Семинар-практикум для родителей "Чтоб ребёнок рос здоровым"
методическая разработка (младшая группа)

Киселева Альбина Олеговна

Семинар практикум для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar_-_praktikum.doc97 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 2 «Золотая рыбка»

Семинар-практикум для родителей

 на тему: "Чтобы ребёнок рос здоровым"

Воспитатель,

вторая младшая

 группа «Колобок»

Киселева А.О.

г. Козьмодемьянск

2022 г.

Актуальность

В современном, постоянно меняющемся мире, где на человека обрушивается огромный поток информации, стремительный темп и череда нескончаемых дел, на фоне неприятной окружающей среды самой большой ценностью может быть только здоровье человека.

Забота о здоровье – одна из важнейших задач каждого человека. Среди всех земных благ здоровье – ценный дар, данный человеку природой, заменить который нельзя ничем.

«Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и физических дефектов».

Как убедить в необходимости беречь здоровье с ранних лет? Как сделать так, чтобы бережное отношение к себе и другим людям стало привычкой, а позже – особенностью характера?

В  центре работы по сохранению и укреплению здоровья детей должна находиться:  во-первых, семья, включающая всех ее членов и условия проживания; во-вторых, дошкольное образовательное учреждение, где ребенок проводит большую часть своего активного времени.

Поэтому задача воспитателя вести среди родителей просветительную работу о закаливании, обучать их конкретным приемам и методам оздоровления и укрепления детского организма, начиная с раннего возраста посредствам бесед, консультаций, родительских собраний.

Цель: Знакомство родителей воспитанников с основными факторами, способствующими укреплению и сохранению здоровья дошкольников в домашних условиях и условиях детского сада.

Задачи:

1. Включение родителей в воспитательно-оздоровительный процесс.

2. Сплочение родительского коллектива;

3. Формирование у родителей мотивации здорового образа жизни, ответственности за свое здоровье и здоровье своих детей;

4. Обучение родителей конкретным приемам и методам оздоровления и укрепления детского организма;

5. Повышение мастерства родителей по использованию здоровьесберегающих технологий в домашних условиях. 

Форма проведения: Семинар-практикум.

Предварительная работа:

1. Анкетирование родителей по теме собрания «Чтобы ребенок рос здоровым».  2.Изготовление красочных пригласительных для родителей

3. Разработка памяток для родителей. 

4. Оформление папки-передвижки «Игровой самомассаж», «Предупреждение простудных заболеваний народными средствами».

5. Подготовить отчет по заболеваемости за первое полугодие. 

6. Создание презентации для сопровождения выступлений. 

7. Оформление призовых медалей для родителей, чьи дети в течение первого полугодия не болели, либо болели очень редко. 

План проведения:

     1. Организационный момент.

  2. Создание проблемной ситуации для родителей: “Как Вы считаете, кто такой здоровый              человек? 

     3.Обмен мнениями о закаливании детей в домашних условиях.

     4. О роли прогулок в жизни ребенка.

     5.Растения для лечения

     6.Вручение медалей родителям не болеющих и редко болеющих детей.

     7.Рефлексия: «Ваше мнение о семинаре - практикуме».

Ход семинара-практикума:

1. Организационный момент.

Воспитатели группы встречают родителей в зале. Предлагают всем родителям встать в круг и поздороваться с соседом слева любым способом: используя, жесты, мимику лица, различные словесные формы приветствия.

Воспитатель: 

— Здравствуйте! Вы все знаете, что слово «здравствуй” означает «будь здоров!”. Люди при встрече желают друг другу доброго здоровья. Хорошо, если, приветствуя человека, вы ему улыбнетесь. Так вы подарите друг другу здоровье и радость.

Затем воспитатель объявляет тему собрания, знакомит с планом проведения собрания.

Воспитатель: Нам очень приятно, что вы нашли время и откликнулись на наше приглашение. В современном обществе предъявляются новые, более высокие требования к человеку, в том числе к ребенку, к его знаниям и способностям. Забота о здоровье ребенка стала занимать во всем мире приоритетные позиции. Это и понятно, поскольку любой стране нужны личности не только творческие, гармонично развитые, активные, но и здоровые.

Забота о воспитании здорового ребенка является приоритетной в работе и нашего дошкольного учреждения. Такой ребенок обладает хорошей сопротивляемостью организма к вредным факторам среды и устойчивостью к утомлению, социально и физиологически адаптирован. В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а так же необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни.

Сегодня важно нам, взрослым, формировать и поддерживать интерес к оздоровлению, как самих себя, так и детей. Так что же взрослые могут сделать, для того чтобы приобщить детей к здоровому образу жизни? Это мы с вами постараемся выяснить во время нашей встречи. Позвольте прочитать вам стихотворение.

Болеет без конца ребёнок.

Мать в панике, в слезах: и страх и грусть.

 — Ведь я его с пелёнок

 Всегда в тепле держать стремлюсь.

 В квартире окна даже летом

 Открыть боимся – вдруг сквозняк,

 С ним - то в больницу, то в аптеку,

 Лекарств и перечесть нельзя.

 Не мальчик, словом, а страданье.

 Вот так, порой, мы из детей

 Растим тепличное создание,

 А не бойцов – богатырей.

В.Крестов “Тепличное создание”

Воспитатель: Здоровый, крепкий и развитый ребёнок. Как добиться этого? Что для этого делаем мы? Как укрепить здоровье детей, избежать болезней? 

2. Создание проблемной ситуации для родителей: “Как Вы считаете, кто такой здоровый   человек? (Ответы родителей)

Воспитатель: Итак, прежде всего, здоровый ребенок, если он и болеет, то очень редко и не тяжело. Он жизнерадостен и активен, доброжелательно относится к окружающим его людям – взрослым и детям. Развитие двигательных качеств проходит гармонично. Нормальный, здоровый ребенок достаточно быстр, ловок и силен. Неблагоприятные погодные условия, редкая их смена, здоровому ребенку не страшны, т. к. он закален. Это «портрет» идеально здорового ребенка, какого в жизни встретишь не часто. Однако вырастить и воспитать ребенка близкого к идеалу – задача вполне посильная, всего лишь требуется: с раннего возраста научить ребенка заботиться о своем здоровье! Для этого нужно формировать навыки привычки здорового образа жизни в соответствии с возрастом.

Именно о том, как формировать навыки и привычки здорового образа жизни мы сегодня вам расскажем и покажем:

Воспитатель предлагает поиграть в игру «Неоконченные предложения”

— У меня в руках мяч, он для нас будет эстафетной палочкой. Мы будем передавать его по кругу, и тот человек в чьи руки попал мяч, продолжает моё предложение. А предложение будет у нас одно для всех: 

“Мой ребёнок будет здоров, если будет…”.

– Мой ребёнок будет здоров, если будет … каждый день делать гимнастику.

– Мой ребёнок будет здоров, если будет … соблюдать правила личной гигиены.

– Мой ребёнок будет здоров, если будет … заниматься физкультурой.

– Мой ребёнок будет здоров, если будет … соблюдать режим дня.

– Мой ребёнок будет здоров, если будет … правильно и во время питаться и т.д.

А теперь я предлагаю Вам поделиться своим жизненным опытом: “Что нужно делать, чтобы быть здоровым?” (Ответы родителей). 

   

      3. Обмен мнениями о закаливании детей в домашних условиях.

В дальнейшем разговор пойдет о закаливании.

Результаты анкеты показывают, что родителями группы проводятся различные виды закаливания с детьми. (Зачитываются ответы на вопросы анкеты) 

Родителям предлагается поделиться опытом по проведению закаливающих процедур, профилактических мер по предупреждению болезней.

Воспитатель: если вы хотите видеть своего ребенка здоровым – надо постоянно, каждодневно уделять время для закаливающих процедур. В “минимум” закаливания входит обязательное использование не перегревающей одежды, воздушные и водные процедуры, гигиена одежды и обуви.

4. О роли прогулок в жизни ребенка

Ведущая: часто можно слышать от родителей о нежелательных прогулках. О благотворном действии прогулок на свежем воздухе писал А.С. Пушкин 

“Друзья мои! Возьмите посох свой, 

 Идите в лес, бродите по долине,

 И в дому ночь глубок ваш будет сон”.

Ежедневные прогулки детей могут и должны быть эффективным методом закаливания ребенка. Так как потребность растущего организма в кислороде более чем в 2 раза превышает таковую у взрослых.

Под влиянием воздушных ванн не только повышается тонус нервной, дыхательной и пищеварительной системы, но и в крови возрастает количество эритроцитов и гемоглобина. Хорошо сочетать прогулки со спортивными и подвижными играми. Дети должны гулять не менее 3-х раз в день не менее 4 часов в день, летом неограниченно. На прогулке и в группе мы проводим целый ряд игр, которые являются профилактикой, а некоторые лечат те или иные заболевания.

     

     5. Растения для лечения

Мы поговорим о полезных свойствах растений.

У современных детей есть много, о чем мы могли только мечтать: разнообразные сладости, красивая одежда, игрушки, компьютеры. Дети больше времени проводят дома, меньше гуляют. Как следствие, дольше устают. Их неокрепшие организмы получают слишком много ненатуральных веществ: из воздуха, воды, пищи, синтетических лекарств и витаминов. Но есть такое чудо природы — травы. Это сильное и доброе средство. Даже запах трав оказывает сильнейшее воздействие на организм человека. Зверобой и ландыш, шиповник и чеснок, можжевельник и полынь — все эти и многие другие растения содержат эфирные масла, которые вырабатывают биологически активные вещества, которые убивают вредные микроорганизмы или подавляют их рост и развитие. Так, фитонциды чеснока уничтожают многие виды бактерий, в том числе стафилококки, дизентерийную палочку, а фитонциды эвкалипта угнетающе действуют на вирус гриппа.

В детском саду мы всегда в период эпидемий гриппа носим замечательные чесночные бусы.

Сегодня ароматерапия широко используется и позволяет обеспечить профилактику и лечение многих заболеваний у детей и взрослых с помощью лекарственных растений или натуральных масел. Ароматерапию можно осуществлять в каждой квартире. Для этого нужно сделать небольшие подушки и наполнить их сухими лекарственными травами. Можно взять один компонент, а можно попытаться составить композиции, «букеты запахов». Пусть ребенок сам выберет себе любимую подушку. Комфортное состояние малыша будет означать, что подушка выбрана правильно.

Как выбрать правильное растение?

 - Если ребенок вялый и пассивный, его активизируют ароматы жасмина, лаванды, мяты,   аниса. К тому же они стимулируют работу мозга и развитие умственных способностей.

 - Ромашка аптечная. Лепестки розы или шиповника, валерианы оказывают успокаивающее и противомикробное действие.

       - Шалфей лекарственный хорошо помогает при простудных и кожных заболеваниях.

 - Листья березы, тополя, пижмы эффективны при простудных заболеваниях и кожных заболеваниях, ОРЗ, гриппе.

 -  Стимулирующее и тонизирующее действие на ребенка окажет запах гвоздики, лаврового листа, смородины, рябины.

       - Успокаивающие запахи: апельсина, мандарина, валерианы, лимона, герани, душистой розы.

Длительное воздействие разнообразных приятных запахов формирует у ребенка стойкие положительные эмоции, а это благотворно сказывается на здоровье и характере малыша.

В нашем климате природа на полгода замирает, все разнообразие растительных запахов исчезает под снегом. В холодное время года душистые подушки или пучки трав создадут в детской комнате атмосферу летнего луга, хвойного леса, прогонят зимнюю сонливость.

6. Анализ заболеваемости. Вручение медалей родителям

Вручение медалей родителям, чьи дети в течение полугодия не болели, либо болели очень редко.

7. Рефлексия: “Ваше мнение о семинаре - практикуме”. 

Проводится игра «Веселый бубен». 

— Ты катись, веселый бубен

Быстро, быстро по рукам,

У кого остался бубен,

Тот сейчас расскажет нам…

Родители делятся своим мнением о родительском собрании.

Уважаемые родители. Помните, что здоровье ребенка в Ваших руках! Вам необходимо создать условия здорового образа жизни ребенка. 

Приложение №1

Анкета для родителей «Укрепление здоровья детей и снижение заболеваемости»

1.Часто ли болеет ваш ребенок?

— часто;

— нет;

— иногда.

2. Причины болезни:

— недостаточное физическое воспитание в детском саду;

— недостаточное физическое воспитание в семье;

— наследственность, предрасположенность.

       3. Знаете ли Вы физические показатели, по которым можно следить за правильным развитием вашего ребенка?

— да;

— нет;

— частично.

4.На что, на Ваш взгляд, должны семья и детский сад обращать внимание, заботясь о здоровье и физическом развитии ребенка?

— соблюдение режима;

— рациональное, калорийное питание;

— полноценный сон;

— достаточное пребывание на воздухе;

— здоровая гигиеническая обстановка;

— наличие спортивных и детских площадок;

— физкультурные занятия;

— закаливающие мероприятия.

5.Какие закаливающие процедуры наиболее приемлемы для вашего ребенка?

— облегченная одежда в группе;

— обливание ног водой контрастной температуры;

— хождение босиком;

— прогулка в любую погоду;

— полоскание горла водой комнатной температуры;

— умывание лица, шеи, рук до локтя водой комнатной температуры;

— систематическое проветривание группы.

     6.Знаете ли Вы как укреплять здоровье ребенка?

— да;

— нет;

— частично.

7.Нужна ли Вам помощь детского сада?

— да;

— нет;

— частично.

 Приложение №2

Анкета «О здоровье – всерьез»

1.Что беспокоит Вас в состоянии здоровья ребенка?

2.Какие виды закаливания Вы проводите с ребенком в семье и считаете наиболее полезными?

3.Сколько времени ребенок проводит на свежем воздухе в выходные?

4.Какие профилактические мероприятия проводите с ребенком дома в связи с эпидемией гриппа?

  5.Какие формы закаливания предлагаете Вы проводить в детском саду?

  6.Какие средства народной медицины Вы используете во время болезни ребенка?

 7.Какие меры предосторожности в отношении Вашего ребенка должны предпринимать   медперсонал, воспитатели детского сада в связи с имевшимися заболеваниями, травмами?

 8.Считаете ли Вы полезной наглядную информацию в уголке здоровья?

 9.Какую еще информацию Вы хотели бы увидеть в уголке здоровья?

Список использованных источников:

  1. Воробьева, М. Воспитание здорового образа жизни у дошкольников/ М. Воробьева // Дошкольное воспитание. - 1998. - №7.- 7с.
  2. Журнал Дошкольное образование № 9, 2008 г., № 8, 2010 г.
  3. Лункина Е.Н. Растим малыша 3-4 лет. – М.: Школьная пресса, 2007г.
  4.  «От рождения до школы» Основная общеобразовательная программа дошкольного образования/Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2018
  5. Полтавцева Н В.Современные здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании / Н.В. Полтавцева, М.Ю. Стожарова Центр развития ребенка дет. сад № 254. – Ульяновск: Изд-во УлГПУ, 2007. – 268 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цикл семинаров-практикумов для родителей, воспитывающих ребёнка-дошкольника

Представлен цикл консультаций по оказанию комплексной помощи семье, воспитывающей ребёнка-дошкольника...

Семинар - практикум для родителей "Готовность ребёнка к школе"

Цель: формирование родительской компетентности в области психолого-педагогической готовности детей к школеЗадачи:1....

Семинар - практикум для педагогов ДОУ "Воспитание культуры здоровья у дошкольников как одно из направлений здоровье - сберегающих технологий".

Семинар - практикум для педагогов ДОУ "Воспитание культуры здоровья у дошкольников как одно из направлений здоровье - сберегающих технологий"....

Семинар-практикум для родителей "Знакомство ребёнка с сенсорными эталонами"

В материале представлены примерный перспективный план,задания для родителей к встречам на семинаре,памятка для родителей...

Семинар-практикум «Игровая форма развития ребёнка»

Успешность обучения в школе зависит от знаний, которые получил ребёнок в саду, а так же от той практической помощи, которую сможет оказать родитель ему дома....

Семинар-практикум для родителей "Мой ребёнок и его индивидуальные особенности"

Мастер-класс направлен на то, чтобы научить родителей видеть в ребенке уникальную личность, повысить коррекционно- педагогическую компетентность (обогащение теоретического и практического опыта) родит...