Статья: "Использование элементов дыхательной гимнастики при обучении плаванию"
статья

В методике обучения плаванию детей дошкольного возраста применяются упражнения на формирования правильного дыхания. Обучение рациональному дыханию начинается с самых первых занятий во второй младшей группы т.к. самое главное для детей этого возраста – опустить лицо в воду, что необходимо для плавания.

Упражнения на дыхание используются на каждом занятии на протяжении всего периода обучения плаванию (4 года) и является важнейшим элементом в его освоении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_elementov_dyhaniya_pri_obuchenii_plavaniyu.docx16.47 КБ

Предварительный просмотр:

Тема выступления:

«Использование элементов дыхательной гимнастики при     обучении плаванию»

                                                                                                 

                                                                   Подготовила:

                                                              Инструктор по физкультуре

                                                             «Детского сада №4 «Сказка»

                                                                  Иванова Т.Н.

 

                                                  Протвино 2019г.

Общеизвестно, что занятия плаванием благотворно влияют на весь организм человека: костно-мышечный аппарат, внутренние органы, эмоционально-психологическую сферу и т.д. Плавание - единственная физическая нагрузка практически не имеющая противопоказаний и широко используемая в лечебной физкультуре. Также плавание является эффективной профилактикой ОРЗ благодаря не только закаливающим элементам, но и дыхательным упражнениям без которых не возможно и само плавание.

У людей систематически занимающихся плаванием, развиты дыхательная мускулатура и органы дыхания, наблюдается хорошая согласованность дыхания с движением. При плавании человек дышит чистым, лишённым пыли и достаточно увлажнённым воздухом. При выдохе во время плавания дыхательные мышцы несут дополнительную нагрузку, в связи с необходимостью преодолевать сопротивление воды, необходимое усилие совершается и при выдохе в воду. Вследствие усиленной деятельности дыхательные мышцы укрепляются и развиваются, улучшается подвижность грудной клетки, увеличивается жизненная ёмкость лёгких развивается сердечно-сосудистая система.

В своей работе особое внимание уделяю формированию правильного дыхания так, как это основа освоения всех элементов плавания (задержка дыхания, погружение, всплывание, лежание, скольжение на груди, скольжение на спине, ныряние).

В методике обучения плаванию детей дошкольного возраста применяются упражнения на формирования правильного дыхания. Обучение рациональному дыханию начинается с самых первых занятий во второй младшей группы т.к. самое главное для детей этого возраста – опустить лицо в воду, что необходимо для плавания. Дыхание : вдох на поверхности “вдыхание запаха цветка”  и выдох в воду осваиваем постепенно . С самого начала выдох  в воздух “сдувание одуванчика”, потом в сторону воды «делаем ямку», дальше с опусканием рта вводу «делаем пузыри»  и так постепенно погружаем лицо в воду. С использованием статических дыхательных упражнений, которые я использую на занятии: “понюхай, как пахнут цветочки”, “сдуть пух с одуванчика”, “надувается мячик”, “сделайте ямочку”. У детей создаётся представление о грудном и брюшном (диафрагменном) дыхании, а затем они переходят к более сложному заданию – обучению полному (смешанному типу) дыханию.

После выполнения статических дыхательных упражнений, предлагается перейти к сочетанию дыхания с простейшими упражнениями (например, имитационно-игровыми: “пловец”, “тяжелоатлет”, “птицы летят”, и другие.

В основе навыков рационального дыхания лежат не любые формы регуляции действий, а лишь те, которые связаны с осмысленной моторикой ребёнка. Осмысленная моторика внутренне сопряжена с работой детского воображения. Поэтому особую ценность имеют дыхательные упражнения, выполнение которых предполагает активизацию воображения: “рисование” дыханием в воздухе фигур, “паровозик”, “океанский лайнер” и др.

Единство оздоровительных и образовательных аспектов работы с дошкольниками обеспечивает сочетание дыхательных и звуковых упражнений, например: “ураган”, “насос”, “змейка”, “рисование”, “гудок паровоза”, “весёлая пчелка” и др.

Формирование правильного дыхания, являются наиболее сложным в процессе обучения плаванию. При выполнении этих упражнений детей учу делать глубокий вдох так, чтобы время выдоха вдвое превышало время вдоха. Учу детей задерживать дыхание на максимально возможное время. Считаю, что наиболее эффективными дыхательными упражнениями являются те, которые имитируют при вдохе “вдыхание запаха цветка”, при выдохе - “сдувание одуванчика”. Каждое разученное упражнение мы закрепляем на следующих занятиях. Дыхательные упражнения выполняем с детьми индивидуально и в различном темпе, в зависимости от уровня развития в начале разучивания нового упражнения показываю детям, как сочетать дыхание с движением. Все дыхательные упражнения сопровождаю указаниями, пояснениями.

В младшей группе детей учу задерживать дыхание (6-8 сек.), затем знакомлю с простейшими упражнениями, подводящими к овладению выдохом, например: сдувание лёгкого предмета с ладони, дуть на плавающие игрушки, дуть на воду “остудим чай”, “сделаем пузырьки”. Простейшие упражнения на затаивание дыхания «спрятались под воду», «достань игрушку со дна. Дальнейшая отработка выдоха происходит уже в средней группе.

В средней группе происходит активное овладение энергичным выдохом в воду и формирование умения правильно, в устойчивом ритме чередовать вдох над водой с выдохом в воду – “дуем на игрушку”, “кто дальше”, “сделай воронку”, “много пузырей” (в разных положениях), “вдох”, “вы-ы-дох”. Проныривание в обруч. Начинаем согласовывать дыхание с плавательными движениями ног (в статике).

Совершенствование дыхания происходит в старшей и подготовительной группе. Короткий вдох ртом и длинный выдох в воду, короткий вдох носом и длинный выдох в воду, затаивание дыхания, выдохи в воду через нос, выдохи в воду каждой ноздрей поочередно. Здесь дыхание включается в общую координацию движений, мы повторяем упражнения, которые были пройдены ранее. Делаем упражнения на дыхание с согласованием движений рук, ног, далее в сочетании с плавательными движениями.

Упражнения на дыхание используются на каждом занятии на протяжении всего периода обучения плавания (4 года) и является важнейшим элементом в его освоении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты утренней гимнастики с элементами дыхательной гимнастики

Комплексы утренней гимнастики на каждый месяц. Так же здесь включенны занятия направленные на профилактику нарушений осанки....

Комплекс утренней гимнастики с элементами дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой.

Комплекс утренней  гимнастики с элементами  дыхательной  гимнастики Стрельниковой....

Методическая разработка "Использование элементов дыхательной гимнастики в образовательной деятельности по физической культуре и утренней гимнастике в работе с детьми дошкольного возраста"

Дыхательная гимнастика играет значительную роль в процессе оздоровления и закаливания дошкольников. Систематическое использование элементов дыхательной гимнастики в образовательной деятельности по физ...

Дыхательная гимнастика. Методы и приёмы формирования интереса к выполнению элементов дыхательной гимнастики дошкольниками.

Дыхательная гимнастикаПроанализировав литературу, пришла к выводу, что ежедневные занятия дыхательной гимнастикой благоприятно воздействуют на оздоровление и укрепление организма ребёнка. Дыхательные ...