Аква-гимнастика для пальчиков
материал

Золотухина Наталья Александровна

Аква-гимнастика для пальчиков 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Аква-гимнастика для пальчиков 17.31 КБ

Предварительный просмотр:

Аква-гимнастика для пальчиков — стимулятор речевой деятельности детей с ОВЗ.

Аква- гимнастика для пальчиков – это занимательные игры в воде. Они способствуют речевому и всестороннему развитию. Игры с водой развивают интерес к окружающему, обогащают детскую речь и познавательный опыт, моторную ловкость рук, стимулируют речемыслительную активность детей. Используя гидрокинезотерапию (дозированное произвольное чередование напряжения и расслабления в воде), мы можем быстрее преодолеть отклонения в речевом развитии у детей с ОВЗ.

Как я пришла к использованию этой технологии?

В моей группе был обучающийся, который очень хотел посещать бассейн в нашем детском саду, но по ряду причин - не мог. Он всегда очень расстраивался. Чтобы облегчить его стресс, я предложила альтернативу: поиграть с водой в мини-бассейне, где «купались только ручки». Для интереса, положила в воду разнообразные безопасные предметы: камешки, ракушки, и т.д. Это стало прекрасным дополнением к пальчиковой гимнастике. Аква- гимнастика не могла не понравиться всем детям. Так, периодически стала использовать её в своей практике, поняв, что это развивает речевую активность детей с ограниченными возможностями здоровья.

Определила следующие задачи:

- стимулировать речевое творчество детей,

- развивать монологические формы речи,

- активизировать словарь детей.

Пальчиковые игры в воде – это инсценировка каких – либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Игровые упражнения и тренажёры подбираются в соответствии с лексической темой и проводятся с небольшими подгруппами детей. От воспитателя зависит творческий подход и предварительная работа с детьми ОВЗ.

Вода t 37 - 37C, с понижением до 34C, постепенно снижаем до комнатной температуры. Продолжительность игр с водой от 5 – 7 минут, постепенно доводим до 20 минут.

Для организации «Водного царства» важно:

- обеспечить безопасность и комфортные условия для детей,

- вода должна быть тёплой,

- ёмкость целесообразно заполнять водой до уровня не ниже 7-10 см,

- иметь для детей клеёнчатые фартуки, сухие салфетки.

При взаимодействии с детьми, закрепляю у них несколько простых правил:

нельзя плескать водой на пол, брызгаться в друзей, после игры вытирать руки на сухо. Можно: играть, экспериментировать, фантазировать, получать массу положительных эмоций.

 

 

 

Выполняя эти и другие упражнения, можно сочинять совместные истории с друзьями, продолжить историю другого рассказчика, а возможно и сочинить свои.

 

 

 

Игра «Рак»

И.П. – кисти под водой. Мизинец, безымянный и средний пальцы прижаты к ладони. Большой и указательный пальцы выпрямлены. Сводим их вместе, изображая щупальца рака. Такие движения делаем попеременно со всеми пальцами: большой и указательный пальцы, затем средний, безымянный и мизинец.

Раку – Здравствуй! - я сказал, руку я ему подал.

Мне ответил рак: Привет!

И подал клешню в ответ.

 

Игра «Рыбка»

И.П. – кисти рук лежат на поверхности воды. Бьём кистями по воде.

Рыбки-малютки

По морю плывут,

Скачут, резвятся и хвостиком бьют.

 

Игра «Дельфин»

И.П. – ладони выпрямлены и направлены вперед. Выполняем волнообразные плавные движения кистей, опуская их в воду и поднимая вверх над водой.

Дельфин – малыш

Приплыл ко мне,

Он покатает на спине!

Игра «Акула»

И.П. – пальцы, кроме большого, выпрямлены и собраны вместе, ладони поставлены на ребро и опущены в воду так, чтобы выпрямленный большой палец (плавник акулы) оставался над водой. Выполняем волнистые движения пальцами.

Вот зубастая акула

Мне хвостом своим махнула.

 

Игра «Маленькая лодочка»

И.П. – обе ладони соединены вместе. Выполняем плавные движения по поверхности воды от себя, изображая плывущую лодочку.

Мы на лодочке вдвоем

К бабе в гости поплывем.

 

Игра «Пароход»

И.П. – обе ладони соединены ковшиком, все пальцы кроме больших направлены в сторону от себя, а большие пальцы подняты вверх и соединены – это труба.

Пароход плывет вперед,

Нам подарки он несет.

 

Игра «Дождь»

И.П. – пальцы разведены в стороны. Выполняем легкое постукивание пальцами по поверхности воды.

Дождь полил, как из ведра,

Будет лить он до утра.

 

Игра «Волны»

И.П. – ладони поставлены на поверхности воды на ребро, пальцами друг к другу. Пальцы выпрямлены. Выполняем напряженные движения ладонями от себя и к себе так, чтобы образовались волны.

Волны по морю гуляют

И кораблик подгоняют.

 

Игра «Черепаха»

И.П. – Рука сжата в кулак. Показываете большой палец и прячете его.

Вот черепаха, дом ее панцирь.

Когда  она ест,  голову высунет.

И спрячет обратно, кода она спит.

 

Литература:

Барсукова О. В. «Маленький бассейн для маленьких пальчиков» [Электронный ресурс] http://открытыйурок.рф/статьи/639131/

Макеева Л. Н. Из опыта работы «Аквагимнастика – индивидуальная работа по развитию мелкой моторики рук у детей»// Образовательные проекты «Совёнок» для дошкольников. [Электронный ресурс] No 46. –ART170071. –0,3п.л. –URL: http://www.kids.covenok.ru/170071.htm. –Гос. рег. Эл No ФС77-46214. –ISSN: 2307-9282

Смирнова Е.О., Галигузова Л.Н., Мещерякова С.Ю. Первые шаги. Программа воспитания и развития детей раннего возраста. – М.: Мозаика–Синтез, 2007.

Стребелева Е.А., Мишина Г.А. Методическое пособие «Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста»; Приложение к пособию. – М.: Просвещение, 2009.

Янушко Е.А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практикум «Инновионные методы: аква-гимнастика, биоэнергоплатика, кинезиологические упражнения в работе с детьми в речевом развитии дошкольников»

Доказано, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Чем активнее и точнее движение пальцев у маленького ребенка, тем быс...

Аква гимнастика. «Чудесная водичка»

Аква гимнастика. «Чудесная водичка»Цели проекта: Развивать мелкую моторику рук и речь  расширять кругозор детей, развивать  их позновательную активность...

Аква-гимнастика

Комплексы пальчиковой аква-гимнастики...

Опыт работы с применением новых технологий для педагогов: "Аква - гимнастика в ДОУ"

МОЙ ПОДХОД К РАБОТЕ С ДЕТЬМИ.Речь имеет большое значение в психологическом развитии ребёнка. Формирование его как личности, связано с развитием речи ребёнка. Работая в логопедической группе,...

Применение технологии в работе с детьми: "Аква - гимнастика"

МОЙ ПОДХОД К РАБОТЕ С ДЕТЬМИ.Речь имеет большое значение в психологическом развитии ребёнка. Формирование его как личности, связано с развитием речи ребёнка. Работая в логопедической группе,...

«Аква-гимнастика как средство развития речи детей раннего возраста»

Игры с водой дают возможность расслабляться. Таким образом, снимается как мышечное, так и нервное напряжение ребенка, при этом укрепляется нервная система. Развивается мелкая моторика рук, речь ребенк...

Буклет «Инновационные методы: аква-гимнастика, кинезиологические упражнения в речевом развитии дошкольников»

Основная цель представленных игр – это развитие тонкой моторики рук малыша , координации движений, стимулирование речевых зон коры головного мозга детей, эмоционально-личностное и познавательное...