ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКИ
статья (подготовительная группа)

Куликова Елена Владимировна

Состояние здоровья и физического развития детей младшего возраста вызывает особую озабоченность государства и общества. Демографическая ситуация в нашей стране  складывается неблагоприятно. Важно не только родить ребенка, но и вырастить его здоровым и физически развитым, потому что в будущем этот ребенок тоже станет родителем и на генном уровне передаст своему ребенку свое здоровье, а так же свой опыт физического развития. От решения данной проблемы зависит будущее нации и государства, поэтому она всегда актуальна.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Е. В. Куликова

Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Россия

Методологические подходы и генезис ключевых понятий к исследованию проблемы тьюторского сопровождения физического развития детей младшего возраста средствами художественной гимнастики

Аннотация: в данной статье рассматривается, методологические подходы и генезис ключевых понятий к исследованию проблемы тьюторского сопровождения физического развития детей младшего возраста средствами художественной гимнастики.

 Ключевые слова: детство, дошкольное детство, тьюторское сопровождение, художественная гимнастика, здоровый образ жизни.

E. V. Kulikova

South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia

Methodological approaches and the genesis of key concepts to the study of the problem of tutor support for the physical development of young children by means of rhythmic gymnastics

Annotation: This article discusses methodological approaches and the genesis of key concepts to the study of the problem of tutor support for the physical development of young children by means of rhythmic gymnastics. 

Key words: childhood, preschool childhood, tutor support, rhythmic gymnastics, healthy lifestyle.

Методологические подходы и генезис ключевых понятий к исследованию проблемы тьюторского сопровождения физического развития детей младшего возраста средствами художественной гимнастики

Актуальность. Состояние здоровья и физического развития детей младшего возраста вызывает особую озабоченность государства и общества. Демографическая ситуация в нашей стране  складывается неблагоприятно. Важно не только родить ребенка, но и вырастить его здоровым и физически развитым, потому что в будущем этот ребенок тоже станет родителем и на генном уровне передаст своему ребенку свое здоровье, а так же свой опыт физического развития. От решения данной проблемы зависит будущее нации и государства, поэтому она всегда актуальна.

Ключевым принципом «Стратегии физического развития и воспитания  в РФ на период до 2025 года», являются реализация права каждого ребёнка «жить и воспитываться в семье, здоровьесбережение каждого ребёнка, формирование у подрастающего поколения ответственного отношения к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни, в занятиях спортом и физической культурой». В «Стратегии» отмечается, что у детей младшего возраста обнаруживаются различные заболевания и функциональные отклонения. Такие как, отклонения в речевом развитии, двигательные расстройства, соматическая ослабленность, недостаточное физическое развитие, тревожность, неуверенность в своих силах.   В концепции непрерывного физического развития детей младшего возраста, большое внимание уделяется задаче развития у детей представлений о их физическом развитии и здоровье, воспитание здоровьесберегающего поведения. Фундамент физического здоровья человека закладывается в младшем возрасте. Тем самым необходимо, чтобы ребенок из объекта для проведения оздоровительных мероприятий превратился в участника этого процесса, научился понимать важность физических упражнений и занятий спортом для здоровья и осознанно их использовал в жизни.

Таким образом, приобщение детей младшего возраста к занятиям художественной гимнастикой можно представить в следующей последовательности: валеологические знания, далее практические умения, далее начальная здоровьесберегающая компетентность.

Детство – это период познания. Ребёнок в этом возрасте исследователь, первооткрыватель, философ. Он хочет познать всё, он готов учиться всегда. Перед тьюторами стоит задача осознать значимость этого периода в жизни родителей и понять, что воспитывать ребёнка нужно с учётом закономерностей развития и природной индивидуальности. Наставлять их и помогать с выбором метода оздоровления по средствам занятий художественной гимнастикой. Помогать в выборе спортивных секций подходящих именно их ребенку.

У родителей часто возникают трудности с выбором спортивной школы (Частные, бюджетные, ШОР). Тьютор является отличным помощником в выборе спортивной школы и в определении уровня подготовки будующей гимнастки.  Родителям и ребенку необходимо тьюторское сопровождение, чтобы правильно подобрать секцию в зависимости от физических и психических особенностей ребенка.

Среди различных сторон изучения проблемы физического развития детей младшего возраста, считаю необходимым остановиться, прежде всего, на решении вопроса взаимодействия тьютора с ребенкои и его родителями, а именно выявлении условий тьюторского  сопровождения физического развития детей младшего возраста. В качестве средства физического развития детей возможно использовать художественную гимнастику, которая позволяет улучшить физические навыки, развить лидерские качества, силу, выносливость, научиться ловкоскти, координации. Занятия художественной гимнастикой влияет на развитие красивой осанки, развивает женственность и грацию у девочек, ребенок растет здоровым и уверенным в себе.

На основании выше изложенного мы определили проблему исследования, которая заключается в разработке модели  тьюторского сопровождения физического развития детей младшего возраста средствами художественной гимнастики.

Источником названной выше проблемы являются следующие противоречия на:

- социально-психологическом уровне - между необходимостью формирования своего жизненного пути на основе развития своей субъектности и недостаточной сформированностью  сознательного механизма развития субъектности.

- методологическом уровне – между значительным количеством исследований в области дошкольной физической культуры и недостаточной теоретической разработанностью модели  тьюторского сопровождения физического развития детей младшего возраста средствами художественной гимнастики;

- практическом уровне - между необходимостью тьюторского физического развития детей дошкольного возраста и недостаточным уровнем исследованности условий, позволяющих осуществлять это взаимодействие эффективно.

        В нашем исследовании мы придерживаемся точки зрения И.В. Блауберга и Э.Г. Юдина, которые определяют методологический подход как «принципиальную методологическую ориентацию исследования, как точку зрения, с которой рассматривается объект изучения (способ определения объекта), как понятие или принцип, руководящий общей стратегией исследования» [1]. Теоретико-методологическую основу данного исследования составили системный и личностно-деятельностный подходы, комплексное использование которых позволяет наиболее полно осуществить исследование условий, обеспечивающих эффективнось работы тьютора с детьми младшего возраста средствами художественной гимнастики.

        Системный подход представляет собой направление методологии научного познания и социальной практики, в основе которого лежит рассмотрение объектов как систем. Под системой понимается множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определенную целостность, единство. Данное понятие охватывает самые разные стороны сложного, целостного объекта: его строение, состав, способ существования, формы развития и т. д.

        Методология системного подхода представлена в трудах А.Н. Аверьянова [2], И.В. Блауберга [1], В.Н. Садовского [3], Э.Г. Юдина [1], З.И.Тюмасева [4],  и др.

        Данные исследователи выделили основные свойства системы и определили принципы системного подхода:

– принцип целостности позволяет рассматривать систему одновременно как единое целое и как подсистему для вышестоящей надсистемы;

– принцип иерархичности строения предполагает наличие множества элементов, которые находятся в состоянии соподчинения;

– принцип структуризации позволяет анализировать элементы системы и их связи в рамках конкретной организационной структуры;

– принцип множественности позволяет использовать множество моделей для описания отдельных элементов и системы в целом.

        Реализация системного подхода указанных авторов предполагает изучение объекта с точки зрения его системных свойств и связей, а именно выявление: элементов изучаемого объекта; компонентов, причастных к достижению цели его функционирования и развития; внешних и внутренних системообразующих факторов; связей; структуры объекта, что будет использовано нами при исследовании понятий детей младшего возраста, здоровья, элементов художественной гимнастики и тьюторского сопровождения, физического развития,здоровьесбережения [5].

        Cистемный подход в изучении детей младшего возраста и их развития средствами художественной гимнастики позволяет учитывать характеристики всех детей в коллективе, его системные качества: индивидуальность и сложность структуры, взаимозависимость и взаимовлияние всех детей занимающихся в коллективе, индивидуальность каждого ребенка, роль внешней среды.

        Сопровождение любого ребенка будет малоэффективным без понимания того, как функционирует весь коллектив, какие взаимоотношения внутри коллектива. А это означает, что только системный подход к понятию детей младшего возраста обеспечивает эффективность тьюторского сопровождения детей младшего возраста средствами художественной гимнастики.

        Понятие дети – в основном значении, человек в период детства.

        Детство – период человеческого развития,когда человек (ребенок) учится понимать окружающий мир, тренирует необходимые навыки, устраивает культуру своего общества.

         Дошкольное детство – самое важное время, когда закладывается основа здорового образа жизни, происходит становление личности. Именно в этом возрасте формируются и совершенствуются двигательные умения и навыки,обогащается моторный опыт, развиваются функциональные системы организма и физические качества,укрепляется иммунитет.

                Коллектив – группа лиц, объединенных какой-либо общей деятельностью, работой, учебой, решением определенной общественной задачи.

        Детский коллектив это динамическая система, которая имеет закономерную динамику, дети в коллективе растут развиваются, приобретают новые навыки и уменя. Стадии жизненного цикла коллектива связаны с его созданием, с появлением новых детей и выпуском взрослых детей. Данный показатель имеет большое значение для анализа детей младшего возраста и их взаимоотношений внутри коллектива, поскольку позволяет определить их контекст в определенный период их развития.

        Таким образом, детский коллектив рассматривается нами, как открытая, динамическая система, имеющая значительные адаптивные возможности.

        Определяя понятие тьюторского сопровождения детей младшего возраста средствами художественной гимнастики, мы опираемся на исследования Л.В. Бендовой и А.Г. Чернявской, которые в своей работе подробно анализируют термин «тьютор» [6]. В широком смысле тьютор это тот, кто сопровождает процесс освоения деятельности; это консультант, наставник, облегчающий процесс обучения и организующий условия для самообразования.

        В словаре русского языка: cопровождать - значит идти, ехать вместе с кем-либо в качестве спутника или провожающего. То есть, сопровождение предполагает движение рядом или немного впереди, если надо объяснить возможные пути. [12]

        Под тьюторским сопровождением мы будем понимать процесс создания психолого-педагогических условий для развития личности тьюторанта на основе выстраивания субъект-субъектных отношений.

Художественная гимнастика – это олимпийский вид спорта, заключающийся в выполнении под музыку различных гимнастических и танцевальных упражнений и элементов без предмета, а так же с предметом (скакалка, обруч, мяч, булавы, лента).

Тьюторское сопровождение базируется на личностно-деятельностном подходе, основные положения которого в психологии отражены в работах Л.С. Выготского [7], А.Н. Леонтьева[8], С.Л. Рубинштейна [9], где личность рассматривалась как субъект деятельности, которая сама, формируясь в деятельности и в общении с другими людьми, определяет характер этой деятельности и общения. С точки зрения личностно-деятельностного подхода, человек выступает как субъект деятельности, планирующий, организующий, направляющий, корригирующий ее [9]. В то же время сама деятельность формирует человека как её субъекта, как личность. Такое понимание связи субъекта и его деятельности отражает принцип единства сознания и деятельности (по С.Л. Рубинштейну) [9].         Личностно-деятельностный подход в своем личностном компоненте предполагает, что в центре внимания находится тьюторант как личность. Это означает, что вся деятельность тьютора, используемые им приемы и способы преломляются через призму личности тьюторанта - его потребностей, мотивов, способностей, активности, интеллекта и других индивидуально-психологических особенностей. Исходя из интересов, уровня знаний и умений тьюторанта, тьютор организует весь процесс сопровождения. По определению С.Л. Рубинштейна деятельность - это форма активного целенаправленного взаимодействия человека с окружающим миром (в т.ч. другими людьми), отвечающего вызвавшей это взаимодействие потребности в чем-либо, т.е. предпосылкой любой деятельности является потребность, нашедшая себя в предмете [9]. Личностно-деятельностный подход ориентирует процесс организации тьюторского сопровождения таким образом, чтобы тьюторант сам осуществлял постановку и решение необходимых ему задач, что мы будем использовать при разработке индивидуальных оздоровительных программ с учетом их личностных особенностей, мотивов, ценностных ориентаций, целей, интересов, перспектив и т.д.

        При этом, принцип системности определяет упорядоченность и последовательность этапов тьюторского сопровождения. Именно свойство системности обеспечивает эффективное преобразование действительности и получение положительных результатов у тьюторантов в ходе тьюторского сопровождения детей младшего возраста.

        Говоря об оздоровительной деятельности детей младшего возраста, обратимся к определениям здоровья динамической системы и оздоровительной деятельности, сформулированным З.И. Тюмасевой, согласно которым здоровьем динамической системы называется равновесие между адаптационными возможностями этой системы (с набором ее подсистем) и постоянно меняющимися условиями среды, а оздоровительной деятельностью - процесс, направленный на расширение адаптационных возможностей субъекта, в нашем случае детей младшего возраста [10].

        В рамках системного подхода мы также рассматриваем здоровье человека, как систему, комплекс трех видов благополучия – физического, духовного и социального, каждый из которых, как подсистема базовой системы, не может быть носителем всей совокупности характеристических свойств этой системы.

        Исходя из принципа системности, для тьюторантов составляются оздоровительные программы, которые, несмотря на различия в зависимости от индивидуальных особенностей, представляют собой систему (комплекс) мероприятий, направленных на обеспечение всех видов благополучия: здоровое и рациональное питание, физическая активность, режим труда и отдыха, психическое оздоровление, здоровая среда жизнедеятельности.

        Таким образом, в основе нашего исследования лежит понимание здоровья как системного качества. При этом решение комплексной проблемы оздоровления предполагает применение адекватных технологий, комплексная специфика которых определяется различной природой объективных и субъективных составляющих здоровья [11].

        Из анализа вышеприведенных определений мы сформулировали понятие тьюторского сопровождения семьи в аспекте оздоровительной деятельности как процесс создания условий для расширения адаптационных возможностей детей младшего возраста, как самоорганизующейся системы, способствующих развитию личности каждого ребенка, на основе выстраивания субъект-субъектных отношений и применения оздоровительных технологий.

        Средствами художественной гимнастики ребенок развивается физически, формируется понятие о здоровом образе жизни.

         Физическое развитие является одним из ведущих показателей состояния здоровья детей и подростков и зависит от множества факторов: наследственности, климата, особенностей питания, уровня материальной обеспеченности семьи, соблюдения режима и т.д. Физическое развитие - совокупность морфофункциональных и функциональных показателей, позволяющих определить запас физических сил, выносливости и работоспособности организма, т.е. отражает потенциальные или реальные возможности организма к выполнению физической работы. Физическое развитие обусловлено во многом наследственными факторами (генотип), но вместе с тем его уровень после рождения (фенотип) в большей степени зависит от условий жизни, двигательной активности и др. Физическое развитие является одним из показателей состояния здоровья населения. В процессе регулярных занятий физическими упражнениями формируются и совершенствуются разнообразные двигательные навыки и физические качества, постепенно достигается определенный уровень тренированности, характеризующийся комплексом морфологических и функциональных сдвигов в состоянии организма, улучшением механизмов регулирования и адаптации к физическим нагрузкам, ускорением процессов восстановления после их выполнения.

Здоровый образ жизни — это индивидуальная система поведения человека, обеспечивающая ему физическое, душевное и социальное благополучие в реальной окружающей среде (природной, техногенной и социальной) и активное долголетие. Здоровый образ жизни создает наилучшие условия для нормального течения физиологических и психических процессов, что снижает вероятность различных заболеваний и увеличивает продолжительность жизни человека.

        Здоровьесберегающая деятельность, или ее синоним «здоровьесбережение», большинством исследователей понимается как целенаправленная работа по сохранению и укреплению здоровья субъектов образовательного процесса, предполагающая определенные преобразования, прежде всего интеллектуально-эмоциональных сфер личности, и направленная на повышение ценностного отношения как к собственному здоровью, так и к здоровью окружающих.

                          

Литература:

1. Блауберг, И.В., Юдин, Э.Г. Становление и сущность системного подхода / И.В. Блауберг, Э.Г. Юдин. – М.: Наука, 1973. – 271 с.

2. Аверьянов, А.Н. Системное познание мира: Методологические проблемы / А.Н. Аверьянов. – М.: Политиздат, 1985. – 263 с.

3. Садовский, В.Н. Основания общей теории систем/ В.Н.Садовский. – М.: Наука, 1974. – 280 с.

4. З.И.Тюмасева системный подход в образовании

5. Яковлев, Е.В., Яковлева, Н.О. Педагогическое исследование: содержание и представление результатов: монография / Е.В. Яковлев, Н.О. Яковлева. – Челябинск.: Изд-во РБИУ, 2010. – 317 с.

6. Бендова, Л.В., Чернявская, А.Г. Тьюторство как новое пространство педагогической деятельности. «Система обеспечения качества в дистанционном образовании». Научные труды МИМ ЛИН / науч. ред. В. Н. Голубкин, А. Г. Чернявская, С. А. Щенников. - Жуковский : МИМ ЛИНК, 2007. - Вып. 17 - С.131-138.

7. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика-Пресс, 2000. – 11 с.

8. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность [Электронный ресурс] / А.Н. Леонтьев. – 1983. – Режим доступа: http://www.koob.pro/leontjev_a_n/.

9. Рубинштейн, С.Л. Психология Шпрангера как наука о духе [Электронный ресурс] / С.Л. Рубинштейн. – 2005. – Режим доступа: http://sbiblio.com/biblio/archive/rubinshyeyn_psihologija/

10. Тюмасева, 3.И. Акмеологические, валеологические и экологические тайны: словарь-справочник современного общего образования / З.И. Тюмасева, Е.Н. Богданов, Н.П. Щербак.- СПБ.: Питер, 2004.-464 с.

11. Валеева, Г.В. Психологическая готовность будущих учителей к оздоровительной деятельности: монография / Г.В. Валеева, З.И. Тюмасева. – Челябинск: Изд-во ЗАО «Цицеро», 2014. – 140 с.

12. Копылова, Е.Е. Тьюторское сопровождение семьи в аспекте оздоровительной деятельности  [Текст]:дис….– 2016г. – 17 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование речи у детей раннего возраста средствами художественной литературы

Художественная литература раскрывает перед детьми меткость и выразительность языка, показывает, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Присущая необычайная простота, яркость, о...

Педагогическое сопровождение детей раннего возраста средствами музыкального искусства

Постигая мир музыкальных звуков, дети учатся слышать окружающий мир, выражать свои впечатления, свое отношение к нему. Соединение пения с движением дает положительные результаты в преодолении нарушенн...

Консультация для родителей. « Развитие речи детей раннего возраста средствами художественной выразительности».

Влияние художественного текста на развитие речи детей раннего возраста несомненно велико. Происходит постепенное овладение родным языком, у ребенка формируется правильное восприятие художественно...

Консультация для воспитателей "Социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами художественной литературы"

   Для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребёнка будут складываться представления о сущности н...

Сопровождение детей младшего возраста в ходе проектной деятельности и роль педагога-психолога.

Сопровождение детей младшего возраста в ходе проектной деятельности (роль педагога - психолога)             Человеком с самого рождения движ...

"Особенности тьюторского сопровождения детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи в условиях инклюзии"

В статье рассматриваются теоретические аспекты детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи и важности тьюторского сопровождения в условиях инклюзивного образования....