Тренинг с педагогами ДОУ "Эмоциональное выгорание педагогов"
материал

Арутюнян Ася Владимировна

«Сгореть» на работе очень актуально для человека современного общества, особенно для того, кто по роду своей деятельности осуществляет многочисленные и интенсивные контакты с другими людьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_s_pedagogami_ev.docx55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 8 «Теремок»

муниципального образования городской округ Люберцы Московской области

Тренинг с педагогами ДОУ

«Эмоциональное выгорание педагогов»

Составила и провела

Педагог-психолог Арутюнян А.В.

Люберцы 2022

Тренинг с педагогами ДОУ

Эмоциональное выгорание педагогов.

Организационная информация.

Количество участников: 14 человек, в просторном помещение.

Продолжительность занятия: 1 – 1,5 часа.

Время проведения: январь.

 Форма проведения тренинга – круг, возможно свободное перемещение по залу при выполнении упражнение в подгруппах.

Цели: Профилактика и сохранение психологического здоровья педагогов в образовательной среде. Ознакомление педагогов с приемами саморегуляции.

Задачи:

1.Знакомство с понятием профессиональное «выгорание», с его характеристиками.

2.Снижение уровня эмоционального выгорания воспитателей.

3.Нахождение внутренних ресурсов, творческое самораскрытие.

4. Повышение уровня сплоченности педагогического коллектива.

  1. Вводное слово

Цель: ознакомление участников с содержанием предстоящего курса занятий.

«Здравствуйте! Я рада приветствовать вас. Сегодня мы с вами разберем понятие «Эмоциональное выгорание» и как с ним справиться».

  1. Правила работы в группе.
  • Доверительный стиль общения (насмешки и злословие исключаются);
  • Общение по принципу «здесь и сейчас» (обсуждение только того, над чем ведется работа);
  • Обращение на ты;
  • Активность (даже если упражнение кажется неинтересным – нужно его выполнить);
  • Искренность в общение;
  • Недопустимость непосредственных оценок (оценивается не человек: «Он не прав», «Он мне не нравится»)
  • Уважение к говорящему (У каждого должна быть возможность высказаться)

3.Тест Люшера.

Чтобы начать работу, посмотрим, какое настроение, и самочувствие у Вас преобладает в настоящий момент.

Карточки «Значение цвета»

Синий цвет – спокойствие, удовлетворенность, умение сопереживать, доверие, преданность.

Фиолетовый цвет – тревожность, страх, огорчения.

Зеленый цвет – уверенность, настойчивость, упрямство, потребность в самоутверждении.

Красный цвет – агрессивность, возбуждение, стремление к успеху, желание властвовать и действовать, добиваясь успеха.

Коричневый цвет – цвет покоя и стабильности, необходимость в домашнем уюте.

Желтый цвет – активность, веселость, стремление к общению, ожидание счастья.

Серый цвет – тревожность и негативное состояние.

Черный цвет – защищенность, скрытость, желание «уйти в свой внутренний мир».

4.Упражнение «Поза Наполеона»

Участникам показывается три движения: руки скрещены на груди, руки вытянуты вперед с раскрытыми ладонями и руки сжаты в кулаки. По команде ведущего: «Раз, два, три!», каждый участник одновременно с другими должен показать одно из трех движений (какое понравится). Задача в том, чтобы вся группа или большинство участников показали одинаковое движение.

Комментарии для ведущего.

Это упражнение показывает, насколько группа готова к работе. Если большинство показали ладони, значит, они готовы к работе и достаточно открыты. Кулаки показывают агрессивность, поза Наполеона – некоторую закрытость или нежелание работать. Также это упражнение может использоваться для сплочения группы.

5. Диагностическая часть.

Цель: диагностика уровня эмоционального выгорания педагогов.

Материал: Анкета для оценки синдрома эмоционального выгорания, бланк опросника синдром профессионального выгорания, Водопьянова Н.Е, ручки- по количеству участников.

Анкеты заполняются и обрабатываются заранее. Результаты выдаются каждому.

Инструкция: Мы с вами заполняли предварительно анкеты. Эта диагностика позволила узнать об уровне и индивидуальных особенностях вашего эмоционального напряжения, которое могло возникнуть в результате ежедневного стресса. Эта информация может оказаться неприятной, но полезной. Старинная мудрость гласит: «Врага надо знать в лицо», «Правильно поставленный диагноз – это уже половина пути к выздоровлению». Я вам диагнозов ставить не буду, но узнав своего внутреннего врага, вы действительно лишите его прежнего всемогущества и начнете менять свою жизнь к лучшему.

6.Ознакомление с результатами диагностики.

Цель: ознакомление участников с результатами диагностики, предоставление необходимой для понимания интерпретации теоретической информации о стрессе.

Примечание: Данный этап работы начинается с разбора результатов диагностики, поясняются нормы, дается общая картина. Затем следует теоретическая часть, которая поможет участникам уяснить полученную информацию.

Информация для участников:

Что же такое эмоциональное выгорание?

Эмоциональное выгорание – это защитный механизм, защита от тяжелой реальности.

В настоящее время установлено, что синдрому профессионального выгорания наиболее подвержены педагогические работники, специалисты социальной сферы и руководители разных уровней. Обобщение результатов исследования деятельности вышеуказанных специалистов позволило выделить три основных стадии синдрома.

Первая стадия: на уровне произвольного поведения: забывание некоторых моментов, говоря бытовым языком, провалы в памяти относительно выполнения каких- либо двигательных действий (например: внесена нужная запись или нет в документацию). Обычно на эти первые симптомы мало кто обращает внимание, называется это в шутку девичьей памятью или склерозом. В зависимости от характера деятельности, величины нервно-психических нагрузок и личностных особенностей специалиста первая фаза может формироваться в течение трех-пяти лет.

Вторая стадия: На ней наблюдается снижение интереса к работе, потребности в общении( в том числе дома и с друзьями)не хочется видеть тех с кем педагог общается по ряду деятельности( воспитанники их родители), в четверг ощущение что уже пятница, неделя длится нескончаемо, настроение апатии к концу недели, появление устойчивых соматических симптомов( нет сил, энергии, особенно к концу недели, головные боли по вечерам, мертвый сон без сновидений, увеличение  числа простудных заболеваний). Повышенная раздражительность, человек заводится с полу оборота, хотя раньше подобного за собой не замечал. Период формирования данной стадии- в среднем от пяти до пятнадцати лет.

Третья стадия: Собственное личностное выгорание, полная потеря интереса к работе и жизни вообще, эмоциональное безразличие, ощущение постоянного отсутствия сил. Человек стремится к уединению. На этой стадии ему гораздо приятнее общаться с животными и природой, чем с людьми. Стадия может формироваться от десяти до двадцати лет в обычных обстоятельствах, а в условиях глобального экономического кризиса усиливается реакция.

Раздаются в конвертах результаты анкет.

Эмоциональное истощение — основная составляющая профессионального выгорания, проявляющаяся в переживаниях сниженного эмоционального тонуса, утрате интереса к окружающему или эмоциональном перенасыщении; в агрессивных реакциях, вспышках гнева, появлении симптомов депрессии. 

Высокий уровень эмоционального истощения. Снижение эмоционального тонуса, утрата интереса к окружающему, эмоциональный дефицит, эмоциональная отстраненность или эмоциональное перенасыщение. Возможны частые агрессивные реакции, необоснованные вспышки гнева, появление симптомов депрессии. В крайних проявлениях человека почти ничто не волнует из профессиональной деятельности, почти ничто не вызывает эмоционального отклика - ни положительные, ни отрицательные обстоятельства. Все эти факторы свидетельствуют о наличии эмоционального выгорания.

Средний уровень эмоционального истощения. Присутствуют отдельные симптомы эмоционального истощения (эмоциональная отстраненность, утрата интереса к окружающему), что при высоких показателях по другим шкалам, сигнализирует о начале эмоционального выгорания.

Низкий уровень эмоционального истощения. Адекватные происходящему эмоциональные реакции, сохранённые способности сочувствовать и сопереживать. Хороший эмоциональный тонус.

Деперсонализация (личностная отстраненность) - проявляется в деформации (обезличивании) отношений с другими людьми: повышении зависимости от других или, напротив, негативизма, циничности установок и чувств по отношению к реципиентам (родителям, педагогам, воспитанникам).
Высокий уровень деперсонализации. Равнодушное или негативное отношения к людям, обслуживаемым по роду работы. Формализация, обезличивание отношений с другими людьми. Клиент (пациент, подчиненный, ученик) воспринимается на уровне неодушевленного предмета, само присутствие которого порой неприятно. Возможна повышенная зависимости от других или, напротив, негативизм, циничность установок и чувств по отношению к ним. Частая раздражительность, конфликтность.

Средний уровень деперсонализации. Возникновение равнодушного и даже негативного отношения к людям, обслуживаемым по роду работы. Контакты с ними становятся формальными, обезличенными. Зарождение скрытых негативных установок к ним, реализующихся пока во внутренне сдерживаемом раздражении, но в скором времени готовых проявиться наружу.

Низкий уровень деперсонализации. В большинстве случаев наблюдается адекватное отношение к людям, обслуживаемым по роду работы

Профессиональные  достижений(самооценка) - проявляется в тенденции к негативному оцениванию себя, снижении значимости собственных достижений, в ограничении своих возможностей, негативизме относительно служебных обязанностей, в снижении самооценки и профессиональной мотивации, в редуцировании собственного достоинства, в снятии с себя ответственности или отстранении («уходу») от обязанностей по отношению к другим.

Высокий уровень профессиональных достижений. Адекватная самооценка своих профессиональных достижений, наличие значимой мотивации профессиональной деятельности.

Средний уровень профессиональных достижений. Появляющаяся тенденция негативно оценивать себя, занижать свои профессиональные достижения и успехи. Либо защитное преуменьшение собственного достоинства, бессознательное ограничение своих возможностей, обязанностей по отношению к другим.

Низкий уровень профессиональных достижений. Тенденция к негативному оцениванию себя, снижение значимости собственных достижений, преуменьшение собственного достоинства и неоправданное ограничение своих возможностей. Негативизм относительно служебных обязанностей, стойкое ощущение, что выполняемая деятельность бесполезна и не нужна. Снятие с себя ответственности или отстранение ("уход") от обязанностей по отношению к другим. Снижение самооценки и профессиональной мотивации, недовольство собой, негативное отношение к себе как личности.

Все три шкалы (эмоциональное истощение, личностная отстраненность, профессиональные достижения) делятся на три уровня (высокий, средний, низкий). В первых двух шкалах высокий уровень — это критическая норма, а в третьей шкале критическая норма низкий уровень.

Общая картина:

Всего ответили на анкеты 14 человек.

Эмоциональное выгорание высокий уровень у 36% (5 чел) педагогов.

                                              Средний уровень у 43 % (6 чел) педагогов.

                                              Низкий уровень у 21% (3 чел) педагогов.

Личностная отстраненность высокий уровень у 21 %(3чел) педагогов.

                                                  Средний уровень у 43% (6 чел) педагогов.

                                                  Низкий уровень у 36% (5 чел) педагогов.

Профессиональные достижения низкий уровень у 36% (5чел) педагогов.

                                                     Средний уровень у 50% (7 чел) педагогов.

                                                     Высокий уровень у 14% (2 чел) педагогов.

7.Упражнение “Снежный ком”.

Цель: снизить эмоциональное напряжение.

Как правило, в тренинговых группах принято называть друг друга по имени, поэтому забудьте все на некоторое время, что у вас есть имя.

Инструкция: Устройтесь поудобнее, по очереди будем называть не свое имя, а прилагательное, отражающее ваше настроение или состояние. Например, Я спокойная.

8. Упражнение “Поменяйтесь местами те, кто…”

Цель: установить контакт и создать положительную мотивацию к тренингу.

Инструкция: Стоящий в центре круга (для начала им буду я) предлагает поменяться местами (пересесть) всем тем, кто обладает каким-то признаком. Например, когда я скажу: «Поменяйтесь все те, кто полон сил и энергии», все те, кто относит себя к данной категории, должны поменяться местами.

Примерный перечень:

- Часто чувствует усталость.

- У кого настроение жизнерадостное, полное оптимизма.

Обсуждение: Давайте подведем итоги первой части нашего тренинга, которая была направленная на адаптацию, лучшее узнавание партнёра, повышение настроения. Расскажите ваши эмоции.

9.Упражнение «Лимон»

Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.

Сядьте удобно: руки свободно положите на колени (ладонями вверх), плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находиться в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. Затем выполните упражнение двумя руками. Расслабьтесь. Наслаждайтесь состоянием покоя. 

10. Упражнение «Скажи три слова о своей работе не задумываясь»

Цель: увидеть ценности своей работы для себя.

11.Упражнение «Ласковый дождь»

Цель: релаксация

«Предлагаю вам встать в круг и повернутся на право. (Звучит релаксирующая музыка «Шум дождя»). Положите руки на плечи друг другу. Закройте глаза. В сказочной стране пошел дождь. Он дает силу и смывает усталость.  Изобразите дождь на спине соседа… Пошел сильный дождь с крупными каплями…Капли падают и скатываются по спине… Дождь становится мельче…Медленнее… Отпустите соседа…...Подставьте руки дождю… лицо…почувствуйте, как приятные, свежие капли скатываются по нему. Вдохните глубоко, но не напрягаясь, ощутите природу после дождя: Вдох-выдох- 3 раза. Спасибо.»

Рекомендации

1. Научитесь по возможности сразу сбрасывать негативные эмоции, а не вытеснять их в психосоматику. Как это можно сделать в условиях работы в детском саду:

 — громко запеть;

 — резко встать и пройтись;

 — быстро и резко написать или нарисовать что-то на доске или листе бумаги;

 — измалевать листок бумаги, измять и выбросить.

 2. Если у вас имеются нарушения сна, старайтесь читать на ночь стихи, а не прозу. По данным исследований ученых, стихи и проза различаются по энергетике, стихи ближе к ритму человеческого организма и действуют успокаивающе.

 3. Каждый вечер обязательно становитесь под душ и проговаривая события прошедшего дня, «смывайте» их, т. к. вода издавна является мощным энергетическим проводником.

 4. Начинайте восстанавливаться уже сейчас, не откладывайте на потом!

12.Упражнение

«Мои достоинства»

Цель: Поднятие самооценки

«Сейчас на альбомном листе мы каждый рисует солнышко. В центре солнышка пишем свое имя, а лучиков у солнышка должно совпадать с количеством человек. Теперь пускаем свои солнышки по кругу, а мы друзья пишем положительные качества, достоинства, пожелания этого человека…Листочек должен прийти к вам. Посмотрите, что вам написали. Теперь этот листочек надо повесить на видное место, когда вам будет плохо вы посмотрите и настроение у вас поднимется.»

ЛИТЕРАТУРА

  1. Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов: диагностика, тренинги, упражнения / Авт.-сост. О.И. Бабич. – Волгоград: Учитель, 2009.
  2. Психология здоровья: учебник для вузов / Под ред. Г.С. Никифорова. -  СПб.: Питер, 2003.
  3. Федоренко Л.Г. Психологическое здоровье в условиях школы: Психопрофилактика эмоционального напряжения. – СПб., КАРО, 2003.
  4. Шепель В.М. Как жить долго и радостно. – М.: АНТИКВА, 2006.
  5. Эффективный учитель / Авт.-сост. О.М. Ольшевская. – Минск: Красико-Принт, 2010.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты