………………………………………………………………………...3

1.3 Цели и задачи реализации программы …………………………………………………………………………………………………………..4

1.4 Принципы и подходы к формированию программы……………………………………………………………………………………………5

1.5 Характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста. ………………………………………………………………………6

1.6. Планируемые результаты освоения программы ……………………………………………………………………………………………….8

1.7. Целевые ориентиры (социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе

       завершения дошкольного образования) в соответствии с ФГОС ДО ………………………………………………………………………...8

1.8. Планируемые результаты реализации программы (позиция педагога + развитие ребенка)………………………………………………...9

Раздел II. Содержательный ………………………………………………………………………………………………………………………..11

2.1 Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными

      в образовательных областях……………………………………………………………………………………………………………………..11

2.2 Планирование образовательного процесса …………………………………………………………………………………………………….12

2.3.Тематическое планирование……………………………………………………………………………………………………………………..13

2.4 Взаимодействия с семьями воспитанников……………………………………………………………………………………………………..35

Раздел III. Организационный……………………………………………………………………………………………………………………...36

3.1. Материально-техническое обеспечение…………………………………………………………………………………………………...…...35

3.2 Перечень методических материалов и средств обучения и воспитания………………………………………………………………………36

3.3 Развивающая предметно - пространственная среда…………………………………………………………………………………………….37

Раздел I. Целевой

1.1. Пояснительная записка.

Программа дополнительного образования  «Нетрадиционное рисование» разработана на основе Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273, Приказа  МОиН РФ от 17 октября 2013г № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» и с учетом программы художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» И.А. Лыковой, пособия «Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий» под редакцией Р.Г.Казаковой.

1.2.Проблема и актуальность: В условиях постоянно ускоряющейся динамики процессов развития в культуре, экономике, образовании, одним из важных факторов успешности человека является творчество.

Особым потенциалом развития творческих способностей обладает изобразительная деятельность.

Рисование, как часть изобразительной деятельности является одним из важнейших средств познания мира и развитие знаний эстетического восприятия, т.к. оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью дошкольника.

Проблемой развития детского изобразительного творчества занимались педагоги: А.А.Венгер, Н.А.Ветлугина, Т.Г.Казакова, Т.С.Камарова и другие. В работах психологов: А.В.Запорожца, В.В. Давыдова, установлено, что дошкольники способны в процессе предметной чувствительности, в том числе рисовании, выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связи между отдельными явлениями и отражать их в образной форме.

Отсюда вытекает необходимость занятий не только изобразительным искусством, но и специальными видами изобразительного творчества, в том числе и рисованием.

Эта проблема актуальна, она подтверждается тем, что работа по рисованию в современных условиях педагогического процесса, в основном, вынесена за рамки занятий и практикуется в виде совместной или самостоятельной деятельности детей, что способствует формированию и развитию у детей основных знаний, умений и навыков по рисованию.

Главная задача, которая стоит перед педагогами по изобразительной деятельности, осуществление личностно-ориентированного подхода к каждому ребенку. Использование нетрадиционных техник по изобразительной деятельности способствует решению этой задачи.

Работа с необычными материалами позволяет детям ощутить незабываемые эмоции, развивает творческие способности ребенка, его креативность, что способствует общему психическому и личностному развитию детей.

Нетрадиционное рисование имеет ряд преимуществ:

Многообразие способов рисования; многообразие средств рисования; проявляет характер ребенка, его индивидуальность; вызывает целый комплекс эмоций; развивает мелкую моторику руки, прививает любовь к изобразительному искусству; непринужденно развивает творческие способности. Отсюда вытекает проблема: с помощью, какой деятельности должен осуществляться процесс детского творчества, и какими эффективными средствами он будет достигнут.

Меня с самого начала работы в детском саду интересовало художественное направление. Волновал вопрос, почему некоторые дети неохотно берутся за краски, демонстрируют одинаковые, словно отксерокопированные работы мне, как человеку творческому не нравилось. Я задумалась, почему дети не могут себя раскрыть, технически рисунок выполняют правильно, а творчества «восторга души» в работах не видно.

          Все это свидетельствовало об отсутствии творчества, фантазии, воображения в работах детей. По методике типовой программы, постоянная демонстрация образов и приемов работы не удовлетворяла тем, что большинство детей не могло самостоятельно приступить к работе, боясь, что нарисуют «не так, не правильно», ждали указаний от воспитателя. «Прохождение» учебного материала в строго обозначенное время оставляло много незаконченных работ, сделанных для взрослого, но реально не отражающих того, что было значимо для рисующего ребенка.

 В течении довольно долгого времени мне не удавалось добиться от детей того, что я считала главным, - искренности в своих рисунках.

          Я поняла, необходимы какие-то другие способы   изобразительной деятельности, чтобы в каракулях и цветных пятнах можно было увидеть момент рождения таланта ребенка. Поэтому, я выбрала эту тему, которая помогает развивать у ребенка творческие способности.

 Начало моей работы было основано на базисных программах: М.А. Васильевой, Т.С.  Комаровой, Р.Г.Казаковой, Т.Н. Дороновой.

Формирование творческой личности ребёнка — одна из наиболее важных задач педагогической науки на современном этапе. Наиболее эффективное для этого средство — изобразительная деятельность. Изобразительная деятельность способствует активному познанию окружающего мира, воспитанию способности творчески отражать свои впечатления в графической и пластической форме. К тому же изобразительное искусство является источником особой радости, способствует воспитанию у ребёнка чувства гордости и удовлетворения результатами труда.

Новизной и отличительной особенностью программы по нетрадиционным техникам рисования является то, что она имеет инновационный характер, так как в системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития творчества детей: кляксография, граттаж, набрызг, монотипия, рисование отпечатком руки, пальцев, рисование с использованием различных материалов, батик, тампонированием и др. Используются самодельные инструменты, природные  и  бросовые материалы для нетрадиционного рисования. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.

Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, проявить фантазию, творчество.

1.3. Цели и задачи реализации программы:

Цель: Развитие у детей художественно-творческих способностей, посредством нетрадиционных техник рисования и формирование эмоционально-чувственного внутреннего мира. В увлекательной форме познакомить детей с различными средствами и способами изображения, развитие их творческих способностей, фантазии, воображения.

Задачи: 

- Вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними.

- Побуждать детей изображать доступными им средствами выразительности то, что для них интересно или эмоционально значимо.

- Обучать приемам нетрадиционных техник рисования и способам изображения с использованием различных материалов.

- Создать условия для свободного экспериментирования с нетрадиционными художественными материалами и инструментами.

- Способствовать возникновению у ребенка ощущения, что продукт его деятельности – рисунок интересен другим (педагогу, детям, родителям, сотрудникам детского сада), дать почувствовать радость творчества и эстетического наслаждения.

- Развивать воображение детей, поддерживая проявления их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов.

- Воспитывать художественный вкус в умении подбирать красивые сочетания цветов.

- Развивать творческое воображение, фантазию, мышление дошкольников через занятия по освоению нетрадиционных техник рисования;

- Развивать у детей навыки самоанализа, необходимые для оценки собственных работ.

- Привлечь родителей к сотрудничеству в развитии творчества детей.

          1.4. Принципы и подходы к формированию программы

        Принципы:

- принцип культуросообразности: построение и/или корректировка универсального эстетического содержания программы с учѐтом региональных культурных традиций;

- принцип сезонности: построение и/или корректировка познавательного содержания программы с учѐтом природных и климатических особенностей данной местности в данный момент времени;

- принцип систематичности и последовательности: постановка и/или корректировка задач эстетического воспитания и развития детей в логике «от простого к сложному», «от близкого к далѐкому», «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому»;

- принцип цикличности: построение и/или корректировка содержания программы с постепенным усложнение и расширением от возраста к возрасту;

- принцип оптимизации и гуманизации учебно-воспитательного процесса;

- принцип развивающего характера художественного образования;

- принцип природосообразности: постановка и/или корректировка задач художественно-творческого развития детей с учѐтом «природы» детей - возрастных особенностей и индивидуальных способностей;

- принцип интереса: построение и/или корректировка программы с опорой на интересы отдельных детей и детского сообщества (группы детей) в целом.

- принцип эстетизации предметно-развивающей среды и быта в целом;

- принцип культурного обогащения (амплификации) содержания изобразительной деятельности, в соответствии с особенностями познавательного развития детей разных возрастов;

- принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской активности;

- принцип интеграции различных видов изобразительного искусства и художественной деятельности;

- принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности (воспитание человека думающего, чувствующего, созидающего, рефлектирующего);

- принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта;

- принцип организации тематического пространства (информационного поля) - основы для развития образных представлений;

- принцип взаимосвязи обобщѐнных представлений и обобщѐнных способов действий, направленных на создание выразительного художественного образа;

- принцип естественной радости (радости эстетического восприятия, чувствования и деяния, сохранение непосредственности эстетических реакций, эмоциональной открытости).

        Подходы: Культурно-исторический (определяет развитие ребенка как «процесс формирования человека или личности, совершающийся путем возникновения на каждой ступени новых качеств, специфических для человека, подготовленных всем предшествующим ходом развития, но не содержащихся в готовом виде на более ранних ступенях развития. Культурно-историческая теория развития психики и развития личности Л.С. Выготский).

- Личностный (в основе развития заложена эволюция поведения и интересов ребенка, изменение структуры направленности поведения, поступательное развитие человека происходит за счет личностного развития. В дошкольном возрасте социальные мотивы поведения развиты недостаточно, поэтому деятельность ребенка определяется непосредственными мотивами. Исходя из этого положения, деятельность ребенка должна быть осмысленной, социально значимой, только в этом случае она будет оказывать на него развивающее воздействие. Я. Корчак, А.В. Мудрик и др.).

-  Деятельностный (деятельность, наравне с обучением, как движущая сила психического развития ребенка. В каждом возрасте существует своя ведущая деятельность, внутри которой возникают ее новые виды, развиваются (перестраиваются) психические процессы и появляются личностные новообразования А.А. Леонтьев).

1.5. Характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста

3-4 года

2 младшая группа

Прикосновение к жизни, искусству, творчеству. «Говорунки».

В три года или чуть раньше любимым выражением ребенка становится «я сам». Ребенок хочет стать «как взрослый», но, понятно, быть им не может. Отделение себя от взрослого - характерная черта кризиса трех лет. Дети усваивают некоторые нормы и правила поведения, связанные с определенными разрешениями и запретами («можно», «нужно», «нельзя»). Речь становится более связной и последовательной. Дети могут пересказать литературное произведение, рассказать по картинке, описать характерные особенности той или иной игрушки, передавать своими словами впечатления из личного опыта и вообще самостоятельно рассказывать. Если близкие взрослые постоянно читают дошкольникам детские книжки, чтение может стать устойчивой потребностью. С нарастанием осознанности и произвольности поведения, постепенным усилением роли речи (взрослого и самого ребенка) в управлении поведением ребенка, становится возможным решение более сложных задачи в области безопасности. Но при этом взрослому следует учитывать несформированность волевых процессов, зависимость поведения ребенка от эмоций, доминирование эгоцентрической позиции в мышлении и поведении пятилетнего ребенка.

4-5 лет

средняя группа

Первое познание жизни, искусства, творчества. «Исследователи»

Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений.

Характеристика возрастных особенностей развития детей дошкольного возраста необходима для правильной организации осуществления образовательного процесса, как в условиях семьи, так и в условиях дошкольного образовательного учреждения (группы). Возрастные и индивидуальные особенности детей представлены в рабочих программах каждой возрастной группы. Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание.

Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут. Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя с другим, что ведет к развитию образа Я ребенка, его детализации.

У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен.

5-6 лет

старшая группа

Освоение жизни, искусства, творчества.

«Философы и изобретатели».

Качественные изменения в этом возрасте происходят в поведении дошкольников - формируется возможность саморегуляции, т.е. дети начинают предъявлять к себе те требования, которые раньше предъявлялись им взрослыми. Происходят изменения в представлениях ребенка о себе. Эти представления начинают включать не только характеристики, которыми ребенок наделяет себя настоящего, в данный отрезок времени, но и качества, которыми он хотел бы или, наоборот, не хотел бы обладать в будущем. Эти представления пока существуют как образы реальных людей или сказочных персонажей («Я хочу быть таким, как Человек-Паук», «Я буду как принцесса» и т.д.).

В 5-6 лет у ребенка формируется система первичной гендерной идентичности, поэтому после 6 лет воспитательные воздействия на формирование ее отдельных сторон уже гораздо менее эффективны. В 5-6 лет дети имеют представление о внешней и внутренней красоте мужчин и женщин. Объем памяти изменяется не существенно. Улучшается ее устойчивость. Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Они могут заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 20-25 минут вместе со взрослым. Ребенок этого возраста уже способен действовать по правилу, которое задается взрослым. Дети учатся самостоятельно строить игровые и деловые диалоги, осваивая правила речевого этикета, пользоваться прямой и косвенной речью. Дети начинают употреблять обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки значений слов, многозначные слова.

6-7 лет

подготовительная группа

Погружение в жизнь, искусство, творчество. «Практики и прагматики»

К 6-7 годам ребенок уверенно владеет культурой самообслуживания. В целом ребенок 6-7 лет осознает себя как личность, как самостоятельный субъект деятельности и поведения. В 6-7 лет у детей увеличивается объем памяти, что позволяет им непроизвольно запомнить достаточно большой объем информации. К концу дошкольного возраста происходят существенные изменения в эмоциональной сфере. С одной стороны у детей этого возраста более богатая эмоциональная жизнь, их эмоции глубоки и разнообразны по содержанию. С другой стороны, они более сдержаны и избирательны в эмоциональных проявлениях. Продолжает развиваться способность детей понимать эмоциональное состояние другого человека - сочувствие - даже тогда, когда они непосредственно не наблюдают его эмоциональных переживаний.

К концу дошкольного возраста у них формируются обобщенные эмоциональные представления, что позволяет им предвосхищать последствия своих действий. Это существенно влияет на эффективность произвольной регуляции поведения - ребенок не только может отказаться от нежелательных действий или вести себя «хорошо», но и выполнять неинтересное. Расширяется мотивационная сфера дошкольников 6-7 лет за счет развития таких социальных по происхождению мотивов, как познавательные, просоциальные (побуждающие делать добро), а также мотивов самореализации. Поведение ребенка начинает регулироваться также его представлениями о том, «что такое хорошо и что такое плохо», задание, если будет понимать, что полученные результаты принесут кому-то пользу, радость и т.п. Большую значимость для детей 6-7 лет приобретает общение между собой. Их избирательные отношения становятся устойчивыми, именно в этот период зарождается детская дружба. Сложнее и богаче по содержанию становится общение ребенка со взрослым. По-прежнему нуждаясь в доброжелательном внимании, уважении и сотрудничестве взрослого, ребенок при этом стремится как можно больше узнать о нем, причем круг его интересов выходит за рамки конкретного повседневного взаимодействия. Осознают относительность мужских и женских проявлений (мальчик может плакать от обиды, девочка стойки переносить неприятности и т.д.); нравственную ценность поступков мужчин и женщин по отношению друг к другу. В играх дети 6-7 лет способны отражать достаточно сложные социальные события - рождение ребенка, свадьба, праздник, война и др. В игре может быть несколько центров, в каждом из которых отражается та или иная сюжетная линия. К концу дошкольного детства ребенок формируется как будущий самостоятельный читатель. Его интерес к процессу чтения становится все более устойчивым. В возрасте 6-7 лет он воспринимает книгу в качестве основного источника получения информации о человеке и окружающем мире.

1.6. Планируемые результаты освоения программы

1.7. Целевые ориентиры (социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе

завершения дошкольного образования) в соответствии с ФГОС ДО

Общие показатели развития детского творчества:

- компетентность (эстетическая компетентность)

- творческая активность

- эмоциональность

-произвольность и свобода поведения

- инициативность

- самостоятельность и ответственность

- способность к самооценке

Специфические показатели развития детского творчества в продуктивных видах деятельности (по данным исследований Т.Г. Казаковой, Л.А. Парамоновой, Б.А. Флѐриной, А.Е. Шибицкой):

 - субъективная новизна, оригинальность и вариативность как способов решений творческой задачи, так и результата (продукта) детского творчества;

- нахождение адекватных выразительно-изобразительных средств для создания художественного образа;

- большая динамика малого опыта, склонность к экспериментированию с художественными материалами и инструментами;

- индивидуальный «почерк» детской продукции;

-самостоятельность при выборе темы, сюжета, композиции, художественных материалов и средств художественно-образной выразительности;

- способность к интерпретации художественных образов; общая ручная умелость.

Экспериментальная модель выразительного художественного образа как интегральной художественно-эстетической способности включает комплекс эстетических способностей и умений (И.А. Лыкова):

- восприятие художественных образов (в произведениях искусства) и предметов (явлений) окружающего мира как эстетических объектов;

- осмысленное «чтение» - распредмечивание и опредмечивание

- художественно-эстетических объектов с помощью воображения и эмпатии, (носителем эстетического выступает выразительный образ как универсальная категория);

-ь интерпретация формы и содержания, заключѐнного в художественную форму;

- творческое освоение «художественного языка»

- средств художественно- образной выразительности;

- самостоятельное созидание (сотворение) художественных образов в изобразительной деятельности;

- проявление эстетического отношения во всех видах детской художественной деятельности и повседневной жизни (таких, как: самодеятельные игры и занятия, прогулки, самообслуживание);

- экспериментирование с художественными инструментами, материалами с целью «открытия» их свойств и способов создания художественных образов.

1.8. Планируемые результаты реализации программы (позиция педагога + развитие ребенка)

Возраст

Деятельность педагога

Развитие детей

Младший дошкольный возраст

Вступительная беседа воспитателя, сообщение темы, нетрадиционных приёмов, с которыми будут работать:
• показ образца, сенсорное обследование;
• показ приёмов создания образа или композиции.
• самостоятельная работа (составление композиции или образа);
• уборка рабочих мест.

Различать способы нетрадиционного рисования;

самостоятельно создавать индивидуальные художественные образы, используя различные известные ему способы рисования и средства выразительности (линия, цвет, композиция, колорит и т. д.) самостоятельно передавать сюжетную композицию;

Средний дошкольный возраст

Вступительная беседа воспитателя, сообщение темы, нетрадиционных приёмов, с которыми будут работать;

• показ образца, сенсорное обследование;

• показ приёмов создания образа или композиции. Выбор материалов;

• самостоятельная работа (составление композиции или образа);

• анализ готовой работы;

• уборка рабочих мест.

Нетрадиционные способы и материалы: пальчики, ладошки, пробковые и картофельные печатки, ватные палочки, губка;

- цвета и оттенки (красный, желтый, синий, зелёный, белый, чёрный, коричневый, оранжевый, голубой, серый).

- свойства акварели и её отличия от гуашевых красок;

- характерные и отличительные признаки предметов быта и животных.

изменять положение руки в зависимости от приёмов рисования;

- владеть нетрадиционными изобразительными техниками: рисование пальчиками, ладошкой, печатание различными печатками, тычкование полусухой жёсткой кистью, рисование ватными палочками, тампонирование губкой резерв из свечи в сочетании с акварелью, оттиск различными печатками и мятой бумагой, предметная монотипия, акварель по-сырому;

- ориентироваться в понятиях: форма, цвет, количество, величина предметов;

- использовать разнообразие цвета, смешивать краски на палитре для получения нужного оттенка;

- комбинировать разные способы изображения и изоматериалы;

- изображать отдельные предметы, а также простые по композиции сюжеты;

- создавать простейшие узоры из чередующихся по цвету элементов одинаковой формы;

- творить в сотворчестве с воспитателем и детьми.

Старший дошкольный возраст

Вступительная беседа воспитателя, сообщение темы, нетрадиционных приёмов, с которыми будут работать;

• показ образца, сенсорное обследование;

• показ приёмов создания образа или композиции. Выбор материалов;

• самостоятельная работа (составление композиции или образа);

• анализ готовой работы;

• уборка рабочих мест.

Виды изобразительного искусства (натюрморт, пейзаж, графика);

- теплые и холодные оттенки спектра;

- особенности внешнего вида растений, животных, строения зданий.

- различать виды изоискусства;

- владеть навыками в нетрадиционных техниках изображения (эстамп, батик, кляксография, гравирование, граттаж, акварель по-сырому, рисование с использованием трафарета и шаблона, набрызг, рисование штрихами, “мозаичное” рисование, пластилиновая графика);

- смешивать краски для получения новых оттенков;

- передавать особенности внешнего вида растений, животных, строения зданий;

- сочетать различные виды изобразительной деятельности и изоматериалы;

- рисовать самостоятельно;

- создавать коллективные коллажи в сотрудничестве со сверстниками и воспитателем

Раздел II. Содержательный

2.1. Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными

в образовательных областях (ОО)

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Решение проблемных ситуаций, воспитание дружеских взаимоотношений. Продолжать формировать умение согласовывать свои действия с действиями партнеров. Создавать атмосферу творчества и доверия, давая каждому ребенку возможность реализовать свой замысел. Поощрять импровизацию, формировать умение свободно чувствовать себя в использовании предметов при рисовании.

 развитие умения поддерживать беседу, обобщать, делать выводы, высказывать свою точку зрения. Поощрять попытки делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями. Воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности, бережное отношение к материалам и инструментам

Образовательная область «Познавательное развитие»

Развивать восприятие, умение выделять разнообразные свойства и отношения предметов (цвет, форма, величина, расположение в пространстве и т.п.), включая разные органы чувств: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус. Продолжать развивать умение сравнивать предметы, устанавливать их сходство и различие. Продолжать знакомить с цветами спектра. Продолжать формировать умение различать цвета по светлоте и насыщенности, правильно называть их. Совершенствовать глазомер. Создавать условия для реализации детьми проектов трех типов: исследовательских, творческих и нормативных. Использовать игры по художественному творчеству, игры – экспериментирование.

Образовательная область «Речевое развитие»

Рразвитие умения поддерживать беседу, обобщать, делать выводы, высказывать свою точку зрения, чтение стихов и рассказов о природе, овладение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества. Обращать внимание детей на оформление книги, на иллюстрации. Сравнивать иллюстрации разных художников к одному и тому же произведению.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Различать способы нетрадиционного рисования;

самостоятельно создавать индивидуальные художественные образы, используя различные известные ему способы рисования и средства выразительности (линия, цвет, композиция, колорит и т. д.);

самостоятельно передавать сюжетную композицию;

давать мотивированную оценку результатам своей деятельности;

различать и называть способы нетрадиционного рисования;

знать различные приемы работы карандашом, тушью, акварелью, гуашью.

Передавать в работе не только настроение, но и собственное отношение к изображаемому объекту.

Уметь применять полученные знания на практике;

Знать основы цветоведения;

Развито умение работать в коллективе, умение давать самооценку.

2.2. Планирование образовательного процесса

Количество занятий в неделю 1, в месяц 4 занятия. В год проводится 36 занятий. 

Распределение времени для реализации   художественно – эстетическое развитие в нетрадиционной технике рисования

От 3 до 4 лет

От 4 до 5лет

От 5 до 6 лет

От 6 до 7 лет

Продолжительность занятия.

15 мин

20 мин

20 – 25 мин

20 – 25 мин

Периодичность в неделю

1 раз

1 раз

1 раз

1 раз

Количество часов в месяц

1 час

1час 20 мин

1 час 30 мин

1 час 30 мин

Количество часов в год

12 часов

14часов 40 мин

16 часов

16 часов

2.3.Тематическое планирование

Тема занятия

Техника рисования

Развернутое содержание работы

Варианты итоговых мероприятий

Вторая младшая группа

Сентябрь

«Мой любимый дождик»

Рисование пальчиками

Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой - рисование пальчиками. Учить рисовать дождик из тучек, используя точку как средство выразительности.

Развивать наблюдательность, внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь. Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами.

Творческая выставка детских работ для родителей в уголке «Территория творчества».

«Осеннее дерево»

Тычок жесткой кистью

Совершенствовать умение в данной технике. Развивать чувство ритма, композиции, воображение. Воспитывать аккуратность.

«Мухомор»

Рисование пальчиками

Учить наносить ритмично точки на всю поверхность шляпки мухомора.

Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.

«Цветочная поляна»

Примакивание.

Совершенствовать умение в данной

технике. Развивать чувство композиции.

 Тематическая выставка творческих работ детей для педагогов детского сада к дню «Дошкольного работника»

Октябрь

 «Нарисуй воздушные

шарики»

Оттиск пробкой,

рисование

пальчиками

Учить рисовать предметы овальной формы.

Упражнять в украшении рисунков

Тематическая выставка на тему «Осень золотая» в приемной комнате.

 «Ветка рябины» 

Рисование пальчиками, примакивание

Учить рисовать на ветке ягодки (пальчиками) и листики (примакиванием). Закрепить данные навыки рисования. Развивать чувство композиции

«Компоты и варенье в баночках»

Рисование пальчиками.

Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Продолжать учить наносить ритмично точки на всю поверхность банки. Развивать чувство композиции.

«Осенние листья»

Отпечаток листьев.

Познакомить с техникой печатания листьев. Развивать наблюдательность, внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь.

«Яблоко – красное, сладкое»

Рисование кистью.

Учить рисовать яблоко гуашью. Совершенствовать технику рисования.

Оформление эстетической развивающей среды в группе.

Ноябрь

«Мои игрушки»

Оттиск пробкой, рисование

Пальчиками.

Упражнять в рисовании предметов круглой формы. Закреплять умение украшать предметы

Выставка творческих работ  в приемной «Разноцветная палитра»

«Колобок катится по дорожке»

Рисование кистью.

Создание образа колобка на основе круга. Самостоятельное использование таких выразительных средств, как линия, форма, цвет.

Пополнение творческими работами детей уголка «В гостях у сказки»

«Аленький цветочек»

Рисование пальчиками.

Учить детей создавать ритмические композиции.

Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами.

«Наряды для наших кукол»

Рисование пальчиками.

Учить детей создавать ритмические композиции.

Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.

Вызвать у детей желание нарисовать красивые платья для кукол, живущих в нашей группе.

Наглядный материал для дидактической игры «Подбери наряд для куклы»

Декабрь

«Красивые салфетки»

Рисование кистью.

Учить рисовать узоры на салфетках круглой формы. Закрепить умение сочетать элементы декора по цвету и форме (точки, круги, пятна, линии прямые). Развитие чувства композиции.

Творческая выставка детских работ для родителей в уголке «Территория творчества».

«Моя любимая чашка»

Рисование в технике печатанья

Закрепить умение украшать простые по форме предметы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность бумаги. Упражнять в технике печатанья.

«Дерево зимой»

Рисование кистью.

Учить детей отражать впечатления зимы; рисовать предмет, состоящий из вертикальных и наклонных линий. Дорисовывать хлопья снега путем примакивания белой краски, ворсом кисти.

Творческие работы для оформления групповой комнаты на тему зима.

«Звездочки на зимнем небе»

Рисование пальчиками.

Учить детей создавать ритмические композиции.

Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.

Воспитывать интерес к природе и отображению ярких представлений в рисунке.

Январь

«Новогодние игрушки»

Рисование кистью.

Учить детей изображать округлые формы и знакомые ёлочные игрушки доступными им средствами выразительности. Вызвать у детей радостное настроение в связи с приходом новогодних праздников.

Тематическая выставка детских работ  «Скоро, скоро новый год!»

«Зимний лес»

Рисование кистью.

Закрепить умение рисовать деревья. Развивать чувство композиции.

«Снегопад за окном»

Рисование пальчиками.

Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Учить наносить ритмично точки на всю поверхность листа.

Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.

Воспитывать интерес к природе и отображению ярких впечатлений в рисунке.

«Зайка»

Рисование пальчиками.

Развивать чувство ритма, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.

Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами; вызвать у детей желание помочь зайчику спрятаться в зимнем лесу – нарисовать для него белую шубку

Творческая выставка детских работ для родителей в уголке «Территория творчества».

Февраль

«Плюшевый медвежонок»

Рисование поролоном.

Побуждать детей передавать в рисунке образ знакомой игрушки, закреплять умение изображать форму частей, их относительную величину, расположение, цвет.

Учить рисовать крупно.

Развивать творческое воображение.

Творческая выставка детских работ для родителей в уголке «Территория творчества».

«Морское путешествие»

Рисование пальчиками.

Развивать чувство ритма, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.

Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами.

«Веселая птичка»

Рисование пальчиками.

Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Учить различать оттенки оранжевый, фиолетовый.

Развивать чувство ритма, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.

«Маленький друг»

Рисование способом тычка.

Познакомить с техникой рисования тычком полусухой жесткой кистью. Учить имитировать шерсть животного, используя создаваемую тычком фактуру как средство выразительности. Учить наносить рисунок по всей поверхности бумаги.

Участив районном конкурсе творческих работ по нетрадиционному рисованию.

Март

«Во дворе»

Рисование ладошками и пальчиками.

Упражнять в технике рисования пальчиками и печатанья ладошками. Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику. Воспитывать интерес и отображению ярких впечатлений в рисунке различными средствами. Развивать чувство композиции.

Оформление уголка природы на тему «Весна»

«Веселые осьминожки» (коллективная работа).

Рисование ладошками.

Продолжать знакомить с техникой печатанья ладошками. Закрепить умение дополнять изображение деталями.

Развивать цветовосприятие, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.

Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами; вызвать желание сделать коллективную работу, рисовать всем вместе.

Пополнение дидактической игры

«Морские обитатели»

«Веточка мимозы»

Рисование пальчиками.

Упражнять в технике рисования пальчиками, создавая изображение путём использования точки как средства выразительности; закрепить знания и представления о цвете (жёлтый), форме (круглый), величине (маленький), количестве (много).

Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.

Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами. Вызвать желание сделать в подарок маме красивый букет.

Подарки для мам и бабушек.

«Салфетка»

Рисование пальчиками.

Учить различать оттенки фиолетовый, розовый. Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами.

Выставка творческих работ в уголке творчества.

Апрель

«Ваза с фруктами»

Рисование кистью.

Продолжать учить составлять натюрморт из фруктов, определять форму, величину, цвет и расположение

различных частей, отображать эти признаки в рисунке. Продолжать знакомить с техникой сочетания восковых мелков и акварели.

 Творческая выставка детских работ для родителей в уголке «Территория творчества».

«Солнышко» (коллективная работа).

Рисование ладошками.

Продолжать знакомить с техникой печатанья ладошками. Учить наносить быстро краску и делать отпечатки – лучики для солнышка.

Развивать цветовосприятие, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.

Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами; вызвать желание сделать коллективную работу, рисовать всем вместе.

«Жар- птица»

Рисование ладошками.

Учить наносить быстро краску и делать отпечатки –птицы. Развивать мелкую моторику, внимание, мышление. Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способам.

«Улитки на прогулке»

Рисование пальчиками.

Упражнять в технике рисования пальчиками. Закрепить умение равномерно наносить точки на всю поверхность предмета.

Развивать мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.

Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами.

Май

«Носит одуванчик желтый сарафанчик»

Рисование пальчиками.

Упражнять в технике рисования пальчиками. Закрепить умение ритмично точки на всю поверхность листа.

Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.

Воспитывать интерес к природе и отображению ярких впечатлений в рисунке.

Тематическая выставка детских работ «Давайте беречь природу»

«Божьи коровки»

Рисование пальчиками.

Учить детей пальчиком рисовать кружочки, черного цвета. Развивать мелкую моторику.

«Мой веселый звонкий мяч»

Рисование кистью.

Рисование круглых двуцветных предметов: создание контурных рисунков, замыкание линии в кольцо и раскрашивание, повторяющее очертания нарисованной фигуры.

Итоговая выставка творческих работ детей для детского сада.

«Радуга-дуга»

Рисование кистью.

Создание образа сказочной радуги и цветных королевств (по выбору, развитие творческого воображения.

(Средняя группа)

Сентябрь

Диагностика

По желанию ребенка.

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментирование с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных  изобразительных техниках.

Выставка детских работ на тему «Осень золотая»

«Укрась платочек»

Оттиск пробкой, пальчиками.

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментирование с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных  изобразительных техниках.

«Мухомор»

 Рисование пальчиками, фон – монотипия.

Упражнять в рисовании пальчиками. Познакомить с техникой монотипии для создания фона. Воспитывать аккуратность.

«Ветка рябины»

 Рисование пальчиками, фон – пастель.

Упражнять в рисовании пальчиками. Познакомить с новым материалом – пастель. Учить создавать фон пастелью. Развивать чувство композиции, цветовосприятия. Воспитывать аккуратность.

«Деревья осенью»

 Отпечаток листьями, оттиск скомканной бумагой.

Учить рисовать деревья с помощью отпечатка листьев; небо, опавшую листву – оттиском скомканной бумаги. Развивать чувство композиции, цвета.

Октябрь

«Осенний лес» (коллективная работа)

Рисование с использованием салфеток.

Учить детей катать шарики из салфеток, аккуратно приклеивать их на основу. Развивать мелкую моторику.

Тематическая выставка детских работ «Природа в осеннее время»

«Листопад» (коллективная работа)

Пуантилизм (рисование точками).

Познакомить с техникой пуантилизм, учить рисовать в данной технике. Учить аккуратно наклеивать листья на общую работу. Развивать композиционные умения.

«Фрукты» (натюрморт)

 Рисование с использованием ватных дисков.

Познакомить с техникой рисования с использованием ватных дисков. Научить составлять натюрморт. Развивать чувство цвета, композиции. Воспитывать аккуратность.

«Паутина»

 Рисование окрашенным шариком.

Познакомить с рисованием с помощью шарика. Развивать воображение, творчество.

Ноябрь

«Белочка в дупле»

 Рисование ладошкой, пальчиками.

Учить рисовать ладошкой, совершенствовать технику рисования пальчиком. Развивать композиционные умения. Воспитывать аккуратность. 

Пополнение альбома дикие животные в уголке природы

«Моя любимая игрушка»

Пуантилизм.

 Совершенствовать умение детей рисовать ватными палочками. Развивать чувство цвета

Выставка для родителей на тему «Мои игрушки»

«Волшебные зонтики»

Пластилинография.

Знакомить с техникой пластилинография. Развивать чувство цвета, мелкую моторику. Воспитывать аккуратность.

«Котенок»

Тычок полусухой жесткой кистью.

Учить работать в данной технике. Учить отображать в рисунке облик животного. Развивать чувство ритма, композиции. Воспитывать аккуратность.

Декабрь

«Домик»

Оттиск пенопластом.

Совершенствовать умения в данной технике. Развивать чувство ритма, композиции, цвета.

Тематическая выставка «Зимушка – зима»

«Зимнее дерево»

Рисование зубной пастой.

 Познакомить с новым нетрадиционным материалом для рисования. Воспитывать аккуратность.

«Елочка»

Рисование ладошками.

Совершенствовать умения рисовать в данной технике. Развивать композиционные умения. Воспитывать аккуратность.

«Укрась елочку бусами»

Рисование палочками, оттиск пробкой.

Упражнять в изображении елочных бус с помощью рисования пальчиком и печатания пробкой. Учить чередовать бусинки по цвету.

Январь

«Красивые снежинки»

Свеча, акварель.

Познакомить с данной техникой. Развивать воображение, творческое мышление.

Выставка детских работ для родителей «Зимние забавы»

«Снеговик»

Штамп, рисование ватными палочками

Совершенствовать умения в данной технике.

«Зима»

 Рисование на мятой бумаге.

Познакомить с техникой рисования на мятой бумаге. Развивать композиционные умения.

«Метель»

Ниткография.

Познакомить с техникой ниткография, учить рисовать в данной технике. Развивать воображение, ассоциативное мышление.

Февраль

«Укрась варежки»

Тычок жесткой кистью, рисование ватными палочками.

Совершенствовать умения в технике тычок жесткой кистью. Учить украшать варежки, используя ватные палочки. Развивать чувство ритма, цвета.

Участие детских работ в конкурсах на тему «Декоративное рисование разными способами»

«Северное сияние»

Монотипия.

Совершенствовать умения в данной технике. Помочь в создании выразительного образа. Развивать чувство цвета.

«Придумай и дорисуй»

Создание образов.

Учить детей создавать новые образы. Развивать творческое воображение

«Снежинка»

Пластилинография

 Совершенствовать работу в данной технике. Воспитывать аккуратность.

Март

«Цветок для мамы»

 Пуантилизм.

Совершенствовать умения в данной технике. Развивать чувство цвета, композиции.

Детские работы в подарок маме и бабушке.

«Волшебный цветок»

 Рисование пастелью.

Учить рисовать цветы пастелью. Развивать воображение, чувство цвета.

«Облака»

 Рисование по сырому.

Познакомить с техникой рисования по сырому. Помочь в создании выразительного образа. Развивать воображение, наблюдательность. Воспитывать эмоциональную отзывчивость.

Детские работы для оформление групповой комнаты по проекту «Весна красна»

«Весеннее солнышко»

 Рисование ладошками.

 Закрепить умение рисовать ладошкой. Создать бодрое, радостное настроение.

Апрель

«Деревья смотрят в лужу»

 Монотипия.

Совершенствовать умение детей рисовать в данной технике. Продолжать учить создавать образ дерева.

Выставка работ для родителей.

«Космос»

 Граттаж.

Познакомить с техникой граттаж. Развивать композиционные умения.

Участие детей в конкурсе «Космос глазами детей»

«Весенний пейзаж»

Оттиск скомканной бумагой.

 Продолжать учить рисовать в технике оттиск скомканной бумагой. Развивать чувство цвета, композиции. 

Тематическая выставка «Цветущая весна»

«Цветущая ветка»

Выдувание трубочкой, аппликация.

 Учить детей рисовать в данной технике, дополнять работу вырезанными цветами. Развивать воображение, ассоциативное мышление.

Май

«Праздничный салют»

Восковые мелки, акварель.

Учить изображать салют, используя восковые мелки, акварель для фона.

Итоговая выставка детских работ «Территория творчества»

«Красивые бабочки»

Рисование ладошкой.

Совершенствовать технику рисования ладошкой. Учить украшать бабочку, используя ватные палочки. Развивать чувство цвета.

«Бабочка»

Монотипия.

Продолжать знакомить детей с данной техникой. Познакомить с симметрией (на основе бабочки). Развивать пространственное мышление.

«День защиты детей» (плакат)

Рисование ладошками.

Закрепить технику рисования ладошками. Учить дополнять композицию деталями, используя разные изобразительные средства.

(Старшая группа)

Сентябрь

«Краски и отпечатки»

Монотипия

Создать условия для знакомства детей с понятием монотипия; развивать чувство цвета

Выставка творческих работ детей

«Территория творчества» для родителей.

«Бабочка - красавица»

Монотипия

Закрепить умение использовать технику монотипия; познакомить детей с симметрией (на примере бабочки); развивать пространственное мышление.

«Цветочная ваза»

Печатание

Закрепить умение составлять простые узоры, используя технику печатания; развивать чувство композиции

«Ветка рябины»

Кляусография, рисование пальчиками.

Познакомить со способом изображения – кляксография, учить рисовать с натуры; закрепить умение рисовать пальчиками; развивать чувство композиции, цветовосприятие.

«Осенние волшебные цветочки»

Печатание листьями.

Познакомить с техникой печатания листьями; развивать цветовосприятие.

Октябрь

«Разрисованные листья»

Печатание листьями.

Создать условия для самостоятельного творчества – рисование отпечатками листьев; учить дополнять изображение подходящими деталями.

Выставка детских работ на тему

«Осенний пейзаж»

«Осенние пейзажи»

Рисование по сырому.

Развивать чувство композиции, совершенствовать умение работать в технике рисование по сырому; содействовать наиболее выразительному отражению впечатлений об осени.

«Пушистые животные»

Тычок жесткой кистью.

Совершенствовать умение детей рисовать в технике «тычок жесткой кистью»; учить, наиболее выразительно, отображать в рисунке облик животных; развивать чувство композиции.

«В подводном мире»

Восковые мелки и акварель.

Совершенствовать умение рисовать в нетрадиционной изобразительной технике восковые мелки + акварель; развивать воображение, чувство композиции

Пополнение природного уголка рисунками детей о подводном царстве.

Ноябрь

«Осьминожки» 

Рисование ладошками.

Развивать у детей чувство цвета, умение выполнять рисунок не только кистью, но и руками, пальцами; развивать эстетическое восприятие.

Пополнение природного уголка рисунками детей о подводном царстве.

«Веселый жучок»

Кляксография с трубочкой.

Познакомить детей с техникой рисования кляксография с трубочкой; развивать у детей воображение, интерес к результатам рисования, понимать рисунок, как средство передачи впечатлений

Тематическая выставка «И все о природе»

«Пасмурный день»

Рисование по сырому.

Продолжать учить детей рисовать в нетрадиционной технике - по сырому; развивать ассоциативное мышление и образное восприятие; воспитывать бережное отношение к природе.

«Сказочный лес»

Кляксография.

Продолжать учить детей технике кляксография; закрепить знание детей о пейзаже; развивать фантазию, воображение.

Пополнение дидактической игры  «Угадай дерево»

Декабрь

«Первый снег»

Рисование пальчиками.

Учить рисовать дерево без листьев; закрепить умение изображать снег, используя рисование пальчиками; развивать чувство композиции.

Тематическая выставка для родителей «Снежная зима»

«Танец сказочных снежинок»

Рисование ватными палочками

Создать условия для овладения детьми нетрадиционной техникой рисования ватной палочкой; развитие фантазии.

«Птицы на ветках»

Рисование штампами.

Продолжать совершенствовать умение рисовать снегирей и синиц при помощи штампов; развивать эстетическое восприятие; воспитывать бережное отношение к природе.

«Елочка - красавица»

Рисование ладошками и пальчиками.

Учить рисовать елку при помощи руки; учить украшать елку бусами, используя рисование пальчиками.

Январь

«Снеговик в зимнем лесу»

Печатание.

Совершенствовать умение детей изображать снеговика, активизировать самостоятельность в продумывании композиции рисунка.

Выставка  детских работ для детей разных групп «Маленькие умельцы»

«Мой маленький добрый друг»

Тычок полусухой жесткой кистью.

Продолжать учить детей делать тычки жесткой полусухой кистью внутри контура; развивать умение слушать потешку и имитировать движения зайца по ходу текста; воспитывать любовь к родной природе.

«Сказочный пингвин»

Оттиск поролоном.

Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования – оттиск поролоном; развивать пространственное мышление; воспитывать любовь к природе.

По замыслу.

Различные.

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами; закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему.

Февраль

«Морозные узоры»

Рисование свечей.

Познакомить с техникой рисование свечей; вызвать у детей интерес к зимним явлениям природы; развивать зрительную наблюдательность, воображение, творчество.

Участие детей в конкурсе «Мы рисуем зиму»

«Сказочная птица»

Кляксография.

Учить дорисовывать детали объектов, полученных в ходе спонтанного изображения; развивать самостоятельность, активность в поисках способов изображения сказочного образа.

«Дома в городе снеговиков»

Восковые мелки и акварель.

Совершенствовать технику рисования восковыми мелками и акварелью; учить передавать образ сказочного домика; развивать чувство композиции.

«Подарок для папы»

Различные.

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках; закреплять умение выбирать самостоятельно технику и цвет.

Март

«Подснежник»

Пластилинография.

Познакомить с новой техникой рисования –пластилинографией; развивать эстетическое восприятие; воспитывать бережное отношение к природе.

Оформление групповой комнаты на тему «Пришла весна»

«Весна пришла»

Восковые мелки.

Закрепить знание детей о пейзаже; развивать мелкую моторику, цветовосприятие; учить рисовать восковыми мелками.

«Звездное небо и его чудеса»

Набрызг.

Познакомить с техникой рисования набрызг; учить создавать образ звёздного неба, используя смешения красок и набрызг; развивать цветовосприятие.

«Весеннее небо»

Рисование по мокрому.

Создать условия для свободного экспериментировани я с акварельными красками; учить изображать небо способом цветовой растяжки «по мокрому»; развивать творческое воображение.

Апрель

«Смешные рожицы»

Рисование пальчиками.

Совершенствовать технику рисования пальчиками; развивать мелкую моторику рук; воспитывать интерес к рисованию.

Выставка работ, посвященная «День юмора и смеха»

«Загадочный мир космоса»

Кляксография.

Совершенствовать технику рисования кляксография; учить дорисовывать детали объектов, полученных в ходе спонтанного изображения; развивать самостоятельность, активность в поисках способов изображения сказочного образа.

Пополнение детскими работами мини – музея «Все о космосе»

«Волшебный дождик»

Рисование свечой.

Закреплять технику рисования свечой; аккуратно закрашивать лист жидкой краской; развивать творческое воображение; воспитывать интерес к рисованию.

Выставка для родителей «Территория творчества»

«Золотая рыбка»

Пластилино- графия.

Совершенствовать технику рисования пластилином; развивать эстетическое восприятие; воспитывать бережное отношение к природе.

Май

«Волшебные кляксы»

Кляксография.

Совершенствовать технику рисования кляксография; учить дорисовывать детали объектов, полученных в ходе спонтанного изображения; развивать самостоятельность, активность в поисках способов изображения сказочного образа.

Участие детских работ в конкурсе посвященному Дню победы.

«Одуванчик вдруг расцвел»

Восковой мелок, акварель, тычкование.

Совершенствовать умения в данных техниках; учить отображать облик одуванчика наиболее выразительно, использовать необычные материалы для создания выразительного образа.

«Мир в котором мы живем»

Различные.

Совершенствовать технические навыки в рисовании нетрадиционными техниками; показать целостность окружающего мира.

Выставка работ, посвященная дню защиты детей.

(Подготовительная группа)

Сентябрь

Ёжик

Кляксография трубочкой

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках

Выставка детских работ, посвященная дню «Дошкольного работника»

Осенние листья

Печатание листьями

Познакомить с новым способом изображения – раздуванием краски через трубочку, освоить новый способ спонтанного рисования.

Ваза для цветов

Печать (печатками, по трафарету) «знакомая форма – новый образ»

Познакомить с новым видом изобразительной техники – «печать растений». Развивать чувства композиции, цветовосприятия

Октябрь

Осенние пейзажи

Рисование по сырому

Учить отражать особенности изображаемого предмета, используя различные нетрадиционные изобразительные техники. Развивать чувство композиции, совершенствовать умение работать в разных техниках.

Оформление групповой комнаты на тему «Осень золотая»

Пестрые кошки

Рисование ватными палочками

Закреплять умение передавать колорит дымковских узоров. Учить комбинировать различные, освоенные ранее, элементы в новых сочетаниях. Развивать чувство композиции, цветовое восприятие.

Листопад

Тиснение

Познакомить с техникой тиснения. Учить обводить шаблоны листьев простой формы, делать тиснение на них.

Идёт дождь

Восковые карандаши и акварельные краски.

Учить пользоваться восковыми карандашами и красками (совмещать). Закреплять умение строить композицию рисунка.

Ноябрь

Осень на палитре краски разводила

Монотипия

Познакомить детей с последовательностью выполнения монотипии; развивать чувство цвета, и композиции, творческое воображение.

Выставка детских работ для родителей «Территория творчества»

В подводном мире

Рисование ладошкой, восковыми мелками, акварелью

Совершенствовать умение в нетрадиционной изобразительной технике (восковые мелки + акварель, отпечатки ладоней). Учить превращать отпечатки ладоней в рыб и медуз, рисовать различные водоросли. Развивать воображение, чувство композиции.

Барышня

Рисование ватными палочками.

Продолжать знакомство с городецкой росписью. Закреплять знания о характерных элементах композиции.

Небо при закате солнца

Монотипия пейзажная

Закрепить умение складывать лист пополам, на одной стороне рисовать пейзаж, на другом получить его отражение в озере. Половинку листа протереть губкой.

Декабрь

Фантазии

Кляксография, «знакомая форма – новый образ»

Продолжать знакомить с нетрадиционной художественной техникой кляксографии. Закрепить умение работать в технике «старая форма – новое содержание». Развивать воображение

Оформление групповой и приемной комнат на тему «К нам зима шагает снежными шагами»

Зимние узоры

Граттаж

Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой черно-белого граттажа. Упражнять в использовании таких средств выразительности, как линия, штрих.

Морозные узоры на окне

Свеча + акварель

Учить создавать узоры, используя свечу и акварель. Расширять и разнообразить образный ряд, применяя разные декоративные элементы.   Развивать чувство формы и композиции.

Дед Мороз

Гуашь + соль

Научить новому приему оформления изображения: присыпание солью по мокрой краске для создания объемности изображения.

Январь

Царство хозяйки зимы

Печатание, кляксография

Закрепить умения отражать в рисунке впечатления, полученные при наблюдении зимней природы; использовать холодную гамму красок для передачи зимнего колорита; развивать творчество детей, художественный вкус, фантазию, пространственное воображение.

Участие детских работ в конкурсе, на тему «Зимние пейзажи».

Витражи для окошек в избушке Зимушке-Зимы

Витраж

Формировать интерес к зимней природе, помочь увидеть ее красоту, познакомить со словами витраж и его техникой. Учиться смешивать на палитре краски.

Зимняя ночь

Набрызг, кляксография

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для изображения снежинок, звёзд, деревьев нетрадиционными способами рисования; развивать творческие способности детей

Сказочная жар – птица

Раздельный мазок

Познакомить детей с новой техникой рисования – раздельный мазок

Развивать цветовосприятие

Воспитывать эстетические чувства

Участие в конкурсе на тему «Русские народные сказки»

Февраль

Необычные машины

Оттиск пробкой и печатками, черный маркер + акварель, «знакомая форма – новый образ»

Упражнять в комбинировании различных техник; развивать чувство композиции, ритма, творчество, воображение.

Выставка для родителей.

Город спит

Полоски картона

Учить рисовать полосками картона, использовать образцы; составлять сюжет; закрепить умение набирать краску на картон и изображать предметы.

Галстук для папы

Оттиск пробкой, печатками из ластика, печать по трафарету, «знакомая форма – новый образ».

Закрепить умение украшать галстук простым узором, используя крупные и мелкие элементы

Детские работы, посвященные «23 февраля»

Филин

Тычок полусухой жесткой кистью

Учить создавать образ филина, используя технику тычка и уголь

Выставка для родителей.

Март

Открытка для мамы

«8 Марта»

Печать по трафарету

Учить украшать цветами открытку для мамы. Закрепить умение пользоваться знакомыми техниками.

Детские работы в подарок мамам и бабушкам.

Платок для бабушки

Различные

Учить рисовать несложный цветочный орнамент по мотивам павло-посадских платков. Развивать чувство ритма, цветовосприятие

Натюрморт

Восковые мелки + акварель

Продолжать учить составлять натюрморт определять форму, величину, цвет и расположение различных частей. Упражнять в аккуратном закрашивании мелками создании созвучного тона с помощью акварели

Выставка на тему «Поспешим на помощь весне»

Поспешим на помощь весне (коллективная работа)

Оттиск печатками (картофель, пробки)

Совершенствовать умения и навыки детей в технике оттиск печатками (картофель, пробки); развивать воображение, чувство композиции, ритма; воспитывать эстетическое отношение к природе.

Апрель

Космические фантазии

Цветной граттаж

Познакомить с основными приемами выполнения техники граттаж; изучить технологию рисунка в технике граттаж.

Выставка к дню космонавтики.

Вишня в цвету

Тычкование

Закреплять умение продумывать расположение рисунка на листе. Совершенствовать умение использовать способ рисования тычком для повышения выразительности рисунка.

Выставка для родителей и сотрудников детского сада «Как мы умеем рисовать»

Я рисую море

Различные

Вызвать интерес к созданию образа моря различными способами нетрадиционной техники. Создавать условия для экспериментирования с разными художественными материалами и инструментами.

Веселые человечки

Волшебные веревочки

Познакомить детей с новым методом рисования с помощью разноцветных веревочек. Передать силуэт человека в движении

Май

Какого цвета весна

Монотипия

С помощью нетрадиционной техники рисования «монотипия» - обобщать и расширять художественный опыт детей в работе с акварелью, рисовать по сырой бумаге, смешивая краски

Итоговая выставка детских работ по работе в нетрадиционной технике рисования.

Разноцветные бабочки

Монотипия

Развивать стойкий интерес к изобразительной деятельности. Формировать умение самостоятельно выбирать цветовую гамму красок, развивать цветовое восприятие

Букет сирени

Рисование по мокрому

Продолжать знакомить с техникой «по мокрому», учить передавать в рисунке характерные особенности весенних цветов. Развивать эстетическое восприятие.

Вот и лето пришло

Совместное рисование

Научить передавать свое ощущение       изобразительными средствами. Развивать творческие способности.

2.4. Взаимодействия с семьями воспитанников

Мероприятия

Формы работы

Сроки проведения

 «Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста»

«Методы нетрадиционного рисования»

Информация на сайте ДОУ

Консультация для родителей в приёмной.

Сентябрь

«Роль нетрадиционного рисования в развитии детей старшего дошкольного возраста»

«Необычное рисование, как один из способов развития творческих способностей дошкольника»

Родительское собрание

Информация на сайте ДОУ

Октябрь

«Как часто рисует ваш малыш?»

 «Алло, мы ищем таланты…»

Анкетирование

Конкурс совместных творческих работ с детьми.

Ноябрь

Развитие творческих способностей детей в игре и в быту»

«Город на реке»

Консультация в приёмной

Открытый просмотр НОД (День открытых дверей)

Декабрь

«Рисуем вместе с детьми»

«О важности развития образного мышления и формирования графических навыков перед школой».

Буклеты для родителей

Родительское собрание с использованием ИКТ

Январь

 «Необычными вещами мы рисуем без труда»

Организация самостоятельной изобразительной деятельности детей»

Мастер – класс

Буклеты-памятки для родителей

Февраль

 «Увлекательное рисование»

Волшебство на кухне» (рисование крупами)

Папка-передвижка

Мастер-класс.

Март

«Несколько советов по развитию творческих способностей детей»

«День Космонавтики»

Памятки для родителей

Проведение выставки совместного творчества детей и родителей

Апрель

«Наш семейный портрет»

«Мы рисуем в детском саду»

Выставка рисунков, выполненных в нетрадиционных техниках, изготовленных дома совместно с родителями.

Стенгазета (совместная работа педагогов)

Май

Раздел III.Организационный

3.1. Описание материально-технического обеспечения

Помещение для занятий

Групповая комната.

Уголок художественного творчества в группе.

Станок для рисования песком

Технические средства.

Мультимедийные презентации. CD и аудио материал

Перечень материалов

для видов детской деятельности.

Младший возраст

(3-4 года)

Средний возраст

(4-5 лет)

Старший возраст

(5-7 лет)

Инструменты и приспособления: акварельные краски, гуашь; восковые мелки, свеча;

ватные палочки; поролоновые печатки; зубочистки, палочки или старые стержни для процарапывания; коктейльные трубочки; салфетки; природный и бросовый материал; стаканы для воды; подставки под кисти; кисти, гуашь, влажные салфетки.

Наглядный материал: презентации и иллюстрации для интерактивной доски; дидактические игры, педагогические эскизы.

Акварельные краски, гуашь;

ватные палочки; поролоновые печатки; зубочистки, салфетки; природный и бросовый материал; стаканы для воды; подставки под кисти; кисти, гуашь, влажные салфетки.

Наглядный материал: презентации и иллюстрации для интерактивной доски; дидактические игры, педагогические эскизы.

Наглядный материал:

Альбом «Художники и их иллюстрации»;

Альбом «Рисуйте с нами».

 Акварельные краски, гуашь; восковые мелки, свеча;

ватные палочки; поролоновые печатки; зубочистки, палочки или старые стержни для процарапывания; коктейльные трубочки; салфетки; природный и бросовый материал; стаканы для воды; подставки под кисти; кисти, гуашь, влажные салфетки.

Наглядный материал: презентации и иллюстрации для интерактивной доски; дидактические игры, педагогические эскизы.

Наглядный материал:

Альбом «Художники и их иллюстрации»;

Альбом «Рисуйте с нами».

 Акварельные краски, тушь, гуашь; восковые мелки, свеча;

ватные палочки; поролоновые печатки; зубочистки, палочки или старые стержни для процарапывания; коктейльные трубочки; салфетки; природный и бросовый материал; стаканы для воды; подставки под кисти; кисти, гуашь, влажные салфетки.

Наглядный материал: презентации и иллюстрации для интерактивной доски; дидактические игры, педагогические эскизы.

Наглядный материал:

Альбом «Художники и их иллюстрации»;

Альбом «Рисуйте с нами».

3.2. Перечень методических материалов и средств обучения и воспитания

Лыкова И.А. «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2 – 7 лет «Цветные ладошки
Р.Г. Казакова «Рисование с детьми дошкольного возраста». Нетрадиционные техники.
К. К. Утробина, Г.Ф. Утробин «Увлекательное рисование методом тычка с детьми» 3-7лет.
Лыкова И.А. «Методические рекомендации в вопросах и ответах к программе художественного образования в детском саду «Цветные ладошки».
И.А Лыкова, В. А. Шипунова «Загадки божьей коровки» интеграция познавательного и художественного развития
Доронова Т.Н., Якобсон С.Г. «Обучение детей 2 – 4 лет рисованию в игре», Москва, Просвещение, 1992

Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности» средняя группа.

А.В.Никитина "Нетрадиционные техники рисования в детском саду".

Т.А.Цквитария "Нетрадиционные техники рисования" Интегрированные занятия в ДОУ.

3.3. Развивающая предметно-пространственная среда.

Виды культурных практик в центрах детской активности.

Принципы размещения материалов в групповом помещении по возрастам

Младший возраст

Средний возраст

Старший дошкольный возраст

Продуктивная деятельность:

- Центр творчества;

- Центр «Изобразительной детской деятельности»

- Территория творчества

Рисунками дети распоряжаются сами – забрать домой или использовать в игре, поместить на выставку.

Детские работы в   начале демонстрируются на стенде в группе, а после полного высыхания попадают в распоряжение детей. Они могут хранить их в индивидуальных папках, забрать домой или оставлять в группе.

Работа   организуется по 2-м основным направлениям:

- создание условий в группе для самостоятельной работы;

 В приемной организуются периодически меняющиеся выставки (народное искусство, детские творческие работы родителей. На отдельной полке помещены материалы и оборудование для работы с бумагой и картоном (различные виды бумаги и картона, краски, кисти, карандаши, салфетки, и др.), а также все для работы с использованным материалом (различные коробки из-под пищевых продуктов)

Центр «Маленькие мастера»

Нитки разного цвета и диаметра, палочки ватные, трубочки пластмассовые.

Нитки разного цвета и диаметра, палочки ватные, трубочки пластмассовые, пенопластная форма, мыльный раствор, свечи восковые.

Нитки разного цвета и диаметра, палочки ватные, трубочки пластмассовые

Центр «Юные художники»

Гуашь, краски акварельные, баночки для воды, салфетки влажные, кисти для рисования разного размера, ворса.

Гуашь, краски акварельные, баночки для воды, салфетки влажные, кисти для рисования разного размера, ворса, бумажные салфетки, палитра,

Гуашь, краски акварельные, баночки для воды, салфетки влажные, кисти для рисования разного размера, ворса.

Центр «Детям о художниках»

Предметные и сюжетные картинки, иллюстрации к книгам, картины разных художников на разные темы.

Образцы готовых работ.

Предметные и сюжетные картинки, иллюстрации к книгам, картины разных художников на разные темы.

Картины в нетрадиционной технике.

Предметные и сюжетные картинки, иллюстрации к книгам, картины разных художников на разные темы.

Картины в нетрадиционной технике.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дополнительного образования по РИСОВАНИЮ

Рабочая программа  дополнительного образования по РИСОВАНИЮ...

Программа дополнительного образования по рисованию для детей 4-5 лет

Программа по рисованию для дополнительного образования  детей 4-5 лет...

Программа дополнительного образования по рисованию для детей старшего ( 5-6 лет)дошкольного возраста « Краски в сказке»

Дух есть мастер, воображение — инструмент, тело — послушный материал. В каждом человеке есть свой собственный внутренний мир, сотворенный силою воображения. Воображение порождается чистым ...

Программа дополнительного образования по рисованию песком для детей с ОВЗ

Программа дополнительного образования для детей с ОВЗ "Песочная фантазия"...

Программа дополнительного образования "Нетрадиционные техники рисования"

развитие творческих способностей детей в рисовании. Развитие мелкой моторики через нетрадиционные техники рисования....

кружок дополнительного образования "Нетрадиционное рисование ЭБРУ" с детьми 5-7 лет

            Программа кружка по  художественно – эстетическому развитию с детьми  старшего дошкольного  возраста  &la...

Программа дополнительного образования «Нетрадиционные формы оздоровления дошкольников»

Охрана и укрепление здоровья, совершенствование функций организма ребёнка и его полноценное физическое развитие являются неотъемлемой частью педагогической работы в дошкольных, учреждениях....