Нейропсихологические упражнения
материал

Упражнения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл neyropsihologicheskie_uprazhneniya.docx891.81 КБ

Предварительный просмотр:

                    НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ   УПРАЖНЕНИЯ

Выполнила воспитатель МАДОУ № 62 г. Улан-Удэ

Гунзенова Маргарита Цыреновна

 Огромная польза и привлекательность нейропсихологических упражнений состоит в её простоте и практичности. Человек может выполнять эти упражнения в любое время и в любом месте, для повышения эффективности того, что он в данный момент делает.

  В детском саду нет педагогов, которые целенаправленно занимаются с детьми формированием и развитием психических процессов и психологических знаний. Давно известно, что знания, которые прививаются с детства, пускают глубокие корни и служат потом в течение всей жизни. Чтобы вырастить успешных школьников, необходимо развить так называемые вводные навыки, необходимые для успешного обучения в школе в дошкольном возрасте, поэтому каждый специалист использует в своей работе здоровьесберегающие технологии. На занятиях педагога используются физминутки, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, психогимнастика, игротерапия, песочная терапия. При работе с различными возрастными категориями детей стоит отметить, что у ряда воспитанников встречаются трудности сосредоточения и переключения внимания, некоторое снижение слухоречевой памяти, двигательная недостаточность, трудности при рисовании, вырезании, конструировании, негрубые речевые отклонения и особенности эмоциональной сферы.

Кинезиологические занятия дают как немедленный, так и кумулятивный (накапливающийся) эффект для повышения умственной работоспособности и оптимизации интеллектуальных процессов. Занятия должны проводиться в эмоционально комфортной, доброжелательной обстановке. Результативность занятий зависит от систематической и кропотливой работы. С каждым днём задания могут усложняться, объём заданий увеличиваться, наращиваться темп выполнения заданий.

Дыхательные упражнения. Такие упражнения направлены на восстановление нормального дыхания в покое, а также в комплексе с различными движениями, что способствует усиленному снабжению кислородом всех органов и тканей организма, оптимизации тонуса мышц, снижению возбудимости, улучшению общего состояния ребенка.

- Дыхательные упражнения. Исходная позиция — лежа  на спине. Вдох, пауза, выдох, пауза. Ребенку предлагается вокализировать на выдохе, пропевая, отдельные звуки («А», «О», «У» и др.) и их сочетания.

      -  Дыхательные упражнения (сидя на полу, скрестив ноги, с прямой спиной). Поднять руки вверх над головой с вдохом и опустить вниз на пол перед собой с выдохом, немного сгибаясь при этом в туловище. Это упражнение хорошо тем, что оно автоматически заставляет ребенка дышать правильно, у него просто нет возможности дышать по-другому.

- Дыхательные упражнения (лежа на спине). Глубоко вдохнуть. На выдохе произносить звуки: пф-пф-пф-пф-пф. Вдох. На вьгдохе: р-р-р-р. Вдох. На выдохе: з-з-з-з. Вдох. На выдохе: ж-ж-ж-ж. Вдох. На выдохе: мо-ме-мэ-му.

-  Дыхательные упражнения (лежа на спине). Глубоко вдохнуть. Завернуть уши от верхней точки до мочки. Задержать дыхание. Выдохнуть с открытым сильным звуком А-А-А (чередовать со звуками Ы-Ы-Ы, У-У-У, О-О-О).

- «Воздушный шарик». И. п. Ребенок стоит (или сидит). Руки лежат на животе. По команде взрослого «вдох» ребенок делает глубокий вдох носиком (рот закрыт) и надувает живот, как воздушный шарик, затем вовремя команды «выдох» ребенок делает шумный выдох через рот, одновременно с выдохом втягивает живот.

- «Кулак-палец». И. п. Ребенок сидит или стоит. Во время команды взрослого «вдох» ребенок делает вдох через нос (рот закрыт, одновременно поворачивая большие пальцы рук вверх. Во время команды взрослого «выдох» ребенок делает выдох через широко открытый рот, одновременно поворачивая большие пальцы вниз. Дыхание медленное и глубокое. Двигаются только кисти рук.

- «Кулак-ладонь». И. п. Ребенок стоит, ноги на ширине плеч. Голова прямо, глаза смотрят вперед. Руки вытянуты в стороны, ладонь одной руки «смотрит вниз», пальцы смотрят в сторону, ладонь другой руки сжата в кулак. Во время команды взрослого «вдох» ребенок одновременно разжимает кулак одной руки, ладонь «смотрит» в пол, а ладонь другой руки сжимает в кулак. Во время команды взрослого «выдох» ребенок одновременно меняет положение кулака и ладони. Подышать, быстро меняя положение кулака и ладони попеременно.

Глазодвигательные упражнения. Ребенок к трем годам должен уметь оценивать пространство на 1800 по вертикали и на 1800 по горизонтали и отслеживать это без поворота головы. Очень часто у детей сужены поля зрительного восприятия. Если объем зрительного восприятия сужен, ребенок видит только то, что находится перед ним. Остальное он замечает только с помощью поворота головы и всего тела. И неудивительно, что этот ребенок может быть достаточно травматичен, очень быстро устает.

«Следим за предметом». И. п. Ребенок стоит (сидит, голова неподвижна, рот закрыт.

1 уровень. Прямыми руками.

1) Ребенок держит ручку с ярким колпачком (небольшую игрушку, конфету) над переносицей сначала правой прямой рукой и ведет ее вправо, задерживается на 1-2 секунды в конечной точке, ведет обратно к середине. Голова не двигается, глаза ребенка следят за кончиком ручки.

2) Ребенок перекладывает ручку в левую руку. Он держит ручку над переносицей левой прямой рукой и ведет ее влево, задерживает на 1-2 секунды в конечной точке и ведет обратно к середине. Голова не двигается, глаза ребенка следят за кончиком ручки.

3) Ребенок берет ручку над переносицей двумя прямыми руками и ведет ее вверх, задерживает на 1-2 секунды в конечной точке и ведет обратно к середине. Голова не двигается, глаза ребенка следят за кончиком ручки.

4) Ребенок держит ручку над переносицей двумя прямыми руками и перемещает ее вниз. Затем задерживает ручку на 1-2 секунды в конечной точке и ведет обратно к середине. Голова не двигается, глаза ребенка следят за кончиком ручки.

5) Ребенок держит ручку над переносицей двумя прямыми. Ведет ручку к переносице (во время движения к переносице и обратно руки не сгибаются, задерживает ручку на 1-2 секунды около переносицы и ведет обратно к середине. Голова не двигается, глаза ребенка следят за кончиком ручки.

Руки во время этого упражнения прямые и не сгибаются в локтях (во время движения к переносице и обратно руки сгибаются).

2 уровень. То же самое упражнение выполняется согнутыми в локтях руками.

Упражнение выполняется не более двух раз на каждом уровне.

Упражнения двигательного репертуара. В процессе выполнения упражнений двигательного репертуара происходит постепенное освоение пространства собственного тела и пространства вокруг собственного тела. Отработка таких понятий, как «верх-низ»«впереди-позади»«право-лево», является хорошей профилактикой нарушений письма, чтения и счета у старших дошкольников.

«Зеркало». Взрослый встает напротив ребенка. Взрослый напоминает ребенку, что, если встать лицом друг к другу, право и лево меняются.

1) По указанию взрослого ребенок должен показать сначала у себя, потом у взрослого левую руку, правое плечо, левое колено и т. д.

2) Взрослый показывает движения, ребенок должен их повторить. При этом, если взрослый выполняет движение правой рукой, то ребенок тоже должен выполнить движение правой рукой. Например, взрослый дотрагивается левой рукой до левого уха, ребенок тоже должен дотронуться левой рукой до левого уха.

3) Взрослый и ребенок меняются ролями: ребенок командует и проверяет правильность выполнения задания. Взрослый выполняет задание. Чтобы сделать упражнение более эффективным, взрослому рекомендуется иногда ошибаться, ребенок должен это заметить.

«Робот в поисках клада». Ребенок должен изобразить робота, точно и правильно выполняющего команды взрослого. Взрослый объясняет и показывает ребенку, что такое приставной шаг. Ребенок делает шаг одной ногой, а потом другую ногу ставит рядом с первой. Затем взрослый задает и отрабатывает с ребенком: количество шагов; вид шагов (большие, средние, маленькие); направление движения (вперед, назад, вправо, влево, поворот направо, поворот налево); с какой ноги нужно сделать шаг.

1) Взрослый говорит: «Ты будешь выполнять мои команды. Если я скажу «шаг вперед», ты сделаешь шаг вперед. Если я скажу «два шага влево», ты сделаешь два шага влево. Если я скажу «большие шаги», ты делаешь большие и т. д.».

2) Если ребенок хорошо усвоил это упражнение, взрослый может давать сразу две, три или четыре команды, например: «шаг вперед; затем поворот направо; четыре маленьких шага вперед; три больших шага назад, начиная с правой ноги и т. д.». А ели еще в конечную точку положить сюрприз, то упражнение выполнять станет еще приятнее.

«Лабиринт» (формирование пространственных представлений). Ребенок должен обходить стулья с продвижением вперед: справа, слева от стула, над, под стулом. Обязательным условием является проговаривание вслух своих пространственных действий.

Для развития внимания предлагаются следующие упражнения :

«Сомни листочек». Одновременно двумя руками ребенок сминает два листочка бумаги, а потом разглаживает их. Упражнение выполняется на весу. Чем быстрее ребенок это делает, тем лучше. Чем меньше размер листочков бумаги, тем сложнее выполнять упражнение.

«Замочек». Ребенок складывает руки в замок и крутит большие пальцы вокруг друг друга то в одну сторону, то в другую. Упражнение выполняется максимально быстро. Ребенок должен сосредоточенно смотреть на большие пальцы.

Упражнения для развития мелкой моторики рук. Исходная позиция — сидя на полу.

  • «Колечко». Поочередно и как можно быстрее ребенок перебирает пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале методика выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

«Кулак—ребро—ладонь». Ребенку показывают три положения руки, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром, распрямленная ладонь на плоскости пола. Ребенок выполняет упражнение вместе с инструктором, затем по памяти в течение 8—10 повторений моторной программы. Упражнение выполняется сначала правой рукой, потом — левой, затем — двумя руками вместе. При затруднениях в выполнении инструктор предлагает ребенку помогать себе командами («кулак—ребро—ладонь»), произносимыми вслух или про себя.

  • «Лезгинка». Ребенок складывает левую руку в кулак, большой палец отставляет в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняет положение правой и левой руки (6—8 смен позиций). Необходимо добиваться высокой скорости смены позиций.
  • «Ухо нос». Левой рукой взяться за кончик носа, а правой — противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо и » хлопнуть в ладоши, поменять положение рук.
  • «Лягушка». Положить руки на пол (стол). Одна рука сжата в кулак, другая лежит на плоскости стола (ладошка). Одновременно дети меняют положение рук. Усложнение упражнения состоит в ускорении.
  • «Замок». Скрестить руки, сцепить пальцы в замок, вывернуть руки к себе. Двигать пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко, не допуская синкинезий. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук. В дальнейшем дети могут выполнять упражнение в парах.
  • «Змейки».

Усложнение — упражнения выполняются с легко прикушенным языком.

C:\Users\Детсад\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\hello_html_m715c9edb.jpgC:\Users\Детсад\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\maxresdefault.jpgC:\Users\Детсад\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\4683792987096940278_n-e1575015757390.jpg

C:\Users\Детсад\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\hello_html_m7427c540.jpgG:\10.02.2020\img21.jpgG:\10.02.2020\slide-16.jpg

G:\10.02.2020\img17.jpgC:\Users\Детсад\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\img19.jpgG:\10.02.2020\img14.jpgG:\10.02.2020\img15.jpgC:\Users\Детсад\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\img18 (1).jpgC:\Users\Детсад\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\img19.jpg

Упражнения на психогимнастику. Когнитивное упражнение «Чаша доброты» (эмоциональное развитие). Инструктор поясняет: «Сядьте удобно закройте глаза. Представьте перед собой свою любим чашку. Мысленно наполните ее до краев своей добротой Представьте рядом другую, чужую чашку, она пустая. Отлейте в нее из своей чашки доброты. Рядом еще од пустая чашка, еще и еще. Отливайте из своей чаши доброту в пустые. Не жалейте! А сейчас посмотрите свою чашку. Она пустая, полная? Добавьте в нее своей доброты. Вы можете делиться своей добротой с другими, но ваша чашка всегда будет оставаться полной.

Откройте глаза. Спокойно и уверенно скажите: "Это я! У меня есть такая чашка доброты!»

 Упражнение на релаксацию «Послушать тишину» (формирование произвольной регуляции собственной деятельности, развитие аудиального гнозиса). Исходная позиция— лежа на спине. Закрыть глаза и последовательно послушать звуки на улице за окном, затем в комнате, свое дыхание, биение сердца.

Релаксация «Ковер-самолет». Исходная позиция — лежа на спине. Инструктор поясняет: «Мы ложимся на волшебный ковер-самолет; он плавно и медленно поднимается, несет нас по небу, тихонечко покачивает; ветерок нежно обдувает усталые тела, все отдыхают... Далеко внизу проплывают дома, поля, леса, реки и озера.. Постепенно ковер-самолет начинает снижение и приземляете нашей комнате (пауза)... Потягиваемся, делаем глубокий вдох и выдох, открываем глаза, медленно и аккуратно садимся».

Релаксация «Пляж». Исходное положение — лежа на спине. Предложите ребенку закрыть глаза и представить, что 0н лежит на теплом песке. Ласково светит солнышко и согревает его. Веет легкий ветерок. Он отдыхает, слушает шум прибоя, наблюдает за игрой волн и танцами чаек над водой. Пусть прислушается к своему телу. Почувствует позу, в которой он лежит. Удобно ли ему? Пусть попытается изменить свою позу так, чтобы ему было максимально удобно, чтобы он был максимально расслаблен. Пусть представит себя всего целиком и запомнит возникший образ. Затем нужно потянуться, сделать глубокий вдох и выдох, открыть глаза, медленно сесть и аккуратно встать.

Релаксация «Парусник». Детям предлагается изобразить своим телом лодку с парусом: встать на колени, носочки оттянуть, пальцами ног касаться друг друга, пятки несколько развести. Сесть на пятки или между ними. Пальцы рук сплести в замок за спиной. Инструктор поясняет: «Подул ветерок, и парус расправился, надулся (на выдохе, не расцепляя рук, выпятить грудь, свести лопатки, голову откинуть назад). Ветер утих, и парус сник (на выдохе голову опустить как можно ниже, плечи вперед так, чтобы спина стала круглой)». Усложнение упражнения заключается в том, что ребенок фиксирует руки, например, под пальцами ног, на подошвах или на пятках. Можно также изобразить большой парусник, на вдохе поднимаясь с пяток на колени.

Релаксация «Потянулись—сломались» (лежа на спине). Руки и все тело устремлены вверх, пятки от пола не отрывать. Инструктор поясняет: «Тянемся, тянемся вверх, выше и выше... Мысленно отрываем пятки от пола, чтобы стать еще выше (реально пятки на полу)... А теперь наши кисти как бы сломались, безвольно повисли. Теперь руки "сломались" в локтях, в плечах, упали плечи, "повисла" голова, "сломались" в талии, подогнулись колени, "упали" на подлежим расслабленно, безвольно, удобно... Прислушайтесь к себе. Осталось ли где-нибудь напряжение? Сбросьте его». Во время выполнения упражнения детям следует показать разницу между выполнением команды «опустить кисти» и «сломались в кистях» (расслабление кистей достигается только во втором случае); когда дети лежат на полу, педагог должен обойти каждого из них и проверить, полностью ли расслаблено его тело, указать места зажимов.

Использование данных упражнений на занятиях с детьми (особенно старшего дошкольного возраста) способствует активизации межполушарного взаимодействия, что формирует стрессоустойчивость ребенка к обучению в школе.

Подводя итог вышесказанному можно сделать следующий вывод: при применении нейропсихологических игр и упражнений на занятиях у детей улучшается память, самоконтроль поведения, повышается концентрация внимания, происходит формирование пространственных ориентаций, повышается уверенность в своих силах. А это, в свою очередь, является одним из главных критериев психологического здоровья дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по внедрению нейропсихологический упражнений в образовательную деятельность подготовительной группы для детей с ЗПР.

Материал будет интересен и полезен всем воспитателям, желающим повысить свою психолого-педагогическую компитентность. Также как образец ведения  и оформления проектов в ДОО....

Нейропсихологические упражнения и игры для детей

Нейропсихологические игры и упражнения для детей...

Нейропсихологические упражнения как средство коррекции недостатков развития детей с ОВЗ в образовательном процессе МБДОУ

Коррекция и развитие детей с ограниченными возможностями здоровья - одна из актуальных проблем современной  педагогики, дефектологии и психологии....

Картотека нейропсихологических упражнений "Умные движения"

Перекрестные телесные упражнения         При регулярном выполнении реципрокных (перекрестных) движений образуется большое количество нервных волокон, связывающих полушария гол...

Нейропсихологические упражнения. Ассиметрия

Описаны варианты упражнений, которые сделают работу мозга интенсивнее и помогут легче и быстрее усвоить любые знания и навыки....

Нейропсихологические упражнения АСИММЕТРИИ

НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ АСИММЕТРИИ сделают работу мозга интенсивнее и помогут легче и быстрее усвоить любые знания и навыки....